Научная статья на тему 'Феномен социального представления в контексте анализа бессознательного'

Феномен социального представления в контексте анализа бессознательного Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
840
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / УСТАНОВКА / СОЗНАТЕЛЬНОЕ / БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ / SOCIAL REPRESENTATIONS / MENTALITY / CONSCIOUS / UNCONSCIOUS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Швец Д. А.

В данной статье представлен анализ влияния бессознательного на психику и поведение человека. Представлены особенности формирования таких бессознательных феноменов как установка и социальные представления. Показана их роль и их функции в конструировании индивидом социальной реальности. Предлагается рассмотреть социальные представления как форму бессознательного, влияющую аналогично перцептивной установки на человека, в свою очередь установка рассматривается как значимая составная часть представления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL REPRESENTATION PHENOMENON IN CONTEXT OF THE ANALYSIS OF THE UNCONSCIOUS

The article presents the analysis of the unconscious influence on the human psyche and behavior. Features of forming the unconscious such as mentality and social representations are considered, and their role and functions in designing a social reality by an individual are demonstrated. The author considers social representations as a form of the unconscious that influences a human being in the same way as perceptive mentality; the latter playing a significant role in the representation.

Текст научной работы на тему «Феномен социального представления в контексте анализа бессознательного»

Психология

УДК 159.9

ФЕНОМЕН СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ АНАЛИЗА БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО

© 2011 Д.А.Швец

Самарский государственный университет

Статья поступила в редакцию 16.02.2011

В данной статье представлен анализ влияния бессознательного на психику и поведение человека. Представлены особенности формирования таких бессознательных феноменов как установка и социальные представления. Показана их роль и их функции в конструировании индивидом социальной реальности. Предлагается рассмотреть социальные представления как форму бессознательного, влияющую аналогично перцептивной установки на человека, в свою очередь установка рассматривается как значимая составная часть представления.

Ключевые слова: социальные представления, установка, сознательное, бессознательное.

Исследования французской школы по социальным представлениям (С.Московичи) позволяют считать, что установки (социальные установки) могут плодотворно изучаться и рассматриваться как значительная составная часть социальных представлений. В свою очередь установки являются бессознательными образованиями, оказывающими огромное влияние на психику и поведение человека. Сама же проблема бессознательного требует детального и глубокого исследования. Так, проблема сознания и бессознательного давно и достаточно плодотворно разрабатывается практически во всех уголках мира. И в настоящее время существует множество точек зрения на сущность и структуру сознания, на происхождение бессознательного и его взаимодействие с сознанием1. Существенным отличием человека от животных считается способность людей к абстрактному мышлению, люди размышляют о своем прошлом и критически оценивают его, размышляют о будущем и строят планы на него. Все это относится к сфере человеческого сознания. Однако помимо сознания существует еще и бессознательное. И нередко именно оно является движущей силой и определяет стиль поведения человека. Желания, которые человек недостаточно осознает, могут, однако, в значительной степени оказывать влияние на его сознательные моти-вационные установки. Часто оказывается, что важные для нас и нашего будущего решения формируются именно на неосознаваемом уровне2. Басин утверждает, что такие термины как «бессознательное», «подсознательное», «неосознанное» свойственны не только научной, но и худо-

Швец Дмитрий Андреевич, соискатель кафедры общей психологии. E-mail: ShvezDA@rambler. ru

1 Немов Р.С. Психология. - М.: 1998.

2 Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания

// Вопросы психологии. - М.: 1991. - №2.

жественной литературе, и вообще обыденной жизни. Неизвестно что именно изначально послужило возникновению мыслям, которые повседневно в обыденной жизни возникают в наших головах, но, тем не менее, повседневный опыт знакомит нас с этими мыслями3.

Проблемой бессознательного занимались различные ученые и в различные исторические эпохи, как за рубежом, так и у нас в стране (По-танджали, Декарт, Спиноза, Лейбниц, Кант, Шопенгауэр, Ницше, Фехнер, Вундт, Фрейд, Юнг, Павлов, Узнадзе и др.). Ясно одно - результаты этих исследований позволяют заключить, что проблема бессознательного настолько широка, что вся осознаваемая человеком информация - это лишь маленькая часть, огромного целого. К понятию бессознательное относят все психические проявления, которые находятся вне сознания человека, т.е. эти проявления он никак не может спланировать, объяснить и проконтролировать. Установка, инстинкт, влечение, восприятие, представление, мышление, интуиция, сновидение, аффект и еще многое другое может выступать как неосознанное. Также к бессознательным проявлениям можно отнести и вдохновение, и непроизвольное воспоминание о том, что казалось уже совсем забытым, и многое-многое другое.

