Научная статья на тему 'ФЕНОМЕН СТРАННИЧЕСТВА И ЕГО ОТРАЖЕНИЕ В РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ КОНЦА ХIХ - НАЧАЛА ХХ ВЕКА'

ФЕНОМЕН СТРАННИЧЕСТВА И ЕГО ОТРАЖЕНИЕ В РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ КОНЦА ХIХ - НАЧАЛА ХХ ВЕКА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
54
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Ключевые слова
СТРАННИК / СТРАННИЧЕСТВО / КУЛЬТУРА / ДОРОГА / ПУТЬ / ПРОСТРАНСТВО / ВРЕМЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ильина Алина Юрьевна

Исследование посвящено феномену странничества, которое нашло яркое отражение в русской философской мысли конца ХIХ - начала ХХ в. Феномен странничества конца ХIХ начало ХХ в. реализовался как предельное выражение русской философии, через ее насыщенность и преемственность христианскими (Евангельскими) идеями, услышанные как тайный трепет мира. В предлагаемой статье духовное странничество русской философии определено как модус реализации себя. Научная новизна характеризуется тем, что духовное странничество русской философии рассматривается как острота восприятия христианских заповедей, стрелы, которая взлетела и вонзилась в пространство русской культуры. В результате можно заключить, что духовное странничество русской философии - это, скорее, поиск той самой стрелы. Странничество было воспринято и подхвачено низами, через них по вертикали устремилось вверх к элите русской культуры, где оформилось в духовный поиск русской философии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PHENOMENON OF WANDERING AND ITS REFLECTION IN RUSSIAN PHILOSOPHY OF THE LATE XIX AND EARLY XX CENTURY

The study is devoted to the phenomenon of wandering, which was vividly reflected in Russian philosophical thought of the late 19th - early 20th centuries. The phenomenon of wandering in the late nineteenth and early twentieth century. realized as the ultimate expression of Russian philosophy, through its saturation and continuity with Christian (Gospel) ideas, heard as a secret thrill of the world. In the proposed article, the spiritual wandering of Russian philosophy is defined as a mode of self-realization. Scientific novelty is characterized by the fact that the spiritual pilgrimage of Russian philosophy is seen as a sharpness of perception of Christian commandments, an arrow that took off and pierced into the space of Russian culture. As a result, we can conclude that the spiritual wandering of Russian philosophy is, rather, the search for that very arrow. Wandering was perceived and picked up by the lower classes, through them it rushed vertically upwards to the elite of Russian culture, where it took shape in the spiritual search for Russian philosophy.

Текст научной работы на тему «ФЕНОМЕН СТРАННИЧЕСТВА И ЕГО ОТРАЖЕНИЕ В РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ КОНЦА ХIХ - НАЧАЛА ХХ ВЕКА»

общественного сознания, результатом которого становится замена исторически и культурно сформированных значений норм, ценностей и смыслов на соответствующие те, которые необходимы властвующему субъекту, В целом неоориентализм обладает значительным потенциалом для конституирования в рамках современного культурного и политического дискурса. Многоапсектность, сложность и внутренняя противоречивость данного феномена оставляет простор для его дальнейшего исследования.

Литература:

1. Говорунов А.6. Ориентализм и империализм.

Могут ли "они" говорить сами за себя? // Сайд Э.,

Сайд Э. Ориентализм. Западные концепции Востока. (Встул ит. статья). - СПб,; Русский мир, 2006, -С. 700.

2.Говорунов A.B.,Кузьменко А.Г).Ориентализм или право говорить за другого II Международный журнал исследователей культуры, - 2013. - N- 2. -С 26-43.

3.Красиков В,И. Идейный импорт как форма существования русской философии В XtX-XX ве. // Аналитика культурологии, - 2010. - № 17. - С 28-36.

4.Рязанова С.Ё, Неоориенталистические культы в России; общее и особенное,// Дискурс Пи, - 2004,

№¡1. Т..4. - С 44-48.

5.Сайд Э. Ориентализм. Западные концепции Востока,- СПб.: Русский мир, 2006.

6. Уильяме, Д. Бехдад. А. О неоориентализме сегодня // URL :htpps: II site:ru.wlkich].ru. html (дата обращения 15.02.22).

