Научная статья на тему 'Феномен взаимодействия национального и интернационального в драматургии США второй половины ХХ века'

Феномен взаимодействия национального и интернационального в драматургии США второй половины ХХ века Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
155
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДРАМАТУРГИЯ США / ЕВРОПЕЙСКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ТЕАТРАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / АМЕРИКАНСКАЯ ТЕАТРАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ЧЕХОВСКАЯ ТРАДИЦИЯ / НАЦИОНАЛЬНОЕ / ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЕ / AMERICAN THEATRE CULTURE CHEKHOV''S TRADITION / DRAMATIC ART OF THE USA / EUROPEAN THEATRE CULTURE / NATIONAL / INTERNATIONAL

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Котлярова Валентина Викторовна

В данной статье представлено исследование проблемы взаимодействия национального и интернационального в истории развития драматургии США второй половины ХХ в. Этот феномен свидетельстиву-ет о широте и многообразии единого мирового культурного пространства. Драматургия США 1950-1990-х гг. дальнейшее развитие реалистических, неомодернистских и неоавангардистских тенденций в связи с европейской классической театральной культурой. Особое значение для плодотворного развития американского театра имеет чеховская традиция. Художественный мир выдающихся драматургов США-А. Миллера, Т.Уильямса, Л.Хеллман, Э.Олби, успешно развивая национальную традицию театра Ю. О'Нила, оригинально воспринимает новаторские достижения европейского модернистского искусства, «театра абсурда» С. Беккета и Э. Ионеско. Взаимовлияния европейской и американской театральной культуры создали плеяду драматургов -экспериментаторов в 1960-е гг. и постмодернистское искусство Р.Уилсона, Р.Формена, Л.Брюера. Эффективное взаимодействие национального и интернационального как освоение разных интеллектуальных, эстетических, методологических достижений и открытий -залог перспективного развития мировой художественной мысли, создающей оригинальное драматическое искусство ХХ1 века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FENOMEN OF THE INTERACTION NATIONAL AND INTERNATIONAL IN THE DRAMATIC ART OF THE USA IN SECOND HALF OF THE 20-TH CENTURY

In this article contain investigation of problem interaction national and international in history development of dramatic art of the USA in second half of the 20-th century. This fenomen interact within a united cultural space. The dramatic art of USA 1950-h-1990-h years further development of realistic, neomodernistic, neoavangardistic tendencies in the connection with European classical theatrical culture. Special meaning for fruitful development of the American theatre has Chekhov's tradition. The artistic world outstanding playwrights of USAA. Miller, T. Williams, L. Hell-man, E. Albee combines successful development of the traditions of E.O'Neil with innovatory achievements of the European modernistic art, "Theater of the absurd" of S. Becket and E. Ionesko. The interactions of the European and American theatre culture created association of the dramatists-experimenters in 1960-h years and postmodernistic art of R. Wilson, R.Formen, L.Bruer. Effective interaction national and international as mastering of different intellectual, aesthetic, methodological discoveries and achievements is the prerequisite of perspective development of the world's artistic idea, which can create an original and international dramatic art of the 21-st century.

Текст научной работы на тему «Феномен взаимодействия национального и интернационального в драматургии США второй половины ХХ века»

THE NOVEL "DANDELION WINE" BY RAY BRADBURY AS A BILDUNGSROMAN

Sofia M. Platygina

Student Ural Federal University named after the first president of Russia B.N.Yeltsin 620002, Russia, Yekaterinburg, Mira Str, 19. kurmyana@yandex.ru

Alice S. Porshneva

Candidate of Philology, Associate Professor of the Foreign Languages Department Ural Federal University named after the first president of Russia B.N.Yeltsin 620002, Russia, Ekaterinburg, Mir Str., 19. alice-porshneva@yandex.ru

The article aims at considering novel "Dandelion wine" by Ray Bradbury as a bildungsroman by revealing in the plot features of the genre. The features used were established by Bakhtin in his work "Bildungsroman and its role in the history of realism". The research comes to the conclusion that the novel appears to be realistic type of the genre - Entwicklungsroman ("development novel").

Key words: Bradbury, Dandelion wine, bildungsroman, Bakhtin.

