Научная статья на тему 'Феномен потребительского экстремизма в России: история возникновения, правовая природа и способы противодействия'

Феномен потребительского экстремизма в России: история возникновения, правовая природа и способы противодействия Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
522
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
потребитель / потребительский экстремизм / продажа товаров / оказание услуг / защита прав / потребительский рэкет / consumer / consumer extremism / sale of goods / provision of services / protection of rights / consumer racket

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Погарцев Виталий Васильевич

В статье исследуется феномен потребительского экстремизма в России, как скрытого кризисного направления в отечественной правовой науке. Анализируется его генезис, история возникновения и развития, как за рубежом, так и в Российской Федерации. Рассматривается правовая природа потребительского экстремизма, его особенности, как социального и юридического явления в современной России. Подвергаются критическому осмыслению предпосылки возникновения рассматриваемого явления, а также причины его появления в обществе и государстве. Кроме того, в статье, автором дается сравнительная характеристика отечественного законодательства о защите прав потребителей и законодательства о защите прав потребителей в США. В качестве примеров приводятся и анализируются некоторые из способов противодействия этому негативному явлению. При написании исследования применялись историко-правовой, сравнительно-правовой и формально-юридический методы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PHENOMENON OF CONSUMER EXTREMISM IN RUSSIA: THE HISTORY OF ITS ORIGIN, THE LEGAL NATURE AND WAYS TO COUNTERACT IT

The article examines the phenomenon of consumer extremism in Russia as a hidden crisis trend in the domestic legal science. The author analyzes its genesis, the history of its origin and development, both abroad and in the Russian Federation. The article considers the legal nature of consumer extremism, its features as a social and legal phenomenon in modern Russia. The prerequisites for the emergence of the phenomenon under consideration, as well as the reasons for its appearance in society and the state, are critically examined. In addition, in the article, the author gives a comparative description of the domestic legislation on consumer protection and the legislation on consumer protection in the United States. As examples, some of the ways to counteract this negative phenomenon are given and analyzed. When writing the study, historical-legal, comparative-legal and formal-legal methods were used.

Текст научной работы на тему «Феномен потребительского экстремизма в России: история возникновения, правовая природа и способы противодействия»

Феномен потребительского экстремизма в России: история возникновения, правовая природа и способы противодействия

Погарцев Виталий Васильевич,

кандидат исторических наук, доцент, кафедра философии и социально-гуманитарных дисциплин, Тихоокеанский государственный университет E-mail: pogarcevv@gmail.com

В статье исследуется феномен потребительского экстремизма в России, как скрытого кризисного направления в отечественной правовой науке. Анализируется его генезис, история возникновения и развития, как за рубежом, так и в Российской Федерации. Рассматривается правовая природа потребительского экстремизма, его особенности, как социального и юридического явления в современной России. Подвергаются критическому осмыслению предпосылки возникновения рассматриваемого явления, а также причины его появления в обществе и государстве. Кроме того, в статье, автором дается сравнительная характеристика отечественного законодательства о защите прав потребителей и законодательства о защите прав потребителей в США. В качестве примеров приводятся и анализируются некоторые из способов противодействия этому негативному явлению. При написании исследования применялись историко-правовой, сравнительно-правовой и формально-юридический методы.

Ключевые слова: потребитель, потребительский экстремизм, продажа товаров, оказание услуг, защита прав, потребительский рэкет.

В новейшей истории Российского государства, а именно, после 1991 года, проблема развития потребительского экстремизма, пожалуй, представлена и изложена в юридической литературе достаточно подробно. Специалисты в этой области выработали достаточно устойчивую концепцию в отношении того общего понимания, что же всё-таки принято считать экстремизмом в области потребительского права. Хотя, как мы рассмотрим позже, единого универсального определения потребительского экстремизма не существует.

Вместе с тем, явления потребительского экстремизма встречаются и в отдельных разделах потребительского права, например, в области оказания медицинских услуг, продажи товаров дистанционным способом, сфере долевого строительства.

История возникновения и развития потребительского экстремизма начинается в странах Западной Европы и США, где, как известно, законодательство в отношении защиты прав потребителей начинает складываться с середины ХХ века.

Так всем известны полулегендарный инцидент с «пролитым кофе» в сети быстрого питания Макдональдс и ещё более фантасмагорическая история с сушкой животного в микроволновой печи. И если в первом случае известны фактические обстоятельства данного инцидента, т.е. где он произошёл, где и когда, то второй случай, скорее всего, относится к разряду «городских легенд», так как, по мнению И.П. Нилова, рассматриваемый случай упоминается в СМИ США ещё с 1970-х годов, однако не имеет ни документальных подтверждений, ни отсылок к конкретным судебным делам [7, с. 22].