THE PHENOMENON OF WANDERING AND ITS REFLECTION IN RUSSIA N PHILOSOPHY OF THE LA ТЕ XIXAND EARL Y XX CENTURY

llyina AUna Yurie vna, Postgraduate student, Philosophy and Lam Department, Surgut State University, Surgut

The study is devoted to the phenomenon of wandering, which was vividly reflected in Russian philosophical thought of the late 19th - early 20th centuries. The phenomenon of wandering in the late nineteenth and early twentieth century, realized as the ultimate expression of Russian philosophy, through its saturation and continuity with Christian (Gospel) ideas, heard as a secret thrill of the world. In the proposed aiticle, the spiritual wandering of Russian philosophy is defined as a mode of self-realization. Scientific novelty is characterized by the fact that the spiritual pilgrimage of Russian philosophy is seen as a sharpness of perception of Christian commandments, an arrow that took off and pierced into the space of Russian culture. As a result, we can conclude that the spiritual wandering of Russian philosophy is, rather, the search for that very arrow. Wandering was perceived and picked up by the lower classes, through them it rushed vertically upwards to the elite of Russian culturei where it took shape in the spiritual search for Russian philosophy.

Keywords: wanderer; wandering; culture; road; path; space; time.

DOI 10.24923/2222-243X.2022-42.22

УДК 1(091) ФЕНОМЕН СТРАННИЧЕСТВА И ЕГО ОТРАЖЕНИЕ

ВАК РФ 5.7.2/09.00.03 д русской ФИЛОСОФИИ КОНЦА XIX - НА ЧАЛА XX ВЕКА

Ф Ильина А.Ю., 2022 Исследование посвящено феномену странничества, которое нашло яркое от-

ражение в русской философской мысли конца Х/Х - начала XX в. Феномен странничества конца XIX начало XX в. реализовался как предельное выражение русской философии, через ее насыщенность и преемственность христианскими (Евангельскими) идеями, услышанные как тайный трепет мира. В предлагаемой статье духовное странничество русской философии определено как модус реализации себя. Научная новизна характеризуется тем, что духовное странничество русской философии рассматривается как острота восприятия христианских заповедей, стрелы, которая взлетела и вонзилась в пространство русской куль туры. В резуль та те можно заклю чить, ч то духовное странничество русской философии это, скорее, поиск той самой стрелы. Странничество было воспринято и подхвачено низами, через них по вертикали устремилось вверх к элите русской культуры, где оформилось в духовный поиск русской философии.

Ключевые слова: странник; странничество; культура;дорога; путь; пространство; время.

ИЛЬИНА Алина Юрьевна, Древняя Русь, принявшая христианство в 988 году, первое пред-

аспирант кафедры Филосо- ____. .

' г У _ ставление о философии получила тогда, когда на церковнославянс-

фии и права, Сургутским т т _ ., ., „м

государственныйуниверси- кии язык стали переводиться сочинения Отцов Церкви. К XII в. на

тет, Сургут Руси имелся перевод богословской системы св. Иоанна Дамаскина

[5, с. б]. С помощью подобных сочинений русское духовенство пыталось продолжить богословскую и философскую деятельность византийцев. Книги, летописи, сочинения Святых Отцов Восточной Церкви имелись во многих монастырях России, в некоторых из них теплилась религиозная мысль. Татарское господство, допетровская изоляция Московии помешали проникнуться отечественным умам трудами западноевропейских мыслителей. Изоляция Московии и отсутствие философской культуры породили так называемую Русь бродячую, представители которой искали Слово, носителей знаний и пониманий для обкатывания идей христианства, Неосуществленнаяаго-ра рассыпалась в автономии монастырей, которые при Петре I подверглись гонениям.

Одной из идей христианского учения является: преодоление индивидом привязанности к миру, к миру вещей, а невнимание к своей духовности рассматривать как увечье. В учении оформлено идеальное, путь спасения и образ индивида в замысле Абсолюта. Для этого индивиду необходимо преодолеть прежнего самого себя и осуществить попытку выхода за пределы имеющегося опыта эмпирической жизни.

"Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам..." (Мф. 28, 19-20). В таком случае, индивид, возможно, не употребит мир, а реализует его как субъект общения. В таком случае индивид должен признать свою и самоценность Другого. Странничество - это всегда встреча Я, не с таким как Я, через которого можно понять свое Я. Христианство было нацелено на выход из своей культурной среды, изначально отказавшись принадлежать лишь одной территории и народу. Учение отправилось е странствие, претендуя (и продолжает это делать) на мировое господство, поскольку несет истину и хочет рассказать об этом другим народам, отсюда поддержка странничества какэнергии,которая через странников обретает иное качество и способ выражения во времени и пространстве.

В Библии и в текстах Священных Писаний часто встречаются: "когда Вог повел меня странствовать" (Быт. 20:13); "был странник, и не приняли меня" (Мф. 25:43); "Странник я на земле" (Пс. 118:19); "Будьте страннолюбивы друг другу" (1-е Пет, 4:9); "искать прежде Царства Божия и правды Его" [Мф., 19:34]; "Стран-нолюбия не забывайте, ибо через него некоторые оказали гостеприимство Ангелам", -наставляет Апостол Павел [Евр, 13:21,

Проницательный Николай Бердяев, вызывающий споры и сегодня, признает и описывает свое философское счастье, которое с ним случилось примерно в 1910 году. Счастьем для мыслителя оказалось вот что: "Мне посчастливилось прийти в личное соприкосновение с бродячей Русью, ищущей Бога и Божьей правды. Я могу говорить об этом характерном для России явлении не по книгам, а по личнымвпе-чатлениям. И могу сказать, что это - одно из самых сильных впечатлениймоей жизни" Дело было в Москве, в трактире, с говорящим названием "Яма", около церкви Флора и Лавра. Здесь каждое воскресенье происходили народные религиозные беседы. "На этих собраниях, носивших народный стиль уже по замечательному русскому языку, присутствовали представители самых разнообразных сект. Тут были и бессмертники, и баптисты, и толстовцы, и евангелисты разных оттенков, и хлысты, по обыкновению себя скрывавшие, и одиночки - народные философы. Я бывал на этих собраниях и принимал активное участие в собеседованиях. Меня поражала напряженность духовного искания, захваченность одной какой-нибудь идеей, искание правды жизни, а иногда глубокомысленный гнозмс. Сектантский уклон всегда означает сужение сознания, недостаток универсализма, вытеснение сложного многообразия жизни. Но каким укором официальному православию являлись эти народные богоискатели! Присутствовавший православной миссионер был жалкой фигурой и производил впечатление полицейского чиновника" [2, с. 225],

Как пишет философ, он общался со всеми, кто собирался в "Яме": "Всебогоискатели обычно имели свою систему спасения мира, в котором приходилось жить, злым и безбожным и искали иного мира, иной жизни. В отношении к этому миру, к истории, к современной цивилизации настроение было эсхатологическое... Духовная жажда была огромная, и так характерно было ее присутствие в русском народе. То были русские странники... Я не представляю себе России и русского народа без этих искателей Божьей правды" [2, с, 226],

У странника нет дома как у всех остальных, его жизнь не замкнута в круг, ему требуется много сил для того, чтобы творить свою индивидуальную дорогу. Еще ему необходима любовь одного и многих. Один и многие кроме любви страннику ничего дать не могут, да и любви-то, как правило, не могут дать. Если странник умирает по естественным причинам на дороге, он все равно умирает как странник.

си

о

си

О-<

г

сч

41"

Ё

123

На пути к своему странничеству. Если гибнет от рук другого, то это свидетельствует о симптомах болезни культуры: "ВСибири еще недавно убили мимо идущего холеру, в виде какого-то неизвестного странника. "Холера" умерла, как умирает обыкновенный человек, пришибленный ударом кола, а убийцы осуждены и осуждены судом..." [3, с. 9],

Отношение к страннику, а значит и странничеству было озвучено самим Иисусом Христом: "И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придет и постучит, тотчас отворить ему. "Блаженны рабы те, которых господин, при-шед, найдет бодроствующими; истинно говорю вам, он препояшется и посадит их, и, подходя, станет служить им" (Лк. 12,36-37).

