Научная статья на тему 'Феномен стыда в гештальт подходе'

Феномен стыда в гештальт подходе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1647
388
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТЫД / SHAME / ИНТРОЕКЦИЯ / АУТЕНТИЧНОСТЬ / AUTHENTICITY / НАРЦИССИЧЕСКОЕ РАССТРОЙСТВО / NARCISSISTIC DISORDER / ГЕШТАЛЬТ ПОДХОД / GESTALT APPROACH / INTROJECTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Демидова Т.А.

В статье рассматриваются природа и опредление понятие стыд, особенности его проявления в одном из направлений психологии гештальт подходе. Анализируются функции и роль стыда, его позитивные и негативные стороны в процессе развития личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHENOMENON OF SHAME IN GESTALT APPROACH

The article considers the nature and definition of shame, especially its manifestation in one of the areas of psychology Gestalt approach. Analyzes the function and role of shame, its positive and negative aspects in the development of personality.

Текст научной работы на тему «Феномен стыда в гештальт подходе»

псахотЕРапаядланаческая псахологая а псахоаналаз

УДК 159.942.33

феномен стыда в гештальт подходе

Т. А. Демидова Херсонский государственный университет

Резюме: В статье рассматриваются природа и опредление понятие стыд, особенности его проявления в одном из направлений психологии - гештальт подходе. Анализируются функции и роль стыда, его позитивные и негативные стороны в процессе развития личности.

Ключевые слова: стыд, интроекция, аутентичность, нарциссическое расстройство, геш-тальт подход.

Эмоция стыда непосредственно влияет на формирование морали людей, а следовательно в современных условиях чрезвычайно значима, прежде всего, в связи с возрастающими требованиями к формированию активной творческой личности, способной найти свое место в жизни, самоопределиться и реализовать себя. Обращение психологов к феному стыда происходит, как правило, в рамках общей теории эмоций и чувств (Ю. И. Сидоренко, Г. Х. Шингаров, П. М. Якобсон), в теории морального развития и воспитания (В. А. Малахов, С. Г. Якобсон, В. Г. Щур), в свете изучения социальной адаптации (А. П. Растигеев), в контексте исследования самосознания и самоотношения (И. С. Кон, С. Р. Пантелеев, И. Н. Семенов, В. В. Столин). На базе культурологических и антропологических теорий формируется представление о стыде как о регулятивном механизме социального контроля, возникшего вместе с появлением социальных норм, стандартов, идеалов (И. С. Кон, К. Муздыбаев). В зарубежной психологии исследованию стыда уделялось внимание в рамках психоаналитического (Э. Нойман, В. Райх, А. Фрейд, З. Фрейд, Э. Фромм, К. Хорни, Э. Эриксон, К. Юнг), экзистенциального (М. Бубер, В. Франкл, И. Ялом, Р. Мей) и когнитивного подходов (Л. Первин, Д. Оливер). Следует отметить важность исследований феномена стыда в общечеловеческом смысле, поскольку он является очень важным инструментом как в социализации человека и воспитании детей, так и в таких узкоспецифических областях, таких как психотерапия нарциссических расстройств.

Э. Эриксон рассматривал стыд в русле эпигенетической теории: отдельной стадией развития он выделял противостояния стыда и сомнений против личностной независимости. В результате ее успешного прохождения в конце стадии устанавливается динамическое равновесие между этими силами, позволяет человеку эффективно функционировать в социуме. При застревании в одной из движущих сил личность может проявлять или паттерны бесстыдства как реактивного формирования стыда, или болезненного застревание в сковывающих чувствах стыда и сомнений [7]. Р. Резник, анализируя взгляды гештальтте-рапевтов на стыд, дает такое определение, что стыд - это аффективный опыт быть полностью бесполезным, «плохим», не имеющим ценности. При этом автор говорит об отличии его от вины, которая является эмоциональным переживания собственной убежденности в том, что человек сделал что-то «плохое». Вина касается определенного поведения, поступка; стыд - человека в целом [5].

