ТРИ «М»: МЕТОД — МЕТОДИКА — МЕТОДОЛОГИЯ
Ценности и смыслы. 2024. № 5 (93). С.95-105. Values and Meanings. 2024. No.5 (93). P. 95-105. УДК 37.08
D0I:10.24412/2071-6427-2024-5-95-105
Феномен наставничества в профессионально-личностном развитии педагога дополнительного образования
Базилевская Олеся Викторовна
Заместитель начальника научно-организационного отдела управления координации научных исследований и подготовки кадров высшей квалификации Российской академии образования, специалист координационно-образовательного центра «Мой Океан» Всероссийского детского центра «Океан», г. Москва, Россия E-mail: bazilevskaia@raop.ru
Аннотация. Данная статья посвящена исследованию роли феномена наставничества в развитии педагога дополнительного образования в профессионально-личностном отношении. Выделены два ключевых вектора развития педагога, включающих профессиональную и личностную сферы. Установлено, что наставничество при применении в качестве одной из форм профессионально-личностного развития педагога дополнительного образования способно обеспечить качественные результаты. Выявлены основные составляющие наставничества как комплексного процесса, в число которых входит оценка, определение целей, планирование, обратная связь, практические шаги подопечного в направлении осуществления выбранных мер, осуществляемые с участием наставника. Определены формы наставничества, которые могут считаться наиболее действенными и подразумевают взаимодействие между: опытным педагогом и молодым специалистом либо группой молодых специалистов; двумя опытными педагогами; педагогами, использующими инновационные или креативные подходы, и педагогами-консерваторами; высокопрофессиональным педагогом и педагогом, сталкивающимся с проблемами. Исследованы самые результативные методы наставничества.
Ключевые слова: наставничество, педагог, дополнительное образование, личностно-развивающий подход,
О. В. Базилевская
© Базилевская О. В., 2024
95
профессионально-личностное развитие, системно-деятельностный подход.
Для цитирования: Базилевская О. В. Феномен наставничества в профессио-нально-личностномразвитии педагога дополнительного образования// Ценности и смыслы. 2024. № 5 (93). С. 95-105.
THE PHENOMENON OF MENTORING IN THE PROFESSIONAL AND PERSONAL DEVELOPMENT OF A TEACHER OF ADDITIONAL EDUCATION
Olesya V. Basilevskaya
Deputy Head of the Scientific and Organizational Department, Department for the Coordination of Scientific Research and Training of Highly Qualified Personnel of the Russian Academy of Education, specialist of the coordination and Educational Center "My Ocean" of the All-Russian Children's Center "Ocean", Moscow, Russia E-mail: bazilevskaia@raop.ru
Abstract. This article is devoted to the study of the role of the phenomenon of mentoring in the development of a teacher of additional education in a professional and personal relationship. Two key vectors of teacher development are identified, including professional and personal spheres. It has been established that mentoring, when used as one of the forms of professional and personal development of a teacher of additional education can provide the best results. The author identifies main components of mentoring as a complex process, which include assessment, goal setting, planning, feedback, and practical steps of the ward towards the implementation of selected measures carried out with the participation of the mentor. The forms of mentoring that can be considered the most effective and involve interaction between: an experienced teacher and a young specialist or a group of young specialists; two experienced teachers; teachers using innovative or creative approaches and conservative teachers; a highly professional teacher and a teacher facing problems. The most effective methods of mentoring have been investigated.
Keywords: mentoring, teacher, additional education, personal development approach, professional and personal development, systemic activity approach.
For citation: Basilevskaya О. V. The phenomenon of mentoring in the professional and personal development of a teacher of additional education // Values and Meanings. 2024. No.5 (93). P. 95-105. (In Rus).
Введение
Наставничество в образовательной сфере становится все более актуальным. Чрезвычайно важно, чтобы все педагоги были привлечены к деятельности, позволяющей улучшить качество образования, заинтересованы в профессиональном саморазвитии, а также постоянном совершенствовании своих профессионально-личностных характеристик. Наставничество выступает в качестве важного элемента многих федеральных и региональных программ, направленных на достижение вышеуказанных результатов.
Исторический обзор наставничества
Формирование наставничества началось еще в глубокой древности.
