Научная статья на тему 'ФЕНОМЕН СОСТЯЗАТЕЛЬНОСТИ В СПОРТЕ: РЕЛИГИОЗНО-ЭТИЧЕСКИЕ И КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ'

ФЕНОМЕН СОСТЯЗАТЕЛЬНОСТИ В СПОРТЕ: РЕЛИГИОЗНО-ЭТИЧЕСКИЕ И КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
86
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТ / СОСТЯЗАТЕЛЬНОСТЬ / АГОНАЛЬНОСТЬ / ИГРА / КУЛЬТУРНАЯ УНИВЕРСАЛИЯ / РЕЛИГИОЗНЫЕ И МОРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / SPORT / COMPETITIVENESS / AGONALITY / GAME / CULTURAL UNIVERSAL / RELIGIOUS AND MORAL VALUES

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Серегин Б. В.

В статье рассматривается феномен спорта как культурная универсалия , являющаяся важной компонентой культурного текста, в которой сосредоточены наиболее общие свойства, характерные для человеческого общества в различные культурно-исторические периоды его развития. Показано, что сущностные характеристики феномена спорта коренятся в состязательности, как ценностной модели, раскрывающей коренную черту способа существования человека. В статье обозначены сущностные смыслы состязательности ayrov (agon) древнегреческого олимпизма, а также этапы развития олимпизма в истории культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHENOMENON OF COMPETITION IN SPORTS: RELIGIOUSETHICAL AND CULTURAL-HISTORICAL FOUNDATIONS

The article examines the phenomenon of sport as a cultural universal , which is an important component of the cultural text. The universal concentrates the most general properties typical of human society in various cultural and historical periods of its development. The article shows that the essential characteristics of the phenomenon of sports originate in competition as a value model that reveals the fundamental feature of the way of human existence. The article outlines the essential meanings of the competition ayrov (agon) in ancient Greek Olympism, as well as the stages of development of Olympism in the history of culture.

Текст научной работы на тему «ФЕНОМЕН СОСТЯЗАТЕЛЬНОСТИ В СПОРТЕ: РЕЛИГИОЗНО-ЭТИЧЕСКИЕ И КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ»

Б. В. Серегин

Тульский государственнный педагогический университет

им. Л. Н. Толстого

ФЕНОМЕН СОСТЯЗАТЕЛЬНОСТИ В СПОРТЕ: РЕЛИГИОЗНО-ЭТИЧЕСКИЕ И КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ

ОСНОВАНИЯ

В статье рассматривается феномен спорта как культурная универсалия, являющаяся важной компонентой культурного текста, в которой сосредоточены наиболее общие свойства, характерные для человеческого общества в различные культурно-исторические периоды его развития. Показано, что сущностные характеристики феномена спорта коренятся в состязательности, как ценностной модели, раскрывающей коренную черту способа существования человека. В статье обозначены сущностные смыслы состязательности ayrov (agon) древнегреческого олимпизма, а также этапы развития олимпизма в истории культуры.

Ключевые слова: спорт, состязательность, агональность, игра, культурная универсалия, религиозные и моральные ценности.

B. V. Seregin

Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University,

(Tula, Russia)

PHENOMENON OF COMPETITION IN SPORTS: RELIGIOUS-ETHICAL AND CULTURAL-HISTORICAL FOUNDATIONS

The article examines the phenomenon of sport as a cultural universal, which is an important component of the cultural text. The universal concentrates the most general properties typical of human society in various cultural and historical periods of its development. The article shows that the essential characteristics of the phenomenon of sports originate in competition as a value model that reveals the fundamental feature of the way of human existence. The article outlines the essential meanings of the competition ayrov (agon) in ancient Greek Olympism, as well as the stages of development of Olympism in the history of culture.

Keywords: sport, competitiveness, agonality, game, cultural universal, religious and moral values.

DOI 10.22405/2304-4772-2020-1 -2-74-80

Феномен спорта представляет собой один из значимых компонентов культурного текста именно потому, что спорт выполняет ряд культурных функций в жизни и развитии общества, таких как творческая состязательность, коммуникативность, национальная идентификационность, этноконфессиональная вариативность, формирует эстетическую и имиджевую образность.

