Научная статья на тему 'ФЕНОМЕН ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ'

ФЕНОМЕН ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
33
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / НЕЛИНЕЙНАЯ ДИНАМИКА / ДИНАМИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / "ДИН-ПРОГНОЗ" / НЕСТАЦИОНАРНАЯ СТРУКТУРА / КИБЕРНЕТИКА / СИНЕРГЕТИКА / САМООРГАНИЗАЦИЯ / ДЕТЕРМИНИРОВАННЫЙ ХАОС

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Ярцева Светлана Ивановна, Зотов В.А.

Авторы статьи, специалисты по технологиям управления антропосистемами, описали феномен виртуальной реальности с точки зрения его практической значимости для разработки стратегий управления социумом. В предлагаемом методе стратегического планирования виртуальная реальность выступает как теоретико-философский базис конструирования и виртуализации экономико-математических образов реальных социально-экономических систем в виртуальном мире. Особое внимание уделено фундаментальным свойствам социально-экономических систем, обусловливающих объективную связь их виртуальных образов с принципами нелинейной динамики. На примере инструмента динамического моделирования «ДИН-Прогноз» показано применение элементов виртуальной реальности при проведении машинных экспериментов, направленных на разработку стратегий управления социальными системами. Предложено применять порождающую виртуальную реальность, имеющую обратную связь по временному континууму с опережающим виртуальным образом, как новое направление социально- экономического прогнозирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHENOMENON OF VIRTUAL REALITY IN THEORY AND PRACTICE OF SOCIAL SYSTEMS MANAGE

The authors, who are the experts in anthropogenic systems management technology, revealed the phenomenon of virtual reality from the point of its practical signifi cance for developing society management strategies. The method of strategic planning regards virtual reality asa theoretical and philosophical basis for the design and virtualization of economic and mathematical images of the real socio-economic systems in the generated virtual world. Particular attention is paid to the fundamental properties of socio-economic systems, causing an objective link of their virtual images with the principles of nonlinear dynamics.Using virtual reality elements is exemplifi ed on “DYN-Prognoz” simulation, targeted at the development of social systems managing strategies. Authors proposed to use generative virtual reality related by feedback to time continuum with advanced virtual image as a new direction in social and economic forecasting.

Текст научной работы на тему «ФЕНОМЕН ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ»

феномен виртуальной реальности в теории и практике

управления социальными системами

phenomenon of virtual reality in theory and practice of social systems

manage

ПОЛУЧЕНО 15.02.15 ОДОБРЕНО 01.07.15 ОПУБЛИКОВАНО 17.08.15 УДК 316.3 DOI 10.12737/13235

ярцева с.и.

Канд. экон. наук, профессор кафедры управления персоналом ГУУ, г. Москва

yartseva s.i.

Candidate of Economic Sciences, Professor of the Personnel Management Department, State University of Management, Moscow

зотов в.а.

Канд. экон. наук, доцент кафедры информационных технологий РЭУ им. Г.В. Плеханова, г. Москва

zotov v.a.

Candidate of Economic Sciences, Assistant Professor of the IT Department, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow

e-mail: info@medsoftlab.ru

Аннотация

Авторы статьи, специалисты по технологиям управления антропосистемами, описали феномен виртуальной реальности с точки зрения его практической значимости для разработки стратегий управления социумом. В предлагаемом методе стратегического планирования виртуальная реальность выступает как теоретико-философский базис конструирования и виртуализации экономико-математических образов реальных социально-экономических систем в виртуальном мире. Особое внимание уделено фундаментальным свойствам социально-экономических систем, обусловливающих объективную связь их виртуальных образов с принципами нелинейной динамики. На примере инструмента динамического моделирования «ДИН-Прогноз» показано применение элементов виртуальной реальности при проведении машинных экспериментов, направленных на разработку стратегий управления социальными системами. Предложено применять порождающую виртуальную реальность, имеющую обратную связь по временному континууму с опережающим виртуальным образом, как новое направление социально-экономического прогнозирования.

