УДК 008
РОМАХ О.В., ПОПОВА Л.
ФЕНОМЕН ТЕЛЕВИЗИОННЫХ СЕРИАЛОВ В СОВРЕМЕННОЙ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЕ
Ромах О.В., Попова Л. - ТГУ им. Г.Р. Державина.
Аннотация: в статье рассмотрены особенности восприятия телесериалов - феноменов СМИ, заключающихся в том, что он является искусственным объектом, реконструирующим существующий социокультурный порядок с его институтами, стратами и др. С другой стороны, телевизионный сериал является объектом, программирующим социокультурные процессы, постоянно порождая и разрушая устойчивые образования.
Ключевые слова: СМИ, телесериал, сюжет, респонденты, восприятие.
В современном мире массовая культура является неотъемлемой частью культуры в целом. Телевизионные сериалы возникли в 20 веке и представляют собой феномен массовой культуры, занимающий значительное место по содержательным, временным и функциональным позициям. Феноменальность телевизионного сериала в современной массовой культуре с одной стороны заключается в том, что он является искусственным объектом, реконструирующим существующий социокультурный порядок с его институтами, стратами и так далее. С другой стороны, телевизионный сериал является объектом, программирующим социокультурные процессы, постоянно порождая и разрушая устойчивые образования.
Динамическое существование телевизионного сериала обусловливается открытостью (как всякого продукта массовой культуры) и постоянным информационным обменом с окружением (как средства массовой коммуникации), отдающим приоритет «непосредственному переживанию» перед рациональным осмыслением, переживанию перед законченной логической схемой.
В Тамбове проведено исследование на данную тему. Респондентам была предложена анкета «Феномен телевизионных сериалов в современной массовой культуре». Телевизионные сериалы показывают по центральным и кабельным каналам телевидения, они заполняют большую часть эфира. Поэтому, неудивительно, что ответы на вопрос: "Вы смотрите телесериалы?" показали, что не смотрят телесериалы вообще лишь 15% опрошенных, 54% смотрят, а 31% смотрят иногда. Но в тоже время каждый день смотрят телесериалы 54% опрошенных, несколько раз в неделю 31% и один раз в неделю 8%. Варианты ответов несколько раз в месяц и 1 раз в месяц не выбрал никто из респондентов. Исходя из этого можно сказать, что для более половины опрошенных телесериал стал нормой повседневной жизни. Телевизионные сериалы нормируют и регламентируют нашу жизнь. При этом они ориентированы на производство социальных образцов и норм поведения. Можно рассматривать как обучающее устройство, транслирующее правила жизни, культурные установки.
Большинство опрошенных считают, что телесериалы смотрят пенсионеры. Но необходимо подчеркнуть, что из респондентов 15%- подростки, 30% - молодёжь, 26% - средний возраст, 29% -пенсионеры. 15% учатся в школах и колледжах, 25% - имеют незаконченное высшее образование (продолжают учиться на данный момент), 60% имеют высшее образование. Как мы видим, наблюдаются явные противоречия в ответах респондентов, т. к. 54% опрошенных смотрят телесериалы каждый день.
Наиболее популярный жанр телевизионных сериалов - мелодраматический, такие смотрят 52% респондентов, 28% смотрят детективные, 14% - комедийные, 6% мистические.
По тематике самые популярные телесериалы - семейные (71%), профессиональные смотрят 15%, молодёжные 7%, космические 7%.
Такие ответы респондентов на эти вопросы могут быть связаны с тем, что первые телесериалы были семейные и мелодраматические. К тому же можно предположить, что члены семьи собираются вечером пред телевизором и право выбора предоставляется старшему поколению. То, что комедийные телесериалы смотрят лишь 14% скорее всего объясняется тем, что качественные ситкомы появились у нас сравнительно недавно.
Необходимо подчеркнуть, что 53% респондентов написали одинаковые телесериалы в вопросах: "Какие телесериалы (на данный момент и ранее показанные) Вы считаете
популярными?" и "Укажите наиболее интересные, познавательные на Ваш взгляд телесериалы (на
данный момент и ранее показанные)?", хотя именно эти вопросы были необходимы, чтобы узнать понимают ли респонденты разницу между собственным интересом, познанием чего-то нового и общепризнанными веяниями моды, стандартами популярности - «Я смотрю, потому что все смотрят». Чаще других упоминаются «Санта-Барбара», «Тропиканка», «Клон», «Дикий ангел», «Татьянин День», «Ангел-хранитель», «Принцесса цирка», «Женщина без прошлого», «Родные люди», «Счастливы вместе», «Моя прекрасная няня», «След», «Закон и порядок», «Бригада». Следует отметить, что большинство из них показывают на данный момент или показывали не так давно в вечернее время по центральным телеканалам. Поэтому ответы респондентов вполне объяснимы.
