Научная статья на тему 'Феномен песенного фольклора в музыкальном восприятии детей'

Феномен песенного фольклора в музыкальном восприятии детей Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT: Social science & Humanities
ВАК
Область наук
Ключевые слова
восприятие / музыкальное восприятие / песенный фольклор / процесс музыкального обучения и воспитания. / perception / musical perception / song folklore / the process of musical education and upbringing.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Винская Л.В., Туравец Н.Р.

В статье рассматриваются вопросы особенностей музыкального развития детей (в частности музыкального восприятия) на основе национально-культурных традиций, песенного фольклора. Особое внимание уделено рассмотрению особенностей фольклорно-песенного материала в развитии личности и музыкальности детей. Музыкальное восприятие рассматривается как основополагающий феномен познания музыки и всех видов музыкально-творческой деятельности, который требует соблюдения этапности его развития, а также особенностей организации процесса его формирования на основе фольклорно-песенных образцов. В результате выявлены уникальные подходы и принципы народной педагогики в контексте развития музыкального восприятия детей, актуальные для современного образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The phenomenon of song folklore in the musical perception of children

The article examines the issues of the peculiarities of children's musical development (in particular, musical perception) based on national cultural traditions, song folklore. Special attention is paid to the consideration of the features of folklore and song material in the development of personality and musicality of children. Musical perception is considered as a fundamental phenomenon of cognition of music and all types of musical and creative activity, which requires compliance with the stages of its development, as well as the peculiarities of the organization of the process of its formation on the basis of folklore and song samples. As a result, unique approaches and principles of folk pedagogy in the context of the development of musical perception of children, relevant to the modern educational process, are revealed.

Текст научной работы на тему «Феномен песенного фольклора в музыкальном восприятии детей»

The phenomenon of song folklore in the musical perception of children

Vinskaya Larisa Valentinovna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor, Volgograd State Institute of Arts and Culture, Volgograd

Turavets Natalia Romanovna, DSc of Pedagogical sciences, Professor, Moscow Pedagogical State University, Moscow

The article examines the issues of the peculiarities of children's musical development (in particular, musical perception) based on national cultural traditions, song folklore. Special attention is paid to the consideration of the features of folklore and song material in the development of personality and musicality of children. Musical perception is considered as a fundamental phenomenon of cognition of music and all types of musical and creative activity, which requires compliance with the stages of its development, as well as the peculiarities of the organization of the process of its formation on the basis of folklore and song samples. As a result, unique approaches and principles of folk pedagogy in the context of the development of musical perception of children, relevant to the modern educational process, are revealed.

Keywords: perception; musical perception; song folklore; the process of musical education and upbringing.

Цитировать: Винская Л.В., Туравец Н.Р. Феномен песенного фольклора в музыкальном восприятии детей // KANT: Social science & Humanities. – 2023. – №4(16). – С. 81-87. EDN: SBNHLF. DOI: 10.24923/2305-8757.2023-16.11

Винская Лариса Валентиновна, кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры Традиционной культуры и народного инструментального исполнительства, Волгоградский государственный институт искусств и культуры, Волгоград

Туравец Наталья Романовна, доктор педагогических наук, профессор, Московский педагогический государственный университет, Москва

В статье рассматриваются вопросы особенностей музыкального развития детей (в частности музыкального восприятия) на основе национально-культурных традиций, песенного фольклора. Особое внимание уделено рассмотрению особенностей фольклорно-песенного материала в развитии личности и музыкальности детей. Музыкальное восприятие рассматривается как основополагающий феномен познания музыки и всех видов музыкально-творческой деятельности, который требует соблюдения этапности его развития, а также особенностей организации процесса его формирования на основе фольклорно-песенных образцов. В результате выявлены уникальные подходы и принципы народной педагогики в контексте развития музыкального восприятия детей, актуальные для современного образовательного процесса.

Ключевые слова: восприятие; музыкальное восприятие; песенный фольклор; процесс музыкального обучения и воспитания.

УДК 78.07

5.10.3 (Музыкальное искусство)

Винская Л.В., Туравец Н.Р.

