Научная статья на тему 'Феномен учительства в проблематике студенческих исследований'

Феномен учительства в проблематике студенческих исследований Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
299
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / МИССИЯ / MISSION / УЧИТЕЛЬСТВО / TEACHING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федосеева Ирина Александровна, Малиновская Марина Павловна

Рассмотрены различные подходы к понятию «учительство». Авторами представлен терминологический анализ понятия «учительство». Показано, что миссия учительства заключается в гуманистической направленности. Проанализированы позиции и размышления студентов педагогического вуза об учительстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING PHENOMENON IN A PERSPECTIVE OF STUDENT’S RESEARCHES

Various approaches to the concept “teaching” are considered. Authors submitted the terminological analysis of the concept “teaching”. It is shown that the mission of teaching consists in a humanistic orientation. Positions and reflections of students of pedagogical higher education institution about teaching are analysed.

Текст научной работы на тему «Феномен учительства в проблематике студенческих исследований»

УДК 378 + 316.7

И. А. Федосеева, М. П. Малиновская

ФЕНОМЕН УЧИТЕЛЬСТВА В ПРОБЛЕМАТИКЕ СТУДЕНЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Рассмотрены различные подходы к понятию «учительство». Авторами представлен терминологический анализ понятия «учительство». Показано, что миссия учительства заключается в гуманистической направленности. Проанализированы позиции и размышления студентов педагогического вуза об учительстве.

Ключевые слова: образование, миссия, учительство.

Прогрессивное развитие общества предполагает прежде всего осознание значимости образования, переход его к гуманистической направленности, общечеловеческим ценностным ориентациям. Сегодня, когда в мировом обществе происходит переосмысление человеческих ценностей, одним из актуальнейших является решение проблем образования. Справедливо по этому поводу замечание С. А. Танганян: «Будущее каждого человека, любого народа и планеты в целом решается в сфере образования» [1].

Обращаясь к драматическим событиям конца XX - начала XXI в. в России, по-новому осознаем роль образования в общественном развитии. Сегодня все яснее прослеживается мысль, что по отношению общества к образованию можно судить о настоящем и будущем общества. В этой связи естественны метафорические высказывания, получившие широкое распространение: «Каково образование, таково и общество», «Образование есть лицо общества», «Образование есть критерий и показатель развития общества» и др. Вместе с тем указанная тенденция может быть выведена в плоскость позитивного лишь при условии приоритета образования в государстве. Так, В. С. Егоров напрямую связывает образование с судьбой человека, его успешностью в современном мире [2]. Разделяя эту точку зрения, Г. А. Южакова, Н. И. Филимонова, В. А. Мартюшова, О. Ф. Черданцева пишут, что «человек обретает свою природу через образование» [3].

Анализ многочисленных материалов по обозначенной проблеме свидетельствует о том, что образование является не только фактором, определяющим прогрессивное развитие любого сообщества, оно своим содержанием предъявляет новые требования к педагогическим кадрам, учительству с новым мировоззрением, педагогическим мышлением. Это позволяет педагогической деятельности становиться сферой практического человекознания и человековедения.

Готовность учительства как социальной и профессионально ориентированной группы к реализации задач образования, в соответствии с новыми историческими условиями, подходами, концепциями развития человека, является одной из острых проблем модернизации российской системы образования.

Отметим, что главной фигурой в этой системе является учитель. Анализ источников базы (В. Г. Безрогов, А. П. Булкин, И. А. Колесникова, И. Д. Лельчицкий, М. А. Лукац-кий, А. В. Репринцев, Л. В. Рябова, А. И. Салов, И. П. Сафронов и др.) свидетельствует о том, что интерес к проблеме учительства актуален. Подтверждением тому являются многочисленные исследования в психологии, педагогике, социологии и др. Для более полного представления проблемы рассмотрим и проанализируем понятие «учительство».

С точки зрения социолога А. П. Волкова, «учительство - это специфическая часть общества, профессионально реализующая наиболее значимые социальные и общекультурные цели» посредством обучения и воспитания учащихся [4, с. 49]. Это означает, что учитель

не только влияет на развитие ученика, но и способствует воспитанию ума, сердца, приобщению к мировым культурным ценностям.

