Научная статья на тему 'Феномен визуального поля'

Феномен визуального поля Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
210
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
visual field / Pestalozzi / frames / memory / time lines / spacial schemes / subject relations

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Гидлевский Александр Васильевич

В данном сообщении формулируется сущность феномена визуального поля (вп), обсуждается его связь с методом И.Г. Песталоцци, рассматриваются некоторые подходы к выявлению механизмов феномена. Высказывается ряд гипотез относительно перспектив психофизиологического подхода для объяснения эффектов вп. Предполагается, что понимание "тонких" механизмов вп будет способствовать более глубокому проникновению в систему психодидактических методов, предложенных автором в последние годы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The phenomen of the visual field

In this report the essence of the phenomenon of the visual field (VF) is formulated, its connection with I.G.Pestalotzzi method is discussed, some approaches to the discovering of phenomenon mechanisms are considered. A number of hypotheses concerning the prospects of psycho-physiological approach to explain the effects of the VF are reported. The understanding of delicate mechanisms is supposed to enable a deeper penetration into the system of psychodidactic methods suggested by the author recently.

Текст научной работы на тему «Феномен визуального поля»

ПЕДАГОГИКА, ПСИХОЛОГИЯ

А.В. ГОДЛЕВСКИЙ

Омский государственный педагогический университет

УДК 37.001.5.159.9.001.5

ФЕНОМЕН ВИЗУАЛЬНОГО ПОЛЯ_

В ДАННОМ СООБЩЕНИИ ФОРМУЛИРУЕТСЯ СУЩНОСТЬ ФЕНОМЕНА ВИЗУАЛЬНОГО ПОЛЯ (ВП), ОБСУЖДАЕТСЯ ЕГО СВЯЗЬ С МЕТОДОМ И.Г. ПЕСТАЛОЦЦИ, РАССМА ТРИВАЮТСЯ НЕКОТОРЫЕ ПОДХОДЫ К ВЫЯВЛЕНИЮ МЕХАНИЗМОВ ФЕНОМЕНА. ВЫСКАЗЫВАЕТСЯ РЯД ГИПОТЕЗ ОТНОСИТЕЛЬНО ПЕРСПЕКТИВ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА ДЛЯ ОБЪЯСНЕНИЯ ЭФФЕКТОВ ВП. ПРЕДПОЛАГАЕТСЯ, ЧТО ПОНИМАНИЕ "ТОНКИХ" МЕХАНИЗМОВ ВП БУДЕТ СПОСОБСТВОВАТЬ БОЛЕЕ ГЛУБОКОМУ ПРОНИКНОВЕНИЮ В СИСТЕМУ ПСИХОДИДАКТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ, ПРЕДЛОЖЕННЫХ АВТОРОМ В ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ.

ВВВДЕНИЕ

Вопросам применения феномена визуального поля (ВП) в психодидактике посвящено уже некоторое количество наших публикаций, например [1,2].

Задача же объяснения феномена нами ранее не ставилась по нескольким причинам. Во-первых, он слишком сложен, чтобы можно было без предварительных длительных экспериментов построить приемлемую модель организации интеллектуальной деятельности для его описания. Во-вторых, поиски подходящего математического аппарата для описания отдельных аспектов феномена заняли бы слишком много времени, в то время как задача практического использования феномена в учебном процессе представлялась нам и более важной, и более понятной, поскольку некоторые предпосылки к этому уже имелись в весьма практичной на этот счет американской психологии [3,4]. И, наконец, огромный арсенал методов восточных психосистем, имеющих отношение к феномену, до сих пор заставляет нас в некоторой степени сомневаться в актуальности серьезных математических изысканий в упомянутом плане.

Тем не менее мы уверены, что хорошая теория ВП могла бы обеспечить концептуальную базу психодидактики будущего и помочь в создании эффективных дидактических средств - тексто-графических, анимационных, смешанных.

Термин "визуальное поле" был выбран нами несколько лет назад, чтобы определить предмет исследований, включив в него не только представления пространствен-

но-временных схем, семантических полей и др., но и, что самое существенное, - арсенал практических средств работы с базами знаний естественных и смешанных интеллектуальных систем, в основном, с использованием "визуальных" механизмов обработки информации [1].

Феномен ВП заключается в существенном увеличении интеллектуальных показателей в результате использования нестихийных лишь в ряде восточных психосистем методик визуализации.