Родоначальниками психологических исследований бессознательного считаются Фехнер, Вундт и др. Так, Вундт считал основой восприятия и сознания процессы, которые являются по своей природе осознаваемыми и логическими. Он пытался установить связь законов логического развития мысли с бессознательными явлениями, утверждал существование не только осознаваемого, но и неосознанного «Мы». В свою очередь французские психиатры Шарко и Жане, используя в

3 Басин Ф.В. Проблема бессознательного. - М.: 1968.

Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 13, №№2(3), 2011

лечебных целях гипнотические методы воздействия на сферу сознательного, оказали значительное влияние на исследования бессознательного. Сеченов категорически отрицал соотношение пси-

В психологической науке принято бессознательные психические процессы делить на три класса: бессознательные механизмы сознательных действий, бессознательные побудители сознательных действий и «надсознательные» процессы4. Наглядно результаты данного анализа представлены в таб.1. В отечественной психологии проблема бессознательного достаточно успешно прорабатывалась школой Д.Н.Узнадзе. Сторонники данной школы исследуют бессознательное в виде установки. Сам Узнадзе под установкой понимал готовность и предрасположенность субъекта определенным образом воспринимать и относиться к определенным объектам и ситуациям, благодаря установки деятельность человека приобретает устойчивость и целенаправленность, также установка является основой целесообразной избирательной активности человека5.

Какую бы мы сферу психической жизни не взяли, при детальном рассмотрении каждая из них обязательно будет пронизана таким явлением как установка. Установка - это не отдельно взятый психический процесс, а что-то более широкое и глобальное, имеющее центральный характер. И это проявляется в том, что она, будучи сформирована в одной сфере, переходит на другие. Находясь в постоянном взаимодействии со средой индивиду, так или иначе, приходится испытывать ситуации встречи своих потребностей с ситуацией их удовлетворения. Именно в этих ситуациях и возникает установка. Интересен факт, что на базе установки деятельность субъекта может быть активизирована помимо участия его эмоциональных и волевых актов. Но деятельность в плане «им-

4 МаклаковА.Г. Общая психология. - СПб.: 2002.

5 Узнадзе Д.Н. Основные положения теории установки // Труды. - Т.6. - Тбилиси: 1977.

хического сознательному. Павлов связывал явление бессознательного с исследованием тех участков мозга, которые обладают минимальной возбудимостью.

пульсивной» установки человеку хотя и свойственна, однако не отражает его сущности.

Авторы выделяют различные виды установки: моторная установка - готовность к выполнению конкретного действия; умственная установка, заключающаяся в готовности решать интеллектуальные задачи с помощью известных и доступных способов; перцептивная установка - готовность воспринимать то, что ожидается увидеть, и т.д.6. Установка очень важна для человека, поскольку обеспечивает в случае внезапной необходимости выполнение заранее спланированного действия. Такая готовность даже при воздействии другого, не ожидаемого раздражителя может вызвать выполнение заранее предлагаемого действия, что, конечно, очень часто является ошибкой. Такое явление получило название «ошибки установ-ки»7. В результате целой серии экспериментов Д.Н.Узнадзе и его сотрудники пришли к выводу о том, что установка действительно неосознаваема. Видится справедливым в какой-то степени соотнесение перцептивной установки с социальным представлением. Т.к. на основе имеющихся у нас представлений о каком-либо социальном объекте или субъекте мы воспринимаем, думаем и действуем определенным образом относительного данного объекта или субъекта. К анализу социального представления можно подходить с различных точек зрения: с психологической, с социологической. Так, если исходить из последней, то социальное представление рассматривается как особая форма знания. Это знание возникает благодаря интеграции индивидуального и коллективного сознания с реальностью, кроме этого данное знание выступает основополагающим фактором социального конструирования реальности. Пред

6 Маклаков А.Г. Общая психология....