Феномен спорта как культурная универсалия рассматривается нами на основе исследований антропологов и культурологов, в частности, Джорджа Питера Мёрдока (1897-1985) «Фундаментальные исследования культуры». В этой работе культурная универсалия представлена как «наиболее распространенные и наиболее значимые формы социальной и культурной жизни, присущие всем народам независимо от их этнических, социальных,

экономических и др. особенностей - это нормы, ценности, идеи, стереотипы мышления и поведения, верования и т.д. [4], то есть таких «общих поведенческих категорий, которые включают разнообразие культурных проявлений: от места обитания до одежды, обычаев, обрядов и т.д.» [1]. В их числе П. Мэрдок выделяет те наиболее значительные поведенческие проявления, характерные для человеческого общества, которые отражаются в нормах культуры, а именно: «в 1) правилах брачных отношений, отражающих сложившуюся социальную культуру воспроизводства; 2) правилах спортивных состязаний, в которых закреплялась культурная, санкционированная обществом форма выплеска агрессии» (курсив - мой Б. С.). [1] Таким образом, в типологии универсалий, предложенных П. Мердоком, спорт занимает одну из значительных культурных ниш, определяющих смыслы культурной деятельности человека в социуме.

Состязательность, как сущностное выражение спорта, связана с игровой компонентой культуры, о чем свидетельствует работа голландского историка и философа Йохана Хёйзинги (1872-1945) «Homo Ludens. Опыт определения игрового элемента культуры». В главе этого исследования «Природа и значение игры как явления культуры» показана всеобщность игры, как экзистенциального и смыслового контекста культуры, который охватывает все стороны человеческой деятельности: политику, экономику, науку, искусство и др. В ней Й. Хейзинга подчеркивает агональность [Комм.1] (творческую состязательность) спорта как феномена культуры, связанную, по его выражению, с «несерьезностью», непосредственностью игрового элемента. Игровой элемент состязательности, по его мнению, имеет следующие черты: свобода, определенность правилами, ритмом и гармонией, хронотопом игры [Комм.2], эстетическим своеобразием и чувством удовольствия от игры. В то же самое время игра, как концепт культуры, свойственная всем сферам деятельности человека, «когда она что-либо означает или торжественно знаменует», приобретает духовный смысл, как следствие «свое место в сфере праздника или культа, в сфере священного» [8, с. 27]. Именно поэтому игра как священнодействие «возвышается тем, что понятие это возводят вплоть до высочайших областей духа» [8, с. 37].

Игровое начало в его религиозно-смысловом контексте представляет собой особую форму состязательности древнегреческого олимпизма, его содержание и идеологическую направленность. Именно поэтому ценностное содержание состязательности в древнегреческих соревнованиях определялось высоким духом священнодействия, возможности «уподобляться богам», которые, согласно мифологическим представлениям древних греков, состязались друг с другом в силе, ловкости, быстроте. Опираясь на размышления Платона о сущности состязательности в олимпизме, Й. Хейзинга подчеркивает, что Платон утверждал «тождество игры и священнодействия как безусловную данность», кстати, являясь участником в олимпийских соревнованиях.

Таким образом, древнегреческий олимпизм представлял собой особый тип игровой состязательности, в котором духовное и телесное раскрывались как единое целое, а «сама игра возвышается тем, что понятие это возводят вплоть до высочайших областей духа» [8, с. 36], «дабы расположить к себе богов и отбить врагов, победив их в бою» (Платон).

Таким образом, игровая состязательность, выражает сущность одной из самых значительных культурной универсалии, характерной для всех типов культур человеческого общества. Священодействие игровой состязательности в древнегреческом олимпизме имело значение космического масштаба, так как утверждало гармонию и порядок бытия. [Комм.3]

Древнегреческий олимпизм оставил значительный след в истории культуры. С точки зрения исследователей олимпийское движение имеет три стадии своего развития в истории культуры: античную, кубертеновскую и пост-кубертеновскую[5].

