УДК 004.9
В.В. Горшкова
д.пед.н., профессор, Заслуженный работник высшей школы РФ, научный руководитель кафедры
социальной психологии СПбГУП г. Санкт-Петербург, РФ [email protected]
ФЕНОМЕН ЦИФРОВИЗАЦИИ В ФОРМАТЕ ИННОВАЦИОННОЙ НАУКИ
Аннотация
Статья посвящена проблемам и процессам всесторонней цифровизации, связанной со всеми сферами жизнедеятельности человека в условиях как глобального информационного общества, так и современной России. Показаны различные аспекты негативного влияния процессов цифровизации на подготовку современных специалистов в сфере социально-экономического развития страны.
Ключевые слова:
цифровизация, искусственный интеллект, информационное общество, экономика услуг, нейросеть.
Окружающий мир меняется стремительно, и вызовы наступившей технократической эпохи, эпохи искусственного интеллекта уже становятся реальностью. Однако, предполагаемые успехи и головокружительные перспективы цифровой эпохи, искусственного интеллекта могут вытеснить человеческое в человеке, если новые информационные возможности будут восприниматься неосознанно и бездумно. Следует заметить, что сам по себе технологический процесс в отрыве от гуманитарного знания и духовно-нравственного развития не способствует совершенствованию природы человека.
Самая опасная сторона цифровизации в том, что она делает всех нас и государство чрезвычайно уязвимыми. Если сильно полагаться на цифровизацию, то в результате, например, коллапса энергосистемы, удара ракетами, вспышек на солнце и т.д. может случиться так, что банковский счет человека внезапно обнулится, исчезнут данные об имуществе, а если перешли на электронные паспорта, трудовые книжки, то исчезнут и они, и в этом случае у человека не останется ни имени, ни прописки, ни трудового стажа. В конечном итоге, все это делается для того, чтобы проще и результативнее управлять и контролировать процессы и людей. Более того, как утверждает член президиума совета по внешней оборонной политике А.Лосев, ссылаясь на многих прогнозистов о том, что третью мировую войну можно будет выиграть молниеносно. Для этого необходим только один удар по дата-центрам и электростанциям и, например, 500 миллионов человек западной Европы останется без ничего, т.е. без денег, без счетов, без продуктов, без топлива. И как результат, даже в случае неядерного конфликта половина населения ЕС погибнет через определенное время. Страна, находящаяся вся на электронных носителях, в конечном итоге, разрушается.
Как известно, Россия 20 лет назад (в 2000 году) подписала Окинавскую хартию глобального информационного общества. Это означало, что Россия должна была обеспечить создание национального сегмента интернета и доступа к нему граждан, так и непрерывное обучение навыкам использования интернета. Итог это двадцатилетней деятельности - интернет-зависимость детей и целого поколения молодых людей, для которых общепризнанными авторитетами в мире являются Facebook и Google. Кроме того, как считает академик РАН В.Л. Бетелин, сформировалась российская «экономика услуг», в основе которой - не производство собственной продукции, а оказание помощи по продаже и обслуживании чужих технологических изделий, произведенных в других странах. Сформировавшаяся в России модель информационного общества призвана обрабатывать только информацию, но не изготовлять средства, необходимые для этого. Таким образом, в результате российская система образования должна готовит только пользователей зарубежных технологий, но не их создателей. В связи с этим, чтобы легче было внедрить в советско-российское сознание ложные цели, необходимо было постепенно дискредитировать и подталкивать к разрушению классическое образование, которое учит мыслить нестереотипными
шаблонами и категориями, а чтобы уничтожить образование, надо было трансформировать «экономику изделий» в «экономику услуг».
Что касается искусственного интеллекта, то надо понимать, что он пока не существует, и в ближайшие десятилетия не появится вообще. Технологии так называемых нейросетей и машинного интеллекта существовали давно, появились в 40-е гг. прошлого столетия. В нашей стране теоретическую основу нейросетей заложили два выдающихся математика: А.Н. Колмогоров, В.И. Арнольд. Они доказали еще в конце 50-х гг. прошлого столетия теорему о том, что любая непрерывная функция нескольких переменных может быть представлена в виде комбинаций конечного числа функций меньшего числа переменных, а именно это и стало математическим обоснованием для построения нейросетей.
С точки зрения математики ничего не изменилось, и то, что нам рассказывают сегодня о новых технологиях - это то, что в нашей стране было на достаточно высоком уровне еще в 70-80 гг. прошлого века. Однако в те годы цифровых данных было недостаточно, в то время как на сегодняшний день их более, чем достаточно. И чем больше цифровизуется мир, тем больше накапливается данных, которое можно использовать для обучения нейросети. Вместе с тем, если у человека (специалиста) данные будут ошибочные, неполные, неправильные, неверно обработанные, то ошибка на выходе будет колоссальной, поскольку там нет алгоритмов поведения, там существует только обучение. И как только нейросеть чему-то научится, человеку уже будет трудно вообще ее понять и повлиять на результаты ее решений.
Как утверждает доктор биологических наук, психофизиолог А. Каплан, мозг современного человека структурно не отличается от мозга предыдущих поколений, и в связи с процессами цифровизации в последние десятилетия «с мозгом происходят катастрофические изменения» - в условиях моментальной доступности информации мозг освобождается от необходимости поддерживать навыки, определенные ему самой природой (логически мыслить, запоминать большие объемы информации, анализировать и обобщать данные, инициативно принимать решения в многовариантных ситуациях и др.) [1].
Известно, что десятки тысяч высококвалифицированных специалистов вынуждены были эмигрировать, за последние 10 лет реформ было трудоустроено на западе более 250-300 тысяч высоко образованных российских специалистов. Переход России от «экономики изделий» к «экономике услуг» означает переход от умения что-либо производить к банальному обслуживанию: умению продавать, утилизировать чужие изделия (компьютеры, машины, самолеты и тд), т.к. международные договоры выше национальных интересов и законов. Создаются все новые способы «промывания мозгов» наших людей, особенно молодых, чтобы они естественно воспринимали дальнейшую жизнь «новых рабов чужого цифрового праздника жизни». Реально ли вырваться из навязанного нам колониального пути развития -вопрос остается открытым.
Список использованной литературы:
1. Каплан А. Изменился ли мозг современного человека под воздействием информационных технологий по сравнению с предыдущими поколениями? // The Question [Электронный источник]. Режим доступа: https://thequestion.ru/questions/175437/answer-
anchor/answer/291690?utm_source=yandex&utm_medium=wizard#answer291690-anchor Дата обращения: 23.12.2019.
2. Лосев А.В. Искусственный интеллект: взгляд Кастанеды // Аргументы недели. - 2019. - №40 (684) [Электронный источник]. Режим доступа: https://argumenti.ru/society/2019/10/633422 Дата обращения: 23.12.2019.
© Горшкова В.В., 2020