формационное общество. - 2008. - Вып. 5-6. -С. 37-39.
2. Засурский, Я. Н. Информационное общество, интернет и новые средства массовой ин-
формации / Я. Н. Засурский // Информационное общество. - 2001. - Вып. 2. - С. 24-27.
A. R. Gabbazov
ANALYSIS OF COMMUNICATION ACTIVITY OF RUSSIAN INTERIOR MINISTRY RUSSIA IN SOCIAL NETWORKS
The article analyzes the communication activity the Russian Interior Ministry in social networks. The data on the publication in the Official MIA groups in social networks «VKontakte», «Classmates», «Facebook» for 2 months. Based on these results the author recommends to improve the efficiency of communication activity for the Ministry of Interior in social networks.
Keywords: social network, content, communication activity.
References
1. Vartanova, E. L. (2008) "Novye media kak factor modernizatsii SMI" [=New media as a factor of modernization Media], in: Informatsionnoye obschestvo [=Information Society], 5-6, pp. 37-39 (in Russ).
2. Zasurskiy, Ya.N. (2001) "Informatsionnoye obschestvo, internet I novye sredstva massovoy infor-matsiyi" [=Information society, internet and new media], in: Informatsionnoye obschestvo ^Information Society], 2, pp. 24-27 (in Russ).
Габбазов Альберт Равильевич, аспирант кафедры социальной коммуникации Уральского государственного университета физической культуры.
Н. В. Прохорова
ФЕНОМЕН СПЕЦПРОЕКТОВ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ МЕДИАПРОСТРАНСТВЕ
Специальные информационные проекты в интернет-СМИ становятся единой информационной платформой по определенной теме, ориентируя читателей в массиве сообщений разных источников информации, а также выступают площадкой для использования разных мультимедийных технологий. В предлагаемой статье даются определение и классификация спецпроектов и путем анализа двух примеров рассматривается специфика этой формы.
Ключевые слова: специальные информационные проекты, интернет-СМИ.
Современное российское медиапростран-ство претерпевает бурные изменения. По справедливому замечанию Е. Вартановой, «журналистика - какой бы смысл мы ни вкладывали в этот термин — уже никогда не будет прежней» [1]. Новейшие информационно-коммуникационные технологии занимают одно из ведущих
мест в списке факторов, оказывающих влияние на развитие современного информационного общества [18].
За последние двадцать лет роль информации для людей кардинально изменилась, что привело в другой форме ее потребления и восприятия. Традиционную систему коммуникаций
качественно изменило появление интернет-журналистики. Являясь видом журналистики, она обладает специфическими признаками, которые выделяют ее из всей медиасистемы: гипертекстуальность, мультимедийность, интерактивность. «Пришедшее из кибернетики понятие обратной связи стало одним их центральных элементов организации и практики массово-информационного производства» [11. C. 155].
До появления технологии WEB 2.0. журналистика обладала только однонаправленным способом коммуникации. Принцип интерактивности исключает вещательную ипостась журналистики. «Средства массовой информации фактически перестали существовать в качестве автономного централизованного общественного института. Произошло смещение от информирования к коммуницированию» [8]. А это непосредственно трансформирует и работу журналиста.
Журналист обретает новую роль - в веб-издании он гид или навигатор в информационном пространстве. Однако то, что новости перестали быть исключительно прерогативой журналистов, ведет не к отмиранию журналистики как профессии, но к изменению ее смысла. «Ключевой задачей СМИ становится уже не поиск информации, а ее отбор, фильтрация, проверка, объяснение и интерпретация» [4. C. 146]. Растет спрос на журналистов, которые сортируют, отбирают, «расфасовывают» и подают новости, выуженные из все растущего потока информации, ведь «только физическое присутствие человека на месте событий не делает его журналистом, так же, как и возможность заснять то событие, очевидцем которого он был. Для того, чтобы документальная фиксация того или иного события стала новостью, она должна быть профессионально переработана в редакции и доставлена «адресату» - то есть читателю, зрителю, слушателю» [20. C. 184].
Установление субъект-субъектных отношений между аудиторией и редакцией делает интернет-журналистику персонально ориентированной: «появилась возможность учитывать потребности и привычки конкретного читателя и/или группы читателей» [8]. Более того, использование интерактивных медиа следующего поколения позволяет самому пользователю принять участие в их создании [7. C. 248-249]. Следующим шагом на пути постижения возможностей интерактивности, по словам исследователей, станет индивидуальная адаптация
контента и дизайна под собственные вкусы потребителя [12].
Сегодня очень важно вовлекать аудиторию в процесс активного влияния на контент СМИ, так как конкуренция за внимание потребителя среди разных СМИ сильно выросла. «Технологически модифицированный благодаря возможностям Интернета журналистский текст нацеливает автора на точное прогнозирование действий читателя, но также и ориентирует читателя на поиск дополнительной информации». В свою очередь, это повышает инициативность аудитории, тем самым формируя «диалогически ориентированную информационную культуру» [6. С. 29]. Необходимо дать пользователям возможность «не только прочитать, но и откликнуться, не только посмотреть, но и послать свое видео, не только задать вопрос, но и получить на него ответ и комментарии других заинтересованных в обсуждении людей. Именно так рождается новое качество журналистики, резонирующей со средой [10. С.9].
