ФЕНОМЕН «ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА» (ОК): ПРОБЛЕМА ДИАГНОСТИКИ
А. В. Шакурова
Статья представляет собой теоретический анализ проблемы организационной культуры, и прежде всего вопросов определений и измерений ОК, которые вызывают наибольшие споры среди специалистов.Проанализировав ряд конкретных определений организационной культуры, автор статьи делает вывод о содержании тех характеристик, которые наиболее часто встречаются в определениях ОК, сформулированных зарубежными и отечественными специалистами. Основываясь на взглядах Р. Килмана, Э. Шейна, К. Камерона, Р. Куинна, предлагает рабочее определение культуры организации. В статье рассматриваются основные подходы к измерению организационной культуры: этнографический, экспериментальный, клинический, холистический,
метафорический, количественный (вызывающий, по мнению автора, «...наибольшие споры в среде исследователей организационной культуры»), и более подробно освещается последний.
Анализ многочисленных зарубежных и отечественных исследований прошлого и настоящего в области организационной культуры показал, что наибольшие споры в содержании данного феномена вызывают три вопроса: во-первых, каким образом точно определять организационную культуру (вопросы определений); во-вторых, какой инструмент применять для ее измерения (вопросы мер) и, наконец, в-третьих, какие измерения максимально полно характеризуют культуру (вопросы измерений).
Вопросы определений организационной культуры (ОК)
Определения ОК, предлагаемые представителями различных концептуальных направлений, по-разному характеризуют данный феномен. В качестве наиболее известных можно выделить хотя бы следующие:
1) ценности и представления, которые определяют содержание отношений организации с окружающей средой (К. Камерон, Р. Куинн) [6];
2) система ценностей, идей, обычаев, распространенных в организации, которые, взаимодействуя с формальной структурой, формируют нормы поведения (А.Я. Левин) [7];
3) совокупность ценностей, норм и принципов, которая разделяется всеми сотрудниками организации, позволяет идентифицировать организацию во внешней среде и добиться ее внутренней интеграции (С.Г. Абрамова, В.П. Мясоедов) [11];
4) неформальная система, образующаяся спонтанно через взаимодействие ценностей самих работников (В.Л. Мильхенсон-Ткач, Е.Н. Скляр) [10];
5) набор представлений о способах деятельности, нормах поведения, набор привычек, писаных и неписаных правил, запретов, ценностей, ожиданий, представлений о будущем и настоящем и др., сознательно или бессознательно разделяемых большинством членов организации (К.М. Ушаков) [18];
6) совокупность традиций, ценностей, политик, убеждений и установок, которые составляют общий контекст для всего, что мы узнаем или делаем в рамках организации (Дж. Маршалл) [8];
7) набор допущений, убеждений, ценностей и норм, которые разделяются всеми членами организации (Д. Ньюстром, К. Дейвис) [12];
8) разделяемая членами организации философия (У. Оучи, Р. Килман, С. ОРайли) [13];
9) совокупность базовых представлений, которые данная группа изобрела, обнаружила или достигла каким-либо другим способом в результате попыток адаптироваться к внешней среде или решать задачи, связанные с обеспечением внутренней интеграции. Данные представления достаточно «хорошо сработали» в определенной ситуации, чтобы быть признанными этой группой целесообразными и, следовательно, достойными передачи их новым членам ... как правильный способ восприятия и осмысления действительности и как правильный путь решения подобных проблем (Р. Килман) [20];
10) целостная система, существующая для придания смысла как результату, так и процессу деятельности, создания форм взаимодействия и его осуществления, постоянно создаваемая и воссоздаваемая через это взаимодействие (В. Сате) [20];
11) способ, процесс и результат программирования системы значимых для членов организации отношений, позволяющих обеспечить жизнеспособность организации посредством создания и внедрения соответствующих когнитивных и поведенческих моделей (Л.Н. Аксеновская) [1];
12) образ действий, характерный для организации (Э. Брукинг) [3];
13) среда, атмосфера, в которой мы пребываем; все, что нас окружает, с чем (и кем) мы имеем дело на работе (В. А. Спивак) [16].
Безусловно, это далеко не полный список определений ОК, тем не менее, обращение к нему дает определенные основания считать, что в большинстве случаев организационная культура рассматривается с функциональных или рационалистических позиций. При этом лидирующее место среди множества различных определений занимает категория «ценности» и «поведенческие нормы». Далее в порядке убывания располагаются «отношения», «убеждения», «знания» и т. д.
