Научная статья на тему 'Феномен социальных сетей в современной культуре'

Феномен социальных сетей в современной культуре Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
9515
1054
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ / СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ / "МОЗАИЧНАЯ" КУЛЬТУРА / "ВКОНТАКТЕ" / ИНТЕРНЕТЗАВИСИМОСТЬ / "MOSAIC" CULTURE / "VKONTAKTE" / THE INTERNET / SOCIAL NETWORK SERVICE / DEPENDENCE ON THE INTERNET

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шипицин Антон Игоревич

На примере сайта «ВКонтакте» рассматриваются феномен социальных Сетей в современной культуре, их функциональные особенности, роль и место данного явления в жизни человека. Показаны вероятные причины, обусловливающие популярность и широкое распространение новой формы коммуникации. Анализируется проблема интернет-зависимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

By the example of the VKontakte website there is considered the phenomenon of social Network services in modern culture, its functional peculiarities, the role and place of the given phenomenon in persons life. There are shown the probable reasons for the popularity and wide spread of the new form of communication. There is analyzed the problem of dependence on the Internet.

Текст научной работы на тему «Феномен социальных сетей в современной культуре»

из душной атмосферы, будь то место заключения или просто принуждение, а порой это эйфория от ночной прогулки. Стена может одновременно быть носителем произведения и защищать его. Она жаждет быть наделенной художественным татуажем.

Группа «Кобра» и сюрреализм вдохновили Ж. Злотыкамьена в 1963 г. на создание своих «эфемеров», демонстрирующих, что тело, оставившее отпечаток на стене, напоминает о душах, несправедливо погибших, но они не будут забыты. Справедливо в этом случае сказать «я рисую, следовательно, я существую». Уличное искусство (street art) появилось в 1970-х гг. и продолжает существовать до наших дней. Ж. Деррида в книге «На полях философии» говорит, что необходимо оставить след, и что тот может проявиться метафизическим присутствием. Граффити в виде тэга тем более значимо, что связано с повторением, подобно морганию глаз, глядящих на мир, и это признак искусства, неотъемлемой частью которого является синестетическое эхо в сочетании со следом в метафизическом смысле.

Литература

1. Brassai. Photographie. Paris : Flammarion, 2002.

2. Busquets S. FELONNEAU Marie-Line, Tags et Grafs, les jeunes è la conquête de la ville, l’Harmat-tan, Collection Psychologik. Paris, 2001.

3. Derrida J. Marge de la philosophie. Paris : Minuit - Collection Critiques, 2003.

4. Leroi-Gourhan A., L’art pariétal, le langage de la préhistoire. Grenoble : J. Millon, collection l’homme des origines, 1992.

5. Miss. Tic. Regarde moi. Paris, alternative, 2003.

6. Philosophie de l’art : Ouvrage dirigé par R. Quilliot. Paris : Collection Philo, 1998.

Metaphysics of mural art

There is analyzed the new area of street art - graffiti. Mural art as an attribute of the modern street art is compared to its historical and cultural sources -earlier art forms (Paleolithic rock paintings, fresco of the Ancient Egypt, antiquity and Middle Ages, calligraphy). There are sorted out the metaphysical, conceptual, sacral, catharsis, aesthetic, scriptological, supportive, cultural and other functions of the mural art.

Key words: graffiti, mural art, fresco, calligraphy, stencil, hip-hop, surrealism, spontaneous art,

"writers”.

А.И. шИПИцИН (волгоград)

ФЕНОМЕН СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

На примере сайта «ВКонтакте» рассматриваются феномен социальных Сетей в современной культуре, их функциональные особенности, роль и место данного явления в жизни человека. Показаны вероятные причины, обусловливающие популярность и широкое распространение новой формы коммуникации. Анализируется проблема интернет-зависимости.

Ключевые слова: Интернет, социальная Сеть, «мозаичная» культура, «ВКонтакте», интернет-зависимость.

Приписываемая Ж.-Л. Годару фраза «Нет денег на наркотики? - купи цветной телевизор» сегодня по-прежнему актуальна, лишь с той оговоркой, что телевизионный приемник безоговорочно капитулировал перед компьютерными социальными сетями. В России каждый четвертый житель зарегистрирован в той или иной социальной Сети. Это является самым высоким показателем в мире. В среднем россиянин проводит в Сети около 6,5 часа в сутки. В этой связи попытаемся выяснить, чем обусловлена такая зависимость и как социальные Сети влияют на повседневную жизнь человека.

