Научная статья на тему 'ФЕНОМЕН РИЗАЭТДИНА ФАХРЕТДИНА (К 160-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)'

ФЕНОМЕН РИЗАЭТДИНА ФАХРЕТДИНА (К 160-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
525
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИЗАЭТДИН ФАХРЕТДИН / ИМАМ / КАДИЙ / МУФТИЙ / ЖУРНАЛИСТ / ИСТОРИК / ЖУРНАЛ / ДУХОВНОЕ СОБРАНИЕ / RIZAETDIN FAHRETDIN / IMAM / CADI / MUFTI / JOURNALIST / HISTORIAN / JOURNAL / SPIRITUAL MEETING

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Байбулатова Лилия Фаритовна

В статье рассматриваются религиозная, редакторско-публицистическая, научно-исследовательская и литературная сферы деятельности Ризаэтдина Фахретдинова, в которых он достиг успеха и признания. Особое внимание уделяется причинам, факторам такого признания, поскольку Р.Фахретдин достиг успеха в разных, хоть и смежных, сферах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHENOMENON OF RIZAETDIN FAHRETDIN (TO THE 160TH ANNIVERSARY OF THE BIRTH)

The article deals with the religious, editorial, journalistic, research and literary spheres of activity of Rizaetdin Fahretdinov, in which he achieved success and recognition. Special attention is paid to the reasons and factors of such recognition, as R. Fahretdin has achieved success in different, albeit related, areas.

Текст научной работы на тему «ФЕНОМЕН РИЗАЭТДИНА ФАХРЕТДИНА (К 160-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)»

ПАМЯТЬ

УДК 94(470.4)(092)

Л.Ф. Байбулатова

Феномен Ризаэтдина Фахретдина (к 160-летию со дня рождения)

В статье рассматриваются религиозная, редакторско -публицистическая, научно-исследовательская и литературная сферы деятельности Ризаэтдина Фахрет-динова, в которых он достиг успеха и признания. Особое внимание уделяется причинам, факторам такого признания, поскольку Р.Фахретдин достиг успеха в разных, хоть и смежных, сферах.

Ключевые слова: Ризаэтдин Фахретдин, имам, кадий, муфтий, журналист, историк, журнал, Духовное собрание.

В чем заключается феномен, или исключительность, Ризаэтдина Фах-ретдинова? Исследователи, начинающие изучать жизнедеятельность этого человека, сталкиваются с вопросом: как человек, получивший образование лишь в российском медресе, смог достичь достаточно высокого уровня в разных областях? Так, среди направлений его деятельности можно выделить лишь несколько из них, например: религиозное (низшая и высшая религиозные должности), редакторско-публицистическое (редактор популярного журнала и автор большого количества статей), научное (исследователь истории тюрко-татар) и литературное (автор художественных и нравственно-этических произведений). С одной стороны, все эти направления лежат в одной плоскости, т.е. нет кардинально противоположных, но, с другой стороны, во всех этих областях признания достиг человек со старометодным образованием, практически самоучка. Чтобы понять причину этой уникальности Ризы Фахретдинова, необходимо проследить его жизненный путь, попытаться проникнуть в его внутренний мир. Более того, интереснее будет рассмотреть жизненный путь Ризы Фахретдинова в привязке к его вышеуказанным направлениям деятельности, поскольку такой ракурс даст возможность выявить именно те факторы, ставшие основополагающими его успеха.

Религиозная деятельность. Свою деятельность на религиозном поприще Риза Фахретдин начал в 1889 г. с должности имама в деревне Иль-бяково Бугульминского уезда. Позже, в 1891 г., он назначается кадием в Оренбургское магометанское духовное собрание (далее - ОМДС), где пробыл до 1906 г. После долгого перерыва в 1918 г. Риза Фахретдин по-

