Научная статья на тему 'Феномен сознания Живой этики в творчестве Н. К. Рериха'

Феномен сознания Живой этики в творчестве Н. К. Рериха Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
127
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЗНАНИЕ / ЖИВАЯ ЭТИКА / НРАВСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ / ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Евсеева Л.В.

Категория сознания является центральным понятием в работах великого русского ученого Н. К. Рериха, представителя отечественного духовного ренессанса. Живая Этика Рериха по аналогии с «этикой заботы» имеет особую природу утонченного сознания, что стимулирует духовный рост человеческой индивидуальности. Открытость, всесторонность, развитое самосознание основные критерии Живой Этики, онтологический стержень нравственного идеала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Феномен сознания Живой этики в творчестве Н. К. Рериха»

2 2 "Культурная жизнь Юга России " М 2 (27), 2008

Культура и общество. Философия

Л. В. ЕВСЕЕВА

ФЕНОМЕН СОЗНАНИЯ ЖИВОЙ ЭТИКИ В ТВОРЧЕСТВЕ Н. К. РЕРИХА

Категория сознания является центральным понятием в работах великого русского ученого Н. К. Рериха, представителя отечественного духовного ренессанса. Живая Этика Рериха по аналогии с «этикой заботы» имеет особую природу утонченного сознания, что стимулирует духовный рост человеческой индивидуальности. Открытость, всесторонность, развитое самосознание - основные критерии Живой Этики, онтологический стержень нравственного идеала.

Ключевые слова: сознание, Живая Этика, нравственный идеал, человеческая индивидуальность.

Всей своей жизнью и деятельностью выдающиеся представители Русского культурного ренессанса Н. К. и Е. И. Рерихи утверждали заповедные и этические основы. Им принадлежит учение о Живой Этике, где одним из важнейших понятий является сознание.

Феномен сознания имеет психическую природу, вместе с тем сознание столь же материально (т. е. является физической силой во Вселенной), сколь и идеально. В Живой Этике утверждается, что сознание иерархично и существуют большие качественные различия между сознанием разных людей. Сознание таких выдающихся деятелей, как Н. К. и Е. И. Рерихи, B.C. Соловьев, В. И. Вернадский, П. А. Флоренский, П. Тейяр де Шарден, Шри Ауробиндо Гхош, является идеалом синтетических и утонченных сознаний, который еще не скоро может быть достигнут основной массой людей. «Признание эволюционной лестницы сознаний - это вовсе не унижение человека, а, напротив, стимул духовного роста человеческой индивидуальности. Низшее обозримо и обьяснимо сверху, а вот высшее снизу разглядеть и объяснить невозможно» (1). То, что невозможно и непонятно для ограниченного и «зашоренного» сознания, может быть вполне прозрачным и объяснимым для интеллектуально и духовно развитого исследователя. Зачастую гений, намного опережая свою эпоху, обнаруживает то, что станет нормой жизнедеятельности сознания лишь у его далеких потомков. К примеру, у нас нет никаких оснований не доверять Моцарту, который говорил, что слышит всю создаваемую им симфонию сразу и целиком и только потом записывает ее в виде соответствующего линейного нотного текста, или Марине Цветаевой, утверждавшей, что она не сочиняет стихи, а вынашивает их как живого ребенка, лишь вовремя дозволяя им выйти в мир в акте творческого усилия.

Учение о Живой Этике содержит несколько критериев.

1. Открытость сознания, воспринимающего мир без идеологических предрассудков и эгоистической зашоренности, способного бесконечно расти и обновляться, не замыкаясь в раковине сформировавшихся навыков, ценностных установок и достигнуто го уровня знания. Кстати, в самом мудром русском слове «сознание» при-

ставка со- как раз указывает на его принципиальную функцию - устанавливать горизонтальные связи с другими людьми.

2. Всесторонность развития познавательных способностей сознания (как рациональных, так и внерациональных) и дар творчески чувствовать себя, оперируя различными видами знания. В слове «сознание» есть прямая отсылка к знанию как естественной стихии бытия сознания.

3. Развитое самосознание - это навыки рефлексии над своей познавательной деятельностью, повседневными поступками и мотивами поведения. Без опыта самопознания, который никогда и никому не дается сразу от рождения, а кристаллизуется постепенно, по мере духовного роста личности, невозможна жизненная мудрость. Расширить и уточнить сознание означает одновременно погрузиться в глубины собственного «Я».

4. Наличие в сознании онтологического нравственного стержня, заключающего в себе, прежде всего, нравственные идеалы и святыни. Даже развитый интеллект не спасает от надлома и падения морально деонтологизированное сознание. Именно безнравственный рассудок оказывается сегодня самой страшной и разрушительной силой. Наличие же святынь и высоких идеалов, которым человек способен бескорыстно служить и ради которых он готов пожертвовать своим «эмпирическим Я», есть важнейший интегральный критерий развитого сознания. Именно святыни и идеалы предохраняют сознание от того, чтобы открытость не переросла во всеядность, в тот разрушительный нравственный плюрализм, когда все вроде бы равноправно, а на самом деле «все дозволено» - от кощунства над народными святынями до экспериментов с геномом человека. Моральный стержень не дает также стремлению к всесторонней реализации своих способностей превратиться в средство удовлетворения личной гордыни и творческого тщеславия.

