Научная статья на тему 'ФЕНОМЕН ПРЕСТИЖА СЛУЖБЫ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ОЦЕНКИ ТЕКУЧЕСТИ КАДРОВ'

ФЕНОМЕН ПРЕСТИЖА СЛУЖБЫ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ОЦЕНКИ ТЕКУЧЕСТИ КАДРОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
223
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕСТИЖ СЛУЖБЫ / ИМИДЖ ПРОФЕССИИ / ОБРАЗ СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ТЕКУЧЕСТЬ КАДРОВ / МОТИВАЦИОННАЯ СТАТИСТИКА / УПРАВЛЕНИЕ КАДРАМИ / КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / САМОЦЕННОСТЬ СОТРУДНИКА / КАДРОВАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / ИНДЕКС ОТБОРА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Костина Елена Викторовна

Представлены результаты исследования феномена престижа службы в органах внутренних дел России как показателя текучести кадров. Рассмотрены теоретические аспекты кадровой политики в органах внутренних дел Российской Федерации. Выделены основные причины, по которым формируются проблемы и недостатки кадровой политики в органах внутренних дел. Проанализированы механизмы влияния престижа службы в органах внутренних дел на уровень текучести кадров. Проведен качественно-количественный анализ результатов изучения показателей социально-психологического климата и морально-психологического состояния сотрудников. Предложены актуальные решения, направленные на совершенствование кадровой политики в органах внутренних дел с целью повышения престижа службы и снижения уровня текучести кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PHENOMENON OF THE PRESTIGE OF SERVICE IN THE INTERNAL AFFAIRS BODIES AS AN INDICATOR OF STAFF TURNOVER

The article presents the results of a study of the phenomenon of the prestige of service in the internal affairs bodies of Russia as an indicator of staff turnover. The theoretical aspects of personnel policy in the internal affairs bodies of the Russian Federation are considered. The main reasons for the formation of problems and shortcomings of personnel policy in the internal affairs bodies are highlighted. The mechanisms of influence of the prestige of service in the internal affairs bodies on the level of staff turnover are analyzed. A qualitative and quantitative analysis of the results of studying the indicators of the socio-psychological climate and the moral and psychological state of employees was carried out. Topical solutions aimed at improving the personnel policy in the internal affairs bodies in order to increase the prestige of the service and reduce staff turnover are proposed.

Текст научной работы на тему «ФЕНОМЕН ПРЕСТИЖА СЛУЖБЫ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ОЦЕНКИ ТЕКУЧЕСТИ КАДРОВ»

Научная статья УДК 159.9

https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-3-47-53 NIION: 2018-0077-3/22-172 MOSURED: 77/27-024-2022-03-371

Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки

Группа научных специальностей: 5.3. Психология Психологические науки

Шифр научной специальности: 5.3.3. Психология труда, инженерная психология, когнитивная эргономика (психологические науки)

Феномен престижа службы в органах внутренних дел как показатель оценки текучести кадров

Елена Викторовна Костина

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия,

kasatka1317@mail.ru

Аннотация. Представлены результаты исследования феномена престижа службы в органах внутренних дел России как показателя текучести кадров. Рассмотрены теоретические аспекты кадровой политики в органах внутренних дел Российской Федерации. Выделены основные причины, по которым формируются проблемы и недостатки кадровой политики в органах внутренних дел. Проанализированы механизмы влияния престижа службы в органах внутренних дел на уровень текучести кадров. Проведен качественно-количественный анализ результатов изучения показателей социально-психологического климата и морально-психологического состояния сотрудников. Предложены актуальные решения, направленные на совершенствование кадровой политики в органах внутренних дел с целью повышения престижа службы и снижения уровня текучести кадров.

Ключевые слова: престиж службы, имидж профессии, образ сотрудника полиции, органы внутренних дел, текучесть кадров, мотивационная статистика, управление кадрами, кадровая политика, управленческая культура, самоценность сотрудника, кадровая мобильность, индекс отбора

Для цитирования: Костина Е. В. Феномен престижа службы в органах внутренних дел как показатель оценки текучести кадров // Психология и педагогика служебной деятельности. 2022. № 3. С. 47-53. https://doi.org/10.24412/2658-63 8Х-2022-3 -47-53.