Ключевые слова: виртуальная реальность, нелинейная динамика, динамическое моделирование, социально-экономическая система, «ДИН-Прогноз», нестационарная структура, кибернетика, синергетика, самоорганизация, детерминированный хаос.

Abstract

The authors, who are the experts in anthropogenic systems management technology, revealed the phenomenon of virtual reality from the point of its practical significance for developing society management strategies. The method of strategic planning regards virtual reality asa theoretical and philosophical basis for the design and virtualization of economic and mathematical images of the real socio-economic systems in the generated virtual world. Particular attention is paid to the fundamental properties of socio-economic systems, causing an objective link of their virtual images with the principles of nonlinear dynamics.Using virtual reality elements is exemplified on "DYN-Prognoz" simulation, targeted at the development of social systems managing strategies. Authors proposed to use generative virtual reality related by feedback to time continuum with advanced virtual image as a new direction in social and economic forecasting.

Keywords: virtual reality, nonlinear dynamics, dynamic modeling, socio-economic system, "DYN-Prognoz" nonstationary structure, cybernetics, synergetics, self-organization, deterministic chaos.

формирование феномена

виртуальной реальности

Первые поддающиеся формализации представления о виртуальной реальности появились в средневековой западноевропейской теологии и были связаны с размышлениями об иерархии (структуре) и логике уровней божественной реальности. Задачи отношения классов (множеств) вещей, предметов и обозначающих их общих понятий (универсалий), энергетической составляющей акта действия, соотношения потенциального и актуального формулировались на языке того времени, как «сколько ангелов может уместиться на острие иглы» и т.п. Дальнейшие представления о реальности получили развитие в различных направлениях научной мысли — от философских концепций субъективизма Р. Декарта и его радикальной формы силопсизма до формальных теорий квантовой механики и теории множественности миров Х. Эве-ретта [13].

Позитивные и негативные аспекты освоения виртуальной реальности были заложены в исследовательском творчестве Л. Витгенштейна и У. Джемса. Витгенштейн дал мощный импульс развитию направления логического совершенствования языков описания и анализа реальности. Кроме того, он объяснил истоки феномена автономизации языка описания реальности, в результате которой генерирующийся из самого себя, согласно свой внутренней логике, язык начинает жить собственной жизнью, оторванной от реальности, за что в итоге расплачиваются носители такого языка. На этот феномен особое внимание обращал прагматик У. Джемс.

М. Постер, социолог и культуролог, сравнивая виртуальную реальность с реальным временем в сфере современных телекоммуникаций (игры, телеконференции и т.п.), отмечал проблематизацию реальности, ставящую под сомнение обоснованность, эксклюзивность и конвенциональную очевидность обычного времени, пространства и идентичности. В связи с этим он постулировал возникновение симуляционной культуры с характерной ей множественностью реальностей.

К особенностям субъекта такой культуры относятся не только нестабильность и диффузность, возникновение и существование только в интерактивной среде, но и то, что он становится удобным для манипулирования. Поэтому теряют актуальность такие различия, как отправитель ^ реципиент, производитель ^ потребитель, управляющий ^ управляемый, а также возникает необходимость в ином терминологическом инструментарии для анализа и измерения.

В 1980-1990-х годах ряд исследователей (Ж. Бодрийяр [14] и др.) пришли к выводу, что точность и совершенство технического воспроизводства объекта и его семантическое, знаковое форматирование создают феномен симулякра, в котором реальности больше, чем в реальном объекте как таковом. Более того, симулякр несет в себе потенциал избыточности своей детализации, структурирования, форматирования (потенциал избыточности реальности), что вызывает проблему отчуждения, появления статуса симулякров более реального, чем статус конкретных людей с их более определенным и сложным миром отношений. А это может инициировать появление иных реальностей состояний социума и его подсистем, а, соответственно, иных технологий управления.

