Научная статья на тему 'ФЕНОМЕН ВОСПОМИНАНИЯ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ КНИЖНОЙ КУЛЬТУРЫ'

ФЕНОМЕН ВОСПОМИНАНИЯ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ КНИЖНОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
154
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПОМИНАНИЯ / МЕМУАРЫ / АВТОБИОГРАФИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / КУЛЬТУРА / КНИЖНАЯ КУЛЬТУРА / РУССКОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ / СОВЕТСКОЕ ДЕТСТВО / MEMOIRS / MEMOIRS / AUTOBIOGRAPHICAL LITERATURE / CULTURE / BOOK CULTURE / RUSSIAN ABROAD / SOVIET CHILDHOOD

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Сайко Елена Анатольевна

В статье феномен «воспоминания» рассматривается в пространстве книжной культуры. Особое внимание уделяется автобиографической литературе русского зарубежья в контексте историко-культурной реконструкции – воспоминаниям И. Эренбурга, Г. Адамовича, дневникам и «Деревянной книге» С. Прокофьева, а также этическим аспектам художественного прочтения воспоминаний, что обусловлено изданием автобиографической прозы и её экранизацией. Важной представляется проблема рефлексии современных читателей и зрителей в отношении книг и фильмов, посвящённых значимым событиям в российской истории, в частности Великой Отечественной войне. Нередко современники воспринимают их именно в рамках мемуаристики. В статье представлены рейтинги биографических изданий, мемуаров, составленные по результатам опросов пользователей литературных порталов. Отмечается, что интерес к этим литературным жанрам значительно повысился в период пандемии COVID-19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PHENOMENON OF MEMORY IN THE CONTEXT OF MODERN BOOK CULTURE

In the article, the phenomenon of memory is considered in the space of book culture. Special attention is paid to the autobiographical literature of the Russian diaspora in the context of historical and cultural reconstruction-the memoirs of I. Ehrenburg, G. Adamovich, the diaries and the "Wooden Book" of S. Prokofiev, as well as the ethical aspects of artistic reading of memoirs, which is due to the publication of autobiographical prose and its adaptation. An important problem is the reflection of modern readers and viewers in relation to books and films devoted to significant events in Russian history, in particular, the Great Patriotic War. Often contemporaries perceive them in the framework of the memoirs. The article presents the ratings of biographical publications, memoirs, compiled according to the results of surveys of users of literary portals. It is noted that interest in these literary genres increased significantly during the COVID-19 period.

Текст научной работы на тему «ФЕНОМЕН ВОСПОМИНАНИЯ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ КНИЖНОЙ КУЛЬТУРЫ»



(У^ЕНОМЕН ВОСПОМИНАНИЯ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ КНИЖНОЙ КУЛЬТУРЫ

УДК 002

https://doi.org/: 10.24412/1997-0803-2020-597-35-42 Е. А. С а й ко

Государственный академический университет гуманитарных наук, Москва, Российская Федерация, e-mail: sayko13@list.ru

Аннотация: В статье феномен «воспоминания» рассматривается в пространстве книжной культуры. Особое внимание уделяется автобиографической литературе русского зарубежья в контексте историко-культурной реконструкции - воспоминаниям И. Эренбурга, Г. Адамовича, дневникам и «Деревянной книге» С. Прокофьева, а также этическим аспектам художественного прочтения воспоминаний, что обусловлено изданием автобиографической прозы и её экранизацией. Важной представляется проблема рефлексии современных читателей и зрителей в отношении книг и фильмов, посвящённых значимым событиям в российской истории, в частности Великой Отечественной войне. Нередко современники воспринимают их именно в рамках мемуаристики. В статье представлены рейтинги биографических изданий, мемуаров, составленные по результатам опросов пользователей литературных порталов. Отмечается, что интерес к этим литературным жанрам значительно повысился в период пандемии COVID-19.

Ключевые слова: воспоминания, мемуары, автобиографическая литература, культура, книжная культура, русское зарубежье, советское детство.

Благодарности: Статья подготовлена в Государственном академическом университете гуманитарных наук в рамках государственного задания Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (тема № FZNF-2020-0001 «Историко-культурные традиции и ценности в контексте глобальной истории»).

