Научная статья на тему 'Феномен традиционной боевой культуры России'

Феномен традиционной боевой культуры России Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
262
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОЕВАЯ КУЛЬТУРА / ТРАДИЦИОННАЯ НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА / РУССКАЯ БОЕВАЯ ТРАДИЦИЯ / ТРАДИЦИОННАЯ БОЕВАЯ КУЛЬТУРА / ТРАДИЦИОННАЯ МУЖСКАЯ БОЕВАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Борченко Ирина Дмитриевна

В настоящее время проблема сохранения традиций русского народа стоит на одном из первых мест. Касается это, не в последнюю очередь, и традиционных мужских единоборств. Данная статья раскрывает значимость отечественной традиции, в ней предложено определение боевой культуры, мужской боевой культуры. Анализируется современное состояние традиционных видов боевой культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Феномен традиционной боевой культуры России»

Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 33 (171).

Философия. Социология. Культурология. Вып. 14. С. 71-73.

И. Д. Борченко

ФЕНОМЕН ТРАДИЦИОННОЙ БОЕВОЙ КУЛЬТУРЫ РОССИИ

В настоящее время проблема сохранения традиций русского народа стоит на одном из первых мест. Касается это, не в последнюю очередь, и традиционных мужских единоборств. Данная статья раскрывает значимость отечественной традиции, в ней предложено определение боевой культуры, мужской боевой культуры. Анализируется современное состояние традиционных видов боевой культуры.

Ключевые слова: боевая культура, традиционная народная культура, русская боевая традиция, традиционная боевая культура, традиционная мужская боевая культура.

Феномен боевой культуры, за несколько тысячелетий своего существования проявивший себя в культуре множества стран и народов, весьма диалектичен. Он многообразен и одновременно един, соединяет в себе национальные и интернациональные, особенные и общие тенденции и традиции, постоянная борьба и взаимопереплетение которых создали в разное время и в разных этнографических ареалах расселения человечества столь причудливые комплексы и комбинации1.

В истории и в современную эпоху в мире существовало и существует огромное разнообразие видов культур как локально-исторических форм. Каждая культура со своими пространственными и временными параметрами тесно связана со своим творцом - народом (этносом). Развитие и функционирование культур обеспечивает особый способ деятельности человека - социальный (или культурный), главное отличие которого - действия не только с предметно-вещественными образованиями, но и с идеально-образными сущностями, символическими формами. Культура выражает специфику уклада жизни, поведение отдельных народов, их особый способ мировосприятия в мифах, легендах, системе религиозных верований и ценностных ориентациях, придающих смысл существованию человека2.

Традиционная народная культура - реальность, оказывающая мощное влияние на этнические, экономические, социальные, политические, духовные процессы в современном мире. Многие специалисты, такие как А. К. Байбурин, П. Г. Богатырев, М. А. Васильев, Л. П. Виноградова, Л. Н. Гумилев рассматривают ее как одно из эффективных средств, противостоящих наиболее агрессивным формам современной массовой культуры, «суверенизации» национальных ценностей, американизации культуры разных народов.

Русская традиционная боевая культура является специфической частью традиционной народной культуры. Вместе с тем понятие «русская традиционная боевая культура» превратилось для большинства современных россиян в «пустое» понятие. Закрепленная в нем гармония тела и духа, уступила место, вернее, оказалась вытесненной гипертрофией телесно-физического - некой новой универсальной субстанцией, лишенной духовного содержания, морально-нравственных качеств.

Современное российское общество по-настоящему не знает обычаи, обряды, традиции русского народа. А между тем, знание культуры своего народа оказывает неоценимую помощь в понимании истории, позволяет высветить нити, связывающие прошлое и настоящее, а главное - дает возможность восстановить социально-историческую память и прогнозировать будущее.

Боевая культура - это составная часть национальной культуры. Датировка возникновения боевого искусства невозможна, так как появление его нельзя связывать с конкретным историческим событием. Понять самобытность, идейно-нравственный строй, отличительные черты и достоинства этого искусства можно, лишь вскрыв прямые исторические связи с самой этнокультурой, традиционной народной культурой.

