Научная статья на тему 'ФЕНОМЕН СМЕРТИ И ПОХОРОННАЯ ТРАДИЦИЯ В ЯПОНСКОЙ КУЛЬТУРЕ: ОТ ДРЕВНИХ КОФУН ДО ЦИФРОВЫХ КОЛУМБАРИЕВ'

ФЕНОМЕН СМЕРТИ И ПОХОРОННАЯ ТРАДИЦИЯ В ЯПОНСКОЙ КУЛЬТУРЕ: ОТ ДРЕВНИХ КОФУН ДО ЦИФРОВЫХ КОЛУМБАРИЕВ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
985
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕНОМЕН СМЕРТИ / ПОХОРОННАЯ КУЛЬТУРА ЯПОНИИ / ВОИН/САМУРАЙ / КОДЕКС ЧЕСТИ «БУСИДО» / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ОНЛАЙН-ТЕХНОЛОГИИ / УРБАНИЗАЦИЯ / КОФУН / ВЕРТИКАЛЬНЫЕ КОЛУМБАРИИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Богомазова Н. Л.

В статье, основанной на современных исследованиях, рассматривается вопрос феномена и смерти и цифровизации японской похоронной культуры. Прослеживается в историко-культурологическом и философском контексте ритуал прощания и захоронения усопшего от древнего периода кофун до современного исторического этапа. Технологии XXI века предлагают нам стартапы, позволяющие нам запланировать уход из жизни, чат-боты на основе данных умерших людей и цифровые кладбища.В результате, на основании сделанных выводов, и анализа исследуемого вопроса сделан вывод о том, что глобальная цифровизация затронула все сферы человеческой жизнедеятельности и существует вероятность, что так называемые традиционные кладбища уступят свое место цифровым вертикальным колумбариям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHENOMENON OF DEATH AND FUNERAL TRADITION IN JAPANESE CULTURE: FROM ANCIENT KOFUN TO DIGITAL COLUMBARIA

The article, based on modern research, deals with the issue of the phenomenon of both death and digitalization of Japanese funeral culture. The ritual of farewell and burial of the deceased from the ancient kofun period to the modern historical stage is traced in the historical, cultural and philosophical context. The technologies of the 21st century offer us start-ups that allow us to plan the death, chatbots based on the data of deceased people and digital cemeteries.As a result, based on the conclusions made and the analysis of the issue under study, it concludes that global digitalization has affected all spheres of human activity and there is a possibility that the so-called traditional cemeteries will give way to digital vertical columbaria.

Текст научной работы на тему «ФЕНОМЕН СМЕРТИ И ПОХОРОННАЯ ТРАДИЦИЯ В ЯПОНСКОЙ КУЛЬТУРЕ: ОТ ДРЕВНИХ КОФУН ДО ЦИФРОВЫХ КОЛУМБАРИЕВ»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Н. Л. Богомазова

Тульский государственный педагогический университет

им. Л. Н. Толстого

ФЕНОМЕН СМЕРТИ И ПОХОРОННАЯ ТРАДИЦИЯ В ЯПОНСКОЙ КУЛЬТУРЕ: ОТ ДРЕВНИХ КОФУН ДО ЦИФРОВЫХ КОЛУМБАРИЕВ

В статье, основанной на современных исследованиях, рассматривается вопрос феномена и смерти и цифровизации японской похоронной культуры. Прослеживается в историко-культурологическом и философском контексте ритуал прощания и захоронения усопшего от древнего периода кофун до современного исторического этапа. Технологии XXI века предлагают нам стартапы, позволяющие нам запланировать уход из жизни, чат-боты на основе данных умерших людей и цифровые кладбища.

В результате, на основании сделанных выводов, и анализа исследуемого вопроса сделан вывод о том, что глобальная цифровизация затронула все сферы человеческой жизнедеятельности и существует вероятность, что так называемые традиционные кладбища уступят свое место цифровым вертикальным колумбариям.