Следовательно, такое масштабное явление, как интернет-журналистика, не может не трансформировать журналистику в целом, видоизменяя сам стиль работы с массовой информацией [8].
Человек современного общества формируется в сверхнасыщенном информационном пространстве. «СМИ стали аудиовизуальной окружающей средой, с которой мы непрестанно и автоматически взаимодействуем. Это почти постоянно присутствующий фон, ткань нашей жизни», — считает социолог М. Ка-стельс [9. С. 320]. Е. Л. Вартанова в статье «О современном понимании СМИ и журналистики» говорит о появлении человека медийного, «поскольку и процесс принятия решений большинством людей, и само существование их в значительной степени определяется СМИ» [1].
Как справедливо замечают исследователи, «массмедиа формируют, типизируют и синхронизируют массовые представления об устройстве мира» [13]. Известно, что с помощью выбора тем, содержания, способа и формы подачи информации, массмедиа конструируют определенный образ действительности и задают массовой аудитории фреймы восприятия ее различных аспектов.
Реализуя информационную функцию, СМИ выполняют и функцию формирования повестки дня. Под информационной повесткой дня мы будем понимать «совокупность обсуждаемых в интернет-издании тем и информа-
ционных поводов, создающих медиакартину социальной реальности и определяющих для аудитории их приоритетность и значимость на данный момент времени» [4. С. 64].
Исследователь социологии интернет-СМИ И. Д. Фомичева считает, что процесс формирования информационной повестки дня в Интернете затрудняется. Она выделяет следующие причины: во-первых, колоссальный рост количества ресурсов (диверсификация), среди которых каждый пользователь может выбирать тот, что сочтет нужным. Во-вторых, присущая возможность быстрого обновления контента вплоть до режима реального времени. В-третьих, возможность для каждого пользователя определять свой маршрут, что способствует дроблению, де-массификации аудитории [21. С. 24].
Виртуальная среда устроена в высшей степени мозаично, а не иерархично. Она принципиально множественна и требует от пользователя постоянного переключения на различные банки данных, отчего целостность мировосприятия у современного человека нарушается. И именно данная черта становится господствующей и предопределяющей сам характер восприятия и ориентации в мире [15]. Эта «блип-культура», по определению Э. Тоффлера [19. С. 277], трансформирует и самого человека. «В условиях неопределенности и асимметричности подобной коммуникации <...> современный человек пытается совладать с чрезмерной смысловой избыточностью коммуникации в современном мире» [15]. Ответственность за «расщепление» сознания человека французский исследователь А. Моль возлагает и на деятельность СМИ, которую дисквалифицирует книге «Социодинамика культуры» [16. С. 44].
Однако для журналистики, которая стремится целостно отобразить «картину» жизни, чрезвычайно важным качеством является комплексность («сочетание») публикаций. «Качество комплексности обязывает журналистов видеть любое свое произведение в системе материалов, готовить его как относительно самостоятельный фрагмент целого, уметь представить полную картину через разнообразие (тематическое, проблемное, жанровое и т.д.)» [17. С. 289-290]. Исследователи называют это качество одним из структурообразующих в системе массмедиа, поскольку «в результате «потребления» предлагаемой журналистской информации в сознании аудитории формируются определенный образ мира, система установок, направленность воли [17. С. 280].
В традиционных СМИ наиболее полно оно выражается в создании системы рубрик, которые «позволяют сформировать основу содержательно-тематической модели издания, определить важнейшие тематические направления его публикаций» [5], и поддерживается периодичностью выхода материалов, которая помогает аудитории ориентироваться в потоке информации во времени и в пространстве, то в Сеть же каждый выходит в удобное для себя время. Поэтому для удобства ориентирования аудитории в массиве информации разных интернет-СМИ созданы многочисленные возможности. «Технологии Интернета позволяют конструировать информационные сайты с весьма подвижной рубрикацией и самостоятельно существующими разделами (страницами), то периодичность, или установленная регулярность в обновлении контента может в каждом разделе или в каждой рубрике осуществляться автономно, по собственным дедлайнам. В собственном временном режиме могут существовать и отдельные темы, и материалы» [12].
Еще одной формой организации информации в интернет-СМИ является ведение специального информационного проекта, который реализуется на базе информационного сайта.
Теоретических работ по исследованию медийных проектов нет, как и нет единого общепринятого определения понятия «проект» [2. С. 11]. До недавнего времени в отечественной практике термин «проект» обычно использовался преимущественно в технической сфере и с ним связывалось представление о совокупности документации по созданию каких-либо сооружений или зданий
Сегодня многие исследователи сходятся во мнении, что проект - это «совокупность задач или мероприятий, связанных с достижением запланированной цели, которая обычно имеет уникальный и неповторяющийся характер» [14]. Именно этим определением мы будем пользоваться при выведении понятия «Специальный информационный проект в СМИ».
Многообразие проектов чрезвычайно велико. В качестве оснований для классификации исследователи берут сферу деятельности, в которой осуществляется проект, предметная область проекта, масштаб и длительность. К числу наиболее важных признаков относятся следующие [14]:
• признак изменений. Этот признак является наиболее важной характеристикой проекта, так как его осуществление всегда несет в
себе изменения предметной области, в которой он реализуется;
• признак ограниченной во времени цели и продолжительности проекта;
• признак «неповторимости» и «новизны»;
• признак «разграничения». Каждый проект имеет четко определенные рамки своей предметной области и должен быть отделен от других проектов или предприятий, не носящих характер проекта.
