Филология
Вестник Нижегородского университета! им. Н.И. Ллбачевского, 2012, № 6 (1), с. 304-309
УДК 821.111(73)
ФЕНОМЕН «ЮЖНОГО РЕНЕССАНСА»
И ЛИТЕРАТУРА АМЕРИКАНСКОГО ЮГА 20-30-х гг. ХХ ВЕКА
© 2012 г. И.Б. Архангельская1,2
Нижегородский коммерческий институт 2Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского
Поступила в редакцию 23.07.2012
Анализируются особенности развития литературы американского Юга 1920 - 1930-х гг. в контексте общего подъема интеллектуальной жизни региона данного периода. Особое внимание уделяется дискуссии вокруг понятия «южный Ренессанс», деятельности писателей-«аграриев». Определены черты, характерные для литературы «южной традиции».
Ключевые слова: литература американского Юга, «южная традиция» в литературе США, писатели-
«аграрии».
Американские критики: Д.М. Бредбери [1], Р.Д. Грей [2, 3], Л.Д. Рубин [4, 5], Х.К. Холман [6] единодушны в том, что начиная с 1920-х гг. литература американского Юга переживала невероятный подъем, который оказал значительное влияние не только на развитие культуры региона, но и на литературу и культуру США в целом.
Об особенностях «южной» литературы 1920— 1930-х гг. писали и многие отечественные исследователи, среди которых Н.А. Анастасьев [7, 8, 9], М.К. Бронич [10], В.В. Переяшкин [11], Л.Н. Семенова [12], Е.А. Стеценко [13], В.И. Яценко [14] и др. Большое внимание отечественные критики уделяли У. Фолкнеру (W. Faulkner), Р.П. Уоррену (R.P. Warren), манифесту «южных аграриев». Однако в российском литературоведении этот период в литературе американского Юга до сих пор не изучался комплексно. Малоисследованным остается творчество писателей так называемого второго ряда (А. Тейта, С. Янга, К. Гордон и др.), а также история журнала «Фьюджитив» (The Fugitive), который, несомненно, стал событием в интеллектуальной жизни южан и оказал огромное влияние на развитие литературы, критики и гуманитарного образования в южных штатах.
В данной статье рассматривается начало «Ренессанса» в литературе американского Юга в контексте интеллектуальной активности региона и продолжающейся борьбы писателей-«южан» за создание своей истории Гражданской войны 1861-1865 гг., а также новые материалы, связанные с деятельностью группы литераторов, основавших журнал «Фьюджитив» (1922-1925), многие из которых позднее стали участниками движения «южных аграриев».
Вряд ли можно согласиться с литературоведом Х.К. Холманом, который назвал вторую половину XIX века «темной ночью южной литературы» [6, р. 189], но этот период, несомненно, кажется «застоем» по сравнению с 1920-1930 гг., отмеченными интеллектуальным подъемом и творческой активностью писателей Юга. Расцвет южной литературы, который большинство критиков датируют 20-60-ми годами ХХ века, получил название «южного Ренессанса» [1]. И хотя некоторые исследователи выражают сомнение по поводу правомочности использования этого термина, аргументируя это тем, что «возрождаться было нечему» [7, с. 268], понятие «южный Ренессанс» прочно закрепилось в литературоведении.
Предметом дискуссии стали причины возникновения этого феномена. Если Т.Д. Янг придерживался мнения, что в 20-е гг. «стрелка повернула на Юг случайно» и «Ренессанс» не имел под собой никакой почвы [1, р. 261], то Л.Д. Рубин, напротив, считал это явление закономерным именно в то время, когда Юг, теряя свою «особость», превращался в часть современной Америки [5, р. 189-191].
Х.К. Холман рассматривал «южный Ренессанс» на фоне общеамериканской литературной активности 20-30-х гг., а его наблюдения позволяют сделать вывод о том, что расцвет южной литературы являлся частью общего процесса США данного периода. Об этом свидетельствует появление в американской литературе таких писателей и поэтов, получивших мировое признание, как Э. Хемингуэй, Ф.С. Фитцже-ральд, Х. Крейн, Д. Дос Пассос. Как и писате-лям-южанам, им были чужды ценности индустриальной Америки. Вместе с тем, в отличие от
южан, они не ощущали тяги к земле, к месту, где родились и выросли. И если для южан точкой отсчета был 1861 год - начало Гражданской войны, и вся американская история делилась ими на два периода: «до войны» и «после войны», то для Э. Хемингуэя, Ф.С. Фитцжеральда, Х. Крейна, Д. Дос Пассоса, представителей так называемого потерянного поколения (lost generation), определяющим событием в творческих судьбах стала Первая мировая война. Европа была для этих писателей второй родиной. О Париже, где они под руководством Гертруды Стайн приобщались к «высокому» искусству, некоторые из них, например, Э. Хемингуэй, писали с большей любовью, чем о своей родине.