Следует сказать, что в последние годы отечественная психология близко подошла к осознанию наличия данного феномена. Свидетельством тому является, в частности, работа [5], где говорится о резком увеличении скорости сенсомоторных реакций, а также о том, что"...сходные эффекты выявлены и при исследовании процессов умозаключений, а также и во многих экспериментах по узнаванию объектов" [5, с. 3]. И там же: "Таким образом, в различных экспериментальных ситуациях после тренировки испытуемым удавалось вырабатывать и использовать достаточно быстрые и эффективные способы решения задач, не укладывающиеся в известные психологам алгоритмы подобных действий".

Ввиду невозможности обзора в одной статье всего массива задач, решаемых ВП как дирижером интеллекта, мы вынуждены ограничиться здесь наиболее перспективными с точки зрения восприятия широким кругом читателей элементами доктрины ВП.

1, ФЕНОМЕН ВП И МЕТОД ПЕСТАЛОЦЦИ

Анализ работ И.Г. Песталоцци приводит к предполо-

жению о том, что основу метода великого педагога составило во многом интуитивное, на наш взгляд, понимание им ряда проявлений феномена ВП.

"... Метод поднял развившуюся по определенным законам способность к наблюдению у человека до всеобъемлющей силы искусства, благодаря которой умственные способности человека, безусловно, также неизмеримо усилятся, разовьются и, я бы сказал, по существу умножатся ... приковывая его к формам по существу математическим ...". И далее: "... метод использует изначальный материал всякого образования - время и пространство - в качестве основного средства, чтобы привести людей к четким понятиям" [6, с. 214].

Песталоцци так иллюстрирует одно из проявлений эффективности "визуального мозга":"... ребенок простым зрительным восприятием непрерывно следующих друг за другом рядов правильно разделенных квадратов может быть подведен к глубочайшему осознанию подлинной сущности самых сложных дробных отношений ..." [6, с. 217].

Наиболее ярко, по нашему мнению, сущность своего метода Песталоцци показал в следующей фразе [6, с. 219]:"... метод в результате внесения основы наглядности в учение о времени и пространстве получает возможность не только подвести ребенка к границам знания, но и дать ему глубоко проникнуть в существо математических и других сложных наук".

Фундаментом метода Песталоцци является, на наш взгляд, "внутреннее созерцание", значение которого он распространил и на воспитание: "... элементарное воспитание внутреннего созерцания является не чем иным, как элементарным воспитанием нравственности, которая в своем существе покоится на тех же законах чувственной природы, на которых построена и вся основа интеллектуального и физического элементарного образования" [6, с. 235].

С сожалением приходится констатировать, что за прошедшие два столетия педагогическая наука мало продвинулась в понимании метода И.Г. Песталоцци. Советская же педагогика сделала многое, чтобы дискредитировать основу метода. Например, "... в трактовке процесса познания материалистические тенденции сочетались у него с идеалистическими элементами ..."; и далее: "... трактовка так называемого внутреннего созерцания проникнута идеалистическими тенденциями ..." [6, с. 25].

2. ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВП

2.1. Задачи исследования

Наши подходы к рассмотрению пространственно-временной организации ВП базируются на известных представлениях нейролингвистического программирования: сигналах доступа, асимметрии функций гемисфер, стратегиях, временных линиях, модальностях психики, субмодальных методах и др. [1-4].

Кроме того, мы последовательно придерживаемся логики т.н. пространственных схем и отношений [7-13], которая позволяет в определенной степени проследить переход от феноменологического описания связей [7-9, 14] к механизмам их реализации, и наоборот [11, 12, 15, 16].

Выявление некоторых видов отношений [8, 12] представляет для нас отдельный интерес в разработке дидактических средств и систем [1, 2], поскольку методология их проектирования также входит в инфраструктуру ВП, когда последнее выступает в качестве инструмента для работы с текстовыми, анимационными и смешанными дидактическими средствами.

По нашему мнению, для выработки единого языка теории ВП следует обратиться к исследованиям памяти, интерес к которым возобновился в последние годы в связи с осознанием важности задачи изучения механизмов мозга для понимания структур индивидуального знания

[11,15-18], а также уточнения моделей, ставших уже классическими [10, 12, 19, 20].

