Научная статья на тему 'ФЕНОМЕН ОЛЬГИ БУЗОВОЙ: МОРФОЛОГИЯ И СЕМАНТИКА МАССОВОЙ ПОПУЛЯРНОСТИ'

ФЕНОМЕН ОЛЬГИ БУЗОВОЙ: МОРФОЛОГИЯ И СЕМАНТИКА МАССОВОЙ ПОПУЛЯРНОСТИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
151
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"ФЕНОМЕН БУЗОВОЙ" / КУМИР / ПОПУЛЯРНОСТЬ / МЕДИЙНОСТЬ / ТАЛАНТ / ЦЕННОСТЬ / "BUZOVA PHENOMENON" / IDOL / POPULARITY / MEDIA / TALENT / VALUE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Маковецкая Е.Н., Братишко А.Ю., Максимук Л.А.

В статье делается попытка сравнительного анализа ценностных ориентиров современного поколения с предыдущими историческими поколениями через призму содержательных образов их кумиров. Интересным представляется выяснить социокультурные основания и причины появления феномена «Ольги Бузовой» как обобщенного образа современных постмодернистских кумиров. Авторы пытаются ответить на вопрос, в чем состоит принципиальное отличие кумиров современности от идеальных образцов для подражания в прошлые эпохи? Почему в современном обществе личная популярность, наряду с образованием, доходом, властью, становится одним из самых важных социальных ресурсов человека?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PHENOMENON OF OLGA BUZOVA: THE MORPHOLOGY AND THE SEMANTICS OF MASS POPULARITY

The article attempts to compare the value orientations of the modern generation with the previous historical generations through the prism of meaningful images of their idols. It is interesting to find out the socio-cultural grounds and causes of the phenomenon of "Olga Buzova" as a generalized image of modern postmodern idols. The authors try to answer the question, what is the fundamental difference between the idols of modernity from the ideal role models in past eras? Why in modern society, personal popularity, along with education, income, power, becomes one of the most important social resources of man?

Текст научной работы на тему «ФЕНОМЕН ОЛЬГИ БУЗОВОЙ: МОРФОЛОГИЯ И СЕМАНТИКА МАССОВОЙ ПОПУЛЯРНОСТИ»

УДК 316.6

Маковецкая Е.Н., к.филос.н.

доцент

кафедра «Общественные науки» Братишко А.Ю. студент 2 курса факультет Экономики Максимук Л.А. студент 2 курса факультет Экономики Финансовый университет при Правительстве РФ Омский филиал

Россия, г. Омск

ФЕНОМЕН ОЛЬГИ БУЗОВОЙ: МОРФОЛОГИЯ И СЕМАНТИКА

МАССОВОЙ ПОПУЛЯРНОСТИ

Аннотация: В статье делается попытка сравнительного анализа ценностных ориентиров современного поколения с предыдущими историческими поколениями через призму содержательных образов их кумиров. Интересным представляется выяснить социокультурные основания и причины появления феномена «Ольги Бузовой» как обобщенного образа современных постмодернистских кумиров. Авторы пытаются ответить на вопрос, в чем состоит принципиальное отличие кумиров современности от идеальных образцов для подражания в прошлые эпохи? Почему в современном обществе личная популярность, наряду с образованием, доходом, властью, становится одним из самых важных социальных ресурсов человека?

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: «ФЕНОМЕН БУЗОВОЙ», КУМИР, ПОПУЛЯРНОСТЬ, МЕДИЙНОСТЬ, ТАЛАНТ, ЦЕННОСТЬ

Makovetskaya E.N., candidate of philosophical Sciences associate Professor of «Social Sciences» Financial University under the Government of the Russian Federation

Omsk branch Russia, Omsk Bratishko A. Yu., student 2 course, faculty of Economics Financial University under the Government of the Russian Federation

Omsk branch Russia, Omsk Maximuk L.A., student 2 course, faculty of Economics Financial University under the Government of the Russian Federation

Omsk branch Russia, Omsk

THE PHENOMENON OF OLGA BUZOVA: THE MORPHOLOGY AND THE SEMANTICS OF MASS POPULARITY

Annotation: The article attempts to compare the value orientations of the modern generation with the previous historical generations through the prism of meaningful images of their idols. It is interesting to find out the socio-cultural grounds and causes of the phenomenon of "Olga Buzova" as a generalized image of modern postmodern idols. The authors try to answer the question, what is the fundamental difference between the idols of modernity from the ideal role models in past eras? Why in modern society, personal popularity, along with education, income, power, becomes one of the most important social resources of man?