Применяя к СМИ модель управления проектами из теории менеджмента и учитывая все особенности функционирования массмедиа, можно предположить, что:
Специальный проект в СМИ - это комплекс информационных продуктов разных жанров и мероприятий, посвященных одной теме, конструирующих или решающих определенную проблему, оказывающих воздействие на конкретную целевую аудиторию для достижения запланированной цели.
Инициатором специального проекта в общественно-политическом СМИ выступает само средство массовой информации, однако им может быть практически любая общественная организация или конкретный человек. Будущим владельцем и пользователем результатов проекта - заказчиком - станет непосредственно аудитория данного СМИ. Как считают исследователи, фактор определения социального адреса при создании медийного проекта в интернет-СМИ не менее важен, чем знание аудиторных характеристик для целого средства массовой информации» [12]. «Он предполагает определенные периодичность обновления информации, характер передаваемой информации, зоны информационного внимания, объемы и форматы материалов, а также язык общения со своей аудиторией и условия ее доступа к контенту» [12]. Команда проекта - редакция или какая-то ее часть. Спецпроект, реализующийся на базе СМИ, может сопровождаться мероприятиями, задача которых соответствуют главной цели проекта.
Для классификации медийных проектов мы берем принцип выбора объекта для освещения и формы реализации. Таким образом, с точки зрения содержания спецпроекты могут быть:
Информационными, т.е. в их основе лежит определенный информационный повод. Им может быть значимое для всего социума или его части событие (например, проект Lenta.ru «Сочи» по освещению хода олимпиады http:// sochi.lenta.ru), а также юбилей какой-либо даты
(например, спецпроект ИА «РИА-Новости» «Титаник» к 100-летию гибели одноименного парохода http://ria.ru/titanic).
Тематическими, т.е. в их основе - определенная идея или проблема, выдвинутая и конструируемая редакцией. Примеры - проект ИА «Росбалт» «Петербургский авангард» о молодых деятелях культуры северной столицы. (http://www.rosbalt.ru/avangard), проект портала «Православие и мир» «Неинвалид.ру», посвященный проблемам инвалидности (http:// neinvalid.ru).
С точки зрения формы спецпроект в интернет-СМИ может быть реализован как рубрика, т.е. при помощи серийной подачи материалов. Так организованы проекты «Рэп на районе» (66.ru/news/exclusive/rap), «Образование без границ. Реальные истории о том, как уральцы живут и учатся за рубежом» (66. ru/news/exclusive/education) на сайте 66.ru (Современный портал Екатеринбурга), проекты «Будущее образования» (therunet.com/special_ projects/future_education), «Уроки географии» (therunet.com/special_projects/geo, «Леди Рунета» (therunet.com/special_projects/lady) на сайтеTherunet.com.
Популярной формой реализации спецпроекта в российских интернет-СМИ становится интерактивный мультимедийный лонгрид, начало которому положил знаменитый «Snowfall» от NewYorkTimes, перевернувший подход к выстраиванию длинных текстов в интернете.
Так, в 2013 году издание «Lenta.ru» представило спецпроект «Конец Советов. 20 лет», посвященный двадцатилетию Конституции РФ. В 2014 году ИД «Коммерсантъ» опубликовал мультимедийный лонгрид «Земля отчуждения» о современной жизни Чернобыля и его окрестностей спустя 28 лет после аварии.
Для иллюстрации данной статьи мы проанализируем два спецпроекта, реализованных в формате мультимедийного лонгрида - такой вид подачи информации становится одним из самых популярных в современных интернет-СМИ.
К 10-летию трагедии в Северной Осетии «Газета^ш» и «АиФ.ги» запустили спецпроекты «Беслан. 10 лет» (www.gazeta.ru/social/ beslan) и «Ад Беслана. Взгляд изнутри» (beslan. aif.ru). Журналисты обоих редакций обратились к форме воспоминаний выживших заложников и участников операции по их освобождению, так как эта форма наиболее успешно передает эмоциональное состояние героев.
В качестве классификационных параметров возьмем следующие:
• Тип проекта по территориальному принципу (федеральный/ региональный/ городской)
• По принципу выбора объекта (тематический/ информационный)
• По форме реализации (рубричный/ мультимедийный)
• По целевой аудитории
• Используемые жанры
• Формы обратной связи
• Наличие мультимедийных элементов
• Цель проекта.
Спецпроект «Ад Беслана. Взгляд изнутри» - информационный. Он посвящен десятилетию трагедии в Беслане, произошедшей в сентябре 2004 года. Проект построен на воспоминаниях очевидцев - тех людей, которые десять лет назад были заложниками террористов в школе №1 Беслана. С точки зрения формы, проект «Ад Беслана. Взгляд изнутри» — интерактивный мультимедийный лонгрид, состоящий из пяти тематических блоков, название которых показывает время и дату действия и его содержание: «1.09.2004. Линейка», «1.09.2004. Захват», «1.09.2004. Неизвестность», «2.09.2004. Жажда», «3.09.2004. Развязка», каждый из которых представляет собой хронологический рассказ бывших заложников о развитии ситуации в бесланской школе.