На этих уровнях исследований нас интересуют проблемы описания иерархии обработки информации в аспекте асимметрии функций гемисфер [12, 21, 22], проблемы обучения нейронных систем [32], модульной организации нейронных представительств [12], области и механизмы конвергенции, временные циклы, в т.ч. циклическая прогонка и др. [16, 17].

Путем уточнения моделей мы надеемся найти ответы на важные для теории ВП вопросы. Например:

1. Какова динамика структуры визуального пространства, с которым имеет дело человек при оперировании образами.

2. Как с помощью простых операций в ВП обеспечить расширение эффективного объема оперативной памяти и увеличение скорости обработки информации. Как при этом "удлинить" логику и осуществить контроль за механизмами эвристического поиска.

3. Какие механизмы реализуют классы бинарных и тернарных отношений; последние нас интересуют в особенности, т.к. они, возможно, позволят подойти к описанию проблем трудности и сложности в стратегиях принятия решений.

4. Какова должна быть модель памяти, поскольку от ее вида зависит выбор логики дальнейших экспериментальных исследований, уверенность в важности которых в значительной степени удерживает нас на пути решения поставленной задачи - создания непротиворечивой теории ВП.

Проблемы исследования временных аспектов организации ВП обсуждаются в данном сообщении в русле использования в модели ВП методологии временных линий [1, 4, 13], а также в аспекте изучения возможности использования известных представлений временной организации нейронных ансамблей [15-19] для уточнения модели памяти, которая должна лечь в основу пространственно-временной организации ВП.

Дальнейшее изучение вопросов временной динамики ВП предполагает расширенное экспериментальное исследование, обсуждение проблем которого выходит за рамки данного сообщения.

На данном этапе разделение проблем пространственно-временной организации ВП на две части представляется нам оправданным, поскольку позволяет сделать изложение более наглядным в сравнении с системным рассмотрением, которое требует специального обсуждения ввиду необходимости дополнительного исследования широкого спектра взаимосвязанных проблем. Например:

1. Какие особенности модели должны учитывать свойство бинокулярности зрения.

2. Какова роль саккад в механизмах последовательно-параллельной обработки стимулов [12, 15, 23].

3. Как связаны бинокулярность и саккады с модульной организацией стриарной и престриарной коры.

4. Какова, в свою очередь, связь модульной организации нейронных систем со структурой зрительного пространства.

5. Что представляют собой механизмы управления в системах памяти, какова их взаимосвязь, каковы возможные диапазоны волевого регулирования в системах управления.

6. Проблема "тактовых частот" биокомпьютера также требует дополнительного исследования, поскольку имеющиеся сведения на этот счет противоречивы [12, 15-18].

7. На указанный слой задач накладываются многочисленные проблемы психолингвистического характера, требующие обсуждения соответствующих механизмов и способов управления ими в системе ВП, в том числе для задач понимания текста и его оптимального проектирования [9,24-27].

2.2. Пространственные схемы и предметные отношения

Концепция пространственных схем, восходящая к Канту и не потерявшая своей актуальности в настоящее время [7, 13, 33], близка к феноменологии учения Песталоц-ци, согласно которому его метод создал "... фундамент наглядности для абстрактных понятий о времени и пространстве" [6, с. 214].

"Схема, таким образом, выполняет функцию каркаса образа" [7, с. 93].

То, что мы называем созерцанием, в т.ч. внутренним, связано с поиском т.н. предметных отношений [9]: "Наиболее типичными классами предметных отношений являются, например, пространственные отношения, временные, причинно-следственные, часть-целое, отношения формы, воздействия, взаимодействия и др." [9, с. 153-154].

В семантическом плане Фридман Л.М. [8] выделяет отношения соединения, разъединения, сравнения, разделения, отношения-зависимости. Аналогичная точка зрения приводится и в [12]: "Собственно говоря, иногда трудно отграничить пространственный оператор от логического" [12, с. 256]. Как правило, схемы отношений не связываются с речевым мышлением.

Нами модификация образов соотносится с преобразованиями информационных структур, описываемых в терминах фреймов, моделей, схем, карт, сетей и др., каковые отображаются в схемах отношений, в значительной мере определяющих стратегии интеллектуального поиска. Здесь мы в значительной мере согласны и с логикой У. Найссера: "Схема не только план, но также и исполнитель плана. Это структура действия, равно как и структура для действия" [33 с. 75].