В отечественной науке исследования по виртуальной реальности представлены трудами Центра виртуалистики Института человека РАН, в стенах которого разработан «Манифест виртуалистики» [7]. В манифесте определены четыре основных свойства виртуальной реальности, инвариантные ее природе: порожденность активностью какой-либо внешней реальности; актуальность существования исключительно одновременно с активностью порождающей реальности; автономность в части собственного времени, пространства и законов существования; взаимодействие (интерактивность) со всеми иными реальностями.

Значительное влияние на формирование феномена виртуальной реальности оказали исследования в области компьютерной виртуализации. Представления о виртуальной реальности, порождаемой с помощью компьютера, позволили углубить понимание реальности человеческого мозга, его технологии (алгоритмы) как организующей и управляющей человеческой системы. Но одновременно возник пласт сопутствующих нетривиальных проблем технического, социального и психофизиологического характера.

Современная наука изучает виртуальную реальность с разных позиций, исходя из источника, средства, формы порождения или других критериев, а также в разных ракурсах. Главные из них следующие. Во-первых, виртуальную реальность воспринимают как концептуализацию технического, технологического и инновационного всплеска, наряду со стимулированием социально-экономического развития, порождающего острые проблемы, которые требуют критического осмысления. Во-вторых, как развитие идеи множественности миров и изначальной неопределенности, относительности мира реального. В этом случае термином виртуальная реальность обозначается совокупность объектов порождаемой и порождающей (константной) реальности. Такое понимание виртуальной реальности предполагает отказ от постулирования существования только одной реальности и признание множественности реальностей, что позволяет конструировать модели развивающихся и уникальных объектов. Исходная (константная) виртуальная реальность может порождать следующий уровень, который становится исходным для последующего. Подобное построение может длиться до бесконечности, поскольку теоретически отсутствуют ограничения на количество уровней иерархии реальностей. При прекращении процесса порождения объекты виртуальной реальности исчезают. На основе представления о множестве

реальностей строятся мировоззренческие системы, постулирующие «виртуальность мира» как такового.

В целом можно отметить, что феномен виртуальной реальности, пройдя этап формирования теоретико-философских концепций, в XXI в. приобретает прикладной характер. Характеристика виртуальности вошла в такие сферы, как информационные технологии — виртуальная память, виртуальная машина, виртуальная клавиатура, шлем (очки) виртуальной реальности; управление человеческими ресурсами — виртуальный офис и виртуальный менеджмент; экономику — виртуальная биржа, виртуальная компания, виртуальная банковская карта; психологию — виртуальные способности, виртуальные состояния; образование — виртуальная библиотека, виртуальный тур и т.д. Технологии виртуальной реальности получили применение в проектировании и дизайне, добыче полезных ископаемых, военных технологиях, строительстве, обучении, маркетинге и рекламе, индустрии развлечений, социальных коммуникациях и т.д.

виртуальная реальность в современных экономических отношениях

Современная экономика также «пропитана» элементами виртуальной реальности, когда на основе обозначений (образов) материальных объектов порождаются обозначения следующего порядка (образы образов), каждый из которых начинает «функционировать» в отрыве от первоначального объекта. Так, деньги (редкие ракушки, украшения, меха, алкоголь, соль, гвозди, драгоценные металлы и т.п.) изначально были придуманы и применялись как эквивалент ценности обмениваемого блага (товара или услуги), носили материальный характер и имели стоимость сами по себе. На последующих этапах развития товарно-денежных отношений произошла подмена реального актива в виде денег, обладающих имманентной стоимостью, их обозначением — банкнотами и монетами из сплавов. В настоящее время, как и во времена материальных денег, они стали товаром и наравне с материальными активами торгуются на рынках, но их стоимость полностью потеряла связь с количеством и ценностью (редкостью, желанностью и т.д.) благ, которые эти деньги призваны обозначать, и определяется, главным образом, не фундаментальными экономическими, а политическими, спекулятивными и иными факторами.

