Феномен цифрового доверия в мире непредсказуемых социально-экономических изменений
Гладилина Ирина Петровна,
доктор педагогических наук, профессор. ГАОУ ВО «Московский городской университет управления Правительства Москвы им. Ю.М.Лужкова». gladilinaip@edu.mos.ru
Современный мир активно внедряет цифровую экономическую систему, развитие которой переходит в разряд стратегических целей всех без исключения стран. Фундаментом данной экономической системы являются технологические разработки, сопровождающиеся новыми формами общения, взаимодействия и др. Информации настолько много, что человек не в состоянии критически ее осмыслить и творчески переработать. Сегодня феномен цифрового доверия приобрел приоритетное значение для решения профессиональных задач, личных вопросов. Доверие в цифровом пространстве - предмет многих исследований. .Его можно рассматривать как уверенность пользователей в возможности и желании цифровых структур, процессов и технологий поддерживать безопасность цифрового пространства. Уровень цифрового доверия можно определить на основании уверенности пользователей, сотрудников и партнёров в возможности организации защитить конфиденциальность и обеспечить сохранение персональных данных. Важными элементами цифрового доверия являются конфиденциальность; безопасность; этичность взаимодействия; надёжность. В статье рассматривается сущность понятия «цифровое доверие», представлена авторская позиция по анализу научных подходов к толкованию исследуемого термина.
Ключевые слова: цифровое доверие; цифровая трансформация; цифровые технологии; цифровые разработки; безопасность; конфиденциальность.
Доверие в цифровом пространстве при постоянных непредсказуемых социально - экономических изменениях - предмет многих исследований. Цифровое доверие можно рассматривать как уверенность пользователей в возможности и желании цифровых структур, процессов и технологий поддерживать безопасность цифрового пространства. Уровень цифрового доверия можно определить на основании уверенности пользователей, сотрудников и партнёров в возможности организации защитить конфиденциальность и обеспечить сохранение персональных данных. Важными элементами цифрового доверия являются:
• конфиденциальность;
• безопасность;
• этичность взаимодеиствия;
• надёжность.
Современный мир который находится в условиях цифровой трансформации, активно внедряет цифровую экономическую систему, развитие которой переходит в разряд стратегических целей всех без исключения стран[3]. Фундаментом данной экономической системы являются технологические разработки, такие как:
• Big data;
• искусственный интеллект;
• постквантовая и квантовая криптография;
• интернет вещей;
• распределение реестровых данных;
• кремниевые разработки и др.
Цифровизация выступает в роли основной движущей силы роста экономики в глобальном плане - этот тезис уже не требует доказательств. Большую роль в развитии цифровой экономической системы играет доверие. С каждым днём цифровое пространство расширяется и внедряется практически во все сферы жизни, в связи с чем анализ уровня доверия человека к цифровым организациям, услугам и устройствам приобретает огромную важность[1]. Идея о том, что страны должны повышать уровень доверия в сфере цифровой экономики для более эффективного использования преимуществ цифровизации и решения появляющихся проблем и рисков неоднократно поднималась в повестках международных встреч самого разного уровня [5]. Особый акцент делают на том факте, что необходимо поддерживать доверие между всеми участниками цифровой экономики на основании обмена общими принципами и ценностями, такими как справедливость, подотчётность, прозрачность и равенство. Декларация таких идей важна, но что же происходит в действительности?
На сегодняшний день множество аспектов цифрови-зации, цифровой трансформации изучены недостаточно. К примеру, это относится к проблемам адаптации
X X
о го А с.
X
го m
о
м о м м
сч сч о
CS
о ш m
X
3
<
m О X X
рынка труда к новым процессам в бизнесе, к сфере подготовки профессиональных сотрудников, к проблематике апробации новейших разработок и др.[3;6;8]. К малоизученным направлениям можно отнести и цифровое доверие, т.е. доверие к цифровым институтам, платформам и технологиям.
Термин «цифровое доверие» стали широко использовать не так давно. Вместе с ним встречаются такие понятия, как «цифровая среда доверия» и «единое пространство электронного доверия». В государственной программе «Цифровая экономика Российской Федерации» применяется термин «цифровая среда доверия». В ней говорится о создании новейшего регуляторного пространства, нормативном регулировании, правовом фундаменте для появления и дальнейшего развития цифровых технологии, об аутентификации и идентификации юридических и физических лиц.
В иностранных источник часто можно встретить такие понятия, как the digital trust environment и digital trust[6;7;8].
Большая часть работ по изучению цифрового доверию отличается практическим характером. В них с разных сторон рассматривается само понятие цифрового доверия.
Зарубежные исследовали пишут, что цифровое доверия является собирательной парадигмой культурных и поведенческих принципов, содержащих в себе защиту, безопасность, конфиденциальность и управление информацией. В публикациях аналитических материалов цифровое доверие связывают не с процессом или технологиями, а с прозрачным и безопасным взаимодействием в отношениями между партнёрами и клиентами, сотрудниками и компанией[7;8].
