Научная статья на тему 'Феномен нового халифата на Ближнем Востоке'

Феномен нового халифата на Ближнем Востоке Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
451
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЛИЖНИЙ ВОСТОК / ХАЛИФАТ / ПЕРСИДСКИЙ ЗАЛИВ / ИРАН / ТУРЦИЯ / "ИСЛАМСКОЕ ГОСУДАРСТВО" / HE MIDDLE EAST / THE CALIPHATE / THE PERSIAN GULF / IRAN / TURKEY / "ISLAMIC STATE"

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Битюкова Нелли Денисовна

В статье рассматриваются различные проекты создания халифатов на территории Ближнего Востока, характеризуется вероятность их реализации. На основе проведенного анализа делается прогноз о возможном развитии ситуации в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PHENOMENON OF THE NEW CALIPHATE IN THE MIDDLE EAST

Different projects of creating a Caliphate in the Middle East are presented in this article. The probability of their implementation is characterized. Based on the analysis of the development of the situation in this region, some forecast is made.

Текст научной работы на тему «Феномен нового халифата на Ближнем Востоке»

Н.Д. Битюкова ФЕНОМЕН НОВОГО ХАЛИФАТА НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ THE PHENOMENON OF THE NEW CALIPHATE IN THE MIDDLE EAST

В статье рассматриваются различные проекты создания халифатов на территории Ближнего Востока, характеризуется вероятность их реализации. На основе проведенного анализа делается прогноз о возможном развитии ситуации в регионе.

Ключевые слова: Ближний Восток, халифат, Персидский залив, Иран, Турция, «Исламское государство».

Different projects of creating a Caliphate in the Middle East are presented in this article. The probability of their implementation is characterized. Based on the analysis of the development of the situation in this region, some forecast is made.

Key words: the Middle East, the Caliphate, the Persian Gulf, Iran, Turkey, "Islamic state".

Ближний Восток - это глобальный мировой перекресток. Перекресток частей света, цивилизаций и религий. А, как известно, перекресток - это всегда столкновение интересов и борьба за власть, которая не прекращается в регионе долгие десятилетия и даже столетия.

Еще с начала XX столетия Ближний Восток имел репутацию одного из самых неспокойных регионов мира, в наши дни он болевая точка на мировой политической карте, «рассадник» терроризма. В этой связи возникает ряд вопросов. Почему именно этот регион? Какие факторы повлияли на это? Это угроза, привнесенная извне или выращенная в «домашних» условиях? А главное, может ли эта угроза оказать деструктивное влияние на мировой порядок? Постараюсь ответить на эти вопросы по порядку.

Истоки конфликта, на мой взгляд, лежат еще в XX в., когда великие державы «кроили» территорию Ближнего Востока в соответствии со своими геополитическими интересами. И, конечно, они не принимали во внимание ни национальные, ни культурные, ни религиозные особенности региона. Результат этого раздела мы видим в настоящее время: непрекращающиеся войны, нескончаемые террористические акты и огромные человеческие жертвы.

Косвенное влияние на происходящие события оказала глобализация, влияние которой «токсично» для национальных государств, особенно другого, отличного от Запада культурного и религиозного уклада. Наиболее уязвимы-

ми в такой ситуации становятся государства, где национальная идея довольно слабая, где главенствует религия - под это определение как раз и подходят страны исламского мира. Здесь государство - дерево без корней. На Ближнем Востоке история национального государства насчитывает в среднем полвека, а в головах доминирует ислам, но никак не национальная идея. Поэтому в критической ситуации государство гибнет и не восстанавливается. Ярким примером является Ливия. Под ударом сегодня оказалась и Сирия. Из одной проблемы вытекает другая. И заключается она в том, что Ближний Восток - это «кладезь» терроризма. Именно там сформировались самые известные террористические группировки.

Сегодняшняя дестабилизация Ближнего Востока началась с «арабской весны». Уже более 5 лет регион не покидают массовые волнения, приводящие к смене политических режимов в ряде стран - всё это стало точкой бифуркации для необратимых процессов, ключевым из которых стало усиление исламистских группировок.