УДК 821.(7).09-21

ФЕНОМЕН ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО И ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОГО В ДРАМАТУРГИИ США ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА

Валентина Викторовна Котлярова

к.филол.н., доцент, Ветеран труда

Челябинский государственный педагогический университет

454080, Россия, Челябинск, проспект Ленина, 69. vadim_lebedinskii@mail.ru

В данной статье представлено исследование проблемы взаимодействия национального и интернационального в истории развития драматургии США второй половины XX в. Этот феномен свидетельствует о широте и многообразии единого мирового культурного пространства. Драматургия США 1950-1990-х гг. - дальнейшее развитие реалистических, неомодернистских и неоавангардистских тенденций в связи с европейской классической театральной культурой. Особое значение для плодотворного развития американского театра имеет чеховская традиция. Художественный мир выдающихся драматургов США-А.

© Котлярова В.В., 2012

Миллера, Т.Уильямса, Л.Хеллман, Э.Олби, успешно развивая национальную традицию театра Ю. О'Нила, оригинально воспринимает новаторские достижения европейского модернистского искусства, «театра абсурда» С. Беккета и Э. Ионеско. Взаимовлияния европейской и американской театральной культуры создали плеяду драматургов -экспериментаторов в 1960-е гг. и постмодернистское искусство Р.Уилсона, Р.Формена, Л.Брюера. Эффективное взаимодействие национального и интернационального как освоение разных интеллектуальных, эстетических, методологических достижений и открытий -залог перспективного развития мировой художественной мысли, создающей оригинальное драматическое искусство XXI века.

Ключевые слова: драматургия США, европейская классическая театральная культура, американская театральная культура, чеховская традиция, национальное, интернациональное

Современное исследование закономерностей развития мирового литературного процесса немыслимо без типологического, сравнительно-сопоставительного методов научного осмысления разных художественных общенациональных и индивидуальных творческих миров. По нашему мнению, не утратило своей актуальной значимости глубокое суждение А.П.Скафтымова - «Литературоведение открывает двери для признания необходимости общекультурных, общественных и литературных воздействий, которые коснулись личности художника» [Скафтымов 1994: 148]. Постигая своеобразие развития той или другой национальной литературы, необходимо учитывать те многообразные влияния, которые она испытывает, функционируя не в автономно-замкнутом пространстве, а в широком мировом хронотопе. Прав В.Е.Хализев, утверждая, что «культура человечества, включая ее художественную сторону, не унитарна, не однокачественно-космополитична, не «унисонна». Она имеет симфонический характер: каждой национальной культуре с ее самобытными чертами принадлежит роль определенного инструмента, необходимого для полноценного звучания оркестра» [Хализев 2000: 366]. На данное симфоническое единство мирового литературного процесса в разное время указывали выдающиеся отечественные исследователи - А.Н.Веселовский, М.М.Бахтин, В.М.Жирмунский, С.С.Аверинцев, Б.Г.Реизов, Д.С.Лихачев, Ю.М.Лотман. В контексте исследования проблем конвергенции, типологических связей литератур на уровнях проблематики, поэтики, методологии обнаруживается плодотворное взаимодействие общего и частного, национально-самобытного и всемирно-эстетического. Данное явление - наиболее существенная парадигма

развития мирового литературного процесса ХХ-ХХ1 веков, достигшая апогея в появлении и утверждении постмодернистской эстетики интертекстуальности. Лидеры постструктуралистской ориентации - Ро-лан Барт, Юлия Кристева, Жак Деррида и другие западные филологи наполнили термин «интертекстуальность» универсально-всеобщим литературным смыслом. Согласно данной концепции всё национально-своеобразное и индивидуально-оригинальное как бы растворяется в мировом культурно-художественном пространстве, когда, как пишет Ролан Барт, «каждый текст является интертекстом... Каждый текст представляет собой новую ткань, сотканную из старых цитат... Как необходимое предварительное условие для любого текста интертекстуальность не может быть сведена к проблеме источников и влияний; она представляет собой общее поле анонимных формул, происхождение которых редко можно обнаружить, бессознательных или автоматических цитат, даваемых без кавычек». [Барт 1996: 218]. Оригинальный концепт - «Мир как текст», предложенный французскими учеными, способствовал эффективному развитию мировой литературоведческой мысли, направленной на постижение эстетической многосложности как отдельных национальных литератур, так и индивидуальных творческих феноменов.