5. Физической основой деятельности сознания человека нельзя считать только деятельность мозга. Несущими телесными основами сознания являются особые информационно-энергетические структуры - чакрамы (чакры), природа которых только-только начинает осознаваться и изучаться современной наукой. Особую роль в жизни сознания на всех его уровнях выполняет человеческое

№ 2 (27), 2008

"Культурная жизнь Юга России "

сердце. Сердце есть и главный орган познания, и носитель высшего «Я» личности. Обретение «разума сердца», или синтетического сердечного «чувствознания», - важнейшая эволюционная задача, стоящая сегодня перед человечеством, которое развило схематизирующий рассудок вопреки непосредственному разумному видению и эйдетическому ведению сердца (2).

Налицо фундаментальные совпадения в подходе к сознанию в Живой Этике и в русской религиозной философии - у В. С. Соловьева, С. Н. Трубецкого, П. А. Флоренского, С. Л. Франка, что должно стать самостоятельным предметом философского анализа.

Здесь возникают два принципиальных философских вопроса: 1) насколько взгляды Живой Этики подтверждаются современными научными исследованиями и 2) какие практические выводы из концепции сознания в Живой Этике могут быть сделаны в плане его дальнейшего научного изучения?

На первый вопрос ответим кратко: сегодня, говоря языком К. Маркса, накоплен «Монблан фактов», подтверждающих объективный онтологический статус явлений сознания, и сделаны серьезные шаги в плане обнаружения его тонких физических носителей. Впрочем, о специфической «физичности» явлений сознания говорили еще выдающиеся русские философы П. А. Флоренский и Н. О. Лосский. Сегодня в физике разворачивается мощный поиск структур сознания, несущих идеальное содержание, начиная с гипотезы физических торсионных полей и заканчивая биополями (3).

В настоящий момент для науки также становится все более ясной особая роль чакрамов, а тем более сердца в существовании и творчестве человеческой личности. Реальными признаются сегодня и различные парапсихологические феномены (телепатия, телекинез, проскопия и т. д.), которые становятся объектом непредвзятого и рационального научного изучения. Словом, философские идеи Живой Этики получают все большее эмпирическое подтверждение и конкретные научно-теоретические интерпретации.

Наконец, только «воля к нравственному совершенствованию и к исполнению долга спасает сознание от того, чтобы его благая склонность к самопознанию не выродилась в бесплодное самокопание и мелочное эгоистическое душевное кривлянье» (4). Живая Этика переводит проблему объективного подхода к сознанию из сугубо абстрактной в конкретную и важную для каждого практическую плоскость.

Н. К. Рерих определял культуру как почитание Света. «Культура есть любовь к человеку. Культура есть благоухание, сочетание жизни и Красоты. Культура есть синтез возвышенных и утонченных достижений. Культура есть оружие Света. Культура есть спасение. Культура есть двигатель. Культура есть сердце. Если соберем все определения Культуры, мы найдем синтез действенного Блага, очаг просвещения и созидательной Красоты» (5). Уровень культуры человека, на-

рода, страны в конечном счете решает их эволюционную судьбу, определяет их место в процессах совершенствования жизни. В Живой Этике вполне убедительно доказано, что именно культура является одним из важнейших устоев эволюции человечества. Эта идея пронизывала и художественное, и философское творчество Н. К. Рериха.

Если культура есть дух творческой деятельности человека, то цивилизация (или попросту обустройство жизни человека во всех ее материальных, гражданских аспектах) есть материя этой деятельности. Называя культуру «Садом Прекрасным», Рерих ставит в ней на первое место красоту как энергетический закон гармонии духа. «Осознание Красоты спасет мир», - повторил он с небольшой поправкой слова Достоевского. В этой формуле заключен практически весь смысл космической эволюции, которая идет от хаоса к порядку, от простого к сложному, от элементарной системы к красоте. «Красота как категория духа утончает материю жизни и энергетику человека. Культура как таковая не существует без творчества, ибо именно творчество и есть та энергетическая сердцевина, без которой самоорганизующаяся система духа не может продвигаться от простого к сложному, от плотного состояния к утонченному. Творчество роднит земного человека с Богом-творцом и указывает ему, человеку, тем самым эволюционный путь в звездных пространствах космоса» (6).

В истории человечества возникали и складывались различные типы цивилизаций. Их характер определялся в первую очередь уровнем взаимодействия с культурой, ибо сама цивилизация возникает в ее энергетическом поле. Этот процесс еще не изучен, так же как не осмыслен характер самой культуры. Полный отход цивилизации от культуры - особенность XX века, стоявшего на пороге новых эволюционных изменений в жизни планеты. Машинная, техногенная цивилизация перестает нуждаться в философии, истинном искусстве, религии в действительном смысле этого слова. Она подменяет культуру развлекательной индустрией, на базе которой возникает «массовая культура», призванная обслуживать материю общества, а отнюдь не питать его дух. Когда мы говорим, что человечество зашло в тупик, наводнив планету машинами, подчинив человека этой машине, нанеся непоправимые вред природе Земли, а соответственно и самому человеку, нам необходимо понять причину всего этого. Она состоит в расхождении культуры и цивилизации, в умалении культуры и вознесении материальной цивилизации. И только синтез может привести систему «культура - цивилизация» в то состояние, которое будет соответствовать магистральному направлению космической эволюции. Этот синтез, как утверждал Рерих, изменит смысл цивилизации, одухотворит ее, превратит культуру и цивилизацию в целостное явление, действующее уже на более высоком качественном уровне, нежели в изначальном варианте (7).