7 Узнадзе Д.Н. Основные положения теории установки..

Таб. 1. Классификация бессознательных психических процессов

Бессознательные психические процессы

Бессознательные механизмы сознательных действий Бессознатель- Надсозна-

Бессознательные автоматизмы Бессознательные Бессознательное сопровожде- ные побуди- тельные

Первичные авто- Навыки: установки: ние сознательных действий: тели созна- процессы:

матизмы: обучение готовность орга- непроизвольные движения, тельных дей- интеграль-

сосательные движе- игре на низма или субъек- тоническое напряжение, мими- ствий: ный продукт

ния, мигание и музы- та к совершению ка и пантомимика, а так же сновидения, большой

конвергенция глаз, кальных определённого вегетативные движения, со- ошибочные сознатель-

схватывание пред- инстру- действия или реа- провождающие действия и действия, нев- ной (интел-

метов, ходьба и ментах и гирования в опре- состояния человека (человек ротические лектуаль-

многое другое т.п. делённом направлении слушающий музыку, в такт покачивает головой) симптомы ной) работы

Психология

ставление выполняет такие важные социальные функции как связывание человека и окружающего мира, ориентация личности в мире, передачи опыта, социализации и т.п. Кроме этого социальные представления так же как и установки придают поведению индивидов определенную направленность и предписывают мыслить и действовать определенным образом8.

В жизни общества социальные представления предстают в виде некой системы, с помощью которой индивиды интерпретируют те или иные события, и вообще все, что происходит с ними и вокруг них, кроме этого данная система позволяет осмыслить все это. Социальные представления можно определить как образы, которые содержат в себе различные совокупности значений. Также социальные представления можно определить как категории, с помощью которых мы классифицируем разнообразные феномены, обстоятельства и. т.д., и выносим о которых определенные решения, поэтому социальные представления можно еще определить как теории, позволяющие нам это делать. Таким образом, видно, что феномен «социальные представления» предстают в совершенно разнообразных формах. Выше мы уже отмечали, что анализировать социальные представления возможно и с психологической и с социологической точки зрения, ведь само это понятие находится между психологическим и социальным. Оно касается того, как социальные субъекты воспринимают и понимают все что происходит с ними и вокруг них. Социальные представления формируются в сознании индивидов на основе их индивидуального опыта взаимодействия с окружающей действительностью, а также на основе всего того, что они приобретают по традиции, посредством воспитания, социального окружения, общения и пр. Данное знание можно обозначить как практическое знание, т.к. именно это знание способствует нашему познанию мира и пониманию фактов, феноменов, общественных и исторических событий этого мира. Это такой конструктор, из которого мы строим свою реальность. Таким образом, каждый индивид имеет свой набор конструктора, детали которого могут походить или отличаться от конструктора другого индивида. Но результат конструирования всегда один -социальная реальность9.

Таким образом, по Московичи, социальные представления формируются и закрепляются в процессе повседневного межличностного общения. Социальные представления можно соотнести с такими понятиями как миф и верования, с той

8 Паутова Л.А. Комплексный подход к исследованию социального представления о стабильности // Социология. - М.: 2004. - №>19.

9 Московижи С. Социальная психология. - СПб.: 2007.

лишь разницей, что последние свойственны, скажем традиционным обществам, а само понятие социальные представления зародились и более распространены в обществе современном. Точка зрения Т.П.Емельяновой на специфику социального представления близка точки зрения С.Московичи, так, она считает, что социальные представления появляются в сознании обыденного человека в результате взаимодействия людей друг с другом в социальном мире, также социальные представления несут функцию познания этого мира, посредством осмысления индивидами социальной реальности10. Человек устроен таким образом, что, вступая во взаимодействие с окружающим миром, он сначала представляет всевозможные результаты этого взаимодействия. И в этом смысле представления по праву можно считать основой любого взаимодействия. Московичи считает социальные представления посредником между индивидом и реальностью, которая вместе с сознанием оказывают на него влияние. Итак, представления формируются на уровне повседневного социального взаимодействия, приобретая форму обыденного коллективного знания, и именно это знание и усваивает каждый отдельно взятый индивид в течение всей своей жизни11. Донцов и Емельянова относительно социальных представлений пишут: «это способы интерпретации и осмысления повседневной реальности, определенная форма социального познания, предполагающая когнитивную активность индивидов и групп. Это — знания здравого смысла, содержание, функции и воспроизводство которых социально обусловлены»12.