Keywords: «Buzova phenomenon», idol, popularity, media, talent, value

В современном обществе происходит не только ускорение темпа жизни, но и усложнение характера взаимодействий между прошлым, настоящим и будущим, между традициями и инновациями. В этой связи возникает особый интерес к исследованию взаимоотношений между разными поколениями людей и их ценностными ориентирами.

Ценности, идеалы каждого поколения формируют цели, групповые убеждения, обуславливают поступки людей, их жизненные стратегии и мотивации. В процессе исторической смены поколений, всякий раз, именно молодежь становится источником нового социального опыта, общественных норм, идеалов для следующего поколения. В этом состоит суть исторической преемственности. Безусловно, что те или иные идеалы и кумиры содержательно отражают то историческое поколение, которое их создает.

Каковы же ценности и идеалы современного поколения? Кто они -постмодернистские кумиры? В чем состоит их принципиальное отличие от идеальных образцов для подражания в прошлые эпохи?

Целью данного исследования является попытка сравнительного анализа ценностных ориентиров современного «хай -тек» поколения с предыдущими историческими поколениями через призму их кумиров. Интересным представляется выяснить социокультурные основания и причины появления феномена «Ольги Бузовой» как обобщенного образа современных постмодернистских кумиров.

«Кумир» (от старославянского «кумиръ», «коумирь» - идол, божок; от древнесемитского «kumra» - жрец) В переносном значении, кумир - это объект преклонения и восхищения.

Кумирами прошлых исторических эпох, как правило, были яркие талантливые личности, отличавшиеся высшими помыслами и руководствующиеся национальной идеей. Кумирами поколений становились те, кто был способен проявить мужество и совершить подвиг или научный, культурный, технологический рывок вперед, обозначить свое поколение и определить его будущее. Кумирами гордились, им подражали. Их личностные достижения и человеческие качества служили эталонами,

ценностными ориентирами для большинства общества.

В 2010 году ВЦИОМ провел масштабное социологическое исследование на тему «Главный русский кумир ХХ-го века». В исследовании приняли участие 1600 респондентов из 42 субъектов РФ. Наиболее популярными ответами стали Юрий Гагарин (35%), Владимир Высоцкий (31%), Георгий Жуков (20%). Каждый из этих прославленных людей воплощает собой образ подлинного кумира, героя на все времена, который обладал огромным талантом, был способен на героизм и самопожертвование во имя общей победы, во имя искусства или мечты всего человечества.

Так, например, писатель Юрий Трифонов назвал Высоцкого «биографом своего времени» 14, охватившим все важные и болевые точки в истории и жизни народа. Его песни знала вся страна. Благодаря магнитофону текст, прочитанный Высоцким рано утром, спетый вечером в театре, а потом — у друзей, через несколько дней подхватывали в глубине Сибири, на борту кораблей, в русских и советских общинах, во всех уголках планеты. В театр ходили «на Высоцкого». Его популярность была невероятной, знакомства с ним искали многие знаменитости. Актер и поэт Высоцкий умел своим «глаголом жечь сердца людей». Люди чувствовали и понимали, что в его творчестве нет фальши, что он говорит правду - о времени, о себе, о каждом человеке. В своих стихах и песнях Высоцкий добирался до самой сути человеческой души. Он умел говорить то, о чём другие боялись даже думать. Его смелость, искренность и невероятный талант не могли не затронуть то самое «человеческое в человеке».