Феномен песенного фольклора в музыкальном восприятии детей

В современной ситуации развития российского общества вопросы, связанные с воспитанием подрастающего поколения на основе национальных музыкально-культурных традиций, становятся особенно актуальными. Сложившиеся особенности музыкальных предпочтений молодёжи, связанные с песенным и инструментальным направлениями европейской и других культур, оказывают отрицательное влияние на формирование музыкальной культуры, исторической памяти, менталитета, духовно-нравственных ценностей, этнической идентификации, патриотизма, гражданской позиции и пр.

Поэтому сейчас очень важным является педагогически, психологически и эстетически верно организованный процесс музыкального обучения и воспитания детей на основе национальных культурных традиций (музыкального фольклора), в контексте возрождения основ национально-культурных ценностей и традиций России.

По мнению многих ученых и педагогов (Я.А. Коменский, Б.В. Асафьев, А. Маслов, В.А. Сухомлинский, Л.В. Шамина и др.), изучение национальной музыкальной культуры, включение песенного фольклора в обучение детей способствует эффективному решению многих задач воспитания и развития личности: 1) развитие музыкальных, художественно-творческих способностей; 2) развитие мышления, памяти, воображения, восприятия и пр.; 3) воспитание любви и интереса к музыкальному наследию своего народа; 4) развитие духовного потенциала личности и пр.

Образование в области культуры и искусства, которое строится на основе народной музыкальной культуры, - многоуровневый и сложный процесс, как для педагога, так и для обучающегося. Он представлен двумя объёмными направлениями: 1) становление и развития музыкальной культуры обучающихся, в том числе и развитие системы музыкальных способностей – музыкального слуха, музыкальной памяти, музыкального мышления, музыкального восприятия и пр.; 2) освоение собственно национальных музыкальных традиций – изучение и освоение региональных исполнительских, музыкально-стилевых, диалектных особенностей и пр.

Однако, существует мнение, что в силу доступности песенного материала, художественно-образовательная работа в области освоения фольклорного музыкального искусства, в принципе, не требует наличия у педагога специальных знаний, умений и навыков.

Такое отношение к этническому музыкальному наследию нашей страны приводит, во-первых, к искажению его восприятия как ценности в контексте духовной культуры общества в целом, а во-вторых, к использованию его лишь в качестве материала для цитирования в творчестве композиторов и переработки современными эстрадными исполнителями.

В контексте сложившейся ситуации недооцененности музыкального фольклора на современном этапе, следует обратиться к мнениям великих российских ученых музыковедов, педагогов, композиторов, относительно значимости фольклора для развития всевозможных музыкальных способностей.

Еще Б.Л. Яворский, один из ведущих музыковедов XIX в., придавал огромное значение изучению народной музыки в процессе воспитания личности вообще, и, в частности, развитию ладового чувства на основе народного песенного творчества. Б.В. Асафьев – крупнейший ученый-музыковед, определял народную музыку как «метод слухового (интонационного) мышления-выражения: где были ведь затронуты и мироощущение, и мировоззрение народа» [1, 217]. Более того, И.И. Земцовский обращается к этническим механизмам формирования музыкального слуха: «Я полагаю, что феномен музыкального слуха вообще и феномен его этнической версии в особенности, столь органически связанный со всеми участниками и со всеми процессами музицирования, и в то же самое время, безусловно, обладающий известной самостоятельностью, может и должен занять поэтому исключительное место, по крайней мере в эстетике и теории музыки, при рассмотрении таких ключевых проблем, как соотношение содержания и формы, текста и контекста, исполнения, восприятия и творчества и т. п.» [5, 8]. Л.В. Шамина, исходя из этнической природы музыкального слуха человека, выдвигает принципиально новую парадигму этнослухового воспитания и образования [8, 414 - 424].

В основе всех процессов развития различных музыкальных способностей лежит именно восприятие - как познавательный процесс, как основной и ведущий вид музыкально-творческой деятельности.