Ключевые слова: феномен смерти, похоронная культура Японии, воин/самурай, кодекс чести «бусидо», цифровизация, онлайн -технологии, урбанизация, кофун, вертикальные колумбарии.

N. L. Bogomazova

Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University

(Tula, Russia)

PHENOMENON OF DEATH AND FUNERAL TRADITION IN JAPANESE CULTURE: FROM ANCIENT KOFUN TO DIGITAL COLUMBARIA

The article, based on modern research, deals with the issue of the phenomenon of both death and digitalization of Japanese funeral culture. The ritual of farewell and burial of the deceased from the ancient kofun period to the modern historical stage is traced in the historical, cultural and philosophical context. The technologies of the 21st century offer us start-ups that allow us to plan the death, chatbots based on the data of deceased people and digital cemeteries.

As a result, based on the conclusions made and the analysis of the issue under study, it concludes that global digitalization has affected all spheres of human activity and there is a possibility that the so-called traditional cemeteries will give way to digital vertical columbaria.

Keywords: death phenomenon, Japanese funeral culture, warrior/samurai, Bushido code of honor, digitalization, online technologies, urbanization, kofun, vertical columbaria.

DOI 10.22405/2304-4772-2022-1 -1 -52-64

Сакуре подобны я и ты.

Расцвели на ветке и опали.

Не живут до осени цветы,

Мы с тобою оба это знали.

«Нам бы только упасть, словно цветы весенней сакуры -

лепестки так чисты и сияющи!» (пилот-смертник, младший лейтенант, Окабэ Хэйити) "Мертвому безразлично, кремируют его или погребут "

(Кобо Абэ)

Феномен смерти в мировоззрении японца отражен в народной пословице: «Просыпаясь утром, думай о смерти». Самая почетная смерть -самопожертвование в бою. Не «береги себя», а «умри как герой» - напутствие японцев своим сыновьям. Американский писатель и военный корреспондент, Джек Лондон, описывая русско-японскую войну, констатировал факт безудержной храбрости японских солдат, идущих в атаку на русские укрепления под градом шрапнели. «Вы можете потерять свою жизнь, но честь -никогда» - своего рода, по аналогии с И. Кантом, гласит категорический императив кодекса чести самурая «Бусидо» [12].

В 1890 году, японское правительство опубликовало манифест о воспитании подрастающего поколения и формировании достойного гражданина общества страны восходящего солнца. Документ содержал непреложный постулат: «в случае необходимости» японец должен был отдать свою жизнь и тело за государство и императора - проект «национализации тела японца» [16]: тело может быть фрагментированию, расчленению и уничтожению, поскольку не имеет ценности. «Жертвенность, готовность к телесным страданиям и расставанию с телом стали осмысляться как родовые и уникальные черты японского народа» [16].

Цветок сакуры - символ самопожертвования японского воина/самурая/буси. Мимолетность человеческой жизни как скоротечное цветение японской вишни. Главным долгом японского гражданина было служение императору. Интересы государства превыше всего, они являются основополагающими в жизни японца и отдать жизнь - значит быть удостоенным великой чести, поэтому идеологическая концепция воспитывала принятие акта ухода из бренного мира с радостью и улыбкой.

Акт самопожертвования (например, летчики-камикадзе) - правильный и достойный вариант исхода человеческой жизни. «Правильная» смерть служила мерилом жизни, смывала грехи и открывала путь к иному миру, миру ратных богов.

Объяснением такого представления народа страны восходящего солнца о жизни и смерти могут послужить следующие аспекты:

- природные условия: смирения перед стихией, ощущение бренности человеческой жизни;

- религия через веру, религия через чувства: японское слово хитори, «один человек» - представление о человеке неразрывно связано с ощущением бренности сущего;

- японская идентичность в истории (мифологические летописи «Кодзики» и «Нихон сёки [13, 14]): взаимосвязь между божествами, которые рождаются и умирают, и людьми, которые тоже рождаются и умирают, таким образом, миф, вошёл в историческую фазу и боле не прерывался.