Одними из отправных моментов исследования стали вопросы: "Как Вы думаете телевизионные сериалы важное составляющее современной массовой культуры?" и "Как Вы относитесь к телевизионным сериалам?". Примечательным является то, что в этих вопросах получилось одинаковое процентное соотношение, хотя ответы противоречат друг другу. 54% опрошенных ответили, что телесериалы иногда имеют значение и те же 54% никак не относятся к телесериалам. 31% респондентов задумываются о телесериалах, когда смотрят их. Лишь для 15 % они имеют огромное значение, таким образом мы можем сделать вывод, что эти люди искренне сопереживают героям.
31% респондентов считают, что телесериалы - важное составляющее современной массовой культуры, они формируют ценности, модели поведения, необходимые в современной жизни. 15 % думают, что телесериалы отчасти важная составляющая. В ходе исследования было выяснено, что никто из респондентов не считает телесериалы вообще не важными, но при этом сами анкетируемые лично могут никак к ним не относиться.
Респонденты по-разному оценили влияние телесериалов на зрителей. Примечательным является то, что лишь 8% из 25 человек считают, что телесериалы оказывают и положительное и отрицательное воздействие. 26% считают, что телесериалы оказывают только положительное воздействие, а 14%, что только отрицательное. Но в тоже время 44% опрошенных ответили, что не задумывались об этом. Ответы респондентов отразили проблемную ситуацию.
В последнее время чётко просматривается тенденция к увеличение количества отечественных телевизионных сериалов. В конце 2006 - начале 2007 г. одиннадцать российских телеканалов показывали 59 телесериалов. Их них 15 были зарубежного и 44-отечественного производства. В ближайшем будущем, по прогнозам экспертов, Россия будет смотреть до 70% отечественного кино. В целом, по мнению экспертов, уже в скором времени российские телесериалы плавно трансформируются в качественные телефильмы, что отнюдь не одно и тоже по тратам. При этом стоимость одной серии достигнет 300000 долларов за час, приблизившись к нынешним сериальным бюджетам европейских стран - до 700000 долларов за час.
В связи со всем выше сказанным были заданы вопросы "Как Вы думаете, отечественные телесериалы отражают изменения, произошедшие на протяжении последнего десятилетия, в общественном сознании нашей страны?" и "Сделайте прогноз на будущее: повысится ли качество отечественных телесериалов?". 69% считают, что телесериалы отражают изменения в общественном сознании, 23%, что не отражают. Необходимо выделить, что только 8% думают, что отчасти отражают. 46% анкетируемых ответили, что качество отечественных телесериалов повысится. Интересно, что 31% считают, что понизится, а 23% -останется на таком же уровне.
Респондентам была предложена анкета на тему «Феномен телевизионных сериалов в современной массовой культуре», состоящая из 23 вопросов. Анализ ответов показал следующие результаты.
Телевизионные сериалы показывают по центральным и кабельным каналам телевидения, они заполняют большую часть эфира. Поэтому, неудивительно, что на вопрос №2 (Вы смотрели хотя бы одну серию какого-либо телесериала?) все респонденты ответили, что смотрели.
Интересно, что ответы на вопрос №1 (Вы смотрите телесериалы?) показали, что не смотрят телесериалы вообще лишь 15% опрошенных, 54% смотрят, а 31% смотрят иногда. Но в тоже время каждый день смотрят телесериалы 54% опрошенных, несколько раз в неделю 31% и один раз в неделю 8%. Варианты ответов несколько раз в месяц и раз в месяц не выбрал никто из респондентов. Исходя из этого можно сказать, что для более половины опрошенных телесериал стал нормой повседневной жизни.
Смотрят 54%
60
50
40
30
20
10 0
1 2 3
Большинство опрошенных считают, что телесериалы смотрят пенсионеры. Но необходимо подчеркнуть, что из респондентов 15%- подростки, 30% - молодёжь, 26% - средний возраст, 29% -пенсионеры. 15% учатся в школах и колледжах, 25% - имеют незаконченное высшее образование (продолжают учиться на данный момент), 60% имеют высшее образование. Как мы видим, наблюдаются явные противоречия в ответах респондентов, т. к. 54% опрошенных смотрят телесериалы каждый день.
