Научная статья на тему 'Феномен социального сиротства как психолого-педагогическая проблема'

Феномен социального сиротства как психолого-педагогическая проблема Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
4200
595
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Феномен социального сиротства как психолого-педагогическая проблема»

Внутриличностная конфликтность является следствием кризиса барьера в режиме непродуктивной социализации. Ее разновидности: активная-пассивная, полная-неполная, пластичная-ригидная, прогрессивная-регрессивная, рациональная-нерациональная.

Внутриличностная устойчивость, представляя полярный полюс внутрилично-стной конфликтности, может быть охарактеризована: как стратегия и тактика индивида, позволяющая удерживаться в определенных эволюционных рамках, обеспечивая тем самым возможность прогресса; как многомерный процесс самосохранения функционального уровня саморегулирующейся системы в адекватных и неадекватных (экстремальных) условиях среды; как процесс достижения функционального комфорта, характеризующийся оптимальной мобилизацией психофизиологических процессов, снижением утомляемости, интеллектуальной продуктивностью, прогностичностью, повышением работоспособности, эмоциональной стабильностью, устойчивой позитивной самореализацией.

О.Н. Истратова

ФЕНОМЕН СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

В настоящее время в нашей стране серьезную озабоченность государственных органов и общества в целом вызывает рост числа детей-сирот и детей, по тем или иным причинам оставшиеся без попечения родителей. Число таких детей является косвенным показателем социальной, экономической, политической обстановки в обществе и, соответственно, варьирует в различные исторические эпохи.

В виду того, что сиротство как фактор разрушает эмоциональные связи ребенка с окружающей его социальной средой, с миром взрослых и сверстников, развивающихся в более благоприятных условиях, и вызывает глубокие вторичные нарушения физического, психического и социального развития необходим глубокий анализ социальных и психолого-педагогических аспектов этой проблемы.

Понятие «социальное сиротство» в литературе имеет неоднозначную трактовку. Этот термин нередко употребляется в различных контекстах без уточнения его содержания или же не выделяется из более широкого понятия «сиротство». Тем не менее, для ясности дальнейшего изложения необходимо провести разграничение между существующими определениями.

На сегодняшний день общепринятыми являются два понятия: сирота (сиротство) и социальный сирота (социальное сиротство).

Дети-сироты - это дети в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

Категория «социального сиротства» включает детей, которые имеют биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем [4]. Данная категория включает детей, родители которых лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны безвестно отсутствующими;недееспособны (ограниченно дееспособны), отбывают наказание в исправительных колониях, обвиняются в совершении преступлений и находятся под стражей, уклоняются от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказываются забрать детей из воспитательных, лечебных, социальных учреждений, куда ребенок помещен временно [7]. Во всех этих случаях заботу о ребенке берет на себя государство.

В последние годы проблема социального сиротства становится все более масштабной. Обнаружилось качественно новое явление - так называемое "скрытое" социальное сиротство, которое распространяется под влиянием ухудшения условии жизни значительной части семей вследствие инфляции, безработицы и вынужденной миграции населения, падением нравственных устоев семьи, следствием чего становятся изменение отношения к детям, вплоть до полного вытеснения их из семей, беспризорность огромного количества детей и подростков [2].

Распространение явления социального сиротства в нашей стране обусловлено комплексом особых условий и процессов в обществе, характеризующих развитие России на протяжении XX века [4].

За последние 100 лет Россия переживает третью волну сиротства: после первой мировой войны и революции 1917 г., после Великой Отечественной войны и на современном этапе развития общества [2].

При этом важно отметить, что на протяжении столетия феномены сиротства и «социального» сиротства тесно переплетались.

Так, первая мировая война привела к значительному увеличению числа детей, лишившихся семьи, родителей, крова. Однако революционное «брожение» в широких массах населения, развертывание политической борьбы в 1917 году привели к тому, что возросло число бездомных детей, детей, оказавшихся сиротами при живых родителях (социальное сиротство). Громадные размеры это явление приобрело чуть позже - в годы гражданской войны и голода, и дополнилось небывалым размахом сиротства фактического [4].

В результате за десятилетия гражданской войны и первых лет строительства социализма был нанесен мощнейший удар по патриархальному укладу российского общества и связям между поколениями.