В представлении японца - смерть человека - это его уход в горы, что позднее трансформировалось в концепцию подземного мира и посмертной страны Такоё. Согласно синтоизму, умершие люди превращается в духов или злых демонов, буддизм провозглашал последующую жизнь в новом теле.

Исходя из религиозных представлений, японский менталитет сформировал философскую концепцию отношения к жизни и смерти: человек, умирая и становясь духом, на протяжении определенного времени не может покинуть место смерти и превращается в приведение - это связано с негативным отношением к родственникам, друзьям или врагам. Существует национальный японский праздник - торжество О-бон, во время которого люди призывают духи умерших предков посетить свои дома. Для того чтобы дух нашел дорогу, в жилище устанавливают буддистский алтарь (буцудан), зажигают свечи, читают молитвы и жгут специальные благовония. Японская эстетика смерти заключается в красоте мгновения - увядания - умирания. В связи с этим цветущая сакура изящна в своем цветении, но более прекрасна в увядании - концепция «аваре» (в пер. с яп. - печаль, сострадание).

Традиция похоронной культуры имеет многовековую историю. Фундаментальные вопросы предельного метафизического вопрошания о жизни, ее смысле, смерти и бессмертии являются вечными. Сменяющиеся поколения и культурные эпохи по-своему пытаются дать ответ на эти вопросы. Так древнегреческие философы высказали следующие мысли: Фалес Милетский «Между жизнью и смертью нет разницы. Почему же ты не умрешь? - Именно поэтому»; Гераклит: «Жизнь и смерть существуют и тогда, когда мы живем, и тогда, когда мы умерли, ибо, когда мы живем, мертвы наши души и схоронены в нас, когда же мы умираем, оживают и живут души».

Преодоление страха смерти и готовнсть ее с радостью встретить - один из постулатов кодекса чести самурая «Бусидо», был сформулирован еще античным философом Сократом: завершив свою речь в суде, он высказал следующую мысль: «А вот я вам скажу: похоже, в самом деле, что все это произошло к моему благу, и быть этого не может, чтобы мы правильно понимали дело, полагая, что смерть есть зло», тем самым доказав, что смерть есть благо или сладкий вечный сон: «Так если смерть такова, я со своей стороны назову ее приобретением, потому что таким образом выходит, что вся жизнь не лучше одной ночи» [17]. Преодолев пессимистическое отношение к смерти, Сократ утверждает, что смерть не лишенность жизни, а напротив благо и жизнь.

В сочинениях ученика Сократа, философа Платона, (сократический диалог «Федон», 360-е гг. до н.э.) тело предстает тюрьмой души и смерть является освобождением, что созвучно с японской идеологической доктриной о том, что смерть необходимо встречать с улыбкой на лице, как акт освобождения духа. Созвучны с этой мыслью размышления мыслителя

Аристотеля о жизни и смерти: «Жизнь тела - это смерть души, смерть же тела -воскрешение души к высшей жизни. Жизнь философа должна быть постоянным приготовлением к телесной смерти, к освобождению души» [18]. Мудрец говорит о жизни философа, кодекс чести «Бусидо» о жизни самурая: «Путь воина - означает смерть. Когда для выбора имеются два пути, выбирай тот, который ведет к смерти. Не рассуждай! Направь мысль на путь, который ты предпочел, и иди!» [2].

