Научная статья на тему 'Феномен сверхзначимости внешних оценок и субъективное неблагополучие личности'

Феномен сверхзначимости внешних оценок и субъективное неблагополучие личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
270
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Коровина Марина Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Феномен сверхзначимости внешних оценок и субъективное неблагополучие личности»

ряд ценных для дальнейшего образования и профессиональной карьеры исследовательских умений, навыков работы в группе и использования современных компьютерных технологий, а также направили в созидательное русло свою фантазию.

В заключение отметим, что именно требование грамотного, творческого и ответственного подхода современного учителя к использованию современных технологий заключается в основе педагогики здравого смысла, а именно «современную мультимедийную технику, как и любые дополнительные средства обучения, необходимо применять только там, где они имеют конкретную обоснованную методическую функцию. Давно пора отказаться от анекдотического принципа “клади больше”, когда работа учителя порой оценивалась по количеству и разнообразию применяемых им технических средств. Они нужны, - но вопрос, когда и для чего» [4, с. 22].

Библиографический список

1. Вербицкий А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение. - М.: Исслед. центр, 1999. - 142 с.

2. Закон Российской Федерации «Об образовании» // Серия «Федеральный закон». 4-е изд. -

М.: ИНФРА-М, 2001. - 53 с.

3. Кохановский В.П. Философские проблемы социально-гуманитарных наук: учебное пособие для аспирантов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. -320 с.

4. Леонтьев А.А. Педагогика здравого смысла (концепция современной общеобразовательной школы) // Леонтьев А.А. (ред.) «Школа 2000...» Концепция и программы непрерывных курсов для общеобразовательной школы. Вып. 1. - М.: «Баллас», «С-инфо», 1997. - С. 9-23.

5. ОсинА.В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации. - М.: ООО «Ритм», 2005. -320 с.

6. Пассов Е.И. Сорок лет спустя или сто и одна методическая идея. - М.: ГЛОССА-ПРЕСС, 2006. -240 с.

7. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2002. - 576 с.

8. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Академия, 2007. - 272 с.

М.В. Коровина ФЕНОМЕН СВЕРХЗНАЧИМОСТИ ВНЕШНИХ ОЦЕНОК И СУБЪЕКТИВНОЕ НЕБЛАГОПОЛУЧИЕ ЛИЧНОСТИ

Проблема профилактики и коррекции нарушений социально-психической адаптации личности, всегда являющаяся значимой для психологической науки, становится особенно актуальной в настоящее время, характеризующееся ростом различных проявлений социально-психологического неблагополучия. Однако понятно, что эффективность любых, как профилактических, так и коррекционных мероприятий, осуществляемых в данном направлении, во многом определяется тем, насколько «прозрачными» являются для нас механизмы, лежащие в основе формирования нарушений социально-психической адаптации личности.

Настоящая статья посвящена выделению и рассмотрению одного из таких механизмов дезадаптации. Он отражает неблагополучие сферы отношения личности к оценкам окружающих

и определяется нами как феномен сверхзначимости внешних оценок. Данный феномен рассматривается как неспецифический фактор формирования широкого круга проявлений социальнопсихической дезадаптации личности: нарушений межличностного взаимодействия, эмоциональных расстройств, неврозов, суицидального поведения, психосоматических заболеваний, различных видов психологических зависимостей.

Представленная в рамках статьи модель социально-психической дезадаптации личности, складывающейся в условиях сверхзначимости внешних оценок, имеет своим источником обобщение нашего опыта психологической консультативной работы, а также опирается на теоретический анализ исследований, связанных с проблемами социально-психической адаптации, мотивации личности, межличностного взаимодействия.