Для цитирования: Сайко Е. А. Феномен воспоминания в контексте современной книжной культуры // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2020. № 5 (97). С. 35-42. https://doi.org/: 10.24412/1997-0803-2020-597-35-42

THE PHENOMENON OF MEMORY

IN THE CONTEXT OF MODERN BOOK CULTURE

Elena A. Sayko

State Academic University for the Humanities (GAUGN), Moscow, Russian Federation, e-mail: sayko13@list.ru

Abstract: In the article, the phenomenon of memory is considered in the space of book culture. Special attention is paid to the autobiographical literature of the Russian diaspora in the context of historical

САЙКО ЕЛЕНА АНАТОЛЬЕВНА - доктор философских наук, профессор, заведующая кафедрой теории и истории культуры и искусства исторического факультета Государственного академического университета гуманитарных наук, главный научный сотрудник Научного и издательского центра «Наука» Российской академии наук SAYKO ELENA ANATOLIEVNA - DPhil, Full Professor, Head of the Department of theory and history of culture and art, the History Faculty, the State Academic University for Humanities; Chief Researcher at Akademizdatcenter "Nauka" RAS

© Сайко Е. А., 2020

and cultural reconstruction-the memoirs of I. Ehrenburg, G. Adamovich, the diaries and the "Wooden Book" of S. Prokofiev, as well as the ethical aspects of artistic reading of memoirs, which is due to the publication of autobiographical prose and its adaptation. An important problem is the reflection of modern readers and viewers in relation to books and films devoted to significant events in Russian history, in particular, the Great Patriotic War. Often contemporaries perceive them in the framework of the memoirs. The article presents the ratings of biographical publications, memoirs, compiled according to the results of surveys of users of literary portals. It is noted that interest in these literary genres increased significantly during the COVID-19 period.

Keywords: memoirs, memoirs, autobiographical literature, culture, book culture, Russian abroad, Soviet childhood.

Acknowledgements: The work was prepared at the State Academic University for the Humanities (GAUGN) within the framework of the state assignment of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation (topic number FZNF-2020-0001 "Historical and cultural traditions and values in the context of global history").

For citation: Sayko E. A. The phenomenon of memory in the context of modern book culture. The Bulletin of Moscow State University of Culture and Arts (Vestnik MGUKI). 2020, no. 5 (97), pp. 35-42. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/1997-0803-2020-597-35-42

Воспоминания можно сравнить с «двойным портретом» - автопортретом и образом эпохи одновременно, которые, вступая в диалог, всегда открыты для «встречи глубинного с другим» [3, с. 319] - с читателем, зрителем, слушателем, порой удалённым в пространственно-временном отношении от автора мемуаров. Отсюда присущая и портрету, и воспоминаниям динамичность, способность к перерождению текста, отличающие, как правило, автопортреты людей «с биографией» [6, с. 14]. Если мы обратимся к автобиографическому, шире - мемуарному, наследию русского зарубежья, то, безусловно, найдём немало тому подтверждений. ***

В целом воспоминание в контексте культуры русского зарубежья, в том числе в книжной культуре эмиграции, это механизм реконструкции исторического и эстетического. Например, «русский Берлин» (литературно-художественная общественность - эмигранты из России: писатели, литературные критики, философы, художни-

ки и другие) оценивал с этой позиции такое явление, как Дом искусств - одно из писательских объединений (наряду с Клубом писателей). Для эмигрантов Дом искусств, появившись в 1921 году, стал аллюзией, реконструкцией художественной России, дорогим воспоминанием. Однако, наряду с ностальгическим и восторженным отношением к нему [7, с. 79], были и «критические отзывы». Так, И. Эренбург сравнивал Дом искусств с Ноевым ковчегом, поведение его обитателей, в частности имажинистов, с традициями и нравами модных в начале XX века литературных кафе, упомянул в том числе и об «эго» Игоря Северянина [23].

В эмиграции взаимоотношения людей, вышедших из Серебряного века - культуры, которую В. Ходасевич называл «случаем коллективного творчества», неизбежно трансформировались. Эренбург подробно описывает эти процессы, упоминая, в частности, о конфликтах в литературной среде, эмигрантах и «полуэмигрантах» и т.п. и их мечтах о «перемирии» в творческом со-

обществе, отражённых, в частности, в шутливых стихах Н. Минского [23].