В современной практике также все большее распространение получают безналичные деньги, т.е. записи в базах данных (БД) банков об определенном количестве банкнот и монет, а также электронные деньги — записи в БД различных систем платежей и электронных денег, в том числе негосударственных и небанковских, о записях в БД банков. Отдельно можно выделить фидуциарные деньги, например, ВИсот, также представляющие собой записи в БД, но не предполагающие долговых обязательств эмитента, и виртуальные деньги, имеющие, например, хождение в компьютерном виртуальном игровом мире, но обладающие способностью к обмену на «реальные» деньги и обратно. Аналогичная виртуализация наблюдается и в части прав собственности, обязательств, гарантий и т.п., формализованных посредством ценных бумаг, которые, в свою очередь, порождают деривативы.

Можно констатировать, что современная экономика приобретает свойства виртуальности, в которой производство и распределение благ уступает место спекуляции дериватива-ми (правами на права на блага), что значительно упрощает как перераспределение благ от производителей к спекулянтам, так и вуалирование несправедливости подобной системы распределения.

виртуальность и нелинейная динамика

Особое значение феномен виртуальной реальности приобрел в изучении социально-экономических систем, где он проявился в форме симуляторов реальных систем на основе их нелинейных динамических моделей с нестационарной структурой. Разработка стратегий управления многими реальными системами связана с объективными ограничениями. Например, неудачные эксперименты на социуме по модернизации пенсионной или образовательной систем при стечении определенных обстоятельств, вызвавших ухудшение уровня жизни социума или отдельных его групп, могут привести к серьезной трансформации как системы управления, так и самих управляющих. В качестве альтернативы необходимые эксперименты могут осуществляться на образе объекта управления, «живущем» в виртуальной реальности, сходной по своим законам с реальностью «настоящей». Такая виртуальная реальность может конструироваться на основе нелинейной динамической математической модели, воспроизводимой специальными программными средствами на компьютере. В этом случае модель определяет «законы», т.е. алгоритмы распределения и преобразования ресурсов, изменяющиеся в процессе «жизни» модели, в формируемой ею виртуальной реальности, тогда как система моделирования является инструментом порождения виртуальной реальности на основе алгоритмов ее функционирования.

Теория нелинейных динамических систем сформировалась на базе кибернетики и синергетики. Эти направления в рамках обозначаемой термином неодетерминизм новой версии интерпретации классического детерминизма, предлагают универсальную теорию изменения. В ней внимание акцентируется на аспектах реальности, наиболее характерных для современной стадии ускоренных социальных изменений: разупорядоченности, неустойчивости, разнообразии, неравновесности, нелинейных соотношениях, в которых малый сигнал на входе может вызвать сколь угодно сильный отклик на выходе, и темпоральности — повышенной чувствительности к ходу времени.

И. Пригожин следующим образом описывает суть оппозиции классический детерминизм—неодетерминизм [5]. Некоторые части реальности, будучи закрытыми системами, ведут себя как конструкты. Однако они в лучшем случае составляют лишь малую часть физической Вселенной. Большинство систем являются открытыми и обмениваются веществом или энергией (и информацией) с внешней средой. К этим системам принадлежат как биологические, так и социальные системы. Открытый характер подавляющего большинства систем во Вселенной указывает на то, что реальность не есть место, в рамках которого доминирует порядок, стабильность и равновесие. В связи с этим главенствующая роль в окружающем нас мире принадлежит неустойчивости и неравновесности.

Все системы содержат подсистемы, развитие которых также не только версифицируется (ветвится), но они непрестанно флуктуируют. Иногда отдельная флуктуация или комбинация флуктуаций становится настолько сильной, что существующая организация, поддерживаемая управлением и самоуправлением, не выдерживает и разрушается. Приго-жин считает, что в этот переломный момент (точка бифуркации), также обозначаемый термином переходный период, принципиально невозможно предсказать, в каком направлении будет происходить дальнейшее развитие — станет ли состояние системы хаотическим или оно перейдет на новый, более дифференцированный и более высокий уровень упорядоченности. Поэтому стремление понять их в рамках

механистической парадигмы не дает положительного результата.

