Научная статья на тему 'Феномен "вечного возвращения": кинематографический аспект'

Феномен "вечного возвращения": кинематографический аспект Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
313
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЧНОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ / ФЕНОМЕН / БЕСКОНЕЧНОСТЬ / ФИЛЬМ / НАКАЗАНИЕ / ИСКУПЛЕНИЕ / ВЕЧНОСТЬ / ПЕТЛЯ ВРЕМЕНИ / СВЕРХСОЗНАНИЕ / СТРАХ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Тарасов Александр Валентинович

В статье тематика феномена «вечного возвращения» герменевтически рассматривается через сюжеты известных фильмов, чтобы понять особенности существования феномена в человеческой жизни и пути выхода из него. Вечное возвращение это процесс становления, изменения, постоянного внутреннего и внешнего движения в бесконечности. Феномен «вечного возвращения» всегда постигается на уровне чувств. Интерпретируются сюжеты фильмов с целью выявления проявлений феномена «вечного возвращения» на примере реального бытия индивидуума и выхода его в нетривиальное для него существование, но всё равно находящегося в состоянии вечного возвращения и тщетных попыток выхода из него. Маленький человек, попавший в колесо вечности, то плывёт по течению судьбы без руля и ветрил и никак не может повлиять на преследующий его злой рок, то, потеряв рассудок, убивает другого маленького человека и, не замечая своего духовного и физического нищенства, торжественно входит во всё новые круги вечного возвращения. Чтобы разорвать круг вечного возвращения, не надо становится жестоким и холодным сверхчеловеком, необходимо снять маску пустого и глупого человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Феномен "вечного возвращения": кинематографический аспект»

ФЕНОМЕН «ВЕЧНОГО ВОЗВРАЩЕНИЯ»: КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Александр Валентинович ТАРАСОВ,

кандидат культурологии, старший научный сотрудник Института развития, изучения здоровья и адаптации человека, г. Иваново, Россия

e-mail: alekst_24@mail.ru

В статье тематика феномена «вечного возвращения» герменевтически рассматривается через сюжеты известных фильмов, чтобы понять особенности существования феномена в человеческой жизни и пути выхода из него. Вечное возвращение - это процесс становления, изменения, постоянного внутреннего и внешнего движения в бесконечности. Феномен «вечного возвращения» всегда постигается на уровне чувств. Интерпретируются сюжеты фильмов с целью выявления проявлений феномена «вечного возвращения» на примере реального бытия индивидуума и выхода его в нетривиальное для него существование, но всё равно находящегося в состоянии вечного возвращения и тщетных попыток выхода из него. Маленький человек, попавший в колесо вечности, то плывёт по течению судьбы без руля и ветрил и никак не может повлиять на преследующий его злой рок, то, потеряв рассудок, убивает другого маленького человека и, не замечая своего духовного и физического нищенства, торжественно входит во всё новые круги вечного возвращения. Чтобы разорвать круг вечного возвращения, не надо становится жестоким и холодным сверхчеловеком, необходимо снять маску пустого и глупого человека.

Ключевые слова: вечное возвращение, феномен, бесконечность, фильм, наказание, искупление, вечность, петля времени, сверхсознание, страх.

THE PHENOMENON OF "ETERNAL RETURN" CINEMATIC ASPECT

A. V. Tarasov, Ph.D. (Cultural Studies), senior research fellow of Institute of Development Studies Health and Human Adaptation, Ivanovo, Russia

e-mail: alekst_24@mail.ru

The article discusses the phenomenon of the eternal return and the withdrawal process. Eternal return is the process of formation, change, constant internal and external movement at infinity. The phenomenon of the eternal return is always attained at the level of feelings. The theme of the phenomenon of the return of the hermeneutic is seen through the stories of famous movies to understand the existence of the phenomenon in human life and the process of leaving him. Interpreting the films, with the aim of finding and identifying manifestations of the phenomenon of the eternal return to the example of the real existence of the individual and output it is not trivial for him to exist, but still in a state of eternal return, and the futile attempts of escaping from it. Little man caught in the wheel of eternity, it goes with the flow of destiny without a rudder and oars and can not affect the pursuit of his bad luck, having lost his mind, killing another little person and, not noticing his spiritual and physical poverty solemnly included in all new circles of eternal return. To break the circle of the eternal return does not have to become cruel and cold a Superman, you need to remove the mask blank and stupid man, to take out all the good, honest, a good that is inherent in the person initially.