Дом искусств в Берлине, по сути, был реконструкцией своего петербургского оригинала, а атмосфера, о которой вспоминал Эренбург, стала в известном смысле куль-тур-аллюзией рефлексии, которая царила в российских литературно-художественных объединениях, характерных для эпохи Серебряного века. Быть может, сам того не замечая, Эренбург, иронично отозвавшись о Северянине, на самом деле воспроизводит его критическое отношение к собратьям по перу, высказанное ещё до эмиграции, например, в «Поэме безпоэмия» (1915) и «Бродячей собаке» [13].

Воспоминание как апелляция к идеалам прошлого, в том числе ориентация на классику, литературу Серебряного века и в целом на традиционные формы выражения, уже устоявшиеся, отличало старшее поколение русского зарубежья, к которому относились, в частности, Бунин, Ремизов, Шмелёв и другие.

В связи с этим Вяч. Вс. Иванов отмечает, что «философы, высланные в 1922 году, увезли в себе и с собой философию русского серебряного века, частично предвосхищавшую экзистенциальную философию и другие течения, ими узнанные на чужбине (вспомним хотя бы встречи Бердяева и Ма-ритена, Шестова и Гуссерля)» [11, с. 702].

С этой точки зрения интересно и отношение («воспоминание», апелляция) поэтов «парижской ноты» к А. Блоку и И. Аннен-скому. Как писал Георгий Адамович о Блоке [см.: 2; 19], «у нас вовсе не было беспрекословного перед ним преклонения, наоборот, была и до сих пор остаётся критика, было даже отталкивание, однако исключительно в области стилистики, вообще в области ремесла ... Но если ценить в поэ-

зии напев, ритм, интонацию, то по этой части во всей русской литературе соперника у Блока нет» [2].

Что же касается творчества Анненско-го, то «... это даже не пятый акт человеческой драмы, а растерянный шёпот перед спустившимся занавесом, когда остаётся только идти домой, а дома, в сущности, никакого нет» [2].

Метафоры, в которые облекались переживания и страх, вызванные ощущением у русской эмиграции духовного и физического «бездомья», атрибутивны для тех, кто попадает в инокультурную среду, так же как и ностальгия - «Великая Печаль». Именно о ней говорит Н. А. Тэффи в рассказе «Сырьё» (цикл «И времени не стало») [21, с. 457].

Особое состояние человека в эмиграции во многом связано с утратой «привычки жить» [24, с. 5] - тех традиций, сакральных и секулярных, которые характерны для культуры определённой эпохи. Не случайно эмигранты (революционной и постреволюционной волны) так стремились реконструировать прошлое - именно в его повседневности, что нередко вызывало у современников-соотечественников иронию - порой светлую, нередко горькую, но не злобную, - как в воспоминаниях Александра Биска о «русском Париже» [4, с. 45].

Более драматично нравы русских эмигрантов описывает Тэффи в рассказе «На скале Гергесинской» (цикл «И времени не стало») [20, с. 450-454].

Своё место занимают в культуре воспоминания и «Дневники» (1907-1933) Сергея Сергеевича Прокофьева. В них личность композитора, события, современники и темпоритм эпохи воссозданы с присущей автору иронией и самоиронией [16]. Наряду с «Дневниками» в качестве феномена мему-

арной литературы русского зарубежья можно рассматривать и «Деревянную книгу» Прокофьева.

Идею книги композитор изложил в «Дневнике». Она заключалась в том, чтобы собрать автографы известных и значимых в судьбе композитора людей. И это будут не просто подписи, а ответы на вопрос: «что вы думаете о солнце?» [16, с. 593]. Первый автограф появился в «Деревянной книге» в 1916-м, последний - в 1933 году, до возвращения Прокофьева в Россию.

Оформление этой рукописной книги также было продумано композитором и претендовало на уникальность - грубый деревянный переплёт с металлической застёжкой [16, с. 593].

Увидев готовую книгу, композитор обозвал её «мужиком в шёлковых чулках». Впрочем, важным в конечном счёте для Прокофьева было то, что она всё-таки «деревянная» [16, с. 593].