Original article

The phenomenon of the prestige of service in the bodies of the internal affairs аs indicator of staff turnover assessment

Elena V. Kostina

Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikot', Moscow, Russia,

kasatka1317@mail.ru

Abstract. The article presents the results of a study of the phenomenon of the prestige of service in the internal affairs bodies of Russia as an indicator of staff turnover. The theoretical aspects of personnel policy in the internal affairs bodies of the Russian Federation are considered. The main reasons for the formation of problems and shortcomings of personnel policy in the internal affairs bodies are highlighted. The mechanisms of influence of the prestige of service in the internal affairs bodies on the level of staff turnover are analyzed. A qualitative and quantitative analysis of the results of studying the indicators of the socio-psychological climate and the moral and psychological state of employees was carried out. Topical solutions aimed at improving the personnel policy in the internal affairs bodies in order to increase the prestige of the service and reduce staff turnover are proposed.

Keywords: prestige of the service, image of the profession, image of a police officer, internal affairs bodies, staff turnover. motivational statistics, personnel management, personnel policy, managerial culture, employee self-worth, personnel mobility, selection index

For citation: Kostina E. V. The phenomenon of the prestige of service in the internal affairs bodies as an indicator of staff turnover // Psychology and pedagogy of service activity. 2022;(3):47-53. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2658-638Х-2022-3-47-53.

© Костина Е. В., 2022

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

47

Актуальность исследования. Изменение социально-экономических условий развития российского общества привело к осуществлению в 2011 году одной из крупнейших реформ органов внутренних дел, обусловленной резким снижением эффективности их деятельности, негативно воздействующим на престиж службы и отношение граждан к МВД России [14]. Уровень текучести кадров на протяжении нескольких лет, предшествующих реформированию, достигал критических значений в 18 % [28] при ее естественных показателях, не превышающих 3-7 % [23]. Однако, несмотря на предпринимаемые меры по преобразованию порядка прохождения службы в правоохранительных органах проблема сохранения кадрового ядра и полноценного комплектования органов внутренних дел не утратила своей актуальности, и в настоящее время выделена Правительством Российской Федерации в одно из ведущих направлений законодательного реагирования. На государственном уровне в качестве факторов, способствующих текучести правоохранительных кадров, выделены такие негативные аспекты прохождения службы, как: низкая экономическая привлекательность службы, сниженный уровень престижа и доверия населения, высокая нагрузка и требовательность к каждому сотруднику; сложные, а порою и экстремальные условия профессиональной деятельности [17].

Служба в органах внутренних дел сопровождается повышенными физическими, интеллектуальными и эмоциональными нагрузками на сотрудников и сопровождается высокой степенью ожиданий эффективной профессиональной деятельности со стороны общества, одним из показателей которой выступает уровень доверия к правоохранительной системе. Тесное взаимодействие с обществом обеспечивает качественную реализацию задач, поставленных перед МВД России. Однако, доверие граждан представляет собой динамичный конструкт, на формирование которого оказывает воздействие множество факторов [15]. Одним из критериев оценки текучести кадров является престиж профессии, под которым понимается формируемый общественным мнением набор характеристик, отражающих профессиональный статус, стандарты и ценности профессии, ее социальную функцию, степень развития корпоративной культуры, материально-технические условия труда и т. д. [24].

Синонимами понятия престиж являются «репутация», «имидж», «авторитет», «влияние», «уважение», «статус», «достоинство», «честь», «значимость» «конкурентоспособность», «привлекательность», и показателями престижа, по мнению С. Ю. Головина, выступают нравственно-духовные ценности, признаки материального благополучия, высокого ранга, общественного положения и др. [18].

Н. П. Горбуновым [4] отмечается тенденция современных СМИ к целенаправленному формированию негативного имиджа сотрудников полиции, транслирование и широкое обсуждение которого усложняет процесс его преодоления, несмотря на предпринимаемые меры со стороны МВД России и положительные психолого-

профессиональные характеристики преимущественной части сотрудников органов внутренних дел. Отрицательная оценка СМИ, накладываемая на неустойчивый с тенденцией к негативному имидж сотрудников полиции, способствует закреплению в сознанию граждан негативного отклика, связанного с системой МВД России.

При этом информационная среда, в которой находятся органы внутренних дел, может быть негативной из-за множества факторов, как внешних, так и внутренних. В этой среде технологии формирования позитивного общественного мнения о деятельности органов внутренних дел и имидже сотрудника полиции имеют важное значение, так как они могут служить основополагающим барьером от негативного информационного воздействия [7].