Современная постмодернистская эпоха характеризуется переоценкой многих ценностей и кардинальными переменами в самой социальной структуре общества. Все более заметным и влиятельным классом становятся, так называемые «люди известности» 15. «Люди известности представляют собой весьма разношерстную публику, которая включает в себя работников телевидения, газет и других средств массовой информации; деятелей искусства, театра, литературы, кино; представителей шоу-бизнеса и моды; спортсменов; а также и просто по разным причинам известных и узнаваемых людей. Все эти группы знаменитостей имеют общим то, что эксплуатируют свою популярность, конвертируя ее в должности, деньги, связи и разные блага, даже порой передавая ее по наследству» 16.

Одним из ярких представителей современных постмодернистских кумиров является Ольга Бузова. Более того, в научной и популярной литературе всерьез обсуждают новое «культурное явление» - феномен Ольги Бузовой. Ольга Бузова, не являясь профессиональной актрисой, певицей или телеведущей смогла проявить себя в кино, театре, в мире популярной музыки, рекламе, ток-шоу и др. Ее концерты проходят с аншлагом,

14 Вспоминая Владимира Высоцкого / сост. А. Н. Сафонов. - М.: Советская Россия, 1989. - С. 63.

15 Гринин Л. Е. Звезды без грима. О кумирах шоу-бизнеса, кино и спорта. - М.: АСТ, Астрель, 2006.

16 Гобозов И.А. Постмодернистские кумиры // Философия и общество. - № 4. - 2007. - С. 188.

количество ее подписчиков в Instagram исчисляется миллионами, их больше, чем у Дональда Трампа. Ее виртуальная популярность способствует небывалому росту популярности в реальной жизни. Ольга Бузова - это кумир нового поколения, пример артиста новой формации.

В чем состоит успех Бузовой? Почему сотни тысяч виртуальных и реальных зрителей и слушателей восторгаются и подражают Ольге Бузовой?

Впервые о девушке из Санкт-Петербурга Оле Бузовой заговорили 14 лет назад. Она пришла на популярный проект «Дом-2» и провела на «телестройке» четыре года. Реалити-шоу стало для Бузовой стартом в мир шоу-бизнеса и всеобщей популярности. Однако, и по окончании телепроекта, уже несколько лет имя Ольги Бузовой не покидает страницы журналов, а образ звезды копируют тысячи девушек. Популярность Бузовой объясняется тем, что она умело сменила телеаудиторию, на аудиторию виртуальных подписчиков в социальных сетях. Виртуальное общение стало в разы важнее реального. Образ легкомысленной простоватой блондинки, а позднее, опытной брюнетки, пережившей личную драму расставания с любимым, стал понятен и близок многочисленным подписчикам. В каждом образе и поступке Бузовой читается: «Я такая же, как и вы». И это не может не подкупать аудиторию.

Личные переживания человека сегодня перестали быть чем -то сугубо личным, интимным. «Личная жизнь» - это элемент шоу, то, на чем можно заработать, выставляя напоказ. «Привыкаю снова просыпаться одна, мне больше не больно, больше не больно», «сама я разберусь в своей судьбе, слова о любви не прощу тебе», «я открываю мир других мужчин, мало половин, мало-мало половин» - и это отрывки песен из репертуара Ольги Бузовой. Личная драма, как сенсация, вызывает сочувствие и безграничную преданность подписчиков. Не имея певческого и актерского таланта, обладая заурядным голосом, Ольга Бузова собирает аншлаги на своих концертах, а ее незамысловатые песни становятся хитами и занимают первые места в чартах.

«Феномен Бузовой» состоит в том, чтобы завоевать популярность, проявляя себя в как можно большем количестве разных сфер деятельности, независимо от профессионализма, таланта и даже конечного результата. Бузова пробовала себя в актерской профессии, вела различные теле- и радиошоу, написала книгу. Популярность как самоцель.

Все дело в том, что в новом информационном обществе, благодаря глобальной сети Internet, социальным сетям, изменилось само явление популярности и отношение к ней.