(аждый день
Несколько раз в
неделю
Раз в неделю
Высшее
образование
60%
Учащиеся 15%
Незаконченное
высшее
образование
25%
Наиболее популярный жанр телевизионных сериалов - мелодраматический, такие смотрят 52% респондентов, 28% смотрят детективные, 14% - комедийные, 6% мистические.
Комедийные
Мистические 6%
Мелодраматиче ские 52%
Детективные 28%
По тематике самые популярные телесериалы - семейные (45%), профессиональные смотрят 24%, молодёжные 25%, космические 6%.
Молодёжные 25%
Космические
6%
Профессиональ ные 24%
Семейные 45%
Такие ответы респондентов на эти вопросы могут быть связаны с тем, что первые телесериалы были семейные и мелодраматические. К тому же можно предположить, что члены семьи собираются вечером пред телевизором и право выбора предоставляется старшему поколению. То, что комедийные телесериалы смотрят лишь 14% скорее всего объясняется тем, что качественные ситкомы появились у нас сравнительно недавно.
Необходимо подчеркнуть, что 53% респондентов написали одинаковые телесериалы в вопросах №17 (Какие телесериалы (на данный момент и ранее показанные) Вы считаете популярными?) и №18 (Укажите наиболее интересные, познавательные на Ваш взгляд телесериалы (на данный момент и ранее показанные)?), хотя именно эти вопросы были необходимы, чтобы узнать понимают ли респонденты разницу между собственным интересом, познанием чего-то нового и общепризнанными веяниями моды, стандартами популярности - «Я смотрю, потому что все смотрят». Чаще других упоминаются «Санта-Барбара», «Тропиканка», «Клон», «Дикий ангел», «Татьянин День», «Ангел-хранитель», «Принцесса цирка», «Женщина без прошлого», «Родные люди», «Счастливы вместе», «Моя прекрасная няня», «След», «Закон и порядок», «Бригада». Следует отметить, что большинство из них показывают на данный момент или показывали не так давно в вечернее время по центральным телеканалам. Поэтому ответы респондентов вполне объяснимы.
Одними из отправных моментов исследования стали вопросы №7 (Как Вы думаете телевизионные сериалы важное составляющее современной массовой культуры?) и №8 (Как Вы относитесь к телевизионным сериалам?). Примечательным является то, что в этих вопросах получилось одинаковое процентное соотношение, хотя ответы противоречат друг другу. 54% опрошенных ответили, что телесериалы иногда имеют значение и те же 54% лично никак не относятся к телесериалам. 39% респондентов задумываются о телесериалах, когда смотрят их. Лишь для 7% они имеют огромное значение, мы можем сделать вывод, что эти люди искренне сопереживают героям.
31% респондентов считают, что телесериалы - важное составляющее современной массовой культуры, они формируют ценности, модели поведения, необходимые в современной жизни. 15% думают, что телесериалы отчасти важное составляющее. В ходе исследования было выяснено, что никто из респондентов не считает телесериалы вообще не важными, но при этом сами анкетируемые лично могут никак к ним не относиться.
10
20
30
40
50
60
3
2
0
Респонденты по-разному оценили влияние телесериалов на зрителей. Примечательным является то, что лишь 16% из 50 человек считают, что телесериалы оказывают и положительное и отрицательное воздействие. 26% считают, что телесериалы оказывают только положительное воздействие, а 14%, что только отрицательное. Но в тоже время 44% опрошенных ответили, что не задумывались об этом. Ответы респондентов отразили проблемную ситуацию.
Не
задумывались Положительное
12 3 4
В последнее время чётко просматривается тенденция к увеличение количества отечественных телевизионных сериалов. В ближайшем будущем, по прогнозам экспертов, Россия будет смотреть до 70% отечественного кино. По мнению экспертов, в скором времени российские телесериалы трансформируются в качественные телефильмы.
В связи этим были заданы вопросы №14 (Как Вы думаете, отечественные телесериалы отражают изменения, произошедшие на протяжении последнего десятилетия, в общественном сознании нашей страны?) и №15 (Сделайте прогноз на будущее: повысится ли качество отечественных телесериалов?).
69% считают, что телесериалы отражают изменения в общественном сознании, 23%, что не отражают. Необходимо выделить, что только 8% думают, что отчасти отражают.
46% анкетируемых ответили, что качество отечественных телесериалов повысится. Интересно, что 31% считают, что понизится, а 23% - останется на таком же уровне.