вторно назначается на должность кадия, а в 1922 г. избирается муфтием Центрального Духовного управления мусульман Внутренней России (ЦДУМ). Как видно, Р.Фахретдин сделал значительную карьеру в религиозной сфере. Если назначение на должность имама выглядит достаточно обыденно, поскольку у него перед глазами был пример отца - имама, поэтому вполне логичным выглядит выбор молодого Ризаэтдина в пользу религиозной должности, от него лишь требовалось получить соответствующее образование и сдача полагающихся экзаменов в ОМДС, что и было сделано им с успехом. Образование он получал в медресе деревни Нижние Шелчели и г. Чистополе. За 21 год обучения он прошел стандартную программу, т.е. прочитал книги, указанные преподавателем, помимо этого, самостоятельно прочитал и переписал множество других книг, тем не менее, как отмечает сам Р.Фахретдин, отсутствие толкового преподавателя не дало ему возможности основательно изучить даже полезные книги, используемые на уроках, не говоря уже о том, что не было человека, который мог бы дать основы по биологии, химии, истории, географии, математике, хадисам, тафсирам и истории исламской цивилизации (Ризаэт-дин Фэхретдин, 1999, б. 18). Тем не менее этих знаний хватило, чтобы в июне 1887 г. сдать экзамены в Уфе и получить свидетельство, предоставляющее ему должность имама-хатиба и мударриса. 14 июня 1889 г. молодой имам Риза Фахретдин приступает к своим непосредственным обязанностям второго имама в деревне Ильбяково, где пробудет всего два года, но за это время успевает наладить работу местного медресе.

Осенью 1890 г. происходит новый виток в религиозной карьере Р.Фахретдинова. Имама вызывают в Уфу, в ОМДС, где муфтий предлагает ему место кадия. Почему это произошло? Кадиев назначало МВД по представлению муфтия, т.е. Риза Фахретдин должен был получить одобрение в первую очередь от муфтия. Первое благоволение от муфтия М.Султанова молодой имам получил еще до личной с ним встречи: этому поспособствовали книги Фахретдинова, изданные им еще во время учебы в медресе, -«Китаб ат-тасрыйф» (Казань, 1887), «Китаб аль-игътибар» (Казань, 1888), «Китабе мукаддима» (Казань, 1888). При личном общении он также оставляет о себе благоприятное впечатление. Это впечатление удалось произвести на муфтия во время экзамена на получение должности имама, где Р.Фахретдин смог убедительно ответить на поставленные перед ним вопросы. Таким образом, 12 января 1891 г. он был утвержден на первый трехлетний срок заседательства, и уже в феврале Риза Фахретдин вместе с семьей переезжает в Уфу и приступает к новой работе.

Должность кадия ОМДС предоставила ему новые возможности для развития как служащего духовного учреждения. Начав свою деятельность с разбора нерешенных дел, оставшихся ему в «наследство» от предшественников, кадий Фахретдинов, во-первых, в полной мере ощутил на себе плохую постановку дел в Собрании, во-вторых, смог глубже проникнуть в проблемы мусульманского духовенства. Относительно первого аспекта

кадий высказывал свое мнение в газете «Вакыт», где в одной из публикаций отмечает низкую компетентность муфтиев, выражавшуюся в затягивании решений и вынесении решений не по закону, а по собственному желанию. Также он отмечает необходимость составления сборника для заседателей, который они могли бы использовать при рассмотрении дел (Риза-этдин бине Фэхретдин, 1909). Говоря о проблемах мусульманского духовенства, кадий, прежде всего, имел в виду неправильное заполнение метрических книг и неосведомленность о распоряжениях Духовного собрания. И если на деятельность муфтия и кадиев Р.Фахретдин практически никак не мог повлиять, то для приходского духовенства он составляет специальные сборники по самой актуальной на тот момент проблеме -ведению метрических книг - «Правила о ведении метрических книг» от 15 октября 1893 г. и «Дополнительные правила для руководства приходским имамам по ведению метрических книг» от 31 марта 1894 г., которые должны были привести к единому стандарту и упорядочить делопроизводство в данной сфере (Денисов, 2012, с.91). Позже кадий Р.Фахретдинов издает «Сборник циркуляров и иных руководящих распоряжений по округу Оренбургского магометанского духовного собрания. 1841-1901 гг.» (Уфа, 1902 г.) и «Сборник циркуляров и иных руководящих распоряжений Оренбургского магометанского духовного собрания. 1836-1903 гг.» (Уфа, 1905 г.). В целом, он становится одним из главных специалистов: на него ложится обязанность проверки и подписи исходящей корреспонденции, ему доверяют контроль за вакуфами, также он участвует в разработке нового проекта устава учреждения (Загидуллин, 2018, с.6).