Р. Резник анализирует и синтезирует взгляды гештальттерапевтов по проблема стыда. Он говорит о том, что большинство из них согласны с тем, что стыд, в какой-то форме, является внутренней частью человеческих существ. Он связан с нашими генетическими программами и ДНК. Р. Резник показывает важную особенность стыда, с которой соглашаются большинство ученых: стыд так болезнен, что многое в поведение организовано с целью избежания стыда, включая прикрывание стыда другими эмоциями (например, ярость, депрессия, неприятие). Важным пунктом в понимании стыда является гипотеза, выдвинутая представителем гештальт подхода Г. Уилером, что стыд - это прерывание поддержки в поле и дезорганизация процессов «селф». Р. Резник описывает данное утверждение с точки зрения онтологии возникновения и закрепления невротического стыда. Невротический стыд возникает в случае многократного прерывания поддержки (любви) со стороны первичного наставника, что является чрезвычайно болезненным переживаниям. Для предотвращения данного переживания, ребенок интроецирует то, что предлагается первичным наставником, даже такие эмоции, как презрение и отвращение, а также неодобрение. Затем эти ин-

Психотерапия, клиническая психология и психоанализ

троекты проецируются на окружение, вследствие чего данное переживание закрепляется в «характере» [5]. О чувствительности до отвращения и отторжения первичного наставника ребенком и о связи со стыдом говорит М. Якоби, но по-другому расставляя акценты. Так, он опирается на размышления об отсутствии самоценности в связи с реакциями презрения, отвращения в адрес ребенка, в результате чего он теряет чувство того, что он ценен тем, что существует [7].

Р. Резник говорит, что стыд является как базовой, первичной эмоцией (вместе с обычно описываемыми первичными эмоциями гнева, печали, радости и страха), так и вторичной эмоцией, тесно связанной с первичным самосознанием. Последняя форма рассматривается как более когнитивно опосредованная, например, стыд, ревность, зависть, вина. Р. Резник, как и большинство других исследователей, пишет что в некоторых случаях стыд может быть «здоровым», а в других - формы стыда могут быть недостаточно адаптивными [5]. К. Йорк и другие авторы говорят о том, что в то время как стыд является нормальным аффектом, его повторяющееся переживание может граничить с (или фактически быть) патологией. Кроме того, они отмечают, что полное отсутствие стыда является признаком серьезного психического расстройства [8].

Р. Резник описывает проявления стыда следующим образом - телесно стыд проявляется в виде поникшей головы и сжатия, «изъятия» тела. С точки зрения феноменологии, люди, переживающие стыд, стремятся уйти, спрятаться, исчезнуть [5]. Российский психолог В. В. Зеньковский также указывает на характерное для стыда «внутреннее сжатие», «когда душа будто сморщивается, хочется стать незаметной», в том числе и для самого себя [1]. Р. Резник говорит о том, что избегание стыда может привести к замещению его другими переживаниями, такими как гнев и депрессия [5]. Отсюда следует, что стыд занимает значительное место в сфере эмоциональных переживаний и эмоциональных расстройств.

Е. Калитеевская в статье «Феноменология близости» рассматривает стыд как регуля-торный механизм близости в отношениях. Она различает три вида стыда: интроецирован-ный родительский стыд, социальный стыд и стыд как регулятор своей аутентичности [4]. Интроецированный стыд «передается по наследству» от родителей как то, что они не смогли бы прожить. Он может стать «токсичным» стыдом, связанным с самыми глубинными негативными переживаниями. Социальный стыд, автор определяет как стыд содеянного, несовместимого с требованиями общества и его моралью. Это соответствует понятию «здорового» стыда у Р. Резника. Далее Е. Калитеевская говорит, что начиная с подросткового возраста начинает возникать стыд как регулятор аутентичности. Это механизм, с помощью которого человек может выстраивать свои границы во взаимодействии с внешним миром, опираясь на свою собственную чувствительность, в противовес давлению среды и ситуации. Таким образом, согласно Е. Калитеевской, стыд - это своеобразный сигнал о потере подлинности и регулятор границ в отношениях с другим [4]. Стыд как регулятор аутентичности также упоминается Р. Резником [5], К. Изардом [2] и М. Якоби [7].