На сегодняшний день подходы по развитию музыкального восприятия, предложенные Б.Л. Яворским и Б.В. Асафьевым в теории и практических музыкальных методиках, реализуются в очень малой степени, а современные исследования и методики этномузыкального направления в образовании находятся на этапе становления. Собственно, проблема развития музыкального восприятия является одной из наиболее сложных в современной науке и практике из-за субъективности этого процесса и, несмотря на массу исследований в данной области, во многом еще не решена.

Сегодня очень важно, и даже необходимо осознать значимость традиционного народного искусства (в том числе и самим педагогам-музыкантам) для музыкального образования и воспитания детей, ведь многие компоненты музыкальных способностей детей могут быть эффективно развиты посредством именно фольклорного песнетворчества.

Еще в XIX веке лучшие педагоги – музыканты России (С.И. Танеев, Г.Э. Конюс, Н.А. Римский-Корсаков и др.) включали фольклорно-песенный материал в программы музыкальных вузов (по курсу гармонии, полифонии и др.). Основой изучения ладов, тональностей, интервалов, модуляций, принципов развития мелодии являлась русская народная песня.

Известный педагог – новатор, этнограф, фольклорист XIX начала XX века А.Л. Маслов рассматривал народную песню как основу для развития разнообразных музыкальных и творческих способностей детей. «Мы настаиваем на введении в школу старинной песни, ныне вымирающей, не в целях её возрождения, но в целях воспитания молодого поколения на самобытных музыкально-эстетических принципах, которые послужили основой для музыки национальной у многих народов, в том числе и у русских…» [6, 49]. Также А.Л. Маслов рекомендовал использовать фольклорно-песенный материал в процессе изучения музыкальной грамоты детьми.

И сегодня, в современной России возникает необходимость глубинного осознания важности использования музыкального фольклора в музыкальном образовании детей, как основы, фундамента полноценного развития их личности, а также их музыкальных способностей и музыкальной культуры.

Педагоги-музыканты, которые организуют педагогический процесс на основе музыкального фольклора, должны осознавать значимость его для всестороннего развития личности детей, а также владеть комплексом профессионально-педагогических знаний как в отношении развития собственно музыкальных способностей детей, так и в отношении развития у них восприятия фольклорно-песенного материала и народной культуры в целом.

Восприятие, вообще, является основой познания окружающей действительности, и основой познания различных видов деятельности, которое в первую очередь осуществляется через органы чувств, а затем - в процессе осмысления и понимания каких-либо явлений и объектов.

В свою очередь, и восприятие музыки является основой всех видов музыкальной деятельности. «В музыковедении, музыкальной психологии и социологии восприятие - это сложный, многоуровневый, многокомпонентный динамический процесс формирования и функционирования субъективного образа слышимой музыки» [2, 31]. «Восприятие произведений искусств, − пишет П.М. Якобсон, − как и вообще восприятие различных предметов окружающей действительности, может пройти несколько ступеней - от поверхностного, чисто внешнего охватывания очертаний и бросающихся в глаза качеств произведения до постижения сущности и смысла его, раскрывающегося во всей его глубине [2, 32].

Многокомпонентность и многоуровневость, а также активность процесса музыкального восприятия проявляется в некоторой этапности его развития:

1) возникновение интереса к произведению; 2) установка на восприятие, понимание и переживание музыки; 3) первоначальное осмысление музыкального произведения; 4) углубленное восприятие; 5) переосмысление; 6) оценка; 7) проживание, эмоциональное понимание - восприятие.

В психологии восприятие определяется как познавательный процесс, заключающийся в отражении в сознании человека предметов и явлений действительности во всем многообразии их свойств и сторон, непосредственно воздействующих на органы чувств. В результате восприятия мы получаем целостный образ предмета или явления.

Целостный музыкальный образ формируется лишь при условии вычленения (произвольного или непроизвольного) слушающим всех компонентов звучащей музыки – фактуры, лада, мелодии, гармонии, ритма, тесситуры и пр. либо до возникающих ассоциаций и переживаний, эмоций и чувств, либо после. «В определении музыкального восприятия Е.В. Назайкинский природные предпосылки соединяет с приобретенными умениями и навыками: способностью к дифференциации музыкального материала, к логическому мышлению, пониманием звуковой логики, а также ассоциативностью, эмоциональной отзывчивостью на звучание» [2, 11].