Этот удар отразился и на состоянии российской семьи. Согласно коммунистическим социальным концепциям того времени, роль семьи в обществе должна постепенно уменьшаться, пока, наконец, не исчезнет вообще. В 20 - 30-е годы в России регистрация брака и его расторжение были настолько упрощены, что занимали несколько минут. При этом заключить или расторгнуть брак мог один из супругов, даже не ставя другого в известность. Кризис семьи, постепенное отмирание ее традиций, негативное отношение к семейному воспитанию приводило к увеличению бездомных детей. В 1931 г. более полутора миллионов женщин были вырваны из семьи, вовлечены в производство, активно развивался процесс «раскрепощения» женщины, что порождало новые проблемы. Чем дальше шел процесс отрыва матери от семьи и ребенка, тем больше создавалось предпосылок для возникновения социального сиротства, физической и духовной гибели целых поколений [5].

В предвоенные годы источником появления детей, оставшихся без попечения родителей, оставалась занятость родителей, а также материальная необеспеченность многих из них. Великая Отечественная война в свою очередь стала мощным толчком к тому, что феномен «социального» сиротства вновь начал тесно переплетаться с реальным сиротством.

Отметим, что если в рассмотренные исторические эпохи причины сиротства были понятны, то на современном этапе развития общества феномен социального сиротства, с одной стороны, порождается еще более сложным комплексом проблем, а с другой - сам приобретает новые характеристики.

На сегодняшний день в институте традиционной семьи специалисты констатируют определенные кризисные проблемы [8]. Число семей, находящихся в сложной ситуации, состоящих на учете как не способных обеспечить детям надлежащее содержание и воспитание, очень велико [2].

К признакам кризиса семьи с полным основанием относят следующие проявления:

- усиливающееся расслоение общества как результат перехода к рыночным отношениям, резкое снижение уровня жизни малообеспеченных семей;

- развитие теневых, рыночных отношений среди подростков и юношества, появление подросткового и юношеского рэкета, рост имущественных преступлений;

- рост подростковой преступности, вовлечение детей и подростков во взрослые преступные группировки;

- приобщение молодежи к наркотикам и токсикомании;

- распространение подростковой и юношеской проституции;

- рост подросткового и юношеского суицида;

-падение авторитета родителей и педагогов, обострение конфликтности в школе и семье [5].

К сожалению, это далеко не полный перечень тревожных обстоятельств, свидетельствующий о критическом положении современной российской семьи.

О ее кризисном состоянии свидетельствует и падение рождаемости, что приводит к девальвации смысла семейной жизни, ее ориентации на воспитание детей, роли отца в их воспитании.

Тревожит педагогическая безграмотность родителей, которые, не владея в достаточной степени знанием возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, его развития, зачастую осуществляют воспитание вслепую, интуитивно.

Особенно осложнен процесс воспитания личности в тех семьях, где иждивенчество, полукриминальный образ жизни родителей оказываются превалирующими факторами влияния на ребенка [4].

Кризис современной семьи, таким образом, негативно отражается на состоянии детства в стране, приводя к росту социального сиротства.

Помимо вышеперечисленных кризисных явлений к причинам социального сиротства также могут быть отнесены следующие.

- Алкоголизм и наркомания родителей, а отсюда - жестокое отношение к детям в семье, пренебрежение их потребностями и интересами, снижении ответственности за их судьбу. Более 100 тысяч детей ежегодно отбирается из неблагополучных семей, из них 43 тысячи в 2000 г. было отобрано через лишение родительских прав.

- Увеличение количества детей, родители которых не достигли совершеннолетия. В настоящее время в России ежегодно около 2,8 тысяч женщин рожают в возрасте 15 лет, 13 тысяч - в 16 лет, 36,7 тысяч - в 17 лет. Удельный вес детей, чьи матери не достигли совершеннолетия, составляет в среднем 3,8% от общего числа родившихся.

- Увеличение числа детей, рождающихся вне брака (28% от общего числа родившихся). Ежегодно из-за разводов около 470 тысяч детей остается без одного из родителей. В 2000 г. вне брака родилось 354 тысячи детей и почти 22 тысячи внебрачных детей у матерей, не достигших совершеннолетия.

- Рост материальных и жилищных трудностей родителей, безработицы родителей, нездоровых отношений между ними, слабости нравственных устоев [3].

Выше перечисленные причины приводят к тому, что на сегодняшний день стабильно высоким является показатель количества детей, оставшихся без попечения родителей.

Социальный портрет этой группы детей характеризуется следующими особенностями: в 2,3% случаев - это нежеланные младенцы, от которых матери отказываются в родильных домах, поэтому появился такой неблагозвучный по отношению к детям термин - «отказные» дети; в 5,6% случаев - истинное физическое сиротство в результате утраты родителей. В остальных случаях - 92,1% - это сиротство при живых родителях, не

выполняющих по отношению к детям своих обязанностей, поэтому применительно к этой группе детей мы говорим о социальном сиротстве [3].

