Научная статья на тему 'Феномен медиафраншизы как инструмент развития территории'

Феномен медиафраншизы как инструмент развития территории Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
326
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Лапыко М.В., Солодовник Л.В.

В статье проанализирован феномен и коммерческие перспективы медиафраншиз, а также рассмотрен потенциал Республики Крым как выгодно отличающейся от многих российских регионов территории для успешного запуска и продвижения медиафранчайзинга. Вот уже более полувека человечество погружено в медиасферу продукт массовых коммуникаций, и продолжает ее конструировать, создавая все больше медиаконтента. С каждым годом медиа разрастаются, развиваются и усложняются. С телеэкранов, мониторов, планшетов, билбордов, постеров и плакатов на нас смотрят фантастические предметы, множество историй, фэнтезийные персонажи, дополняющие нашу реальность, несуществующие миры и все это является в абсолютном большинстве продуктом медиафраншиз.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Феномен медиафраншизы как инструмент развития территории»

УДК 338.48

ФЕНОМЕН МЕДИАФРАНШИЗЫ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ

ЛапыкоМ. В.,

студент, Донской государственный технический университет, факультет Медиакоммуникации и мультимедийные технологии, г. Ростов-на-Дону, Россия

Солодовник Л. В.,

д.филос.н., профессор, Донской государственный технический университет, факультет Медиакоммуникации и мультимедийные технологии, г. Ростов-на-Дону, Россия

Аннотация. В статье проанализирован феномен и коммерческие перспективы медиафраншиз, а также рассмотрен потенциал Республики Крым как выгодно отличающейся от многих российских регионов территории для успешного запуска и продвижения медиафранчайзинга.

Вот уже более полувека человечество погружено в медиасферу - продукт массовых коммуникаций, и продолжает ее конструировать, создавая все больше медиаконтента. С каждым годом медиа разрастаются, развиваются и усложняются. С телеэкранов, мониторов, планшетов, билбордов, постеров и плакатов на нас смотрят фантастические предметы, множество историй, фэнтезийные персонажи, дополняющие нашу реальность, несуществующие миры - и все это является в абсолютном большинстве продуктом медиафраншиз.

Напомним, что понятие медиафраншиза (от англ. Medi franchise) обозначает использование некоей интеллектуальной собственности в виде персонажей, сюжета, каких-то деталей, а также торговой марки из оригинального медийного произведения, будь то литературное художественное произведение, художественный или мультипликационный фильм, компьютерная игра или телепередача, в сопутствующих или новых бизнес-проектах, направленное на создание дополнительных источников прибыли.

В настоящее время львиную долю в этой сфере занимают американские кинофраншизы, причем особое место занимает кинематографическая Вселенная Marvel, которая за только 2016 год собрала более 4 млрд. долларов, а прибыль за все время использования этого вида интеллектуальной

72

собственности превысила 12 млрд. долларов, благодаря чему Вселенная Marvel возглавляет список самых кассовых медиафраншиз[1]. При этом на конец 2015 года общая сумма сборов составила 9 млрд. долларов, что, несомненно, указывает на возрастающую степень дохода [2]. Однако, сегодня уже не только кинофраншизы могут похвастаться астрономическими доходами, но и виртуальная реальность, компьютерные игры, а также киберспорт. Так, только призовой фонд «The International 2017 (TI7)», самого масштабного кибертурнира по Dota 2, составил в целом 25 млн. долларов [3].

Коммерческий успех медиафраншизы неразрывно связан с таким направлением, как создание и популяризация различных активностей: фестивали и их разновидность - фесты, турниры, выставки прочно вошли в современную массовую культуру. Истории успеха городов, отдельных территорий и даже целых стран сегодня все чаще связывают с умелым применением медиафраншиз, когда в достаточно сжатые сроки стремительно повышается известность и популярность этих мест, создаются привлекательные условия для инвесторов, развивается инфраструктура, в конечном итоге значительно повышается социально-экономический уровень жизни местного населения. Медиафраншизы становятся толчком для создания тематических центров, развлекательных комплексов, съемочных студий, разнообразных производственных зон по выпуску сувенирной продукции, игрушек, одежды, продуктов питания и т.п., не говоря уже о туристической инфраструктуре в виде гостиниц, кафе и ресторанов, транспортных объектов. И данный феномен, естественно, обуславливает актуальность исследований в данной области. В данной статье представлены результаты авторского исследования медиафраншиз, направленного на поиск возможностей применения этого феномена для успешного продвижения региональных российских брендов.

При изучении научной литературы, в которой рассматриваются особенности медиафраншизы и ее влияние на различные аспекты жизнедеятельности общества, стало понятно, что это направление является в определенной степени мало изученным. При этом можно выделить исследования А.И. Радушинской и О.А. Шараповой, в которых медиафраншиза рассматривается с точки зрения применения в бизнеспроектах и как маркетинговый инструмент. Однако, в западных научных кругах, в частности, в США, к исследованию культурной и маркетологической ценности медиафраншиз обращается большее количество исследователей. С точки зрения развития киноискусства и медиаиндустрии этот вопрос изучали Барри Лангфорд, Джей Лемке, Генри Дженкинс, Гарри Д. Браун, с точки зрения маркетинга - Эспен Аарсет и др.

