Научная статья на тему 'ФЕНОМЕН СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ПРЕСТУПНИКА: НА ПРИМЕРЕ СЕРИЙНОГО УБИЙСТВА'

ФЕНОМЕН СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ПРЕСТУПНИКА: НА ПРИМЕРЕ СЕРИЙНОГО УБИЙСТВА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
860
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ФЕНОМЕН ВОСПИТАНИЯ / СЕМЬЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ЛИЧНОСТЬ / ЛИЧНОСТЬ ПРЕСТУПНИКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дьяков Иван Александрович, Марков Артем Дмитриевич

В рамках данной работы авторы рассматривают феномен становления личности преступника, проводят анализ литературы в области психологии, педагогики, социологии и криминологии, демонстрирующий особую роль детской психологии в жизни преступников, особенности их детских лет жизни, а также семей, в которых они воспитывались. Авторы затрагивают актуальные и важные вопросы по развитию личности, что имеет чрезвычайное значение для стабильной и положительной динамики развития общества и государства. Особое внимание в данной статье уделено описанию детерминант в аспекте реализуемого родителями воспитания, которые влияют на процесс деформации личности и приводят в дальнейшем к совершению ею преступлений. Также приводятся факты из биографий известных преступников, совершивших преступления против жизни человека (серийных убийц), выделяются базисные черты воспитания и той социальной среды, что приводят человека к совершению преступлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Дьяков Иван Александрович, Марков Артем Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PHENOMENON OF THE FORMATION OF THE PERSONALITY OF A CRIMINAL: THE EXAMPLE OF SERIAL MURDER

Within the framework of this work, the authors consider the phenomenon of the formation of a criminal’s personality, analyze the literature in the field of psychology, pedagogy, sociology and criminology, demonstrating the special role of child psychology in the life of criminals, the characteristics of their childhood years, as well as the families in which they were brought up. The authors touch upon topical and important issues of personality development, which is extremely important for the stable and positive dynamics of the development of society and the state. Particular attention in this article is paid to the description of the determinants in the aspect of parenting implemented by the parents, which affect the process of deformation of the personality and lead in the future to the commission of crimes. It also provides facts from the biographies of famous criminals who have committed crimes against human life (serial killers), highlights the basic features of education and the social environment that lead a person to commit crimes.

Текст научной работы на тему «ФЕНОМЕН СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ПРЕСТУПНИКА: НА ПРИМЕРЕ СЕРИЙНОГО УБИЙСТВА»

Феномен становления личности преступника: на примере серийного убийства

Дьяков Иван Александрович,

аспирант, кафедра педагогики и психологии высшей школы, АНО ВО «Московский гуманитарный университет»; кафедра цифровой криминалистики, ФГБОУ ВО «Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)» E-mail: vansanit@yandex.ru

Марков Артем Дмитриевич,

студент, кафедра педагогики и психологии высшей школы, АНО ВО «Московский гуманитарный университет»; кафедра цифровой криминалистики, ФГБОУ ВО «Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)» E-mail: lobart00@list.ru

В рамках данной работы авторы рассматривают феномен становления личности преступника, проводят анализ литературы в области психологии, педагогики, социологии и криминологии, демонстрирующий особую роль детской психологии в жизни преступников, особенности их детских лет жизни, а также семей, в которых они воспитывались. Авторы затрагивают актуальные и важные вопросы по развитию личности, что имеет чрезвычайное значение для стабильной и положительной динамики развития общества и государства. Особое внимание в данной статье уделено описанию детерминант в аспекте реализуемого родителями воспитания, которые влияют на процесс деформации личности и приводят в дальнейшем к совершению ею преступлений. Также приводятся факты из биографий известных преступников, совершивших преступления против жизни человека (серийных убийц), выделяются базисные черты воспитания и той социальной среды, что приводят человека к совершению преступлений.

Ключевые слова: воспитание, феномен воспитания, семья, социализация, личность, личность преступника.

