Научная статья на тему 'Феномен войны в осмыслении европейской философии Нового времени'

Феномен войны в осмыслении европейской философии Нового времени Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
563
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЙНА / ФИЛОСОФИЯ / РАЦИОНАЛИЗМ / ПАЦИФИЗМ / МИЛИТАРИЗМ / НОВОЕ ВРЕМЯ / WAR / PHILOSOPHY / RATIONALISM / PACIFISM / MILITARISM / MODERN AGE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Гефнер О. В.

В статье анализируются представления европейских философов эпохи Нового времени о сущности, причинах, значении войны в развитии общества и возможных способах ее преодоления. Рассматривается влияние европейской рационалистической философии на формирование идей пацифизма и милитаризма.The article analyzes the ideas of European philosophers of the Modern Age about the nature, causes, significance of war in the development of society and possible ways to overcome it. The influence of European rationalist philosophy on the formation of the ideas of pacifism and militarism is examined.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Феномен войны в осмыслении европейской философии Нового времени»

Гефнер О. В.Феномен войны в осмыслении европейской философии Нового времени// Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2020 - № 1 (20) январь - март - URL http://e-journal.omgau.ru/images/issues/2020/1/00809.pdf. - ISSN 2413-4066

УДК 1

Гефнер Ольга Викторовна

Кандидат исторических наук, доцент ФГБОУ ВО Омский ГАУ г. Омск; научный сотрудник

Сибирский филиал Российского НИИ Культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачева, г. Омск ov. gefner@omgau. org

Феномен войны в осмыслении европейской философии Нового времени

Аннотация. В статье анализируются представления европейских философов эпохи Нового времени о сущности, причинах, значении войны в развитии общества и возможных способах ее преодоления. Рассматривается влияние европейской рационалистической философии на формирование идей пацифизма и милитаризма.

Ключевые слова: война, философия, рационализм, пацифизм, милитаризм, Новое время.

Война, как социальное явление, является порождением человеческого общества, существует на протяжении всей его истории с глубокой древности до нашего времени, эволюционирует вместе с развитием социума, приобретая новые формы, масштабы, средства. Несмотря на очевидную опасность, антигуманную сущность войн, разрушительность их последствий, они не только по-прежнему входят в арсенал средств решения конфликтов между странами и народами, но и становятся все более бесчеловечными, изощренными, жестокими. Феномен войны является предметом междисциплинарных исследований представителей самых различных наук, к нему обращаются историки, политологи, социологи, психологи, а также философы. Понимание причин, сущности войн, их значения в истории, тенденций развития в будущем, поиск способов преодоления, не возможны без глубокого и всестороннего философского осмысления этого социального явления.

Вполне закономерно, что война, являющаяся неотъемлемой частью бытия человеческого общества, стала объектом внимания философов с самых ранних этапов становления и развития философской мысли. Европейская философская традиция осмысления феномена войны берет свое начало в античную эпоху, когда война рассматривалась как вполне естественное явление, присущие миру с его противоречивостью, и даже как весьма полезное средство для приобретения собственности, рабов [3]. Дальнейшее развитие она получает в средневековую эпоху, когда война, трактуемая в духе провиденциализма, виделась как необходимый инструмент божественной воли, служащий для упорядочивания, улучшения, совершенствования мира [4]. Значительный вклад в

философское осмысление феномена войны внесли и европейские мыслители эпохи Нового времени (середина XVII - начало XX вв.).

Философия Нового времени основывалась на принципе рационализма, просвещения, вере во всесилие разума, закон, прогрессивное развитие человечества. Данные установки философской мысли этой эпохи нашли свое отражение и в подходах к осмыслению феномена войны.