Классический детерминизм и основанная на нем механистическая парадигма, доминирующая в европейской культуре на протяжении всей ее истории, и поныне остаются для многих ученых исследовательской точкой отсчета, образующей для них ядро их профессиональной деятельности в целом. Оказываемое влияние таково, что подавляющее большинство социальных наук, в том числе экономика и управление, продолжают находиться как под влиянием классического детерминизма, так и вытекающих из него концепций линейной эволюции, линейного прогресса [9].

Как показали исследования, нелинейные динамические модели с нестационарной структурой позволяют с высокой степенью адекватности описать социально-экономическую динамику и отразить имманентные ей свойства: сугубо нелинейную зависимость результата (финансового, производственного и др.) от поступающих ресурсов, изменяющуюся динамику состояний экономических систем (рост или стагнацию, простои производства, задержки в поставках, накопления ресурсов, цикличность и т.п.) и ее характеристики (скорости, ускорения, лаг), наличие большого количества обратных связей разного характера между элементами систем, перманентное изменение внутренней структуры связей и др. [4, 11]. Подробный анализ свойств нелинейных динамических моделей применительно к отражению динамики социально-экономических процессов приведен в [3, 12].

Принципиально новая особенность конструирования виртуальной экономической реальности на основе нелинейной динамики проявилась в необходимости разработки не только специальных языковых средств и нотаций для формализации моделей, но и специализированных программных инструментов. Последнее требование обусловлено комплексом причин, среди которых колоссальная размерность и сложность, присущая «живым» (не техническим) объектам, их нелинейность и динамическая структурная нестационарность, что определяет невозможность фактически вычислить получаемую математическую модель при помощи карандаша и бумаги.

языковые и программные средства виртуализации

Модельно-программные комплексы конструирования виртуальной экономической реальности на основе нелинейной динамики разрабатывались ведущими научными центрами. В советско-российской научной школе выделились два программных инструмента: система имитационного моделирования «Имитак», а также ее продолжения SimEx и Visual Simulator, реализация которых ведется в Государственном университете управления, и система моделирования социально-экономических процессов «ДИН-Прогноз», развитием которой занимаются специалисты Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова. В идеологическую основу обеих систем заложены принципы системной динамики, но языковые и инструментальные средства различаются. В отличие от системы «Имитак», сигнально-операторный формализм «ДИН-Прогноз» не предполагает применения вероятностных элементов, но предоставляет комплекс элементов симуляции сложных явлений, специфичных для социальной динамики. Рассмотрим основные особенности применения инструмента «ДИН-Прогноз» в практике конструирования виртуальной экономически.

Процесс конструирования виртуальной экономики состоит из следующих этапов: концептуальное моделирование объекта на формально-естественном нормализованном языке (ФЕЯ, см. [4]), формализация его структуры и синтез

экономико-математической модели, построение интерфейса «человек—машина», инициализация модели входными данными и управлениями, верификация и отладка модели, виртуализация и изучение «жизни» (динамики) экономики.