На протяжении многих лет интерес к традиционной культуре неуклонно растет. Свидетельством тому является увеличение числа общественных организаций, связанных с сохранением культурного наследия, разработка региональных программ изучения традиционных культур. Это, несомненно, положительный момент с общекультурной точки зрения. Однако нельзя не отметить недостаток работ, раскрывающих статус традиционной культуры в современном обще-

стве. Исследователи в основном занимаются субстратом или внешней формой традиционной культуры, но мало стремятся объяснить, как она «работает», а также каким образом традиционная культура модифицировалась со временем.

Традиционная мужская боевая культура -это, своего рода, способ адаптации к среде бытования, прежде всего, понимаемой в качестве системы технологий, создаваемых человеком для удовлетворения каких-либо потребностей.

В настоящее время в нашей стране отмечается бурное развитие этнического самосознания и возрождение культурных традиций всех наций и народностей. Образуются культурные центры в различных регионах страны для воссоздания обычаев и духовных ценностей предыдущих поколений. Возродившийся общественный и научный интерес к истории русской культуры закономерен. Культурная память народа, нации, страны - первое и необходимое условие самодвижения общества.

В современной исследовательской литературе по теории, истории и философии культуры, этнографии и фольклористике, в области теории физической культуры и спорта проблема традиционной мужской боевой культуры не имеет своего фундаментального решения и самостоятельно не ставилась. Вопросы мужской боевой культуры Руси и России, специфики региональных ее форм остаются плодотворными темами для многих культурологических исследований. Не создана и базовая теоретическая модель такого феномена, как мужская боевая культура, в том числе древнерусская. Полная и всесторонняя картина традиционной культуры любого народа может возникнуть при кропотливом и достоверном изучении всех ее проявлений, которые находятся в тесной связи друг с другом, сохраняя свои характерные особенности. Динамическая картина развития знаний

о традиционной боевой культуре не представляется полной - этапы развития не всегда прослеживаются цельно и многогранно.

Имеющаяся литература по традиционной мужской боевой культуре включает труды философов и культурологов, отечественных и зарубежных историков, искусствоведов. Автор опирается также на этнографические источники, публицистику. Следует назвать работы конкретно-исторической направленности: Б. В. Горбунова о воинских состязательных игровых традициях в народной культуре Руси; А. В. Грунтовского, рассказывающего о рож-

дественских потехах; В. Я. Проппа о русских аграрных праздниках; А. Н. Розова - о кулачных боях в России.

Специалисты в области культурологии и философии культуры М. М. Бахтин, Ю. М. Лотман, А. Ф. Лосев рассматривают мужскую боевую культуру как производную телесной культуры. М. М. Бахтин утверждает, что телесность входит во множество контекстов, где обсуждается проблема человека: тело и мысль, тело и чувство, тело и жизнь, тело и душа, тело и дух, тело и культура и т. д.3.

Фольклористами и этнографами, в числе которых В. П. Аникин, Г. Н. Базлов, А. К. Белов, А. С. Каргин, А. А. Лебедев, Б. А. Рыбаков, А. Н. Сахаров, В. В. Седов, А. И. Селиванов, Ф. М. Селиванов, Г. В. Сумароков, Н. Ф. Сумцов, В. Н. Топоров, О. Н. Трубачев, М. В. Шатунов, основательно изучена традиционная культура русского народа, праздники, обряды, русский календарь, песенный и инструментальный материал. В том числе предметом внимания являются кулачные бои центрального и южного регионов России.

Анализ литературы позволяет заключить, что в качестве самостоятельной проблема мужской боевой культуры в культурологии не ставилась. В фольклорных, этнографических и исторических источниках разрозненно описываются региональные особенности кулачных боев. Изучение феномена мужской боевой культуры, как представляется, наиболее продуктивно на базе идеи телесности, культуры телесного развития человека.

Изучение становления и развития русской боевой традиции, начиная с первых упоминаний о Руси (VI в.) до современного состояния традиционных видов единоборств, а также сравнение их с восточными единоборствами, позволяют показать неповторимость и ценность для русской культуры боевой традиции русского народа.

Современная боевая культура в России - это многофункциональное, многогранное социально-культурное явление, сущностью которого является целенаправленная двигательная активность, тесным образом связанная с телесной культурой индивида.