Среди особенностей литературы «южного Ренессанса» критики отмечают интерес к проблеме насилия, патологии, всему странному и уродливому, а также «предчувствие конфликта, ощущение трагического... веру в то, что человеческая природа загадочна и непредсказуема» [4, p. 263]. Однако вряд ли можно согласиться с тем, что интерес к подобной проблематике отличает лишь творчество писателей американского Юга первой половины ХХ века. Темы эти разрабатывались и в творчестве Д. Джойса, Ф. Кафки, М. Пруста и др.
Отличительной чертой «Ренессанса» называют и его историческую ориентацию, расцвет жанра исторического романа. Это объясняется, прежде всего, потребностью искать решение современных проблем в прошлом, а также сложившейся в литературе американского Юга в XIX веке традицией постоянного переосмысления истории своего края. Большинство писате-лей-южан в 1920-1930-е гг. обращались к жанру исторического романа: Д. Бойд (J. Boyd), С. Янг (S. Young), М. Митчелл (M. Mitchell), Т.С. Стриблинг (T.S. Stribling), К. Гордон (C. Gordon), Э.Н. Лайтл (A. Lytle), А Тейт, У. Фолкнер и многие другие, причем теме Гражданской войны посвящена большая часть их произведений.
Одним из наиболее ярких явлений «южного Ренессанса» стала деятельность «беглецов», группы литераторов, возникшей в стенах Ван-дербильдского университета в г. Нэшвилл, штат Теннесси, выражавших свои взгляды на страницах журнала «Фьюджитив» («Fugitive» - «Беглец»), а также движение «аграриев», которое оказало большое влияние не только на литературу, но и на всю социальную и культурную жизнь Юга 20-30-х гг. и последующего времени.
В 1922 г., когда молодой человек без определенных занятий, будущий Нобелевский лауреат по литературе У. Фолкнер, пробовал свои силы в поэзии, а двадцатидвухлетняя М. Митчелл, репортер «Атланта Джорнел Мэгэзин»
(Atlanta Journal Magazine), интервьюировала голливудских звезд, чикагского миллионера и «простых парней из Атланты», южные интеллектуалы, среди которых были Д.К. Рэнсом (D.C. Ransom), А. Тейт, У.Я. Эллиотт (W.Y. Elliott), Д.М. Фрэнк (J.M. Frank), С.М. Хирш (S.M. Hirsh), У.К. Фриерсон (W.C. Frierson), С. Джонсон (S. Johnson), А.Б. Стивенсон (A.B. Stevenson), Р.П. Уоррен (R.P. Warren), Д. Дэвидсон (D. Davidson), М. Мур ( M. Moore), У.К. Карри (W.C. Curry), А. Старр (A. Starr), Л. Райдинг (L. Riding), Д.И. Уиллс (J.E.Wills), У.Р. Уиллс (W.R. Wills), объединились вокруг журнала «Фьюджитив».
Центральной фигурой среди «беглецов» был Д.К. Рэнсом, преподаватель английского языка в Вандербильдском университете. Именно ему удалось собрать вокруг себя близких по духу поэтов и писателей. В 1921 г. в Нэшвилле в доме бизнесмена Дж. М. Франка группа литераторов во главе С. Д.К. Рэнсомом организовала поэтические чтения. Участники литературных встреч читали коллегам свои стихи, копии которых каждый слушатель получал на руки. Затем следовал тщательный разбор поэтического текста. Анализу талантливых произведений литераторы уделяли много времени, в то время как не очень удачные стихотворения и поэмы практически не обсуждались. К концу года у участников литературных чтений возник замысел создать журнал и напечатать в нем свои лучшие поэтические произведения и литературную критику.
Тексты для первого номера были выбраны в ходе тайного голосования. Большинство поэтических произведений, опубликованных в журнале, имели экспериментальный характер. Авторы, за исключением Д.К. Рэнсома, были начинающими поэтами.