Большинство детей, оставшихся без попечения родителей, передается под опеку (попечительство) и на усыновление, около 30% от их числа устраиваются в дома ребенка, детские дома, школы-интернаты и другие учебно-воспитательные учреждения. Несмотря на увеличение числа детей, переданных в семью, количество детей, помещенных в интернатные учреждения, не снижается. В 2001 г. в семьи передано 60% детей, а в интернаты - 40%, и 235 тыс. детей проживают в государственных учреждениях.

Статистика свидетельствует: по числу детей - социальных сирот, приходящихся на каждые 10 тысяч детского населения Россия занимает первое место в мире. Почти 50% детского населения страны (около 18 млн.) находится в зоне социального риска [5].

Современные исследования показывают, что даже так называемые благополучные семьи нередко оказываются такими лишь по видимости, пока психологическому анализу не подвергаются детско-родительские отношения [1]. Характеризуя психологические проблемы детей из семей, относительно благополучных с точки зрения их социально-экономического статуса, необходимо отметить обеднение содержания общения, дефицит теплоты, внимательного отношения друг к другу, исчезновение действительно совместных форм полезной деятельности ребенка со взрослым или общего досуга. Место личностного и познавательного общения все больше занимают узко прагматические формы - по поводу обихода, режима, контроля за успехами в учебе, а поощрение детей сводится лишь к его материальным формам. При этом усиливается тенденция переносить многие исконно родительские функции на воспитателей яслей и детских садов, а позднее на школу и другие учреждения [1]. Нередко в этих случаях можно констатировать так называемое «скрытое» социальное сиротство, которое проявляется в изменении отношения к детям, обеднении и формализации контактов с ними, что в свою очередь в крайних проявлениях фактически может привести к полному вытеснению их из семей, и, как следствие, к беспризорности огромного количества детей и подростков.

К сожалению, дети - социальные сироты, не имеющие положительного опыта семейной жизни, либо воспитывающиеся в государственных учреждениях, воспитательные системы которых далеки от совершенства, часто повторяют судьбу своих родителей, как и они впоследствии лишаясь родительских прав, тем самым, расширяя поле социального сиротства [5].

В силу этого к одной из актуальных проблем детей, находящихся в ситуации социального сиротства исследователи относят трудности их социализации [4].

Под трудностью социализации специалисты понимают комплекс затруднений ребенка при овладении той или иной социальной ролью [4].

Анализируя ранее кризисное состояние института семьи на современном этапе развития общества, мы отмечали нарастание отчуждения между детьми и родителями. При этом долгие годы в нашей стране теоретически и практически утверждался приоритет общественного (обеспечиваемого государством) воспитания над семейным. Поэтому многие родители считали и продолжают считать, что их главная задача - обеспечить содержание ребенка в семье, создать ему условия жизнедеятельности, а его воспитание - дело школы и других учебно-воспитательных учреждений. [2].

При этом семьи социального риска (категория, включающая семьи, «имеющие трудноразрешимые проблемы, ограничивающие ее возможности в создании благоприятных условий для жизни и полноценного развития всех ее членов» [2, С. 33]) зачастую характеризует вопиющее социальное неблагополучие. Это и низ-

кий материальный уровень, неудовлетворительное питание, пьянство родителей, аморальный образ жизни, скандалы и драки в семье.

Специалисты отмечают, что патогенным для развития ребенка фактором является не уровень материального благополучия, а нарушения в межличностных внутрисемейных отношениях и дефекты воспитания детей в этих семьях. Среди форм дисгармоничного воспитания для социального сиротства наиболее типичными являются безнадзорность и гипоопека. Дети из этих семей лишены родительской любви, не посещают организованные детские коллективы, многие дети школьного возраста не посещают школу. При этом во многих случаях сами образовательные учреждения стараются избавиться от «трудных» детей [2]. Отсутствие нормальных для обычного ребенка контактов (семья, друзья, одноклассники и т.п.) приводит к тому, что образ роли создается на основе противоречивой информации, получаемой ребенком из различных источников. [4].

Специалисты отмечают, что 3 - 4 месяца жизни в беспризорном режиме - это порог десоциализации. Чем больше срок беспризорничества детей, тем больше вероятность совершения ребенком правонарушения. У них нет ни профессии, ни образования, но есть основной путь - в криминальные группировки. Некоторые специалисты считают, что нет ни одного ребенка, особенно в маргинальных спальных районах, который автоматически не попадал бы в группировку. Причем в 20% случаев это происходит, когда ребенку исполняется 7 - 8 лет. При этом следует отметить, что законодательная ответственность взрослых за вовлечение детей в криминальную среду, преступную деятельность не установлена [2].