Уточним то значение, которое мы вкладываем в понятие «социальная Сеть». Словосочетание «социальная Сеть» сегодня употребляется настолько часто, что может создаться впечатление о полной ясности этого термина. Однако зачастую происходит подмена смыслов этого понятия, когда, например, оно используется социологами, но при этом реципиент уверен, что речь идет об интернет-сообществе. Чтобы избежать возможной путаницы, следует иметь в виду, что дефиниция «социальная Сеть» имеет два значения: 1) интернет-сайт; 2) влиятельные объединения, клубы, сообщества людей (Smart mob Г. Рейнгольда как проявление коллективного разума). Речь пойдет о социальных сетях в первом смысле. В научном дискурсе не существует единого варианта обозначения этого средства коммуникации, поэтому условимся слово «сеть» писать с заглавной буквы.

© Шипицин А.И., 2011

На заре истории телевидения газеты выходили тиражом в несколько миллионов экземпляров и были крайне востребованы, являясь основным источником информации, оказывая огромное влияние на людей. С приходом в каждый дом телефонной связи и ТВ все изменилось. Звук и изображение постепенно вытеснили бумажные новости, прочно заняв главное место в жизни человека, удовлетворяя его потребности в информации, общении, отдыхе. Таким образом, сформировался новый культурный тип - экранная культура, где экран становится основной страницей, с которой мы получаем любую, в том числе культурную информацию. Сегодня мы наблюдаем процесс постепенной утраты телевидением всеобъемлющей роли и победное шествие Интернета, одним из неоспоримых преимуществ которого является возможность выбора при свободном доступе к обширным объемам информации. Если в эпоху газет и телевидения отбором того, что читать/смотреть человеку, занимался редактор, то Интернет предоставляет возможность быть не только пассивным зрителем, получающим информацию с некоторой задержкой, но и участником событий.

«Дело не в том, что о каком-то событии, которое где-то происходит, нужно узнать как можно скорее. Само событие - это информация. А информация, получаемая “в реальном времени”, то есть одновременно со временем события, означает, что событие происходит повсюду одновременно. А если повсюду одновременно происходит одно событие, значит, в это же время другие события не происходят (по крайней мере, в круге опыта реципиентов информации). Информация в реальном времени означает выпадение получателей информации из круга нормальной повседневности и переход в виртуальную информационную реальность» [1, с. 404]. Именно поэтому из большого списка «друзей» пользователя интересуют только те лица, которые находятся в он-лайне, здесь и сейчас, в пространстве Сети, остальные как бы не существуют, они исключаются из поля зрения, представляя собой некую потенцию. Глобальный диалог, когда человек и компьютер образуют единый текст, изменяет традиционное устройство мира. Люди теперь живут поверх пространства, они связаны не с территорией, а с собеседником. В отличие от телевидения, Интернет дает ощущение (возможно, иллюзорное), что человек

находится в среде реального общения, позволяет получать значимую информацию, делиться новостями, находить друзей по интересам и т.д., одним словом, превращает наш мир в «глобальную деревню» (М. Ма-клюэн).

На данный момент в России самыми крупными и популярными социальными сетями являются «В Контакте» и «Одноклассники» (вопрос причислять ли к ним такие веб-сервисы, как “Twitter”, “Livejournal”, “ICQ”, остается открытым). Ограничимся рассмотрением самой многофункциональной и многочисленной (на момент написания этой работы число пользователей составляло 106,5 млн человек) социальной Сети -«Вконтакте», являющейся, по данным администрации сайта, наиболее посещаемым порталом во всем русскоязычном Интернете. Существует ли интернет-зависимость и каковы причины этого явления? Есть мнение, что данная проблема надуманна и не заслуживает внимания, т.к. человек, часами просиживающий перед монитором компьютера, и человек, читающий книгу, в целом равны: и тот и другой находятся перед информационным полем. Но принципиальным, на наш взгляд, здесь является вопрос о качестве информации и принципах ее усвоения. Интернет предлагает громадные объемы несистематизированной информации, часто дезинформации. Знания складываются из разрозненных фрагментов, не связанных друг с другом ни логически, ни генетически, ни тематически, а иногда усваиваются и вовсе ненужные, случайные данные. Таким образом, информационный взрыв привел к образованию «мозаичной» культуры (А. Моль), которая воспринимается индивидом почти непроизвольно, в том числе через социальные сети. Сайт «ВКонтакте» - не исключение, он также является одним из источников ежедневного воздействия на человека обильного и беспорядочного потока случайных сведений. Имея огромный контент, собственную почту, поисковую систему, игры, приложения, данный информационный ресурс, по сути, представляет собой Интернет в Интернете.