Следует отметить, что муфтий М.Султанов не разочаровался в молодом кадие, о чем свидетельствует тот факт, что первый ходатайствовал о продлении срока службы кадия Фахретдинова перед Департаментом иностранных заседаний. Закрыв глаза на отсутствие у кадия необходимого свидетельства о знании русского языка, муфтий оценил его исполнительность, работоспособность, щепетильность в работе (Загидуллин, 2009, с.147-148). Таким образом, Ризаэтдин Фахретдин пробыл на этой должности до 1906 г., пять раз подряд он был избран кадием. За время службы он получил две медали - серебряную в 1894 г. и золотую в 1897 г.

Через 12 лет Р.Фахретдинов возвращается к должности кадия. В

1917 г. на I Всероссийском мусульманском съезде, проходившем в Москве, Ризаэтдин Фахретдин был выбран кадием Духовного управления, и в

1918 г., после закрытия типографии братьев Каримовых, которые обеспечивали его работой и зарплатой, он вернулся из Оренбурга в Уфу и приступил к своим обязанностям (Ризаэтдин Фэхретдин, 1999, б.125, 127). В этот раз его деятельность на посту кадия проходила в тяжелых условиях. В самом управлении дела находились в запущенном состоянии, первое время у новоизбранного кадия не было определенных занятий. Положение Духовного управления, да и жителей города в целом, ухудшилось с началом Гражданской войны. В этот период Р.Фахретдинов был одним из не-

многих, кто решил остаться в городе и продолжить работу, притом исполняя обязанности муфтия, покинувшего город. После Гражданской войны, в 1922 г., начался голод, жители выживали за счет благотворительных организаций, семья Фахретдиновых несколько раз получала продуктовые посылки из-за границы, благодаря которым они могли разнообразить свой скудный рацион. По словам дочери Асьмы, в эти тяжелые годы ее отца поддерживала творческая работа, которую он продолжил по возвращении в Уфу (Там же, б.130-133). Несмотря на то, что его сочинения уже не издавали, Риза Фахретдин переписывал прежде написанные книги, дополнял их, исправлял ошибки. В конце 1921 г. после смерти муфтия Г.Баруди, исполняющим обязанности муфтия назначили Р.Фахретдина, в 1923 г. в Уфе на Всероссийском мусульманском съезде он был назначен муфтием Центрального духовного управления мусульман, и на этой должности он пробудет до конца своей жизни. Новая должность, а вместе с ней и огромная ответственность перед российскими мусульманами, вынудили муфтия Р.Фахретдинова «подстраиваться» и под мусульманское население, и под советскую власть. «Подстраивание» под российских мусульман заключалось в увещевании оставаться их в лоне ислама, поскольку начался процесс постепенного отхода молодежи от религии. С советской властью муфтию пришлось договариваться ради сохранения мусульманских религиозных институтов. Для достижения поставленной задачи он пытается подойти к советской власти с разных сторон, в зависимости от сложившейся ситуации и политической обстановки. Так, только в начале своей деятельности на посту муфтия он обращается к советской власти мирно, с некоторым подобострастием, говоря, что прежде мусульманские государства Поволжья и Урала давали полную свободу религии тем народам, которые были включены в их состав, поэтому и сейчас российские мусульмане вполне естественно ожидают терпимого к ним отношения; дает отрицательную оценку религиозной политике царизма, отмечая ее крайне негативное отношение к исламу; и самое главное, подчеркивает полное приятие российскими мусульманами советской власти, как правительству, провозгласившему свободу, равенство и право всех наций на самоопределение (Ислам..., 2010, с.40-43). Но уже в конце 20-х гг. тон обращений муфтия Фахретдинова изменяется на обвинительный. После ряда репрессивных мер, направленных на служителей духовенства, мечети и мусульманское образование, муфтий пишет сначала члену Антирелигиозной комиссии при ЦК партии П.Г. Смидовичу, что мусульмане не будут терпеть унижения и оскорбления членов Духовного управления мусульман (Там же, с.140). Несколько позже, в письме М.И. Калинину муфтий заявляет, что мусульмане разочарованы советской властью, поскольку она не исполняет свои установки в отношении ислама и фактически не дает им пользоваться правами в области религии, прописанными в законах РСФСР (Там же, с.146-147). В 1930 г. в своем обращении в Президиум ВЦИК муфтий, приводя откровенные факты гонения религии ислама и их служи-