сч оо

Преступления против жизни, а в особенности серийные убийства, как особые социальные явления всегда влияли на жизнь общества и государства. Всестороннее изучение данного вопроса является важным для стабильного развития любого общества и государства, а потому актуальность вопроса феномена детской психологии и становления личности преступника не вызывает сомнений. Центральным вопросом работ криминологов, криминалистов, психологов, психиатров, социологов и педагогов выступает дискуссия о соотношении значения наследственности и воспитания в формировании личности потенциального преступника.

Наследственность как фактор риска, а также физиологические и анатомические особенности человека могут служить предпосылкой развития психических и поведенческих отклонений личности, но на практике это встречается крайне редко. Чарльз Лоброзо писал, что лишь антропогенез как сущность определяет преступника и его мотивы деятельности, однако на сегодняшний день известно, насколько несостоятельна данная теория. [1] В свете трансформации криминологии, криминалистики, психологии, психиатрии, социологии и педагогики показано, что главным фактором, обуславливающим формировании личности человека как преступников, является особенности детской психологии и реализации функций родителями.

Дадим определение термину «серийный убийца». Согласно наиболее распространенному определению, данному агентом ФБР Робертом Рессле-ром, серийный убийца есть лицо, которое совершило три или более убийств людей с особой жестокостью, что попадают под сознательный образ жертвы преступника. Р. Ресслер также отмечает, что деяния отделяются между собой периодами эмоционального покоя убийцы. [2]

Биографии преступников и работы ученых в этой области (Х. Шехтер, Д. Эверит, А.О. Буха-новский) отражают зависимость процессов воспитания и становления убийц.

Термин «серийный убийца» появляется в конце XIX века и впервые применяется в отношении Генри Говарда Холмса - первый зарегистрированный серийный убийца в США. На протяжении всего XX века, в связи со всплеском серийных убийств на территории значительного количества стран, в том числе США и СССР, криминологи, криминалисты и психиатры комплексно исследовали природу становления и формирования личности серийного убийцы (Джон Дуглас, Пи-

тер Вронски, Джон Брофи, Эйдриан Рейн и т.д.). Дискуссия о роли наследственности и воспитания ведется и в настоящее время. Дж. Дуглас указывает следующее: «Человек, не имеющий определенных врожденных склонностей к импульсивности, приступам ярости и/или проявлениям садизма, не станет маньяком в силу трудного детства». А.О. Бухановский, И.Н. Маркина, А.Б. Гармаш напротив утверждают, что именно неблагоприятная психологическая обстановка в период детства, жестокость со стороны родителей и сверстников есть ключевые компоненты в механизме становления и формирования личности преступника.

А.О. Бухановский в исследованиях подчеркивает, что на склонность к жесткому поведению влияет деструктивное воспитание со стороны родителей и неблагоприятная социальная среда. [6] Данное умозаключение легко подтвердить историями из детства преступников против жизни.

Известный под прозвищем «The Confession Killer» серийный убийца Генри ли Люкас прожил детские годы в неблагоприятной психологической и социальной ситуации, в частности, его мать вели антисоциальный образ жизни, обладала пониженной социальной ответственностью и проявляла жестокость по отношению к ребенку, не защищала его от агрессии окружающих, а провоцировала ее. В результате им было убито 11 человек, включая его мать.

Джон Уэйн Гейси, осуществил 33 убийств с проявлением особой жесткости страдал в детстве от физического и эмоционального насилия. В данном случае жестокое обращение отца и периодические сексуальные притязания взрастили личность с отклоняющимся поведением в форме насилия над другими людьми. [2]

Стоит упомянуть о личности «Новокузнецкого монстра» Александра Спесивцева, что совершал преступления с элементами садизма и каннибализма. Преступник вырос в неблагополучной семье, его отец был алкоголиком, нередко избивал сына и жену, а его мать проявляла гиперопеку, что также стало причиной негативного воздействия на личность. Также, его мать работая помощником адвоката, часто приносила домой изображения трупов, фотографии мертвых обнаженных тел и рассматривала их вместе с сыном. Стоит упомянуть, что мальчик часто болел, родился с дефицитом веса, поэтому одноклассники смеялись над ним, а он не добился особых успехов в школе и спорте. Его мать испытывала ненависть к сверстникам сына. Рассматривая фотографии вместе с Александром, мать говорила: «Посмотри, ты вырастишь, станешь сильным и покажешь всем, где их место». [3]

Она будила в сыне агрессию и жестокость, что стало причиной того, что она помогала сыну в совершении преступлений. Как мы видим, катализатором развития отклоняющегося поведения является не только насилие в отношении личности и ги-поопека, но и внутренняя злоба самих родителей, демонстрация ребенку материалов «не по возра-

сту» (снимки трупов) и патологическая гиперопека.

