Научная статья на тему 'ФЕНОМЕН СОЗНАНИЯ В СВЕТЕ ХРИСТИАНСТВА: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ'

ФЕНОМЕН СОЗНАНИЯ В СВЕТЕ ХРИСТИАНСТВА: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
104
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сознание / психика / личность / христианство / образ Божий / соборное сознание

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Цепелева Надежда Валерьевна

В статье анализируется и критикуется подход к сознанию, при котором оно сводится к тем объективированным формам, в которых оно проявляется, в которых оно существует как знание о мире. Этот подход рассматривает сознание как отражение внешнего мира в структурах биологического тела. Но для христианской психологии и антропологии этот подход недостаточен. Необходимо на сегодняшний день выявить некоторые аспекты проблемы сознания, которые могут быть в дальнейшем разработаны в свете христианской психологии и антропологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФЕНОМЕН СОЗНАНИЯ В СВЕТЕ ХРИСТИАНСТВА: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ»

УДК 27+165.12

Цепелева Надежда Валерьевна (Новосибирск)

ФЕНОМЕН СОЗНАНИЯ В СВЕТЕ ХРИСТИАНСТВА: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Аннотация: В статье анализируется и критикуется подход к сознанию, при котором оно сводится к тем объективированным формам, в которых оно проявляется, в которых оно существует как знание о мире. Этот подход рассматривает сознание как отражение внешнего мира в структурах биологического тела. Но для христианской психологии и антропологии этот подход недостаточен. Необходимо на сегодняшний день выявить некоторые аспекты проблемы сознания, которые могут быть в дальнейшем разработаны в свете христианской психологии и антропологии.

Ключевые слова: сознание, психика, личность, христианство, образ Божий, соборное сознание.

Интерес к проблеме сознания остается в центре внимания многих наук до сих пор. Подход частных, конкретных наук к проблеме сознания характеризуется тем, что сознание сводится к тем объективированным формам, в которых оно проявляется, в которых оно существует как знание о мире. Этот подход рассматривает сознание как отражение внешнего мира в структурах биологического тела. Но для христианской психологии и антропологии этот подход недостаточен. Необходимо на сегодняшний день выявить некоторые аспекты проблемы сознания, которые могут быть в дальнейшем разработаны в свете христианской психологии и антропологии.

Проблема сознания имеет и в философии, и в психологии особое значение. Однако мы считаем, что эта проблема недостаточно раскрыта в свете христианской философии, поскольку она рассматривается только в психологическом контексте, в контексте структуры души, то есть с разбором отдельных человеческих душевных способностей (ум, чувства, воля). Проблема сознания в свете христианской картины мира должна рассматриваться шире и коррелироваться с вопросами о личности и ипостаси, об образе и подобии Божием, о нравственности, о свободе, о бессмертии и прочее. Другими словами, названная проблема с точки зрения философского подхода к человеку имеет ряд аспектов рассмотрения: это онтологический аспект, позволяющий понять природу сознания; гносеологический аспект проблемы сознания связан с вопросами о том, познаваемо ли сознание, каков механизм познания сознания, его работы. Если воспользоваться марксисткой терминологией, то проблема сознания затрагивает общественный и индивидуальный аспекты его существования, то есть общественное и индивидуальное сознание и, соответственно, антропологический, социально-философский и культурологические аспекты.

Здесь надо помнить, что философское и психологическое рассмотрение сознания имеют некоторые отличия. Психология рассматривает сознание как форму психического, часть психики. О сознании в философии можно говорить, когда является гносеологический образ. В то время как есть психические явления, которые действуют, как сигнал, не будучи образами осознаваемых предметов. Психика соответственно может и не содержать сознания, которое она не в состоянии интроспектировать, самонаблюдать и т. п. Кроме того, психология рассматривает сознание независимо от социально-практической сущности человека. Философский подход к сознанию Ф. Н. Цанн-кай-си называет деятельностно-гносеологическим. Он рассматривает сознание в связи с социальным бытием человека, в контексте отношений «человек — мир (культура, социум)».

В современной философии доминирует взгляд на сознание как явление сверхматериальное, сверхприродное. Сознание трактуется как особая духовная реальность с генеративными структурами. Генеративные структуры способны создавать образы, идеи, понятия, не являющиеся отражением чего-то внешнего. Рожденные сознанием, они побуждают человека к активной деятельности по их реализации. На протяжении всего XX века одни участники в спорах о природе сознания воспроизводят идеи об ирреальности, трансцендентности сознания, а другие сводят сознание к языку, поведению, к нейрофизиологическим процессам, отрицая специфику и особую, свойственную самому сознанию структуру и сущность. Однако из названных аспектов философского рассмотрения сознания выпадает религиозный аспект, например, как присутствующая способность связи человека с Богом, литургический и сотериологический аспекты. В рамках христианской философии необходимо говорить еще и о специфике церковного, соборного сознания.

Таким образом, мы видим, проблема сознания достаточно обширна и требует детальной проработки и концептуализации в свете христианской психологии и антропологии и шире — философии в целом.

Список литературы

Лосский В. Н. Боговидение. М.: АСТ, 2006.

Проблема сознания в современной западной философии. М.: Наука, 1989.

Софроний (Сахаров) архим. Видеть Бога как Он есть. Сергиев Посад: Св.-Иоанно-Предтеченский монастырь, Св.-Тро-ицкая Сергиева Лавра, 2006.

Цанн-кай-си Ф. Н. Философия как теоретическое мировоззрение: курс лекций. Владимир: Транзит-Икс, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.