В основу интерпретации "схемных" рассуждений могут быть положены представления об основных механизмах обработки зрительной информации, функции которых заключаются, в частности, в следующем [12].

1. Классификация образов с помощью минимального количества признаков.

2. Полное описание, включающее пространственные отношения.

В связи с вышесказанным, акт зрительного восприятия включает в себя опознание фрейма (согласно п. 1) и описания протяженности, контраста, цвета и других классов признаков, носящих в нейролингвистическом программировании название субмодальностей [3, 4].

3. ВРЕМЕННЫЕ ЛИНИИ И ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ЗОНЫ ВП

Методология временных линий разработана в нейролингвистическом программировании для целей психодиагностики и психокоррекции [3, 4] и подробно обсуждается в [13]. Важным для нас результатом работы [13] является сопоставление распределения образов прошлого, настоящего и будущего с особенностями личности, в соответствии с которым упомянутые образы располагаются человеком вдоль линии, которая может иметь несколько отрезков, расположенных под различными углами. Возможные модификации линий обсуждаются, например, в [1,4, 13].

Наиболее существенны для нас следующие корреляции свойств временных линий с личностными характеристиками [13].

1. Структурирование линии прошлого - творческая продуктивность.

2. Расхождение линии прошлого - интеллектуальная продуктивность, творческий склад.

3. Расположение образов прошлого сверху - творческий склад, интеллектуальная продуктивность.

4. Расхождение линии будущего - творческая продуктивность, научный потенциал, творческий склад.

5. Удаление образов будущего - творческая и интеллектуальная продуктивность.

6. Расположение образов будущего вверху - творческая продуктивность и творческий склад.

В нейролингвистическом программировании разработана методика определения последовательности шагов обработки информации человеком, основанная на мониторинге макродвижений его глаз [3,4].

В системе визуального поля картинка поворачивается на 180° и "наблюдатель" исследует образы, часто представляемые находящимися вне его головы.

Поскольку для большинства людей время течет слева-направо [1, 3, 4, 13], а форма временной линии должна иметь определенный смысл [1, 13], мы превращаем плоский экран в объем

Выделив передний, средний и задний планы, мы получим 27 ячеек.

4. ВП КАК СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

В данном разделе мы кратко остановимся на некоторых вопросах, ответы на которые также могли бы послужить базой для объяснения феномена ВП.

В основе проектирования методов управления интеллектуальной деятельностью с помощью операций в ВП лежит наше глубокое убеждение в существовании широких возможностей произвольного управления механизмами интеллектуального поиска. В этом мы следуем [33]: "Возможность автоматического контроля за поведением сильно преувеличивается как психологами, так и широкой публикой" [33, с. 114]. И далее: "Зрительные схемы обычно включены в другие и частично управляются ими" [33, с. 147].

Механизмы, реализующие указанные возможности, по-видимому, связаны с тем, что "...Принятие решения о сенсорном сигнале изолировано от непосредственной двигательной функции" [12, с. 213]. Кроме того, по мнению [28]: "Существуют реальные пути воздействия на сам процесс глазного скачка" [28, с. 68].

Однако, несмотря на то что многие популярные методы (например, нейролингвистическое программирование), имеют отношение к ВП как системе управления интеллектуальной деятельностью, приемлемые модели механизмов, которые могут быть положены в основу упомянутых методов, в литературе чрезвычайно редки [1618, 30, 31].

Сказанное относится и к моделям памяти, поскольку классические модели [19, 20] недостаточно для наших целей отражают, в частности, систему метакогнитивного уровня [15].

4.1. Проблемы тонкой структуры ВП

Нам пока не ясно, достаточно ли для построения приемлемых объяснений механизмов основных эффектов ВП грубой анизотропии, или дополнительные исследования тонкой структуры должны представлять собой первоочередную задачу.

В пользу первого говорят следующие доводы.

1. Временные линии могут войти в качестве одной из составляющих метода поиска информации в хранилищах памяти. Для этой цели, возможно, достаточно простых визуальных манипуляций с частями одной или нескольких линий, т.е. мысленное "рисование" кривых, либо "дорог" и "площадей" в оперативном объеме ВП.

2. Технология "взмаха", "храповика" и др.[3, 4] может быть обеспечена без привлечения информации о тонкой структуре. Здесь достаточно сведений о субмодальных вариациях образов и их скоростных (временных) характеристиках, каковые могут быть рассчитаны из известных представлений, например [12, 15-20, 23, 28, 30, 31]. Об этом говорят также известные объяснения метода спеллинга, который мы относим к возможностям ВП [4].