Вопрос о солнце воспринимался как размышление о смысле жизни - именно так выглядят ответы тех, кто оставил автографы для Прокофьева (К. Бальмонт, С. Кусе-вицкий, Н. Мясковский, Р. Глиер, Х. Капа-бланка, А. Алёхин, М. Ларионов, Н. Гончарова, А. Достоевская и другие). «Кавалеры» «Деревянной книги» (так называл героев своей книги Прокофьев), каждый по-своему, обозначили отношение к Солнцу, традиционно символизирующему в семиотике культуры и искусства жизнь, творчество, любовь, расцвет. Всё это нашло своё отражение в «Деревянной книге». Так, можно услышать эхо дискуссий о «новом искусстве» - атрибуте «повседневности творчества» в начале XX века, в посланиях дирижёра С. Кусевицкого, поэта В. Маяковского, художника и поэта Д. Бурлюка. Однако для большинства «кавалеров» Солнце

- это прежде всего Сергей Прокофьев и его музыка.

Оригинал «Деревянной книги» хранится в РГАЛИ. Но в 2009 году вышло её факсимильное издание [18], и теперь читатели могут «услышать», как мыслит эпоха Прокофьева, бросившая вызов творцам и изменившая не только «привычку жить», но и мир в целом.

Отдельной проблемой представляется и этика интерпретации воспоминания, особенно важной в отношении русского зарубежья, которое можно рассматривать как живой организм, огромную, многопоколенную семью и как ещё один, редкий, «случай коллективного творчества» в русской культуре.

Тем не менее следует уточнить, что эмиграция - вынужденная или добровольная -явление в культуре естественное (особенно в художественной культуре, искусстве). Это охота к перемене мест, но не скуки ради, а пользы для... Ибо такой побег не всегда мыслится, но, как правило, необходим для развития культуры и становится приключением духа. Об этом немало сказано известными исследователями - философами, литературоведами, художественными критиками [5, с. 26; 11, с. 702].

В отношении к феномену «русская эмиграция», вероятно, более чем к какому-либо другому в отечественной культуре, важно понимание принципа круговой причинности и в целом - последовательный и кропотливый процесс осмысления историко-культурного контекста, в котором, собственно, и рождалась эта многоактная пьеса под одноимённым названием. Здесь особое значение приобретает понимание разницы между героями и - действующими лицами, между тем, чему свидетелем я был, и - против кого свидетельствовал.

***

В нынешних социокультурных реалиях, когда охота к мистификации пуще разоблачения, актуализируется проблема корректного использования культурного наследия. Воспоминания можно отнести к нему в полной мере, особенно когда они из личной интеллектуальной собственности трансформируются, например, в издательский или кинематографический продукт (байопик и т.д.).

С этой точки зрения показательна и отечественная детская литература, в пространстве которой прослеживается эволюция отношения к феномену «советское детство», начиная с 1990-х годов по настоящее время. Эту динамику можно назвать положительной, поскольку экспансия критики, которая ощущалась в последние десятилетия в литературно-художественной рефлексии, снижается. Причин тому несколько. С одной стороны, с 2010-х годов значительно пополнились ряды детских писателей, появились соответствующие номинации в рамках российских литературных премий. С другой - в современном литературном пространстве реализуется немало интересных детских проектов, ориентированных на формирование культурной памяти, изучение традиций отечественной культуры, в том числе культуры повседневности, и востребованных целевой аудиторией читателей в различных форматах (печатной книги, аудиокниги, e-book, «книга 2.0»).

С этой точки зрения особый интерес представляет, например, литературная серия «Ребята с нашего двора» (издательство «Речь»), и в частности книга художника, графика Е. Двоскиной «А Саша выйдет? Советское детство в историях и картинках» [8], которая является своего рода воспоминаниями о детстве этой эпохи. Инте-

ресно, что, будучи художником-оформителем множества книг для детей и взрослых, автор выпустила на основе своих рисунков серию ностальгических открыток «Для тех, кто помнит», а затем, написав к ним тексты, издала книгу, посвящённую советскому детству. В этом же ряду - иллюстрированная Двоскиной книга «Дневник из детства. Историческая реконструкция» (дневник-анкета с подсказками), посвящённая девочкам 1970-1980-х годов [9]. В контексте воспоминаний о советской эпохе стоит упомянуть о новой концепции издания книги известного детского писателя Виктора Драгунского, включающей комментарии и статьи современных авторов [1; 10].

Отметим, что нередко именно в рамках мемуаристики воспринимаются современным зрителем и читателем книги и фильмы о значимых событиях в истории России. Это в основном касается советской военной фильмографии, прозы и поэзии. Кинематографическое и литературное наследие пересматривают и перечитывают в том числе нынешние дети и подростки.