Героями проекта стали люди разного возраста и социального статуса: девятиклассница, мать двух школьниц, отец двух мальчиков и мать еще одного ученика. Выбор героев неслучаен: авторы проекта хотели показать разный взгляд на событие, разное его восприятие, что позволяет воссоздать интересную, максимально полную и эмоционально насыщенную картину теракта. Такой прием не только развивает драматургию проекта, но и создает его уникальность - личные, интимные воспоминания очевидцев трагедии позволяют читателю проекта увидеть изнутри, что происходило в стенах захваченной с 1 по 3 сентября 2004 года школы.
Проект начинается роликом с видеообзором Беслана сегодня: ветер, серость, машины. Завершающий кадр - памятник погибшим и пофамильные списки. Далее начинается основная часть проекта.
Навигация по ее содержанию, в виде линейки появляющаяся при наведении курсора на стрелку в верхней части экрана в любой месте проекта, открывает кнопки-гиперссылки на не-
обходимую главу и позволяет пользователю в любое время менять части.
Как и в любом лонгриде основу данного проекта составляет тестовая часть, которую дополняет визуальный ряд. В проекте «Ад Беслана» он не является самостоятельным элементом, а лишь иллюстрирует воспоминания очевидцев трагедии, которые настолько эмоциональны и представляют полную картину происходящего, что не нуждаются в синхронном иллюстрировании: здесь есть риск перенасыщения эмоционального фона. Мультимедийные элементы в данном проекте служат неким подтверждением текстовой части.
Единственным разом, когда авторы вверстали полноценный фоторепортаж в текстовый блок, стала иллюстрация последней части проекта «Развязка» — сюда помещен коллаж из фотографий операции по освобождению заложников. При наведении курсора каждая из них увеличивается, позволяя подробнее рассмотреть иллюстрацию.
Но иллюстративный ряд в данном проекте состоит не только из фотографий с места трагедии, но и рисунков-воспоминаний выживших школьников, которые также выступают в качестве сильного психологического свидетельства, отражающего детские представления о терроризме, жертвами которого и стали ребята.
Рядом с рассказом одного из заложников о том, как ему удалось обезвредить взрывное устройство, авторы проекта поместили еще один мультимедийный элемент - аудиозапись этого рассказа, которая передает особенности речи говорящего, его эмоциональный настрой. Заснятый на скрытую камеру эпизод, когда одна из женщин - героинь проекта - просит террористов уникален и как исторические свидетельство Бесланской трагедии, и как глубокая по драматургии сцена столкновения двух культур, двух мировоззрений.
Каждый тематический блок завершает фотография, на которой белым шрифтом высвечивается какой-либо самый яркий фрагмент речи героев, являющийся квинтэссенцией всего рассказа.
Еще один мультимедийный элемент, построенный на flash-технологиях, - план школы, на котором при прокручивании страницы вниз появляются новые обозначения. Такой интерактивный формат также является способом удержания внимания читателя и вовлечения его в действие.
Завершается спецпроект сведениями об итогах теракта, но это не простое перечисление данных: авторы сначала говорят о потерях героев проекта (так, у двух рассказчиц погибли мать и дочь), а потом приводят общую статистику. Этот прием, известный как метод индукции (от частного к общему), в данном случае играет роль перехода от личной истории к общеизвестным фактам, тем самым формируя у читателей точное и полное представление о численных последствиях теракта. Но здесь важен и другой аспект: сопоставление в одном блоке общей статистики о количестве погибших и информации о потере конкретной семьи, с которой читатели познакомились во время чтения материалов проекта, позволяет представить масштаб трагедии не только в количественном плане. Спустя десять лет после теракта очень важно показать жителям страны (так как этот проект по масштабу распространения рассчитан на аудиторию в пределах всей федерации) чувства его свидетелей, чтобы вспомнить и приобщиться к трагедии соотечественников.
Если в проекте АиФ материал разбивается на части по принципу освещения ключевых этапов теракта, и деление строится как в драматургическом произведении: завязка, развитие действия, кульминация, развязка, то в основе структуры проекта «Газеты.гц» — чередование воспоминаний бывших заложников и справочной информации или репортажных и очерковых зарисовок, отражающих современную жизнь Беслана. Внедрение их в канву повествования позволяет абстрагироваться от эмоциональных рассказов бывших заложников и посмотреть на событие с другого ракурса, составить наиболее полную картину произошедшего.
В итоге концепция проекта строится на чередовании истории о прошлом и истории настоящего, образуя причинно-следственную связь и позволяя читателям проекта создавать наиболее полную картину теракта в школе Беслана и его мировоззренческих, политических, социальных и культурологических последствий.
Каждая часть, содержащая воспоминания заложников, разделена на две колонки: в левой идет почасовая хроника о ходе события, а также различные архивные фотографии: план первого этажа школы, снимок записки, переданной террористами через заложницу, фотография следов от пуль на школьной стене и другие. В правой колонке, которая в два раза шире левой, дается досье человека, делящего-
ся воспоминаниями, видеозапись интервью с ним на фоне разрушенной школы и расшифровка, которую читатель может продолжить читать или закрыть в зависимости от своего усмотрения. При этом каждую историю можно посмотреть в формате PDF. И здесь мы видим воплощение одного из ключевых принципов функционирования Интернет-СМИ - принципа интерактивности.