Большое количество времени, проводимое человеком в Сети, порой в ущерб учебе, работе, здоровью, возможно, объясняется боязнью оказаться в информационном вакууме. Теперь культура доставляется «на дом», образуя индивидуализированное куль-

турное пространство, относительно свободное от принудительной регламентации. Популярность социальных сетей, видимо, обусловлена одной из фундаментальных потребностей человека, заключающейся в необходимости общения, наличия межиндиви-дуальных уз, в стремлении видеть перед собой конкретные персонифицированные образы, с которыми можно себя идентифицировать. Однако в иерархии человеческих потребностей на самом высоком уровне по-прежнему остается потребность в самоактуализации. При этом стремление удовлетворить эту тягу к самовыражению в пространстве Сети, являющемся удобным местом для презентации своего Я, не зависит от благосостояния, социального статуса, пола, возраста субъекта. Формированием своего «идеализированного образа» в виртуальной среде занимаются практически все, причем этот процесс перманентен, по той причине, что в современной культуре идеальные образцы и модели, выступающие для индивида в качестве ориентиров, непрерывно разрушаются, не могут быть сколько-нибудь устойчивыми. Предоставленную Сетью возможность избавиться от многочисленных реальных социальных ролей, быть каким угодно можно назвать уникальной. Усложняется «протейная» идентичность, предполагающая существование одновременно нескольких Я, вплоть до полностью противоположных друг другу. 1Т-технологии - одна из главных причин этого явления. В результате активного взаимопроникновения культур, непрестанного обмена культурными ценностями и моментального распространения информации человек, хочет он того или нет, становится «гражданином мира». Находясь в своей культурной среде, он постоянно испытывает чужеродное социокультурное воздействие на свою самость, которая не может больше оставаться стабильной.

Каждый человек хочет быть любимым, признанным в сообществе, востребованным окружающими, что в реальной жизни происходит не так уж часто, поэтому он вынужден обращаться к виртуальной жизни, которая компенсирует ему этот недостаток внимания, предлагая массу знакомств, увлечений. Похвала, лесть, реверансы, положительные отзывы - все это в огромных количествах обрушивается на индивида, который со временем начинает неадекватно воспринимать любую критику в свой адрес или

несогласие с его мнением. «Жизнь» в социальной Сети - это своего рода эскапизм, но нередко временное замещение настоящего мира превращается в самостоятельную реальность, поглощающую человека, и тогда впору задуматься о необходимости обратного бегства.

Многим может небезосновательно показаться, что Интернет в целом и социальная Сеть в частности представляют собой идеальное пространство для творчества, где можно выставить на суд публики свои работы, однако большинство пользователей делают это либо в рекламных, коммерческих целях, либо для того, чтобы произвести впечатление на окружающих. Репрезентация себя как интеллектуала и художника (поэта, музыканта, фотографа и т. д.) - это не только стремление заявить остальным о своей индивидуальности, оригинальности, принадлежности к творческой элите общества, но еще и желание убедить в этом самого себя. Применительно к виртуальному пространству вдвойне справедливо утверждение о том, что статус знака и статус объекта оказываются неразличимы. Н.Р. Саенко справедливо отмечает: «Выбор имени или “ника” возвращает в магическую ситуацию синкретического мировоззрения, где именование и есть осуществление» [3, с. 313]. Самоутверждению способствует то обстоятельство, что из-за малодушия «друзей» в социальной Сети практически исключены любые критические отзывы, иногда это происходит по воле владельца профиля, удаляющего нелицеприятные комментарии, в результате панегирики лишь поощряют его творческую деятельность.

Тенденцией современной культуры и признаком ее переходности является введение такого понятия, как «конструирование реальности». Развитие науки во второй половине XX в. расширило рамки возможного конструирования реальности. общеизвестно, что сайт «ВКонтакте» позволяет человеку иметь несколько аккаунтов, лишний раз затрудняющих идентификацию, но в то же время дающих возможность почувствовать себя в качестве демиурга, обустраивающего свой символический мир (более совершенная форма некогда популярной интерактивной игры «тамагочи»). Создание нескольких профилей-персонажей, ведущих параллельную жизнь, общающихся друг с другом, с друзьями, с самим хозяином, напоминает театр, где присутствуют своя

драматургия, сценарий, режиссер, сидящий за компьютером. Образ, словно коралл, обрастая информацией, становится полноценным, узнаваемым и постепенно гипостазируется.

