о©4 управление образованием ^d
DOI: 10.24412/2076-1503-2023-5-412-416 КОЖЕВНИКОВА Лариса Валерьевна,
NIION: 2018-0076-5/23-372 кандидат философских наук, доцент,
MOSURED: 77/27-023-2023-5-372 доцент кафедры философии ФГБОУ ВО
«Государственный университет управления», e-mail: [email protected]
СТАРОВОЙТОВА Ирина Евгеньевна,
кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии ФГБОУ ВО «Государственный университет управления»,
e-mail: [email protected]
ФЕНОМЕН РЕПЕТИТОРСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Аннотация. В статье анализируется такое педагогическое явление, как репетиторство, которое за долгие годы существования обрело новый статус и задачи. Сравниваются подходы к понятию «репетиторство», сложившиеся в зарубежной и отечественной научной литературе. Отмечается, что зарубежные ученые считают репетиторство формой теневого образования, а отечественные ученые рассматривают репетиторство как дополнение формального образования и фактор повышения школьной успеваемости. В статье говорится об эволюции репетиторства, которое из краткосрочной платной услуги, имеющей конкретные сравнительно быстро достигаемые цели: ликвидировать пробелы в знаниях и подготовить ученика к экзамену или контрольному тестированию - в современном обществе превратилось в многофункциональный институт. Авторы выделяют следующие аспекты репетиторства: административно-экономический, педагогический, психологический, культурный и приходят к выводу, что репетиторство - платная образовательная услуга для детей и взрослых, многоаспектное явление, многофункциональный неформальный институт, выполняющий функции социального лифта, фасилитации, закрепления и углубления знаний, формирующий научное мировоззрение. Нуждаются в изучении методическая сторона репетиторства, а педагогические технологии, выработанные репетиторством, заслуживают распространения в формальном образовании в связи с тем, что образование в информационном обществе ориентировано на разработку индивидуальных образовательных траекторий, растет степень его инклюзии, а именно это направление давно развивает репетиторство. Авторы полагают, что поскольку репетиторство является неотъемлемым элементом образовательного пространства, государство должно осуществлять его грамотное регулирование, чтобы не допустить дискриминации в образовании. Статья может быть интересна педагогам и специалистам в области правового регулирования образования.
Ключевые слова: образование, репетиторство, неформальный институт, многоа-спектность репетиторства, образовательная траектория, индивидуализация обучения, фасилитация, информационное общество.
KOZHEVNIKOVA Larisa Valerievna,
PhD in Philosophy, assistant professor, State University of Management, Moscow, Russian Fédération Moscow, Russian Federation
STAROVOYTOVA Irina Evgenievna,
PhD in Philosophy, assistant professor, State University of Management, Russian Federation Moscow,
Russian Federation
THE PHENOMENON OF TUTORING IN MODERN RUSSIA
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2023
Annotation. The article analyzes such a pedagogical phenomenon as tutoring, which over the long years of existence has acquired a new status and tasks. The approaches to the concept of "tutoring" that have developed in foreign and domestic scientific literature are compared. It is noted that foreign scientists consider tutoring a form of shadow education, and domestic scientists consider tutoring as an addition to formal education and a factor in improving school performance. The article talks about the evolution of tutoring, which, from a short-term paid service with specific, relatively quickly achieved goals: to eliminate gaps in knowledge and prepare a student for an exam or control testing, has turned into a multifunctional institution in modern society. The authors identify the following aspects of tutoring: administrative, economic, pedagogical, psychological, cultural, and come to the conclusion that tutoring is a paid educational service for children and adults, a multidimensional phenomenon, a multifunctional informal institution that performs the functions of a social lift, facilitation, consolidation and deepening of knowledge, shaping the scientific worldview. The methodological side of tutoring needs to be studied, and the pedagogical technologies developed by tutoring deserve to be spread in formal education due to the fact that education in the information society is focused on the development of individual educational trajectories, the degree of its inclusion is growing, and it is this direction that has been developing tutoring for a long time. The authors believe that since tutoring is an integral element of the educational space, the state must properly regulate it in order to prevent discrimination in education. The article may be of interest to teachers and specialists in the field of legal regulation of education.
Key words: education, tutoring, non-formal institution, multidimensionality of tutoring, educational trajectory, individualization of learning, facilitation, information society.
Введение
Увеличение значимости образования в информационном обществе, важность его для предоставления конкурентных преимуществ приводят к росту разнообразия образовательных услуг. Одной из таких услуг является репетиторство.