Другим примером «продукта» воспитания и социальной среды являет Юрий Цюман по прозвищу «Черноколготочник». Юрий рос в неблагополучной семье: отец и мать страдали от алкоголизма. Отец часто избивал сына, угрожал убить. Мать вела баспорядочную жизнь, сын при этом был свидетелем, что стало причиной формирования сексуальных отклонений, рождалась ненависть к родителям, а позже и к незнакомым людям. [5]

Кроме описанных случаев, существуют и другие примеры становления личности преступников, в жизни которых воспитание, отношение родителей и процесс социализации сыграли решающую роль. Ричард Рамирез, Джеффри Дамер не получали в семье заботу, что привело к их эмоциональной депривации и жестокому поведению в будущем. Игорь Иртышов, Альберт Де Сальво неоднократно подвергались сексуальному насилию со стороны взрослых людей. Андрей Чикатило, Эдмунд Кемпер постоянно терпели издевательства со стороны сверстников в школе и на улице. Эд Гин, Геннадий Михасевич, Сергей Головкин выросли в семье, где воспитательный процесс строился на принципах жестокости, насилия и унижений. [4]

Так, базисные черты воспитания и социальной среды преступников-убийц можно представить в следующем списке:

1. Жестокость со стороны одного или нескольких членов семьи.

2. Сексуальное насилие внутри семьи, изнасилования со стороны взрослых людей и детей.

3. Алкоголизм, наркомания родителей, бедность.

4. Унижения, оскорбления со стороны сверстников.

5. Отсутствие в семье благоприятной психологической атмосферы, где ребенок не получает внимания,ласки и заботы, гипоопека.

6. Гиперопека со стороны родителей, их внутренняя пассивная агрессия к «обидчикам» ребенка.

Безусловно, отношения в семье играет решающую роль в становлении личности. Уровень семейного благополучия, взаимоотношения внутри семьи в большинстве случаев определяют дальнейшее поведение, будущий стиль жизни человека.

Жестокость и ненависть по отношению к ребенку в детстве, гипо- или гиперопека порождают внутреннюю агрессию, психические, сексуальные, поведенческие отклонения в развитии личности. Предотвратить феномен воспитания и становления личности преступника, на данный момент, не представляется возможным. Однако всестороннее изучение этого процесса и меры, направленные на здоровьесберегающее семейное воспитание ребенка и его социализация, могут снизить риск формирования антисоциальных установок внутри личности, что приведет к улучшению имеющейся криминогенной ситуации.

5 -о

сз

<

Литература

1. Абакумова Д.С. Социальные факторы, влияющие на формирование серийных убийц и маньяков / Д.С. Абакумова // Общество, педагогика, психология: теория и практика: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Чебоксары, 28 мая 2021 года / БУ ЧР ДПО «Чувашский республиканский институт образования» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики. - Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Среда», 2021. -С.352-355.

2. Аманжолова Б.А. Роль семьи в формировании личности преступника, совершившего впоследствии серийные убийства / Б.А. Аманжолова, С.В. Вейсенберг // Знание. - 2016. -№ 4-3(33). - С. 116-125

3. Антипова А.А. Роль общественности в противодействии преступлениям, совершаемым серийными убийцами / А.А. Антипова // Преступность в СНГ: проблемы предупреждения и раскрытия преступлений: сборник материалов, Воронеж, 23 мая 2018 года. - Воронеж: Воронежский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2018. - С. 63-66.