телей, тем не менее не идет на открытый конфликт с властью, говоря, что отмеченные им случаи отбора молитвенных зданий, обложение налогами представителей духовенства и конфискация имущества за их неуплату, раскулачивание и лишение свободы мухтасибов, мулл и муэдзинов, сбор Коранов и других религиозных книг для сдачи в утиль, а также запрещение соблюдения уразы явились следствием печального недоразумения. Таким образом, муфтий всеми силами пытался сохранить мирные отношения с советской властью, поскольку понимал, что такой путь являлся единственным для сохранения ислама на территории Поволжья и Урала.

Как видно из краткого обзора религиозной деятельности Ризаэтдина Фахретдина, помимо первой должности имама, сам он не стремился развивать карьеру в данной области. Как должность кадия, так и должность муфтия были ему практически навязаны. Но почему же он оставался на этих должностях, которые приносили ему больше проблем, чем удовольствия? Если в случае с должностью кадия можно говорить о возможности использования архива Духовного собрания, в котором он находил уникальные материалы для своих исторических исследований, то в случае с должностью муфтия вопрос решался политически, т.е., несмотря на желание Р.Фахрет-дина уйти с должности, советская власть откладывала, практически запрещала, проведение Мусульманского съезда, на котором решался данный вопрос, поэтому на этом посту он находился до своей смерти.

Редакторско-публицистическая деятельность. Значительную часть активной творческой деятельности Ризы Фахретдинова занимают редакторство и публицистика. Кардинально сменив род деятельности, с кадия на редактора, с подписания циркуляров на публицистику, Р.Фахретдин получил возможность попробовать себя в другом «амплуа». Такое изменение произошло благодаря братьям Каримовым - Мухаметзакиру и Мухамметшакиру, которые пригласили его для развития учрежденного ими нового издания - газеты «Вакыт» (1906-1918). В начале ХХ в. татарская периодика только начала набирать силу, и в большинстве изданий редакторы и авторы пытались освещать наиболее актуальные национальные и религиозные проблемы. Газета «Вакыт», в которой попробовал свои силы Риза Фахретдин и как заместитель редактора, и как автор, стала площадкой для апробации его размышлений на различные общественно-политические темы. За период существования газеты он опубликовал более 70 статей, посвященных вопросам образования, просвещения, положения мусульман и их религиозных институтов, а также биографические очерки и оценки новых изданий. Обзор его статей показал, что Риза Фах-ретдин стремился больше осветить вопросы образования и просвещения, с его точки зрения, как наиболее актуальные. Несмотря на то, что подача материала носила больше описательный характер, тем не менее, он стремился высказывать свое мнение, пытался указать пути решения той или иной проблемы.

Талант Ризы Фахретдина как редактора проявился больше всего в журнале «Шура» (1908-1917). За время существования издания вышло в свет 240 номеров, на его страницах нашли свое место статьи 880 авторов из разных городов Российской империи, а также Каира, Стамбула, Бейрута, Медины, Парижа, Льежа и др. Журнал стал неким совещательным собранием, где его сотрудники, в том числе и авторы, могли высказывать свое мнение о развитии своей нации, публиковать свои произведения (Брилева, 2012, с.89-90). Р.Фахретдин был искренне увлечен своей работой, а присоединив к увлеченности работоспособность и ответственность, он получил популярный журнал, который стал местом притяжения неравнодушных к судьбе своей нации российских мусульман. Будучи занятым работой по душе, публицистическая продуктивность Ризы Фахретдинова была на высоком уровне. В этом журнале было издано 140 его статей1 на разнообразные темы. Если в газете «Вакыт» на первый план вышли статьи по образованию и просвещению, то в журнале на первом месте по количеству стоят статьи по истории. Также он поднимал актуальные вопросы по религии, периодической печати, языку и литературе, рассуждал о различных проблемах своей нации. Большинство статей, особенно по истории, носили описательную форму, часть статей, в частности, посвященных образованию, языку, становились началом дискуссии, во время которой могли быть опубликованы совершенно различные точки зрения, что говорит о либеральном характере издания.

