Вестник Томского государственного университета. 2024. № 503. С. 140-147 Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal. 2024. 503. рр. 140-147
Научная статья УДК 304.2
doi: 10.17223/15617793/503/14
Феномен манипуляции в виртуальном пространстве современной реальности
Владимир Валерьевич Петров12
1 Институт философии и права Сибирского отделения Российской академии наук, Новосибирск, Россия 2Новосибирский национальный исследовательский государственный университет, Новосибирск, Россия
vvpetrov@mail. nsu. ru
Аннотация. Рассматривается результат перехода манипуляции в виртуальное пространство, при котором она изменяет собственные формы и расширяет спектр технологий, сохраняя при этом в качестве социального основания возможность реализации власти. Утверждается, что молодежная субкультура подвержена влиянию манипуляционных технологий в виртуальной реальности в меньшей степени, поскольку аккумулирует в себе присущие молодости навыки избирательности, фильтрации, мобильности и маневренности в информационной среде.
Ключевые слова: виртуальная реальность, общественное сознание, социальные группы, поколение «Z», молодежная культура
Для цитирования: Петров В.В. Феномен манипуляции в виртуальном пространстве современной реальности // Вестник Томского государственного университета. 2024. № 503. С. 140-147. doi: 10.17223/15617793/503/14
Original article
doi: 10.17223/15617793/503/14
The manipulation phenomenon in the modern reality's virtual space
Vladimir V. Petrov1,2
1 Institute of Philosophy and Law of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, Novosibirsk, Russian Federation
2 Novosibirsk State University, Novosibirsk, Russian Federation 12 [email protected]
Abstract. In connection with the new technologies development, the information and communication space has become an open territory of virtual, augmented and mixed reality, where elements of the social structure, individuals, and groups interact, influencing patterns of consciousness and behavior. The problem discussed in this work is that, on the one hand, thanks to virtual reality, a person forms, enriches, and fills their inner and information world, using various opportunities for the development and expansion of the information field due to an avalanche of growing virtualization, but, on the other hand, virtual reality leads to the replacement of everyday reality, which, coupled with manipulative influence, entails a change in traditional spiritual values and a transformation of worldview. The article aims to identify the essence of manipulation in modern culture in conditions of increasing virtualization and potential "risk groups", which can help predict the further development of society, allowing to minimize negative consequences. The theoretical and methodological basis of the study is a sociocultural approach, which made it possible to demonstrate a wide range of application of manipulative methods in various areas of social interaction in different cultures. Within the framework of this approach, it is substantiated that over time, manipulation changes its forms, improves methods, expands the range of technologies, and adapts to changing external conditions, but at the same time the social basis of manipulation remains unchanged, representing the possibility of exercising power. The work shows that, as a result of the emergence of virtual reality, manipulation moves to a qualitatively new level due to the colossal expansion of the boundaries of its application, degree of impact and unlimited use, transforming into a completely different management tool, which is not limited to the context of interpersonal interaction. It is shown that mass culture, due to its sensitivity, scale, simplicity of consumption, lack of ability to think critically, dependence on entertainment and emotional lability, is more susceptible to the influence of manipulative technologies spreading in the virtual environment. It is concluded that the youth subculture is less dependent on manipulative technologies and accompanying negative factors of virtual reality, since it accumulates the skills of selectivity, analysis, filtering, searching for reliable sources, forming an image of mistrust inherent in youth, mobility, and agility in the information environment. Representatives of the older generation who do not have a sufficient level of information and communication literacy are identified as the main risk group exposed to the influence of manipulative technologies in the virtual space. Keywords: virtual reality, public consciousness, social groups, Generation Z, youth culture