Во многом разделяя взгляды Р. Килмана, Э. Шейна, К. Камерона, Р. Куинна и других исследователей относительно феномена ОК как системы ценностей и отношений, автор данной статьи полагает, что организационная культура - это набор базовых допущений, ценностей, предпочтений и норм, которые определяют трудовое поведение сотрудников, обеспечивают конструктивное взаимодействие в коллективе и способствуют успешному функционированию организации во внешнем контуре.
Вопросы мер и измерений организационной культуры (ОК)
Выбор аспектов организации, которым необходимо уделить максимальное внимание при диагностике организационной культуры, и поиск лучших способов ее оценки имеют большое значение. В литературе можно встретить различные подходы к решению этих вопросов.
Один из известных и традиционных путей изучения ОК состоит в проведении «этнографического исследования», т.е. глубинного изучения какой-то одной культуры, которое обычно предполагает погружение исследователя в эту культуру в течение продолжительного времени. В отечественной социологии данный метод в последние годы стал использоваться активнее. Так, вопросы этнографического метода в социологии, базирующегося на основе концепций М.
Вебера, И. Гоффмана, А. Шютца, являются предметом научного анализа П.В. Романова [14; 15]. В своих работах ученый особое место уделяет анализу социальных отношений в контексте производства, управления, организационной культуры с точки зрения границ применения, познавательных возможностей и эволюции этнографического метода.
Вместе с тем, по мнению Э. Шейна, «этнографическое исследование» - это длительный и трудоемкий процесс, в то время как существуют более предпочтительные и рациональные подходы: экспериментальный подход и клиническое исследование. Согласно ученому, их преимущество заключается в достаточно быстрых темпах проведения обследования и использовании активных методов сбора данных. Главное допущение Э. Шейна состоит в том, что и в первом, и во втором случае дешифровать существенные культурные представления и разобраться с их взаимозависимостью можно только при совместной работе участников исследуемой организации и сторонних лиц. С одной стороны, совместная работа позволит устранить ошибки, порождаемые субъективизмом сотрудников организации, а с другой, - преодолеть барьер, препятствующий им в осознании сути организации. Согласно автору, изучение ОК возможно в процессе совместной аналитико-дискуссионной деятельности по выделению артефактов, ценностей и определению основных базовых представлений, способствующих или препятствующих решению
организационных задач, а также поиску способов преодоления выявленных ограничений в процессе управления культурой.
По мнению Э. Шейна, экспериментальный подход - это «...наиболее эффективный и разумный способ дешифровки культуры» [19, с. 155], причем сторонний специалист, способствующий проведению процедуры обследования, может не входить в рассмотрение частных аспектов оргкультуры.
Для более детального описания ОК целесообразнее обратиться к «клиническому исследованию». Подход, названный Э. Шейном клиническим исследованием или «интегративным клиническим интервью», сводится к «.серии контактов и совместных изысканий, выполняемых исследователем и заинтересованными лицами, располагающими информацией, являющимися членами организации и воплощающими те или иные аспекты ее культуры» [19, с.156].
В работе К. Камерона и Р. Куинна «Диагностика и изменение организационной культуры» [6, с. 205] представлены иные «стратегии» измерения культуры. Они основаны на трех подходах:
1) холистические (исследователь погружается в культуру и действует как глубоко сопричастный наблюдатель);
2) метафорические (или языковые) - исследователь использует образцы языка документов, отчетности, бытующих рассказов и бесед;
3) количественные - исследователь пользуется вопросниками и/или проводит собеседования для оценки конкретных проявлений культуры.
Из обзора литературы видно, что наибольшие споры в среде исследователей организационных культур вызывает количественный подход. Основной вопрос, интересующий ученых, состоит в том, имеет ли он законную силу, или только качественные методы оценки оргкультуры являются достоверными, надежными, валидными и, следовательно, единственными способами обнаружения и описания культуры.
Однако группой ученых (например, А. Петигрю, С. Дейвисом, К. Камероном, Р. Куинном, Р. Килманом и др.) высказана идея, согласно которой для дешифровки культуры достаточно правильно сформулировать систему вопросов. Кроме того, если «погружение» в каждую ОК обязательно, то становится невозможным изучение и сравнение большого количества культур.