В начале ХХ в. Риза Фахретдин печатался также в газете «Терджи-ман» (Бахчисарай, 188-1918), журнале «аль-Гасыр аль-джадид», издававшемся в Уральске в 1906-1907 гг., тифлисской газете «Шаркы рус» и др. Особое внимание привлекают его публикации после 1917 г., появлявшиеся в журнале «Ислам» (Уфа, 1924-1927), который являлся печатным органом ЦДУМ. Печатался Р.Фахретдин в этом журнале, будучи уже муфтием, и в своих статьях он пытался решить две проблемы, во-первых, вернуть в религию тех, кто поддался антирелигиозной политике, и удержать оставшихся; во-вторых, убедить советское правительство в мирном характере ислама и возможностью управлять мусульманами с помощью религии. В общем же, решение этих двух проблем было направлено на сохранение религии в жизни российских мусульман.

Как показывает данный обзор, редакторско-публицистическая деятельность занимала значительную часть времени Ризаэтдина Фахретдина. Ведение целого журнала само по себе требовало опыта, которого у него не

1 Количество статей было определено по библиографическому сборнику: Госманов М.Г., Мэрданов Р.Ф. «Шура» журналыньщ библиографик курсэткече. Казан: Милли китап, 2000. 264 б. При подсчете учитывались статьи, подписанные полным именем - Ризаэтдин Фахретдин, инициалами - Р.Ф., псевдонимом -«Шура», который был определен составителями как псевдоним Ризаэтдина Фах-ретдина.

было, поэтому ему приходилось изучать редакторское дело на собственной практике. Не меньше времени требовалось и на написание статей, а для поддержания статуса журнала, удержания читателей требовались статьи на различные актуальные темы. Кардинально отличаются статьи Р.Фахретдина, написанные до 1917 г. и после. Если до 1917 г. его публикации раскрывали насущные общественно-политические, национально-культурные проблемы, то после 1917 г. они были направлены на сохранение «крупиц» религиозной и национальной идентичности.

Научно-исследовательская и литературная деятельность. Эти два направления деятельности тесно связаны и с религиозной, и редактор-ско-публицистической. В первом случае, религиозная деятельность, а именно служба в ОМДС, предоставила ему уникальный случай - доступ к богатейшему архиву, благодаря которому он собирал материал для своих исторических работ. Во втором случае, должность редактора дала ему возможность обращения к читателям для сбора необходимой информации, в частности для свода «Асар» (Казань-Оренбург, 1900-1908). Именно этот свод является венцом его научно-исследовательской работы в области истории. В то же время нельзя не отметить и «МэшhYP хатыннар» («Знаменитые женщины», Оренбург, 1903), цикл работ «МэшhYP ирлэр» («Знаменитые мужи»), «Болгар вэ Казан тереклэре» («Булгарские и казанские тюрки», рукопись), а также статьи в журнале «Шура».

Свои занятия историческими исследованиями объясняет следующими мыслями, высказанными в разных работах: «Только изучив ошибки прошлого, можно не допустить их в настоящем и будущем. Для чего историкам надобно писать все без прикрас, не скрывая никаких ошибок, желая представить все в лучшем свете. Большой вред наносит не обнародование ошибок, а их сокрытие», «Как многие цивилизованные и свободные нации гордятся своими выдающимися людьми, ... так и у нас есть право гордиться теми, кто в трудных условиях, под гнетом чужого государства, продолжал заботиться о нации, сохраняя ее обычаи, нравственность, т.е. теми, кто считал своим долгом служить народу и религии», «Несчастлив тот народ, у которого нет писателей и ученых, народ, забывший своих знаменитых людей, не сохранит себя для истории.», (Байбулатова, 2006, с.69-71). Таким образом, он хочет знать и донести своим соплеменникам информацию о выдающихся людях своей нации, поскольку, не зная этих людей, их деяний, они, т.е. сам Р.Фахретдин и его соотечественники, будут несчастливы, и они сами выпадут из истории, кроме того, не учтя положительного и отрицательного опыта предшественников в тех или иных делах, можно снова допустить ошибки прошлого. Именно в этих словах заключается, по сути, метод исторического исследования Р.Фахретдинова, это - объективное описание, которое сохранит и нацию, и ее национально-культурное и религиозное наследие и идентичность. Именно поэтому большая часть исторических работ Ризы Фахретдинова написана в жанре биографических описаний. Во-первых, он следовал традиции, поскольку