Формально-естественный язык разрабатывает профессор А.А. Кугаенко с целью алгоритмизации вербальных экономических зависимостей и последующего моделирования их динамики внутри социально-экономических процессов. Центральной задачей при разработке языка ФЕЯ было достижение следующих его качеств: краткость определения в вербальном описании и достаточность единичного алгоритма для формального воспроизведения; отсутствие циклов в определении терминов (например, «бытие есть существование — существование есть бытие»); наличие ясной структуры соподчинения терминов в виде цепи, дерева, таблицы и т.п. В результате был создан уникальный словарь, содержащий более 1000 социально-экономических терминов, вербальные определения которых можно записать алгоритмами. В качестве примера терминов приведем определения «моды» (на поведение или владение блага) как «ложной информации другим членам общества (в виде своего поведения или другими признаками) о принадлежности данного члена общества к высокопрестижным группам этого общества...»; «любви» — «добровольное взаимодействие одного социального объекта с другим, с большой потребностью отдавать ему свои ресурсы, и при отсутствии желания брать у него что-либо взамен»; «денег» — «государственных юридических документов, заменяющих ресурсы и блага в процессах их анализа и обмена». Полученные результаты легли в основу методологии и практики динамического моделирования социально-экономических оригиналов, образованных нестационарными структурами.

В основе технологии синтеза экономико-математических моделей в системе «ДИН-Прогноз» лежит создание, инициализация и соединение между собой по входам-выходам функциональных элементов различной алгоритмической природы, моделирующих как динамические характеристики процессов, так и их нестационарность по структуре. Таким образом, синтезированная модель позволяет получать прогноз не только будущих состояний исследуемых систем, но и структур. Это одно из наиболее важных отличий данной технологии.

Учитывая значительный вклад нестационарности синтезируемых моделей в повышение уровня их адекватности оригиналам, рассмотрим это явление более подробно. Не вызывает сомнений, что структура «живых» систем претерпевает в процессе функционирования непрерывные изменения, выражающиеся в изменении связей между ее элементами. Связи образуются, исчезают, изменяются по величине воздействия (сильная-слабая), по знаку (положительная-отрицательная), по влиянию (прямая-обратная), по характеру пороговой функции (чувствительности к изменению или величине) или функциональной форме зависимости. Что характерно, отмеченные изменения связей присущи оригиналам вне зависимости от их природы. Например, пластичность головного мозга человека в процессе жизни определяется непрерывным изменением синаптических контактов посредством исчезновения, т.е. нарушения связи, или роста, в том числе образования новых, шипчиков дендридов. В физике, гидродинамике известно явление образования в слое вязкой жидкости с вертикальным градиентом температуры новых структур в виде конвективных цилиндрических валов или правильных шестигранных структур, называемых ячейками Бенара. Аналогичные примеры можно привести из химии — процессы кристаллизации, биологии — формирование симбиоза видов, экономики — явления различных уровней от реструктуризации предприятия до образования межотрасле-

вой, межстрановой или панконтинентальной кооперации. Наличие подобного рода трансформаций в объектах-оригиналах обусловливает необходимость их осуществления и в конструируемых виртуальных образах. В противном случае говорить об адекватности или определенной эквивалентности оригинала и виртуального образа не представляется возможным. Решение задачи корректного симулирования динамики оригиналов достигается посредством реализации в инструменте конструирования виртуальной реальности языковых и технологических средств изменения структуры образа порождаемого мира, иными словами, нестационарности по структуре его математической модели. Механизмами нестационарности структуры могут выступать изменения в связях между элементами, изменения алгоритмов формирования выхода от входа непосредственно в самих элементах или порождение (отмирание) участков модели «на лету» в процессе ее «жизни», т.е. в период течения виртуальной реальности.

В связи с тем, что изменения в структуре виртуальной, например экономической, системы приводят к изменениям ее статической характеристики, которая связывает ВЫХОД из системы (критерий функционирования) с ее ВХОДОМ (внешний влияющий фактор или какое-либо управление), а разработка стратегии управления системой должна быть основана на знании точной статической характеристики объекта управления, т.е. его структуры, в каждый квант времени, когда осуществляется управляющее воздействие, задача корректного прогнозирования структурных трансформаций не менее значима, чем прогнозирование динамики состояний.