В течение пяти лет в числе лидеров экранизаций классической военной прозы удерживают свои позиции «А зори здесь тихие» (1972, по повести Б. Васильева) [15; 22], «В бой идут одни «старики» (1973, драма Л. Быкова), «Они сражались за родину» (по роману М. Шолохова), «Семнадцать мгновений весны» (1973, по роману Ю. Семенова) [15; 22]. Что же касается новых версий экранизаций известных книг о войне, то они далеко не всегда пользуются популярностью у наших современников. Среди них, в частности, фильм 2015 года «А зори здесь тихие», «Утомлённые солнцем», «Сталинград» [15; 22]. В 2019 году в топ пяти кинолент о войне вошёл, кроме уже обозначенных, фильм «Т-34» [15]. В числе любимых

и неоднократно пересматриваемых фильмов также оказалась военная классика: «Летят журавли», «Офицеры», «Горячий снег», «Освобождение» [15; 22].

Впрочем, цифры не способны в полной мере отразить качество и глубину интереса детей и подростков - значимой в аспекте формирования культурной памяти аудитории - к документальным и художественным реконструкциям событий Великой Отечественной войны. Важно, что этот интерес - устойчивый, а не сиюминутный. Они уважают историю своей семьи, гордятся её причастностью к эпохе героев, полной горечи потерь, радости победы и достойной вечной памяти. Не только данные социологических опросов, но и опыт публичных лекций (в частности, проект Департамента образования г. Москвы «Университетские субботы») и других просветительских мероприятий, проведённых в 2020 году в рамках празднования 75-летия Великой Победы, свидетельствует о том, что интерес современных детей и подростков к событиям Великой Отечественной войны за последнее десятилетие значительно вырос. Этому способствуют и переиздания военной прозы и поэзии, и те рассказы-воспоминания, которые передаются в российских семьях от поколения к поколению.

В свою очередь, в 2020 году, в период пандемии СОУГО-19, читатели уделяют большое внимание автобиографической прозе, мемуарам. Так, число пользователей сервиса «ЛитРес», читающих биографические издания и мемуары, увеличилось на 29% по сравнению с 2019 годом [17]. В числе бестселлеров - книга Генри Марша «Не навреди. Истории о жизни, смерти и нейрохирургии». Рейтинг популярных книг на портале МуВоок возглавляет книга известного режиссёра Д. Линча «Поймать боль-

шую рыбу. Медитация, осознанность, творчество» [17].

Результаты опроса, проведённого на сервисах «ЛитРес», МуВоок, «Книги», показывают, что россиян интересуют автобиографии актёра Константина Хабенского и Президента России Владимира Путина, в десятку знаменитых и успешных соотечественников вошли также Татьяна Бакальчук (директор компании ММЬетез), «телеведущий Иван Ургант, министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, певица Земфира, писатель Виктор Пелевин» [17]. Среди зарубежных медийных персон пользователи выбрали Ило-на Маска, Билла Гейтса, королеву Великобритании и государств-содружеств Елизавету II, Стивена Кинга, Марка Цукерберга, Джоан

Роулинг, Леонардо Ди Каприо [17].

***

Отрадно, что выбор читателей не ограничивается только медийными лицами. Им интересны и «обыкновенные герои» -врачи, проявившие себя в борьбе с пандемией. В целом закономерно, что в авангарде читательских предпочтений наших современников оказалась автобиографическая литература. Это отражает поиски культурной идентичности, попытку соотнести себя с теми, кого принято называть «человек с судьбой», с состоявшимися в профессии, ставшими прообразами героев популярного в начале XXI века жанра «роман успеха», отчасти производного от мемуаров.

Можно заключить, что интерес к феномену воспоминаний - одно из атрибутивных качеств российского читателя, умеющего сопереживать, на имманентном уровне готового к тому, что М. М. Бахтин называл «со-участием» в контексте своей концепции диалога. Это свойство представляется крайне важным в реалиях диалога культур.

^ Теория культуры bill! 01 1

Список литературы

1. 7 секретов «Денискиных рассказов» [Электронный ресурс]. URL: https://arzamas.academy/

mag/477-deniska

2. Адамович Г. Наследство Блока. Невозможность поэзии. Избранные эссе 50-х годов [Электронный

ресурс]. URL: http://blok.lit-info.ru/blok/about/adamovich-nevozmozhnost-poezii/nasledstvo-bloka. htm

3. Бахтин М. М. К переработке книги о Достоевском // Эстетика словесного творчества. Москва :

Искусство, 1979.