Интерес представляют материалы исследования о цифровом доверии, которое провели при составлении индекса цифровой эволюции, для чего были изучены 42 страны на основании следующих критериев:
1. Отношения к новым разработкам.
2. Инновационный климат.
3. Поведение конечного потребителя.
4. Опыт использования новых разработок[4].
На основании проведённого исследовании были сделаны выводы, что, во-первых, доверие является основополагающим факторов, определяющим уровень конкурентности в цифровой экономической системе государства. Во-вторых, для эффективного поддержания скорости инновационного развития, государственные органы и провайдеры должны поставить в приоритет повышение степени доверия к новым цифровым разработкам и технологиям. Исследователи считают, что цифровое доверие можно разбить на четыре основных элемента (схема 1):
1. Поведение.
2. Среда.
3. Отношение.
4. Опыт[4].
Первые два элемента на приведённой выше схеме зависят от гарантов доверия, таких как государство, компания, провайдеры и т.д. К среде можно отнести проблемы подотчётности, безопасности и конфиденциальности. Опыт показывает, что умение пользователя решать возникающие проблемы, такие как низкая скорость соединения, спам и т.д. тоже играют достаточно серьезную роль Чем быстрее государства проходит этапы развития цифрового пространство, тем выше будет уровень терпения конечного пользователя к возможным
проблемам при взаимодействии с цифровым пространством и тем выше будет степень их участия.
Рис. 1. Структура цифрового доверия[4]
Цифровые разработки в экономической системе создают множество рисков (табл. 1.).
Таблица 1
Риски, оказывающие негативное влияние на уровень цифро-
Все страны Россия
Нарушение этических норм и конфиденциальности информации 93 81
Взлом контуров безопасности, что может привести к ущербу работы компании 91 83
Перебои в работе цифровых сервисов 89 90
Риски взаимодействия с социальными сетями 88 75
Проблемы в налоговым регулированием цифровых активов 57 63
Риски автоматизации и искусственного интеллекта 57 55
Руководители ведущих отечественных компаний основными рисками цифровизации, которые могут оказать негативное воздействие на уровень цифрового доверия, называют безопасность персональных данных, безопасность в цифровом пространстве и надёжность 1Т си-стем[1;4].
В результате анализа научной литературы и аналитических материалов можно сделать вывод, что цифровое доверие - это уверенность конечного пользователя в возможностях организаций, цифровых институтов, процессов и технологий обеспечить безопасное цифровое пространство. Уровень цифрового доверия можно
определить на основании степени уверенности сотрудников, партнёров и потребителей в возможности организации защитить конфиденциальность и персональные данные в цифровом пространстве.
Т. Клау считает, что увеличить повышение уровня цифрового доверия вместе с изменением отношения к возможным рискам - это задача, решение которой позволит организации максимально раскрыть свой потенциал. Исследователь определил основные направления в области цифровых технологий, которые в своей основе несут парадигму цифрового доверия:
1. Мобильные разработки.
2. Социальные сети.
3. Облачные разработки.
4. Big data.
5. Цифровая идентификация.
6. Гиперподключённость.
7. Скорость нововведений и изменений[2].
Интерес представляет концепция повышения цифрового доверия, где были обобщены основные рекомендации для руководителей всех уровней по действиям в процессе цифровизации организации [5].
Среди данных рекомендаций можно выделить:
1. Корректная оценка степени рисков невыполнения цифрового проекта.
2. Важность эффективности глубокого анализа данных.
3. Качество имеющихся данных.
4. Эффективная система кибербезопасности.
5. Эффективная система управления компаний.
6. Понимание парадигмы преемственности цифровых систем.
7. Понимание основных рисков глобализации цифровых систем.
8. Соблюдение правовых норм.
9. Соблюдение нормативных норм.
10. Максимальная эффективность управления цифровыми системами.
11. Эффективный контроля за процессам в цифровом пространстве.
12. Эффективный контроль за активами в цифровом пространстве.
13. Чёткое понимание основных направлений и тенденций развития в сфере инновационных разработок.
14. Эффективное взаимодействие с аутсорсингом.
Для увеличения уровня доверия к цифровым разработкам и технологиям, нужно:
• соответствовать требованиям неприкосновенности частной жизни при взаимодействии с цифровым пространством;
• защищать права потребителей;
• защищать информацию о пользователях;
• на законодательном уровне подтвердить работу системы цифровых подписей;
• обеспечивать надёжность и безопасность цифровых приложений;
• активно использовать цифровой документооборот;
• развивать систему электронных нотариусов;
• развивать систему корпоративного управления.
Таким образом, повышение уровня цифрового доверия является очень важным и фундаментальным условием для апробации новейших цифровых разработок и ключевым элементом инструментария эффективного
развития как государственных, так и частных организаций.
Литература
1. Веселов Ю.В. Доверие в цифровом обществе // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2020. Т.13. Вып.2. С.129-143.