Несколько иной взгляд на понятие «учительство» встречаем у исследователя А. В. Ре-принцева. Ученый обращает внимание на нравственно-эстетический контекст, учительство - это «особая судьба, особая планида, особый образ жизни». Раскрывая данное понятие и пытаясь определить достойное лицо учителя, А. В. Репринцев отождествляет действия учителя с особой миссией, которая несет свет Истины, Красоты, Добра, «созидающая, „творящая" самого человека» [5]. А. В. Репринцев подчеркивает, что учитель не только субъект культуры, но и ее объект, который «воспроизводит, репродуцирует, „опредмечивает" культуру в новых поколениях, являясь одновременно ее „продуктом"» [5].

Среди работ, в которых анализируется феномен Учителя и учительства, надо отметить исследование И. П. Сафронова. Разделяя и поддерживая взгляды ученых о духовно-нравственной природе учителя, исследователь приходит к заключению, что в России формируется новый социальный тип феномена Учителя, соединяющий архетип проповедника дореволюционной Руси и современного педагога-исследователя. Рассматривая концепт «учительство» сквозь призму множества смысловых интуиций, И. П. Сафронов определяет образ учителя в России в нескольких ипостасях. С одной стороны, это профессионал, до тонкостей знающий свое дело, с другой - личность, беззаветно преданная ученикам и своей профессии» [6, с.174].

О миссии учителя, которая заключается в русской идее служения, призвания как общечеловеческой ценности, пишет в своих трудах Е. С. Малашкина. Исследователь замечает, что такой подход создает новые возможности для личностного роста в образовании, стремлении к совершенствованию педагогического мастерства.

Дальнейший анализ понятия «учительство» позволяет заключить, что именно его мис-сионная направленность (А. С. Белкин, Т. А. Сутырина) в полном объеме отражает гуманистическую, демократическую сущность рассматриваемого феномена.

Справедливости ради отметим, что в российском обществе отношение к учительству крайне противоречиво. С одной стороны, декларируется высокая значимость педагогического труда, с другой - низкая престижность учительского труда формирует неадекватное отношение общества к педагогической профессии. Этот стереотип, сформированный в период имперского развития России, до сих пор сохраняет свою актуальность.

В связи с этим было интересно выяснить позицию студентов педагогического вуза о сути учительского труда. Тем более что от осознания и понимания студентом главных профессионально-личностных качеств, соотнесения со своими потребностями и индивидуальными особенностями во многом зависит направленность и готовность будущего специалиста к профессиональной деятельности [7].

В рамках дисциплины «Педагогика» был проведен опрос среди студентов первого курса трех факультетов (иностранных языков, психологии, культуры и дополнительного образования). Данное исследование предполагало как устные суждения, так и письменные ответы.

Размышляя об учительстве («нелегкая юдоль», «судьбический разлом», «святое ремесло», «классический канон», «волшебная страна» - образы предложены М. В. Калужской, учителем гимназии «Корифеи» г. Екатеринбурга), студенты рассматривали его и профессиональную, и общественную ипостась, «примеряя» на себя, взвешивая и демонстрируя готовность (или неготовность) связать свою жизнь с педагогической деятельностью.

По результатам исследования можно констатировать, что студенты в большей степени готовы рассуждать о нелегкой доле («юдоли») учительства. С позиции студентов «тя-

жесть», нелегкость работы учителя («не всегда труд учителей оценивают по достоинству, а ведь это тяжкий труд»; «пронести любовь в сердце и знания в голове, умело это совмещая, - нелегкая юдоль») обосновывается:

- полной отдачей, посвящением всей своей жизни профессии («учитель, прежде всего, отдает много энергии ученикам, вкладывает всего себя»; «он отдает всего себя тем детям, которых учит, он вкладывает в них свою душу; не каждая профессия такая „отдаваемая"»);

- высокой степенью участия в интеллектуальной и коммуникативной деятельности («должен найти подход к каждому ребенку»; «так как к любому ученику должен быть свой подход»; «требует много умственных сил, терпения, выдержки, мудрости, порой нелегко „достучаться" до каждого ученика, особенно, когда ученики не хотят учиться»);

- ответственностью за свой труд («учитель всегда несет ответственность за все свои слова, поступки, действия»; «это большая ответственность за мировоззрение и даже судьбу ученика»);

- постоянным самосовершенствованием («это работа не только над учениками, но и над своей квалификацией»; «учитель должен стремиться к идеалу постоянно, он должен совершенствоваться, доказывать детям, что ты с каждым днем становишься лучше, чтобы быть им полезным»).

