Научная статья на тему 'Феномен "мягкого права" на примере правового регулирования отношений в сфере защиты окружающей среды и спортивного права'

Феномен "мягкого права" на примере правового регулирования отношений в сфере защиты окружающей среды и спортивного права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
404
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"МЯГКОЕ ПРАВО" / "ЖЕСТКОЕ ПРАВО" / ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / СПОРТИВНОЕ ПРАВО / "LEX SPORTIVA" / CAS / "SOFT LAW" / "HARD LAW" / ENVIRONMENTAL PROTECTION / SPORTS LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сахарова Анастасия Юрьевна.

В статье рассматривается феномен «мягкого права» и его специфика на примере регулирования отношений в таких отраслях права, как охрана окружающей среды и спортивное право. Обе эти области достаточно молодые и сформировались благодаря нормам «мягкого права», однако в первом случае преобладает регулирование отношений международного публичного права, в то время как во втором добавляется и международное частное право. Также в статье проанализированы работы зарубежных авторов по проблематике определения места и сущности норм «мягкого права».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The phenomenon of "soft law" on the example of regulation of relations in the fields of environmental protection and sport law

The article deals with the phenomenon of ";soft law" and its specificity on the example of regulation of relations in such areas of law as environmental protection and sports law. Both of these areas are quite young and have been formed thanks to the rules of ";soft law", but in the first case the regulation of public international law prevails, while in the second case international private law is added. The article also analyzes the work of foreign authors on the problem of determining the place and essence of the norms of ";soft law".

Текст научной работы на тему «Феномен "мягкого права" на примере правового регулирования отношений в сфере защиты окружающей среды и спортивного права»

Феномен «мягкого права» на примере правового регулирования отношений в сфере защиты окружающей среды и спортивного права

The phenomenon of "soft law" on the example of regulation of relations in the fields of

environmental protection and sport law

Сахарова Анастасия Юрьевна.

студентка 4 курса ФМО Санкт-Петербургского Государственного Университета

РФ, Санкт-Петербург. anastasiya.saharowa@yandex.ru

Sakharova Anastasiia.

4th year student Saint-Petersburg State University Russia, Saint-Petersburg. anastasiya.saharowa@yandex.ru

Аннотация.

В статье рассматривается феномен «мягкого права» и его специфика на примере регулирования отношений в таких отраслях права, как охрана окружающей среды и спортивное право. Обе эти области достаточно молодые и сформировались благодаря нормам «мягкого права», однако в первом случае преобладает регулирование отношений международного публичного права, в то время как во втором - добавляется и международное частное право. Также в статье проанализированы работы зарубежных авторов по проблематике определения места и сущности норм «мягкого права».

Annotation.

The article deals with the phenomenon of "soft law" and its specificity on the example of regulation of relations in such areas of law as environmental protection and sports law. Both of these areas are quite young and have been formed thanks to the rules of "soft law", but in the first case the regulation of public international law prevails, while in the second case international private law is added. The article also analyzes the work of foreign authors on the problem of determining the place and essence of the norms of "soft law".

Ключевые слова: «мягкое право», «жесткое право», охрана окружающей среды, спортивное право, «lex sportiva», CAS.

Key words: «soft law», «hard law», environmental protection, sports law, «lex sportiva», CAS.

В последнее время нормы «мягкого права» приобретают все более важное место в регулировании частноправовых отношений, несмотря на то, что эта концепция, пожалуй, одна из самых спорных в праве. Термин «мягкое право» используется «для обозначения соглашений, принципов и деклараций, которые не имеют обязательной юридической силы» - это лишь одно из множества определений данного феномена. Не смотря на довольно длительный период существования термина, согласованного определения ему нет. Общеупотребительным он становится со второй половины XX века. Во многих исследованиях одной из причин появления «мягкого права» называется глобализация, которая сделала очевидным невозможность урегулирования определенных отношений «жестким правом» (hard law), которое в противовес «мягкому» -определяется как юридически обязательное. Раньше «мягкое право» использовалось при регулировании традиционных сфер, таких как - обращение с иностранцами, право войны, дипломатические отношения, но глобализация привнесла новые сферы взаимоотношений, усилила взаимозависимость стран, создавая новые акторы международных отношений и размывая границы суверенитета. Мягкие нормы права коснулись теперь таких областей, которые до этого считались внутренним делом государства: окружающая среда, финансовое регулирование, спортивное регулирование. Однако до сих пор исследователи спорят о целесообразности введения и использования норм «мягкого права».