Выше сказанное обуславливает постановку цели настоящей статьи - проведение теоретического и эмпирического анализа роли и места престижа службы в органах внутренних дел как показателя текучести кадров.

Объект исследования: курсанты и слушатели Московского университета МВД России имени В. Я. Ки-котя.

Предмет исследования: престиж службы в органах внутренних дел в структуре текучести кадров образовательных организаций МВД России.

Престиж службы и имидж сотрудника в качестве одного из факторов, оказывающих влияние на принятие решения об увольнении, в различное время выделяли: М. А. Кожевина [11], М. Н. Рассадина [20], А. А. Стель-мах [24], Л. В. Павлова [19], А. А. Сабинин, С. С. Лунин [22] и др.

Проблема престижа профессии и имиджа сотрудника получила активное распространение в 30-ые годы предыдущего столетия в рамках социологических наук, когда исследователи профессиональных групп впервые заявили о функциональной значимости престижа профессии для общества. Однако, психологические исследования, посвященные раскрытию указанных явлений, единичны. Так, И. А. Акиндиновой выявлена связь самоактуализации личности с уровнем престижа профессии [1]. И. В. Зотовой [8] разработана дескриптивная психологическая модель престижа организации (на уровне общего) и модель престижа на уровне особенного.

На сегодняшний день в гуманитарных науках сформировались конкретные подходы к изучению сущности рассматриваемых явлений. В рамках лич-ностно-квалификационного подхода имидж работника формируется, исходя из его профессиональной квалификации, а престиж профессии является результатом совокупных представлений отдельных членов и групп социума о работниках организации [25]. Представители функционального подхода оценивают престиж профессии в соответствии с существующей социально-классовой структурой общества: на престиж и имидж оказывает влияние функциональное предназначение работников, которое в зависимости от условий социально-экономического развития, обладает яркой динамичностью [12].

48

PSYCHOLOGICAL SCIENCES

Ресурсный и институциональный подходы по своей сущности наиболее близки к психологическим представлениям о престиже службы и имидже профессии, поскольку основой дифференциации указанных явлений в рамках ресурсного подхода является личностный потенциал работников: личность рассматривается через социально-профессиональный статус и выступает в качестве ведущего фактора формирования общественных представлений о профессии [26], а с позиции институционального подхода ведущую позицию в формировании престижа профессии и имиджа работника занимают социальные общности профессий, обладающие уникальной системой профессиональных ценностей и отношений [12].

Среди факторов, способствующих снижению престижа службы в органах внутренних дел и негативному имиджу сотрудника, исследователями выделяются: негативный образ профессии сотрудника правоохранительных органов в кино и сериалах (Т. А. Бонда-ренко [3]), отсутствие строгой государственной регламентации правового статуса сотрудника органов внутренних дел (А. А. Алексеев [2]), несовершенство психологического сопровождения служебной деятельности (Д. М. Королева, М. С. Лаврова, Л. Н. Костина [13]), несформированность организационной культуры (Т. Х. Джантеев [5]), профессиональная компетентность (А. А. Сабинин, С. С. Лунин [22]), стрессогенные условия службы, выражающиеся в повышенной психофизической и интеллектуальной нагрузке, организационных проблемах, постановке задач в условиях информационного дефицита, предъявлении жестких требований к личности и поведению в служебное и неслужебное время, повышенной кон-фликтогенности профессиональной среды (И. Ю. Кобозев [10]) и т. д.

Исследователи придерживаются мнения о значимости в формировании престижа правоохранительной службы имиджа сотрудника полиции, под которым понимается обобщенный образ, отражающий параметры психологических и профессиональных характеристик субъектов правоприменительной деятельности, наделенных государственными полномочиями и призванных исполнять определяемые законом нормы в области обеспечения правопорядка [9].

Затрагивая вопросы имидживых (репутацион-ных) уронов от текучести кадров, Марко Нинк [30] указывает на высокие финансовые убытки организации. Н. А. Жданкин, характеризуя сотрудников как категорию экономическую, указывает, что именно сотрудники создают имидж организации, формируют деловую репутацию (нематериальный актив); ученый акцентирует внимание и на социальном аспекте успешной работы сотрудников, в том числе их защищенности [16].