Значение феномена смерти средневекового человека заключено в восприятии ее как сугубо индивидуального события, с последующей личной ответственностью. «В своей книге «Человек перед лицом смерти» французский историк Филипп Арьес так описал этот процесс мировоззренческой метаморфозы: представления о суде над всем человеческим родом сменяется представлением о суде индивидуальном, который происходит в момент кончины человека» [3, с. 128; 4, с. 53]. Индивидуальный акт принятия смерти отражен в японской средневековой культуре, в частности в ритуале сеппуку (seppuku)/«mппуку»(kappuku)/харакири, что представляет собой жертвенный акт по средствам вспарывания живота («хара»/hara) ножом кусунгобу. Мотивы ритуального самоубийства: чувство долга, преданность своему господину и опороченная честь [6]. Понятие «хара» (hara) (буддийская традиция -сосредоточение жизни в центре живота - хара) имеет свой аналог у древнегреческих философов - «френ» или «тумос», что говорит о том, что древние греки, также как и японцы, задавались вопросом о том, где у человека сосредотачивается жизнь (дух/нус). Японская средневековая традиция ритуального самоубийства актуальна и в XXI веке: 2001 год - олимпийский золотой медалист, дзюдоист Инокума Исао: мотив - его строительная компания потерпела финансовый крах. Япония стала родиной движения хиккикомори ((яп. - людей которые прекращают контакты с внешним миром.

Недалеко от горы Фудзиямы расположен лес Аокигохара, в котором ежегодно происходит от 50 до 100 тысяч самоубийств [7].

Философская значимость похорон в том, что - это ритуальная церемония, обладающая социальным, символическим и индивидуальным воздействием. Это обряд запечатления воспоминаний об усопшем в памяти ныне живущих. Таким образом, устанавливается связь между живыми и мертвыми посредством воспоминаний, что приводит к бессмертию ушедших поколений (Роберт Джей Лифтон «Нарушенная связь»).

Американский теоретик похоронной традиции, Тодд Ван Бек, акцентировал свое внимание на таком аспекте в мировоззренческом плане, как обряде прощания, подтверждающим факт смерти человека и увековечивании памяти об усопшем (журнал «Dodge»). Смерть, по мнению немецкого философа Мартина Хайдеггера (труд «Бытие и время»), - это неотъемлемая часть человеческой действительности.

Похоронная культура в Японии представляет собой синтез традиций и современных цифровых технологий. Обряды и ритуалы базируются на синтоистских и буддийских традициях. Зарождение акта погребения усопших

(кофун в пер. с яп. - «древний курган») прослеживалась с III в. до н.э. по VI в. н.э. В крупнейших кофун хоронили императоров и членов их семей (Симосамураидзука-кофун, Камисамураидзука-кофун). Самые величественные курганы находятся в префектуре Нара (см. Приложение 1).

С начала XX века в Японии активно ведутся археологические раскопки кофун. Специалистами по курганному периоду являются: Томиоко Кэндзо, Суэнаго Масао, Кобаяси Юкио. В 60-е годы двадцатого столетия были опубликованы труды Суэнаго Масао: «Курганы Японии» (1961 г.), «Кофун» (1969 г.). В 1980-е - 2000-е гг. вышли исследования японского археолога Кондо Ясиро: «Эпоха дзэнпо коэнфун», «Происхождение дзэнпо коэфун», «Изучая дзэнпо коэфун». В XXI веке изучение кофун проводятся с помощью 3D технологий и других цифровых платформ [8].

Японские похороны проходят в течение двух дней: в первый день проходят поминки Otsuya (& буквально «провести ночь»); второй день

перед захоронением или кремацией - поминальная церемония kokubetsushiki (^ Я it) - дань уважения памяти умершего и соболезнования членам семьи. Во время праздника О-бон родственники посещают место поминания усопшего, где возносят молитву, поливают место упокоения водой, кладут цветы и зажигают ароматические свечи. Общественные кладбища в Японии - это живописные и ухоженные парки. В связи с географическим положением японские острова не обладают большими территориями, поэтому наиболее распространённым видом погребения усопшего является кремация. Урны с прахом помещаются в однотипные наземные сооружения из камня. Семейный мемориал - молитвенный алтарь, в котором предусмотрено место для цветов и ароматических свечей. В современной Японии особенно распространены вертикальные колумбарии (г. Токио, Ruri-koin).

«Онлайн-технологии позволяют огромному количеству данных пережить своих реальных (живых) носителей в интернете, что приводит к появлению новых форм присутствия после смерти ... Это приводит к коммерциализации цифрового послесмертия и возникновению «индустрии загробной жизни.» [9, с. 149].