73

На сегодняшний день брендинг территорий - очень популярная тема как в научном дискурсе, так и в практической работе административных и бизнес-структур. Однако взаимосвязь медиафраншиз и развития территорий остается сравнительно малоизученным направлением. Научная новизна данной работы состоит в попытке провести подобное исследование и сформировать научный подход в изучении данной проблематики, который предлагает рассмотреть медиафраншизу как эффективный инструмент для создания бренда территорий.

В ходе знакомства с понятием медиафраншиза был выявлены такие особенности, как отсутствие научной проработанности, обширный спектр различных типологий предмета исследования, множество трактовок самого понятия.

Медиафраншиза - это модель франчайзинга, дающая право на коммерческое использование интеллектуальной собственности в виде продуктов (творений, результатов деятельности) медиа и массовой культуры. Данное определение является обобщением и подведением к общему знаменателю определений разных авторов (А.И. Радушинская, Фелан Паркер, Дерек Джонсон). Авторами настоящего исследования было проанализировано 33 медиафраншизы самой различной направленности (фильмы, книги, анимация, игрушки и т.д.). В результате составлен список культурных явлений, в описании которых присутствует понятие медиафраншизы [4]. Стоит отметить, что количество видов франшиз значительно и, так или иначе, выходит за рамки существующих определений.

Многие специалисты отмечают, что франшиза в целом является лучшим решением как для тех, кто открывает свой бизнес, так и для расширения и развития уже существующих предприятий [5]. Ярким примером организации франчайз-модели может стать выпуск товарной продукции. Marvel имеет специализированный сайт, где продается тематическая продукция различных производителей, от одежды с принтами Marvel и до брендированной мелкой бытовой техникой [6].

В результате анализа использования франшиз в медиаиндустрии была выявлена следующая тенденция - рост популярности и расширение влияния уже существующих крупных медиафраншиз. В частности, Star Wars (19772018 гг., авт. идеи Дж. Лукас) благодаря успешному запуску продолжения Саги (Ep. VII: The Force Awakens, 2015г., реж. Дж. Дж. Абрамс) смогла выручить в глобальном бокс-офисе более 2 млрд. долларов, что является коммерческим прорывом по сравнению с 849 млн. долларов, вырученными от проката третьего эпизода Саги в 2005 году [7].

74

Так почему же медиафраншизы имеют такой успех и популярность? В чем заключается суть данного феномена? В поисках ответа на поставленные вопросы было исследовано несколько крупных франшиз на предмет успешности, доходности и развития. В результате, было выделено четыре главенствующих фактора, определяющих развитие медиафраншиз:

1. имеют в наличии франчайз-модели;

2. представляют собой медиаиндустрию;

3. являются частью массовой культуры;

4. взаимодействуют с гик-культурой.

Феномен популярности и успешности медиафраншиз объясняется вышеперечисленными факторами в совокупности. Медиаиндустрия создает успешный продукт, который находит отклик у аудитории и становится частью массовой культуры. Франчайз-модель способствует продуктивному и эффективному распространению, благодаря чему франшиза заполняет своим контентом различные ниши. А это, в свою очередь, стимулирует появление новой фанбазы. При комплексном подходе и удачной комбинации различных факторов на выходе рождается один из тех самых культурных феноменов, которые целиком и полностью наполняют медиапространство.

Таким образом, медиафраншизы являются перспективным, влиятельным, прибыльным и популярным направлением развития как в медиаиндустрии, так и в маркетинге в целом. Так как крупные медиафраншизы обладают значительным влиянием на жизнь современного общества, то имеет место быть и разговор об их воздействии на развитие экономики, а в частности на развитие территориального маркетинга. В истории уже достаточно примеров позитивного влияния успешных медиафраншиз как на брендинг территорий, так и на социально-экономическое развитие региона.

Использование медиафраншиз в качестве инструмента развития территории позволяет эффективно продвигать бренд, расширяет возможности брендинга территорий. В качестве медиафраншиз, которые оказали прогрессирующее влияние на развитие территорий, были рассмотрены такие франшизы, как Middle-Earth, Disney World, The Wizarding World of Harry Potter, Studio Ghibli и набирающая популярность российская медиафраншиза «Маша и Медведь». Вывод: медиабизнес, несмотря на яркий старт и высокие показатели, пока только развивается в мире, а в России вообще только делает первые шаги. С одной стороны, уже есть крупные франшизы с колоссальным успехом, с другой, это все-таки единичные случаи, феномены. Но в целом в мире можно зафиксировать разнообразие медиафраншиз, их типов, методов реализации и инструментов продвижения.