В начале проекта авторы представляют справку о том, как развивался чеченский конфликт, тем самым предваряя историю. После этого читатель знакомится с историями трех девушек - бывших заложниц. Все истории содержательно схожи: они представляют детский взгляд на развитие теракта, но также выполняют важную функцию - дают другой взгляд на террористов, показывают и их трагедию. Так, одна из девушек вспоминает: «Ходов был из боевиков самый жестокий, самый ужасный. С нами же нет. Он нас подышать пустил. На третий день мама его спросила, можно посидеть на лестнице подышать - в спортзале дышать было нечем. И он нас пустил на лестницу. Еще я очень хорошо запомнила глаза шахидки. Я помню, я посмотрела в них, и они мне показались... ну, знаешь, просто несчастная такая девушка, которая сама не понимает, как она тут оказалась. У некоторых были такие глаза, будто они наслаждались этим. А у некоторых были глаза, будто они не понимали, как так» [3].
Далее авторы вставляют блок с информацией о «Городе Ангелов» - кладбище, на котором похоронены жертвы теракта в школе №1. Рассказ строится вокруг истории двух семьей - смотрителя кладбища, похоронившего после теракта 15-летнюю дочь Марианну, и семьи Тотиевых, шесть детей в которой погибли. Это опять же создает эмоциональный фон, не дает тексту стать сухой констатацией фактов, а знакомит читателей с информацией через человеческие истории. В этом блоке мы встречаем новый формат мультимедийного материала - панораму кладбища, которая позволяет увидеть весь масштаб жертв.
Во всем проекте рассказы некоторых героев представлены не в форме монолога, а в форме интервью. Видимо, такой ход предопределен возможностью/невозможностью составить полученную информацию в единый, связный текст, а также специфичной особенностью интервью - отражением четко выраженной логики беседы и цели автора по раскрытию личности героя и поставленной проблемы.
Второй блок воспоминаний состоит из двух интервью. В левой колонке также продолжается хроника второго сентября. Первая героиня этой части - учитель истории бесланской школы. Интервью с ней начинается с рассказа о жизни школы после теракта: так, например, в школе организован Зал памяти, где находятся портреты всех погибших, в том числе спецназовцев. Однако центральная тема этой части интервью - разрушение школы.
Постановка этой проблемы — новый поворот в бесланской теме. До этого проекта в СМИ почти не упоминалось состояние школы. Здесь же читатели проекта видят еще один ракурс развития темы: помимо простого представления воспоминаний, авторы проекта делают попытку осмыслить причины такого количества жертв.
Первую версию озвучивает учитель истории: «Мне кажется, если бы штурм был раньше, а не по результатам взрывов, когда уже народ побежал, столько жертв не было бы. Надо было нашему спецназу дать делать то, что они умеют. И у заложников были бы силы бежать. Третьего числа у нас уже не было сил, была одна мысль: только бы это скорее кончилось, как угодно», и в итоге размышления выходят на очевидный философский уровень: «И сейчас мы должны хорошо помнить: как только мы начинаем забывать, мы сразу же получаем следующий теракт. Может быть, не с таким количеством погибших, но не менее кровавый. Вот почему нужно помнить» [3].
Вторая героиня этой части - глава комитета «Матери Беслана», рассказывающая об истории создания и деятельности организации и задающаяся тем же вопросом, что и авторы проекта: «Как такое могло случиться, что они подготовили школу, прошли, проехали, всех обвели вокруг пальца, и никто их не заметил?» [3]. По мнению героини, расследование теракта «спустили на тормозах», и все структуры знали о нападении, но не сработали: «Ошибки в применении танков, огнеметов и гранатометов для спасения заложников - я считаю, что это преступление. И за это преступление никто не наказан» [3].
Чтобы показать разные стороны конфликта, авторы дают и точку зрения другой стороны — интервью бывшего советника президента по Северному Кавказу, а сейчас - президента Всероссийской общественной организации «Ассоциация работников правоохранительных органов и спецслужб Российской Федерации», объясняющего, по каким причинам ведение
переговоров с террористами было невозможным и как хаос среди населения мешал работе спецслужб.
Третий блок справочной информации -официальный ответ Следственного Комитета РФ на запрос авторов проекта на ознакомление с материалами уголовного дела по Беслану и предоставление информации о ходе расследования: почему до сих пор не закрыто расследование, что остается выяснить следователям, кто ведет дело, есть ли возможность поговорить со следователем. «Через месяц ежедневных звонков и переговоров пресс-служба СК предоставила лаконичный ответ о том, что по данному уголовному делу продолжаются следственные действия, направленные на установление организаторов и участников нападения». Дан скрин-шот этого ответа, а также размещены результаты расследования правительственной комиссии под руководством вице-спикера Совета Федерации Александра Торшина. Авторы проекта вновь руководствуются желаниями и потребностями читателей: текст с результатами можно почитать подробнее, но для экономии времени авторы дают краткие итоги этого расследования.