В литературе представлен целый ряд шкал, позволяющих количественно измерять организационную культуру и концентрирующих внимание на тех или иных разделяемых работниками культурных нормах, подходах или ценностях: диагностика организационных норм Алена - Дьюера (1980), анкета корпоративной культуры Глассера (1983); опросник организационной культуры Кука - Лафферти (1983); анкета «культурного разрыва» Килмана - Сакстона (1983); вопросник организационных убеждений Сашкина (1985); «профиль организационной культуры» Райли - Хатмана (1988) [21].
Например, опросник Кука - Лаферти позволяет анализировать поведенческие нормы, облегчающие вхождение новых сотрудников в организацию и отвечающие ожиданиям коллег по работе. Похожим образом профиль организационной культуры Райли - Хатмана классифицирует ценности относительно того, что следует считать важным, как себя вести и какие подходы соответствуют ситуации.
По мнению Д. Мацумото, ограниченность подобных способов оценки состоит в том, что все они изучают культуру лишь на уровне отдельных работников, не учитывая при этом влияние национальной культуры и ОК структурных подразделений. Согласно исследователю, до недавнего времени не существовало методов, которые охватывали бы все три уровня ОК (индивидуальный, интраорганизационный и интерорганизационный). Однако в период 1997-1998 гг. появились совместные работы К. Колвина и Д. Мацумото, где представлен новый многоуровневый метод исследования оргкультур (МПОК), позволивший преодолеть ограниченность всех предыдущих изысканий.
Вместе с тем, по убеждению К. Камерона и Р. Куинна, наилучший способ анализа базисных ценностей и убеждений - это «использование процедуры анализа неких сценариев, в которых реакция респондентов отражает степень, в какой неписаные сценарии оказываются знаковыми для культуры их собственной организации. Эти сценарии играют роль намеков как эмоционального, так и познавательного свойства, стимулирующих выход на поверхность стержневых атрибутов культуры. Респонденты могут не осознавать критически важные атрибуты культуры, пока им в глаза не бросится намек, включенный в сценарий вопросника» [6, с. 206].
Известная методика конкурирующих ценностей Камерона - Куинна основана на количественной оценке ОК, т.е. использовании ряда вопросов относительно шести важнейших аспектов организации.
Вместе с тем представляется очевидным, что методика конкурирующих ценностей (ОСА1) также способна анализировать культуру на нескольких уровнях. Так, в поле зрения исследователя оказываются культурные ценности, определяющие поведение в организации не только на индивидуальном, но и на интраорганизационном уровне, что сближает ее с многоуровневым профилем (МПОК). В настоящее время методика конкурирующих ценностей наиболее востребована в среде практиков.
Как уже отмечалось, вопрос измерений считается одним из трех наиболее важных и наиболее дискуссионных моментов концепции ОК (наряду с вопросами
определений и мер). Согласно теоретическим положениям К. Камерона и Р. Куинна, есть два типа измерений: содержательные и образцовые.
Содержательные измерения относятся к тем аспектам культуры организации, которые должны играть роль «намеков в сценариях» [6, с. 207], помогая сотрудникам различать культурные ценности своей организации. Образцовые измерения имеют отношение к профилю оргкультуры, определяемому с помощью балльной оценки по определенной методике.
Содержательные измерения организационной культуры (ОК)
Как известно, способ восприятия окружающего мира, т.е. «способ
формирования разума для организации информации, с которой приходится сталкиваться» [6, с. 207], типичен для большинства людей. К. Камерон и Р. Куинн отмечают, что «люди могут не соглашаться друг с другом и пикироваться днем, но по ночам они демонстрируют совершеннейшее подобие своих мечтаний и мифов. Эта согласованность слишком основательна, чтобы быть простой случайностью. Вот почему признаки подобия психики обнаруживаются в самых глубинных слоях подсознания. Именно эти одинаковым образом проявляющиеся символические образы и определяются термином «архетип»... Чем более глубоко изучается громадное разнообразие мировых культур, тем более обнаруживается, что на символическом уровне существует поразительная согласованность разных обликов архетипа» [6, с. 209].