Античная стадия олимпизма (776 г. до н. - 394 н.э.). В это время олимпийские игры проводились на полуострове Пелопоннес, в деревне Олимпия, на реке Алфей в Греции. Соревнования атлетов проводились в честь плодородного урожая, перемирия в войнах, удачной женитьбы и др. с целью благодарности к богам.

Религиозно-мифологическая версия возникновения олимпийских игр связана с мифами о победе Зевса над Кроном, своим отцом. В соревнованиях богов участвовали Аполлон, который был признан лучшим стрелком из лука, Гермес, лучший бегун Ахилл и др.

Состязательность атлетов в Олимпии имела религиозную функциональность, цель и назначение которой подражательность (мимезис) божественным играм богов на Олимпе. Боги как высшие существа демонстрировали физическое и духовное совершенство. Именно поэтому в состязательности на Олимпии высоко ценились такие качества атлетов как единство физического и духовного, идеал совершенства, в котором сочетались красота тела, сила духа и мужество, ловкость, быстрота и смекалка. Олимпийские игры во многом способствовали мирному сосуществованию греческого государства, являлись фактором сплочения его народов, в это время устанавливалось перемирие (экехейриа), что способствовало мирному проведению игрового празднества и гарантировало неприкосновенность и безопасность его участников. Во время олимпийских игр, в силу высокого религиозного смысла и духа этих состязаний, прекращались войны, снималась агрессивность ненависти к врагам. Таким образом, древнегреческий олимпизм, идеологическое содержание агональности олимпийских игр имели религиозно-этические и мифологические ценностные обоснования.

Кубертеновская стадия олимпизма связана с именем французского барона Пьера де Кубертена ((1863-1937), который в 1886-1887 гг. создал комитет по пропаганде физического воспитания во Франции, который стал одной из первых спортивных институций по организации международного сотрудничества со спортивными организациями других стран. П. де Кубертен,

будучи специалистом в области истории спорта, был увлечен идеями древнегреческого олимпизма, считая, что возрождение этих ценностей будет способствовать не только международному возрождению спорта, но и вдохнет новую идеологию в спортивной деятельности. В 1893 году под его руководством был создан комитет по подготовке учредительного конгресса, состоявшегося в июне 1894 года во Франции.

23 июня 1894 г. был создан Международный Олимпийский Комитет -МОК. П. де Кубертен считал, что возрождение Олимпийских игр вовсе не означает их точного повторения, справедливо полагая, что «возродиться может только идея, приведенная в соответствие с потребностями и вкусами века».[6, с 52-53] Основные положения будущих олимпийских игр имели этическое содержание, ратовали за чистоту и честность спортивных состязаний, выдвигали идею некоммерциализации спорта. Однако, этический проект олимпизма уже после первых олимпийских игр (1896 г.), оказался идейно несостоятельным.

Пост-кубертеновская стадия олимпизма Международная организация спорта, созданная П. Кубертеном, в течение времени становится институтом, который создает систему профессионального спорта, в котором игровая состязательность начинает терять свое религиозно-этическую значимость в результате экономических, коммерческих, информационных факторов. Игра, по мнению Й Хейзинга становится «до такой степени технической организованности, материальной оснащенности и научного осмысления, что в коллективном и публичном занятии ею возникает угроза потери самого духа игры» [8, с. 188].

Древнегреческий олимпизм представлял собой священнодействие, преклонение перед культом, праздник, который выражал истинное проявление игровой состязательности.

Современный спорт, по мнению мыслителя, представляет собой «самостоятельное выражение агональных инстинктов, чем фактором плодотворного чувства солидарности», над которым довлеют идеалы рекордомании.

Таким образом, происходит подмена религиозных оснований олимпизма, как целеполагания и способа регуляции - этической кодификацией, регламентации которой граничат с уставом, в современной спортивной деятельности. Этот процесс связан с системой планирования, прагматикой, присутствовавшей в современном спорте, т.е. с той «серьезностью» (Й. Хейзинга) в состязательности, которая уничтожает непосредственность игры. Технические правила игры в современном спорте сопряжены с этическими нормами, что подтверждается анализом этических кодексов, наличие которых в каждом виде спорта обусловлено как обязательное требование международных и национальных институтов спорта.