Key words: eternal return, a phenomenon of infinity, film, punishment, redemption, eternity, loop time, consciousness, fear.

На уровне чувственного сознания в человеке возникает необходимость вернуться на Родину или в место, где он был счастлив, но эта ностальгия не всегда становится движущей силой для возвращения. Этим ощущением, этой тягой надо по-настоящему переболеть, чтобы не осталось другого выхода. Но важно не упустить момент возможности возвращения, иначе, как предостерегал Франц Кафка, «начиная с определённой точки, возврат уже невозможен. Этой точки надо достичь [3, с. 3]».

Возвращение - это время становления, изменения, постоянного внутреннего и внешнего движения. Феномен возвращения всегда постигается на уровне чувств. «Возвращение всегда дарит счастье, независимо от того, с каким грузом в душе возвращаешься [4, с. 123]». Необходимость возвращения всегда достигается долгим сенсуальным опытом одного человека или целого народа.

В тот день в начале августа Фридрих Ницше прогуливался в Швейцарии, в кантоне Граубюнден. Он шёл из деревушки Сильс-Мариа в коммуну Сильваплан. Последние дни его томило ясное предчувствие чего-то нового, необычного, загадочного. Мысль философа вращалась вокруг существования жизни. Вращалась и не могла выйти из заданного круговорота бытия, жизни и сущего, будто само существование этих феноменов было поставлено под вопрос. В дороге ему хорошо думалось, и сам альпийский воздух плавно подталкивал к сложным решениям. Возле небольшой горки, пирамидально уходящей вверх, Ницше присел отдохнуть, и тут в сознании философа ясно всплыла картина: когда-то потом, может быть лет через триста, у этой пирамидальной скалы будет сидеть такой же человек, Фридрих Ницше, в тяжёлых горных ботинках и дорожном костюме, и так же давно, может лет двести назад, он уже сидел тут.

После этой картины клубами дыма возник страх вместе с появившимся в сознании ниоткуда словом вечность. Это было даже не слово, а тяжёлое бесконечное ощущение. Вечность.

«Но ведь я не могу быть здесь под скалой вечно, - размышлял старик Ницше. - Вот и сейчас я иду из той маленькой деревушки. Значит, это возвращение. Возвращение, которое уже было и ещё будет. Вечное возвращение [10, с. 137]».

Появляется некая петля. Петля эта будет повторяться вечно. «Как это понять? Всё существование состоит из петель. Петли жизни! [10, с. 137]»

Страх постепенно проходил. Началось «... напряжённое духовное странствие... [10, с. 137]».

«Что здесь страшного? Постоянное возвращение или ... вечность. Что здесь главное... [10, с. 137]».

Уже потом Ницше найдёт выход из этой проблемы - только сверхчеловек может выйти из круга возвращений. Решение великому мыслителю пришло, а страх так и не ушёл...

Человек, который всю жизнь в зените славы и в постоянном круге вечного возвращения, - главный герой фильма греческого режиссёра Элины Псику «Вечное возвращение Антониса Параскеваса» (2013). Фамилия героя Параскевас - по-гречески «Пятница», а пятница у человечества женский символ.

Параскевас (исп. Христос Стергиоглу) всю жизнь отработал, читая утренние новости, или «говорящей головой», как это называется по-телевизионному. А в зените карьеры стал чем-то вроде национально признанного шоумена. Что мешает ему продолжать работать, мы так и не узнаем, друзья в телеинтервью предполагают финансовые трудности, но с помощью своего друга, директора одного из ведущих греческих телеканалов, на котором он и ведёт популярное утреннее телешоу, он разыгрывает своё похищение и укрывается в пустынном отеле на побережье. Отель пуст - не сезон, но проживать там можно с комфортом.

Просто сбежать с работы, но выйти из колеса вечного возвращения маленькому человечку невозможно. Не имея производственной необходимости, он каждое утро просыпается в четыре утра. Когда он встаёт, мы видим его длинные сухие ступни, как у библейского старца или как у женщины, хорошо ухоженные женские ступни. Любой интеллигентный взрослый мужчина знает, как занять своё время, но Параскевас не захватил с собой даже книги. Наш герой - человек своего времени, он привозит спагетти и видеодиски. Параскевас начинает копировать кулинарное телешоу какого-то странного француза, записывая свои опыты на видео, правда, у нашего грека не получается изготовить «молекулярные макароны» по французским рецептам. Иногда Антонис включает диск с записями «Лучшее из Параскеваса». Он мирно отбывает свой срок, питается спагетти и следит за новостями.