«Современное постиндустриальное общество приобретает черты цифрового общества, в котором главными ценностями становятся ценности информации и знания» [10], что приводит к новационным процессам не только в сфере жизни, но и смерти, в частности модернизации похоронного ритуала.

Современные технологии XXI века предлагают стартапы, позволяющие человеку запланировать уход из жизни, чат-боты на основе данных умерших людей и цифровые кладбища. Танатосенсетивный дизайн позволяет создать цифровые кладбища как виртуального, так и реального масштаба. В Японии были разработаны: социальный робот Pepper для обслуживания похорон, интерактивные надгробные памятники, QR-мемориалы, цифровые надгробия [11].

Японская культура - это уникальное сочетание традиций и инноваций, что подтверждается следующим фактом: в 1615 году в Токио был построен

храм Сюнкэйдзи, рядом с которым в начале XXI века организовали кладбище в многоэтажном здании с иным способом захоронения по системе карточек (см. Приложение 4). Из 1500 могил на сегодняшний день занято 750, в каждой из которых захоронено по 4 человека, что обусловлено территориальным дефицитом. В день похорон проводится панихида, поминальные ритуалы, традиционные палочки о-сэнко заменяются на ароматические лампы, которые загораются от прикосновения, и поминальный обед из буддийской еды. Стоимость первого захоронения - 5800 евро, второго, третьего и четвертого по 3000 евро; годовое обслуживание составляет 50 евро. Процедура общения с усопшим крайне функциональна для посетителей: каждому клиенту при заключении договора выдается карточка с номером окошка, после вставления карточки появляется надпись: «Подождите. Идет подготовка», через 20 секунд могилка с прахом приедет и откроется окошко, время моления не ограничено. В мегаполисах страны восходящего солнца десятилетие назад японцы стали создавать кладбища в небоскребах, напоминающие футуристические башни-кинотеатры. Одним из примеров подобных многоэтажных мест для упокоения усопшего является здание Shinjuku Rurikoin Byakurengedo, спроектированное архитектором Киеси Такеямо, располагающееся в токийском торговом районе (см. Приложение 2). В цифровом колумбарии используются инновационные технологии концерна Toyota Industries для хранения и обеспечения доступа к останкам умершего. Посетитель использует идентификационную карту для открытия ячейки с миниатюрным надгробием и фотографией погребенного. Спецперсонал может организовать заупокойную молитву. В здании располагаются помещения для молитвы и поминальных церемоний, на крыше расположен сад для уединения и размышлений. Полностью отсутствует гнетущая атмосфера кладбища, что связано с иным отношением японцев к смерти - смерть принимать с улыбкой и относиться к умершим родственникам как к духам, активно принимающих участие в жизни родственников. Фото и видеосъемка внутри кладбища запрещены, чтобы не оскорбить незримо присутствующих духов - ками, согласно синтоисткой традиции.

Футуристический храм-колумбарий Banshoji, расположенный в Нагое, обладает специальным залом Suishoden, в котором синие светодиоды освещают 2000 стеклянных ячеек с изображением Будды, в каждой из которых находиться прах умершего человека (см. Приложение 3). Подобные нетривиальные некрополи крайне популярны у современных японцев, также они вызывают огромный интерес у туристов.

Урбанизация общества привела к тому, что подготовка ритуала прощания происходит с использованием технологий и заблаговременно. Крайне популярна услуга - организация собственных похорон. Сотрудники похоронных бюро организуют тематические семинары, на которых прагматичные японцы подбирают места для будущих захоронений, заказывают гробы, фото на мемориалы и проводят похоронные фотоссесии. В августе 2020 года в Токио состоялась выставка похоронной индустрии ENDEX: похоронные дома, следуя тенденциям моды, предлагали услуги скорбящим как для религиозных, так и гражданских панихид. Японские похороны одни из самых

дорогих в мире - средняя стоимость 2,3 млн. йен (25 000 долларов США). Глобальная цифровизация затронула все сферы человеческой жизнедеятельности и существует вероятность, что так называемые традиционные кладбища уступят свое место цифровым вертикальным колумбариям: авторы идеи буддийского склепа футуристического дизайна Ruriden (г. Токио) планируют распространить данный проект на азиатском рынке, в частности в Сингапуре, Малайзии и Китае.