Частное репетиторство возникло несколько столетий назад, в XXI веке его значимость и распространение увеличились. Образование в наши дни является социальной ценностью и важным социальным лифтом. В одних регионах мира репетиторы, как правило, готовят учеников к прохождению тестов, результатом которых становится перевод учащегося на более высокий уровень образования и поступление в университет. В других регионах основной контингент репетиторов составляют отстающие ученики, которым требуется помощь в освоении учебного материала. В третьей группе стран репетиторов приглашают занятые родители для контроля учебы своего ребенка. Мотивом приглашения репетитора может стать также эмоциональное стремление родителей дать ребенку все лучшее.
Можно выделить следующие аспекты репетиторства в современном образовательном пространстве:
1) административно-экономический (исследования по этой теме обсуждают проблему уклонения от налогов, сложность выведения данной экономической деятельности из «тени», проблемы самозанятости; проблемы административных барьеров выхода на рынок репетиторских услуг, нормирование репетиторской деятельно-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2023
сти, государственное регулирование данной сферы) [4];
2) педагогический (приемы и методы обучения, которые можно было бы перенести в школьное обучение: высокий уровень мониторинга изучаемого материала при тьюторстве, тщательная проверка заданий, индивидуальный подход и проч.) [3; 6];
3) психологический (современный репетитор оказывает психологическую поддержку, является фасилитатором, он мотивирует и вдохновляет ученика, обеспечивает здоровый психологический климат и обстановку интеллектуальной свободы) [11];
4) культурный (исследование национальной специфики репетиторства в разных странах) [1; 2; 3; 5; 10].
В исследованиях отечественных и зарубежных авторов, как правило, затрагивается лишь один из названных аспектов репетиторства. Задача авторов статьи на основе категориального анализа понятия «репетиторство» показать мно-гоаспектность данного явления и предложить обобщенный философский взгляд на данный образовательный феномен.
Методы
Профессор из Гонконга Марк Брэй является одним из ведущих специалистов в области изучения феномена репетиторства. Он рассматривает репетиторство как платное частное дополнительное обучение по школьным предметам. Ученый ввел понятие «теневое образование».
«Частное репетиторство рассматривается как теневое по нескольким причинам. Во-первых, оно существует только потому, что существует
общепринятая система. Во-вторых, оно отражает общепринятую систему: как только меняется по ориентации или по размеру общепринятая система, сразу же меняется и теневая система. В-третьих, почти в любом обществе больше внимания уделяется основной системе, а не теневой. И, в-четвертых, характеристики теневой системы намного менее отчетливы, чем характеристики основной системы» [1, с. 65-66]а Отечественные специалисты также рассуждают о сущности репетиторства. Преподаватель Костромского государственного университета Н.Г. Крылова в статье «Репетиторы выходят из тени», пишет, что, «во-первых, это вид преподавательской деятельности, смысл которой в том, чтобы обучать определенному предмету индивидуально или в малых группах, с целью успешного поступления в учебное заведение ... Во-вторых, это теневой социальный институт общества по использованию социальных ресурсов, позволяющий удовлетворить определенные потребности (экономические, культурные, социальные и психолого-педагогические). В-третьих - это особый вид образовательной услуги» [6, с. 180]. Ученый из Сургута А.А. Наумова сформулировала следующее определение: «Репетиторство - это вид образовательной деятельности, представляющей собой дополнительные, обычно индивидуальные, платные занятия преподавателей с целью закрепления и углубления знаний по отдельным дисциплинам, подготовки к экзаменам» [10, с. 385].
«Репетиторство можно рассматривать как неформальный институт, выступающий дополнением к формальной системе образования. Неформальный институт репетиторства в России «гасит» проблемы школьного образования, нейтрализует его дисфункции и тем самым смягчает претензии к нему как со стороны педагогов, так и родителей» [8, с. 108].
Отечественные авторы, в отличие от зарубежных, понимают репетиторство не как теневое образование, а как форму неформальной занятости, или как способ повышения успеваемости школьников.
Результаты и дискуссия
Репетиторство в России имеет многолетние традиции. Сопроводительная образовательно-воспитательная деятельность ведет начало с VI века. Существовал обычай кормильства (воспитания мальчиков в чужих семьях). С принятием христианства «мастера грамоты» начали обучать детей церковно-славянскому языку и гражданской письменности, а также латыни, а в монастырях практиковалось «старчество» (монах - «старец -являлся наставником для молодого послушника). В XVIII-XIX вв. домашнее обучение осуществляли отечественные преподаватели и гувернеры-ино-
странцы, а гувернерство было закреплено законодательно. После Октябрьской революции 1917 года домашнее образование и гувернерская деятельность оказались под запретом. Появились классное руководство (разновидность тьютор-ства) и репетиторство [5, с. 109].