Всё вышесказанное в полной мере проявилось в истории развития драматургии США XX в. Подлинно национальная американская реалистическая драма, возникшая значительно позднее западноевропейской, как «дитя XX века», вбирает в себя весь мировой художественный опыт: от театра Эсхила, Софокла, Еврипида до «новой драмы» Г.Ибсена, Г.Гауптмана, А.Стриндберга, А.П.Чехова и модернистской, авангардистской, неореалистической, постмодернистской поэтики XX-XXI вв. Творчески осваивая классические литературные традиции, драматургия США стремится к собственным новаторским достижениям и открытиям, обращаясь к актуальным социально-психологическим и философским проблемам, дерзко экспериментируя с разными нереалистическими художественными системами - символизмом, натурализмом, экспрессионизмом, модернизмом, постмодернизмом.

Начиная с Юджина О'Нила - основоположника национальной со-циально-психологической драмы США, американская театральная культура впитывала и творчески развивала многовековой европейский художественный опыт, создавая собственный оригинальный «великолепный, страшный и величавый мир». От одноактных «морских пьес» 1910-х гг. до великих произведений 1920-1950-х гг., в развитии своей гениальной творческой мысли, в создании собственной философско-психологической концепции трагического Ю.О'Нил опирался на клас-

сические образцы античной драматургии «великих греков», усвоение ренессансных открытий Вильяма Шекспира, новаторские достижения ибсено-чеховского европейского театра. При этом он бесстрашно бросил вызов отечественной романтической мелодраме и хоуэллсианской «изысканной традиции» «нежного реализма». Он впервые обратился к художественной разработке как наболевших национальных проблем (расовой дискриминации, «американской мечты и суровой реальности, социальной несправедливости»), так и глобальных философских вопросов бытия мира и человека. Первым в истории драматургии США он вывел на сценические подмостки нищету и жестокость, грубость, эгоизм и беззаконие. Героями его театра впервые стали не благородные леди и джентльмены, а «униженные и оскорбленные» представители демоса, те «отверженные», присутствие которых в художественной культуре США считалось антиэстетичным и порочным.

Творчество Ю.О'Нила, став «зарей» американской драматургической истории, заложило фундамент такого театрального искусства, в котором стало органично взаимодействие национального и интернационального, классического и экспериментального, общепризнанного и индивидуально-самобытного. Юджину О'Нилу удалось поднять театр США XX в. до уровня «большого реалистического американского романа» Марка Твена, Теодора Драйзера, Джона Стейнбека, Уильяма Фолкнера, Эрнеста Хемингуэя. На этой мощной основе национальной и мировой славы Ю.О'Нила стала интенсивно развиваться вся драматургия США XX века. В середине и второй половине XX в. она обогатилась новыми жанрами и художественными талантами, которые стали достоянием общечеловеческой гуманитарной культуры. Так, в 1950-е гг. на американской реалистической сцене утвердилась политическая и историческая драма, представленная пьесами острой социально-критической проблематики и своеобразной поэтики. Это - «Дело Моррисона» (1952) А.Мальца, «Вершители зла» (1955) Д.Беллака, «Карьера» (1957) Д.Ли, «Человек, который никогда не умрет» (1954) Б.Стэвиса, «Получит в удел ветер» (1955) Д.Лоренса и Р.Ли, «Восход над Кампобелло» (1958) Д.Шэри, «Андерсонвильское дело» (1959) С.Левитта. Все эти произведения, оригинально разрабатывая такие наболевшие национальные проблемы, как преследование инакомыслящих в эпоху маккартизма, социальное неравенство и вопросы рабочего движения «красных тридцатых», исследуя трагические последствия гражданской войны и роль личности в историческом процессе США на подлинном биографическом материале жизни «рабочего трубадура» Джо Хилла и «великого Президента» Франклина Делано Рузвельта, обнаруживают в полной мере творческое единство частного и

общего, национальной о'ннловской традиции и художественных достижений европейской «новой драмы» - Б.Шоу, Г.Гауптмана, А.П.Чехова. Это ярко проявляется в изображении сущности внешнего и внутреннего конфликта данных пьес; мастерстве взаимодействия художественности и документальности; введении приемов дискуссии, подводного течения, несобственно-прямой речи, психологически заостренных ремарок, гуманистического звучания открытого финала. С целью эстетической передачи колорита эпохи, художественной разработки образов авторы данных пьес талантливо использовали возможности других искусств - музыки, живописи, поэзии.