Многие студенты отмечают, что особенно трудно быть учителем в современной России, так как «уважение к профессии упало, дети не видят свет в словах учителя, не видят смысла в ученичестве»; «... как возможно делать то, что не поддерживается материально?».

Ценно понимание будущих учителей ипостаси «судьбический разлом» как сопряжения судьбы педагога и его воспитанников («Учитель каждый день видит, как проходят свои пути ученики, переживает за них, связывает с ними свою судьбу»; «Если человек захотел стать учителем, то это уже не просто профессия, это становится его жизнью»; «Если ты стал учителем, настоящим учителем, ты живешь этим»; «Учительство - это призвание, это судьба, которая связывает всю жизнь»; «Если человек выбирает профессию учителя, он осознанно делит свою судьбу на „до" и „после", тем самым кладет свою судьбу на алтарь учительства»).

«Учительство - классический канон», по мнению студентов, можно рассматривать с нескольких сторон:

- учитель - как образец, эталон («учительство - это некий эталон, образец любви и света к ученикам»; «во всеобщем понимании образ учителя - это образ безупречного во всех отношениях человека»);

- учитель всегда связан с нормами, правилами в своей деятельности («он учит правилам»; «существуют определенные нормы и рамки педагогического процесса, которых учитель придерживается»; «учительство подразумевает под собой набор определенных правил, канонов, норм, без которых учитель не может быть учителем»).

Однако, размышляя об учительстве как об образце, «каноне», будущие специалисты с огорчением и сожалением отмечают: «Учитель - больше не норма и даже не правило. А всего лишь „учитель"»; «Учитель уже не авторитет, он тот, кто просто учит».

Самые «светлые» ипостаси учительства «святое ремесло» и «волшебная страна», как оказалось, понимаемы бывшими учениками и одновременно будущими учителями неоднозначно.

«Святость» учительской профессии видится в том, что:

- «именно учитель выводит в мир маленького человека, оказывает влияние на дальнейшую судьбу своих учеников»;

- «учитель двигает будущее»;

- «передает свои знания ученикам из поколения в поколение - это сохранение истории»;

- «именно он (учитель) своим „светом" учения разгоняет тьму незнания, невежества и зла среди подрастающего поколения»;

- учитель - это не просто профессия, это состояние души, предназначение которой -сотворение личности, утверждение человека в человеке»;

- «учитель - один из самых важных людей в нашей жизни, именно учителям в большей мере мы благодарны за то, какими стали».

К сожалению, не так много студентов запомнили школу как «волшебную страну», а учителей - как добрых волшебников. Однако одна из сущностей учительства - делать мир лучше, светлее («именно учитель создает для детей „волшебную страну"»; «для детей он волшебник, который без труда превращает букву в слово, пластилин в животное и учит этому волшебству детей»). И те будущие учителя, которые ожидают в профессиональной деятельности не только трудностей и обязанностей, обыденности и реализма, но и «постоянных изменений, преобразований, эмоций, слез, веселья, привязанности, творчества», те, кто пусть чуть романтизируют профессию, с оптимизмом и радостью входят в нее - именно они смогут сделать школу и годы учебы для каждого ребенка увлекательными, незабываемыми, «волшебной страной», страной, где дети - сказочные герои, все такие разные и яркие, а учителя - феи и волшебники, которые делают жизнь страны веселее и счастливее».

Рассматривая проблему подготовки педагогических кадров XXI в., исходим из тех смыслов, ценностей, которые выработало предшествующее поколение, которые должен нести педагог нынешнего столетия [8]. Размышляя по этому поводу, уместно привести высказывание Л. Н. Толстого, который писал, что если учитель имеет только любовь к своей профессии, то этого недостаточно. «Если учитель имеет любовь к ученику как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе и любовь к делу, и любовь к ученику, он -совершенный учитель».

Данный наказ и сегодня не потерял своей актуальности. Размышляя по этому поводу, отметим, что в наше непростое время есть ребята, которые мечтают стать учителем, чтобы сделать мир лучше.

«Если тебе удалось стать настоящим учителем, то тебе крупно повезло».