Обе колонки третье части (хроника и воспоминания) посвящены процессу штурма школы 3 сентября. О подробностях операции по освобождению заложников рассказывает начальник Северо-Осетинского поисково-спасательного отряда МЧС России, на момент трагедии - начальник Владикавказского поисково-спасательного подразделения МЧС и полковник, герой России, офицер Управления «В» («Вымпел») Центра специального назначения ФСБ России.
Два этих рассказа представляют другую точку зрения по возможности/невозможности более раннего проведения операции по освобождению, использования в ней танков и прочей боевой техники. Это взгляд самих спасателей: не менее эмоциональный, чем воспоминания бывших заложников.
На этом блоки с воспоминаниями и хронологией событий заканчиваются. Заключительная часть этого проекта имеет репортажные элементы: автор описывает последний день своего пребывания в Беслане, цитирует разговор с таксистом, который десять лет назад тоже потерял сыновей, а также резюмирует истории каждого из героев проекта, приводит статистику о жертвах теракта и завершает проект такими словами: «Здесь нет общего мнения о том,
что конкретно произошло с 1 по 3 сентября 2004 года в школе №1. Расследование так до сих пор не завершено, и в деле слишком много белых пятен. Но каждый из этих людей как может стремится к правде, и все они сходятся в одном: забывать Беслан нельзя. Трагедия не должна пройти бесследно» [3].
Таким образом, мы видим, что авторы проекта «Газеты.гц» провели читателей по такому пути: сначала познакомили с выросшими детьми - бывшими заложниками, которые рассказали о развитии событий в течение всех трех дней, затем от информационного ракурса освещения перешли в аналитический.
Если весь проект газеты «Аргументы и факты» - это воплощение литературного приема отражения жизни человека на фоне исторических действий, и за рамки хронологического рассказа о жизни бесланской школы в течение трех первых дней сентября 2004 года авторы проекта не выходят, ограничиваясь только комплексом воспоминаний бывших заложников, то проект «Газеты.гц» выходит на уровень осмысления этой трагедии.
Формально оставаясь в рамках жанра воспоминаний, через своих героев авторы проекта «Беслан» поднимают глобальные проблемы: кто виноват в этой трагедии, можно ли было избежать таких жертв, почему не проведено тщательное расследование теракта. Спустя десять лет после захвата школы, очень важно не просто написать о людях, переживших эту трагедию, как поступили многие СМИ, а дать оценку и анализ или, по крайней мере, сделать попытку к этому.
С точки зрения цветового оформления, оба проекта о десятилетии бесланской трагедии выдержаны в серых тонах. В проекте «АиФ» фотографии рассказчиков опубликованы в черно-белом стиле, в то время как фотографии события и детские рисунки даны в цвете. Такой же подход к иллюстрированию материала, за исключением цветных фотографий героев, наблюдается и в проекте «Газеты.гц». С одной стороны, такой контраст позволяет удерживать внимание читателей проекта, с другой - создает концептуальное единство, которое проявляется и на уровне дизайна и расставляет содержательные акценты.
В проекте «Газеты.гц» воспоминания героев и хроника даются белым шрифтом на черном фоне, справочная информация оформлена на сером фоне черным шрифтом. Таким образом, мы видим, что идея чередования времен во-
площается и на уровне дизайна. Проект «АиФ» оформлен в более выдержанном стиле: фон здесь всегда серый.
Таким образом, мы видим, что специальный проект в интернет-СМИ создает единую информационную платформу по определенной теме или проблеме, что снимает проблему демассификации аудитории и ассинхронности получения ею информации.
Конечно, это явление свойственно не только интернет-СМИ. Однако, на наш взгляд, данная среда более перспективна для их развития и продвижения.
Помимо удобной формы для комплексной подачи информации, спецпроекты в интернет-СМИ выступают площадкой для использования разных мультимедийных технологий, облегчающих аудитории восприятие и усвоение информации, а формы обратной связи (оценка материала на «1-2-3-4-5», голосование, возможность задать вопрос, прокомментировать материал и др.) позволяют максимально эффективно реализовать принцип интерактивности, а значит, лучше понять потребности и интересы читателей, скорректировать тематику и формы подачи материалов, что способствует установлению культуры понимания во взаимоотношениях журналистов с аудиторией.
К сожалению, с точки зрения обратной связи, аудитория не активно откликнулась на проанализированные нами в данной статье спецпроекты в социальных сетях. Поделились ссылкой на проект «АиФ» во «ВКонтакте» только 13 человек, в «Facebook'e» - 96 репостов, в «Twitter'e» — 89. Репостов в других социальных сетях нет, как и возможностей для комментирования проекта, так как этого не предполагает его верстка. Ссылкой на проект «Газеты.гц» можно поделиться в таких соцсетях как «ВКон-такте», «Facebook» и «Twitter», но просмотреть данные о количестве репостов невозможно, как и оставить комментарий на сайте. И в этом есть доля недоработки мультимедийных лонгридов, но этот формат только начинает развиваться в российской медиасфере, поэтому с уверенностью можно сказать, что его ждут дальнейшие технологические новшества.