«Беглецов» волновал разлад между ценностями искусства и состоянием цивилизации. «Беглец», по словам А. Тейта, «означало просто Поэт, Странник, Вечный Жид, отверженный человек, несущий в себе тайную мудрость мира» («a Fugitive was quite simply a Poet: the Wanderer, or even the Wander Jew, the Outcast, the man who carries the secret wisdom around the world») [7, с. 450]. На страницах журнала члены этой группы выступали как поэты, писатели, критики. Они интересовались «высокой» поэзией, и образцами для них были У. Вордсворт, С. Кольридж, Э. Паунд, Т.С. Элиот. Как критики, они исследовали текст, стремясь к его «глубокому прочтению», определению его всеобщего и конкретного смысла, выявлению значения метафор, сравнений, системы образов, расшифровке символики. Позднее А. Тейт, К. Брукс, Д.К. Рэнсом выразили свои взгляды в ряде пуб-
ликаций: А. Тейт «Реакционное эссе о поэзии и идеях» (Reactionary Essays on Poetry and Ideas), 1936; К. Брукс «Современная поэзия и традиция» (Modern Poetry and the Tradition, 1939); Д.К. Рэнсом «Новая критика» (The New Criticism, 1941). Взгляды на литературу, подход к анализу текста представителей этого направления во многом сближает их с русской «формальной» школой: Б.М. Эйхенбаумом, В.В. Шкловским, Б.Б. Томашевским. Для литературы Юга деятельность «беглецов» была новым этапом, который означал выход с провинциального на мировой уровень.
В своей поэзии «беглецы» касались самых разных тем: природы, философских вопросов бытия, общения с богом, войны Севера и Юга. В их творчестве много общего с поэзией транс-цеденталистов: Г.Д. Торо (H.D. Thoreau) и Р.У. Эмерсоном (R.W. Emerson). Большое влияние на них оказали писатели-модернисты, в первую очередь Т.С. Элиот.
Деятельность поэтов и критиков, авторов журнала «Фьюджитив», вскоре приобрела национальный масштаб и оказала огромное влияние на развитие американской литературы. Подробно об этом в своих трудах рассказали Ш.Х. Бек [15] и Д.М. Бредбери [16].
В 1925 году журнал «Фьюджитив» прекратил свое существование, и каждый из «беглецов» пошел своим путем. Журналы стали биографической редкостью, но затем все номера были опубликованы в сборнике «Фьюджитив: Журнал поэзии. Тома 1-4, 1922-1925 (The Fugitive: A Journal of Poetry. Volumes 1-4, 1922-1925).
Позднее многие из «беглецов» присоединились к движению «аграриев», которое возглавили Д.К. Рэнсом и Д.Д. Дэвидсон. «Аграрии» выступали против индустриализации Юга, коммерциализации всех сфер человеческой жизни. Как и писателям-«южанам» «плантаторской традиции», жизнь представлялась им «потерянным раем». Позднее, в беседах с бывшими «беглецами», Р.П. Уоррен объяснил свой интерес к движению «аграриев» следующим образом: «Мой эмоциональный интерес к аграриям был вызван стремлением как бы вновь пережить историю, воссоздать ее и переосмыслить» [17, с. 351].
«Старый Юг» писатели-«аграрии» считали гармоничным обществом, в котором отношения между людьми были простыми и естественными. Южане ощущали распад понятия «личность». В современной им демократической Америке их деятельность была протестом против обезличивания и обесценивания человека. Прошлое «аграрии» рассматривали как критику настоящего, пытаясь на его примере оценить
«те утраты и те нравственные приобретения, которые люди получили взамен лишений в прошлом» [17, с. 353]. История Юга казалась им великой историей, «парадом ярких личностей», представляющих индивидуальные ценности.
В 1920-е гг. многие писатели-«аграрии» обращались к жанру исторической биографии. А. Тейт пытался написать биографию генерала Роберта Ли - «южного» короля Артура, но так и не закончил ее. Р.П. Уоррен совместно с К. Ван Вудвордом (C. Vann Woodward) в своем исследовании «Джон Браун. История мученика» (John Brown: The Making of a Martyr, 1929) хотели переосмыслить аболиционистский миф, созданный на Севере о знаменитом американском борце за свободу негров. Э. Лайтл в эти годы работал над биографией прославленного южного генерала Н.Б. Фореста. Все эти исследования были подготовкой писателей-южан к художественной прозе и получили осмысление в исторических романах С. Янга (S. Young) «Алая роза» (So Red the Rose, 1934), Э.Н. Лайт-ла «Долгая ночь» (The Long Night, 1936), А. Тейта «Отцы» (The Fathers, 1938) и др.