Комментарии

1. В работе Й. Хейзинга достаточно скурпулезно рассматривается различные значения понятия игры в древнегреческом языке. Термин агональность - игровые состязания и поединки(aytov), на его взгляд, наиболее полно отражает культурную жизнь Древней Греции именно потому, что «область его действия вроде бы включает в себя существенную долю понятия игры. Значение несерьезного, игрового в нем, как правило, не получает отчетливого выражения. На основании этого, а также из-за чрезвычайно важного места, которое ау&. занимал в эллинской культуре и в повседневной жизни каждого эллина». Хёйзинга Й. Homo Ludens; Статьи по истории культуры. / Пер., сост. и Х 35 вступ. ст. Д.В. Сильвестрова; Коммент. Д. Э. Харитоновича. М.: Прогресс - Традиция, 1997. 416 с. С. 46.

2. Й. Хейзинга подчеркивает значимость места игры как «освященного пространства», обособленного от повседневной жизни, в котором «арена, игральный стол, магический круг, храм, сцена, киноэкран, судебное присутствие - все они, по форме и функции, суть игровые Й. Хейзинга подчеркивает значимость места игры как «освященного пространства», обособленного от повседневной жизни, в котором «арена, игральный стол, магический круг, храм, сцена, киноэкран, судебное присутствие - все они, по форме и функции, суть игровые пространства, то есть отчужденная земля, обособленные, выгороженные, освященные территории, где имеют силу свои особые правила. Это временные миры внутри мира обычного, предназначенные для выполнения некоего замкнутого в себе действия. Хёйзинга Й. Homo Ludens; Статьи по истории культуры. / Пер., сост. и Х 35 вступ. ст. Д. В. Сильвестрова; Коммент. Д. Э. Харитоновича. М.: Прогресс - Традиция, 1997. 416 с. С. 28.

3. Согласно Й. Хейзинга «священное представление - это больше, нежели мнимое претворение, больше, чем символическое претворение, это -мистическое претворение. В таком представлении нечто незримое и невыразимое обретает прекрасную, значимую, священную форму. Участвующие в культовом действе убеждены, что оно претворяет в жизнь некое благо, и при этом высший порядок вещей действенно вторгается в их обычное существование. Тем не менее, это претворение через устраиваемое ими представление продолжает во всех отношениях сохранять формальные признаки игры. Оно разыгрывается, ставится в пределах реально выделенного игрового пространства, как подлинный праздник, то есть радостно и свободно» Хёйзинга Й. Homo Ludens; Статьи по истории культуры. / Пер., сост. и Х 35 вступ. ст. Д. В. Сильвестрова; Коммент. Д. Э. Харитоновича. М.: Прогресс -Традиция, 1997. 416 с. С. 32.

Литература

1. Мёрдок Дж. Фундаментальные характеристики культуры // Антология исследований культуры. Интерпретация культуры. Т. 1 / сост. С. Я. Левит. СПб., 1997. С. 49-57; то же [Электронный ресурс]. URL: http://www.studmed.ru/levit-sya-sost-antologiya-issledovaniy-kultury-t-1-interpretacii-kultury_3d637dcfd83.html (дата обращения: 12.08.2020).

2. Базунов Б. А. Боги стадионов Эллады. М.: Терра-Спорт, 2002. 256 с.

3. Зелинский Ф. Ф. История античной культуры. М., 1995. 380 с.

4. Кононенко Б. И. Большой толковый словарь по культурологии. М.: Вече : АСТ, 2003. 510 с.

5. Круглик И. И., Круглик И. П., Курамшин Ю. Ф. Изменение идеалов и ценностей олимпизма, от античности к современности [Электронный ресурс] // Психология, социология и педагогика. 2015. № 4. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/04/4898 (дата обращения: 12.08.2020).