Поэтому есть все основания полагать, что в основе восприятия тех или иных аспектов жизнедеятельности организации находятся базисные допущения, с помощью которых индивиды оценивают окружающий мир в целом, т.е. ценности психологического архетипа. Таким образом, идентифицируя эти аспекты, можно охарактеризовать культуру организации.
К. Камерон и Р. Куинн предложили шесть наиболее вероятных измерений, в совокупности отражающих фундаментальные ценности ОК. Это: 1) доминантные характеристики, или определение того, на что организация похожа в целом;
2) стиль лидерства в организации; 3) управление наемными работниками, или стиль, который определяет отношение к рядовым работникам, и характеристика условий труда; 4) связующая сущность организации, или механизмы,
способствующие интеграции людей в единое целое; 5) стратегические акценты;
6) критерии успеха, показывающие, как определяется «победа» и что именно поощряется и вознаграждается.
Согласно К. Камерону и Р. Куинну, этот набор далеко не исчерпывающий, но достаточный для адекватного представления типа ОК. Поэтому, имея ответы сотрудников организации на вопросы о содержательных измерениях, можно обнаружить культуру или комбинации культур, лежащие в ее основе.
Образцовые измерения организационной культуры (ОК)
В литературе можно встретить различные варианты образцовых измерений. Только в работе К. Камерона и Д. Эттингтона (K.S. Cameron & D.R. Ettington, 1988) упоминается более двадцати, например: ориентация фокуса внимания организации внутрь и вовне; скорость роста, широта участия, ясность действий, дистанция властных полномочий, проявление мужества и черты индивидуализма.
Однако есть и другие варианты. Согласно Г. Хофстеде (G.Hofstede, 1980) при оценке организационной культуры следует акцентировать внимание на власти, исключении неопределенности, индивидуализме, энергичности [9].
Исследователи Т.Е. Диел и Э.Э. Кеннеди (T.E. Deal & A.A. Kennedy, 1983) предложили измерение ОК, базирующееся на скорости обратной связи (от высокой к низкой) и степени риска (от высокой к низкой) [3].
По мнению В. Сате (V. Sathe, 1983), Э. Шейна (E.H. Schein, 1984), Дж.Р. Коттера и Дж.Л. Хескетта (J.P. Kotter & J.L. Heskett, 1992), существенными признаками организационной культуры следует считать внутреннее единство и согласованность.
Известные специалисты К. Камерон и Р. Куинн рассматривают в качестве образцовых измерений ОК интеграцию и внутренний фокус, дифференциацию и внешний фокус, гибкость и дискретность, стабильность и контроль.
Вместе с тем можно смело назвать несколько образцовых измерений, которые упоминаются в литературе чаще других. Это сила, сплоченность и тип культуры.
Силой культуры определяется мощь и первичность воздействия культуры на все, что происходит в организации. До недавнего времени считалось, что сильная или «мощная» культура являются важнейшим фактором, который во многом обеспечивает эффективность и конкурентоспособность организации.
Однако в последние годы мнения относительно значимости этой характеристики и ее роли в организационных процессах разделились. Утверждение, что наличие в организации «сильной» культуры хорошо уже само по себе, сегодня считается спорным [17]. Так, А. Браун назвала ряд причин, которые, по ее мнению, заставляют сомневаться в этом [17]:
1. Сильная культура облегчает достижение целей, но их постановка в рамках культуры не всегда бывает позитивной, когда эти цели неэтичны или не поощряют отличную экономическую деятельность.
2. На мотивации сотрудников сильная культура сказывается двояким образом, т.е. может поощрять совершенно разные отношения к организации или работе, и не всегда исключительно позитивные.
3. Организация, высоко оценивающая свое прошлое и фиксирующая информацию о нем в историях и рассказах, обладает преимуществом по сравнению с аналогичной компанией, которая не придерживается таких правил. Вместе с тем существует едва различимая граница между умением делать выводы из уроков прошлого и слепым подчинением ему.
4. Очень сложно выделить определяющую причину успеха компаний с сильной ОК, т.к. вполне допустимо, что именно успешная экономическая деятельность приводит их к установлению сильной культуры, а не наоборот. Успех организации часто объединяет убеждения и ценности, утверждаемые культурой, а следовательно, именно экономический успех усиливает организационную культуру.