3. Скорость обработки зрительных стимулов рассчитывается из известных моделей и в узком диапазоне экспериментальных исследований приводит к не слишком противоречивым данным, коррелирующим в какой-то

мере с моделями глазодвигательной активности [15-20, 28, 31].

За возможную целесообразность введения в теорию ВП формализмов "тонкой структуры" говорят результаты некоторых экспериментов. "Анализ экспериментальных данных С.Я. Зысина показал, что шкала, накладываемая на поле зрения, дискретна и независимо от диапазона, в котором производятся измерения, имеет одинаковое число делений" [12, с. 250]. Здесь же для объяснения данного факта предлагается нейронная схема организации фрейма измерения пространственных свойств, напоминающая часть схемы, обсуждаемой в [32]. Далее делается вывод о том, что "через механизм избирательного внимания фрейм может обращаться как к определенному локусу в поле зрения или к определенному уровню описания зрительной информации, так и к различным компонентам системы описания зрительных сигналов на заданном уровне" [12, с. 251]. Сюда же, на наш взгляд, можно отнести представления о наличии ряда "встроенных" генераторов как с относительно стабильными частотами, так и с различными диапазонами перестройки и соответствующие этим представлениям результаты экспериментальных исследований [16-18, 28, 31].

4.2. Память и алгоритмы переработки

В принципе средств объяснения возможностей ВП в повышении интеллектуальной результативности может оказаться достаточно, если предположить, согласно Най-ссеру, что"... нет никаких физиологически или математически установленных пределов для количества информации, которую можно единовременно собрать" [33, с. 116]. И далее: "Интроспекция совсем не обязательно показывает, что человек одновременно осознает что-то одно" [33, с. 121].

В отличие от [33], распространенные модели памяти используют представления последовательной обработки информации в оперативной памяти [17, 19, 20] и ориентируются на усредненные значения типовых характеристик, об опасности чего предупреждает У. Найссер: "Ясно, однако, что не следует бездумно обобщать средние результаты нетренированных испытуемых и делать на их основании выводы о перцептивных механизмах человека" [33, с. 107].

По нашему мнению, напоминания Найссера относятся скорее к метакогнитивным уровням [15] переработки, которые тесно связаны с интересующими нас особенностями памяти - объемом и скоростью переработки информации.

Экспериментальные доказательства заставляют нас согласиться с тем, что "уровни включаются последовательно, но каждый уровень работает по принципу параллельности процессов сличения" [31, с. 76], что, в свою очередь, не противоречит [38]. Также и "М.С. Шехтер объясняет стабилизацию латентных периодов в многоальтернативной ситуации выбора сочетанием последовательных и параллельных акций сличения" [31, с. 76].

Уменьшение времени обработки, о котором говорится в [5], возможно является следствием работы механизмов обобщения. Об этом, в частности, говорится в [12], где упоминается, что к 13-ти годам в левом полушарии формируется следующий уровень обобщения, а по Хеб-бу - в правом полушарии также в результате обучения формируется механизм обобщения более высокого уровня.

Вероятно, визуальное сосредоточение индуцирует возможность перехода к более высоким уровням обобщения за счет увеличения разнообразия признаков, а информационным принципом, обеспечивающим включение последующих уровней обобщения, является принцип пороговой неопределенности [34].

По-видимому, расширение эффективного объема памяти возможно, кроме повторения, за счет увеличения времени удержания образов в кратковременной памяти.

Последняя альтернатива в определенной мере представляет для нас предмет дальнейших исследований.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для объяснения особенностей организации интеллектуальной деятельности, которые определены нами как феномен визуального поля, требуются дальнейшие глубокие теоретические и экспериментальные исследования, главные задачи которых заключаются, на наш взгляд, в следующем:

1. Исследование количественных характеристик эффективности методов управления интеллектуальной деятельности, составляющих арсенал ВП как методологии управления механизмами интеллектуального поиска.

2. Исследование особенностей памяти, которые связаны с высшими уровнями обработки информации.

3. Поиск единого языка теории ВП. В этом плане определенные надежды мы возлагаем на результаты исследования механизмов и использование языка современных теорий памяти.