«Обучаясь в педагогическом вузе и работая уже 4-й год хореографом, я стал понимать, что учительство - это действительно волшебная страна. Волшебство - это что-то сказочное, мифическое... Каждый раз, когда я прихожу к ребятам, то вижу море улыбок, море позитива, море распахнутых пытливых глаз. Любя свое дело, ты начинаешь видеть больше. Появляется гордость за своих воспитанников, их победы и поражения. Я бы даже уточнил, что учительство - это не волшебная страна, это страна сказки. А наше предназначение, сделать из сказки быль».

Исходя из выше сказанного, можно заключить, что именно на учительство возложена ответственная миссия за будущее своей родной страны и мира, не давая прерваться траектории человеческого сообщества.

Список литературы

1. Танганян С. А. Высшее образование в перспективе XXI столетия // Педагогика. 2000. № 2. С. 4.

2. Егоров В. С. К понятию открытости образования // Синергетика и образование. М., 1998. С. 85.

3. Южакова Г. А., Филимонова Н. И. и др. Логическая культура - неотъемлемый атрибут современного человека: материалы Междунар. конгресса «Новые технологии науки и образования на пороге третьего тысячелетия». Новосибирск, 2000. Т. 5, ч. 6. С. 33.

4. Волков А. П. Учитель в социальной структуре современного российского общества: дис. ... канд. социол. наук. СПб., 2002. 198 с.

5. Репринцев А. В. Профессиональное развитие личности будущего педагога в воспитательной системе современного вуза: тревоги и надежды // Alma mater. 2009. № 6. С. 42-55.

6. Сафронов И. П. Учитель как социокультурный феномен: монография. М.: Изд-во «Прометей» МПГУ. 2002. 196 с.

7. Хмелёва О. Г. Смыслотрансформация в профессиональном сознании будущего педагога // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 2 (80). С. 106-110.

8. Пискунова Е. В. Исследование социокультурных факторов изменений профессионально-педагогической деятельности учителя // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2005. Вып. 1 (45). С. 39-44.

Федосеева И. А., доктор педагогических наук, доцент. Новосибирский государственный педагогический университет.

Ул. Вилюйская, 28, Новосибирск, Россия, 630126. E-mail: [email protected]

Малиновская М. П., кандидат педагогических наук, доцент. Новосибирский государственный педагогический университет. Ул. Вилюйская, 28, Новосибирск, Россия, 630126. E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 09.01.2014.

I. A. Fedoseeva, M. P. Malinovskaya

TEACHING PHENOMENON IN A PERSPECTIVE OF STUDENT'S RESEARCHES

Various approaches to the concept "teaching" are considered. Authors submitted the terminological analysis of the concept "teaching". It is shown that the mission of teaching consists in a humanistic orientation. Positions and reflections of students of pedagogical higher education institution about teaching are analysed.

Key words: education, mission, teaching.

References

1. Tanganyan S. A. Higher education in the XXI century perspective. Pedagogics, 2000, no. 2, p. 4 (in Russian).

2. Egorov V. S. To the concept of openness of education. Synergetics and education. Moscow, 1998, p. 85 (in Russian).

3. Yuzhakova G. A., Filimonova N. I., etc. Logical culture - the integral attribute of the modern person. Materials of the International congress "New technologies of science and education on a threshold of the third millennium". Novosibirsk, 2000, vol. 5, part 6, p. 33. (in Russian).

4. Volkov A. P. The teacher in social structure of modern Russian society. Thesis of cand. social. sci. Saint Petersburg, 2002. 198 p. (in Russian).

5. Reprintsev A. V. Professional development of the personality of the future teacher in educational system of modern higher education institution: alarms and hopes. Alma mater, 2009, no. 6. pp. 42-55 (in Russian).

6. Safronov I. P. Teacher as sociocultural phenomenon. Moscow, Prometey, MPGU Publ., 2002. 196 p. (in Russian).

7. Khmeleva O. G. Transformation of sense in professional consciousness of the future teacher. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2009, no. 2 (80), pp. 106-110 (in Russian).

8. Piskunova E. V. Research of social and cultural changes of professional and pedagogical activity of the teacher. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2005, no. 1 (45), pp. 39-44.

Fedoseeva I. A.

Novosibirsk State Pedagogical University.

Ul. Vilyuyskaya, 28, Novosibirsk, Russia, 630126. E-mail: [email protected]

Malinovskaya M. P.

Novosibirsk State Pedagogical University.

Ul. Vilyuyskaya, 28, Novosibirsk, Russia, 630126. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.