После прихода к власти на Ближнем Востоке происламских сил, мировое сообщество заговорило о движении региона к халифату - исламскому или арабскому [1]. Предполагалось, что арабский халифат объединит соответственно арабские государства во главе с Саудовской Аравией или Катаром, который сравнительно недавно стал одним из ведущих игроков на ближневосточной арене. В исламский же халифат должны были войти Турция, Иран (следует оговориться, что у Тегерана существовал свой проект халифата), центрально-азиатские республики. Но важно заметить, что халифат - это не новое государство или политический/экономический союз, это некий вариант национальной идеи, которой так не достает Ближнему Востоку. Главная задача такого новообразования - мобилизация сил для воплощения геополитических планов руководств региональных держав. Религия же, по моему мнению, будет выступать в роли инструмента осуществления задаваемой политики.

Часто можно встретить два мнения. Создание халифатов на территории Ближнего Востока - это проект Вашингтона, разработанный для удобства контроля над регионом и выкачивания энергетических ресурсов. В противовес данному утверждению выступает мнение о том, что халифат - это «ближневосточная мечта», имеющая антиамериканскую направленность [2]. В настоящих условиях тяжело осуществить этот проект. Но движение к халифату означает выстраивание динамичных противоборствующих трансрегиональных сетей - «умеренно-исламской», шиитской и салафитской - с регулирующими центрами в Анкаре, Тегеране, Эр-Рияде/Дохе, которые, как уже было сказано, реализуют свои версии халифата.

Итак, что же представляют собой эти модели?

Во-первых, ядром салафитского халифата становится Персидский залив. В настоящее время и в ближайшей перспективе будет продолжаться углубление интеграции в рамках Совета сотрудничества арабских государств (ССАГПЗ), в основном в финансовой и военной сферах. Планом на среднесрочную перспективу выступает присоединение к Совету Марокко и Иордании, также указывается Египет. «Оружием» салафитского халифата становятся финансы и СМИ. Саудовская Аравия и Катар используют финансовые инструменты в виде льготных займов и грантов дружественным режимам, соответственно они будут иметь поддержку в этих государствах. Все шире используются информационные каналы. Катарская «Аль-Джазира», саудовская «Аль-Арабийя» ведут активную пропаганду не только на арабском географическом и лингвистическом пространстве, но и далеко за пределами региона, в частности через англоязычные медиа. Отличительной чертой становится любое пресечение критики национальных спонсоров со стороны СМИ, а местные газеты преподносят информацию в том виде, в каком она передается из Дохи и Эр-Рияда. Руководство халифата также поддерживает салафитские группировки, образовавшиеся со времен «арабской весны» и имеющие связи с «Аль-Каидой».

Проект тегеранского халифата состоит в традиционном соперничестве с Эр-Риядом. Это все тот же суннитско-шиитский, а точнее салафитско-шиитский конфликт, который до сих пор не нашел своего разрешения. Главной опорной точкой на Ближнем Востоке для Ирана являлась Сирия, однако в случае падения режима Башара Асада влияние Тегерана снизится. В таком случае, «запасным» вариантом для него становится Ирак, с шиитским большинством населения и премьером-шиитом, где могут установиться благоприятные условия для развития культурно-политических связей. Но и там иранское присутствие порождает противодействия со стороны суннитов, как про-саудовских, так и протурецких. Также важным форпостом иранского халифата становятся шиитские политические движения «Хизбалла» и «Амаль», а также суннитский ХАМАС, который салафиты пытаются вывести из-под влияния Ирана.

К наращиванию «нешиитской» политики можно отнести деятельность Тегерана по установлению культурных связей и созданию неправительственных организаций в ряде стран Северной Африки, в частности в Судане, что абсолютно не устраивает Саудовскую Аравию. В 2013 г. появилась информация о создании в Порт-Судане военно-морской базы Ирана [3].

Но можно отметить, что шансы развития «шиитского» халифата крайне невысоки. Традиционное большинство в регионе представляют сунниты, что

делает невозможным полноценное осуществление проекта иранского халифата. Поэтому Ирану только и остается следовать своей стратегии - опора на главные форпосты: политические и религиозные партии, культурные центры (не всегда шиитские).