Исходя из подобных убеждений, ряд мыслителей рассматривали войну, как проявление страстей, нарушение естественных прав человека, а, значит, совершенно не совместимое с ценностями разума и прогресса явление, которое должно быть изжито. Одним из направлений в философии войны этого времени было обоснование утопической идеи «вечного мира». В данном ключе написаны такие произведения, как «Опыт о настоящем и будущем мире Европы» У. Пенна (1693), «Суждение о вечном мире» Ж-Ж. Руссо (1761), «Письма о поощрении гуманности» И. Г. Гердера (1793—1797), «План всеобщего и вечного мира» И. Бентама (1786—1789), «К вечному миру» И. Канта (1795) и др. Основная идея этих произведений заключается в обосновании необходимости создания международной организации, которая содействовала бы мирному разрешению возникающих между народами конфликтов, наказывала бы агрессоров и, таким образом, обеспечивала бы утверждение вечного мира.

Наиболее интересным с философской точки зрения является трактат «К вечному миру» И. Канта (1724-1804). Новизна подхода И. Канта к проблеме войны состояла в философском обосновании исторической неизбежности вечного мира. Как моралист Кант, безусловно, осуждает войну, но как диалектик он понимает значение социальных противоречий в развитии общества, и поэтому признает естественный характер и положительное значение войны на определенных этапах истории человечества. По мнению философа, природа «посредством войны ... рассеяла людей повсюду, даже в самые непригодные для хозяйства края, чтобы заселить их; .войной же она принудила людей вступать в более или менее законные отношения», т.е. к созданию государств, установлению между ними правовых отношений [7, с. 211]. Война, по И. Канту, таким образом, представляет собой один из инструментов природы, с помощью которого, та воспитывала человека, развивала его разум. При этом он считал, что вечный мир неизбежен, и наступит он как естественный итог хода человеческой истории, либо как результат постепенного изживания войны как способа решения политических проблем, либо как, иронично пишет философ, люди найдут его однажды «в обширной могиле, скрывающей все ужасы насилия вместе с их виновниками» после истребительной войны [7, с. 215]. И. Кант все же верил и в благоразумие человечества, и в мудрость природы, подталкивающую людей к объединению, созданию мирной федерации свободных государств - республик, заинтересованных в союзе для развития экономики, торговли, которая станет оплотом вечного мира как высшей ступени развития человечества.

Однако, не все философы Нового времени разделяли идею вечного мира. Рациональное отношение к войне выражалось и в обосновании ее эффективности как полезного инструмента, действенного и результативного средства для решения государственных, политических и национальных задач. Второе направление в философии войны этой эпохи, таким образом, можно обозначить как апологетическое.

Апология войны ярко представлена в английской философии Нового времени. Англия была в то время одним из лидеров мировой политики, крупнейшей колониальной державой, поэтому ее не привлекали идеи объединенной Европы, свободной торговли и т.п. Английские философы — Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк, развивая идеи естественного права и общественного договора, тем не менее, оправдывали колониальные войны. Большое место тема войны занимает в философии Т. Гоббса (1588-1679). В произведении «Левиафан», философ развивает известную концепцию «войны всех против всех», опираясь в своих рассуждениях на обширный конкретно-исторический и историко-философский материал по проблемам внутренних и внешних войн. Война, по Т. Гоббсу, «не только сражение, или

военное действие, а промежуток времени, в течение которого явно сказывается воля к борьбе путем сражения». Философ выделяет три основные причины войны, коренящиеся в природе человека, «во-первых, соперничество; во-вторых, недоверие; в-третьих, жажду славы». Люди, живущие без власти, находятся в состоянии вечной вражды, страха, борьбы, и философ осуждает в этом смысле войну, несущую бедствия для человека. Но из этой идеи Т. Гоббс выводит и ряд положительных функций войны для развития общества. Именно война, по мнению философа, является важнейшим фактором образования и функционирования государств, их сближения и разделения. Он обосновывает право государства на войну и выводит его из неограниченности суверенитета государства, и если война идет, то «всякий человек обязан в силу естественного закона защищать на войне всеми силами ту власть, от которой он сам получает защиту в мирное время» [5].