4. Поиск эффективных моделей, которые позволили бы связать различные точки зрения на уровни и механизмы обработки информации.

5. Поиск средств формализации моделей, среди которых мы отдаем предпочтение современным сетевым представлениям [35].

6. В перспективе необходима разработка средств сопряжения ВП с компьютерными средствами, поскольку в тандеме мозг-компьютер возможно обеспечение психофизиологического контроля интеллектуальной деятельности, а также управления вычислительными системами для решения задач высшей сложности.

Мы надеемся, что хорошая теория ВП обеспечит, в частности, концептуальную базу психодидактики будущего и приведет к созданию дидактических средств и систем высокой эффективности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гидлевский A.B., Гидлевская Т.А., Сосновский Ю.М. Методы НЛП в задачах дидактики // Регионально-национальные ценности историко-педагогического знания и современные инновационные процессы в образовании Западной Сибири. Горноалтайск: ГУ. 1997. С. 69-72.

2. Гидлевский A.B. Использование методов "визуального поля" для решения задач психодидактики в новых образовательных технологиях // Современные образовательные технологии. Омск: СибАДИ. 1999. С. 82-84.

3. Трансформация личности: нейролингвистическое программирование. Одесса: "Хаджибей", 1995.

4. О'Коннор Д., Сеймор Д. Введение в нейролингвистическое программирование / Пер. с англ. Челябинск: "Версия". 1997.

5. Орехов А.Н., Ильясов И.И. О новом виде интуитивных мыслительных операций // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология, 1997, №2. С. 3-11.

6. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения: в 2-х т. М.: Педагогика, 1981. Т. 1.

7. Магазанник В.Д. Структурирование информации человеком при принятии решений II Психологический журнал. 1997. Т. 18. №1. С. 90-101.

8. Фридман Л.М. Логико-психологический анализ школьных учебных задач. М.: Педагогика, 1977.

9. Новиков А.И. Семантика текста и ее формализация. М.: Наука, 1983.

10. Минский М. Фреймы для представления знаний. М.: Энергия, 1979.

11. Александров И.О., Максимова Н.Е., Горкин А.Г. и др. Комплексное исследование структуры индивидуального знания II Психологический журнал. 1999. Т. 20. №1. С. 49-69.

12. Глезер В.Д. Зрение и мышление. СПб.: Наука, 1993.

13. Березина Т.Н. Пространственно-временные характеристики личных образов и их связь с особенностями лич-|

ности // Психологический журнал. 1988. Т. 19. №4. С. 13-26.

14. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся / Под ред. И.С. Якиманской. М.: Педагогика, 1989.

15. Величковский Б.М. От уровней обработки к стратификации познания // Вопросы психологии. 1999. N84. С. 58-74.

16. Иваницкий А.М. Главная загадка природы: Как на основе работы мозга возникают субъективные переживания // Психологический журнал. 1999. Т. 20. N83. С. 93-104.

17. Сергин В.Я. Сознание как система внутреннего видения // Журнал высшей нервной деятельности. 1994. Т. 44. Вып. 4-5. С. 627-639.

18. Лебедев А.Н. Константа М.Н. Ливанова в количественном описании психологических явлений // Психологический журнал.1997. Т. 18. N86. С. 96-105.

19. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1980.

20. Клацки Р. Память человека. М.: Мир, 1978.

21. Бианки В.Л. Механизмы парного мозга. Л.: Наука, 1989.

22. Цветкова Л.С. Мозг и интеллект: Нарушение и восстановление интеллектуальной деятельности. М.: Просвещение, 1995.

23. Гуревич Б.Х. Движение глаз как основа пространственного зрения и как модель поведения. Л.: Наука, 1971.

24. Знаков В.В., Тихомиров О.К. Понимание текста как процесс постановки и решения мыслительной задачи II Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1991. N83. С. 17-27.

25. Заде Л. Понятие лингвистической переменной и его применение к принятию приближенных решений / Пер. с англ. М.: Мир, 1976.

М.Ю.СЕМЕНОВ

Омский государственный университет

УДК 159.947.5

Удовлетворенность как обобщенная характеристика отношения к миру и его объектам и явлениям является комплексной, системной характеристикой взаимоотношений человек-окружающий мир. В социальных исследованиях удовлетворенность выступает как показатель успешности и адаптированности человека в конкретных условиях.