Тем не менее, подобные спецпроекты в интернет-СМИ позволяют актуализировать ключевые проблемы современности, транслировать их понимание журналистами, отследить гражданскую позицию аудитории и попытаться найти стратегии для взаимопонимания различных групп социума.
Список литературы
1. Вартанова, Е. Л. О современном понимании СМИ и журналистики [Электронный ресурс] / Е. Л. Вартанова. - URL : http://www. mediascope.ru/old/node/521.
2. Воропаев, В. И. Управление проектами в России [Текст] / В. И. Воропаев. - М. : Аланс, 1995. - 225 с.
3. Газета.ги [Электронный ресурс] : Бес-лан. 10 лет. - URL : http://www.gazeta.ru/social/ beslan/ (дата обращения: 29.04.2014).
4. Градюшко, А. А. Основы Интернет-журналистики [Текст] : учеб.-метод. комплекс для студентов / А. А. Градюшко. — Минск : БГУ, 2012. - 152 с.
5. Гуревич, С. М. Газета: вчера, сегодня, завтра [Электронный ресурс] / С. М. Гуревич. - URL : http://www.textfighter.org/text10/05_ rubriki_gazete_rubrik_12.php (дата обращения: 10.02.2014).
6. Зиновьев, И. В. Диалогизм М. М. Бахтина и современная теория журналистики [Текст] / И. В. Зиновьев // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. — 2012. — №2 (101). — С. 24-31.
7. Ионин, Л. Г. Социология в обществе знаний [Текст] : от эпохи модерна к информационному обществу / Л. Г. Ионин. — М. : Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2007. - 431 с.
8. Калмыков, А. А. Интернет-журналистика [Электронный ресурс] : учеб. пособие / А. А. Калмыков, Л. А. Коханова. - URL : http:// evartist.narod.ru/text16/022.htm. (дата обращения: 15.03.2014).
9. Кастельс, М. Информационная эпоха [Текст] : экономика, общество и культура : пер. с англ. / М. Кастельс. — М. : ГУ-ВШЭ, 2000. - 606 с.
10. Качкаева, А. Г. Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные [Текст] / А. Г. Качка-ева. - М. : Аспект Пресс, 2010. - 200 с.
11.Корконосенко, С. Г. Основы журналистики [Текст] : учеб. для вузов / С.Г. Корконо-сенко. — М.: Аспект Пресс, 2001. — 287 с.
12.Лукина, М. М. СМИ в пространстве Интернета [Электронный ресурс] : учеб. пособие / М. М. Лукина, И. Д. Фомичева. - URL : http:// evartist.narod.ru/text19/034.htm#з_01_05 (дата обращения: 18.04.2014).
13.Лысак, И. В. СМИ как средство конструирования социальной реальности в современном мире [Электронный ресурс] / И. В. Лысак. -URL : www.gramota.net/materials/1/2009/7-1/31. html (дата обращения: 20.01.2014).
14.Мескон, М. Основы менеджмента [Электронный ресурс] : пер. с англ. / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - URL : http://www. bibliotekar.ru/biznes-43-2/index.htm (дата обращения: 10.03.2014).
15.Михайлов, В. А. Особенности развития информационно-коммуникативной среды современного общества [Электронный ресурс] / В. А. Михайлов, С. В. Михайлова. - URL : http://www.russcomm.ru/rca_biblio/m/mihaylov-mihaylov.shtml (дата обращения: 20.03.2014).
16.Моль, Абраам. Социодинамика культуры [Текст] : пер. с франц. / Абраам Моль. — М.: Прогресс, 1973. - 406 с.
17.Прохоров, Е. П. Введение в теорию журналистики [Текст] : учеб. для студентов вузов / Е. П. Прохоров. - 7-е изд., испр. и доп. — М. : Аспект Пресс, 2009. - 368 с.
18.Сухов, П. В. Интернет-СМИ Рунета [Электронный ресурс] : системные характеристики : автореф. дис. ... канд. филол. наук : 10.01.10 / Сухов Павел Викторович. — URL: http://www.dissercat.com/content/internet-smi-runeta-sistemnye-kharakteristiki (дата обращения: 10.04.2014).
19.Тоффлер, Э. Третья волна [Текст] : пер. с англ. / Элвин Тоффлер. — М.: 1999. - 784 с.
20.Фихтелиус, Э. Новости. Сложное искусство работы с информацией [Текст] : пер. со швед. / Э. Фихтелиус. - М. : МедиаМир, 2008. - 200 с.
21.Фомичева, И. Д. Социология СМИ [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / И. Д. Фомичева. — М. : Аспект Пресс, 2007. — 335 с.
Прохорова Надежда Владимировна, студентка 4-го факультета журналистики Челябинского государственного университета.
nadezhda.hope .prokhorova@gmail. com
References
1. Vartanova, E. L. (2010) "O sovremennom ponimanii SMI i zhurnalistiki" [=About the modern understanding of media and journalism], in: Mediascope [=Mediascope], available at: http://www.me-
diascope.ru/old/node/521, accessed 15.02.2015 (in Russ.).
2. Voropaev, V. I. (1995) Upravlenieproektami v Rossii [=Project management in Russia], Alans, Moscow, 225 p. (in Russ.).