Музыкальное восприятие, как и все познавательные процессы, способно формироваться само по себе. Однако только лишь наличие музыкальных объектов и активного отношения к ним для этого еще не достаточно. Решающее значение здесь приобретает учебно-воспитательная деятельность взрослых (педагогов), в процессе которой осуществляется передача новым поколениям достижений человеческой культуры, они направляют формирование восприятий, представлений, понятий, художественного вкуса и, в конечном итоге, сознания.

С целью актуализации вопросов развития музыкального восприятия у детей на материале песенного фольклора педагогам в своей профессионально-педагогической деятельности следует уделять особое внимание следующим вопросам:

- психология творчества, основы педагогики, психологии, возрастной физиологии, народной педагогики;

- периодизация детских возрастов;

- феномен музыкального восприятия;

- особенности детского музыкального мышления и восприятия;

- специфика детского музыкального интонирования;

- физиологические и вокальные особенности детского голоса;

- предпосылки и условия музыкального развития детей;

- методы диагностики музыкального развития детей;

- знание механизмов развития музыкального слуха и пр. [4, 50].

«Известно, что музыкальное восприятие у ребенка развивается на третьем году жизни. В этом возрасте активизируется стремление вслушиваться в музыку, развивается память, ребенок уже готов к активному запоминанию музыки. Б.В. Асафьев называл музыку «искусством интонируемого смысла». С этой точки зрения познание (восприятие) музыкального произведения есть эмоционально-образное познание смысла звучащих интонаций» [3, 43].

Образное восприятие музыки предпо¬лагает слуховой «захват» всей музыкальной тка¬ни произведения, всей его звуковой фак¬туры. Дети в большей степени способны воспринимать динамику звучания (громко – тихо), музыкальное движение (быстро-медленно; темп, ритм), изоб-разительную (имитационную) красочность музыки; в том числе, активно реагируют на различные исполнительски-речевые компоненты (повествовательный, вопросительный характер музыкаль¬ного высказывания и пр.), а также достаточно полярные выражения эмоционального музыкального интонирования (нежность - рез¬кость, мягкость - жесткость, лириче¬скую напевность, звонкость звучания или, напротив).

В народной педагогике выработаны уникальные методы и формы музыкального развития детей в раннем возрасте – целый мир разнообразных образов и персонажей окружает маленьких детей в колыбельных песнях, пестушках, потешках, прибаутках, сказках с песнями. Эти жанры детского музыкального фольклора – первая для детей музыкальная и поэтическая информация. Поэтический и музыкальный склад этих песен достаточно прост: напев образуется последовательностью одинаковых мелодических попевок в узком диапазоне, интонирование часто носит характер мелодекламации, что облегчает процесс восприятия, понимания и запоминания музыкального материала. Например, размерность колыбельных песен совпадает с пульсом ребенка и стремится к его ритмическому рисунку. Кроме того, в старину устройство колыбели позволяло качать ребенка не только в разные стороны, но и вверх-вниз, тем самым на подсознательном уровне формируя у младенца три вектора нашего трехмерного пространства. А так как колыбельные песни ребенок слышит перед сном, во время засыпания, то память цепко схватывает и запоминает интонационные обороты, мотив, слова, звучащие в песне. Поэтому пение их ребенку имеет большое значение в эстетическом и музыкальном воспитании, в развитии творческого мышления, памяти, становления уравновешенной психики.

Цель ритмической составляющих малых жанров фольклора состоит в углублении и дифференциации восприятия музыки (выделении средств выразительности, формы), её образов и формировании на этой основе двигательных навыков.

Ритмика имеет особое значение также в пестушках, потешках и приговорах. Веселая, незатейливая песенка с отчетливым произношением стихотворных строк является первым музыкально-двигательным опытом ребенка: утрированный выговор коротких приговоров приобретает вид скандирования в определенном ритме. Попеременная смена акцентов и пауз образуют канву, которой соответствует образная выразительность и последовательность развертывания сюжета песни, что стимулирует и развитие творческого воображения ребёнка и способствует органичному восприятию музыкально-поэтического материала на уровне телесного «прочувствования» ритма.