Положение проблемы отношения личности к внешним оценкам в психологической литературе является достаточно противоречивым. Сложно встретить исследовательскую работу, которая не содержала бы в себе упоминание того или иного аспекта неблагополучия данного отношения. Вместе с тем данная проблема очень редко попадает в центр исследовательского внимания, оказываясь, таким образом, вездесущей и игнорируемой одновременно. Однако очевидно, что изучение отношения, непосредственно реализующего социальную природу человека, определяет возможности исследования целого ряда фундаментальных социально-психологических проблем: системы отношений личности к социальному, предметному миру, своей деятельности и себе, проблемы социальной мотивации личности, межличностного взаимодействия, социально-психической адаптации личности.

Место отношения к внешним оценкам в системе отношений личности определяется характеристиками потребностей, лежащих в его основании. С первых дней жизни человека возможность реализации его базовой потребности - потребности в физическом выживании - оказывается связанной с отношением Другого. Нормальное развитие предполагает уменьшение этой связи, но не ее исчезновение. Реализация любых, даже биологических потребностей человека предполагает взаимодействие с другими людьми, поэтому их отношение всегда остается объективно важным для их благополучного удовлетворения.

Под влиянием оценок Других происходит формирование важнейшего отношения человека - отношения к себе, психологической структуры, потребность в достижении и сохранении благополучия которой становится для человека социальным аналогом потребности в физическом выживании.

Рождаясь под влиянием внешних оценок, система представлений и переживаний человека в отношении себя, как известно, никогда не становится совершенно закрытой для их влияния [5; 9; 12] и др. Однако границы такого воздействия, его последствия для психологического здоровья человека определяются сложившимися к данному моменту характеристиками самоотношения. Неблагополучие Я-концепции наделяет внешние оценки, самые первые и главные «кирпичики са-моотношения», особой значимостью. С одной стороны, с ними связывается надежда освобож-

дения от непереносимых болезненных переживаний собственной малоценности, а с другой -они воспринимаются как возможный источник совершенного разрушения хрупкой Я-концеп-ции. Подобное противоречивое значение внешних оценок определяет две основные стратегии реагирования в ситуации их сверхзначимости:

- отчаянное зарабатывание оценок любыми средствами в надежде обретения чувства самоценности;

- избегание любых ситуаций оценивания для предотвращения опасности разрушения хрупкой структуры «Я».

Уникальная в каждом конкретном случае комбинация способов реализации двух данных стратегий - избегания и зарабатывания внешних оценок - составляет комплекс проявлений феномена сверхзначимости оценок окружающих. Однако создаваемые как средства защиты психологического благополучия, данные стратегии не только не выполняют подобную роль, но и сами включаются в деструктивный процесс. Явление сверхзначимости внешних оценок, связанный с ним комплекс когнитивных, эмоциональных, поведенческих характеристик, конструируя травматичный внешний и внутренний опыт, приобретает значение самостоятельного фактора дезадаптации, углубляющего и закрепляющего существующее неблагополучие.

В рамках рассмотрения проблемы социальнопсихической адаптации личности мы разделяем позицию исследователей, выделяющих два критерия ее эффективности, которые составляют два уровня адаптации [1, с. 95; 7, с. 13; 8, с. 42; 10, с. 78]:

- внешний критерий - отражает успешность внешней адаптации («объективное» благополучие личности). Данный уровень адаптации составляют такие «объективные», наблюдаемые характеристики как: наличие социальных связей, способность к установлению межличностных отношений, успешность в овладении знаниями, умениями, навыками, успешность в достижении поставленных целей и т.п.;

- внутренний критерий - характеризует успешность внутренней адаптации. Данный уровень адаптации хорошо отражает, на наш взгляд, понятие «субъективное благополучие личности», которое определяется исследователями как интегральное социально-психологическое образование, в котором слиты особенности отношения человека к себе и к миру [4, с. 112; 16, с. 215].

