ЖЩрс*Пи
Тропы метода
Булекбаев С.Б.
ФЕНОМЕН СОЗНАНИЯ
В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
Булекбаев С.Б.
доктор философских наук, профессор КазУМОиМЯ, г. Алматы, Казахстан
Большинство людей живут... в весьма ограниченном круге своего потенциального бытия. Они используют очень малую часть возможностей своего сознания и ресурсов своей души в целом, почти так же, как если бы человек имел привычку из всего своего телесного организма пользоваться и шевелить только мизинцем.
Уильям Джеймс
Самые революционные изменения в области общественных наук в последние десятилетия происходят в области психологии. Эти изменения столь серьезны, что заставляют уточнить, а может быть и коренным образом пересмотреть некоторые фундаментальные понятия из области сознания. Необходимость этого пересмотра необходимо вытекает из тех открытий, которые сделаны трансперсональной и квантовой психологией. Отсюда цель данной статьи - раскрыть особенность и преимущество этого подхода на проблему сознания.
Начнем с того, что наш интеллект функционирует на нескольких уровнях сознания. Мы полностью информированы об одних процессах, частично знаем о других и не имеем никакого представления о третьих. Не знаем мы потому, что с точки зрения официальной психологии принято выделять два основных состояния сознания. Это бодрствующее сознание и сновидение. Последнее проявляется в виде легкого и глубокого сновиде-
ния или же сон без сна. Как правило, бодрствующее сознания мы считаем высшей формой его проявления, а другие формы мы расцениваем, как низшие и называем их подсознательными или бессознательными. Общая структура сознания согласно российскому академику Андрееву такова. Сознание делится на сознательное и бессознательное. Сознательное - это бодрствующее рациональное сознание. Бессознательное делится на подсознание и сверхсознание. Сознательное сознание ограничено тем, что оно способно воспринимать информацию только с помощью известных пяти чувств и обрабатывает ее также с учетом мыслительных и социально-культурных рамок. В целом сознание определяется накопленным опытом в бесконечном этапе эволюции всего живого. Если изобразить эволюцию сознания по «прямой» линии, то подсознание это то, что несет в себе эволюция всего живого от минус бесконечности до современности. Текущее сознание (или, как часто его называют, сознательный разум) - это точка на этой линии. Это сознание настоящего, а сверхсознание - это сознание будущего, это движение в сторону плюс бесконечности. Подсознание несет в себе знание обо всей Вселенной, о любой ее точке. Подобно тому, как любая клетка несет в себе информацию обо всем организме, как показывает клонирование, так и человек, будучи частью Вселенной, несет в себе потенциальную возможность выхода на Вселенское информационное поле. Это утверждение согласуется, точнее, основывается на утверждении физиков, которые говорят: «Мир - колоссальная голограмма. Каждая точка обладает полнотой информации о Мире в целом». Вот эта гигантская голограмма есть структура Вселенского Сознания, а индивидуальное сознание человека представляет собой «частичку» голографического Сознания Вселенной. Кроме всего этого Подсознание в отличие от сознательного способно воспринимать информацию, которая не регистрирует с помощью обычных чувств и при обработке информации также не имеет никаких ограничений, и поэтому подсознание можно считать не низшей, не высшей формой
сознания, а называть суперсознанием, говорит академик Андреев. К примеру, мы обладаем самой полной информацией о функционировании нашего организма и наличии внешних энергетических полей, но вся она регенерируется только на уровне подсознания. Что это означает? Это свидетельствует о том, что мы получаем гораздо больше информации, чем думаем, поскольку по какой-то причине наше сознание запрограммировано так, что оно не воспринимает значительную долю поступающей информации. Это объясняется тем, что в процессе эволюции живые существа выработали в себе способность «освобождаться от мешающей информации не путем ее стирания, как это происходит на ленте магнитофона, а запускать, излучать ее в биологическое поле, чтобы в случае необходимости «вспоминая», настраиваться на собственную информацию, заключенную в энергетическом комплексе. Короче говоря, подсознание есть своеобразный информационно-энергетический центр, точнее, система, которая содержит информацию о любом событии в любой точке Вселенной. Как в каждой клетке закодирована на генетическом уровне информация обо всем организме, так и в каждом человеке содержится информация обо всей Вселенной, частью которой он является. Образно говоря подсознание подобно подводной части айсберга, оно гораздо больше сознания и в то же время скрыто от нас. В подсознании храниться вся информация о нашей жизни, записанная на «дорожках» пяти человеческих чувств. Механизм памяти, управление всеми функциями организма через центральную нервную систему, рефлексы и инстинкты, машинальные действия и привычки, порождение мыслей и поведения -далеко не полный перечень услуг, оказываемых нам подсознательным разумом.