Если имидж организации связан со статусом и престижем, то идентификация сотрудника с этой организацией повышает его самоценность. Если внутренний и внешний имидж организации является непротиворечивым (согласованным), то идентификация

способствует нахождению смысла жизни и удовлетворению потребности в целостности, безопасности [21]. По мнению Дж. И. Даттон, Дж. М. Дукерих и С. В. Харкваил [29], принадлежность к профессиональной группе или организации, которая оценивается в обществе как не престижная (низкий авторитет профессии или организации), нарушает чувство самоценности сотрудника. И чем выше имидж организации, тем выше самоценность сотрудника и его идентификация с организацией.

Организация и методы эмпирического исследования. Исследование проведено в период с 2019 по 2021 гг., в котором приняли участие 8399 курсантов и слушателей 2-5 курсов различных подразделений Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя.

Специфика изучаемого феномена обусловила выбор качественной и количественной стратегии, заключающейся в интеграции методов сбора и анализа данных.

На первом этапе разработан план анкетирования, включающий в себя несколько вопросов различного типа, затем в процессе анализа полученных данных выделены основные темы (смысловые паттерны, присутствующие в полученных данных), далее рассчитывалось процентное соотношение количества респондентов, указавших ответы, соответствующие выделенной тематике. В анкету были включены вопросы, связанные с оценкой отдельных показателей социально-психологического климата и морально-психологического состояния сотрудников.

Результаты качественно-количественного анализа позволили сконструировать оценочную шкалу для проведения второго этапа исследования. Респондентам предлагалось оценить следующие показатели социально-психологического климата и морально-психологического состояния, как:

- оценка мотивации к службе и ее личной значимости (горжусь, служу с желанием; служу без особого желания; выполняю только служебный минимум; отношусь к службе безразлично; служба не нравятся, служу по необходимости);

- оценка перспектив своей деятельности (служить в органах внутренних дел; не планирую в дальнейшем связывать свою жизнь с органами внутренних дел, планирую уволиться со службы), оценка предполагаемого кадрового оттока по декларации желания уволиться из органов внутренних дел;

- оценка уровня престижа службы в органах внутренних дел (высокий, средний, низкий);

- оценка восприятия образа сотрудника полиции (позитивное, затрудняюсь ответить, негативное).

Результаты исследования и их обсуждение. По результатам изучения отдельных показателей социально-психологического климата и морально-психологического состояния курсантов и слушателей в 2019-2021 гг. получены данные, позволяющие оценить масштаб текучести кадров и престиж полицейской службы (Таблицы 1-2).

ЕСКИЕ НАУКИ 49

Таблица 1

Результаты оценки мотивации и перспектив службы в 2019-2021 гг.

Критерии оценки

Год Выборка Сниженная мотивация к службе Предполагаемый кадровый отток

Количество человек % Количество человек %

2019 n=2342 702 30 85 4

2020 n=2965 816 26 56 2

2021 n=3092 900 29 126 4

В результате анализа мотивации к службе, установлено, что в 2021 году доля курсантов и слушателей со сниженной мотивацией составила 29 % или 900 человек (это практически каждый третий, кто декларирует безразличие к службе, отсутствие стремления к профессиональному развитию и росту, выполнение служебного минимума) (2020 - 26 % или 816 человек; 2019 - 30 % или 702 человека). В отдельных подразделениях показатели сниженной мотивации к службе достигали критического уровня: так, на факультете подготовки специалистов в области информационной безопасности численность сотрудников (курсантов и слушателей) со сниженным уровнем мотивации достигала в 2019 году 52 %, в институте психологии служебной деятельности органов внутренних дел -в 2020 году 51 %, в институте судебной экспертизы -в 2021 году 36 %. То есть в сравнении с 2020 годом наблюдается отрицательная динамика мотивации сотрудников, с 26 % в 2020 году данный показатель вырос до 29 % в 2021 году, и в сравнении с 2019 годом отличается незначительно, но с динамикой некоторого снижения.