Это было обусловлено тем, что люди того времени должны были проживать группами, вместе заниматься собирательством и охотой для того, чтобы повысить свои шансы выжить. В примитивном виде наставничество заключалось в том, что дети должны были подражать взрослым, обучаясь необходимым навыкам. Цель такого наставничества, близкого к обучению,— научить детей выживанию в существующих условиях, добыче пищи и другим полезным умениям. Таким образом, древнейшей формой может считаться наставничество «в деле».
В религии наставничеству также уделялось огромное внимание. И христианство не является исключением в этом плане. Наставники имели особый статус и пользовались всеобщим уважением и почтением. Интересным документом, наглядно демонстрирующим роль наставников, являются «Душеполезные поучения», и, в частности, семнадцатое поучение «К наставникам в монастырях и к ученикам, как должно наставлять братию и как повиноваться наставникам». Согласно ему настоятелям братии надлежало печься о своих учениках «со снисходительным милосердием и сокрушенным сердцем», наставлять их и учить добродетелям, используя для этого слово и дело. Причем предпочтение должно было отдаваться именно делам, потому что личный пример более эффективен, чем слова [10, с. 143]. В дальнейшем подобные функции перешли к священникам, которые должны были стать «духовными наставниками» своей паствы.
Наставничество фактически сопровождает человечество на протяжении всей его истории. Его истоки проистекают из глубин традиционных социокультурных норм. При этом наставничество — это не просто обучение следующих поколений знаниям и умениям. Оно обеспечивает преемственность основополагающих ценностей общества, их сбережение и понимание их важности. Неизвестно, кто именно сравнил традиции с фонарем, указав на то, что они должны быть зажжены для того, чтобы освещать путь. Это сравнение выглядит очень емким и точным.
Функции и значение наставничества, особенности влияния на воспитательный процесс наставника, педагога, учителя стали предметом изучения для разных исследователей и философов уже очень давно. Так, по мнению древнегреческого философа Сократа, наставничество выступает средством, позволяющим пробудить у ученика его мощные внутренние силы. Интересной дидактической находкой этого мыслителя стал майевтический метод. На фоне диалектических споров в сознании
ученика происходило «саморождение» истины. Большое значение здесь имел подход «Я знаю, что я ничего не знаю». С точки зрения последователя Сократа Платона, опытные наставники должны начинать заниматься образованием своих учеников уже с раннего возраста. В рамках процесса обучения ученики должны постепенно приближаться к «царству идей».
Большое значение наставничества подчеркивалось и Я. А. Коменским, чешским просветителем, жившим и работавшим в XVII в. Этот автор отмечал, что только благочестивый и нравственный учитель-наставник будет способен развить нравственность и благочестие у людей.
Роль примера поступков наставников особо выделялась швейцарским философом Ж.-Ж. Руссо. В своем произведении «Эмиль, или о воспитании» писатель подчеркивал, что детям свойственно быстро забывать слова, как свои, так и других людей. При этом они будут всегда помнить и собственные, и чужие поступки. Поэтому при обучении в основном нужно использовать не речи, а дела [2, с. 6].
Большое внимание наставничеству уделялось в российской педагогике. В 1813 г. постановлением Министерства народного просвещения для некоторых учебных заведений была предусмотрена должность наставников-надзирателей. Цель их работы состояла в том, чтобы воспитать из учеников граждан, которые будут поддерживать самодержавие и монархию. В обязанности наставников входило постоянное наблюдение за учениками и их изучение, исправление допущенных промахов, привитие «вкусов и приличий», а также «правил нравственности». Для этого наставники должны были не только доносить до учеников все необходимые знания и нормы на словах, но и подкреплять их своими делами. Постепенно понятие «наставник» ушло из разговорной речи. Так, в словаре С. И. Ожегова это слово характеризуется как книжное, используемое в значении «учитель» или «руководитель» [2, с. 6].
Феномен наставничества рассматривался К. Д. Ушинским, родоначальником российской педагогики. Он указывал на то, что объем знаний и уровень профессионализма наставника напрямую влияют на профессионально-личностное развитие педагога [1]. По его мнению, одной из основных целей воспитания является обеспечение способности человека к самостоятельной жизни в обществе.