К сфере подсознания относится также все то, что когда-то было осознаваемым или может стать таковым в определенных условиях. Это - хорошо автоматизированные и потому переставшие осознаваться навыки, глубоко усвоенные социальные нормы, регулирующая функция которых переживается как «голос совести», «зов сердца», «чувство долга», и т. д.
Подсознание знает все, что вы, когда-либо знали, умеет все, что вы когда-либо умели, и помнит до мельчайших подробностей все, что происходило задолго до вашего рождения. Оно
автоматически напоминает, когда вы должны вздохнуть или выдохнуть. Это оно напоминает вам извиваться и вскрикивать, когда вас щекочут и. д. Как только мыслящее «Я» желает чего-нибудь узнать подсознание пытается дать ответ (как хороший библиотекарь).
В обычном состоянии в сознание человека из подсознания наступает только небольшая часть знаний, необходимых для жизни. Нервная система, и, прежде всего головной мозг «гасят» большую часть сенсорных стимулов на входе индивидуального сознания, более того, отбирают из них только ту информацию, которая требует к себе пристального внимания и ответных действий. Подобная система защищает сознание и от большей части экстрасенсорной информации. Это позволяет объяснить парапсихологические феномены как аномалии работы головного мозга. Он перестает исполнять роль фильтра, начинает воспринимать происходящее в расширенном диапазоне. Действительно, жизнь человека стала бы невозможной, обладай он всей имеющейся во Вселенной информацией. Информационный канал из подсознания к сознанию закрыт «заглушкой», которую контролирует мозг. Поэтому на уровне сознания мы воспринимаем только лишь часть получаемой нами информации, а остальной ее объем воспринимается и хранится на подсознательном уровне. Все это означает, что мы имеем возможность значительно повысить уровень восприятия, поскольку обладаем значительными интеллектуальными возможностями, которые практически не используем. Наиболее универсальным способом взаимодействия с Подсознанием, а, следовательно, и Информационным полем Земли являются измененные состояния сознания (ИСС). В этих состояниях (ИСС), человек имеет потенциальный эмпирический доступ ко всем ее частям и в некотором смысле является как всей Космической сетью, так и бесконечно малой ее частью, отдельной и незначительной биологической сущностью. В измененных состояниях сознания происходит получение экстрасенсорной информации из неизвестного источника неизвестным способом, которые отличаются от обычной сознательности. Человек приобретает уникальную возможность дистанционно взаимодействовать с Информационным Полем Земли, получать информацию обо всей Вселенной. Он в этом
тщрПи
Тропы метода
случае получает доступ к источникам информации, которые не является его индивидуальным достоянием. Это нечто Всечеловеческое. Это эволюционная память. Это совокупный духовный опыт Человечества, это Единое Информационное Поле Вселенной.
Следует отметить, что феномены измененного состояния сознания уже давно, тысячелетия назад, использовались и используются до сих пор многими духовными практиками. Это в первую очередь шаманские практики сибирских народов, духовный опыт и практики «баксы» на территории Казахстана (к сожалению, фактически мало изученный), опыт магов-индейцев Америки, духовные практики йоги и т. д.
Эти состояния сознания уже неоднократно описывались и в различных духовных философских и мистических традициях, как веданта, буддизм, хинаяны и махаяны, даосизм, суфизм, христианский мистицизм и в прочих сложных духовных системах. Однако, эти исследования не вписывались в господствовавшее в европейской науке представление о научности, и поэтому отбрасывались как ненаучные или чуть ли не как шарлатанские.
В последние десятилетия многие науки изучающие проблему сознания, мозга под напором многочисленных фактов, которые не вписывались в рамки старой парадигмы науки, были вынуждены обратиться к данной проблеме, как важной стороне человеческого сознания, вне которой нельзя по существу ни понять, ни объяснить природу сознания. В последние десятилетия эта проблема особенно интенсивно изучается науками, изучающими проблему сознания и мозга, в частности современной психологией. Согласно их воззрениям, человечество разработало несколько путей, которые позволяют проникнуть через препятствующий шлюз - блокиратор, к подсознательной информации. Это:
- хирургическое или шоковое вмешательство в деятельность мозга;
- использование наркотиков;
- применение гипноза;
- регрессивная, холотропная, сенсорная и другие терапии;
- медитация, шаманская магия.
Духовные практики человечества этими
путями уже давно могли входить в измененные
состояния сознания. Именно они, как мы отметили выше, являются наиболее универсальными способами связи с подсознанием, а, следовательно, и с Информационным полем Вселенной.