Прогнозируемый отток кадров (анонимная декларация желания уволиться из органов внутренних дел, прекратить службу) варьируется в диапазоне от 2 до 4 % в различные годы, а именно: в 2021 году 4 % или 126 человек, 2020 - 2 % или 56 человек, 2019 -4 % или 85 человек. Самый высокий показатель в 2021 году выявлен на факультете подготовки сотрудников для подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции (10 %), в 2020 году -в институте психологии служебной деятельности органов внутренних дел (6,5 %) и также на факультете подготовки сотрудников для подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции (6 %), в 2019 году - на факультете подготовки специалистов в области информационной безопасности (12 %) и в институте психологии служебной деятельности органов внутренних дел (11 %). То есть в сравнении с 2020 годом прогнозируемый отток (текучесть кадров) среди сотрудников в 2021 году вырос и составил 4 % или 126 человек, тогда как в 2020 году этот показатель составил 2 % или 56 человек, а в сравнении с 2019 годом актуальный показатель предполагаемой

текучести кадров остался прежним (а именно: 2019 -4 %; 2020 - 2 %, возможно, как отражение влияния процессов мировой нестабильности в период пандемии в острой ее фазе неопределенности; 2021 - 4 %). Следует отметить высокую латентность показателей прогнозируемого оттока кадров, что предполагает наличие вероятности ее более высоких реальных значений.

Таблица 2

Результаты оценки престижа службы и восприятия образа сотрудника полиции курсантов и слушателей в 2021 г.

Критерии оценки

Низкий престиж Восприятие образа сотрудника полиции

Выборка службы в органах внутренних дел Неопределенное (затруднились ответить) Негативное

Количе- Количе- Коли-

ство чело- % ство чело- % чество %

век век человек

п=3092 55 1,8 462 15 20 0,6

Престиж службы в органах внутренних дел на низком уровне оценивают 1,8 % или 55 человек, самый высокий показатель наблюдается в институте психологии служебной деятельности органов внутренних дел (5 %) и на международно-правовом факультете (4,5 %), по 2 % - в институте судебной экспертизы, на факультетах подготовки специалистов в области информационной безопасности и сотрудников для подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции.

Менее 1 % (0,6 % или 20 человек) всех подразделений оценили восприятие образа сотрудника полиции как негативное. Негативное восприятие образа сотрудника полиции декларируют 2 % численности сотрудников института подготовки сотрудников для органов предварительного расследования и 0,3 % - факультета подготовки сотрудников полиции для подразделений по охране общественного порядка. Затруднились оценить образ сотрудника полиции 1 5 % или 462 человека, максимально на факультете подготовки специалистов в области информационной безопасности (21 %), в институте судебной экспертизы (20 %), международно-правовом факультете и институте психологии служебной деятельности органов внутренних дел по 18 % соответственно.

Анализ динамики мотивации к службе (мотиваци-онная статистика), престижа служба, имиджа профессии и восприятия образа сотрудника полиции имеет взаимосвязь с предполагаемым оттоком кадров, что позволяет выдвигать гипотезу о роли указанных факторов в структуре текучести кадров, требующую дальнейшей эмпирической проверки.

Можно предложить следующие рекомендации, направленные на повышение престижа службы и сниже-

ние уровня текучести кадров. PSYCHOLOGICAL SCIENCES

1. Использование PR-технологий создания престижной имиджевой рекламы и пропаганды службы в органах внутренних дел.

2. Внедрение инноваций (образовательных, научно-технических, экономических, организационно-управленческих, кадровых) и развитие инновационного потенциала сотрудников (совокупность знаний, навыков, способностей и личностных характеристик сотрудника, определяющих готовность к восприятию, внедрению и продуцированию инноваций, обеспечивающих эффективное функционирование организации в условиях инновационной деятельности) [27].

3. Повышение уровня правовой защищенности сотрудников органов внутренних дел (в том числе и расширение их полномочий) и конкурентоспособности на рынке труда заработной платы.

4. Повышение управленческой культуры и психологической компетентности руководителей всех уровней.

5. Формирование эффективной системы профессионального и личностного развития сотрудников органов внутренних дел, управление карьерой (обогащение карьерных возможностей и обеспечение кадровой мобильности) и мотивацией.

6. Совершенствование профессионального психологического отбора кандидатов на службу в органы внутренних дел Российской Федерации: применение новых технологий, модификация методик и расширение методов, повышение индекса отбора (число кандидатов на одну вакансию) [6].