«Социальные психологи с середины 50-х гг. пытались создать инструмент для измерения установок по отношению к деньгам. Первой успешной попыткой такого рода можно считать опросник В.Д. Рубинштейн, предложенный ею читателям журнала Psychology Today. Данные позволили классифицировать людей на две существенно различающиеся группы: «материально удовлетворенных» и «материально неудовлетворенных». Первые контролируют свои финансы, тогда как вторые позволяют деньгам управлять их поведением. Так, если возникает желание купить что-нибудь слишком дорогое, то представители первой группы постараются либо накопить достаточно денег, либо забыть об этой вещи. Неудовлетворенные же чаще всего попытаются взять деньги в долг. Во второй группе также значительно выше частота эмоциональных расстройств и психосоматических заболеваний» [10].

В.Д. Рубинштейн эмпирически выделила 2 категории людей: «материально удовлетворенных» и «материально неудовлетворенных», дала их краткое описание. Ка-

26. Мусхелишвили Н.Л., Шрейдер Ю.А. Значение текста как внутренний образ // Вопросы психологии. 1997. №3. С. 79-91.

27. Апмаев H.A. Интенциональные структуры естественного языка: экспериментальное исследование И Психологический журнал. 1998. Т. 19. №5. С. 71-80.

28. Митькин A.A. Системная организация зрительных функций. М.: Наука, 1988.

29. Андреас К., Андреас С. Измените свое мышление и воспользуйтесь результатами. Новейшие субмодальные вмешательства НЛП / Пер. с англ. Новосибирск: Экор, 1995.

30. Данилова H.H. Психофизиология: Учебник для вузов. М.: Аспект-Пресс, 1998.

31. Психологические закономерности восприятия и памяти. М.: Наука, 1985.

32. Хинтон Д.Е. Как обучаются нейронные сети // В мире науки. 1992. №11-12. С. 103-110.

33. У. Найссер. Познание и реальность. Смысл и принципы когнитивной психологии / Пер. с англ. В.В. Лучкова. М.: Прогресс, 1981.

34. Паск Г. Значение кибернетики для наук о поведении (кибернетика поведения и познания; расширение понятия "цель") II Кибернетические проблемы бионики / Пер. с англ. Ч. 2. М.: Мир, 1972. С. 9-39.

35. Искусственный интеллект. - В 3-х кн. Кн. 2. Модели и методы: Справочник / Под ред. Д.А. Поспелова. М.: Радио и связь, 1990.

ГИДЛЕВСКИЙ Александр Васильевич - канд. физ,-мат. наук, доцент Омского государственного педагогического университета.

кие же теоретические конструкты могут стоять за этой феноменологией? Для этого необходимо теоретически раскрыть, наполнить содержанием понятие «материальная удовлетворенность».

Очевидно, что мы должны обратиться к мотивацион-но-потребностностной сфере человека.

Понятие «удовлетворенность» как родовое понятие «материальной удовлетворенности» употреблялось как в контексте прикладных отраслей науки, так и в мотива-ционных теориях.

В обзорной работе Е. П. Ильина [4] рассматриваются понятия удовлетворение и удовлетворенность в контексте процесса реализации потребности и соотношения мотива, удовлетворения и удовлетворенности.

«Удовлетворение - это эмоциональное состояние, возникающее вследствие реализации мотива. Другое дело -удовлетворенность, понимаемая большинством психологов и социологов как отношение к выполняемой деятельности, образу жизни. ... Удовлетворенность выполняет долгосрочную оценочную функцию, поэтому она является положительным оценочным отношением, а неудовлетворенность-отрицательным» [4, с. 62].

Собственно удовлетворенность обычно рассматривалась в прикладных гуманитарных науках, во-первых, как удовлетворенность трудом [5, 6, 8, 11] и жизнью в целом [1, 3] в соответствующих отраслях социологии и психоло-

УДОВЛЕТВОРЕНИЕ И УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ

В ДАННОЙ СТАТЬЕ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПСИХОЛОГА РАССМАТРИВАЮТСЯ ПОНЯТИЯ <гУДОВЛЕТВОРЕНИЕ» И «УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ», АНАЛИЗИРУЕТСЯ И УТОЧНЯЕТСЯ ПРЕДЛОЖЕННАЯ С. В. МАГУНОМ ФОРМУЛА УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ, ВЫДЕЛЯЮТСЯ ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.