Значимый аспект изучения проблемы социально-психической адаптации, который заслуживает, на наш взгляд, отдельного рассмотрения - исследование психологической устойчивости личности к фрустрирующим и стрессогенным воздействиям трудных ситуаций [3, с. 146; 10, с. 78; 11, с. 261; 13, с. 206]. Именно такие ситуации, как правило, становятся факторами, ставящими под угрозу адаптационные возможности личности.

Обратимся к рассмотрению модели социально-психической дезадаптации, складывающейся в условиях сверхзначимости внешних оценок. Механизмы, образующие данную модель, охватывают все выделенные уровни адаптации и могут быть разделены на три группы.

1. Механизмы конструирования объективного неблагополучия (механизмы конструирования «внешней» дезадаптации). Механизмы этой группы отвечают на вопрос о том, каким образом явление сверхзначимости внешних оценок препятствует полноценному функционированию личности как в сфере взаимодействия с людьми, так и в сфере «внеличностной» активности, создавая объективные ситуации непринятия, отвержения, неуспешности.

2. Механизмы конструирования субъективного неблагополучия личности (механизмы конструирования «внутренней» дезадаптации). Данную группу составляют факторы формирования эмоционального неблагополучия в условиях сверхзначимости внешних оценок.

3. Механизмы, лежащие в основе низкой толерантности к фрустрирующим, стрессогенным воздействиям. Данную группу составляют механизмы, повышающие субъективную стрессо-генность и дезадаптирующий потенциал неблагоприятных событий и ситуаций (ситуаций неуспеха, отвержения, критики и т.д.). Эта группа образует совместно с первой характерный в ситуации сверхзначимости внешних оценок «комплекс уязвимости» (сочетание «высокая вероятность фрустрации -низкая толерантность к фрустрации»), обладающий значительным деструктивным потенциалом.

В данной статье нам хотелось бы остановиться на более подробной характеристике механизмов второй группы.

Механизмы конструирования субъективного неблагополучия личности в условиях сверхзначимости внешних оценок.

А. Механизмы «когнитивного конструирования» субъективного неблагополучия.

- Расширение круга ситуаций оценивания. Склонность чувствовать себя постоянным объектом внимания и оценки окружающих, явление, определяемое А. Бассом как феномен «публичного самосознания» [9, с. 88], приводит к увеличению количества ситуаций, воспринимаемых как ситуации оценивания. В условиях высокой субъективной стрессогенности подобных ситуаций данный механизм способствует углублению эмоционального неблагополучия.

- Персонализация негативных реакций других людей. Склонность воспринимать реакции других людей как связанные с собой, их превращение в оценки приводит к переживанию самостоятельно «сконструированных» несуществующих ситуаций негативного внешнего оценивания [6, с. 243].

- Негативная интерпретация неопределенных оценочных реакций - оценки, знак которых не является определенным, интерпретируются как негативные [2, с. 82], что становится дополнительным источником болезненных эмоциональных переживаний.

- Барьер «когнитивного диссонанса». Эмоциональное неблагополучие поддерживается закрытостью для внешнего позитивного опыта, в том числе опыта встречи с позитивными внешними оценками. Такой опыт вступает в противоречие с собственными переживаниями, представлениями в отношении себя [12], [15], поэтому существуют значительные барьеры тому, чтобы он стал внутренним переживанием. Используемые способы интерпретации данного опыта лишают его позитивного значения.

Б. Механизмы «поведенческого конструирования» субъективного неблагополучия.

В их основе - использование целого комплекса деструктивных поведенческих моделей, сам процесс реализации которых блокирует возможность удовлетворения значимых потребностей субъекта, о чем сигнализируют болезненные эмоциональные переживания.

- «Плата» за отказ от значимых отношений и деятельности - избегание отношений и значимой деятельности, связанное со страхом негативного оценивания, неизбежно приводит к невозможности реализации значимых потребностей, о чем сигнализируют депрессивные переживания.