4. Биск А. Русский Париж, 1906-1908 годы. URL: https://gumilev.ru/biography/63/

5. Боровский А. Sekret Sokov // Силуэты современных художников. Санкт-Петербург : Изд-во Ивана

Лимбаха, 2003.

6. Выготский Л. С. Трагедия о Гамлете, принце Датском. Глава 8 // Психология искусства. Москва :

Лабиринт, 2008.

7. Гуль Р. Дом искусств // Русский Берлин / составление, предисловие и персоналии В. В. Сорокиной.

Москва : Изд-во Московского университета, 2003.

8. Двоскина Е. А. Саша выйдет? Советское детство в историях и картинках. Санкт-Петербург ;

Москва : Речь, 2020. 224 с.: цв. ил. (Ребята с нашего двора).

9. Дневник из детства. Историческая реконструкция. Москва : Дельфин, 2016.

10. Драгунский В. Рыцари и ещё 60 историй : [«Денискины рассказы» с биографическим очерком

Марины Щукиной, иллюстрациями Алексея Капнинского] : собрание Денискиных рассказов с комментариями Ольги Михайловой, Дениса Драгунского, Ильи Бернштейна. Москва : А и Б, 2017. 431 с. : ил., портр., цв. ил., факс.

11. Иванов Вяч. Вс. Русская диаспора: язык и культура // Избранные труды по семиотике и истории

культуры. Том 2 : Статьи о русской литературе. Москва : Языки русской культуры, 2000.

12. Литературная энциклопедия Русского Зарубежья, 1918-1940 : в 3 томах / РАН. ИНИОН ; [главный

редактор А. Н. Николюкин]. Москва : РОССПЭН, 1997-.

13. Лотарев И. В. (Игорь Северянин) Тост безответный. Санкт-Петербург : Лань, 2014. 54 с. Текст :

электронный // Лань : электронно-библиотечная система. URL: https://e.lanbook.com/book/47977

14. Лотман Ю. М. Литературная биография в историко-культурном контексте // О русской

литературе. Санкт-Петербург : Искусство-СПБ, 2005.

15. Любимые фильмы о войне [Электронный ресурс] // ВЦИОМ : [сайт]. 8 мая 2019 года. URL: https://

wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/lyubimye-filmy-o-vojne

16. Прокофьев С. С. Дневник. Часть 1. 1907-1918. Paris : Diakom, 2002. URL: https://avidreaders.ru/book/

dnevnik-chast-1-1907-1918.html

17. Россияне рассказали, чьи автобиографии хотели бы прочитать [Электронный ресурс] // ТАСС :

[сайт]. 16 декабря 2020 года. URL: https://tass.ru/obschestvo/10271985

18. Сергей Прокофьев. Деревянная книга. URL: https://vitanova.ru/katalog/tirazhnie_izdaniya/

otdelnie_izdaniya/sergeyprokofevderevyannayakniga_732

19. Смирнова А. И. Литература русского зарубежья (1920-1990) : учебное пособие. 2-е издание,

стереотипное. Москва : ФЛИНТА, 2012. 640 с. ISBN 978-5-89349-674-1. Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. URL: https://e.lanbook.com/book/3395

20. Тэффи Н. А. На скале Гергесинской // Аверченко А. Т. Рассказы ; Тэффи Н. А. Рассказы. Москва :

Молодая гвардия, 1990. С. 450-454.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Тэффи Н. А. Сырье // Аверченко А. Т. Рассказы ; Тэффи Н. А. Рассказы. Москва : Молодая

гвардия, 1990. С. 457.

22. Фильмы о войне: классика против современности [Электронный ресурс] // ВЦИОМ :

[сайт]. 18 июня 2015 года. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/ filmy-o-vojne-klassika-protiv-sovremennosti

23. Эренбург И. Люди, годы, жизнь. Книга III [Электронный ресурс]. URL: https://www.litmir.me/

br/?b=125380&p=1

24. Эткинд А. Содом и Психея : Очерки интеллектуальной истории Серебряного века. Москва : ИЦ-

Гарант, 1996. 413 с.

References

1. 7secrets of "Denis's Tales". Available at: https://arzamas.academy/mag/477-deniska (In Russ.).