3. Gazeta.ru. "Beslan. 10 let" [=Gazeta.ru : Beslan. 10 let], in: Gazeta.ru [=Gazeta.ru], available at: http://www.gazeta.ru/social/beslan/, accessed 15.02.2015 (in Russ.).
4. Gradjushko, A. A. (2012) Osnovy Internet-zhumalistiki: ucheb.-metod. kompleks dlja studentov [=Basics of online journalism: training.-method. complex for students], BGU, Minsk, 152 p. (in Russ.).
5. Gurevich, S. M. Gazeta: vchera, segodnja, zavtra [=A newspaper: yesterday, today, tomorrow], in: Pishi i prodavaj! [=Write and sell!], available at: http://www.textfighter.org/text10/05_rubri-ki_gazete_rubrik_12.php, accessed 15.02.2015 (in Russ.).
6. Zinov'ev, I. V. (2012) "Dialogizm M. M. Bahtina i sovremennaja teorija zhurnalistiki" [=M. M. Bakhtin's dialogism and the modern theory of journalism], in: Izvestija Ural'skogo federal'nogo universiteta [=News of the Ural Federal University], 2, pp. 24-31 (in Russ.).
7. Ionin, L. G. (2007) Sociologija v obshhestve znanij: ot jepohi moderna k informacionnomu obshhestvu [=A sociology in the knowledge society : from art Nouveau to the information society], Izdatel'skij dom GU-HSU, Moscow, 431 p. (in Russ.).
8. Kalmykov, A. A. and Kohanova, L. A. (2005) Internet-zhurnalistika [=Internet journalism], in: Evartist [=Evartist], available at: http://evartist.narod.ru/text16/022.htm, accessed 15.02.2015 (in Russ.).
9. Kastel's, M. (2000) Informacionnaja jepoha : jekonomika, obshhestvo i kul'tura [=The Information age : an economy, a society and a culture], Izdatel'skij dom GU-HSU, Moscow, 606 p. (in Russ.).
10. Kachkaeva A.G., Kirija I.V., Kolomeec K.G., Loseva N.G., Silant'eva O.M., Telen' L.O., Ti-homirova T.B. and Filimonov M.G. (2010) Zhurnalistika i konvergencija: pochemu i kak tradicionnye SMI prevrashhajutsja v mul'timedijnye [=A journalism and a convergence: why and how traditional media are turning into multimedia], Aspekt Press, Moscow, 200 p. (in Russ.).
11. Korkonosenko, S. G. (2010) Osnovy zhurnalistiki: ucheb. dlja vuzov [=Fundamentals of journalism: the textbook for universities], Aspekt Press, Moscow, 287 p. (in Russ.).
12. Lukina, M. M. and Fomicheva, I. D. (2005) SMIv prostranstve Interneta: ucheb. posobie [=Me-dia in the Internet space: the textbook. manual], in: Evartist [=Evartist], available at: http://evartist. narod.ru/text19/034.htm#3_01_05, accessed 15.02.2015 (in Russ.).
13. Lysak, I. V. (2009) "SMI kak sredstvo konstruirovanija social'noj real'nosti v sovremennom mire" [=Media as a means of constructing social reality in the modern world], in: Al'manah sovremen-noj nauki i obrazovanija [=Almanac of modern science and education], 7, pp. 92-93 (in Russ.).
14. Meskon, M., Al'bert, M. and Hedouri, F. (1998) Osnovy menedzhmenta [=Fundamentals of management], in: Bibliotekar'.ru [=A librarian.ru], available at: http://www.bibliotekar.ru/biznes-43-2/ index.htm, accessed 15.02.2015 (in Russ.).
15. Mihajlov, V. A. and Mihajlova, C.B. (2004) "Osobennosti razvitija informacionno-kommuni-kativnoj sredy sovremennogo obshhestva" [=Features of development of information-communication environment of modern society], in: Aktual'nye problemy teorii kommunikacii [=Actual problems of the theory of communication], available at: http://www.russcomm.ru/rca_biblio/rn/mihaylov-mihaylov. shtml, accessed 15.02.2015 (in Russ.).
16. Mol', A. (1973) Sociodinamika kul'tury [=A sociodynamic of culture], Progress, Moscow, 406 p. (in Russ.).
17. Prohorov, E. P. (2009) Vvedenie v teoriju zhurnalistiki: ucheb. dlja studentov vuzov ^Introduction to the theory of journalism: the textbook. for students], 7th edition, Aspekt Press, Moscow, 368 p. (in Russ.).
18. Suhov, P. V. (2005) Internet-SMIRuneta [=Internet media of Runet]: dis. ... kand. filol. nauk, in: disserCat [=disserCat], available at: available at: http://www.dissercat.com/content/internet-smi-runeta-sistemnye-kharakteristiki, accessed 15.02.2015 (in Russ.).
19. Toffler, Je. (1999) Tret'ja volna [=The third wave], Moscow (in Russ.).
20. Fihtelius, Je. (2008) Novosti. Slozhnoe iskusstvo raboty s informaciej [=News. Complex art of working with information], MediaMir, Moscow, 200 p. (in Russ.).
21. Fomicheva, I. D. (2007) Sociologija SMI: ucheb. posobie dlja studentov vuzov [=A sociology of media: the textbook. a manual for students], Aspekt Press, Moscow, 335 p. (in Russ.).