В СССР система наставничества, получившая дидактическое обоснование, из образовательной сферы распространилась и на другие области жизни. Она использовалась не только в вузах, но и на предприятиях,
в госслужбе и самых разных учреждениях. Бытовало мнение о том, что в профессиональной подготовке наставничество может принести высокие результаты в качестве формы воспитательного воздействия. На роль наставников выбирались опытные специалисты, имеющие большой опыт, причем желательно с точки зрения не только профессиональной сферы, но и жизни в целом [2]. Были предусмотрены также почетный знак «Наставник молодежи» и почетное звание «Заслуженный наставник молодежи РСФСР», которыми отмечались выдающиеся заслуги педагогов (в 1975 г. и 1981 г. соответственно). Наставничество должно было обеспечить более быстрое повышение квалификации работников и адаптацию новых сотрудников в трудовом коллективе. Именно на его основе должно было обеспечиваться успешное развитие карьеры [8].
Сегодня в Российской Федерации актуальность наставничества и в образовательной сфере, и в области профессиональной деятельности остается по-прежнему высокой. Причем в первом случае оно рассматривается как высокоэффективное средство, позволяющее обеспечить профессионально-личностный рост педагогов [1]. По мнению О. Ю. Васильевой, В. С. Басюка, С. В. Ивановой, наставничество может обеспечить ускорение развития педагогических навыков специалиста и превращения профессиональных ценностей в его внутренние регуляторы. На этой основе профессиональная идентичность педагога будет формироваться значительно более успешно [2, с. 10].
Примечательно, что наставничество также используется и в других странах. И. В. Саркисова отмечала, что за рубежом оно рассматривается в качестве инструмента, применяемого для адаптации и профессионального совершенствования молодых специалистов. Это подтверждается данными, содержащимися в работах ряда авторов (F. A. Kaufman, D. R. Clasen, E. P. Torrance, R. F. Subotnik, E. Parsloe, D. Megginson и т.д.). В рамках научных исследований изучаются проблемы, связанные с профессиональным, социальным и нравственным становлением и развитием работника; развитием мышления и личности вообще; возможностями передачи опыта и поддержки в психологическом плане [9].
Таким образом, зарубежными исследователями феномен наставничества изучается с позиции поддержки новых работников, осуществляемой опытными сотрудниками. Примечательно, что наставляемым (далее — подопечный) может быть сотрудник, как не обладающий достаточным опытом в профессиональном отношении, так и уже успевший его получить.
Концепции и подходы к наставничеству
Фундамент концепции наставничества, по мнению Н. В. Быстровой, А. С. Пасечник, С. А. Цыплаковой, А. К. Пресновой, составляет взаимодействие между наставником и подопечным, имеющее место на личностном уровне. За счет него и второй, и первый начинают развиваться, выявляя свои сильные стороны, трудности, зоны роста, получая новые знания и опыт [3].
М. В. Кларин полагал, что наставничество может приносить плоды в любых областях, где люди могут обмениваться опытом [5]. Причем оно может выступать и в качестве формы обучения, дающей возможность передавать опыт/знания, и в виде формы взаимодействия, позволяющей преодолевать профессиональную стагнацию, и в роли формы личностного развития, предотвращающей эмоциональное выгорание и деформацию личности, улучшающей психическое состояние.
В нашей стране концепции развития наставничества уделяется большое внимание. За счет этого феномена предполагается развивать гражданственность, трудовую сознательность, желание всех людей, трудящихся в разных профессиональных областях, способствовать своей деятельностью прогрессу и повышению мощи России [6].
Для того, чтобы повысить качество образования, а также профессионально-личностное и профессиональное развитие и саморазвития педагогов необходимо обеспечить грамотное управление этой сферой.
А. Н. Шульпин выделил ряд особенностей профессионального развития в сфере педагогики: комплексный подход (развитие затрагивает одновременно целый ряд сфер: профессиональную, личностную, эмоциональную, поведенческую, мотивационную, ценностно-смысловую, социальную); прогнозируемый итог (составление индивидуального плана развития, постановка целей, определение уровней профессионализма); обоснование процесса развития с научной точки зрения (разработаны соответствующие теории, концепции и т.д.); системная реализация необходимых мер (обучение, развитие, оценка); ведущая роль функционального элемента (исполнение обязанностей, функций) [11].
М. Ш. Ноулз сформулировал ключевые подходы к профессионально-личностному развитию взрослых. Учитывая их и вышеуказанные особенности, можно выделить два специфических аспекта в развитии педагогов:
- на роль наставника подходит педагог, имеющий необходимые знания и компетенции в профессиональной сфере и в сфере обучения.