Таким образом, проведенный анализ показал, что престиж службы оказывает непосредственное влияние на текучесть кадров, динамику мотивации к службе, восприятие образа сотрудника полиции, самоценность сотрудника. Выявление факторов, обуславливающих снижение престижа службы и имиджа сотрудника полиции, позволило нам определить потенциальные направления совершенствования кадровой политики, среди которых PR-деятельность, инноваци-онность, правовая защищенность сотрудников органов внутренних дел и конкурентоспособность заработной платы, управленческая культура, профессиональное и личностное развитие сотрудников органов внутренних дел, управление карьерой и мотивацией, повышение индекса отбора.

Библиографический список

1. Акиндинова И. А. Особенности самоактуализации личности в профессиях различного уровня социального престижа : автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.11. СПб., 2000. 18 с.

2. Алексеев А. А. О правовом статусе сотрудника органов внутренних дел: имиджевые издержки и престиж профессии // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2018. № 3 (79).

3. Бондаренко Т. А. Имидж органов МВД в «милицейских» телесериалах // Социологические исследования. 2006. № 9 (269). С. 114.

4. Горбунов Н. П. Искусство создания имиджа. М. : Лаборатория Книги, 2010. 87 с.

5. Джантеев Т. Х. Этикет как элемент имиджа в системе управления МВД // Современные гуманитарные исследования. 2019. № 6 (91). С. 65-68.

6. Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология. Учебник для вузов. СПб. : Питер, 2001. 720 с.

7. Жуков Б. А. Повышение престижа службы в органах внутренних дел Российской Федерации. Формирование положительного имиджа сотрудника полиции // Молодой ученый. 2019. № 27 (265). С. 188-189.

8. Зотова И. В. Социально-психологические условия и факторы обеспечения престижа организации : автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.05. М., 2005. 27 с.

9. Кали Б. К. Психологические особенности имиджа сотрудников полиции МВД России // Наука и современность. 2015. № 41. С. 50.

10. Кобозев И. Ю. Оценка интенсивности профессионального стресса и его влияния на копинг-поведе-ние и механизмы психологической защиты руководителей ОВД // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2011. № 2 (45). С. 45-49.

11. Кожевина М. А. Некоторые размышления по поводу сохранения кадров МВД России» // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2004. № 1 (21). С. 13.

12. Кораблева Г. Б. Профессия и образование: социологический аспект связи. Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1999. 284 с.

13. Королева Д. М. Влияние уровня развития профессионально важных качеств психолога органов внутренних дел на формирование имиджа сотрудников подразделений МВД России / Д. М. Королева, М. С. Лаврова, Л. Н. Костина // Актуальные проблемы психологии правоохранительной деятельности: концепции, подходы, технологии (Васильевские чтения - 2019) : Материалы международной научно-практической конференции / под ред. Ю. А. Шаранова, В. А. Шаповала. СПб., 2019. С. 190-194.

14. Кубышко В. Л. К междисциплинарно-психологическому анализу отечественных диссертационных исследований полиции Российской империи / В. Л. Кубышко, В. М. Крук // European Social Science Journal. 2017. № 2-2. С. 176-196.

15. Мещеряков К. А. Некоторые аспекты комплектования кадров в органах внутренних дел Российской Федерации // Сфера знаний: вопросы современного этапа развития научной мысли. Казань, 2018. С. 249-252.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Жданкин Н. А. Мотивация персонала. Измерение и анализ : учебно-практическое пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Финпресс, 2018. 304 с.

17. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2021 года № 1541 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности».

18. Словарь практического психолога. URL: http// vocabulary.ru/dictionary/487/world.

19. Павлова Л. В. Имидж сотрудника уголовно-исполнительной системы как средство формирования

ЕСКИЕ НАУКИ 51

престижа пенитенциарной системы России // V Международный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление» (приуроченный к проведению в 2021 году в Российской Федерации Года науки и технологий) : Сборник тезисов выступлений и докладов участников. В 9-ти томах, Рязань, 17-19 ноября 2021 года. Рязань : Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, 2021. С. 78-82.

20. Рассадина М. Н. Теоретические аспекты управления системой трудовой адаптации аттестованного персонала в учреждениях уголовно-исполнительной системы // Сборник материалов научно-практического семинара «Актуальные вопросы кадровой работы, социальной и правовой защиты сотрудников уголовно-исполнительной системы России» / под общ. ред. А. В. Миронова, Н. А. Соколова. 2017. С. 117-122.

21. Рольф ван Дик. Преданность и идентификация с организацией / пер. с нем. Х. : Изд-во Гуманитарный Центр. 2006. 142 с.