75

Результаты исследования позволили вывести общие рекомендации по тому, как можно применить возможности медиафраншиз в развитии бренда территории с максимальным успехом:

1. Медиафраншиза, основанная на уникальном, интересном первоисточнике с высоким потенциалом (бестселлер, серия кассовых фильмов), как правило, более успешна.

2. Развивать медиафранчайзинг стоит на уже имеющейся аудитории, то есть при наличии тех, кто в этом заинтересован.

3. Подход во многом определяет общий успех. Об особенностях подхода к реализации бренда, в т.ч. единства заинтересованных сторон, разнообразия предлагаемых и используемых направлений, инициативе, готовности к экспериментам писал известный нидерландский ученый и создатель многих успешных территориальных брендов Сикко Ван Гелдер [8]. Данные методы применимы и к развитию медиафраншиз.

4. Наличие территориальных факторов, другими словами - зон, которые станут непосредственными точками развития. В качестве таких точек могут использоваться места проведения съемок художественных фильмов и музеи декораций (например, Middle-Earth и The Wizarding World of Harry Potter), или же необходимо создание тематического парка развлечений (например, Disney World, Studio Ghibli и др.).

5. Масштабы проводимой компании. На данный момент самым успешным примером является Middle-Earth. Новая Зеландия сделала эту медиафраншизу общенациональным брендом. И это уже принесло результат

[9].

Рассматривая потенциал Республики Крым, следует сказать, что в качестве территории для запуска или продвижения медиафранчайзинга она выгодно отличается от многих российских регионов и имеет все шансы для успешной реализации медиафраншиз. Обладая уникальным культурным опытом, наличием различных исторических, развлекательных и туристических зон, регион содержит в себе множество отправных точек. На основе каждой из этих точек можно создать территорию развития, которая будет подкреплена какой-либо медиафраншизой. В частности, успешным проектом может стать круизный сегмент. На данный момент в акватории Черного моря работает только один российский лайнер - круизный теплоход «Князь Владимир» - по маршруту Севастополь-Сочи (Ялта, Новороссийск). Понятно, что при этом трудно рассчитывать на раскрытие всего потенциала данной территории [10]. И создание нового круизного проекта позволит значительно увеличить как объем путешествий в регион, так и общую туристическую привлекательность Республики Крым.

76

Новый проект может стать основой развития регионального бренда, отправной точкой продвижения медиафранчайзинга. И представленные рекомендации смогут оказать позитивное влияние на развитие медиафраншизы и региона в целом.

Литература:

1. Statista - The portal for statistics [Электронная библиотека статистических данных].

URL: https://www.statista.com (дата обращения: 23.11.2017).

2. 10 Highest Grossing Movie Franchises of All Time // by Jennifer M Wood / MENTAL FLOSS [november 8, 2015].

URL: http://mentalfloss.com/article/70920/10-highest-grossing-movie-

franchises-all-time (дата обращения: 23.11.2017).

3. Итоговый призовой фонд TI7 составил 24 787 916 долларов // Опубликовал SincerelyYours // Источник — dota2.prizetrac.kr / Cyber.sports.ru [Игровой портал]. 15 августа, 13:45, 2017.

URL: https://cyber.sports.ru/dota2/1054705977.html (дата обращения: 23.11.2017).

4. List of the highest-grossing media franchises / Revolvy Trivia Quizzes [Информационно-познавательный портал]

URL:https://ww.revolvy.com/main/index.php?s=List%20oP/o20the%20high est-grossing%20media%20franchises (Дата обращения: 2.04.2018)

5. The association of national franchise associations / World Franchise Council (WFC) [Интернет-ресурс].

URL: https://www.worldfranchisecouncil.net/ (Дата обращения: 28.03.2018)

6. Marvel Shop | Official Site for Marvel Toys, Clothing & Merchandise [Интернет-магазин].

URL: https://shop.marvel.com/ (Дата обращения: 28.03.2018)

7. Box Office History for Star Wars Movies / The NUMBERS - Where Data and the Movie Business Meet [Интернет-обозреватель медиа-индустрии: бизнес и статистические данные].

URL:https://www.the-numbers.com/movies/franchise/Star-Wars#tab=summary (Дата обращения: 28.03.2018)

8. Гелдер, Сикко Ван Как улучшить успешность разработки и реализации стратегии бренда территории / Сикко Ван Гелдер // Бренд-менеджмент, пер. с англ. Н. Кияченко. — 2009. — № 2(45). — С. 66-71.

77

9. NEW ZEALAND INFOGRAPHIC: NEW ZEALAND IS MIDDLE-EARTH / BACKPACKER GUIDE [Информационный ресурс].

URL: https://www.backpackerguide.nz/new-zealand-middle-earth/ (Дата обращения: 4.04.2018) 10. Названа стоимость круизов из Сочи в Крым - Экономика в регионах / Илья Изотов // Российская газета [Интернет-издание]. URL:https://rg.m/2017/04/07/reg-ufo/nazvana-stoimost-kruizov-iz-sochi-v-krym.html (Дата обращения: 4.04.2018)

78

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.