2. Adamovich G. Block's legacy. The impossibility of poetry. Selected essays of the 50th. Available at: http://blok.

lit-info.ru/blok/about/adamovich-nevozmozhnost-poezii/nasledstvo-bloka.htm (In Russ.).

3. Bakhtin M. M. To the processing of books about Dostoevskii. In: Bakhtin M. M. Aesthetics of verbal

creativity. Moscow, Art Publishing House, 1979. (In Russ.).

4. Bisk A. Russian Paris, 1906-1908 years. Available at: https://gumilev.ru/biography/63/ (In Russ.).

5. Borovskii A. Sekret Sokov. In: Borovskii A. Silhouettes of contemporary artists. St. Petersburg, Ivan

Limbach Publishing House, 2003. (In Russ.).

6. Vygotskii L. S. The tragedy of Hamlet, Prince of Denmark. Chapter 8. In: Vygotskii L. S. Psychology of art.

Moscow, Labirint Press publishers, 2008. (In Russ.).

7. Gul R. Art House. In: Sorokina V. V., comp. Russian Berlin. Moscow, Publishing House of Lomonosov

Moscow State University, 2003. (In Russ.).

8. Dvoskina E. A. Will Sasha come out? Soviet childhood in stories and pictures. St. Petersburg, Moscow,

Publishing House "Russian Language", 2020. 224 p. (In Russ.).

9. Diary from childhood. Historical reconstruction. Moscow, Publishing House "Delfin", 2016. (In Russ.).

10. Dragunskii V. Knights and 60 more stories: ["Denis's Stories" with a biographical sketch of Marina

Shchukina, illustrations by Alexei Kapninskii]. A collection of Denis's stories with comments by Olga Mikhailova, Denis Dragunskii, Ilya Bernstein. Moscow, Publishing House "A and B", 2017. 431 p. (In Russ.).

11. Ivanov Vyach. Vs. Russian diaspora: language and culture. In: Ivanov Vyach. Vs. Selected works on

semiotics and cultural history. Volume 2. Russian literature articles. Moscow, LRC Publishing House, 2000. (In Russ.).

12. Literary encyclopedia of the Russian diaspora, 1918-1940. Moscow, ROSSPEN Publishers, 1997. (In Russ.).

13. Lotarev I. V. (Igor Severyanin) Unrequited toast. St. Petersburg, Publishing house "Lan", 2014. 54 p.

(In Russ.).

14. Lotman Yu. M. Literary biography in historical and cultural context. In: Lotman Yu. M. About Russian

literature. St. Petersburg, Art Publishing House, 2005. (In Russ.).

15. Favorite war films. Available at: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/lyubimye-filmy-

o-vojne (In Russ.).

16. Prokofiev S. S. Diary. Part 1. 1907-1918. Paris, Diakom, 2002. Available at: https://avidreaders.ru/book/

dnevnik-chast-1-1907-1918.html (In Russ.).

17. Russians told whose autobiographies they would like to read. Available at: https://tass.ru/

obschestvo/10271985 (In Russ.).

18. Sergei Prokofiev. Wooden book. Available at: https://vitanova.ru/katalog/tirazhnie_izdaniya/otdelnie_

izdaniya/sergeyprokofevderevyannayakniga_732 (In Russ.).

19. Smirnova A. I. Literature of the Russian diaspora (1920-1990). 2nd edition. Moscow, FLINTA Publishing

House, 2012. 640 p. Available at: https://e.lanbook.com/book/3395 (In Russ.).

20. Teffi N. A. On the Heresince rock. In: Averchenko A. T. Stories; Teffi N. A. Stories. Moscow, Publishing

House "Molodaya gvardiya", 1990. Pp. 450-454. (In Russ.).

21. Teffi N. A. Raw. In: Averchenko A. T. Stories; Teffi N. A. Stories. Moscow, Publishing House "Molodaya

gvardiya", 1990. P. 457. (In Russ.).

22. War films: classics versus modernity]. Available at: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-

obzor/filmy-o-vojne-klassika-protiv-sovremennosti (In Russ.).

23. Ehrenburg I. People, years, life. Book III. Available at: https://www.litmir.me/br/?b=125380&p=1

(In Russ.).

24. Etkind A. Sodom and Psyche: Essays on the intellectual history of the Silver Age. Moscow, Publishing

Centre "Garant", 1996. 413 p. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.