биографический жанр был широко распространен у тюрков, в том числе использовался и Ш. Марджани, во-вторых, это наиболее понятный и любимый жанр для тюрков, в силу его распространенности, в-третьих, для Р.Фахретдинова каждая биография является страницей истории, которые в совокупности дают общее видение развития нации.

Большое значение в творческом наследии Ризы Фахретдинова имеет цикл работ о воспитании, в большей мере, нравственно-этическом. Так, им были изданы работы о воспитании женщин, детей, нормах поведения девочек, учащихся: «Тэрбияле ана» («Воспитанная мать», Казань, 1898), «Тэрбияле бала» («Воспитанный ребенок», Казань, 1889), «Шэкертлек адабе» («Поведение шакирда», Казань, 1899), «Тэрбияле хатын: хермэтле галимнэр эсэреннэн ^ыелды. Ьэрбер ейдэ вэ hэрбер хатын кулында бу китаптан бер данэсе булырга тиешледер» («Воспитанная женщина: собрано из произведений уважаемых ученых. Эта книга должна быть в каждом доме и у каждой женщины», Оренбург, 1902), «Нэсыйхэт. Икенче. Ялгыз кыз балалар ечен» («Наставление второе. Для девочек», Казань, 1905), «Эhле гаял. Кыз балалар вэ хатыннар ечен кирэк улан эдэплэрне бэян эйлэмеш бер рисалэдер» («Трактат о нормах поведения девочек и женщин», Оренбург, 1908) и др. Наставления всем членам семьи он изложил в книге «Гаилэ: Йорт вэ ей эчендэ гаилэ вэ ^эмэгатьлэр арасында ригая итэргэ тиешле улан ислам эдэплэрен бэян иткэн бер рисалэдер» («Семья: трактат о нормах ислама, которые должны знать члены семьи», Оренбург, 1902). В целом, нравственно-этические работы Р.Фахретдинова логически связаны с историческими. Если в исторических исследованиях он показывает известных, выдающихся в той или иной области людей, то в работах о нравственности и воспитании он показывает, каким именно должен быть человек, чтобы стать для своей нации выдающимся и известным. Кроме того, в этих работах центральное внимание уделено воспитанию девочек, нравственности и образованности женщин, поскольку, с точки зрения Р.Фахретдинова, именно образованная, высоконравственная женщина воспитывает выдающихся личностей. Для этой же цели были написаны и два художественных произведения Ризаэтдина Фахретдина - «Сэлимэ, яки Гыйффэт» («Салима, или Целомудрие», Казань, 1899) и «Эсма, яки Гамэл вэ ^эза» («Асьма, или Деяние и наказание», Оренбург, 1903), в которых автор представил свой идеал мусульманской женщины, знающей несколько языков, получившей европейское образование.

Таким образом, научно-исследовательское и литературное творчество Ризы Фахретдинова продиктовано в большей степени заинтересованностью в развитии нации в нравственно-этическом, образовательных аспектах и таким образом достижения ей европейского уровня.