Очень серьезные наработки в этой области имеются у представителей современной трансперсональной психологии. Одним из ярких представителей этого направления, безусловно, является Станислав Гроф, Он в одном из своих последних книг, подводя итоги более чем сорокалетних опытов, наблюдений и исследований за необычными состояниями сознаний отмечает, что эти состояния сознания содержат огромный потенциал, которое со временем для человечества могут иметь масштабные последствия. Значение этих состояний в том, что они могут внести более глубокое содержание в наше понимание природы сознания и человеческой психики, да и реальности вообще. Согласно Грофу, в этих состояниях содержится не только огромный эвристический потенциал, но и также большие целительные, преобразующие и развивающие возможности.
Однако чтобы использовать эти возможности и способности, как показывает практика нужно, в первую очередь изменить свое представление о мышление и более основательно обратить внимание на подсознательные процессы, на ее неисчерпаемые возможности. Однако к этому сегодня официальная наука, здесь имеется в виду традиционная психология и материалистическая философия, оказывается, не готова. Не готова, согласно С. Грофу потому, что это вызвано необходимостью существенного пересмотра ее фундаментальных понятий, трактующих сознание в рамках метапарадигмы западной науки. Сегодня выясняется, что измененные состояния сознания дают возможность иначе взглянуть на многие понятия и представления о сознании. Более того, измененные состояния сознания достаточно убедительно объясняют на базе современных физических и психологических теорий многие экстрасенсорные и паранормальные явления, которые не находили должного объяснения в рамках традиционной западной науки о сознании. К примеру, как телепатия, психодиагностика, психометрию, ясновидение и яснослышание, предвидение, опыт выхода из тела, видение на расстоянии и другие.
Одной из причин, по которой ученым было трудно принять факт существования экстрасенсорных способностей, выходящих за пределы привычных пяти чувств был концептуальный барьер, созданный материалистической теорией познания и понятием научности, согласно которой истинной является только то, что можно проверить, измерить и т. п. Все, что не подпадало под такое представление научности считалось не истиной. Понятие экстрасенсорных явлений не подпадало под такое представление научности, поэтому многие скрытые возможности и способности, проявляемые в измененных состояниях сознания, оставались невостребованными и не реализованными. В то время как выход на измененные состояния сознания означает не только подключение к Банку Вселенской информации, но и выявление необычайных психических возможностей человека.
Последнее, то есть раскрытие особых способностей или возможностей человека, особенно характерны для многих мировых религиозных традиций и духовных практик, особенно Востока. Здесь имеется в виду то, что учения Востока о сознании имели не только теоретическое, но и практическое значение. Это в первую очередь, управление, контроль над своим телом в Йоге, фантастические возможности человека, выявляемые в области восточных единоборств. Как известно, восточные монахи в процессе изучения и освоения философии и боевых искусств, с помощью упорных тренировок и медитации выявляют и развивают в себе многие способности и качество, характерные для животных. В карате, к примеру, существуют такие стили как «дракон», «тигр», «обезьяна», «богомол» и т. д. Бесспорно, к этой области можно отнести и многие необыкновенные физические возможности, связанные с управлением и контролем над своим телом и психикой в йоге. К примеру, йог одним только устным внушением может ускорить или замедлить сердцебиение. Кровообращение также может быть замедлено в какой- то части тела при помощи внушения. Индуистские монахи могут прекращать циркуляцию крови при полном сознании: по команде порез может то кровоточить, то не кровоточить. Некоторые так близко подходят к нирване, что в состоянии контролировать свое физическое состояние. Или, к примеру, то, как тибетские монахи могут бежать сутками - без перерыва! - по труднопреодолимой местности.
Все эти достижения базируются на более целостном и более глубинном понимании человека, его сознания, психики, тела. На Востоке тело, чувство, разум рассматриваются как целостная система. Поэтому такие практики, как йога, буддистская медитация, содержат развернутые, подробные наставления о том, как культивировать эти силы, как управлять и контролировать свою психику и тело. В конечном счете, как выявить необычайные для обычного состояния способности и возможности.