В статье о психотерапии нарциссических расстройств Е. Калитеевская описывает свой взгляд на природу стыда. Она пишет, что человек всегда позорит себя с помощью проекции, в которой присутствуют три персонажа: подсудимый, судья и публика (свидетель). Последний персонаж - свидетель - может быть слит с другими персонажами. При этом чувство свидетеля осуждения игнорируется, хотя именно в них, считает Е. Калитеевская, можно черпать эмоциональный ресурс, который способен интегрировать личность. В связи с этим важно прожить эти эмоции с помощью поддержки психотерапевта [3]. Почти все исследователи пишут об увеличении самосознания во время переживания стыда. При этом человек, переживает стыд, полностью концентрируется на себе или на тех аспектах своего я, которые стали объектом стыда. Так, например, С. Томкинс описывает стыд как эмоцию самой рефлексии, когда стирается грань между субъектом и объектом стыда, и человек погружается в мучительное осознание и самопознание» [2]. Человек чувствует себя неадекватным, неуклюжим перед возможным или имеющимся наблюдателем. Человек, который постоянно переживает «токсичный» стыд, [4], ретрофлексирует другие чувства и эмоции, теряя контакт с другими, и, таким образом, попадает в порочный круг.

Е. Калитеевская пишет также, что стыд играет важную роль в динамике протекания нарциссических расстройств. Человек, который страдает от нарциссической травмы, с большим стыдом относится к реальному Я, поскольку слит с грандиозным образом своего Я. Недостаток человека с нарциссическим расстройством заключается в отсутствии внутреннего переживания ценности своего Я и отсутствии возможности быть таким какой он есть, что приводит к бесконечным достижений. Корни этих переживаний, как считает

Е. Калитеевская лежат в избегании проживания стыда, разочарования, зависти, унижения, бессилия, отчаяния, одиночества и гнева [3].

К. Йорк и другие авторы отмечают наличие в стыде сильного чувства обнаженности (или страха обнаженности), телесной или психологической, в которой наиболее глубинные секреты и то, что ощущается как эквиваленты внутреннего содержимого тела, открыты. В связи с этим они рассматривают также наличие внутреннего и внешнего референта в стыде. При этом тот факт, что можно испытывать глубокое чувство стыда даже наедине с собой, не противоречит этой точке зрения [8]. С этим мнением согласны большинство геш-тальттерапевтов (Р. Резник, Ж.- М. Робин), которые говорят о том, что в стыде всегда присутствует тот, кто позорит. Исследователи пишут, что этот референт воспринимается как тот, что не одобряет или осуждает. Французский ученый и практик гештальт подхода Жан-Мари Робин в своем описании стыда опирается на работы С. Томкинса и рассматривает его как регулятор уровня возбуждения. Он считает, что стыд тормозит возбуждение, которое не соответствует социальным нормам. Роль стыда заключается в торможении возбуждения как только оно становится слишком сильным [6].

Ф. Перлз назвал стыд - «предателем организма», в том смысле, что стыд указывает на нарушение личных границ и здоровый стыд выступает регулятором усвоенных ценностей [5]. Е. Калитеевская описывает важную роль стыда в становлении подлинности личности, что в значительной мере соответствует взглядам Ф. Перлза и Х. Льюис на этот феномен. Позитивная роль стыда в развитии личности рассматривается также в юнгианском подходе. М. Якоби, используя юнгианские термины, говорит о том, что стыд играет важную роль в индивидуации, суть которой точно была сформулирована античным поэтом Пиндаром в афоризме: «Стань тем, кто ты есть» [7, С.142].

Таким образом анализ феномена стыда в гештальт подходе дает возможность определить основные функции стыда в жизни человека.

1. Стыд играет важную роль в социализации личности, вследствии увеличения чувствительности к оценкам и мыслям окружения; стыд тормозит чрезмерные, опасные проявления других эмоций и желаний, которые могут повредить социальной адаптации.

2. Стыд указывает на нарушение границ личности, тем самым способствует их осознанию, установке и контроля, а также становлению личности как отдельного социального индивида.

3. Стыд является важным регулятором близости во взаимоотношениях с другими, что связано с первым утверждением и является непосредственным следствием второго утверждения; ведь только тогда, когда человек адекватно «чувствует» свои границы, она может успешно взаимодействовать с другими.

4. Стыд играет важную роль в развитии некоторых психических расстройств, в частности депрессии; избегание стыда может вызвать замещение эмоции стыда другими эмоциями.

5. Стыд как эмоция самой рефлексии, привлекает внимание человека к своему Я или к определенным его аспектов может способствовать самопознанию, способствует объективному самоосознанию.

6. Избегание стыда является важным мотивирующим фактором поведения, может способствовать развитию человеком качеств, умений и навыков до уровня необходимого для успешного функционирования.

Список литературы

1. Зеньковский В. В. Психология детства.- Екатеринбург: Деловая книга, 1995.- 265 с.