В своих поэтических произведениях «аграрии» прославляли героев конфедерации. Так, в стихотворении «Ли в горах» (Lee in the Mountains, 1938) Д. Дэвидсон писал о мужестве генерала-«южанина» Роберта Ли. А. Тейт посвятил павшим южанам «Оду погибшим конфедератам» (The Ode to the Confederate Dead, 1928), которая вызвала резонанс далеко за пределами южных штатов. В 1964 г. Р. Лоуэлл (R. Lowell) опубликовал сборник стихов «Погибшим юнионистам» (For the Union Dead). Это был ответ литераторов-«северян» А. Тейту.
В 1930 г. двенадцать «южных» интеллектуалов - писателей, поэтов, критиков, историков - Д. Дэвидсон, Д.К. Рэнсом, А. Тейт, Ф.Л. Аузли (F.L. Owsley), Э.Н. Лайтл, Х.К. Никсон (H.C. Nixon), Р.П. Уоррен, Л.Х. Ланьер (L.H. Lanier), Д.Г. Флетчер (J.G. Fletcher), С. Янг, Д.Д. Уэйд (J.D. Wade) и Х.Б. Клайн (H.B. Kline) -опубликовали сборник статей, в котором пытались выразить свое отношение к различным проблемам Юга. Статьи не задумывались авторами как единое целое, но, собранные воедино, под названием «Займу свою позицию» (I’ll Take My Stand), стали своеобразным манифестом «южных аграриев» [18]. Авторы сборника подчеркивали, что о политической независимости Юга не может быть и речи. Вместе с тем они призывали сохранить автономию Юга в области морали, социальной жизни и экономики. Они понимали, что нельзя вернуть Юг к его довоенному состоянию, признавали неизбежность и
некоторую пользу индустриализации, но призывали ограничить ее определенными рамками, поддерживать на достойном уровне аграрный уклад региона. В одной из главных программных статей сборника «Подвергшиеся Реконструкции, но не изменившиеся» (Reconstructed but Unrenegate). Д.К. Рэнсом пытался защитить южную культуру и искусство, которое, по его мнению, отличает высокая духовность. Он советовал южанам объединиться с аграриями Запада для утверждения патриархального уклада.
Д. Дэвидсона, автора «Зеркала для художника» (A Mirror for Artists) беспокоило состояние искусства в современном индустриальном обществе. Он считал, что массовое производство способствует уничтожению настоящего искусства. Эта проблема волновала и Э. Лайтла. Известный писатель-«аграрий» советовал южанам обратиться к народной культуре и черпать из нее вдохновение. «Аграрному Югу», чья культура была «испорчена», но не уничтожена Гражданской войной и ее последствиями, по мнению Э. Лайтла, «следовало бояться индустриализации как ядовитой змеи» [18, p. 234].
В сборнике «Займу свою позицию» интересна и статья историка Ф.Л. Аузли «Неразрешимый конфликт» (The Irrepressible Conflict), в которой автор, обращаясь к событиям войны 1861-1865 гг., оспаривает официальную версию о том, что она была войной прогрессивного Севера за ликвидацию института рабовладения. Исходя из политической и экономической ситуации, сложившейся в Америке к середине XIX века, Аузли приходит к выводу, что Северу война была нужна для расширения границ, в которых ему стало тесно. Главной причиной этого «неразрешимого конфликта», с его точки зрения, являлось стремление Союза создать единое экономическое пространство и единый рынок.
Отказывая северянам в «высоких» чувствах и трактуя их политику только с прагматической точки зрения, Аузли не столь критичен по отношению к южанам. Юг, как считал историк, сражался и погиб за свой идеал, воплощением которого было аграрное общество.