Все выдающиеся драматурги США второй половины XX в. - Артур Миллер, Теннеси Уильяме, Лилиан Хеллман, Эдвард Олби блистательно углубляли и развивали о'ниловскую классическую традицию, виртуозно использовали новаторские достижения национального театрального искусства 1930-1940-х гг. от исторических драм Максвелла Андерсона и философских притчевых пьес Торнтона Уайлдера до со-циально-критических произведений плеяды радикально настроенных мастеров сцены «красных тридцатых» - Джона Говарда Лоусона, Альберта Мальца, Элмера Райса, Клиффорда Одетса, в творчестве которых оригинально сочетались художественность и публицистичность, обобщенная плакатность и утонченный психологизм, «Ибсен, Чехов и агитпроп». Вместе с тем в художественном мире каждого из этих крупнейших американских драматургов, помимо национальной, присутствует могучее влияние мировой классической театральной культуры. В творчестве Артура Миллера - это трагедийная греко-шекспировская традиция и новая эстетика Генрика Ибсена, что отчетливо проступает в философско-психологическом и нравственном аспектах таких его пьес, как «Все мои сыновья» (1947), «Смерть коммивояжера» (1949), «Суровое испытание» (1953), «Вид с моста» (1957), «Поле грехопадения» (1964), «Сотворение мира и другие дела» (1972), «Часы Америки» (1980). Европейские эстетические влияния А. Миллер считал интересными и плодотворными для развития социально-психологической американской драмы. «Когда пьеса "Все мои сыновья" прошла на Бродвее, - писал он, - все дружно окрестили пьесу "ибсеновской"» [Miller 1957: 12]. Театр в стиле Ибсена Артур Миллер назвал «пророческим». По его мнению, пишущий для такого театра должен осмыслять важнейшие современные проблемы. Во всех вышеназванных произведениях А.Миллера центром драматического действия выступает семья. Для автора - это социум в миниатюре. Внутрисемейные конфликты; вопросы нравственного выбора, долга,

чести, совести трактуются им в широком контексте социально-философского бытия.

Теннесси Уильяме, создавая «новый пластический театр», синтезировал не только классический отечественный и мировой литературный опыт, но и эстетику других искусств - музыки, живописи, танца, пантомимы, кинематографа. Его драматургия, вырастая из увлечения европейской романтической поэзией и собственного поэтического творчества (сборники - «В стуже городов» и «Андроген, любовь моя»), впитала как реалистические традиции, так и достижения символизма и натурализма. Всё вышесказанное подтверждает новаторский «пластический театр» Т.Уильямса, среди наиболее значительных произведений которого - «Стеклянный зверинец» (1944), «Трамвай "Желание"» (1947), «Орфей спускается в ад» (1957), «Сладкоголосая птица юности» (1959), «Ночь игуаны» (1962). В поэтике данных пьес, их утонченном психологизме и чарующей музыкальности, по признанию самого автора, велико влияние новаторского театра А.П.Чехова, которого Бернард Шоу называл «поэтом на сцене», а Андре Моруа «Шопеном в драматургии». Чеховская эстетика «новой драмы» оказала наиболее глубокое воздействие на художественное сознание всех крупных драматургов США, что во многом способствовало эффективному развитию их писательского таланта. «Чехов несет ответственность за развитие всей мировой драмы XX века» [Лит. газета 1969: 3], - говорил Эдвард Олби в беседе с Я.Н.Засурским. Правду этой мудрой мысли подтверждает вся драматургическая история США XX в., начиная с театра Юджина О'Нила.

Драматургия «Первой леди американского театра» - Лилиан Хеллман, сформировавшаяся еще в 1930-1940-е гг., по своей проблематике и методологии в наибольшей степени тяготеет к большой американской реалистической прозе. Ее пьесы - «Настанет день» (1936), «Лисички» (1939), «Стража на Рейне» (1941), «Другая часть леса» (1946), созданные на специфическом национальном материале, отличаются тщательной разработкой как внешнего - социального, так и внутреннего - психологического - конфликта; классическим реалистическим мастерством изображения многообразных характеров, искусным владением всеми приемами классической драматургической техники.

Особое место в творчестве Л. Хеллман занимают поздние пьесы -«Осенний сад» (1951) и «Игрушки на чердаке» (1960). Несмотря на свой американский национальный колорит, это, с точки зрения и проблематики, и поэтики - интернациональные произведения, в которых явственно проступают «силуэты» великих европейских и русских пи-

сателей - Г.Ибсена, Ч.Диккенса, Д.Голсуорси, Б.Шоу, А.П.Чехова, А.М.Горького. В наибольшей степени Л.Хеллман близка чеховская традиция изображения американского «дома, где разбиваются сердца» в пьесе «Осенний сад». Типологические связи «Осеннего сада» Л.Хеллман и «Вишневого сада» А.П.Чехова можно углубленно исследовать на всех уровнях - проблематики, характерологии, драматургической поэтики, методологии. Во многом это объясняется поклонением Л.Хеллман А.П.Чехову как величайшему мастеру «твердого пера», способного «видеть жизнь такой, каковое она есть». Впоследствии она издаст в США «Письма Антона Чехова» и неоднократно выразит свое восхищение новаторством русского гения в мемуарных книгах 1970-х гг.