Так, в работе «Hard vs. Soft Law: Alternatives, Complements and Antagonists in International Governance» Грегори Шаффера и Марка Поллака приводится зависимость определения места «мягкого права» от правового подхода, к которому принадлежали ученые. Позитивисты отрицают саму концепцию «мягкого права», так как для них закон само по себе явление обязательное. Институционалисты утверждают, что «термин "обязательное соглашение" является вводящей в заблуждение гиперболой» хотя его соблюдение важно, так как через него государства заявляет о серьезности своих обязательств. Конструктивисты, напротив, уделяют меньше внимания обязательному характеру права, а больше - его эффективности.

В другом исследовании «Four Competing Approaches to International Soft Law» Ильхами Алкан Олссон разделил подходы к «мягкому праву» на 4 большие группы. Первая - «договорное мягкое право», согласно которой договоры и отдельные договорные положения являются «мягким правом», так как зачастую не создают обязательных прав и обязанностей для сторон, несмотря на то, что являются юридически обязательными (согласно Конвенции о международных договорах 1968 г.). Вторая группа, так называемое «необязательное» мягкое право, связана с категориями «обязательности» и «необязательности», и решающим фактором понимания «мягкого права» в данном контексте является правовая форма, а не содержание международных документов. То есть, согласно ст.38 Международного Суда ООН договор - источник международного права, а значит договор не может быть «мягким правом», он принадлежит к «жесткому праву». Однако, здесь же автор делает оговорку, что «мягкое право» в данном контексте может рассматриваться в 2-х смыслах: как альтернатива договорам, когда документ не имеет юридически обязательной формы, но создан с определенным нормативным намерением (например, резолюции, декларации организаций, не имеющих права принимать обязательные нормы), либо как их дополнение, то есть являться первым шагом к договору. «Негосударственное» мягкое право составляет третью категорию, которая связана с результатами глобализации, а именно увеличением роли негосударственных акторов и размытием суверенитета. В итоге, «мягкое право» это «нормоподобная деятельность частных субъектов в объединенной государственно-частной транснациональной сфере». Наконец, четвертая категория -отрицание «мягкого права» - связана с позитивистским подходом, который был описан ранее.

Теперь стоит подробнее рассмотреть функционирование норм «мягкого права» на конкретных примерах, в частности в сферах охраны окружающей среды и спортивного права.

Основную нормативную базу экологического права составляют акты, принимаемые международными неправительственными организациями и конференциями, в основном, потому что это единственные «органы», регулирующие сферу охраны окружающей среды на глобальном уровне, а так как они не обладают правом издавать нормативные акты обязательной силы, то они являются нормами «мягкого права». Важную роль в регулировании отношений в сфере охраны окружающей среды играют: учреждения ООН и ЕС, Организация экономического сотрудничества и развития, Ассоциация международного права (ILA) и т.д.

Становление и дальнейшее развитие правового регулирования отношений в сфере защиты окружающей среды началось с 1972 г., после Конференции ООН по проблемам окружающей среды в Стокгольме. Хотя и до этого момента ООН проводила экологические мероприятия (Международная научно-техническая конференция по охране природы в 1949 г.), но они носили преимущественно фрагментарный, бессистемный характер: были направлены на изучение какой-либо отдельной области (загрязнение атмосферы, влияние загрязнения на здоровье человека и т.п.). Стокгольмская конференция была первым опытом комплексного подхода к проблеме, она объединила 114 стран и несколько неправительственных организаций. По результатам этой Конференции было принято много документов, оказавших большое влияние на развитие национального экологического права государств. Главным документов стала Декларация ООН по проблемам окружающей человека среде, в тексте которой указано, что это своего рода «руководство» к действию. Принципы, содержащиеся в ней, лишь советует

государствам: прилагать усилия для сохранения живой природы, стремиться к скорейшему достижению договоренностей об уничтожение ядерного оружия и ОМУ, осуждать политику апартеида и дискриминации и т.д. Некоторые из этих принципов послужили первым шагом к созданию более реальных обязательств, например, принцип № 21, по мнению юристов-международников, послужил прецедентом для становления законодательства экологического права, так как в нем содержатся положения о суверенитете государства над национальными ресурсами, и что его деятельность в пределах своей юрисдикции не наносила ущерба окружающей среде других государств.