- «Плата» за игнорирование собственных интересов и потребностей - понятным следствием постоянного игнорирования собственных чувств и желаний в условиях отчаянного стрем-

ления заслужить любовь и признание окружающих становятся депрессивные переживания, сопутствующие хронической ситуации фрустрации собственных потребностей [15, с. 37; 17, с. 427].

- «Плата» за дистанцирование в отношениях - запрет на самовыражение и самораскрытие в общении обусловливает невозможность «использования» отношений для реализации значимых потребностей, создает характерный в условиях сверхзначимости внешних оценок феномен «пустого» общения. В основе данного явления - объективная несвязанность с Другим [5, с. 56; 14, с. 373; 17, с. 445] - отстраненным, изолированным от настоящей внутренней жизни, от значимых переживаний и стремлений из соображений психологической безопасности или использования Другого как источника получения нужных оценок.

В. Комплексные механизмы.

- Ненасыщаемость потребности в оценках. В условиях неблагополучия самоотношения потребность в оценках окружающих получает гипертрофированное болезненное развитие. Для достижения психологического благополучия необходимы всеобщие любовь, признание, восхищение [9; 14; 15], подтверждения которых должны постоянно демонстрироваться. В их отсутствии человек переживает беспокойство, подавленность, утрату ощущения собственной ценности.

- Феномен «ловушки псевдообраза». Кроме явления несоответствия с имеющимся представлением о себе, неспособность принимать позитивное отношение связано с осознаваемым стремлением к созданию в глазах окружающих идеализированного образа. Когда человек в этом случае встречает то отношение к себе, о котором он мечтал, у него возникает представление, что оно является следствием удавшегося обмана [15, с. 110], и чувства другого обращены не к нему, а к демонстрируемому образу, который он так старательно создавал и защищал.

- Защита от позитивного опыта как способ избегания болезненных переживаний. Человек не позволяет себе принимать и переживать позитивный опыт принятия или признания со стороны окружающих, потому что их утрата воспринимается в условиях сверхзначимости внешних оценок как угроза психологического разрушения. «Я не могу принять то, что не могу себе позволить потерять» - так может быть представлена словесная формула данной модели защитного реагирования.

- Самодистанцирование. Источником формирования эмоционального неблагополучия становится также утрата связи с собственными переживаниями и потребностями. Постоянный поиск внешних оценок, связанное с ним стремление соответствовать чужим ожиданиям не предполагает обращения к собственным чувствам и желаниям, которые подавляются, игнорируются, а затем и перестают осознаваться [5, с. 52; 12, с. 156; 14, с. 442; 15, с. 54; 17, с. 399].

Таким образом, провоцируя переживание «воображаемых» ситуаций негативного внешнего оценивания, создавая закрытость для внешнего позитивного опыта, поддерживая ситуацию изоляции, отчуждения от себя и окружающих, приведенные механизмы обусловливают невозможность переживания эмоционального благополучия. Необходимо также отметить, что механизмы данной группы относятся к числу наиболее жестких и сложно компенсируемых в условиях сверхзначимости внешних оценок. Несмотря на обилие факторов, детерминирующих ситуацию внешней дезадаптации, столь необходимые оценки оказывается гораздо легче «заслужить» (то есть обеспечить ситуацию внешнего принятия и успешности), чем использовать их для построения собственного психологического благополучия. Все это позволяет рассматривать изучение особенностей реализации данной группы механизмов и определение психологических средств их дезактуализации как важную составляющую профилактики и коррекции нарушений социально-психической адаптации личности.

Библиографический список

1. Амбрумова А.Г., Тихоненко В.А., Бергельсон Л. Л. Социально-психологическая дезадаптация личности и профилактика суицида // Вопросы психологии. - 1981. - №4. - С. 91-102.

2. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. - М.: Изд-во МГУ, 1987. - 174 с.

3. Джидарьян И.А. Представление о счастье в российском менталитете. - СПб.: Алетейя, 2001. - 242 с.

4. Куликов Л.В. Психология настроения. -СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 1997. -228 с.