Он обязан уметь формулировать цели и оценивать итоги развития. Целью данной деятельности должны выступать самообучение и самореализация;
- в рамках профессионально-личностного развития подопечного необходимо обеспечить индивидуальную и проводимую вместе с наставником практическую работу, благодаря которой подопечный должен научиться решать определенные вопросы, связанные с работой, а также заниматься самообразованием [12].
Выделяются два теоретических основания в развитии подопечного, включающие в себя: личностно-развивающий подход, базирующийся на профессиональных потребностях, личностных особенностях, существующих и желаемых итогах деятельности; системно-деятельност-ный подход, в рамках которого формируются эффективные модели поведения, совершенствуются личностная, нравственно-ценностная, мотивационная сферы [7].
Таким образом, подопечный должен одновременно совершенствовать и область своей профессиональной деятельности, и личностные качества. При этом наставничество является именно тем инструментом, который может принести эффективные результаты в этом направлении.
Наставничество в сфере дополнительного образования
В рамках дополнительного образования педагогом реализуется содержание предметной области, причем образовательный процесс индивидуализирован, а деятельность носит практико-ориентированных характер. При этом предъявление результата является обязательным [3]. Работа с детьми может вестись как в группах, так и индивидуально. В то же время результативность педагога должна быть выше, обучение и развитие в этом случае является личностно ориентированным. Соответственно, в отличие от школы, ребенок должен быть более «успешным». Система компетенций и важных в профессиональном плане характеристик играет большую роль в профессионально-личностном развитии педагогов дополнительного образования в рамках повышения их квалификации.
С учетом всего сказанного выше, можно выделить несколько наиболее актуальных вариантов наставничества, предполагающих взаимодействие между:
- «ОПЫТНЫЙ ПЕДАГОГ—МОЛОДОЙ СПЕЦИАЛИСТ» (осуществляется профессиональная и психологическая поддержка подопечного, развитие его навыков (коммуникативных, организационных и др.));
- «ОПЫТНЫЙ ПЕДАГОГ — ОПЫТНЫЙ ПЕДАГОГ» (основной акцент делается на обмене опытом);
- «ПЕДАГОГ-ПРОФЕССИОНАЛ — ПЕДАГОГ, ИСПЫТЫВАЮЩИЙ ТРУДНОСТИ» (выявляются зоны роста и трудности у подопечного, проводится их анализ и дальнейшая работа);
- «КРЕАТИВНЫЙ ПЕДАГОГ — КОНСЕРВАТИВНЫЙ ПЕДАГОГ» (особое внимание уделяется развитию креативного мышления у подопечного);
- «ПЕДАГОГ-НОВАТОР — КОНСЕРВАТИВНЫЙ ПЕДАГОГ» (акцентируется внимание на повышении адаптивности, гибкости, творческой составляющей работы подопечного);
- «ОПЫТНЫЙ ПЕДАГОГ — ГРУППА МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ» (групповая форма работы, направленная на повышение профессиональной компетентности подопечных, их конкретных навыков).
Выполненное исследование позволило установить методы, которые могут принести наилучшие результаты при реализации наставничества в сфере дополнительного образования (табл. 1).
Таблица 1
Наиболее эффективные методы наставничества при разных его формах в рамках дополнительного образования
УЧАСТНИКИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕТОДЫ
«ОПЫТНЫЙ ПЕДАГОГ — МОЛОДОЙ СПЕЦИАЛИСТ» - лекции, семинары, наставничество на рабочем месте; - обратная связь по итогам наблюдения и анализа проведенного занятия; - саморефлексия молодого педагога; - мастер-класс опытного специалиста; - наблюдение; - видеоанализ; - обратная связь; - самоанализ.
«ОПЫТНЫЙ ПЕДАГОГ — ОПЫТНЫЙ ПЕДАГОГ» - обмен опытом; - вебинары; - проекты; - наблюдение.
«ПЕДАГОГ-ПРОФЕССИОНАЛ — ПЕДАГОГ, ИСПЫТЫВАЮЩИЙ ТРУДНОСТИ» - тематические встречи по трудностям; - психологический / личностный тренинг - наблюдение; - обратная связь; - самоанализ.