Одновременно появляется задача отслеживать динамику и саму статическую характеристику. Это может быть достигнуто порождением в виртуальной системе, подсистемы нового уровня, отражающей статическую характеристику на определенный момент времени, но живущей в континууме с много более скоротечным временем по отношению ко времени порождающей системы. Данный прием позволяет осуществлять сканирование порождаемой подсистемы по состоянию на конкретный момент виртуального времени. Как правило, такое сканирование выполняется пилообразными линейными изменениями специально искусственно созданного сигнала от незначительной величины до очень больших значений и может проводиться с различным темпом. «Быстрое» сканирование (с большой скоростью за незначительный отрезок времени) позволяет отражать форму передаточной функции для каждого виртуального момента времени прогнозирования, с почти точным соответствием моменту времени сканирования, но с существенной ошибкой в масштабе ВЫХОДА. «Медленное» сканирование практически безошибочно по масштабу ВЫХОДА, но отражает форму передаточной функции за некоторый существенный отрезок времени (например, за виртуальный год) без «привязки» к отдельным моментам времени внутри отрезка. Здесь просматривается аналогия с принципом неопределенности В. Гейзенберга: при сканировании структуры экономической системы нельзя одновременно определить пару величин — ее состояние и динамику параметров.

Сканирование позволяет инструменту «ДИН-Прогноз», в координатах системы «ВХОД—ВЫХОД», анализировать результат структурных изменений, происходящих как во всей виртуальной системе, так и в отдельных ее блоках (в сфере производства, в сфере потребления, в системе банковского кредитования, в сфере международной торговли энергоресурсами и т. п.). На сканируемой статической характеристике, которая постоянно изменяет свою форму, инструмент «ДИН-Прогноз» устанавливает так называемую рабочую точку (РТ). Она отражает состояние системы в текущий момент времени,

так как положение РТ непрерывно изменяется соответственно ВХОДУ. Например, в динамическом режиме изменение формы статической характеристики будет происходить не только от изменения предложения и спроса, но и от изменения экономических структур и экономической политики. Поэтому в процессе прогнозирования постоянно будет изменяться как форма статической характеристики модели, так и место РТ на координатной оси и на статической характеристике, характеризуя структуру экономики в каждый сканируемый интервал времени.

«Виртуальный мир», построенный на основе нелинейных динамических моделей с нестационарной структурой, обладает качествами, присущими реальным системам, что позволяет достигать высокого уровня его адекватности. Как и реальным системам, ему присущи бифуркации, часто являющиеся следствием смены знаков в обратных связях или их разрыва, проявляющиеся в виде катастроф (дефолтов, банкротств и т.д.), явления хаоса, образуемого перманентной структурной нестационарностью и выражающегося в сложной динамике при простых уравнениях движения структурных элементов на фоне строгой детерминированности систем. Отражение указанных фундаментальных качеств реальной экономики в ее виртуальных образах позволяет корректно проводить сценарные прогнозные исследования, изучать устойчивость (чувствительность) социально-экономических, политических, финансовых и других систем к управлению в разные моменты времени, прогнозировать экономические кризисы, выявлять их причины и вырабатывать стратегии противодействия, т.е. демпфирования возникающих негативных явлений.

Возвращаясь к особенностям инструмента «ДИН-Прогноз», следует также отметить алгоритмы и интерактивные интерфейсы, реализующие логику бизнес-процессов (например, кредитование, импульсное и непрерывное перемещение ресурсов между накопителями, бизнес-планирование, бюджетирование, распределение ресурсных потоков и т.д.), позволяющие непосредственно в процессе моделирования осуществлять управление параметрами динамической модели, наблюдать за результатами данного управления, а также в реальном времени получать интерпретацию результатов. Наличие указанных методологических и технологических составляющих «ДИН-Прогноз» делает его уникальным инструментом отработки сценариев управления антропосисте-мами на основе образов, «живущих» в конструируемой виртуальной реальности.

Перспективным направлением в исследовании прогностических возможностей виртуализации может стать конструирование экономических систем, порождающих системы следующего порядка, живущих в опережающем виртуальном времени и взаимодействующих во временном континууме. По мнению ряда исследователей, включение в процедуру прогнозирования обратной связи по времени позволит существенно улучшить качество стратегического управления [3, 4, 12].