Все это приводит к тому, что ребенок автоматически усваивает нормы и ценности асоциальной среды, примеряет на себя роль асоциального члена общества.

Распространенная в России практика помещения нуждающихся в особой поддержке детей в интернатные учреждения как практически единственный способ решения их проблем между тем не только не решает этих проблем, но усиливает их. Дети, помещенные в такие учреждения даже на время, часто теряют связи со своими семьями или с друзьями в районе прежнего местожительства. Утрата социальных связей делает со временем их возврат к жизни в обществе все более затруднительным. Потеряв связь с семьей, ребенок может навсегда лишиться надежды на возвращение к жизни в обществе [6].

К тому же дети-сироты и социальные сироты в силу их особого социального статуса часто подвержены негативным реакциям на общественные процессы - апатии, потребительскому отношению к жизни и т.д. [5]. В связи с этим часто возникает иллюзорный "образ" социальной роли. Формируется ложное представление о своей социальной роли как сироты. Эта роль реализуется человеком в течение всей его жизни [4]

Многие из них не умеют жить самостоятельно, строить свою семью. Разрыв между их представлениями о жизни и реальностью проявляется в отсутствии способности ориентироваться в современной ситуации, в неумении работать, изменять свое поведение и запросы в зависимости от обстоятельств и др.

Выпускники школ-интернатов и детских домов испытывают большие трудности с устройством на работу, получением жилья, не умеют общаться со взрослыми, обустроить свой быт, вести свой бюджет, отстаивать свои юридические права. К сожалению, в государственной структуре социальной защиты населения до сих пор не отлажена система организованной помощи детям-сиротам после выхода из детского дома, интерната до совершеннолетия.

В результате в некоторых регионах России почти каждый второй выпускник детского дома состоял в группе «риска» - был бомжем, находился под следствием

либо совершал правонарушения, причем в основном имущественные: грабежи, разбои [5].

Таким образом, подводя итог выше сказанному, отметим, что затруднения, возникающие у детей - социальных сирот при овладении той или иной социальной ролью обусловлены комплексом факторов. С одной стороны, это фактор эмоциональной депривации, который приводит к искажению интеллектуального и личностного развития, что уже само по себе не может не влиять на процесс вхождения ребенка в социум. С другой стороны, - это фактор социальной депривации, который имеет место как в ситуации нахождения ребенка в неблагополучной семье, так и при помещении его в государственное учреждение интернатного типа. В первом случае затруднение процесса социализации состоит в том, что ребенок получает противоречивую информацию о социальных ролях, и нередко усваивает роль асоциального члена общества. Во втором случае - ребенок занимает особую «иждивенческую» позицию по отношению к социуму.

В свою очередь искажение процесса социализации затрудняет процессы адаптации, автономизации и активизации личности. В силу чего можно сделать вывод о том, что социализация детей - сирот и социальных сирот является одной из актуальных проблем нашего общества.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г.В. Бурменская, Е.И. Захарова, О.А. Карабанова и др. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 416с.

2. Дети социального риска и их воспитание. Учебно-методическое пособие /Под науч. Ред. Л. М. Шипициной. Спб.: Издательство «Речь», 2003. - 144с.

3.Дмитриева Т.Б. Профилактика дезадаптации детей - сирот с резидуальной церебрально-органической недостаточностью http://www.otrok.ru.

4. Ежов И.В., Егорова А.И. Истоки и причины социального сиротства в современной России и пути его преодоления.

http ://www.tula. net/tgpu/B school/index. htm.

5. Прономарев С.А. Проблема социального сиротства в современной России/ Материалы 10-х Всероссийских юношеских Чтений им В.И. Вернадского. http://vernadsky.dnttm.ru/raboty2003.

6. Пряжный М.В. Проблемы содержания детей в интернатных учреждениях Минтруда и социального развития РФ. http://mdrr.org.ru

7. Федеральный закон о дополнительных гарантиях по социальной защите де-тей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от 4 декабря 1996 года. http://assistance.foxline.ru

8. Чепурных Е. Е. Проблемы подрастающих поколений в меняющемся обществе и пути их решения./ Народное образование. 2001. №7, - С. 13

О.С. Канаркевич ДЕСТРУКТИВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ЛИЧНОСТИ У АЛКОГОЛЬНЫХ АДДИКТОВ

В ряде исследований отечественных психологов (Артемчук А.Ф., 1985; Березин С.В., Лисецкий К.С., Назаров Е.А., 2001; Бетелева Т.Г., 1990 и др.) выделены характерные и достаточно устойчивые личностные изменения алкогольных аддик-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.