«КРЕАТИВНЫЙ ПЕДАГОГ — КОНСЕРВАТИВНЫЙ ПЕДАГОГ» - творческие проекты; - коучинг; - мастер-классы; - видеоанализ; - психологический / личностный тренинг; - личная консультация; - обратная связь; - наблюдение; - самоанализ.
«ПЕДАГОГ-НОВАТОР — КОНСЕРВАТИВНЫЙ ПЕДАГОГ» - тренинг гибкости, креативности; - тренинг личностного роста; - обратная связь; - наблюдение; - самоанализ.
«ОПЫТНЫЙ ПЕДАГОГ — ГРУППА МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСОТОВ» - семинары/вебинары; - мастер-классы; - презентации; - обратная связь; - самоанализ; - наблюдение.
Таким образом, наставник при работе с подопечным должен:
- наладить процесс взаимодействия;
- обеспечить доверительные, доброжелательные отношения, которые будут способствовать взаимному получению пользы;
- помочь определить цели и успешно их достичь.
Заключение
В рамках профессионально-личностного развития педагогов дополнительного образования наставничеству могут быть присущи следующие специфические черты:
1. Выделяется два ключевых вектора развития педагога, которые представлены профессиональной и личностной сферами. Наставничество может рассматриваться в качестве одного из самых действенных инструментов, используемых в профессионально-личностном развитии педагогов.
2. Процесс наставничества должен быть комплексным. В него должны быть включены оценка, определение целей, планирование, обратная связь, шаги, предпринимаемые на практике, осуществляемые подопечным при содействии наставника.
3. Установлены варианты наставничества, оцениваемые как наиболее действенные. В их рамках предполагается взаимодействие между:
«опытный педагог — молодой специалист»;
- «опытный педагог — опытный педагог»;
- «педагог-профессионал — педагог, испытывающий трудности»;
- «креативный педагог — консервативный педагог»;
- «педагог-новатор — консервативный педагог»;
- «опытный педагог — группа молодых специалистов».
4. Среди ключевых методов наставничества можно выделить:
- обучение на практике (наблюдение подопечным за работой наставника, а также совместная реализация ими определенных проектов способствует совершенствованию компетенций и навыков);
- обмен опытом (позволяет учитывать опыт коллег и повышать эффективность обучающих методик);
- обратная связь с учетом результатов анализа занятий (дает возможность выявить достоинства и недостатки);
- разработка индивидуальной программы развития (необходим учет профессиональных целей, достоинств и недостатков каждого подопечного);
- наблюдение за тем, как составленная индивидуальная программа развития реализуется на практике;
- оказание поддержки и помощи (в том числе психологической) при возникновении проблемных ситуаций;
- командная работа, сотрудничество с коллегами (позволяет обмениваться взглядами на разные вопросы, продуктивно решать разные вопросы за счет взаимодействия участников);
- рефлексия своей деятельности со стороны подопечного (дает возможность рассмотреть собственные действия, оценить эффективность разных моделей поведения, своевременно внести необходимые изменения в предпринимаемые меры).
Литература
1. Базилевский А. А., Базилевская О. В. Актуальность наставничества в профессионально-личностном развитии педагога // Ценности и смыслы. 2023. № 6 (88). С. 20-32.
2. Васильева О. Ю., БасюкВ. С., Иванова С. В. Наставничество: вчера, сегодня и завтра // Педагогика. 2023. № 8. С.5-17.
3. Быстрова Н. В. Наставничество как педагогический феномен: история и современность // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 3 (37). С.18-24.
4. Грушецкая И. Н., Захарова Ж. А., Коровкина Т. Е. Сущность и проблемы наставнической деятельности при организации эффективного дистанционного обучения // Актуальные технологии преподавания в высшей школе. Сб. докладов науч.-методич. конф. 20.05.2020 г. Кострома: КГУ, 2020. С.108-112.
5. КларинМ. В. Современное наставничество: новые черты традиционной практики в организациях XXI века // Экономическая теория, анализ, практика. 2016. № 5. С.92-112.
6. Концепция развития наставничества в Российской Федерации (проект)/ Российская академия образования // Педагогика. 2023. № 8. C.18-29.
7. Осипов П. Н., Ирисметова И. И. Наставничество как объект научных исследований // Профессиональное образование и рынок труда. 2020. № 2. C. 109-115.