Коллеги Параскеваса, как и положено, очень озабочены его исчезновением и очень милы - похитили их незабвенного учителя! Молодёжь, они многому научились у него! Они совсем открыто обращаются к похитителям - верните нам нашего Антониса, этого «святого» человека!

Вот наступает Новый год. А новогоднее шоу на канале много лет вёл Параскевас, и он много раз смотрит эти шоу в записи. Теперь «великого» Антониса будет заменять его младший коллега - Павлис, который откровенно делится со зрителями в интервью, что рейтинг телешоу, где был главным Параскевас, после его исчезновения заметно вырос. Антонис услышал это, и в его голове словно что-то переключается. Он пытается изменить своё текущее существование: сбегает на время из своего укрытия и совершает длительные пешие прогулки, спит у ручья и время от времени кричит в небеса. Его, естественно, никто не слышит. Параскеваса начинают посещать странные видения. Он решает разорвать свой бесконечный круг жизни и сбежать снова, чтобы вернуться к людям другим. Да,

Параскевас уже другой, он полностью обривается, меняя свой имидж, и покидает отель. Идёт напрямик по бездорожью, по полям и по лугам. Снимает с огородного чучела лохмотья, он, как король шоу, по театральной традиции, должен вернуться к людям в лохмотьях. Выглядит он, правда, не как король в изгнании, а как классический нищий бездомный бомж.

Наконец, Параскевас приходит в какой-то маленький провинциальный городок, но в котором есть даже памятник погибшим патриотам. Отсюда он следит за новостями в стране и на канале. В первый день своего «королевского» пребывания инкогнито в городе он обнаруживает известие о себе на первой полосе газет. Новостные ленты сообщают, что ужасные похитители вышли на связь и потребовали за него огромный выкуп - 300 тысяч долларов, и директор канала, тот самый, КТО участвовал в мнимом похищения, должен встретиться с похитителями, отдать деньги и вернуть людям утраченного телеведущего. На следующий день газеты сообщают, что долгожданная встреча не состоялась и имя Параскеваса исчезает из ленты новостей.

Это для Антониса огромная трагедия, он привык быть в центре внимания. Чтобы напомнить о себе и находиться в этом самом центре, он отрезает себе палец и подбрасывает его на провинциальном железнодорожном вокзале. О таком развитии событий рассказывала по телевизору его знакомая женщина, вспомнив это, он отрубает палец. Палец найден, Параскевас вновь главный ньюсмейкер новостного потока, но с его сознанием и психикой происходят необратимые изменения. Антонис ведёт себя как последний бомж, или как сверхчеловек? Ему всё можно! Ворует деньги у стариков из кармана, прямо в церкви; питается отбросами, а иногда приходит в фермерские теплицы, чтобы полакомиться зеленью. Теплица с прорванной плёнкой и разбитыми стёклами и урожай не ухожен. Очевидно - кризис. Однажды в теплице его обнаруживает работник, возможно - сторож. Сторож этот, себе на беду, узнаёт в питающемся бомже известного телеведущего. Работник достаёт телефон и спешит сообщить о неожиданной встрече своему хозяину. Параскевас не готов к такому развитию действий с его исчезновением, теперь он сам руководит событиями. Он хватает тяжёлую тяпку и жестоко убивает своего собеседника. На следующий день Антонис пускает по реке очередную записку о себе, и репортёры вновь интересуются его судьбой. А сам Параскевас стремительно идёт туда, куда двигает его новое сознание - «сверхсознание»... Не выдерживает Антонис испытаний, а как говорил Иоанн Дамаскин: «Терпенье и смиренье нужно иметь и для мира, и для войны [1, с. 162]»,

На афише фильма присутствует кадр, на котором Параскевас целует в губы бюст Фридриха Ницше. Такого кадра нет в фильме. На картинке Антонис Параскевас уже рискнувший, ценой своего рассудка, вырваться из круга вечного возвращения.

Горько скажем словами Арсения Тарковского: Я памятник тебе поставил На самой слёзной из земель [9, с. 227].

Параскевас лыс и в наряде с пугала, но он велик, он смог выйти из круга и убить ненужного человека! А может, это новая волна вечного возвращения маленького ничтожного человечка? [2]

Антонис теперь одинок, он нищий, но вспомним рассуждения В. В. Розанова о богатстве и бедности: «да, и вообще при нищем - нужен же и подающий...». [8. c.62-63.]. Нет подающего, Параскевас один, и это его выбор как сверхчеловека.