Если ранние исследования в рамках рационально-прагматического направления свидетельствовали о том, что существует прямая зависимость между культурой и показателями деятельности организации, то работы Дж. Коттера и И. Хескета подтвердили наличие лишь незначительной положительной корреляции [17].
Сплоченность культуры - это характеристика степени, в которой культура, отражаемая одной частью организации, подобна и соответствует культуре, отражаемой ее другой частью.
И, наконец, культурный тип характеризует специфический род культуры, демонстрируемый организацией (например, новаторская культура ориентирована на риск). Некоторые исследователи, принадлежащие к рационально-прагматиче-
скому направлению, полагают, что именно тип ОК во многом предопределяет успех организации на рынке труда: «эффективность организации более тесно ассоциируется с типом... существующей культуры, чем с ее сплоченностью и силой» [6]. Дж. Коттер и Дж. Хескетт также обнаружили, что главный фактор различий между компаниями с высокими (например, American Airlines, PepsiCo) и низкими (Citicorp, Xerox, Winn-Dixie) показателями деятельности были не только сила и сплоченность, но и тип культуры [17].
Существует много разнообразных типологий ОК (классификации DealKennedy [3], C.Handy [8], Камерона - Куинна [6], отечественных специалистов Т.Ю. Базарова [2], В.Р. Веснина [4] и др.).
Так, Т. Диел и Э. Кеннеди в своей книге «Корпоративные культуры: Обряды и Ритуалы Корпоративной Жизни», изданной в 1982 г., в качестве типологического основания рассматривали базовые ценности руководителей организации и, исходя из этого, выделяли культуру «крутой парень», культуру «упорно трудитесь/хорошо отдыхайте»; культуру «делай ставку на свою компанию»; «процесс» - культуру.
К. Хэнди предложил классификацию, основанную на источнике власти (ОК власти), рационализации деятельности, т.е. четком распределении ответственности, обязанностей и прав (ОК роли), ориентированную на решение задачи и реализацию проектов (ОК задачи) или на отдельного работника (ОК личности).
Т.Ю. Базаров описывает четыре типа организационной культуры, связанных с определенными особенностями управленческого взаимодействия и типом управленческих команд. Таким образом, ученым выделяются управленческая команда и организационная культура:
• «комбинат», характеризующийся отработанным алгоритмом действий и авторитарным стилем управления;
• «кружок», представляющий собой набор специалистов, хорошо знающих свое дело. В данном случае роль руководителя сводится к установлению коммуникаций;
• «клика», где взаимодействие между сотрудниками и руководством основано на полном доверии;
• «команда», в рамках которой руководитель выстраивает свои отношения с коллективом так, чтобы каждый член его организации в конечном итоге стал профессионалом.
В.Р. Веснин выделяет следующие типы организационной культуры:
• стабильную ОК, ориентированную на прошлые способы деятельности, концентрирующуюся на вопросах организации работы, избежании риска и допускающую перемены лишь в кризисных ситуациях;
• реактивную ОК, ориентирующуюся на настоящее время и решение внутренних проблем на основе прошлого опыта, минимизирующую риск и допускающую перемены лишь при недостаточной эффективности;
• оптиципационную ОК, нацеленную на ближайшее будущее и решающую проблемы на основе экстраполяции и возможностей. Она ориентирована не только вовнутрь, но и на внешний контур организации, допускает риск и частичные изменения;
• исследовательскую ОК, ориентированную на отдаленное будущее, выбор вариантов решений на основе поиска новых возможностей и постоянно балансирующую между риском и выгодой;
• креативную ОК, ориентированную на создание и внедрение новшеств, поэтому для нее характерны неопределенность, риск и постоянный поиск.
Однако нам представляется, что наиболее полной, точной и вместе с тем максимально краткой является классификация Камерона - Куинна, в основу которой положена типология У. Оучи. С точки зрения авторов, организации развивают один из четырех типов ОК, а именно: клановый, рыночный, адхократический и иерархический.
Л и т е р а т у р а
1. Аксеновская Л.Н. Моделирование управленческого взаимодействия как метод оптимизации организационной культуры: автореф. дисс. .канд. психол. наук: 19.00.05 / Л.Н. Аксеновская. - СПб., 1997.
2. Базаров Т.Ю. Культура организации / Т.Ю. Базаров // Бюллетень финансовой информации. - 1996. - № 11 (18) ноябрь. - С. 19-22.