Однако, в наибольшей степени, духом милитаризма была наполнена немецкая философия. В начале XIX века Пруссия потерпела сокрушительное поражения в войне с Наполеоном, что способствовало в дальнейшем зарождению реваншистских настроений и формированию философии, которая должна была послужить основой возрождения государственного могущества и национального духа. Философ И. Г. Фихте (1762-1814) в условиях французской оккупации Германии выступал с «Речами к немецкой нации», в которых призывал немецкий народ к сплочению, возрождению своей моральной силы. Он обосновывал необходимость и неизбежность будущей войны, в которой победят государства наиболее сильные, с разумным государственным устройством, существующие в своих естественных границах. В создании этого разумного, культурного государства, являющегося закономерным этапом хода исторического развития человечества, по мнению философа, главенствующая роль принадлежит немецкому народу, подготовленному к своей цивилизаторской миссии всем ходом истории. История человечества, по И. Г. Фихте, это борьба нормальной расы с некультурными дикарями, цивилизации и варварства. Именно немцы, с их идеями и культурой, являются, по мнению философа, истинными спасителями человечества [6]. Война же в данном контексте выступает способом, орудием устранения дикости и распространения культуры, поэтому цель самосохранения нации диктует необходимость применения войны.

Наиболее ярким воплощением апологетической традиции в осмыслении войны является философия Г. В. Ф. Гегеля (1770-1831). Философ критиковал идею вечного мира И. Канта. Война, по Г. В. Ф. Гегелю, является закономерным и необходимым этапом саморазвития, работы абсолютного духа. Война является проявлением борьбы противоположностей, механизмом прогрессивного развития общества, с помощью которого государство, народ утверждает свое право быть подлинным субъектом истории. Война, по мнению философа, «сохраняет нравственное здоровье народов», предохраняя их «от гниения, которое непременно явилось бы следствием продолжающегося и тем более вечного мира» [2, с. 213-214.]. Войны способствуют объединению народа в единое целое, закаляют дух, укрепляют власть государства, поэтому они даже полезны, правители должны их периодически вести, для своеобразной встряски общества, считает Г. В. Ф. Гегель.

Идеи И. Г. Фихте и Г. В. Ф. Гегеля в последствии оказали значительное влияние на развитие германского милитаризма и его главных идеологов К. фон Клаузевица и Х. К. Б. фон Мольтке.

Карл фон Клаузевиц (1780-1831) — прусский офицер, военный теоретик и историк в трактате «О войне», не только обогатившим военную теорию, но и внесшим вклад в осмысление войны как феномена, стремится выстроить абсолютную теорию войны, актуальную во все времена и во всех обстоятельствах. К. фон Клаузевиц высказал ставшую затем классической мысль, что «война есть продолжение политики, только иными средствами», которую потом заимствует и марксистская философия (в частности Ф. Энгельс, В.И. Ленин). Война, по мнению мыслителя, — «это акт насилия, имеющий целью заставить противника выполнить нашу волю» [8]. При этом в войне большую роль играет не только разум, планирование, расчет, но и фактор случайности, субъективности, что делает ее

схожей с игрой. К. фон Клаузевиц также делает важные замечания относительно психологических аспектов войны, в особенности влияния национального характера, морального состояния народа на политические цели войны и поведения на войне. Считается, что именно из этой работы К. фон Клаузевица рождается философия войны, как учение о причинах и роли войны в обществе и истории, как наука о взаимоотношении военной и других сфер общественной жизни.