Однако история американского потребительского права знает и реальные случаи, когда потребитель «наказывал» предпринимателя, применяя элементы «потребительского рэкета». Допустим, наглядным случаем является известное «табачное дело» конца 1990-х годов, когда известная американская табачная компания, выплатила более 23 миллионов долларов вдове курильщика, который, по её мнению, умер «в результате недостаточного информирования о вреде курения» [7, с. 22].

Появление и распространение потребительского экстремизма в России напрямую связано с вступлением в законную силу ФЗ РФ «О защите прав потребителей» в феврале 1992 года. Отечественный закон по своей жёсткости по отношению к предпринимателям и уровню защищённости потребителей, признан одним из самых эффективных правовых регуляторов в сфере экономических отношений [8].

5 -о

сз

<

Потребительский экстремизм, как неотъемлемое явление правовых отношений покупателя и продавца, всё более становится актуальным в системе отечественного потребительского права. Осознавая своё доминирующее положение на рынке товаров и услуг, потребитель зачастую использует в своих противоправных интересах «законное» право давления на продавца или представителя сферы услуг.

Законодатель, при формулировании статей ФЗ РФ «О защите прав потребителей», рассчитывал на естественное и обоснованное поведение граждан в правовых ситуациях, особенно выделяя, что добросовестность участников гражданских правоотношений (в том числе, потребителей) и разумность их действий предполагаются (п. 5 ст. 10 ГК РФ).

Однако, в практическом отношении, благие намерения законодателя часто искажаются и трансформируются в ярко выраженные явления разгульного поведения потребителей. Случаются ситуации, когда в организации потребительского экстремизма, прямо или косвенно, виновны профессиональные юристы или юридические компании. Такие «защитники-просветители» публично обращаются к потенциальному потребителю через рекламу, обещая разрешить создавшуюся конфликтную ситуацию между покупателем и продавцом, заведомо предлагая экстремистские приемы и способы принуждения и давления на контрагента. Нередко, разбирая ситуацию клиента, некоторые недобросовестные работники юридических консультаций предлагают услуги в виде нечестного заключения эксперта-пособника или помощи в виде оказания услуг знакомыми чиновниками государственных и муниципальных рангов, что, без сомнения, является ярким проявлением экстремизма.

Ментальность и идентичность - это, на наш взгляд, те философские сентенции, присущие отечественному обществу, которые, в некотором роде, выступают в качестве конкретных первопричин появления потребительского экстремизма в среде наших сограждан, даже в чём-то являясь катализаторами этого явления.

Как отмечают некоторые исследователи схожих проблем, современный этап развития социума характеризуется реабилитацией форм социального бытия, ранее отвергнутых как несоответствующих эмансипаторскому проекту Модерна, речь идет о сообществах, общинах и малых группах [5, с. 31]. Специфической тенденцией, откровенно культивирующейся некоторыми представителями современного общества, является стремление к получению «вожделённого продукта» просто так, или «на халяву». Также необходимо ^ учитывать важную составляющую человеческого 2 сознания и менталитета, а именно, то, что могут ^ меняться мировоззрение, ценности, а глубинно° психические установки и архетипы остаются почти 2 постоянными [6, с. 10].

Как мы уже указывали в начале нашего исследования, проблема потребительского экстремизма исчисляется в России почти тремя десятилетиями. Однако, как ни парадоксально, официально стандартизированного определения данного явления в российской юридической литературе не сложилось. Тем не менее, в отдельных интернет-публикациях, некоторые авторы приходят к выводу, что под потребительским экстремизмом следует подразумевать «попытку недобросовестного клиента, манипулируя юридическими нормами в корыстных целях, не защитить свои права, а получить определенную выгоду и доход» [4].

Определив, таким образом, теоретическое понятие потребительского экстремизма, вместе с тем следует вкратце рассмотреть некоторые способы противодействия этому явлению, которые достаточно активно применяются в современной правовой практике.

Превентивные действия - предусматривают собрание в специальные коллективы уполномоченными лицами групп недовольных с ясно выраженной целью и задачами разъяснительной работы.

Конструктивный диалог или положительный расслабленный разговор -поможет конфликтующим сторонам найти консенсус и разрешить проблему.

Использование психологических команд -организуется комплексное анкетирование, где несогласный экстремист должен ответить на вопросы, а потом поговорить с психологом.

Фиксация действий - смысл данного способа в возможности обеспечить собственную защиту при судебном разбирательстве (посредством видео, фото или аудиозаписей). Аналогичные методы очень распространены в сфере образования, где средством фиксации оказывается классный журнал, который нельзя изменять [9].