5. Лэнгле А. Грандиозное одиночество. Нарциссизм как онтропологическо-экзистенциаль-ный феномен // Московский психотерапевтический журнал. - 2002. - №2. - С. 34-58.

6. МакМаллин Р. Практикум по когнитивной терапии / Пер. с англ. - СПб.: Речь, 2001. - 560 с.

7. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения: Учебное пособие. - СПб.: Речь, 2005. - 445 с.

8. Налчаджян А.А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии). - Ер.: Изд-во АН АрмССР, 1988. - 263 с.

9. Соколова Е.Т., Николаева В.В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. - М.: SvR- Аргус, 1995. - 360 с.

10. РеанА.А. К проблеме социальной адаптации личности // Вестник СПбГУ Сер. 6. - 1995. -Вып. 3. - С. 74-79.

11. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. - М.: Прогресс, 1979. - 391 с.

12. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / Пер. с англ. - М.: Прогресс.

Универс, 1994. - 479 с.

13. Фридман Л.М., КулагинаИ.Ю. Психологический справочник для учителя. 2-е изд., доп. и пе-рераб. - М.: Совершенство, 1998. - 432 с.

14. Фромм Э. Здоровое общество // Психоанализ и культура. Избранные труды К. Хорни и Э. Фромма. - М.: Юрист, 1995. - С. 275-610.

15. Хорни К. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория невроза // Психоанализ и культура. Избранные труды К. Хорни и Э. Фромма. - М.: Юрист, 1995. - С. 7-190.

16. Шамионов Р.М., Голованова А.А. Социальная психология личности: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2006. - 264 с.

17. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. -М.: Независимая фирма «Класс», 1999. - 575 с.

А.В. Котенёва ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ КАК ФАКТОР ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИЩЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ

В работе содержится психологический анализ духовных ценностей человека, их основных характеристик и значений. Исследованы сходства и различия в понимании веры, надежды и любви в психологии и религии. Показано, что духовные ценности оказывают влияние на формирование личности, ее поведение и психологическую защищенность.

Введение

Сегодня проблема духовности человека и ее роли в формировании зрелой, психологически здоровой личности приобретает все большую практическую значимость. Развитие духовности личности являются тем «ресурсом», который помогает человеку преодолевать жизненные трудности, разрешать внутренние и внешние конфликты, сохраняя человеческое достоинство, милосердие, сострадание и доброту по отношению к другим людям. Устремленность человека к духовному развитию и формированию духовнотворческого потенциала почти всегда несет в себе мощный психологический заряд и резерв жизнестойкости. В переломные кризисные моменты можно наблюдать у многих людей поиск духовных ценностей, дающих смысл и опору в жизни. Обретение смысла жизни, несомненно, пробуждает душевные силы, необходимые для того, чтобы противостоять конфликтам, хаосу, ломке социальных устоев, сложившихся традиций. Среди духовных ценностей большое значение имеют религиозные ценности и, в частности, такие, как вера, надежда и лю-

бовь. Уже давно известно, что верующие в Бога люди оказываются более защищенными, психически устойчивыми и уравновешенными в чрезвычайных ситуациях. «В той мере, в какой человек разделяет глубинные символы веры, он имеет в ней опору в самые опасные и тревожные моменты своей жизни. Вера создает для его психики массированную защиту, позволяющую выдержать испытания без разрушения личности» [3, с. 18]. Однако в современной литературе фактически отсутствует анализ духовных религиозных ценностей с точки зрения их влияния на психологическую защищенность человека и его стрессоустойчивость. Цель работы -исследовать психологические и религиозные аспекты веры, надежды и любви (на примере христианской традиции), помогающие человеку обрести духовную стойкость и душевную безопасность.

Психологические особенности духовных ценностей

Вера, надежда и любовь рассматриваются как важные характеристики личности, как в психологии, так и христианской антропологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.