В вошедшей в сборник статье «Заметки о религии Юга» (Remarks on the Southern Religion) А. Тейт, размышляя об исторической судьбе своего края, высказывает мысль о том, что «старый Юг» был обречен на поражение и этому способствовали силы, разрушавшие его изнутри. Роль разрушителя, полагал он, сыграл протестантизм - религия, призванная защищать буржуазные ценности развитого капиталистического общества. Для традиционной аграрной культуры, как утверждает автор статьи, более
органичен католицизм. Эта идея была позднее развита в романе А. Тейта «Отцы», но не получила широкой поддержки на Юге. В эссе «Заметки о религии Юга» справедливо отмечено, что тормозом успешного развития довоенной экономики служила система рабовладения. Однако ни социально-политическая структура плантаторского Юга, ни его обычаи и уклад не критикуются автором.
Взгляды авторов манифеста «Займу свою позицию» сформировались на «южной» почве и были связаны со спецификой «южного мироощущения». Однако в них можно выделить нечто универсальное для всех аграрных обществ и течений - ощущение своей исключительности, духовности, мессианства. «Южные аграрии» считали, что они могут сделать Америку лучше. В их статьях заметно чувство превосходства и даже некоторое сочувствие по отношению к «обогащающейся Америке». Несомненно, этот манифест был выражением вечного конфликта «аграрное - индустриальное». Несколько десятилетий он был предметом дискуссий американских интеллектуалов: историков, литераторов, экономистов, социологов. Следует подчеркнуть, что литература 1930-х гг. сыграла значительную роль в формировании сознания среднего американца.
Идеи «аграриев» нашли отражение не только в творчестве А.Тейта, Р.П. Уоррена, Э. Лайтла, С. Янга, но и в романах У. Фолкнера, М. Митчелл - писателей, не участвовавших в движении «аграриев», но во многом разделявших их взгляды.
«Лучшая наша литература с Юга. Южане проиграли войну, но выиграли великую литературу. Может быть, она и родилась у них потому, что они много страдали», - писал на страницах «Литературной газеты» директор библиотеки Конгресса США Джеймс Биллингтон [19].
В 1930-е гг. подъем литературы американского Юга был связан не только с программными манифестами «южных» интеллектуалов, но и с появлением значительных произведений писателей-«южан», которые стремились рассказать свою версию истории края. Наиболее значимыми среди романов тех лет стали «Отцы» А. Тейта, «Красная роза» С. Янга, «Никто не обернется» (1937) К. Гордон.
Всемирную известность получил бестселлер «Унесенные ветром» (Gone with the Wind, 1936) М. Митчелл, ставший «южной» контроверзой «Хижины дяди Тома» Г. Бичер-Стоу.
Литературной вершиной этого периода в литературе Юга можно считать творчество У. Фолкнера, чьи романы «Авессалом! Авессалом!» (Absalom! Absalom!, 1936), «Непобеж-
денные» (The Unvanquished, 1938) стали неотъемлемой частью мирового интеллектуального наследия, оставаясь при этом яркими образцами литературы «южной традиции».
Все выше перечисленные романы имеют черты, характерные для литературы Юга: они объединены временем (Гражданская война 1861— 1865 гг. и период Реконструкции), местом (действие в них происходит в одном из южных штатов), системой образов (во всех романах присутствуют «благородный южный аристократ», «южная красавица», «негодяи-янки», «верные послушные рабы», «белая беднота»). Каждый из писателей-«южан» стремился рассказать свою версию истории гибели прекрасной цивилизации, уничтоженной варварами-«северя-нами». Роман М. Митчелл «Унесенные ветром» стал одной из самых известных «южных» трактовок войны Севера и Юга и послевоенных лет. Популярность роману добавила экранизация 1939 г. Благодаря ей, трагедия американского Юга приобрела всемирное звучание и массу сочувствующих.
В 1930-е гг., переживая вместе со всей страной экономический кризис и депрессию, жители южных штатов США стали ощущать себя как часть не только «южной» общины, но и всей Америки, изменилось их отношение к себе и окружающему миру. По словам американского писателя и критика А. Тейта (A. Tate), «Юг ...огляделся и впервые с 1830-х годов увидел, что не во всем виноваты янки» [20, p. 92].
Американский историк и культуролог К. Ван Вудворд в книге «Бремя южной истории» подчеркивал, что регионализм Юга долго подпитывался трагической историей штатов, большую роль в укреплении «южной» мифологии сыграли и авторы манифеста «Займу свою позицию», и писатели-«южане» 1930-х гг. Однако со временем общеамериканские ценности и мифы стали частью южной культуры [21, p. 13-14]. Несомненно, Вудворд прав. После Второй мировой войны южане перестали остро ощущать свою «региональность». Война сплотила нацию. В литературе и искусстве американского Юга возникли новые темы.