литература

1. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995.

2. Бердяев Н. Человек и машина // Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х томах. М.: Искусство, 1994. Т. 1. С. 499-523.

3. Зотов В. Особенности применения экономико-математических моделей кибернетического класса в инструментах поддержки принятия решений в экономике // Экономические науки. 2007. № 6 (31).

4. Кугаенко А. Экономическая кибернетика. М.: Вузовская книга, 2010.

5. Николис Г., Пригожин И. Познание сложного. М.: Мир, 1990.

6. Носов Н. Психологические виртуальные реальности. М.: Ин-т человека РАН, 1994.

7. Носов Н. Манифест виртуалистики. М.: Путь, 2001.

8. Пенроуз Р. «Новый ум короля. О компьютерах, мышлении и законах физики». Эдиториал УРСС, 2003.

9. Сорос Дж. Открытое общество. Реформируя глобальный капитализм / Пер. с англ. М., 2001.

10. Таратута Е. Философия виртуальной реальности. Спб.,

2007.

11. Форрестер Д. Мировая динамика. М.: АСТ, 2003.

12. Ярцева С.И.Управление человеческими ресурсами: формирование методологических оснований анализа. М.: ГУУ, 2008.

13. Everett H., III. Relative state formulation of quantum mechanics. Reviews of Modern Physics, 29 (1957), pp. 454—462.

14. Baudrillard Jean. Simulacres et Simulation. Collection Débats. Galilée, 1981.

15. Myron W. Krueger. Artificial Reality (1983), Artificial Reality II (1991).

16. Woolgar S. Introduction: Five Rules of Virtuality // Virtual Society? Technology, Cyberbole, Reality // Woolgar S. (ed.) Oxford: Oxford University press, 2002.

references

1. Berger, P., Lukman T. The Social Construction of Reality. A treatise on the sociology of knowledge. Moscow, Medium Publ., 1995. (in Russian)

2. Berdyaev Man and Machine. Philosophy of creativity, culture and the arts. In two volumes. Moscow, Art Publ., 1994. Vol. 1, pр. 499-523. (in Russian)

3. Zotov V. Features of economic and mathematical models of cybernetic-class decision support tools in economics. Economics. 2007, № 6 (31). (in Russian)

4. Kugaenko A. Economic Cybernetics. Moscow, High school book Publ., 2010. (in Russian)

5. Nicolis G., Prigogine I. Exploring Complexity. Moscow, Mir Publ., 1990. (in Russian)

6. Nosov N. Psychological virtual reality. Moscow, Institute of Human Sciences Publ., 1994. (in Russian)

7. N. Nosov Virtualistics Manifesto. Moscow, The Way Publ., 2001. (in Russian)

8. R. Penrose "Emperor's New Mind. On the computer, thinking and the laws of physics." Editorial URSS Publ., 2003. (in Russian)

9. George Soros. The Open Society. Reforming global capitalism. Moscow, 2001. (in Russian)

10. Taratuta E. Philosophy virtual reality. St. Petersburg, 2007. (in Russian)

11. D. Forrester World Dynamics. Moscow, AST Publ., 2003. (in Russian)

12. Yartseva S.I. Human Resource Management: the formation of the methodological basis of the analysis. Moscow, GUU Publ.,

2008. (in Russian)

13. Everett, H., III. «Relative state formulation of quantum mechanics». Reviews of Modern Physics 29 (1957), pp. 454-462.

14. Baudrillard, Jean. Simulacres et Simulation. Collection Débats. Galilée. 1981.

15. Myron W Krueger, Artificial Reality (1983), Artificial Reality II (1991).

16. Woolgar S. Introduction: Five Rules of Virtuality. Virtual Society? Technology, Cyberbole, Reality. Woolgar S. (ed.). Oxford: Oxford University press, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.