Если кумиры прошлых поколений добивались известности благодаря своему таланту, труду, профессионализму, мужеству, то сегодня, для того, чтобы стать популярным, вовсе не обязательно обладать талантом, мужеством, трудолюбием и другими нравственными качествами. Никогда еще прежде популярность и слава в такой степени не рассматривались как самоцель. В современном нам мире популярность легко и просто

конвертируется в деньги. «Личная известность - это благо, которое появилось в обществе задолго до богатства. Однако все же в доиндустриальную эпоху число тех, кто с ее помощью получал основные средства к существованию, или мог их резко увеличить, было незначительно. С появлением газет число людей, зависящих от своей известности, увеличилось. И оно возрастало по мере внедрения новых технических средств, таких как радио, кино и особенно телевидение, а с подъемом информационных технологий значение известности и слоя людей известности увеличилось еще больше». 17

Можно с уверенностью сказать, что личная популярность стала наряду с образованием, доходом, властью, одним из самых важных социальных ресурсов современного человека и стремление к ней формирует новые ценностные ориентиры и установки.

Сегодня популярность и слава - это не естественный результат социально значимых достижений человека, а результат пиара, профессиональной раскрутки. Именно поэтому, в основе популярности многих кумиров современности лежит не талант и личные достижения, а финансовые возможности. В новом обществе масс-медиа «благодаря современным информационным технологиям звездами сплошь и рядом становятся бесталанные и заурядные люди, происходит девальвация присутствия в известности заслуженности».18

Популярность современного постмодернистского кумира - это вовсе не следствие конструктивной, по-настоящему, творческой или социально значимой деятельности. Наоборот, медийность, популярность, профессиональный пиар являются причиной появления новых кумиров. Кумиром становится тот, у кого больше подписчиков, больше лайков, больше гонорар за рекламу. Ведь он популярен!

Стремление к известности вполне естественно для человека, свойственно его природе. Оно проистекает из глубинного естественного человеческого желания запечатлеть, сохранить свое собственное «Я» вне времени, противопоставив неизбежному факту конечности человеческого бытия. Нельзя сказать, что великие люди прошлого не желали своей популярности, однако, это было вторичным. Многие из них получали заслуженную славу уже после смерти.

Так, например, в книге «Пушкин в воспоминаниях современников» мы находим слова одного из друзей Пушкина, поэта А. Н. Муравьева: «Слава Пушкина гремела повсюду, и он, можно сказать, был идолом народным; стихи его продавались на вес золота, едва ли не по червонцу за стих; "Кавказский пленник", "Бахчисарайский фонтан", "Цыгане" читались во всех гостиных; уже появились первые песни "Евгения Онегина", в которых так поэтически описывал он свою и общественную жизнь, и этой поэме не

17 Гобозов И.А. Постмодернистские кумиры // Философия и общество. - № 4. - 2007. - С. 189.

18 Гринин Л. Е. Звезды без грима. О кумирах шоу-бизнеса, кино и спорта. - М.: АСТ, Астрель, 2006. - С. 31.

предвиделось конца, как байроновскому «Дон-Жуану». 19 Если слава Пушкина - это заслуженная слава, это слава гениального человека, то слава современных кумиров - это профессия, приносящая немалые доходы.

Таким образом, поскольку те или иные кумиры отражают особенности мировосприятия и ценностные ориентиры своего поколения, можно с уверенностью утверждать, что в современном обществе популярность больше не является естественным следствием социально значимых достижений человека, а все чаще рассматривается исключительно как эффективный способ достижения личного финансового благополучия.

Использованные источники:

1. Гринин Л. Е. Звезды без грима. О кумирах шоу-бизнеса, кино и спорта. -М.: АСТ, Астрель, 2006. - 67 с.

2. Гобозов И.А. Постмодернистские кумиры // Философия и общество. 2007. - № 4. - С. 188 - 197.

3. Пушкин в воспоминаниях современников. - М.: Захаров И. В., 2005. - 912 с.

19 Пушкин в воспоминаниях современников. - М.: Захаров И.В., 2005. - С. 431.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.