Тем не менее «южная традиция» ощутима и в творчестве писателей американского Юга второй половины ХХ века: У. Фолкнера, У. Стайрона, Э. Эдамс (A. Adams), Ч. Фрейзира (Ch. Frazier), К. Э. Портер (K.A. Porter), Ю. Уэлти (E. Welty) и многих других. Для полного понимания их творчества следует хорошо знать историю региона, деятельность «южных» интеллектуалов 1920-1930-х гг. и особенности «южного Ренессанса».
Список литературы
1. Bradbury J.M. Renaissance in the South: A Critical History of the Literature 1920-1960. Chapel Hill: University of North Carolina Press, 2011. 222 p.
2. Gray R.J. The Literature of Memory: Modern Writers of the American South. NY: The Johns Hopkins University Press, 1977. 390 p.
3. Gray R.J. Writing the South: Ideas of an American Region. Baton Rouge: LSU Press, 1997. 343 p.
4. The History of Southern Literature I Ed. by L.D. Rubin, Jr. et al. Baton Rouge: LSU Press, 1985. 626 p.
5. Rubin L.D. The Faraway Country. Writers of the Modern South. Seattle: University of Washington, 1963. xvi, 256 p.
6. Holman H.C. The Roots of the Southern Writing. Essays on the Literature of the American South. Athens: University of Georgia Press, 2008. xiii, 236 p.
7. Анастасьев Н.А. Прощание с иллюзией II Иностранная литература. 1973. № 4. С. 268-270.
8. Анастасьев А.Н. Южный акцент. О становлении литературы США II Проблемы становления американской литературы. М., 1961. С. 113-154.
9. Анастасьев А.Н. Владелец Йокнапатофы. (Уильям Фолкнер). М.: Книга, 1991. 413 с.
10. Бронич М.К. Традиции «южной школы» и роман Р.П. Уоррена «Прибежище» II Межлитературные связи и проблема реализма: Межвузов. сб. Горький, 1988. С. 35-45.
11. Переяшкин В.В. Творчество американских писателей второй половины ХХ века в контексте южной литературной традиции (На материале произведений К. Маккаллерс, У. Стайрона, К. Маккарти, Л. Смит): Дис. ... д-ра филол. наук. М.: МГОУ. 2010. 490 с.
12. Семенова Л.Н. Юг в литературе США ИЛитература США !Под. ред. Л.Г. Андреева. М., 1973. С. 162-176.
13. Стеценко Е.А. Проблема времени в «южной школе» современного американского романа: Дис. ... канд. филол. наук. М.: ИМЛИ, 1978. 188 с.
14. Яценко В.И. Литература Юга США. 18651900. Иваново: Изд-во Иванов. гос. ун-та, 1984. 78 с.
15. Beck Ch. H. The Fugitive Legacy: A Critical History. Baton Rouge: Louisiana State University Press, 2001. xii, 303 p.
16. Bradbury J.M. The Fugitives: a Critical Account. Chapel Hill: University of North Carolina Press, 1958. 300 p.
17. Уоррен Р.П. Как работает поэт. Статьи. Интервью. М.: Радуга, 1988. 544 с.
18. Twelve Southerners: I’ll Take My Stand: The South and the Agrarian Tradition. By Twelve Southerners. NY: Harper & Row, 1962. 385 p.
19. Биллингтон Дж. России неповторимые черты II Литературная газета, 1988. №15, 13 апр. С. 13.
20. Tate A. A Southern Mode of Imagination II Essays of Four Decades. Chicago: Swallow Press, 1968. P. 577-592.
21. Woodward C. Vann. The Burden of Southern History. 3-d edition. Baton Rouge: Louisiana University Press, 2008. 304 p.
«THE SOUTHERN RENAISSANCE» PHENOMENON IN AMERICAN LITERATURE of 1920s - 1930s
I.B. Arkhangelskaya
The development of Southern American literature of 1920s - 1930s in the context of regional intellectual renaissance is analyzed, with the focus on the term «Southern Renaissance» and creative activity of Southern agrarian writers. The characteristic features of «Southern literary tradition» are defined.
Keywords: literature of the American South, «Southern tradition» in the US literature, «agrarian» writers.