Однако стоит отметить, нормы «мягкого права» могут приобретать форму норм «жесткого права». Так, Европейский Союз, принимая Программы действий по охране окружающей среды, впоследствии устанавливает нормы «жесткого права», то есть юридически обязательного для своих членов, в основном посредством директив.

Также подобные акты «мягкого права» могут налагать некоторые обязательства, если сами государства согласованно определили это, то есть выразили opinio juris - «признание практики в качестве правовой нормы» . Примером этого явления может служить Рамочная конвенция ООН об изменении климата, призванная на борьбу с глобальным потеплением, и вступившая в силу в 1994 г. Она определяет общие направления деятельности, но в 1997 г., в качестве дополнения принимается Киотский протокол, который уже налагает юридические обязательства о количественном сокращении выбросов. Однако opinio juris такой же спорный термин, как и «мягкое право». Страны договорились о своих обязанностях сокращать выбросы, и даже ратифицировали его, но фактически Киотский протокол все равно имеет только рекомендательный характер. В 2015 г. было принято Парижское соглашение по климату, которое теоретически носит обязательный характер, но отличается большей «размытостью» формулировок. Кроме того, в нем сочетаются как обязательные, так и необязательные положения (например, в части определяемых на национальном уровне вкладов).

Стоит отметить, что в сфере охраны окружающей среды в международных судах рассматриваются преимущественно споры между государствами, в то время как споры между частными лицами или корпорациями - в национальных судах.

Большую роль нормы «мягкого права» играют при регулировании отношений в спортивном праве. Хотя до сих пор нет однозначного мнения по поводу выделения такой области права, как спортивное, регулирование отношений в ней имеет долгую историю. Спорт известен еще в древние времена: проведение первых Олимпийских игр относится к 776 г. до н.э. и уже тогда существовали правила, регулирующие их. С развитием общества развивается и спорт: периоды упадка сменялись возрастающей активизацией, и в итоге к началу XX века уже существовали правила почти всех известных на тот момент спортивных игр, а также регулирования отношений в данной области.

Как и в случае с охраной окружающей среды нормы «мягкого права» в спортивном праве содержаться в актах, принимаемых международными организациями и конференциями, и отражают общие положения или намерения стран, которые в последствии закрепляются в национальных законах или в международных договорах. Например, «Международная хартия физического воспитания и спорта» 1978 г., принятая ЮНЕСКО, провозглашает «занятие физическим воспитанием и спортом - основным правом каждого человека» . Резолюция Генеральной Ассамблеей ООН «Спорт как средство содействия воспитанию, здоровью, развитию и миру» 2014 г., в которой подчеркивается необходимость устранения преград для участия спортсменов из развивающихся стран в соревнованиях, и признается что международные спортивные соревнования «должны быть организованы в духе мира, взаимопонимания, дружбы, терпимости и недопустимости дискриминации по любому признаку» . Резолюция ГА ООН «Спорт как средство устойчивого развития» 2018 г., где отмечается большой вклад международных спортивных мероприятий и организаций при формировании международной стабильности.