© Петров В.В., 2024
For citation: Petrov, V.V. (2024) The manipulation phenomenon in the modern reality's virtual space. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal. 503. pp. 140-147. (In Russian). doi: 10.17223/15617793/503/14
В современных условиях скрытое воздействие на массовое сознание является специфической невидимой технологией управления жизнью общества, которая пронизывает собой буквально все сферы социальных взаимодействий, начиная от межличностных и заканчивая общественными политико-правовыми коммуникациями. Человек современного общества формируется и функционирует в мегаинформационном пространстве, созданном масс-медиа. Интенсивное развитие VAMR1 технологий привело к тому, что информационное пространство массовой культуры стало представлять собой открытую территорию виртуальной, дополненной и смешанной реальности, на которой происходит взаимодействие элементов социальной структуры, индивидов и групп, оказывая влияние на образцы сознания и поведения. Как следствие, стремительное проникновение новейших информационных технологий в жизнедеятельность социума позволяет, с одной стороны, информации быть более доступной, но с другой - способствует возможности направленного распространения информации, манипулируя массовым сознанием и формируя строго определенную массовую культуру [2. С. 63]. Виртуальная реальность представляет собой некое подобие окружающего нас мира, искусственно созданного с помощью технологий и представленного в цифровом формате: эффекты, моделируемые виртуальной реальностью, проецируются на сознание человека, позволяя максимально приблизиться к ощущениям, сопоставимым с реальными вещами. По мнению ряда исследователей, именно молодежь, будучи наиболее интенсивно вовлеченной в процессы виртуализации пространства массовой культуры, становится одной из наиболее уязвимых социальных групп, подверженных манипулятивному воздействию, у представителей которой не до конца сформировалась способность в полной мере анализировать стремительно возрастающий поток информации [3. С. 12]. При этом сама по себе проблема манипулирования массовой культурой принципиально новой не является и достаточно подробно рассматривается в трудах отечественных и зарубежных исследователей, где продемонстрирован ее многоаспектный характер. Так, в работах Г. Лебона, Г. Маркузе, Дж.К. Гелбрейта проведен анализ позитивных и негативных аспектов направленного влияния на массы в целом. Влиянию манипуляции на отдельные стороны жизни общества посвящены работы таких исследователей, как М. Кастельс, А. Моль и др. Обращаясь к понятию массовой культуры, нельзя обойти труды О. Шпенглера, Х. Ортега-и-Гассета и Э. Фромма, которые во многом стали пионерами данного направления исследований. К трудам, наиболее полно исследовавшим феномен манипуляции с социальной точки зрения, принадлежат работы Р. Гудина, Г. Шиллера, Э. Шострома, С. Кара-Мурзы и др. С философской точки зрения феномен манипуляции детально рассматривался Н. Лим-натисом, а технологии манипулятивного воздействия достаточно подробно представлены в исследованиях
Г.В. Грачева, И.К. Мельника и др. Социально-философская проблематика виртуальной реальности, где затронут ее статус в обществе, последовательно и поэтапно разрабатывалась в трудах И.А. Акчурина, С.А. Дацюка, М.Ю. Опенкова и других исследователей.
Вместе с тем проблема манипуляций с сознанием в виртуальной реальности по-прежнему является актуальной, поскольку ставки делаются на активную часть общества, более лабильную, динамично меняющуюся, более восприимчивую. Сознание масс, подверженное влиянию нарастающей виртуализации, формирует различного рода стереотипы, личностные и ценностные установки, убеждения и общественную позицию, что неизбежно находит отражение в современной культуре. Проблема, затрагиваемая в данной работе, может быть сформулирована следующим образом: с одной стороны, благодаря виртуальной реальности человек формирует, обогащает и наполняет свой внутренний и информационный мир, используя различные возможности для развития и расширения информационного поля за счет лавинообразно нарастающей виртуализации, но с другой - виртуальная реальность приводит к замещению обыденной реальности, что вкупе с манипулятивным воздействием влечет за собой изменение традиционных, духовных ценностей и трансформацию мировоззрения. Соответственно, если окажется возможным выявить сущность манипуляции в современной культуре в условиях нарастающей виртуализации, то это может способствовать прогнозу дальнейшего развития социума, позволяя не допустить, либо минимизировать негативные последствия.