Вышеуказанные примеры однозначно указывают, что в измененных состояниях сознания, человека меняется частично или полностью. Он видит иную реальность и действует иначе, чем в обычной жизни. В этих состояниях Человек как бы «пробуждается». Его ресурсные состояния включаются в работу. Для обычного человека возможности и способности пробужденного кажутся сверхчеловеческими, ибо он способен пройти через огонь, не получив ожогов, выдержать удар ножа, не получив повреждений, снять болевой приступ, не прибегая к обычным методам обезболивания. Развитая интуиция позволяет ему предугадать любой, даже самый неожиданный поворот событий, мгновенно определить психоэмоциональное состояние другого человека. Наконец, он обладает необъяснимой гипнотической властью над другими. Сверхвозможности - это не что иное как освободившаяся от страха дремлющая в нас внутренняя сила. В экстремальной ситуации, преодолев страх, человек высвобождает огромный потенциал энергии. Но замкнутый в круг самоограничений, стереотипов мышления и комплексов неполноценности, человек стал заложником своих страхов и легкой мишенью для поражения. Нам с детства внушили, что огонь обязательно обжигает, в воде можно утонуть, ножом можно порезаться и так далее. Так и живем - режемся, обжигаемся, падаем на ровном месте, потому что всего боимся и не доверяем своему телу. И тело мстит нам болезнями, травмами, увечьями.
Понятно, что такие способности и возможности раскрываются не в обычных состояниях сознания, а в измененных. Как мы отметили выше, разнообразие выходов на измененные состояния сознания, оказывается достаточно велико. Отметим лишь некоторые виды выхода на измененные состояния сознания. Это в первую очередь - гипноз,
тщрПи
Тропы метода
медитация, духовный экстаз, наркопсихотерапия, быстрая фаза сна, сновидение и т. д.
Большинство таких техник основано на развитии способности к максимально глубокой концентрации сознания, не свойственной обычным людям. Говоря иначе, умение входить в измененные специфические состояния сознания подвластно не всем. Это есть искусство, которое достигается не только предрасположенностью к этому, но и огромным трудом в овладении специальной практикой и техникой. Мистические традиции всего мира разработали целую систему техник для целенаправленного достижения измененных состояний сознания. Эти техники представляют собой технологию трансцендентного, или, так называемую технологию сакрального опыта, с помощью которого вызываются специфические состояния сознания.
Большой вклад в понимание природы и сущности измененного состояния сознания внесла и современная трансперсональная психология, которая в отличие от восточных учений не сосредотачивается на умозрительных построениях, а занимается непосредственно экспериментальным изучением внеличностного - трансперсонального сознания. Трансперсональная психология изучает феномены, связанные с расширением сознания, выходом за границы обыденного Эго, за пределы индивидуального организма - в сферу коллективного бессознательного, учитывая при этом религиозный и мистический опыт. Расширение сознания, вовлечение в сферу его активного действия подсознания и сверхсознания стремительно раздвигает рамки человеческих возможностей. Полное овладение человеком подсознательной и сверхсознательной частей сознания приводит к появлению сверхспособностей - телепатии и ясновидения, левитации и телепортации, способности к «выходу из тела» и путешествиям в параллельных мирах. Такое расширение сознания называется космическим сознанием. Ему присущи следующие черты: исчерпывающее постижение всех вещей в их прошлом, настоящем и будущем, то есть тот уровень всеведения, когда для человека практически нет тайн; высокое духовное развитие и полная духовная свобода; полное владение своим телом и психическими процессами; раскрытие сверхспособностей; постижение органического
единства с Абсолютом, отсутствие каких-либо эгоистических стремлений к могуществу, власти, богатству, альтруизм и любовь ко всем без исключения людям.
Такие выводы и обобщения, сделанные современной психологией, базируются, как на обобщении тысячелетнего опыта понимания природы человека на Востоке, так и на основе некоторых идей и методов современной западной науки. И самым важным здесь представляется экспериментальная база исследований трансперсональной психологии, которая на основе сорокалетних исследований проведенных в лаборатории С. Грофа, приходят к более глубокому пониманию природы сознания. Согласно ученому, современные исследования в области психологии радикально меняют статус человеческой психики, показывая, что психика индивида в ее самом широком диапазоне, по сути, соизмерима со всем бытием и абсолютно тождественна космическому творческому принципу. Наряду с этим, считает он, современные исследования сознания раскрыли перед нами грандиозный замысел, лежащий в основе творения, и показали, что высший разум пронизывает все бытие. Очень важным представляется, что трансперсональная психология ставит задачу понять природу человека, рассмотреть эту проблему в широком мировоззренческом плане.