22. Сабинин А. А. К вопросу о формировании положительного имиджа сотрудника Госавтоинспекции / А. А. Сабинин, С. С. Лунин // Безопасность дорожного движения. 2021. № 4. С. 53-55.

23. Скавитин А. В. Методические подходы к управлению текучестью кадров] // Научный журнал «Дискурс». 2019. № 1 (27). URL: http://www.aup.ru/articles/ personal/2.htm (дата обращения: 10.05.2021).

24. Стельмах А. А. Престиж профессии как один из элементов, формирующих систему координат ценностного отношения к профессии // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-3. С. 310-313.

25. Струмилин С. Г. Проблемы экономики труда. М. : Изд-во «Наука», 1982. 472 c.

26. Тихонова Н. Е. Ресурсный подход как новая теоретическая парадигма в стратификационных исследованиях // Социологические исследования. 2006. № 9. С. 28-41.

27. Хоукинс Дж. Креативная экономика. М. : Классика XXI, 2011. 256 с.

28. Шуклин М. С. Проблемы трудовой адаптации и текучесть молодых кадров органов внутренних дел в современной России : дис. ... канд. Социол. наук: 22.00.04. Екатеринбург, 2006. 198 с.

29. Dutton J. E., [Duckerich, J. M. & Harquail, C. V]. Organizational images and member identification. Administrative Science Quarterle, № 39, рр. 239-263.

30. Nink M. [Sinyan. P.]. Only 15% of Employees in Germany Are Engaged: URL: https://engageemployee. com/only-15-of-employees-in-germany-are-engaged. (дата обращения:29.11.2021).

Bibliographic list

1. Akindinova I. A. Features of personality self-actualization in professions of different levels of social prestige: author. dis. ... cand. psychol. Sciences: 19.00.11. St. Petersburg, 2000. 18 p.

2. Alekseev A. A. On the legal status of an employee of the internal affairs bodies: image costs and prestige of

the profession // Bulletin of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2018. No. 3 (79).

3. Bondarenko T.A. The image of the bodies of the Ministry of Internal Affairs in the «police» television series / T.A. Bondarenko // Sociological research. 2006. No. 9(269). P. 114.

4. Gorbunov N. P. The art of creating an image / N. P. Gorbunov M . : Book Laboratory, 2010. 87 p.

5. Dzhanteev T. Kh. Etiquette as an element of the image in the management system of the Ministry of Internal Affairs / T. Kh. Dzhanteev // Modern humanitarian research. 2019. No. 6(91). PP. 65-68.

6. Jewell L. Industrial and organizational psychology. Textbook for universities - St. Petersburg: Peter, 2001. 720 p.: ill. (Series «Textbook of the new century»), S. 128.

7. Zhukov B. A. Increasing the prestige of service in the internal affairs bodies of the Russian Federation. Formation of a positive image of a police officer // Young scientist. 2019. No. 27 (265). PP. 188-189.

8. Zotova I. V. Socio-psychological conditions and factors of ensuring the prestige of the organization: author. dis. ... cand. psychol. Sciences: 19.00.05. M., 2005. 27 p.

9. Kali B. K. Psychological features of the image of police officers of the Ministry of Internal Affairs of Russia / B.K. Kali // Science and Modernity. 2015. No. 41. P. 50.

10. Kobozev, I. Yu. Evaluation of the intensity of occupational stress and its impact on coping behavior and mechanisms of psychological protection of heads of internal affairs bodies// Psychopedagogy in law enforcement agencies. 2011. No. 2 (45). PP. 45-49.

11. Kozhevina M. A. Some reflections on the retention of personnel of the Ministry of Internal Affairs of Russia" / M.A. Kogevin // Psychopedagogy in law enforcement agencies. 2004. No. 1 (21). P. 13.

1 2. Korableva G. B. Profession and education: the sociological aspect of communication. Yekaterinburg: Publishing House Ural. state prof.-ped. un-ta, 1999. 284 p.

13. Koroleva D. M. Influence of the level of development of professionally important qualities of a psychologist of the internal affairs bodies on the formation of the image of employees of the departments of the Ministry of Internal Affairs of Russia / D. M. Koroleva, M. S. Lavrova, L. N. Kostina // Actual problems of the psychology of law enforcement : concepts, approaches, technologies (Vasilyev readings - 2019): Proceedings of the international scientific and practical conference / Edited by Yu. A. Sharanov, V.A. Shapoval. St. Petersburg, 2019. P. 190-194.