В 2012 году вышел фильм режиссёра Киры Муратовой «Вечное возвращение». Название фильма формально отсылает к тезису Ницше о бесконечной повторяемости предметов, явлений и к безнадёжности вечного противостояния неизвестно чего хотящих мужчин и страдающих от их глупости женщин. Как любой странный фильм, «Вечное возвращение» позволяет при желании увидеть метафору в каждом кадре. Но каждая из расшифровок окажется первобытно простенькой. Вне контекста творчества Киры Муратовой и вне ауры, к ней прикипевшей в сознании любителей кино и поклонников творчества режиссёра, фильм не существует [5].

Герои фильма - мужчина и женщина, не встречавшиеся много лет. Пришёл мужчина к женщине. Пришёл в шляпе, да так волновался, что забыл её снять. Они однокурсники, не виделись сто лет, он и живёт давно в другом городе, а сюда приехал в командировку. И сразу к ней, с вопросом: как поделить себя между женой и любовницей?

Ни один совет не звучит убедительно: он любит обеих, но жить с обеими не в состоянии. Обозлившись, визитёр хлопает дверью. Но приходит вновь, ведь других знакомых в этом городе у него нет. И возвращается. И возвращается.

Продюсер (исп. Антон Муратов) показывает кинопробы к фильму скончавшегося режиссёра инвестору-сахарозаводчику (исп. Леонид Кушнир), желающему приобщиться к волшебному миру кино.

Несколько десятков раз разные пары актёров на все лады произносят один и тот же текст, разыгрывают одну и ту же ситуацию. Он «возвращается» к Ней спустя много лет, чтобы посоветоваться о делах сердечных: кого ему предпочесть - жену Люсю или любовницу Люду? А Она даже не может понять, кто перед ней, поскольку у Него был брат-близнец...

Сахарозаводчик польщён, что ему предлагают приобщиться к большому искусству, однако всё-таки склоняется к отказу: «Ответ отрицательный, но не окончательный... Очень элитарно - мне нравится, а понравится ли публике?»

Обратимся к французскому фильму сценариста Жана Кокто и режиссёра Жана Деланнуа «Вечное возвращение» (1943).

Автор текста фильма (автор сценария) - французский писатель, поэт, драматург, художник и кинорежиссёр Жан Кокто в своём обращении к зрителям в виде титров так трактует термин «Вечное возвращение» и основные смыслы фильма:

«- Вечное возвращение...

Это название, принадлежащее Ницше, означает, что легендам свойственно повторяться так, что герои их даже не догадываются.

Вечное возвращение - это те простые обстоятельства, из которых складываются величайшие истории любви.

Жан Кокто».

Марк, дядя Патриса, богатый вдовец средних лет, живущий в замке с неприятной сестрой покойной жены, ёе странным мужем и злобным уродливым сыном, 24-летним карликом Ахиллом. Приглашённый в гости, Патрис чувствует жалость к доброму дяде и вызывается отправиться в странствие на поиски молодой и красивой невесты, чтобы Марк был не так одинок.

Из путешествия Патрис привозит Натали, задача вроде бы выполнена, но постепенно он с ужасом сознаёт, что влюблен. Карлик Ахилл, как вездесущий демон, шпионит по всему замку, всё видит и всё слышит, неумолимо приближая трагический финал. Злополучные влюблённые плывут по течению судьбы без руля и весёл, и никак не могут повлиять на преследующий их злой рок.

Возникают слова Эриха Мария Ремарка о трудности возвращения: «И вдруг меня охватывает несказанная печаль, которую несёт в себе время; оно течёт и течёт, и меняется, а когда оглянешься, ничего от прежнего уже не осталось. Да, прощание всегда тяжело, но возвращение, иной раз, ещё тяжелее [7, с. 318]».

Американская комедия «День сурка» режиссёра Гарольда Рамиса создана по мотивам рассказа Дэнни Рубина.

Каждый год 2 февраля в небольшом американском городке Панкса-тони штат Пенсильвания проводится местный праздник под названием «День сурка». В этот день люди будят из зимней спячки сурка по имени Фил и предсказывают по его поведению погоду на год. И каждый год на этот праздник в Панксатони из города Питтсбурга вынужден ездить высокомерный и самовлюблённый телесиноптик Фил Коннорс (исп. Билл Мюр-рэй). Филу катастрофически надоела его работа, он глубоко ненавидит и этот фестиваль, и этот глухой городишко.