Развитие боевого искусства берет начало из игрового боя животных, брачного боя и боя за территорию. Если учесть, что смысл боя -продление рода, а территория лишь условие для этого, то очевидно их внутреннее единство. Бои животных неагрессивны и являются фор-

мой внутриполового общения, формирующей собой всю организацию популяции, семьи. Мы видим единый процесс, направленный на рождение и воспитание потомства, замыкающийся на брачный бой. Такова суть боя и у человека. Разумеется, боевое искусство есть у всякого этноса, но развитие оно получает лишь в период расцвета культуры, агрессивные «успехи» этноса часто находятся в противоречии с культурными4.

Воинской культуре свойственен ритуальный поединок, последний прочно соединился с погребальным обрядом - тризной, переняв и само название обряда. Похоронное действо пронизывает всю историю человечества, углубляясь в древний каменный век - палеолит.

Боевое искусство явилось результатом адаптации брачного боя к новым этническим отношениям, возникшим в период с IV по X вв. Это ясно видно из традиции разрешения территориальных споров. На Руси вплоть до Куликовской битвы (1380 г.) сражение предварялось единоборством. Как происходило это в более древние времена, известно по Гомеру и античному эпосу.

В ХVИ-ХVШ вв. культурный подъем сменяется упадком. Традиция расслоилась. Если в начале периода боярство и народ поют одни песни, пляшут одинаково и вместе выходят на кулачный бой, то в конце - знать не только не знает своих песен, но уже и забывает свой язык. Наконец, традиция становится достоянием меньшинства.

Кулачный бой - чисто русская потеха, поэтому для многих иностранцев, которые издавна посещали Россию, она представлялась явным проявлением варварства, дикости, хотя, с другой стороны, те же авторы говорили о том, что подобное занятие с детства готовит будущих сильных, привыкших терпеть боль, воинов.

В ХХ в. техника боя обеднела. «Круговой бой» исчезает значительно раньше, а оставшийся «стеношный» по своим правилам не разрешает вращений («раскруток») и работы ногами. Во многих случаях запрещаются и локти. В настоящее время не известен ни один кулачник, владеющий круговым боем.

На сегодняшний день в России известны несколько видов традиционных боевых искусств, которые и по сей день распространены в некоторых регионах. Их немного: Тверская Буза, славяно-русский стиль «Спас», Ураль-

ская борьба на поясах, «"Деревенская борьба” на юге Тюменской области», московская славяно-горицкая борьба. К сожалению, кроме традиционных видов кулачных боев, трансформированных в спортивный вид, существует и ряд непрофессиональных, нетрадиционных боевых искусств. На сегодняшний день их немного, но они быстро распространяются по городам России: «Троянова тропа», распространенная на Урале (Челябинск, Екатеринбург, Курган), «Спас», основанный на учениях христианской Библии (Новосибирск).

Состязания в борьбе проводились круглый год: в праздники, будни, выходные и торговоярмарочные дни. Интенсивность состязаний в течение года менялась. Она увеличивалась летом, и уменьшалась весной и осенью. Сказывалось проведение сезонных сельскохозяйственных работ и погодные условия. В праздничные, ярмарочные, и выходные дни борьба традиционно проводилась в одном и том же месте, в самом населённом пункте или за его пределами. Характерными местами проведения были: центральная «площадь», на которой располагались церковь, магазин или правление, перекрестки или развилки дорог, возвышенность, берег реки или пруда, поляна. Выбор места был обусловлен удобством и красотой места.

Таким образом, специфика культурологического подхода к исследованию боевой культуры заключается в анализе ее как особой формы организации между людьми, укорененной в традиционной русской культуре. Объектом специального анализа при этом могут выступать единоборства - самостоятельный феномен культуры, традиционно обладающий аксиологической функцией.

Примечания

1 Передельский, А. А. Философия, педагогика и психология единоборств : монография. М. : Физич. культура, 2008. С. 45-51.

2 Там же. С. 87-90.

3 Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества. М. : Мысль, 1979. С. 15.

4 Сумцов, Н. Ф. Символика славянских обрядов : избр. тр. М. : Вост. лит. РАН, 1996. С. 102-150.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.