А.Г. Дугин утверждает, что социальные сети для современного человека являются суррогатом бессмертия, они напоминают ему о том, что он еще жив, что он существует [7]. Причина кроется в том чувстве недовольства по отношению к настоящей действительности, которое испытывают большинство людей. Именно фрустрация заставляет их обращаться к прошлому, которое становится более ценным, чем будущее. Таким образом, создается искусственное, фиктивное время, когда человек, сравнивая себя со своими старыми друзьями, знакомыми, сослуживцами, одним словом, с прежним кругом общения, тем самым хочет удостовериться, что он действительно существует. Ведь он с ними учился, работал, отдыхал, поэтому он тоже был, и сомнений в реальности своего нахождения здесь оставаться не должно. Такая ностальгия вызвана отчаянием, ощущением потерянности и безвременья. Порождаемая социальными сетями иллюзия, что мы есть в вечности, стремление ухватиться за случайный предмет, напоминающий о нашей жизни и компенсирующий отсутствие полноты существования в настоящем, - это самообман, который никак не расширяет, не развивает и не обогащает наше сознание. В одной из своих книг У. Эко, затрагивая проблему исчезновения приватности личной жизни, пишет: «Посещая домашние странички (Интернета. -А.Ш.), обнаруживаешь, что целью множества людей является обнародование своей малоинтересной нормальности или, хуже того, малоинтересной ненормальности. <...> цель их -обнародовать пред лицом всех окружающих факты своего частного существования» [5, с. 163-165].

Еще более яростным атакам подвергается «Livejoumal», в частности и вся блогосфе-ра в целом со стороны А.Г. Дугина [7]. Несмотря на то, что критика страдает дефицитом аргументов и носит скорее огульный, чем научный характер, некоторые тезисы ученого вполне убедительны. Не стесняясь в выражениях, А.Г. Дугин определяет «Livejoumal» как «бесстыдную экспозицию тотальной бессмысленности, которая, в принципе, как таковая, и пользуется спросом». Действительно, содержательные, информативные, оригинальные сообщения встречаются там крайне редко и зачастую игнорируются, в отличие от при-

митивных, глупых, небольших по объему высказываний, пропитанных скепсисом и стебом. Такие шаблоны лишены индивидуальности, они превратились в общую модель (с различными вариациями) и собирают многочисленные комментарии, привлекают внимание, хотя не имеют какого бы то ни было смысла или идеи. Языковая игра с круговоротом бессмысленных типовых «новостей» порождает иллюзию жизни, позволяет человеку ощутить себя другим, нежели он есть в повседневной реальности.

Кроме того, существует утилитарный аспект. Немало людей использует «ВКонтакте» в качестве инструмента, позволяющего легко находить, присваивать (бесплатно) различную информацию, ведь аудио-, видео-, фотопродукция находится в свободном доступе, без учета авторских прав. Л.В. Щеглова полагает, что человек информационной культуры живет в «свернутом» континууме, ведь социальная Сеть освобождает его от необходимости тратить деньги, силы, время, чтобы встретиться с другом, сходить в музей или съездить в туристическую поездку. Все это осуществимо в пространстве Интернета [4, с. 131]. Таким образом, получается, что формы коммуникации «сами по себе являются важным способом, при помощи которого реальность постоянно формируется и изменяется» (цит. по: [4, с. 131]). Данное утверждение, сделанное английским социологом массовых коммуникаций Р. Вильямсом несколько десятилетий назад, сегодня приобрело особую актуальность. Пытаясь понять феномен компьютерных социальных Сетей, следует избегать редукции, определяя их исключительно как современное средство коммуникации, используемое сугубо для практических целей. очевидно, что «ВКонтакте» занимает много места в нашей жизни и такое сложное, неоднозначное явление современной культуры по возможности следует рассматривать комплексно: с позиции культурологии, психологии, семиотики, лингвистики, философии, социологии.

Литература

1. Ионин Л. Г. Социология культуры : учеб. пособие для студ. вузов. М. : Изд. дом ГУ ВШЭ, 2004.

2. Моль А. Социодинамика культуры. М. : Прогресс, 1973.

3. Саенко Н.Р. Поиск человека в Сети // Личность и общество: проблемы философии, психологии и социологии : сб. ст. Пенза : Приволж. Дом знаний, 2010. С. 312 - 314.

4. Щеглова Л.В., Шипулина Н.Б., Саенко Н.Р. Культурология: единство и многообразие форм культуры. Волгоград : Изд-во ВГПУ «Перемена», 2009.

5. Эко У. Полный назад. М. : Эксмо, 2007.

6. Williams R. Television. Technology and Cultural Form. Hannover - London, 1992.

7. Russia.ru : телеканал. Видеоархив программы «Эксперт».

8. Дугин А.Г. Без стыда и смысла. 01.08.2008. URL : http://tv.russia.ru/video/dugin_lj.

9. Дугин А.Г. Суррогат бессмертия. 10.05.2008. URL : http://tv.russia.ru/video/dugin_socseti.

Phenomenon of social Network services in modern culture

By the example of the "VKontakte” website there is considered the phenomenon of social Network services in modern culture, its functional peculiarities, the role and place of the given phenomenon in person’s life. There are shown the probable reasons for the popularity and wide spread of the new form of communication. There is analyzed the problem of dependence on the Internet.

Key words: the Internet, social Network service, "mosaic ” culture, "VKontakte ”, dependence on the Internet.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.