Жан-Клод Абрик определяет представление как определенный набор мнений, установок, верований и информации относительно объекта или ситуации. На представление оказывает влияние множество факторов. К ним можно отнести индивидуальный опыт взаимодействия с социальной реальностью субъекта, культурной и идеологической системой, в которой данный субъект находится, а также природа связей субъекта с социальной системой13.

10 Емельянова Т.П. Конструирование социальных представлений в условиях трансформации российского общества. - М.: 2006.

11 Абульханова К.А. Социальное мышление личности // Современная психология: Состояние и перспективы исследований. Часть 3. Социальные представления и мышление личности. - М.: 2002. - С. 88 - 103.

12 Донцов А.И., Емельянова Т.П. Концепция социальных представлений о феноменах обыденного сознания // Идеологические и психологические аспекты исследования массового сознания: Сб. обзоров. - М.: 1989. - С. 12 - 14.

13 Abrik J. C. L'etude experimental des representations sosiales // Las representations sosiales / D.Jodelet. - Paris: 1989.

Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 13, №2(3), 2011

Емельянова в качестве основной и наиболее важной функции социальных представлений называет - познание. Посредствам социальных представлений индивиды описывают, классифицируют, а также объясняют социальную реальность, которую индивид воспринимает с учетом своих желаний и интересов. Другая функция по Емельяновой - адаптационная. Адаптация совершающихся социальных фактов, явлений политического, научного плана к уже сформировавшим-

ся, ранее существовавшим взглядам, мнениям и оценкам. И последняя функция состоит в опосредовании, регуляции поведения14. В таб. 2 приведены обобщенные результаты анализа социального представления и установки, из которой видно, что и социальные представления, и установки во многом схожи между собой, однако, не смотря на это, каждый из них представляет собой отдельный психологический феномен, требующий отдельного и тщательного анализа.

Таб. 2. Анализ социального представления и социальной установки

Основания анализа Социальная установка Социальное представление

Факторы, влияющие на формирование установки, представления Индивидуальный опыт взаимодействия с социальной реальностью, культурной и идеологической системой, в которой находится субъект, природа связей субъекта с социальной системой

Функции Инструментальная (адаптивная, утилитарная) Эгозащитная Функция выражения ценностей (функция самореализации) Функция организации знаний Познавательная Адаптационная Регуляционная

Роль Социальные установки и представления задают направление мыслям и действиям людей по отношению к конкретному объекту или ситуации, они помогают человеку устанавливать и поддерживать социальную идентичность, организуют мнения человека об окружающем мире, позволяют ему реализовать себя. Установки и представления активно задействованы как в процессе регуляции социального поведения, так и в процессе социального познания. В целом можно сказать, что и установка и представления, выполняя все перечисленные функции, адаптирует человека к окружающей социальной среде и защищает его от негативных воздействий или неопределенности

Таким образом, рассмотрев проблему влияния бессознательного на психику и поведение человека, можно сказать о необходимости учитывать значительное, часто решающее влияние бессознательного на принятие решения, при совершении определенных действий и т.д. К одному из проявлений бессознательного относится феномен социального представления, одним из составных

компонентов которого является установка, которая имеет огромное значение для формирования осознаваемых действий и отношений относительно социальных объектов и субъектов.

14. Емельянова Т.П. Социальное представление - понятие и концепция: Итоги последнего десятилетия // Психологический журнал. - 2001. - Т. 22. №6. - С. 39 - 47.

SOCIAL REPRESENTATION PHENOMENON IN CONTEXT OF THE ANALYSIS

OF THE UNCONSCIOUS

©2011 D.A.Shvec Samara State University

The article presents the analysis of the unconscious influence on the human psyche and behavior. Features of forming the unconscious such as mentality and social representations are considered, and their role and functions in designing a social reality by an individual are demonstrated. The author considers social representations as a form of the unconscious that influences a human being in the same way as perceptive mentality; the latter playing a significant role in the representation.

Keywords: social representations, mentality, conscious, unconscious.

Dmitri Andreevich Shvec, post-graduate student, Department of General Psychology. E-mail-ShvezDA@rambler. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.