Вспомним притчу о Христе: "Вышел сеятель семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; а иное упало на камень и, взойдя, за сохло потому что не имело влаги;а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный" (Лк. 8,5-10). Глубокая притча о том, что правила, придуманные для человека и человеком носят прагма-тическийхарактер,его ожидания вызваны мечтами о стабильности, поскольку только в ней задуманное реализуется вовремя, и не иначе как, только положительно для него результативно. Такая стабильность, где индивиду кажется: он собран и мобилизован; случайности не просочатся; он их страшится и не желает. Обжитое место вроде как гарантирует сытость и тепло, да и мир понятен. А тем временем индивид уже оформился в придаток пространства. В обыденной жизни человеку сподручнее правила-рекомендации, несущие "ускоренно"-обобщенное содержание. Глубинные мотивы такой приверженности связаны с потребностью психической стабильности и уходят корнями к консервативно-охранительным структурам сознания. Человеческому духу органически важно, чтобы ожидаемые события наступали вовремя и в нужном месте, чтобы результаты воспроизводились. "Тоска" по единообразию - этому синониму общезначимости, служит выражением такой приверженности. Одна из причин "укоренения" идеальных представлений, их превращение в универсаль-но-анонимные правила состоят в том, что последние существуют в измерительной форме, что обеспечивают их доступность, легкую ар-тикулируемость и поэтому воспроизводимость. Традиция построена именно на такого

рода знании Даже самая подлинная и прочная традиция формируется не просто естественным путем, а благодаря способности к самосохранению того, что имеется в наличии, но требует согласия, принятия, заботы [1,с. 108].

В странничестве отсутствует понятие "чужое- мое" пространство; у странника необъятный человеческому взору центростремительный духовный поиск самого себя и своего места в мире; здесь нельзя определить скорость, наметить сроки достижения цели.

Русская культура XIX нач. XX в. явила себя миру пропитанная идеями христианства. Таким образом, она оказалась рядом с Древней Грецией и Древним Римом. Именно XIX век принято считать началом самостоятельного и последовательного периода развития философской мысли в России, что стало событием для просвещенной Европы в том, каким образом вы раз ила себя русская философская мысль. В коротком исследовании мы не станем останавливаться отдельно на каждом философе и мыслителе. Но мы не можем обойти Вл. Соловьева. Характерно, что Вл Соловьев о своей философии писал поэтично: "В тумане утреннем неверными шагами / Я шел к таинственным и чудным берегам / Боролася заря с последними звездами, / Еще летали сны - и схваченная снами / Душа молилася неведомым богам" [5, с. 127].

Для мыслящих современников Соловьев был загадкой, которую они пытались, облегчая себе жизнь, разгадать, а не понять. Про таких как Вл. Соловьев говорят: родился раньше своего времени. Мы же в своем коротком исследовании говорим обратное: философ родился вовремя. Более того, вслед за Соловьевым в русской культуре появилась россыпь философских идей. Отечественная история философии до сих пор не до конца нанизана в ожерелье русской культуры.

Любимым словом Соловьева было - всеединство. Отсюда идея о синтетическом человеке, отсюда неподдельный интерес к мусульманской культуре и как результат великолепный труд о жизни Пророка Мухаммеда. Разумеется, мыслитель не оставил без внимания суфизм, в его трудах мы видим яркие вкрапления этого восточногоучения. Вего наследии мы находим восхищение иудейской культурой, вызвавший конфликт, из-за которого мыслитель, конечно, страдал, но умело скрывал. И как благодарность, высаженная в Иерусалиме на одной из аллей, дерево с именем философа и, как отмечают исследователи, панихида вдень его смерти во всех синагогах

России. А его философия продолжила странствовать и выразилась в умах поэтов-симво-л исто в. Удивительное дело: женщины, которые занимали заметное место в жизни философа, носили имя София. Философ, много размышлявший о любви, бессеребренник дворянского происхождения, страдавший известной русской болезнью, не имевший семьи и домашнего очага, мечтавший и озвучивший: "возможно, дети будут не то, что мы, будут лучше нас..." [5.с,160]. Тем самым философ при жизни признал несовершенства свой философской системы. Разумеется, философ имел ввиду детей, которые будут думать о чем бы тони было лучше, чем он и его поколение, а значит, жить, странничать и философствовать качественно лучше. Соловьев как ученик античности попытался жить так, как и философствовал. Поэтому для многих современников казался маргиналом и человеком с трагической судьбой, напрочь лишенным христианской дисциплины.