Приобретение в раннем возрасте опыта чувственного восприятия ритмических основ своей этнической культуры является базой для дальнейшего музыкального развития по мере взросления и приобщения к другим песенным и музыкальным жанрам. Так, сходство ритмической организации потешек, пестушек и взрослых плясовых песен доказывает определенную межуровневую возрастную музыкальную взаимосвязь жанров в этнической музыкальной культуре, и важность подготовки к музыкально-творческой деятельности ребенка во взрослой жизни.

Исполнение обрядовых песен формирует определенное чувственно-эмоциональное настроение, переживание - как правило это праздники (зимние святки, масленица), «включающие» спектр радостных чувств, способствующих «переживанию», эмоционально-образному погружению в мелодический песенный материал, что также способствует развитию музыкального восприятия детей.

Известный фольклорист Г.М. Науменко писал: «… у ребенка, попадающего в социальную изоляцию, происходит задержка умственного развития, он усваивает навыки и язык того, кто его воспитывает, общается с ним. И какую звуковую информацию он впитает в себя в раннем детстве, та и будет основным опорным поэтическим и музыкальным языком в его будущем сознательном речевом и музыкальном интонировании. Становится понятным, почему те дети, которых укачивали под колыбельные песни, воспитывали на пестушках, развлекали прибаутками и сказками, с которыми играли, исполняя потешки, по многочисленным наблюдениям, наиболее творческие дети, с развитым музыкальным мышлением …» [7, 32].

«Одним из классических методов формирования эмоционально-образного восприятия музыки, активизации процессов художественно-творческого развития является метод синтеза и комплексного взаимодействия искусств, теоретический фундамент которого составляют исследования в области эстетики, искусствоведения и психологии (Б.Г. Ананьев, Н.А. Ветлугина, Ю.А. Кремлев, А.А. Мелик-Пашаев, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, П.М. Якобсон и др.). Метод синтеза и комплексного взаимодействия искусств – это фундаментальное свойство фольклорного искусства и дидактический принцип народной педагогики, который осуществляется в условиях максимального использования игрового элемента, стимулирующего творческую активность, и представляет целостную систему формирования качественно нового уровня эмоционально-образного восприятия у детей в художественно-творческой деятельности» [3, 42].

Как было сказано ранее, развитие музыкального восприятия ребёнка зависит от степени погружения в содержание музыкальных произведений, от восприятия и переживания ими музыкальных образов. Музыкальный фольклор, отражая основы мышления и национального характера народа, на генетическом уровне даёт больше возможностей к пониманию музыкальных интонаций, а следовательно – развитию музыкального восприятия, а затем и различных музыкальных и личностных способностей.

Необходимыми условиями профессионально-педагогической деятельности педагога-музыканта, руководителя детского фольклорного коллектива по развитию музыкального восприятия детей являются:

- осознание социально-культурных задач педагога по сохранению и развитию традиционного фольклорного песнетворчества;

- понимание контекста фольклорного произведения (жанр, приуроченность и пр.);

- осознание педагогических задач музыкального развития и восприятия детей средствами музыкального фольклора;

- представление о музыкальном восприятии как о важной части общего музыкального развития;

- понимание зависимости развития музыкального восприятия от видов художественно-творческой деятельности;

- понимание зависимости развития качества слухового восприятии от уровня развития музыкального слуха;

- осознание важности владения педагогом современными методами музыкального развития детей средствами музыкального фольклора;

- самооценка качества теоретической и методологической готовности к работе по формированию и развитию музыкального восприятия детей;

- оценка своей готовности к педагогическому руководству детским музыкальным восприятием;

- понимание зависимости решения задач музыкального обучения и развития от результатов сформированности их музыкального восприятия [4, 53].