Возвращаясь к теме исследования, т.е. «феномену», или исключительности Ризаэтдина Фахретдина, из чего же состоит эта исключительность, благодаря чему он стал известен в нескольких сферах деятельности. Исходя из краткого обзора некоторых сфер деятельности, можно

сказать, что его исключительность состояла, во-первых, из ответственности перед собой и перед людьми. Благодаря своей ответственности он долгое время работал в ОМДС и ЦДУМ на должностях, на которые его назначили, благодаря своей ответственности и трудолюбию он выполнял свою работу на высоком уровне, который удовлетворял в большинстве своем и простой народ, и вышестоящую власть. Во -вторых, это - саморазвитие и увлеченность. Благодаря этим факторам Ризе Фахретдину было интересно получать новые знания, приобретать новый опыт. Он не боялся делать ошибки, поскольку понимал, что таким образом происходит развитие. В-третьих, национализм, который заключался в желании видеть свою нацию развитой, просвещенной, сохранившей свою культуру, традиции. Именно эти три фактора сделали Ризаэтдина Фахретдинова исключительной фигурой в истории татарского народа, благодаря им он достигал успеха и признания.

Источники и литература

1. Байбулатова Л.Ф. «Асар» Ризы Фахреддина: источниковая основа и значение свода. Казань: Татар. кн. изд-во, 2006. 173, [1] с., [6] л. ил.

2. Брилева Д.С. Общественные дискуссии по вопросам социальных реформ в татарской прессе начала ХХ века (на материалах журнала «Шура» 19081917 гг.): дис. ... к.и.н. Казань, 2012. 210 с.

3. Денисов Д.Н. Выполнение мусульманским духовенством округа ОМДС государственных полномочий в XIX - начале ХХ века // Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 11 (265). История. Вып.50. С.90-94.

4. Загидуллин И.К. Деятельность Р.Фахреддина в Оренбургском магометанском духовном собрании (1891-1906 гг.) // Научный Татарстан. 2009. №2. С.146-158.

5. Загидуллин И.К. Р.Фахретдин о роли религиозно-культурных институтов в общественном развитии татар-мусульман (проект 1905 г.) // Из истории и культуры народов Среднего Поволжья. 2018. № 8. Т. 1. С.5-27.

6. Ислам и советское государство (1917-1936). Сборник документов. Вып.2 / Сост., авт. предисл. и примеч. Д.Ю. Арапов. М.: Изд. дом Марджани, 2010. 208 с.

7. Ризаэтдин бине Фэхретдин. Эхкяме шэргыя мэжмугасы // Вакыт. 1909. № 481.

8. Ризаэтдин Фэхретдин. Фэнни-биографик жыентык. Казан: «Рухият» нэшрияты, 1999. 224 б.

Л.Ф. Байбулатова Ризаэтдин Фэхретдин феномены (тууына 160 ел тулуга карата)

Мэкалэдэ Ризаэтдин Фэхретдиннец уцыш казанган h9M танылу алган мехэррирлек хезмэте, ислам дине, фэн h9M эдэбият елкэлэрендэге гыйльми эзлэнулэре бэялэнэ. Бигрэк тэ, анын терле юнэлештэге, шул ук вакытта янэшэ торган купкырлы эшчэнлегендэ унышка китергэн сэбэплэрне hэм факторларны ачыклауга игътибар бирелэ.

Ачкыч сузлэр: Ризаэтдин Фэхретдин, имам, казый, мефти, журналист, тарих-чы, журнал, Диния нэзарэте.

L.F. Baybulatova

Phenomenon of Rizaetdin Fahretdin (to the 160th anniversary of the birth)

The article deals with the religious, editorial, journalistic, research and literary spheres of activity of Rizaetdin Fahretdinov, in which he achieved success and recognition. Special attention is paid to the reasons and factors of such recognition, as R. Fahretdin has achieved success in different, albeit related, areas.

Keywords: Rizaetdin Fahretdin, Imam, Cadi, mufti, journalist, historian, journal, Spiritual meeting.

Информация об авторе:

Байбулатова Лилия Фаритовна - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник, Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ (г.Казань); e-mail: bayli77@mail.ru

Байбулатова Лилия Фэрит кызы - тарих фэннэре кандидаты, елкэн фэнни хезмэткэр, ТР ФА Ш.Мэржани исемендэге Тарих институты (Казан шэhэре).

Baybulatova Liliya F. - Candidate of Historical Sciences, Senior Scientific Researcher, Marjani Institute of History of Tatarstan Academy of Sciences (Kazan).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.