Литература

1. Малышев А. Как формировались представления о смерти в Японии [Электронный ресурс] // Взгляд изнутри - Япония, как она есть : сайт. Дата публикации: 22.05.2020. URL: http://viewout.ru/kak-formirovans-predstavlenija-o-smerti-v-japonii (дата обращения: 20.12.2021)

2. «Хагакуры Бусидо»: (Извлечения) : (цит. по «Восточное обозрение. 1943. XVI») [Электронный ресурс] // Zen.Ru: сайт. 1999-2014. URL: http://klein.zen.ru/old/Busido.htm (дата обращения: 20.12.2021).

3. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М.: Прогресс-Академия, 1992. 520 с.

4. Лазарова О. М. Эволюция представлений о смерти в западном средневековом сознании в контексте мировоззренческих трансформаций (историографический аспект) [Электронный ресурс] // Шаг в историческую науку : материалы XIX всероссийской научно-практической конференции молодых ученых (Екатеринбург, 26 апреля 2019 года). Екатеринбург, 2019. С. 53-55. URL: http://journals.uspu.ru/attachments/article/2401/16.pdf (дата обращения: 20.12.2021)

5. Нитобэ Инадзе. Бусидо. Душа Японии [Электронный ресурс] // Школа Шотокан Карате-До Михаила Степина : сайт. URL: http://www.mosbudokan.ru/public/bushido 12.html (дата обращения: 20.12.2021)

6. Кожурина Е. Дело чести: харакири и современное японское общество [Электронный ресурс] // Батенька, да вы трансформер: самиздат-мамихлапинатама : сайт / Медиаартель «Мамихлапинатана». Дата размещения: 18.04.2017. URL: https://batenka.ru/resource/suicide/seppuku/ (дата обращения: 05.03.19).

7. Егорова Т. Мотив самоубийства в японской литературе, на примере повести Осаму Дадзай «Исповедь "неполноценного" человека» [Электронный ресурс] // Современный дискурс-анализ: электронный журнал. 2019. № 2 (23). С. 29-35. URL: http://www.discourseanalysis.org/ada23/st252.shtml (дата обращения: 20.12.2021)

8. Кузнецова М. С. Японские курганные захоронения кофун // Труды ИИАЭ ДВО РАН. 2019. № 25. С. 114-135.

9. Назаров В. Н. Цифровой двойник как субъект информационной этики // Этическая мысль. 2020. Т. 20, № 1. С. 142-154.

10. Назарова Ю. В., Анищенко О. С. Новая цифровая этика в виртуальном пространстве: дилеммы контроля и этической экспертизы

[Электронный ресурс] // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. 2019. № 4, т. 1. С. 23-31. URL: https ://tsput.ru/fb//hum/2019/4(32)T1/23/index.html (дата обращения: 20.12.2021)

11. Бочаров И. Оксана Мороз - о цифровой смерти, похоронных роботах, виртуальных кладбищах и вымирании Facebook [Электронный ресурс] // Хайтек : СМИ. Дата публикации: 28.02.2019. URL: https://hightech.fm/2019/02/28/oksana-moroz (дата обращения: 20.12.2021)

12. Клири Т. Кодекс самурая. Современный перевод «Бусидо Сосинсю». Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. 224 с.

13. Кодзикидэн ^ . : +, Комментарии «Кодзики» («Запись о делах древности») / соч. Мотоори Норинага -. 1901.

14. Нихон секи. Анналы Японии : в 2 т. СПб.: ГИПЕРИОН, 1997.

15. Краткий русско-японский фонетико-иероглифический словарь / Ю. М. Кирсанов. Калининград, 2005. 312 с.