В XX веке ситуация с культурой сложилась не лучшим образом. Первая и Вторая мировые

"Культурная жизнь Юга России "

34 —

М> 2 (27), 2008

войны, революции и пренебрежение к культуре в мирное время - все это приводило к разрушительным процессам в пространстве культуры, что, вне всякого сомнения, замедляло ее развитие, а вместе с этим и влияло самым негативным образом на эволюцию человечества в целом. Во время военных столкновений рушились храмы, библиотеки, галереи и другие бесценные объекты культуры. Н. К. Рерих оказался прав в своем предчувствии, и не только в предчувствии, но и в своем глобальном действии, которое он предпринял за несколько лет до начала Второй мировой войны. Это был известный на весь мир Пакт Рериха по защите культурных ценностей, который он выдвинул в докладе в Русском архитектурном обществе после экспедиции, совершенной им в 1903-1904 годах по древнерусским городам. Пакт Рериха имел широкий характер и был рассчитан на массовое движение в защиту культуры. Универсален предмет регулирования пакта: ценности и культурные институты, а также регламент его применения как в мирное время, так и в случае вооруженного конфликта.

В настоящее время значение культуры по-прежнему принижается, предпринимаются действия, наносящие ей урон. Проблема сохранения культуры остается актуальной, требует решения и на уровне «власть имущих», и на уровне общественности.

Литература

1. Письма Елены Рерих. 1929-1938. Рига, 1940. С. 148.

2. Живая Этика (Агни Йога) // Русская философия: словарь / под общ. ред. М. Маслина. М., 1999. С. 63.

3. Ггтдгшис П. М. Живая этика - наука будущего // В защиту имени и наследия Рерихов: материалы междунар. конф. М., 2001. С. 40.

4. Иванов А. В. Живая этика как метазнания // В защиту имени и наследия Рерихов... С. 76.

5. Рерих. Обитель света. М., 1992. С. 25.

6. Соколов В. Г. Живая этика и новая парадигма культуры // Культура и время. 2008. № 1. С. 66.

7. Ргтдгшис П. М, Фролов В. В. Философия живой этики и ее толкователи. Рериховское движение в России//Вопросы философии. 2001. № 3. С. 235.

L. V. EVSEEVA. PHENOMENON OF CONSCIONSNESS OF LIVING ETHICS IN THE WORKS OF N. K. ROERICH

The category of consciousness is the central concept in the works of the great Russian scientist N. K. Roerich who is the representative of the home spiritual Renaissance. Roerich's Living Ethics by analogy to «ethics of care» has the specific nature of the refined consciousness that stimulates spiritual growth of human individuality. Openness, detalisation, the developed consciousness are the basic criteria of Living Ethics, an ontologic core of a moral ideal.

Key words: consciousness, Living Ethics, moral ideal, human individuality.

0. Н. ЮРЕЧК0

ВООБРАЖЕНИЕ И ФАНТАЗИЯ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ ФИЛОСОФСКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Воображение и фантазия -универсальные феномены культуры и сущностные характеристики человека. Существует множество культурно-исторических форм фантазии: мифы, волшебные сказки, легенды. Фантазия и фантазирование изменяют человеческую природу. Самовыражение человека осуществляется посредством фантазии и воображения. Он выходит за границы данного, установленного, из природы переходит в сферу культуры. Эта концепция основана на идеях выдающихся классических немецких философов Канта, Фихте, Шеллинга, а также Фрейда и Юнга.

Ключевые слова: воображение, фантазия, культура, мифы.

Обращение к понятию «воображение» («фантазия») обусловлено неоднозначностью известных интерпретаций. С одной стороны, существует широкий спектр обыденных суждений и отдельных высказываний, которые можно обнаружить в контексте различных исследований. С другой - есть специальные, прежде всего психологические, теории, содержащие обобщающие характеристики названных понятий. Однако в настоящее время нет целостных философско-культурологи-ческих исследований воображения и фантазии, позволяющих рассмотреть их не только в частном, но и в универсальном контексте.

Мы считаем, что фантазия (воображение) является не только отдельной характеристикой человеческой психики (души), но и универсальным измерением человека и культуры, всеобщей формой конструктивности, продуктивности и творчества. Фантазия пересотворяет самого человека, так как обусловливает его выход за границы данного, природного, естественного (трансцен-дирование) и переход в сферу бытия культуры. В самой культуре фантазии человека, действующие на основе воображения, репрезентируются в различные культурно-исторические формы: мифы, легенды, утопии, сказки, литературу

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.