Эдвард Олби - один из крупнейших современных драматургов США, дебютировавший в 1958 г. пьесой «История в зоопарке», - по нашему мнению, является наиболее ярким и выразительным образцом взаимодействия национального и интернационального в своем интеллектуальном театре. Возглавив движение «внебродвейских» театров в «критическое десятилетие» 1960-х гг., он как мыслитель и художник возглавил поиск новых форм и средств художественной выразительности на путях экстравагантного эксперимента. Сложность и противоречивость его философско-эстетических исканий, стремление синтезировать европейские и национальные реалистические традиции с дерзким утверждением: «Необычное. Невероятное. Неожиданное - вот природа театра» [Злобин 1968: 102] создали в американской филологии напряженную дискуссионную ситуацию в решении проблем творческой индивидуальности писателя, его стилевых и методологических исканий. Такие литературоведы, как М.Рутенберг, К.Хьюгс, Х.Бигсби считают его мастером реалистического письма, стремящимся «превращать факты в правду»; другие критики - Р.Эмэчер, Р.Кон делают акцент на авангардистской формальной изощренности его театра в ущерб смысловой наполненности отдельных пьес; М.Эсслин, Р.Скичнер, Р.Зимбардо в своих исследованиях исходят из увлечения Э.Олби французской антидрамой С.Беккета, Э.Ионеско, Ж.Женэ, влияние которой весьма ощутимо в поэтике многих его пьес, и создают ему славу лидера американского «театра абсурда». Театроведы Г.Клермен, Д.Триллинг, А.Стенз, Л.Каспер видели в художественных опытах Э.Олби - сближение с символизмом, натурализмом, экспрессионизмом, модернизмом. Многообразие данных научных суждений свидетельствует о таком современном явлении мировой литературы, как полистилистика, провозвестником которой в драматургии США второй половины XX в. стал Эдвард Олби.

Новаторская природа его художественного мышления талантливо проявилась в лучших пьесах 1960-1980-х гг. Это - «Американская мечта» (1961), «Кто боится Вирджинии Вулф?» (1962), «Всё кончено» (1971), «Морской пейзаж» (1974), «Леди из Дюбюка» (1980), «Человек с тремя руками» (1983). Все они отличаются актуальностью социально-психологической и философской проблематики, причудливым сочетанием традиционного и экспериментального в сфере поэтики; многозначностью внешнего и внутреннего драматического действия, насыщенного аллюзиями и реминисценциями; синтезированием различных эстетических систем и стилей. С точки зрения методологической, театр Эдварда Олби, по нашему мнению, - уникальное явление неореализма XX в., в недрах которого обращение к классическим традициям Ю.О'Нила, Г.Ибсена, А.П.Чехова, Б.Шоу оригинально сочетается с использованием в реалистических целях различных модернистских и авангардистских приемов письма, французской антидрамы С.Беккета и Э.Ионеско в частности. Новаторское художественное мышление Эдварда Олби достигло апогея, на наш взгляд, в пьесе «Три высокие женщины» (1992), которую можно рассматривать как постмодернистское воплощение интертекстуальности в драматургии США второй половины XX в.

Театр Эдварда Олби оказал глубокое воздействие на развитие экспериментальной американской драмы. Начиная с 1960-х гг., идущие вслед за «мэтром» такие драматурги, как А.Копит, Д.Ричардсон, К.Браун, С.Шеппард, Ж.-К.Италли свое бунтарское умонастроение выразили путем создания неоавангардистской эстетики, нового метафорического сценического языка. В 1980-1990-е гг. в культурологическом контексте движения «вне-вне-бродвейских театров» можно рассматривать как экспериментальное взаимодействие национального и интернационального творчество Роберта Уилсона, Ричарда Формана, Ли Брюера.

Таким образом, начиная с Ю.О'Нила, вся драматургия США XX в. - великолепное доказательство «симфонизма» мировой художественной мысли, плодотворного и оригинального взаимодействия национального и интернационального в сфере театральной культуры. Опираясь на многовековые европейские и национальные реалистические традиции, вбирая новаторский драматургический опыт предшественников и современников, проявляя экспериментальный интерес ко всем достижениям и открытиям мирового художественного авангарда, театр США второй половины XX в. образует «единый континуум, слитный творческий феномен» [Смирнов 1997: 54].