3. Брукинг Э. Интеллектуальный капитал / Э. Брукинг; пер. с англ. под ред. Л.Н. Ковалик. - СПб.: Питер, 2001.
4. Веснин В.Р. Понятие организационной культуры / В.Р. Веснин // Социально-гуманитарные знания. - 2001. - № 3. - С. 184-200.
5. Занковский А.Н. Анализ базовых «координат» организационных культур: когнитивные репрезентации организационных понятий в сознании российских и японских менеджеров / А.Н. Занковский // Психологический журнал. - 1996. -Т. 17. - № 3. - С. 26-36.
6. Камерон К., Куинн Р. Диагностика и изменение организационной культуры / К. Камерон, Р. Куинн. - СПб.: Питер, 2001.
7. Левин А.Я. Организационная культура образовательного учреждения // Администратор системы образования: проблемы и перспектива подготовки: Сб. материалов научно-практической конференции. - Н.Новгород: НГЦ, 1998. -С. 38-43.
8. Маллинз Л. Менеджмент и организационное поведение / Л. Маллинз; пер. с англ. Т. Цеханович и др. - Мн.: Новое знание, 2003.
9. Мацумото Д. Психология и культура / Д. Мацумото. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2002.
10. Мильхенсон-Ткач В.Л., Скляр Е.Н. Процесс согласования ценностей: проблемы и оценка / В.Л. Мильхенсон-Ткач, Е.Н. Скляр // Кадры менеджмента. -2002. - № 1. - С. 71-76.
11. Мясоедов В.П. Основы кросскультурного менеджмента. Как вести бизнес с представителями других стран и культур / В.П. Мясоедов. - М.: Дело, 2003.
12. Ньюстром Д.В., Дейвис К. Организационное поведение / Д.В. Ньюстром, К. Дейвис; пер. с англ. под ред. Ю.Н. Каптулевского. - СПб.: Питер, 2000.
13. Оучи У. Методы организации производства: теории 2: Японский и американский подходы / У. Оучи; сокр. пер. с англ.; научная ред. Б.З. Мильнера и И.С. Олейника. - М.: Экономика, 1984.
14. Романов П.В. Социальная антропология организаций: история,
эпистемология и основные методологические принципы [Электронный ресурс] / П.В. Романов // Журнал социологии и социальной антропологии. - 1999. - Т. 2. -Вып. 4. - Режим доступа: http://www.soc.pu.rU/publications/issa/1999/4/home.html
15. Романов П.В., Ярская-Смирнова Е.Р. «Делать знакомое неизвестным.»: этнографический метод в социологии [Электронный ресурс] / П.В. Романов,
Е.Р. Ярская-Смирнова. - Режим доступа: http://win.www.nir.ru/socio/scipubl/si/ 12roman.htm
16. Спивак В.А. Корпоративная культура / В.А. Спивак. - СПб.: Питер, 2001.
17. Управление деятельностью служащих / Р. Вильямс. - СПб.: Питер, 2003.
18. Ушаков К.М. Ресурсы управления школьной организацией [Электронный ресурс] / К.М. Ушаков. - Режим доступа: http://book.direktor.ru/chapter13.htm 15/07/2004
19. Шейн Э. Организационная культура и лидерство / Э. Шейн. - СПБ.: Питер, 2001.
20. Щербина С.В. Организационная культура в западной традиции: природа, логика формировании, функции / С.В. Щербина // Социс. - 1996. - № 7. - С. 4755.
21. Furnham A., Xenikou A. A correlation and factor analytic study of four questionnaire measures of organizational culture [Электронный ресурс] / F. Furnham, A. Xenikou // Human Relations. - 1996. - Vol. 49. - No 3. - P. 349-371. - Режим доступа: http://ecsocman.edu.ru/db/msg/58311
This article contains theoretical analyses of organizational culture (OC) as a general problem and first of all, those questions within it as definitions and measuring that cause most discussions among semifinalists. Comparative analyses of different OC definitions have given the author the assurance to note and state the characteristics often met in Russian and foreign scientific literature.The author suggests a Rough OC definition lased on the ideal of R. Kilman, A. Shein, K. Cameron, R. Queenn.
The article covers main approaches towards OC measuring: ethnographical, experimental, clinical, holistic, metaphoric, qualitative (the most debatable), the last approach is looked upon more detailed.