6. Кубертен П. Восстановление Олимпийских игр // Международное спортивное и олимпийское движение. М., 1990. Вып. 7. С. 52-53.

7. Лосев А .Ф., Тахо-Годи А. А. Боги и герои Древней Греции. М.: Слово/ Slovo, 2002. 280 с.

8. Хёйзинга Й. Homo Ludens: статьи по истории культуры / пер. и авт. вступ. ст. Д. В. Сильвестров ; науч. коммент. Д. Э. Харитоновича. М.: Прогресс-Традиция, 1997. 413 с.

9. Шанин Ю. В. Олимпия. История античного атлетизма. СПб.: Алетейя, 2001. 191 с. : ил. (Античная библиотека / Исследования).

10. Crowther N. B. Sport in Ancient Times. Westport (Connecticut): Praeger Publishers, 2007. 183 p.

11. Mikalson J. D. Ancient Greek Religion. Oxford: Blackwell, 2005. 225 p.

References

1. Murdock G. Fundamental'nyye kharakteristiki kul'tury [Fundamental characteristics of culture]. Antologiya issledovaniy kul'tury. Interpretatsiya kul'tury [Anthology of cultural studies. Interpretation of culture]. Comp. by S. Ya. Levit. St. Petersburg: 1997. Pp. 49-57. Available at: http://www.studmed.ru/levit-sya-sost-antologiya-issledovaniy-kultury-t-1 -interpretacii-kultury 3d637dcfd83.html (accessed: 12.08.2020). [In Russian]

2. Bazunov B. A. Bogi stadionov Ellady [Gods of the stadiums of Hellas]. Moscow: Terra-Sport Publ., 2002. 256 p. [In Russian]

3. Zelinsky F. F. Istoriya antichnoy kul'tury [History of ancient culture]. Moscow: 1995. 380 p. [In Russian]

4. Kononenko B. I. Bol'shoy tolkovyy slovar' po kul'turologii [Big explanatory dictionary of Cultural. Studies]. Moscow: Veche Publ., AST Publ., 2003. 510 p. [In Russian]

5. Kruglik I. I., Kruglik I. P., Kuramshin Yu. F. Izmeneniye idealov i tsennostey olimpizma, ot antichnosti k sovremennosti [Change ideals and values of Olympism, from antiquity to present]. Psikhologiya, sotsiologiya i pedagogika [Psychology, sociology and pedagogics]. 2015. Issue 4. Available at: http://psychology.snauka.ru/2015/04/4898 (accessed: 12.08.2020). [In Russian]

6. Coubertin P. Vosstanovleniye Olimpiyskikh igr [International sports and Olympic movement]. Mezhdunarodnoye sportivnoye i olimpiyskoye dvizheniye [The International sports and Olympic movement]. Moscow: 1990. Issue 7. Pp. 52-53. [In Russian]

7. Losev A. F., Takho-Godi, A. A. Bogi i geroi Drevney Gretsii [Gods Heroes Ancient Greece]. Moscow: Slovo Publ., 2002. 280 p. [In Russian]

8. Huizinga J. Homo Ludens: stat'i po istorii kul'tury [Homo Ludens: Cultural History Articles]. Transl. and the introductory article by D. V. Silvestrov; scientific. comment. by D. E. Kharitonovich. Moscow: Progress-Traditsiya Publ., 1997. 413 p. [In Russian]

9. Shanin Yu.V. Olimpiya. Istoriya antichnogo atletizma [Olympia. History of ancient athleticism]. St. Petersburg: Aletheia Publ., 2001. 191 p. : illustrated. (Antichnaya biblioteka / Issledovaniya [Antique Library / Research]). [In Russian]

10. Crowther N. B. Sport in Ancient Times. Westport (Connecticut): Praeger Publishers, 2007. 183 p.

11. Mikalson J. D. Ancient Greek Religion. Oxford: Blackwell, 2005. 225 p.

Статья поступила в редакцию 01.09.2020 Статья допущена к публикации 15.10.2020

The article was received by the editorial staff01.09.2020 The article is approved for publication 15.10.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.