Останется на таком же уровне 23%
Повысится 46%
Понизится 31%
Проведённый анализ показал, что ответы большинства респондентов не совпадают с мнением экспертов по поводу повышения качества отечественных телесериалов, так как получается 54% опрошенных считают, что качество понизится или останется на таком же уровне.
Понизится или останется на таком же уровне 54%
Повысится 46%
Проведённое в Тамбове исследование показало, что наблюдаются явные противоречия в ответах респондентов. Это наглядно проявилось в том, что большинство опрошенных смотрят телесериалы каждый день, но при этом никак к ним не относятся и считают, что они лишь иногда имеют значение как составная часть массовой культуры. Никто из респондентов не считает телесериалы вообще не важными. Почти половина телезрителей не очень серьёзно относятся к телесериалам, так как они не задумывались об их влиянии. Для большинства респондентов просмотр телесериалов - это один из видов проведения досуга, в котором они не пытаются увидеть смысл, проанализировать сюжеты. Несмотря на низкую значимость телесериалов для зрителей их всё-таки смотрят каждый день. Респонденты не совсем понимают и разницу между популярными продуктами и собственными предпочтениями. В ходе исследования также было выяснено, что потребности российского телевидения далеко не удовлетворены, прежде всего, с точки зрения насыщения его российской сериальной продукцией.
Расхождение слов телезрителей и их реального поведения происходит не из-за природной лживости. Просмотр телесериала - дело личное, интимное, выотвечаете только перед собой. А
рассказ о своих предпочтениях переносит вас в сферу социальную, публичную, и здесь во многих действиях признаться сложно. Рассказывая о том, что смотрят и не смотрят, что нравится и что не нравится, люди ориентируются на представления о принятой системе ценностей. Для значительной части массового зрителя по-прежнему главный ориентир - старые ценности, ценности советской интеллигенции. Уже практически исчез, растворился сам этот слой, но ценности его пока сохранились, хотя, конечно, в модифицированном виде. Эта система ценностей приветствует все, что связано с "великой литературой", "великой русской историей" и "великой культурой". А у большинства телесериалов таких отсылок нет, вот они и перенесены в зону низкого и низменного.
Проведённый анализ показал, что ответы большинства респондентов не совпадают с мнением экспертов по поводу повышения качества отечественных телесериалов, так как получается 54% опрошенных считают, что качество понизится или останется на таком же уровне.
Проведённое в Тамбове исследование показало, что наблюдаются явные противоречия в ответах респондентов. Это наглядно проявилось в том, что большинство опрошенных смотрят телесериалы каждый день, но при этом никак к ним не относятся и считают, что они лишь иногда имеют значение как составная часть массовой культуры. Никто из респондентов не считает телесериалы вообще не важными. Почти половина телезрителей не очень серьёзно относятся к телесериалам, так как они не задумывались об их влиянии. Для большинства респондентов просмотр телесериалов - это один из видов проведения досуга, в котором они не пытаются увидеть смысл, проанализировать сюжеты. Несмотря на низкую значимость телесериалов для зрителей их всё-таки смотрят каждый день. Респонденты не совсем понимают и разницу между популярными продуктами и собственными предпочтениями. В ходе исследования также было выяснено, что потребности российского телевидения далеко не удовлетворены, прежде всего, с точки зрения насыщения его российской сериальной продукцией.
Расхождение слов телезрителей и их реального поведения происходит не из-за природной лживости. Просмотр телесериала - дело личное, интимное, ты отвечаешь только перед собой. А рассказ о своих предпочтениях переносит тебя в сферу социальную, публичную, и здесь во многих действиях признаться сложно. Рассказывая о том, что смотрят и не смотрят, что нравится и что не нравится, люди ориентируются на представления о принятой системе ценностей. Для значительной части массового зрителя по-прежнему главный ориентир - старые ценности, ценности советской интеллигенции. Уже практически исчез, растворился сам этот слой, но ценности его пока сохранились, хотя, конечно, в модифицированном виде. Эта система ценностей приветствует все, что связано с "великой литературой", "великой русской историей" и "великой культурой". А у большинства сериалов таких отсылок нет, вот они и перенесены в зону низкого и низменного.
Телесериал стал нормой повседневной жизни. К данному жанру нельзя относиться однозначно положительно или отрицательно. Являясь отражением нормированных сторон жизни содержат разнообразные оценки и могут использоваться разными слоями населения в разное время.