16. Мещеряков А. Упразднение тела: японский тоталитаризм и культ смерти [Электронный ресурс] // Отечественные записки. 2013. № 5. URL: https://magazines.gorky.media/oz/2013/5/uprazdnenie-tela-yaponskii-totalitarizm-i-kult-smerti.html (дата обращения: 20.12.2021)

17. Суд над Сократом : сборник исторических свидетельств / сост. А. В. Курганов. СПб.: Алитейя, 1997. 263 с.

18. Якушин С. Философские и этические проблемы похорон. Античные философы о смерти [Электронный ресурс] // Похоронный портал : сайт / Б. С. Якушин. Дата публикации: 25.11.2008. URL:https://funeralportal.ru/library/1542/5197.html (дата обращения: 20.12.2021)

References

1. Malyshev A. Kak formirovalis' predstavleniya o smerti v Yaponii [How ideas about death were formed in Japan]. Vzglyad iznutri - Yaponiya, kak ona yest' [Viewout.ru]. Publication date: 22 May 2020. URL: http://viewout.ru/kak-formirovalis-predstavlenija-o-smerti-v-japonii (accessed 20 December 2021). [in Russian]

2. «Khagakury Busido»: (Izvlecheniya) : (tsit. po «Vostochnoye obozreniye. 1943. XVI») [Hagakure, The Book of the Samurai (extracts), cit. by 'Vostochnoye obozreniye. 1943. XVI']. Zen.Ru. 1999-2014. URL: http://klein.zen.ru/old/Busido.htm (accessed 20 December 2021) [in Russian]

3. Aries Ph. Chelovek pered litsom smerti [The hour of our death], trans. from French. Moscow, Progress-Akademiya publ, 1992. 520 p. [in Russian]

4. Lazarova O. M. Evolyutsiya predstavleniy o smerti v zapadnom srednevekovom soznanii v kontekste mirovozzrencheskikh transformatsiy (istoriograficheskiy aspekt) [Evolution of death imaginations in the Western medieval media in the context of world vision of transformation (historiographic aspect)]. Shag v istoricheskuyu nauku : materialy XIX vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii molodykh uchenykh (Yekaterinburg, 26 aprelya 2019 goda) [Step into historical science: proceedings of the 19th All-Russian Scientific and Practical

Conference of Young Scientists (Yekaterinburg, April 26, 2019)]. Yekaterinburg,

2019. Pp. 53-55. URL: http://journals.uspu.ru/attachments/article/2401/16.pdf (accessed 20 December 2021) [in Russian]

5. Nitobe Inazo. Busido. Dusha Yaponii [Bushido - the Soul of Japan]. Shkola Shotokan Karate-Do Mikhaila Stepina [Mikhail Stepin's Shotokan Karate-Do School]. URL: http://www.mosbudokan.ru/public/bushido12.html (accessed 20 December 2021) [in Russian]

6. Kozhurina E. Delo chesti: kharakiri i sovremennoye yaponskoye obshchestvo [A matter of honor: hara-kiri and modern Japanese society]. Baten'ka, da vy transformer. Mamihlapinatapai publ. Posting date: 18 April 2017. URL: https://batenka.ru/resource/suicide/seppuku/ (accessed 05 March 2019). [in Russian]

7. Egorova T. Motiv samoubiystva v yaponskoy literature, na primere povesti Osamu Dadzay «Ispoved' "nepolnotsennogo" cheloveka» [Motive of suicide in japanese literature, on the example of Osamu Dazai's novel "No longer human"]. Sovremennyy diskurs-analiz [Today's discourse analysis]. 2019. No. 2 (23). Pp. 2935. URL: http://www.discourseanalysis.org/ada23/st252.shtml (accessed 20 December 2021) [in Russian]

8. Kuznetsova M. S. Yaponskiye kurgannyye zakhoroneniya kofun [Kofun -Japanese burial mounds]. Trudy IIAE DVO RAN [Proceedings of the Institute of History, Archaeology and Ethnology FEB RAS]. 2019. No. 25. Pp. 114-135. [in Russian]

9. Nazarov V. N. Tsifrovoy dvoynik kak sub'yekt informatsionnoy etiki [Digital twin as subject of information ethics]. Eticheskaya mysl' [Ethical thought].