2. Изард К. Эмоции человека.- М.: МГУ, 1980.- 402 с.

3. Калитеевская Е. Гештальт-терапия нарциссических расстройств личности// Гештальт-2001.- М., 2001.- С. 50-60

4. Калитеевская Е. Феноменология близости// http://gestalt.dp.ua/index/0-200

5. Резник Р. «Порочный круг» стыда: взгляд гештальттерапии// Гештальт 2000. Сборник материалов Московского Гештальт Института за 1999 год, М., 2000, № 1.- С. 6-21

6. Робин Ж.- М. Стыд// Гештальт-2002.- М., 2002.- С. 28-37.

7. Якоби М. Стыд и истоки самоуважения. М.: Институт аналитической психологии, 2001.-249 с.

8. The Psychoanalytic Study of the Child. XLV, 1990: The Development and Functioning of the Sense of Shame. Clifford Yorke, Balogh T, Cohen P, Davids J, Gavshon A, McCutcheon M, McLean D, Miller J, Szydlo J. Pp. 377-409.

Психотерапия, клиническая психология и психоанализ

ФЕНОМЕН СОРОМУ В ГЕШТАЛЬТ П1ДХОД1

Т. А. Демидова Херсонський державний ушверситет

Резюме: У статп розглядаються природа i визначення поняття сором, особливосп його про-яву в одному з напрямшв психологи - гештальт пiдходi. Аналiзуються фуикди i роль сорому, його позитивш та негативш сторони в продесi розвитку особистосн.

KAroHOBi слова: сором, интроекдя, автентичшсть, нардисичний розлад, гештальт пiдхiд.

PHENOMENON OF SHAME IN GESTALT APPROACH

T. A. Demidova Kherson State University

Resume: The article considers the nature and definition of shame, especially its manifestation in one of the areas of psychology - Gestalt approach. Analyzes the function and role of shame, its positive and negative aspects in the development of personality.

Keywords: shame, introjection, authenticity, narcissistic disorder, gestalt approach.

УДК 616.89-008-085.851

психотерапевтична тактика при соматоформних розладах в систем1 гештальт-модел1

Л. В. Животовська ВДНЗУ "Украшська медична стоматолоична академ1я", м. Полтава

Резюме: В статп викладено основш принципи психотерапевтичного впливу в системi гештальт-модел при робота з пащентами з соматоформними розладами. Запропонована поетапна психотераи1я з визначенням мгшеней психотерапевтичних штервенцш.

Ключовi слова: соматоформнi розлади, гештальт-тераи1я, принципи психотераии.

Актуальнiсть вивчення соматоформних розлад1в, якi мають топiчну приналежшсть до проекцп одного або б1льше органiв/систем, визначаеться як високою поширешстю таких психосоматичних розладiв, так i недостатньою розробленiстю проблеми в щлому [1, 2].

Поняття соматоформнi розлади введено в МКХ-10, причому вони об'еднуються в одну групу з невротичними i стресовими розладами, виходячи iз загально1 «психогенно1» етiологii. Загальною ознакою соматоформних розладiв, згiдно з даною класифiкадiею, е «повторюва-не виникнення фiзичних симптомiв поряд з постшною вимогою медичних обстежень всу-переч негативним результатам, що пщтверджуються, i запевненням лiкарiв про вщсутшсть фiзичноi основи для симптоматики». Навпъ коли виникнення i збереження симптоматики тасно пов'язанi з неприемними життевими под1ями, труднощами чи конфлштами, хворi не бажають обговорювати можливостi 11 психолоично! зумовленостi [3].

З кл1шчних позицш соматоформнi розлади можуть бути представлен у виглядi больо-вих (аличних) синдромiв (кардiалгii, абдомшалги, мiалгii), рiзних сенестопатiй (неприемних, дискомфортних вщчутпв) i вегетативно1 дисфункцп. Серед остаишх у практицi лiкарiв загально1 практики найбмьше значення мають розлади серцево-судинно1, дихально1, шлунково-кишково1, сечостатево1 сфер. Поряд з проявами вегетативно! дисфункцп рiзного ступеню вираженостi загальною ознакою всх соматоформних розладiв е наявнiсть у хворих симптом1в тривоги, якi виявляються ситуацшно обумовленими, в зв>язку з чим пащенти намагаються уникати вщповщних ситуащй. Нерщко симптоми тривоги поеднуються з проявами депреси [4].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.