Список литературы Барт Р. Текст // Современное зарубежное литературоведение. Страны Западной Европы и США. Концепции, школы, термины. М., 1996. С. 218.

Бернацкая В.И. Четыре десятилетия американской драмы. 1950— 1980 годы. М., 1993. 215 с.

Зарубежная литература второго тысячелетия. 1000-2000. М., 2001. 334 с.

Засурский Я.Н. Встреча с Эдвардом Олби // Литературная газета, 1969. 24 декабря. С. 3.

ЗлобинГ.П. Современная драматургия США. М., 1968. С. 102. Иванян Э.А. Когда заговорят музы: История российско-американских культурных связей. М. 2007.

Котлярова В. В. Драматургия Юджина О'Нила начала XX века в свете проблем жанра и метода // Проблемы поэтики зарубежной литературы XX века. Челябинск, 1991. С. 72-87.

Котлярова В.В. Проблемы драматургии США XX века. Челябинск,

2001. 42 с.

Котлярова В.В. Своеобразие творческого метода Эдварда Олби конца 50-х - начала 60-х годов // Проблемы метода и жанра в зарубежных литературах. Свердловск, 1982. С. 3-16.

Кристева Ю. Бахтин, слово, диалог и роман // Вестник МГУ. Серия 9. Филология, 1995, № 1.

Писатели США о литературе. Т. 1. М., 1982. 294 с. Писатели США. М., 1990. 623 с.

Скафтымов А.П. К вопросу о соотношении теоретического и исторического рассмотрения в истории литературы // Русская литературная критика. Саратов, 1994. С. 148.

Смирнов И.П. Порождение интертекста. СПб., 1997. С. 54. Уильяме Т. Пьесы. М., 1999. 764 с. Хализев В.Е. Теория литературы. М., 2000. С. 366. Художественные ориентиры зарубежной литературы XX века. М.,

2002.

Чеховиана: Из века XX в XXI: Итоги и ожидания. М., 2007. Albee Е. The zoo story. The American Dream. Who is afraid of Virginia Wolf? The Death of Bessie Smith and other plays. N.Y., 1990. Albee E. Three tall women. N.Y., 1995. Essays about Edward Albee. N.Y., 1990. Miller A. Collected plays. N.Y., 1957. P. 12. Robinson M. The Other American Drama. N.Y., 1995.

FENOMEN OF THE INTERACTION NATIONAL AND INTERNATIONAL IN THE DRAMATIC ART OF THE USA IN SECOND HALF OF THE 20-TH CENTURY

Valentina V. Kotlyarova

Doctor of Philology, Assosiate professor Chelabinsk State Pedagogical University, Russia.

454080, Russia, Chelyabinsk, Lenin avenue, 69. vadim_lebedinskii@mail.ru

In this article contain investigation of problem interaction national and international in history development of dramatic art of the USA in second half of the 20-th century. This fenomen interact within a united cultural space. The dramatic art of USA 1950-h-1990-h years - further development of realistic, neomodernistic, neoavangardistic tendencies in the connection with European classical theatrical culture. Special meaning for fruitful development of the American theatre has Chekhov's tradition. The artistic world outstanding playwrights of USA- A. Miller, T. Williams, L. Hell-man, E. Albee combines successful development of the traditions of E.O'Neil with innovatory achievements of the European modernistic art, "Theater of the absurd" of S. Becket and E. Ionesko. The interactions of the European and American theatre culture created association of the drama-tists-experimenters in 1960-h years and postmodernistic art of R.Wilson, R.Formen, L.Bruer. Effective interaction national and international as mastering of different intellectual, aesthetic, methodological discoveries and achievements is the prerequisite of perspective development of the world's artistic idea, which can create an original and international dramatic art of the 21-st century.

Key words: dramatic art of the USA, European theatre culture, American theatre culture Chekhov's tradition, national, international.

УДК 821(7)09-311.4

РАСОВАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В РОМАНЕ Д. КАВАНЫ (ДЖ.БАРНСА) «ГОРОД МОШЕННИКОВ»

Анатолий Алексеевич Нелюбин

аспирант кафедры мировой литературы и культуры

Пермский государственный национальный исследовательский университет 6149906 г. Пермь, ул. Букирева, 15. shinikso20@mail.ru

©Нелюбин А.А., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.