2020. Vol. 20, No 1. Pp. 142-154. [in Russian]

10. Nazarova Yu. V., Anishchenko O. S. Novaya tsifrovaya etika v virtual'nom prostranstve: dilemmy kontrolya i eticheskoy ekspertizy [New Digital Ethics in the Virtual Space: Dilemmas of Control and Ethical Expertise]. Gumanitarnyye vedomosti TGPU im. L. N. Tolstogo. 2019. No 4, Vol. 1. Pp. 23-31. URL: https://tsput.ru/fb//hum/2019/4(32)T1/23/index.html (accessed 20 December 2021) [in Russian]

11. Bocharov I. Oksana Moroz - o tsifrovoy smerti, pokhoronnykh robotakh, virtual'nykh kladbishchakh i vymiranii Facebook [Oksana Moroz talks about digital death, funeral robots, virtual cemeteries and the extinction of Facebook]. Khaytek : SMI [Hightech: Mass Media]. Posting date: 28 February 2019. URL: https://hightech.fm/2019/02/28/oksana-moroz (accessed 20 December 2021) [in Russian]

12. Cleary T. Kodeks samuraya. Sovremennyy perevod «Busido Sosinsyu» [Code of the Samurai. A Modern Translation of the "Bushido Shoshinsu" of Taira Shigesuke]. Rostov-na-Donu, Feniks publ, 2003. 224 p. [in Russian]

13. Kodzikiden, Kommentarii «Kodziki» («Zapis' o delakh drevnosti») [Kojiki-den, Commentaries on the Kojiki ("Records of Ancient Matters")]. soch. Motoori Norinaga [Works of Motoori Norinaga]. 1901. [in Russian]

14. Nikhon seki. Annaly Yaponii: v 2 t [Nihon Shoki. The Chronicles of Japan (in 2 vols)]. St. Petersburg, Giperion publ, 1997. [in Russian]

15. Kratkiy russko-yaponskiy fonetiko-iyeroglificheskiy slovar' [Brief Russian-Japanese phonetic-hieroglyphic dictionary], comp. by Yu. M. Kirsanov. Kaliningrad, 2005. 312 p. [in Russian]

16. Meshcheryakov A. Uprazdneniye tela: yaponskiy totalitarizm i kul't smerti [The abolition of the body: Japanese totalitarianism and the cult of death]. Otechestvennyye zapiski. 2013. No. 5. URL: https://magazines.gorky.media/oz/2013/5/uprazdnenie-tela-yaponskij-totalitarizm-i-kult-smerti.html (accessed 20 December 2021) [in Russian]

17. Sud nad Sokratom : sbornik istoricheskikh svidetel'stv [Trial of Socrates: a collection of historical evidence], comp. by A. V. Kurganov. St. Petersburg, Aliteyya publ, 1997. 263 p. [in Russian]

18. Yakushin S. Filosofskiye i eticheskiye problemy pokhoron. Antichnyye filosofy o smerti [Philosophical and ethical problems of burial. Ancient philosophers on death]. Pokhoronnyyportal [Funeralportal], ed. by B. S. Yakushin. Posting date: 25 November 2008. URL: https://funeralportal.ru/library/1542/5197.html (accessed 20 December 2021) [in Russian]

Приложение 1.

Камисамураидзука-кофун

Курган в префектуре Нара

Н~и I Й

■ Лвак .. Р

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1ШШШШ

Приложение 2.

Приложение 3

Приложение 4.

Статья поступила в редакцию 08.01.2022 Статья допущена к публикации 15.03.2022

The article was received by the editorial staff08.01.2022 The article is approved for publication 15.03.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.