14. Kubyshko V.L. Towards an interdisciplinary-psychological analysis of domestic dissertation research of the police of the Russian Empire / Kruk V.M. // European Social Science Journal. 2017. No. 2-2. PP. 176-196.

15. Meshcheryakov K. A. Some aspects of recruitment in the internal affairs bodies of the Russian Federation // Sphere of knowledge: issues of the modern stage of development of scientific thought. Kazan, 2018. P. 249-252.

16. Staff motivation. Measurement and analysis: educational and practical guide / N.A. Zhdankin. 2nd ed., revised. and additional - M.: Finpress, 2018. - 304 p.

52

PSYCHOLOGICAL SCIENCES

17. On amendments to the state program of the Russian Federation «Ensuring public order and combating crime»: Decree of the Government of the Russian Federation of September 11, 2021 No. 1541.

18. Online version: http // vocabulary.ru / dictionary / 487 / world; «Dictionary of practical psychologist».

19. Pavlova L. V. The image of an employee of the penitentiary system as a means of forming the prestige of the Russian penitentiary system / L. V. Pavlova // V International Penitentiary Forum «Crime, Punishment, Correction» (dedicated to be held in 2021 in the Russian Federation Years of Science and Technology): Collection of abstracts of speeches and reports of participants. In 9 volumes, Ryazan, November 17-19, 2021. Ryazan: Academy of Law and Administration of the Federal Penitentiary Service, 2021, pp. 78-82.

20. Rassadina M. N. Theoretical aspects of managing the system of labor adaptation of certified personnel in institutions of the penitentiary system / M. N. Rassadina // Collection of materials of the scientific and practical seminar «Actual issues of personnel work, social and legal protection of employees of the penitentiary system systems of Russia" / Ed. Ed. A. V. Mironova, N. A. Sokolova. 2017. P. 117-122.

21. Rolf van Dyck. Loyalty and identification with the organization / Per. with him. - H.: Publishing House of the Humanitarian Center. 2006, - 142 p.

22. Sabinin A. A. On the issue of forming a positive image of an employee of the State traffic inspectorate /

A. A. Sabinin, S. S. Lunin // Road safety. 2021. No. 4. PP. 53-55.

23. Skavitin A. V Methodological approaches to managing staff turnover [Electronic resource] // Scientific journal «Discourse» - 2019 - 1 (27) Aup.ru: administrative and management portal [Electronic resource ]. - Access mode: http://www.aup.ru/articles/personal/2.htm (date of access: 05/10/2021).

24. Stelmakh A. A. The prestige of the profession as one of the elements that form the coordinate system of the value attitude to the profession / A.A. Stelmakh // Problems of owls.

25. Strumilin S. G. Problems of labor economics. M. : Publishing house "Science", 1982. 472 p.

26. Tikhonova N. E. Resource approach as a new theoretical paradigm in stratification studies // Sociological research. 2006. No. 9. PP. 28-41.

27. Hawkins J. Classics. Moscow : Classics XXI, 2011. 256 p.

28. Shuklin M. S. Problems of labor adaptation and turnover of young personnel of internal affairs bodies in modern Russia : dis. ... cand. Social Sciences: 22.00.04. Yekaterinburg, 2006. 198 p.

29. Dutton J. E., [Dukerich, J. M. and Harkvale, K. V.]. Organizational images and identification of members. Administrative Scientific Quarter, No. 39. PP. 239-263.

30. Ning M. [Sinyan. P.]. Only 15% of employees in Germany are employed: URL: https://engageemployee. com/only-15-of-employees-in-germany-are-engaged. (date of application:29.11.2021).

Информация об авторе

Е. В. Костина - начальник отдела психологической работы управления по работе с личным составом, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9741-1089

Information about the author

E. V. Kostina - Head of the Department of Psychological Work of the Personnel Department, ORCID: https://orcid. org/0000-0002-9741-1089

Статья поступила в редакцию 15.07.2022; одобрена после рецензирования 20.07.2022; принята к публикации 15.08.2022.

The article was submitted 15.07.2022; approved after reviewing 20.07.2022; accepted for publication 15.08.2022.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

53

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.