В итоговой части нашего мини-исследовании следует отметить, что, во-первых, потребительский экстремизм формируется там, где основные претензии потребителя построены на материалах, порождающих юридические, да и просто разумные сомнения. Во-вторых, в случаях, когда возникли сомнения в «чистоте» действий потребителя, предприниматель может произвести разумные и добросовестные действия (п. 3 ст. 10 ГК РФ) с необходимой степенью заботливости и осмотрительности (п. 1 ст. 401 ГК РФ). Это, например, может быть проведение экспертизы в присутствии потребителя. И, наконец, в-третьих, в соответствии с ч. 3 ст. 49 Конституции РФ, неустранимые сомнения в виновности предпринимателя толкуются в пользу предпринимателя.

Литература

1. Конституция РФ, 1993.

2. Гражданский кодекс РФ, ч. I.

3. Закон РФ от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей».

4. Гулидов П. Как защититься от потребительского экстремизма [Электронный ресурс] // Арсенал предпринимателя: электронный журнал -2012. - октябрь. Режим доступа: http://www. delo-press.ru/articles.php?n=11347 (дата обращения: 20.03.2021).

5. Давыдов О.Б., Давыдова С.И. Сообщество, как форма социального бытия и его потенциал в преодолении кризиса идентичности // Социум и власть. - 2015 - № 4 (54). - С. 30-34.

6. Молчанова Е.Г., Молчанова Д.В. Исторические факторы и условия формирования российской правовой ментальности // Вопросы гуманитарных наук. - 2017. - № 4 (91). - С. 10-12.

7. Нилов И.П. Возникновение потребительского экстремизма // Евразийская адвокатура. -2018. - № 5 (36). - С. 22.

8. Помазкова С.И. Проблемы применения процедур медиации при урегулировании и разрешении споров в сфере медицинской деятельности // Российский судья. - 2014. № 10. - С. 9.

9. Суть потребительского экстремизма и способы защиты от него [Электронный ресурс] // Сайт PravKlient.ru. Режим доступа: https:// pravklient.ru/prava-potrebitelej/sut-ekstremizma. html (дата обращения: 20.03.2021).

THE PHENOMENON OF CONSUMER EXTREMISM IN

RUSSIA: THE HISTORY OF ITS ORIGIN, THE LEGAL

NATURE AND WAYS TO COUNTERACT IT

Pogartsev V.V.

Pacific state University

The article examines the phenomenon of consumer extremism in

Russia as a hidden crisis trend in the domestic legal science. The

author analyzes its genesis, the history of its origin and development, both abroad and in the Russian Federation. The article considers the legal nature of consumer extremism, its features as a social and legal phenomenon in modern Russia. The prerequisites for the emergence of the phenomenon under consideration, as well as the reasons for its appearance in society and the state, are critically examined. In addition, in the article, the author gives a comparative description of the domestic legislation on consumer protection and the legislation on consumer protection in the United States. As examples, some of the ways to counteract this negative phenomenon are given and analyzed. When writing the study, historical-legal, comparative-legal and formal-legal methods were used.

Keywords: consumer, consumer extremism, sale of goods, provision of services, protection of rights, consumer racket.

References

1. Constitution of the Russian Federation, 1993.

2. Civil Code of the Russian Federation, part I.

3. Law of the Russian Federation No. 2300-I of February 7, 1992 "On Consumer Rights Protection".

4. Gulidov P. How to protect yourself from consumer extremism [Electronic resource] // Arsenal of the entrepreneur: electronic journal-2012. - October. Access mode: http://www.delo-press. ru/articles.php?n=11347 (accessed: 20.03.2021).

5. Davydov O. B., Davydova S.I. Community as a form of social existence and its potential in overcoming the identity crisis // Society and power. - 2015 - № 4 (54). - Pp. 30-34.

6. Molchanova E. G., Molchanova D.V. Historical factors and conditions for the formation of the Russian legal mentality. Voprosy gumanitnykh nauk. - 2017. - № 4 (91). - P. 10-12.

7. Nilov I.P. The emergence of consumer extremism // Eurasian advocacy. - 2018. - № 5 (36). - P. 22.

8. Pomazkova S.I. Problems of application of mediation procedures in the settlement and resolution of disputes in the field of medical activity // Russian judge. - 2014. No. 10 — p. 9.

9. The essence of consumer extremism and ways to protect against it [Electronic resource] // Website PravKlient.ru. Access mode: https://pravklient.ru/prava-potrebitelej/sut-ekstremizma. html (accessed 20.03.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.