По мнению его друга Евгения Трубецкого, "своим духовным обликом он напоминал тот созданный бродячей Русью тип странника, который ищет вышняго Иерусалима, а потому проводитжизнь в хождении по всему необъятному простору земли, чтит и посещает все святыни, но не останавливается надолго ни в какой здешней обители. Густые локоны, спускавшиеся до плеч, делали его похожим на икону. Характерно, что его часто принимали за духовное лицо: его встречали возгласом: "Как, вы здесь,батюшка!". Маленькие дети, хватая его за полы шубы, восклицали: "Боженька, боженька!" [5, с. 125]. Так предстает перед нами мыслитель,затронувший фундаментальные вопросы христианства и религии в целом, выразивший апокалиптическое настроение общества, породивший новое религиозное сознание в России и давший импульс дальнейшего развития богословской мысли и личный пример духовного поиска, попытавшийся соединить русский и европейские миры, которого называли "блудным сыном" и "вечным странником".

Вл. Соловьев был современником Ницше и умер в ясном сознании в одном с ним 1900-й году, конечно, нз пути странничества, в доме верного друга Е. Трубецкого. Удивительным образом русская культура породила не просто странничество, но и ее типы. Можно ли считать это ее недостатком, увечьем или все же достоинством?

Отечественная история философии запечатлела одну интересную деталь из жизни ф.

Баадера, который говорил многое близкое славя нофилам и Вл. Соловьеву. Католический теолог Ф. Баадер симпатизировал православной церкви и видел в России посредницу между Востоком и Западом. По приглашению кн. Голицына решил осуществить мечту - посетить Россию. Но с ним случился русский анекдот. Его на границе арестовали и выслали из России. Баадер очень обиделся, писал об этом Александру I и кн. Голицыну. Но в Россию он [Jj так и не проник [2, с. 61]. Как не проникло и О многое другое из других культур, но все же 0-1 просачивалось, находило проникновение и £ выражение е любви русских философов и мыс- <£ лителей к путешествиям, писать свои труды за границей или же по возвращению в простран-ство России. А неосуществленный визит иное-транца Баадера в Россию - не странность, а в ^ некотором роде дипломатический позор и проблема культуры. Великий поэт Александр L Пушкин и великий святой Серафим Саровский <С жили в одну эпоху. И никогда друг о друге не ^~ слы шал и, а если даже сл ы шал и, не п ридал и этому значения? Оба жили в эпоху Александра I, легенда о котором разнеслась по России, а уловили ее, и разнесли по российским весям, ско- 125 рее всего, странники. Легенда гласила: царь Алекса нд р Рома нов стал стра нником Федо ром Кузьмичом: "...легенда очень русская и правдоподобная", - замечает Н. Бердяев [2, с. 25].

Философ Константин Леонтьев о своем отношении к духовному странничеству Соловьева пишет: "Я пойду за Соловьевым безбоязненно, быть может, и до половины пути его "развития"; но может ли его гений помешать моему православному разуму проститься с ним на этом распутьи и, протянув ему руку признательную (и за наслаждение многим, и даже за поучение многому) сказать в последнюю минуту: "Боязнь согрешить не позволяет мне идти с вами дальше" [4, с. 29-30].

Странничество не предполагает артельно-сти, группового творения пространства, этим занимаются богомольцы, путешественники, первооткрыватели земель. Странничество одного для других может показаться пугающей неизвестностью, не приносящий общественной и государственной пользы. Идеология не может разместить его в иерархии ценностей. Странничество основано и держится на духовных поисках индивида, а цена духовности не названа, а если и даже названа, то человеком, оценочные качества которого никогда не достигнут Божественного. Гений Данте озвучил эту неспособность следующим образом: Я в

небе был, / Но вел бы речь напрасно /О виденном вернувшийся назад [1, с. 110].