В современной России закон ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» узаконил домашнее (семейное) образование. В соответствии со статьей 17 «Формы получения образования и формы обучения», в Российской Федерации образование может быть получено не только в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, но и в форме семейного образования и самообразования [12].
Таким образом, демократизация образования предоставляет обучающемуся возможность приобрести знания любым доступным ему способом (в том числе при помощи репетитора), проходя промежуточную и государственную итоговую аттестацию в компетентных и предназначенных для этого образовательных организациях.
Если традиционно репетиторство представляло собой краткосрочную платную услугу, имеющую вполне конкретные сравнительно быстро достигаемые цели (подготовить к ЕГЭ и ОГЭ; ликвидировать пробелы в знаниях; помочь в усвоении нового материала; научить решать типовые задачи; подготовить к контрольной работе), то в последние десятилетия перед репетитором ставятся более глобальные психолого-педагогические задачи: повышение успеваемости по учебной дисциплине в течение всего периода изучения этой дисциплины; углубленное освоение материала; повышение интереса к учебному предмету; развитие когнитивных способностей и исследовательских навыков; помощь в выполнении домашних заданий на всем протяжении учебы в школе; развитие самостоятельности в учебной и прочей познавательной деятельности; формирование умения ориентироваться в мире, расширение кругозора.
Общеизвестно, что репетиторство в современной России давно стало практически нормой в обучении подростков, оно вплетено в целостный образовательный процесс (формальный, неформальный, информальный) старшеклассников [13, с. 40]. Все чаще репетиторы сопровождают ребенка от подготовки к поступлению в школу до сдачи ЕГЭ. Мало того, зачастую к помощи репетитора обращаются студенты вуза, которые, с одной стороны, не вполне готовы соответствовать высоким требованиям к уровню знаний и скорости усвоения информации, с другой стороны, они надеются при помощи репетитора компенсировать недостатки современной российской системы высшего образования, в частности, катастрофически маленькое количество аудиторных часов.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2023
Все вышеизложенное отчасти подтверждает точку зрения на репетиторство как на свидетельство низкого качества и плохой организации официального образования [7]. Но недостатки образовательной системы не объясняют исчерпывающим образом популярности репетиторства у взрослых людей.
Существует представление о том, что репетиторство не ориентировано на выработку глубоких систематических знаний, а только «натаскивает» на прохождение тестов и решение типовых заданий. Само слово «репетитор» происходит от латинского гереМю - «повторяю», но деятельность современного репетитора не совпадает с этимологией, она многоплановая.
Репетиторство преследует следующие цели: помочь ученику освоить сложную информацию, наверстать пропущенный материал, натренировать на особую форму экзамена, наконец, удовлетворить уникальные образовательные потребности, в том числе связанные с особенностями здоровья.
Одним из современных направлений развития образования является индивидуализация обучения, создание так называемой индивидуальной образовательной траектории. Разработчиком индивидуального образовательного маршрута становятся репетиторы.
Предлагаем следующее определение репетиторства. Репетиторство - платная образовательная услуга, выполняющая функции социального лифта, фасилитации, закрепления и углубления знаний, а также мировоззренческую.
Заключение
Таким образом, феномен репетиторства сложен, глубок, недостаточно изучен. Репетиторская практика обогащает педагогику новыми методиками и образовательными технологиями, которые заслуживают пристального внимания исследователей и руководителей сферы образования.
В свете изменения образовательной парадигмы, когда на образование все чаще смотрят не как на рыночную услугу, а как на общественное благо, репетиторство как социальный институт, выполняющий не характерные для него ранее масштабные функции, заслуживает пристального внимания со стороны государства.
Российскому государству необходимо уделять больше внимания данному явлению: тотальный контроль или запрет репетиторства только приведут к неконтролируемому росту теневого образования, а политика игнорирования на государственном уровне может привести к усилению дискриминации, состоящей в неравном доступе к качественному образованию представителей разных социальных страт современной России.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2023
Список литературы:
[1] Bray M. Private Supplementary Tutoring: Comparative Perspectives on Patterns and Implications // A Journal of Comparative Education. 2006. V. 36. No. 4. PP. 515—530 (пер. с англ. Е. Фруминой) Перевод опубликован в журнале «Теоретические и прикладные исследования». 2007. С.65-83.
[2] Бейзеров В. А. Школы Великобритании в ожидании перемен // Образование в современной школе. 2010. №2. С. 57-62.
[3] Давэй Сунь Педагогические проблемы репетиторства в России и Китае // Отечественная и зарубежная педагогика. 2022. Т. 1. № 2. С. 168— 174.