Апология войны ярко представлена и у немецкого философа Ф. Ницше (1844-1900). Продолжая античную традицию, вслед за Гераклитом, Ф. Ницше утверждал, что «война есть мать всех хороших вещей» [9]. Ницше, устами Заратустры, восклицает: «Собратья по войне!... Любите мир как средство к новой войне. Война и мужество совершили больше великого, чем любовь к ближнему» [10]. Для Ф. Ницше война - это основа сильной государственности, т.к. войне, военном сословии, военном гении от видит праобраз государства. Войну философ рассматривает как противоядие общества и государства от застоя, деградации, рабского сознания, ложной морали, вялого духа. В войнах, по Ф. Ницше, человек возвращается к варварству, жестокости, к своему природному, естественному состоянию. Философ искренне восхищается этими благородными, призревавшими опасность и испытывавшими сладострастную радость победы древними благородными варварами, в которых он усматривает «роскошную, похотливо рыщущую в поисках добычи и победы белокурую бестию» [1, с. 260]. Поэтому, по мнению философа, общество периодически нуждается в войнах, причем в величайших и ужаснейших, как инструменте, средстве совершенствования культуры, некой встряске, лекарстве для слабых и истощенных народов, способе воспитания совершенного, сильного, мужественного человека будущего.

Таким образом, философия войны Нового времени носит секуляризированный характер, в осмыслении данного явлении она апеллирует уже не к религиозным догматам и моральным категориям, как в предшествующую средневековую эпоху, а к человеческому разуму, законам природы и общества. С одной стороны, обсуждение проблем войны в философской и общественно-политической литературе, призывы выдающихся европейских мыслителей к миру способствовали зарождению в XIX в. пацифистских движений, созыву международных мирных конгрессов и оформлению первых норм международного гуманитарного права. С другой стороны, рационалистическая философия эпохи оказала значительное влияние на складывание идеологии милитаризма, рассматривавшей войну как не только неизбежное, но даже необходимое и полезное явление и главный инструмент внешней политики государства.

Ссылки на источники:

1. Бойко В.А. Апология войны Фридриха Ницше // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. - 2015. №4. - С. 255 - 266.

2. Гегель Г. Философия права. - М.: Мысль, 1990. - 524 с.

3. Гефнер О.В. Феномен войны в осмыслении античной философии // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2018. - №2. URL http://e-journal.omgau.ru/images/issues/2018/2/00570.pdf. [Дата обращения 05.02.2020].

4. Гефнер О. В. Феномен войны в осмыслении христианской философии эпохи Средневековья // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. -2019. -№1 . URL http://ejournal.omgau.ru/images/issues/2019/1/00685.pdf [Дата обращения 05.02.2020].

5. Гоббс Т. Левиафан. URL: https://www.civisbook.ru/files/File/Gobbs_Leviafan.pdf. Дата обращения [05.02.2020]

6. Зоткин А.А. Проблема войны и мира в творчестве Канта, Фихте и Гегеля// Вестник Московского государственного областного университета (электронный журнал). 2016. № 4. URL:https://www.evestnik-mgou.ru. Дата обращения [05.02.2020].

7. Кант И. К вечному миру // Трактаты о вечном мире. - СПб.: Алетейя, 2003. - 398 с.

8. Клаузевиц К. О войне. — М.: Госвоениздат, 1934.

URL: http://militera.lib.ru/science/clausewitz/index.html Дата обращения [05.02.2020].

9. Ницше Ф. Веселая наука. URL: http://nitshe.ru/nicshe-veselaya-nauka-11.html Дата обращения [05.02.2020].

10. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. URL: http://www.nietzsche.ru/works/main-works/zaratustra/runkovich/#t10 Дата обращения [05.02.2020].

Gefner Olga Viktorovna

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor

FSBEI HE Omsk SAU, Omsk;

Researcher

Siberian Branch of the Russian Research Institute of Cultural and Natural Heritage. n.a. D.S.

Likhachev, Omsk

ov.gefner@omgau.org

The phenomenon of war in comprehension of the European philosophy of the Modern Аge

Annotation. The article analyzes the ideas of European philosophers of the Modern Age about the nature, causes, significance of war in the development of society and possible ways to overcome it. The influence of European rationalist philosophy on the formation of the ideas of pacifism and militarism is examined.

Keywords: war, philosophy, rationalism, pacifism, militarism, Modern age.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.