Рассуждения индивида случаются в плоскости полезности ему или группе людей, а не в пространстве замысла Абсолюта. Есть исследования, в которых странничество называют духовным подвигом индивида. Странничество не нуждается в комплементарности. Вряд ли сам странник рассматривает, задумывает свое странничество как подвиг. Для странника находиться в аскезе через странничество, задаваться вопросами, натирающими сердце и наблюдать свое думание - это есть его естественная жизнь, без которой он свою жизнь не мыслит.

Известные события XX века в России прервали историю философской мысли. Большевистская идеология самостоятельные духовные поиски индивида не допускала. Стихи первого расстрелянного поэта Николая Гумилева носили экзистенциональный характер. Новый строй отметал божественность мира, от чего, может быть, и рухнул. Когда идеология выражает себя через цифры достижения высот в области народного хозяйства, а величие страны измеряет необъятными широтами, индивид теряет качество личности как единицу ценности жизни, ценность мысли и поступка Одного рассматривается как преступление.

Русская культура и ее философская мысль в своем христианском генезисе имела главный для себя фактор - это способность к странничеству. Русская культура некоторым образом обезопасила себя, чтобы сохраниться и устоять она приобрела качества странничества. Условия для русскойфилософской мысли были далеки от благоприятных: здесь и длительная самоизоляция страны от остального мира, отсутствие агоры, цензура, надзор, притеснение властями философов и мыслителей.

Странник не конфликтует с миром, у него нет претензий к миру, у него имеются претензии только к самому себе. К началу XX века феномен приобрел статус философского осмысления, В публицистике, произведениях и дневниках русских классиков имеются яркие движения душ героев, нацеленных на духовное странничество. Лев Толстой подошел к проблеме странничества основательно, многогранно и озвучил в художественной форме основы духовного пути человека. У Толстого стра н н ик п редста влен ка к инд и вид, пол ностью подчиненный христианскому (Евангельскому) мировоззрению, который следует аскезе, озвученной Иисусом Христом апостолам "ничего не брать в дорогу...обуваться в простую

обувь и не носить двух одежд" (М к. 6:8-9). Странничество, таким образом, представлено как ученичество индивида, живущего в постоянном исполнении заветов Учителя.

В советский период феномену странничества отдельного внимания не уделялось. Но это только кажется. На самом деле, исследование древних летописей, лубков, сказаний, преданий, сюжеты русских народных сказок выявляли источники о хождениях русских людей в поисках Божьей справедливости и правды.

В наследии русской культуры имеются летописи, которые зафиксировали хождения русских людей, У странничества есть родина и это древность. 6 хождениях Афанасия Никитина нашему вниманию предстает напряженное хождение тверского купца, т.е, человека, наделенного коммерческой интенцией, а свои хождения он признает "грешным" [6, с. 215]. "Хождения" можно назвать дневником-отче-том Никитина перед высокой особой о своем пребывании за пределами Руси. В тексте имеются сведения: сколько городов проходит он всякий день, где и чем питается, отмечает дешевизну или, наоборот, дороговизну жизни. Купец фиксирует: чем торгуют другие купцы, держит отчет о своих расходах и приобретениях, рассуждает о качестве и разнообразии товаров.

Через текст ощущается, что у Никитина имеется обязательство изложить узнанное им максимально достоверно. Но при этом у русского купца нетагорафобии,он занят сбором информации и своих впечатлений на площадях, рынках и улицах посредством общения с представителями других культур.

В тексте отсутствуют прямые указания, но ощущается, с каким напряжением Никитин пребывает в чужих странах, с каким невероятным страхом приходится бороться. "А так, братья русские христиане, захочет кто идти в Индийскую землю - оставь веру свою на Руси, да, призвав Мухаммеда иди в Гундустанскую землю" [6, с. 220]. Его жизнь не раз буквально висит на волоске, он при каждом удобном случае молится и просит у Бога прощения. Никитин, как бывалый человек, с удивительной купеческой закалкой много общается с другими купцами и простым людом.