8. Рабочая книга наставника / составитель С. И. Крамаренко. М.: Профиздат, 1984. 256 с.
9. Саркисова И. В. К вопросу о сущности понятия «наставничество» в зарубежной и отечественной литературе // Тенденции развития науки и образования. 2021. № 70-5. C.24-27.
10. Хрестоматия по истории педагогики / Составители: Беленчук Л. Н., Никулина Е. Н. Т. 1. М.: Фонд сохранения духовно-нравственной культуры «Покров», 2016. 360 с.
11. Шульпин А. Н. Наставничество как социально-педагогический феномен и инструмент совершенствования работы объединения дополнительного образования // Инновационное развитие профессионального образования. 2021. № 2 (30). С. 141-146.
12. ЮгфельдЕ.А. К вопросу о феномене наставничества: исторический аспект // Мир науки. Педагогика и психология. 2022. № 5. [Электронный ресурс].URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-fenomene-nastavnichestva-istoricheskiy-aspekt (дата обращения: 10.07.2024).
References
• Bazilevskij A.A., Bazilevskaya O.V. Aktual'nost' nastavnichestva v professional'no-lichnost-nom razvitii pedagoga // Cennosti i smysly. 2023. №6 (88). C. 20-32.[In Rus].
• Vasil'eva O.Yu., Basyuk V.S., Ivanova S.V. Nastavnichestvo: vchera, segodnya i zavtra // Pedagogika. 2023. №8. C.5-17. [In Rus].
• Bystrova N.V. Nastavnichestvo kak pedagogicheskij fenomen: istoriya i sovremennost' // Innovacionnaya ekonomika: perspektivy razvitiya i sovershenstvovaniya. 2019. №3 (37). C.18-24. [In Rus].
• Grusheckaya I.N., Zaharova Zh.A., Korovkina T.E. Sushchnost' i problemy nastavnicheskoj deyatel'nosti pri organizacii effektivnogo distancionnogo obucheniya // Aktual'nye tekhnologii prepodavaniya v vysshej shkole. Sb. dokladov nauch.-metodich. konf. 20.05.2020 g. Kostroma: KGU,2020. C.108-112. [In Rus].
• Klarin M.V. Sovremennoe nastavnichestvo: novye cherty tradicionnoj praktiki v organizaciyah XXI veka // Ekonomicheskaya teoriya, analiz, praktika. 2016. №5. C.92-112.
• Koncepciya razvitiya nastavnichestva v Rossijskoj Federacii (proekt)/ Rossijskaya akademiya obrazovaniya // Pedagogika. 2023. №8. C.18-29. [In Rus].
• Osipov P.N., Irismetova I.I. Nastavnichestvo kak ob»ekt nauchnyh issledovanij // Professional'noe obrazovanie i rynok truda. 2020. №2. C. 109-115. [In Rus].
• Rabochaya kniga nastavnika / sostavitel' S.I. Kramarenko. M.: Profizdat, 1984. 256 s. [In Rus].
• Sarkisova I.V. K voprosu o sushchnosti ponyatiya «nastavnichestvo» v zarubezhnoj i otechest-vennoj literature // Tendencii razvitiya nauki i obrazovaniya. 2021. №70-5. C.24-27. [In Rus].
• Hrestomatiya po istorii pedagogiki / Sostaviteli: Belenctmk L.N., Nikulina E.N. T.1. M.: Fond sohraneniya duhovno-nravstvennoj kul'tury «Pokrov», 2016. 360 s. [In Rus].
• Shul'pin A.N. Nastavnichestvo kak social'no-pedagogicheskij fenomen i instrument sovershenstvovaniya raboty ob"edineniya dopolnitel'nogo obrazovaniya // Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovaniya. 2021. №2 (30). S.141-146. [In Rus].
• Yugfel'd E.A. K voprosu o fenomene nastavnichestva: istoricheskij aspekt // Mir nauki. Pedagogika i psihologiya. 2022. №5. [Elektronnyj resurs].URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/k-voprosu-o-fenomene-nastavnichestva-istoricheskiy-aspekt (data obrashcheniya: 10.07.2024). [In Rus].
Статья поступила в редакцию 26.07.2024; одобрена после рецензирования 21.08.2024; принята к публикации 10.09.2024.
"fte article was submitted 26.07.2024; approved after reviewing 21.08.2024; accepted for publication 10.09.2024.