2. Клау Т.. Укрепление доверия: как расти в эпоху цифровых технологий [Электронный ресурс]: https://www.pwc.ru/ru/assets/director.pdf (дата обращения 10.11.2022).
3. Сергеева С.А.ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ И ВЫЗОВЫ ESG: УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВОМ И «ЗЕЛЕНЫЕ» ЗАКУПКИ// Управление информационными ресурсами : материалы XVIII Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 10 марта 2022 г. ; Акад. упр. При Президенте Респ. Беларусь. - Минск : Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2022. - с. 131133.
4. С надеждой всматриваясь вдаль. Российский выпуск 20-го опроса руководителей крупнейших компаний мира. 2017 год [Электронный ресурс]: https://www. pwc.ru/ru/ceo-survey/20th-ceo-survey.pdf (дата обращения 10.11.2022).
5. В Gartner сформулировали принципы регулирования цифрового общества [Электронный ресурс]: https://www.computerworld.ru/news/V-Gartner-sformulirovali-printsipy-regulirovaniya-tsifrovogo-obschestva (дата обращения 02.11.2022).
6. G20 Ministerial Statement on Trade and Digital Economy [Электронный ресурс]: https://trade.ec.europa.eu/doclib/docs/2019/june/tradoc_15 7920.pdf (дата обращения 02.11.2022).
7. Building digital trust: The role of data ethics in the digital age.AccentureLabs[Электронный ресурс]: https://nifi.ru/images/FILES/trends (дата обращения 02.11.2022).
8. Accenture Technology Vision for Banking. Digital Trust: Erase the trust paradox in banking [Электронный ресурс]: https://www.accenture.com/t20160529 t211723_w_/us-en/_acnmedia/pdf-20/accenture-banking-tech-vision-digital-trust.pdf (дата обращения 02.11.2022).
The phenomenon of digital trust in the world of unpredictable socio -
economic changes Gladilina I.P.
Moscow Metropolitan Governance University
JEL classification: D20, E22, E44, L10, L13, L16, L19, M20, O11, O12, Q10, Q16, R10, R38, R40, Z21, Z32_
The modern world is actively implementing a digital economic system, the development of which passes into the category of strategic goals of all countries without exception. The foundation of this economic system is technological developments accompanied by new forms of communication, interaction, etc. There is so much information that a person is not able to critically comprehend it and creatively process it. Today, the phenomenon of digital trust has become a priority for solving professional tasks and personal issues. Trust in the digital space is the subject of many studies. .It can be seen as the confidence of users in the ability and desire of digital structures, processes and technologies to maintain the security of the digital space. The level of digital trust can be determined based on the confidence of users, employees and partners in the ability of the organization to protect confidentiality and ensure the preservation of personal data. Important elements of digital trust are confidentiality; security; ethics of interaction; reliability. The article examines the essence of the concept of "digital trust", presents the author's position on the analysis of scientific approaches to the interpretation of the term under study. Keywords: digital trust; digital transformation; digital technologies; digital developments; security; confidentiality.
X X О го А С.
X
го m
о
м о м м
References
1. Veselov Yu.V. Trust in a digital society // Bulletin of St. Petersburg
University. Sociology. 2020. V.13. Issue 2. pp.129-143.
2. Klau T. Building trust: how to grow in the digital age [Electronic resource]:
https://www.pwc.ru/ru/assets/director.pdf (accessed 10.11.2022).
3. Sergeeva S.A. DIGITAL TRANSFORMATION AND ESG CHALLENGES:
STATE MANAGEMENT AND GREEN PROCUREMENT// Management of information resources: materials of the XVIII Intern. scientific-practical. conf., Minsk, March 10, 2022; Acad. ex. Under the President of the Rep. Belarus. - Minsk: Academy of Public Administration under the President of the Republic of Belarus, 2022. - p. 131-133.
4. Looking into the distance with hope. Russian edition of the 20th survey of
CEOs of the world's largest companies. 2017 [Electronic resource]: https://www.pwc.ru/ru/ceo-survey/20th-ceo-survey.pdf (accessed
11/10/2022).
5. Gartner formulated the principles of regulation of the digital society
[Electronic resource]: https://www.computerworld.ru/news/V-Gartner-
sformulirovali-printsipy-regulirovaniya-tsifrovogo-obschestva (accessed 02.11.2022).
6. G20 Ministerial Statement on Trade and Digital Economy [Electronic
resource]:
https://trade.ec.europa.eu/doclib/docs/2019/june/tradoc_157920.pdf (accessed 02.11.2022).
7. Building digital trust: The role of data ethics in the digital age.AccentureLabs [Electronic resource]: https://nifi.ru/images/FILES/trends (Accessed 02.11.2022).
8. Accenture Technology Vision for Banking. Digital Trust: Erase the trust
paradox in banking [Electronic resource]:
https://www.accenture.com/t20160529 t211723_w_/us-
en/_acnmedia/pdf-20/accenture-banking-tech-vision-digital-trust.pdf (accessed 02.11.2022).
CS CS
o
CS
o m m
X
3
<
m o x
X