Оплотом «умеренного» исламского халифата становится Турция. Но это абсолютно отличная от двух других модель. Турция - не «столица» очередного халифата, а всего лишь прикрытие разветвленной сети религиозно-политической ассоциации «Братья-мусульмане». Ее последователи пришли к власти в Тунисе, частично в Ливии и на короткий промежуток в Египте. Также связанные с ассоциацией партии осуществляют свою деятельность в Йемене («Ислах»), Иордании (Фронт исламского действия) и Марокко. Между «Братьями-мусульманами» и Анкарой существует идеологическая близость, на которую опирается Турция, развивая социально-политические и культурные связи с соответствующими силами, где они пользуются влиянием [4]. Ассоциация и Республика ведут взаимовыгодную политику. Турция укрепляет свое положение как региональной державы, а «Братья-мусульмане» продолжают свою пропагандистскую политику при поддержке Турции.

Приведенные выше модели халифатов отображают сложившиеся формы противостояния в Ближневосточном регионе. Смело можно говорить и о том, что свое продолжение получил не только шиитско-суннитский конфликт, но и сложился новый - между «умеренными» и консервативными исламистами.

Переходя к следующей части статьи, которой я хочу уделить особенное внимание, вновь повторюсь, что выше были приведены лишь модели. В настоящее время в мире существует провозглашенный халифат - «Исламское государство» (террористическая организация, запрещена в России).

29 июля 2014 г. в начале главного для всех мусульман праздника Рамадан джихадистская организация «Исламское государство» провозгласила халифат на подконтрольной территории Сирии и Ирака. Используя нестабильную мировую политическую обстановку, ИГ удалось привлечь на свою сторону тысячи граждан со всего мира, что делает эту организацию не только серьезной проблемой для стран исламского мира, но и для всего мирового сообщества в целом. Они привлекают на свою сторону простых обывателей незаурядными мерами: раздачей гуманитарной помощи в виде продуктов питания и лекарственных средств, а также выплатой социальных пособий родственникам погибших в «джихаде» [5]. Они знают «болевые точки» людей, страдающих уже многие годы поэтому, очевидно, что люди познавшие горечь войны и утраты готовы пойти туда, где им смогут оказать помощь.

В этом состоят социальные методы вербовки Исламского халифата. Но они бы не принесли стопроцентного результата без определенной идеологии. Современная идеология ИГ - это социально-политическая доктрина, основанная на принципах исламского вероучения, трактовка которых зависит от настоящей политической и экономической ситуации. Основной причиной формирования этой идеологии стали уже упоминаемые события «арабской весны», т.е. политические революции, государственные перевороты в ряде арабских стран, а также многочисленные вооруженные столкновения. Практически все страны Большого Ближнего Востока пережили и переживают в настоящее время конфликты различного характера, и на их фоне ИГ выдвигает собственную концепцию халифата, причем не в виде объединяющего идеологического инструмента, а в виде социально-политической структуры. И не просто провозглашает, а реализует ее.

Несомненно, «Исламское государство» - структура, которая в состоянии выйти за пределы своего халифата, т.к. имеет привлекательную и простую идеологию для людей арабского мира. В то же время ИГ - проблема номер один для всего мирового сообщества, успех борьбы с которой зависит от стремления мировых держав к диалогу и сотрудничеству.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод о том, что идея халифата была и будет популярна для многих мусульман. Сегодня мы можем наблюдать, как в разных частях арабского мира появляются объединения, целью которых является создание халифата.

Список использованных источников и литературы

1. Тарасов С. 2011. На Ближнем Востоке рождается новый халифат. - URL: http://www.regnum.rU/news/1370860.html#ixzz08VsGAVts

2. Сторожевский С. 2013. Всемирный халифат и Соединенные Штаты. - URL: http://www.rosinform.ru/2013/08/08/vsemirnyy--islamskiy--khalifat-dyadi-sema/

3. Быстров А.А. 2013. О судано-иранском стратегическом сотрудничестве. - URL: http://www.iimes.ru/?p=18242

4. Волович А.А. Турция и «арабские революции» 2011 года. - URL: http://www.iimes.ru/rus/stat/2011/26-05-11a.htm

5. 9 мифов об Исламском государстве Ирака и Леванта // Вести. Экономика. - 03.09.2014. - URL: http://www.vestifinance.ru/articles/46413

Коротко об авторе

Битюкова Нелли Денисовна - студентка Института истории и международных отношений Саратовского национального исследовательского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. Электронная почта: nellushka-bityu@mail.ru

Briefly about the author

Bityukova Nelli Denisovna - student of Institute of History and International Relations, Saratov State University. E-mail: nellushka-bityu@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.