4. Гармаш А.В. Психологический климат в семье как фактор, влияющий на развитие личности серийного убийцы / А.В. Гармаш // Молодёжь Сибири - науке России: Материалы международной научно-практической конференции, Красноярск, 24 апреля 2020 года / Сост. Л.М. Ашихмина. - Красноярск: Сибирский институт бизнеса, управления и психологии, 2020. - С. 75-78.

5. Гераськина М.М. Особенности нравственно-психологического портрета серийного убийцы / М.М. Гераськина, И.В. Харченко // Криминалистика: прошлое, настоящее, взгляд в будущее: Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции, Руза, 04 октября 2019 года / под общ. ред. М.И. Пи-лякина, А.В. Ростовцева. - Москва: Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации им. В.Я. Кикотя, 2020. - С. 38-40.

6. Маркина И.Н. Особенности внутрисемейного воспитания как фактор становления личности серийного сексуального убийцы / И.Н. Маркина // Вестник Владимирского юридического института. - 2010. - № 3(16). - С. 121-124.

S2

см о см со

THE PHENOMENON OF THE FORMATION OF THE PERSONALITY OF A CRIMINAL: THE EXAMPLE OF SERIAL MURDER

Diyakov I.A., Markov A.D.

Moscow University for the Humanities; Bauman Moscow State Technical University

Within the framework of this work, the authors consider the phenomenon of the formation of a criminal's personality, analyze the literature in the field of psychology, pedagogy, sociology and criminology, demonstrating the special role of child psychology in the life of criminals, the characteristics of their childhood years, as well as the families in which they were brought up. The authors touch upon topical and important issues of personality development, which is extremely important for the stable and positive dynamics of the development of society and the state. Particular attention in this article is paid to the description of the determinants in the aspect of parenting implemented by the parents, which affect the process of deformation of the personality and lead in the future to the commission of crimes. It also provides facts from the biographies of famous criminals who have committed crimes against human life (serial killers), highlights the basic features of education and the social environment that lead a person to commit crimes.

Keywords. Education, the phenomenon of education, family, socialization, personality, personality of the criminal.

References

1. Abakumova D.S. Social factors influencing the formation of serial killers and maniacs / D.S. Abakumova // Society, pedagogy, psychology: theory and practice: collection of materials of the All-Russian scientific and practical conference with international participation, Cheboksary, May 28 2021 / BU CR DPO «Chuvash Republican Institute of Education» of the Ministry of Education and Youth Policy of the Chuvash Republic. - Cheboksary: Limited Liability Company Publishing House Sreda, 2021. - P. 352-355.

2. Amanzholova B.A. The role of the family in the formation of the personality of a criminal who subsequently committed serial murders / B.A. Amanzholova, S.V. Veisenberg // Knowledge. -2016. - No. 4-3 (33). - P. 116-125

3. Antipova A.A. The role of the public in countering crimes committed by serial killers / A.A. Antipova // Crime in the CIS: problems of preventing and solving crimes: collection of materials, Voronezh, May 23, 2018. - Voronezh: Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, 2018. -P. 63-66.

4. Garmash A.V. The psychological climate in the family as a factor influencing the development of the personality of a serial killer / A.V. Garmash // Youth of Siberia - to the science of Russia: Materials of the international scientific-practical conference, Krasnoyarsk, April 24, 2020 / Comp. L.M. Ashikhmina. - Krasnoyarsk: Siberian Institute of Business, Management and Psychology, 2020. - P. 75-78.

5. Geraskina MM Features of the moral and psychological portrait of a serial killer / MM Geraskina, IV Kharchenko // Criminalistics: past, present, look into the future: Collection of scientific papers of the All-Russian scientific and practical conference, Ruza, 04 October 2019 / under total. ed. M.I. Pilyakina, A.V. Rostovtse-va. - Moscow: Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation named after V.I. V. Ya. Kikotya, 2020. - P. 38-40.

6. Markina IN Features of intra-family education as a factor in the formation of the personality of a serial sexual killer / IN Markina // Bulletin of the Vladimir Institute of Law. - 2010. - No. 3 (16). -P. 121-124.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.