Афанасий открыт для общения, он пытается договориться, где-то смиренно склоняет голову чтобы избежать конфликта, где-то лукавит и хитрит. Но при этом старается, чтобы ничто не ускользнуло из поля его купеческого наблюдения: "В Севасской округе и в Грузинской земле всего в изобилии. И Турецкая земля

всем обильна. И Молдавская земля обильна, и дешево там все съестное. Да и Подольская земля всем обильна, А Русь (Бог да сохранит! Боже, сохрани ее! Господи, храни ее! На этом свете нет страны, подобной ей. Но почему князья земли Русской неживутдруг сдругом как братья! Да устроится Русская земля, а то мало в ней справедливости!)11 [6, с 228],

Согласно христианскому учению, Творец для создания земли, растений, животных употребил единое Слово. Сотворение же человека происходило не одномоментно, а через постепенное Божественное делание. Завершением этого делания стало называние человека живой душ ой. И только единство души и тела считается единством. Русская философия свою устремленность к единству осуществляло через духовное странничество для чего у нее имелись и форма, и содержание. Духовное странничество определило способ жизни русской философской МЫСЛИ-

Странник творит дорогу, а странничество как феномен культуры развивает путь. Странничество случается не потому, что это требует обычай, норма или закон. Странничество - это другое качество, режим и содержание культуры. Путь является средством действия, через который и с помощью которого реализуется странничество. Пространство и время являются конструкцией, где реализуется событие странничества. Носители и выразители этого феномена создают иную интенцию и энергию культуры; определяют ее место в мире; оформляют и озвучивают свое понимание мира в целом. Странничество можно рассматривать

как поступок, поскольку осуществляется выбором индивида.

Феномен странничества выразил свойство и качество русской культуры, определил экзи-стенциональные запросы, определившие ее дальнейшую судьбу в цивилизационном контексте. Феномен странничества, озвученный как православный духовный опыт и подвиг первых христиан, прошел процесс эволюции и приобрел модальность светского духовного поиска индивида. Идея христианского (Евангельского) учения - следовать за Иисусом Христом было понято и реализовано как проблема духовного странничества, а не как путь открытия Божественных законов. Странничество предполагает соучастия инщивида с Абсолютом, а не растворения в нем. Поэтому феномен странничества можно рассматривать как поцелуй Абсолюта, который разбудил скрытые духовные потенциалы русской культуры.

Литература:

1. Абрамова Н.Т. "Невербальные мыслительные акты в "зеркале" рационального сознания // Вопросы философии. - 1997, - №7. - С 110.

2. Бердяев H.A. Русская идея. - М.: ACT; Астрель; Пол и граф из дат, 2010. - 286 с,

3. Короленко В.Г. Собр. соч.: в 6-ти т. / под ред. К.И. Тюнькина. - Огонек; Правда, 1971. - 424 с.

4. Леонт^в К.Н. Записки отшельника. - М,: ACT, 2004.-237 с.

5. Лосский Н.О. История русской философии, -СПб,: Азбука, 2018, - 608 с.

6. Повести Древней Руси. Изборник / эсгуп. ст. Д.С. Лихачева. - М. : Художественная литература, 1987.-448 с.

CU

ftj О OJ

h-

Q-<

X

сч

41"

S

127

THE SOCIOPHILOSOPHICAL PHENOMENON OF URBAN ACTIVISM

Lapshina Valentina Semyonovna, PhD of Philosophical sciences. Associate Professor, Department of History, Philosophy, Pedagogy and Psychology, Nizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering, Nizhny Novgorod

The purpose of the study is a socio-philosophical analysis of a new phenomenon of modern urban life - urban activism. The article gives examples of the ambivalent Influence of city dwellers on the appearance of urban space (creative and destructive, constructive and destructive), and also substantiates the need for a philosophical understanding of urban activism (the transition from doxic to noetic knowledge>). The scientific novelty lies in the fact that for the first time a definition of a new phenomenon in the social philosophy and anthropology of the city is proposed- "urban activism". As a result, the necessity of determining its boundaries and content is substantiated, the originality of the phenomenon is revealed.

Keywords: urban activism; urbanism; city transformation; social cohesion; responsibility. DOI 10.24923/2222-243X.2022-42.23

СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ ФЕНОМЕН уд к 304.2+316,4

УРБАНИСТИЧЕСКОГО АКТИВИЗМА ВАК РФ 5.7.7/09.00,11

Цель исследования - социально-философский анализ нового явления совре- @Лапшина В. С, 2022 менной городской жизни - урбанистического активизма. В статье приводятся

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.