Прежде всего, необходимо остановиться на ключевых характеристиках феномена манипуляции. Несмотря на то, что в настоящий момент существует достаточно большое количество определений данного термина, что связано как с областью применения, так и во многом с личностным отношением авторов к определяемому феномену, он рассматривается преимущественно в контексте психологического толкования, а также в некоторой степени затрагивается в области изучения политологии. Психология делает упор на межличностные манипуляции, а область изучения политологии базируется на таких характеристиках, как «здесь и сейчас», что обусловлено актуальной действительностью. Мы используем в качестве базового определения формулировку Е.Л. Доценко, где манипуляция позиционируется как вид воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями [4. С. 43]. Как известно, тайное принуждение личности, являясь одним из специфических способов управления, используется на всех уровнях социального взаимодействия людей - от межличностного общения до массовой коммуникации - и присуще различным культурам и историческим условиям [5. С. 11]. Манипуляция представляет собой проявление человеческой социальности, которая формировалась на протяжении веков, отражая
характер взаимоотношений между людьми и в обществе в целом.
В широком смысле манипуляцию мы можем рассматривать как способ достижения собственных целей в процессе взаимодействия личностей, а в узком -трактовать с негативной оценочной точки зрения как отношение к другому человеку в процессе межличностного взаимодействия подобно средству, мишени, способу достижения и реализации собственных замыслов. Манипулятивное воздействие не ограничивается только сферой межличностного общения, с развитием общественной составляющей его границы влияния чрезвычайно расширились, будучи связаны с такими социальными компонентами, как богатство и власть. Везде, где происходила борьба за финансовые ресурсы, за власть, за эксплуатацию человека человеком, имела место быть стратегия манипулятивного поведения, применяемая ограниченным кругом власть имущих по отношению к массам.
По свидетельствам историков, манипулятивный подход, включенный в искусство тайного управления противником, часто выступал философской идейной основой дипломатии и политики [5. С. 26]. В наиболее концентрированном виде и лаконичной форме мани-пулятивный подход описан еще в «Трактате о военном искусстве» [6], автором которого являлся выдающийся китайский полководец Сунь-Цзы, предвестниками философии манипуляции были софисты, а впоследствии об этом писал и Аристотель в трактате «О софистических опровержениях» [7]. Широкую известность имеют работы Н. Макиавелли и А. Шопенгауэра, где достаточно подробно разобраны риторические приемы. Согласно исследованиям Э. Фромма, Эпоха Возрождения с ее идеями освобождения личности от цепей Средневековья также являла собой эпоху невиданного совершенствования и разгула манипуля-тивных технологий [8]. Использование способов тайного принуждения людей в различных культурах во все времена демонстрирует широкий спектр применения манипулятивных методов в разнообразных сферах социального взаимодействия. В XX в. с развитием научных знаний и технологий уровень манипуляцион-ных процессов значительно возрос, быстрый научный скачок обеспечил объединение мира в единое информационное и социальное пространство, что вывело манипуляцию на общемировую арену, стерев социальные, этнические и национальные границы.
Информационно-коммуникационные технологии стали неотъемлемой частью жизни человечества, существенно сократив время поиска и передачи информации и предоставив возможность использования ее резко возросшего объема. Поскольку в основе манипуляции лежат коммуникационные процессы, то с расширением информационного пространства за счет возникновения виртуальной, дополненной и смешанной реальности произошло и расширение форм, методов и механизмов манипуляционных процессов. Социальные интернет-медиа предлагают качественно новый уровень представления информации, когда на одном портале на странице сводятся данные разного типа и из разных источников с возможностью для
пользователя выбора формы их представления и выражения собственного мнения. Все это создает убедительные иллюзии объективности предоставленной информации и неограниченной свободы получателя в оперировании исходными данными. Возникшая лег-кодоступность разнообразных данных, связанная, прежде всего, с добровольным размещением пользователями в социальных сетях информации о себе, откликами о товарах и услугах на различных сервисных, бытовых и специализированных сайтах, межличностным общением на платформах профильных и тематических форумов вкупе с информацией в цифровых бизнес-базах, становится «отправной точкой» как для традиционных методов манипуляции, так и для возникновения принципиально новых технологий информационно-психологического воздействия -таргетирования, астротурфинга, троллинга, наджа и т.д. Специалисты отмечают, что именно легкодоступные цифровые записи поведения личности, например «лайки», с успехом используются для автоматического и достаточно точного прогнозирования пола, возраста, этнической принадлежности, религиозных и политических взглядов, личностных качеств, уровня интеллекта, сексуальной ориентации, состояния счастья и др. В целом в цифровом мире личность может быть описана многими показателями, включая успехи в учебе, характер работы, социальный статус, здоровье, успех в романтических отношениях, политические взгляды, субъективное благополучие и т.д. [9. С. 153].