Но однажды, посетив в очередной раз этот скучный фестиваль сурка и переночевав в гостинице, Фил снова просыпается второго февраля в шесть утра под радиобудильник с весёленькой песенкой "I Got You Babe".

Он оказывается в некой петле времени, из которой нет выхода. 3 февраля просто не наступает. А скорее всего Фил попадает в поток вечного возвращения и вынужден повторять этот странный день. Уехать из города у него также не получается, потому что снежная буря каждый раз 2 февраля перекрывает все дороги.

Вначале Фил решает предаться удовольствиям: объесться сладостями, заняться сексом, ограбить банк и промотать все деньги. Наказания никакого не будет в понимании обывателя, но не наказание ли само повторение дня? Эти развлечения ему быстро надоедают. Тогда он пытается соблазнить свою коллегу Риту (исп. Энди Макдауэлл), в которую тайно влюблён, но она почему-то никак не поддаётся на все уловки Фила, пытающегося просто затащить её в постель в первый же вечер, так как второго у него попросту не будет.

Отчаявшись соблазнить Риту, устав от этого скучного городка и постоянного повторения одних и тех же событий, Фил решает покончить жизнь самоубийством, прихватив даже, однажды, на тот свет ненавистного тёзку - бедного сурка Фила. Но все его действия бесполезны, Фил снова просыпается 2 февраля на своей постели в том же номере отеля. Коннорс попробует несколько способов свести счёты со своей ненавистной теперь жизнью, но не помогает ничего, долгожданное 3 февраля всё равно никак не наступает. Словно кто-то тихо говорит ему: не то делаешь.

Попробовав все отрицательные, обыденные и страшные моменты жизни, облазив и изучив Панксатони вдоль и поперёк и очень устав, Фил, наконец, решает посвятить этот роковой день полезным и добрым делам. Пытавшийся убить себя Коннорс фанатически стремится спасти бездомного старика, но за один день, даже длящийся в повторении, невозможно изменить длинную и тяжёлую жизнь человека, и старик всё-таки умирает. К своей работе он относится уже не как к скучной обузе, а как к творчеству. Благородные и бескорыстные поступки, которые Фил совершает изо дня в день, однажды к вечеру делают его самым популярным человеком в этом маленьком городе. Из-за этого Рита сама обращает на него внимание и понимает, что этот капризный и испорченный человек - на самом деле тонкий, ранимый и милый. Вот как может изменить человека, много думающего о себе любимом, вечное возвращение. После того, как Фил и Рита просыпаются в номере отеля вместе в радости любви, для Коннорса, наконец, наступает завтра. Он преодолел круг вечного возвращения, исправившись, сделав много хорошего людям, по-настоящему полюбив и показав Рите эту настоящую любовь.

Чтобы разорвать круг вечного возвращения, не надо становится жестоким и холодным сверхчеловеком, необходимо, наверное, снять маску пустого и глупого человечка, проявить всё доброе, честное, хорошее, что заложено в человеке изначально.

Литература

1. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры : Творение святого отца нашего Иоанна Дамаскина / пер. с греч., предисл., с. 3-72, и примеч. А. Бронзова. - Ростов-на-Дону : Братство Святого Алексия : Приазовский край, 1992. - 465 с.

2. Гиренок Ф. И. Эстетика катастрофы // Философия хозяйства. Альманах Центра общественных наук и экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. - 2013. - № 6 (90). - С. 125-129.

3. Кафка Ф. Размышления об истинном пути / перевод с немецкого Соломона Апта. - Москва : ФТМЛитагент, 2016.

4. Сафарли Э. Сладкая соль Босфора. - Москва : Астрель : АСТ, 2010. - 286 с.

5. История советского кино. 1917-1967 : в 4 томах / ред. коллегия: Х. Абул-Касымова и др. ; Институт истории искусств Министерства культуры СССР.

- Москва : Искусство, 1969 1978. - Том 3 : 1941-1952. - Москва, 1975. - 319 с.

6. Ильин И. А. Рождественское письмо // Поющее сердце : книга тихих созерцаний. - Издание 9-е. - Москва : Даръ, 2016.

7. Ремарк Э. М. Возвращение. - Москва, 2013. - 384 с.

8. Розанов В. В. Метафизика христианства / редкол.: Е. В. Витковский и др.

- Москва : АСТ : Фолио, 2001. - 536 с.

9. Тарковский А. А. Быть самим собой. - Москва : Советская Россия, 1987.

- 252 с.

10.Туровская М. И. Семь с половиной, или Фильмы Андрея Тарковского.

- Москва : Искусство, 1991. - 255 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.