[4] Донецкая С. С., Третьякова В. А. Неформальная самозанятость на рынке репетиторских услуг: международный опыт государственного регулирования // Мир экономики и управления. 2022. Т. 22. No 4. С. 60-78.
[5] Коджаспирова Г. М. Возникновение и эволюция становления тьюторства в России // Наука и школа. 2019. №1. С. 107-117.
[6] Крылова Н. Г. Репетиторы выходят из тени // Народное образование. 2011. № 5 (1408). С.180-184.
[7] Макеев П. А. Репетиторство в России: нельзя увидеть, но можно услышать // Журнал социологии и социальной антропологии 2020. №23(3). С. 100-121.
[8] Макеев, П. А. Репетиторство в России: описание явления на основе онлайн-платформ // Journal of Institutional Studies. 2019. 11(4). С. 106120.
[9] Наумова А. А. Репетиторство как частная преподавательская практика: анализ зарубежного опыта // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2018. №2 (53). С. 126-132.
[10] Наумова А. А. Роль репетиторства в современной системе образования [Текст] / А. А. Наумова // Россия между модернизацией и архаизацией: 1917-2017 гг. : материалы XX Всероссийской научно-практической конференции: в 2 томах. - Сургут. АНОВО «Гуманитарный университет». 2017. С.385-390.
[11] Санников Д. А. Репетиторство как вид педагогической деятельности // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2021. № 199. С.189-195.
[12] ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] URL: https://base. garant.ru/70291362 (дата обращения: 08.05.2023)
[13] Шипкова Е. Н. Репетиторство как проблема педагогической науки и практики // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 2. С.39-46.
Spisok literatury:
[1] Bray M. Private Supplementary Tutoring: Comparative Perspectives on Patterns and Implications // A Journal of Comparative Education. 2006. V. 36. No. 4. PP. 515—530 (per. s angl. E. Fruminoj) Perevod opublikovan v zhurnale «Teoreticheskie i prikladnye issledovaniya». 2007. S.65-83.
[2] Bejzerov V. A. SHkoly Velikobritanii v ozhi-danii peremen // Obrazovanie v sovremennoj shkole. 2010. №2. S. 57-62.
[3] Davej Sun' Pedagogicheskie problemy repetitorstva v Rossii i Kitae // Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. 2022. T. 1. № 2. S. 168174.
[4] Doneckaya S. S., Tret'yakova V. A. Nefor-mal'naya samozanyatost' na rynke repetitorskih uslug: mezhdunarodnyj opyt gosudarstvennogo reg-ulirovaniya // Mir ekonomiki i upravleniya. 2022. T. 22. No 4. S. 60-78.
[5] Kodzhaspirova G. M. Vozniknovenie i evoly-uciya stanovleniya t'yutorstva v Rossii // Nauka i shkola. 2019. №1. S. 107-117.
[6] Krylova N. G. Repetitory vyhodyat iz teni // Narodnoe obrazovanie. 2011. № 5 (1408). S. 180184.
[7] Makeev P. A. Repetitorstvo v Rossii: nel'zya uvidet', no mozhno uslyshat' // ZHurnal sociologii i social'noj antropologii 2020. №23(3). S. 100-121.
[8] Makeev, P. A. Repetitorstvo v Rossii: opisanie yavleniya na osnove onlajn-platform // Journal of Institutional Studies. 2019. 11(4). S. 106-120.
[9] Naumova A. A. Repetitorstvo kak chastnaya prepodavatel'skaya praktika: analiz zarubezhnogo opyta // Vestnik Surgutskogo gosudarstvennogo ped-agogicheskogo universiteta. 2018. №2 (53). S. 126132.
[10] Naumova A. A. Rol' repetitorstva v sovremennoj sisteme obrazovaniya [Tekst] / A. A. Naumova // Rossiya mezhdu modernizaciej i arhaizaciej: 19172017 gg. : materialy XX Vserossijskoj nauchno-prak-ticheskoj konferencii: v 2 tomah. - Surgut. ANOVO «Gumanitarnyj universitet». 2017. S. 385-390.
[11] Sannikov D. A. Repetitorstvo kak vid peda-gogicheskoj deyatel'nosti // Izvestiya RGPU im. A. I. Gercena. 2021. № 199. S.189-195.
[12] FZ «Ob obrazovanii v Rossijskoj Feder-acii» [Elektronnyj resurs] URL: https://base.garant. ru/70291362 (data obrashcheniya: 08.05.2023)
[13] SHipkova E. N. Repetitorstvo kak problema pedagogicheskoj nauki i praktiki // YAroslavskij peda-gogicheskij vestnik. 2018. № 2. S.39-46.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2023