Рассматривая фольклор как специфическую область знаний, связанную с национальными культурными традициями, следует учесть и специфику его изучения, или, правильнее – приобщения. Фольклор как часть жизни и культуры общества (социокультурный феномен) требует своеобразного «погружения» в его атмосферу с помощью музыки, обычаев, обрядов с целью не только музыкального развития (восприятия, памяти, мышления, воображения), но и формирования определенного мировоззрения, менталитета, нравственности, духовности и пр., сделав каждого вошедшего – его составной частью. «Фольклор имеет собственные пути освоения, дающие возможность проникнуть в его сущность. Здесь во взаимодействии работают законы языка, логико-аналитического осмысления происходящего и эмоционально-чувственного осмысления. В данном отношении музыкальный фольклор является идеальной базой для формирования музыкального восприятия у детей» [2, 44].

Обращение к музыкальному фольклору дает возможность детям творчески развиваться в области музыкального восприятия. Это выражается в возможности оценить фольклорное произведение: 1) эмоционально – чувственно; 2) в ходе художественно-творческой деятельности (игра, танец, пение, театрализация, декламация, рисование и пр.); 3) в коллективной творческой деятельности со взрослыми (опираясь на их восприятие эмоциональные реакции).

В результате специфической «включенности» в музыкально-творческий процесс у детей возникают важные для дальнейшего музыкального развития ассоциативные связи между особенностями музыки того или иного жанра и коммуникативной ситуации. На наш взгляд, «фольклор является универсальным средством развития музыкального восприятия детей, так как сочетает в себе практически все виды творческой деятельности − пение, игру, танец, театр, декламацию и т.д. Важно то, что этноисторический процесс и этнопсихологические данные конкретного народа создают такие условия, при которых фольклор постоянно демонстрирует единство музыкальной, вокальной, танцевально-двигательной, изобразительной и драматической составляющих» [2, 45].

Следовательно, профессионально-педагогическая деятельность педагога-музыканта, руководителя детского фольклорного коллектива должна быть «…направлена на формирование у детей познавательных, эмоциональных и эмоционально-оценочных процессов музыкального восприятия в процессе фольклорно-творческой деятельности, в результате которого в сознании ребенка рождается музыкальный образ; а также на развитие музыкальной культуры, музыкальных способностей детей посредством использования различных видов музыкальной деятельности детей, основанных на традициях народной культуры» [2, 45 - 46].

Литература:

1. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс: в 2-х кн. / Б.В. Асафьев; (Игорь Глебов); ред., вступ. статья и коммент. Е. М. Орловой. – Л.: Музгиз, 1963. – кн.2. - С. 217. 1 л. портр.: нот. ил.

2. Винская Л.В. Формирование готовности студентов народного хорового профиля к педагогическому руководству музыкальным восприятием детей: дис. …- к-та пед. наук: 13.00.02 / Л.В. Винская. - Краснодар, 2006 г. – 213 с.

3. Винская Л.В. Вопросы развития музыкальности детей в контексте фольклорного песнетворчества / Л.В. Винская // Наука, искусство, образование в III тысячелетии: материалы II Международной научной конференции. - 2006. – С.41-46.

4. Винская Л.В. Психолого-педагогические основы готовности студентов вузов искусств к формированию музыкального восприятия детей младшего школьного возраста (на материале фольклора) / Л.В. Винская // Актуальные проблемы певческой культуры. – 2004. - Вып. 2. - С. 48-58.

5. Земцовский И.И. Апология слуха / И.И. Земцовский. – М.: Музыкальная академия, 2002. - № 1. - С. 8. URL: file:///C:/Users/Home/Downloads/2002_2011.pdf. (дата обращения 3.03 2021).

6. Маслов, М.Л. Методика пения в начальной школе, основанная на новейших данных экспериментальной педагогики / А.Л. Маслов. – М.: Т-во И.Д. Сытина, 1913. – С. 49. ил., нот. 23. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01003805884 (дата обращения 3.03.2021)

7. Науменко Г.М. Фольклорная азбука. Методика обучения детей народному пению / Г.М. Науменко. - М., 2013. - С. 32.

8. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия / Е.В. Назайкинский. – М., 1972. - С.9-12.

9. Шамина Л.В. Этнографическая парадигма школьного музыкального образования: от "этнографии слуха" к музыке мира// https://www.elibrary.ru/download/elibrary_35216776_38588845.pdf . - С 414 - 424. (дата обращения: 2.03.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.