К глубокому сожалению, эта точка зрения пока не имеет достаточно широкого признания официальной науки о сознании. Здесь имеется в виду то, что традиционная психология и материалистическая философия, до сих пор основывают свое представлении о сознании на ньютоно-декартовской парадигме, лежащей в основании западной науки. В то время как принятие новой точки зрения на сознание способно радикально изменить наше понимание человеческой природы, культуры и истории, да и самой реальности как таковой. Здесь можно согласиться с утверждением, выдающихся ученых современности о том, что причины мирового системного кризиса, возможно, заключаются в том, что наши фундаментальные представления о Человеке, о сознании, о реальности не совсем точны. И выход из этого кризиса, по их мнению, видится в том, чтобы уточнить и скорректировать эти понятия. В унисон этим утверждениям, С. Гроф говорит, что
человек нашей культуры функционирует гораздо ниже его действительных возможностей и способностей. Это обеднение происходит за счёт того, что он отождествляет себя только с малой долей собственного бытия - с физическим телом и эго. Такое ложное отождествление ведёт к неполному, нездоровому и неплодотворному способу жизни и способствует развитию эмоциональных и психосоматических нарушений психологического происхождения. Согласно С. Грофу, развитие (массовых) дистрессов, не имеющих органического происхождения можно рассматривать как показатель того, что личность опирающий на ложные предпосылки достигла критической отметки, прежний образ жизни не работает, не состоятелен. Это может сказаться на некоторые области жизни: брак, секс, профессиональная деятельность и т. д. и оказывать свое разрушительное воздействие. Все это, в конечном счете, результат того, что человек нашей культуры функционирует гораздо ниже своих реальных возможностей и потенциальных способностей. И такое обеднение происходит потому, что идентифицирует себя только с одним аспектом своего Бытия, физического тела и Эго.
И это в то время когда современные научные исследования трансперсональной и квантовой психологии, уже несколько десятилетий тому назад, выявили о существовании неоткрытой внутренней вселенной, о неисследованных пространствах сознания. Оказывается, что этот мир бесконечно богаче и сложнее, нежели искусственные структуры внешнего мира. Наконец-то, пришло осознание того, что логический концептуальный разум далеко не единственный и далеко не самый совершенный. Также со временем пришло понимание того, что наше обычное бодрствующее или, как мы называем рациональное сознание, есть лишь одна из разновидностей сознания, за пределом которого находятся потенциальные возможности сознания всецело иного, и которое имеет право как на существование, так и на приложение ее в какой-нибудь другой сфере бытия. В свете этих новых представлений, ни одно описание вселенной в ее целостности не может быть окончательным, если оно не принимает во внимание эти другие формы сознания. Другие формы сознания не являются продолжением обычного сознания. В тоже время, они, по мнению Алана Уотса, расширяют спектр
восприятия, хотя и не дают готовых описаний; они открывают новые пространства, но не предлагают их карты. Эта область иного сознания, которая содержит огромные потенциальные возможности, достаточно полно описана восточными учениями. Однако эти учения до недавнего времени игнорировались, как мы отметили выше, в силу того, что их представления не вписывались в так называемые научные представления. Хотя эти открытия, по мнению С. Грофа, в состоянии полностью перевернуть наши представления о человеческой психике, ее патологии и перспективах лечения. Некоторые из этих данных по своей значимости выходят за рамки психологии и психиатрии и бросают вызов всей ньютоно-декартовской парадигме, лежащей в основании западной науки. Они могут радикально изменить наше понимание человеческой природы, культуры и истории, да и самой реальности как таковой. Что в свою очередь, совершенно очевидно, несет масштабные последствия всего человечества.
Литература:
1. Андреев Олег. Техника развития подсознания, М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2011, -256 с.
2. Гроф Станислав. Психология будущего. Источник OCR: http://www.hippocrat.ru/.
3. Алан Уотс. Космическая радость просветления. М., 2002. С. 5.
4. Тихоплав Виталий и Татьяна. Время Бога: сознание и жизнь. - М.: АСТ: Астрель, 2005. -334 с.
5. Гроф С. За пределами мозга. - М., 1992 г - С. 27.
6. Кастурбин Э.М. Трассовые состояния и «после смысла». М.: КСП, 1995. - С. 288.
7. Науменко Г.Н. Тайны сознания: путь к здоровью. - М.: Алетейа. - С. 584.
8. Межлумянс. На грани невозможного. На грани невозможного. 1995. № 12. - С. 8.
9. Гроф С. Надличностное видение: Целительные возможности необычайных состояний сознания: пер. с англ. М.: АСТ, 2004. - 238 с.
10. Талбот Майкл. Голографическая Вселенная / Перев. С англ. - М.: Издательский дом «София», 2004. - с. 6.
11. Гроф. Космическая игра: исследование рубежей сознания. Пер. с англ. Ольги Цветковой. - М.: Издательство Трансперсонального Института, 1997. - 256 с.
12. Кастурбин Э.М. Трансовые состояния и «после смысла». М.: КСП, 1995. С. 288.