Можно и дальше перечислять нормы данной группы, которые, в основном, направлены на регулирование отношений, относящихся к международному публичному праву, но особый интерес вызывают нормы «мягкого права», регулирующие отношения международного частного права. В конце XX века появляется новый термин «lex sports» и сразу же возникает множество споров о его сущности. До сих пор нет как точного определения данного явления, так и подходов к рассмотрению. Например, одни исследователи говорят о том, что «lex sportiva» означает просто спортивное право, вторые - утверждают, что это свод обычаев, которыми регулировались отношения в области спортивных состязаний, третьи - относят этот термин в «мягкому праву», а четвертые -вообще отрицают целесообразность его выделения. Однако некоторые авторы, считают, что источником этих норм явился Международный спортивный арбитраж (CAS), то есть «lex sports», своего рода, прецедентное право. В частности, называют такие положения, как справедливость и соразмерность наказания совершенному деянию и т.д. Но «lex sports» выходит за пределы юрисдикции CAS и включает в себя уставы и регламенты спортивных федераций и ассоциаций, которые носят корпоративный характер, то есть они обязательны только для членов данной ассоциации. CAS активно пользуется нормами мягкого права или «lex sports», что подтверждает их значимость при регулировании частноправовых отношений.

Таким образом, «мягкое право» - сложный, до конца не изученный феномен, который имеет 2 измерения, находящихся в сферах регулирования отношений международного публичного и международного частного права. Во многом, «мягкое право» имеет свои плюсы: например, его нормы имеют размытый, туманный характер, что помогает привлечь к обсуждаемой проблеме страны с разными интересами (как в случае с Киотским протоколом и США, которые были не готовы принимать на себя обязательства), также для заключения актов, имеющих нормы «мягкого права» достаточно только воли государств. «Мягкое право» является дополнением к «жесткому праву», оно скрывает пробелы и способствует его развитию.

Список используемой литературы:

1. История Олимпийских игр. [Электронный ресурс]- режим доступа: http://olimp-history.ru/node/10 Дата обращения: 4.04.2019

2. Киотский протокол, 1997. [Электронный ресурс]- режим доступа: https://unfccc.int/resource/docs/convkp/kprus.pdf Дата обращения: 2.04.2019

3. Международная хартия физического воспитания и спорта, 1978. [Электронный ресурс]- режим доступа: http://lib.sportedu.ru/GetText.idc?TxtID=1537 10 Дата обращения: 4.04.2019

4. Парижское соглашение по климату, 2015. [Электронный ресурс]- режим доступа: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/climate-change/ Дата обращения: 2.04.2019

5. Понкин И.В., Понкина А.И. О корреляции «lex sportiva» и спортивного права. [Электронный ресурс-режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/o-korrelyatsii-lex-sportiva-i-sportivnogo-prava 10 Дата обращения: 4.04.2019

6. Резолюция Генеральной Ассамблеей ООН «Спорт как средство содействия воспитанию, здоровью, развитию и миру» ,2014. [Электронный ресурс]- режим доступа: https://undocs.org/ru/A/RES/69/6 10 Дата обращения: 4.04.2019

7. Ромашев Ю.С. Признание практики в качестве правовой нормы (opinio juris) при формировании международного обычая// Право в современном мире. [Электронный ресурс]- режим доступа: https://law-journal.hse.ru/data/2018/08/01/1152220129/ромашев.pdf Дата обращения: 2.04.2019

8. Declaration of the United Nations Conference on the Human Environment, 1972. [Электронный ресурс]-режим доступа: http://docenti.unimc.it/elisa.scotti/teaching/2016/16155/files/file.2017-03-11.7227158899 Дата обращения: 2.04.2019

9. European Center for Constitutional and Human Rights.[Электронный ресурс]- режим доступа: https://www.ecchr.eu/en/glossary/hard-law-soft-law/ Дата обращения: 30.03.2019

10. Galbraith Jean, Zaring David. Soft law as foreign relations law. .[Электронный ресурс]- режим доступа: http://cornelllawreview.org/files/2014/05/99CLR735.pdf Дата обращения: 30.03.2019

11. Ilhami Alkan Olsson. Four Competing Approaches to International Soft Law. [Электронный ресурс]-режим доступа: http://www.scandinavianlaw.se/pdf/58-9.pdf Дата обращения: 2.04.2019

12. Shaffer Gregory C., Pollack Mark A. Hard vs. Soft Law: Alternatives, Complements and Antagonists in International Governance, 2010. [Электронный ресурс] - режим доступа:

https://www.law.uci.edu/faculty/iull-time/shaffer/pdfs/2010%20Hard%20vs%20Soft%20Law.pdf Дата

обращения: 2.04.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.