При этом манипулирование общественной составляющей переходит на совершенно иной, в отличие от межличностного - общественный уровнь взаимодействия, носит всеобъемлющий характер и влечет за собой колоссальную ответственность. Хотя манипуляция в современной культуре по-прежнему представляется как технология власти и форма управления массами, опосредованная ценностно-нормативной средой, но ее границы колоссально расширились за счет всеобъемлющего виртуального пространства. Лидеры меньшинств получили новые возможности преподносить социуму свои личные узконаправленные интересы, выдавая их за мнимые желания массы. Напомним, что в рамках концепции Г. Лебона массой является некая общность, которая обладает одинаковыми характеристиками и качествами, человек обезличивается и становится частью единого целого, где все зависит уже не от потребностей и интересов конкретной личности, а от намерений и желаний массы [10. С. 13]. Действия индивида в толпе становятся стихийными - он принимает решения в соответствии с желаниями и потребностями толпы, вливаясь в единую составляющую массового движения, а уровень его личной ответственности рассеивается. В результате человек становится доступен и открыт для применения в отношении себя различных манипулятив-ных методов и технологий, перестает критически мыслить.
Масса неспособна мыслить объективно и здраво, ей доступны только элементарные чувства: если дать толпе идею, она становится массой, увлекая массу
идеей, ею становится проще управлять, соответственно, оказывать влияние и двигать сообразно собственным интересам. По мнению Э. Канетти, сила, которая заставляет людей объединяться в массу, - это страх чего-либо неизвестного; для того чтобы совладать со страхом, нужна масса, чем больше масса, тем быстрее произойдет подавление страха [11. С. 19]. Манипулирование массовым сознанием позволяет сделать упор на достижение интересов, которые преследуют представители общества, сосредотачивающие в своих руках полномочия и рычаги управления. Именно поэтому феномен манипуляции не ограничивается контекстом межличностного воздействия, он расширяется за счет манипулирования общественной составляющей, в результате чего манипулирование массовым сознанием становится одним из определяющих факторов современной социальной жизни.
Одна из наиболее критичных концепций массовой культуры принадлежит известному испанскому философу Х. Ортега-и-Гассету, в которой общество трактовалось как объединение меньшинств и масс, постоянно развивающихся, где меньшинство представлено лицами с определенными характерными признаками, а масса - лишь набор индивидов, не имеющих особенных отличий. Массовый - «средний» человек был создан под воздействием стремительного роста населения в городах и узкой профессиональной специализации, которая ослабила культурный потенциал и подорвала современную цивилизацию [12. С. 6]. В то же время Ж. Фридман отзывался о массовой культуре в положительном ключе и трактовал ее как блага потребления, предоставленные обществу средствами массовой коммуникации [13. Р. 8]. По его мнению, развитие нового вида культуры нельзя представить без развития технической цивилизации, ко всему прочему он обращает внимание на коммерческую составляющую культуры, которая направлена на получение прибыли.
Несмотря на разность подходов, в понятии «массовая культура» можно обозначить общую совокупность характерных составляющих. Во-первых, массовая культура может представляться как комплекс идей, взглядов, ценностей и убеждений; во-вторых, как порядок мышления и организации интеллектуальных систем; в-третьих, как часть элитарной культуры, приспособившейся к низкому интеллектуальному сознанию, доступной большому количеству потребителей; в-четвертых, как популярная культура, которая транслируется благодаря СМИ; в-пятых, как ценности и знания, пропагандируемые СМИ, которые влияют на все общество; наконец, в-шестых, как товар, изобретенный для получения прибыли и ориентированный на широкое потребление низшими слоями общества [14. С. 101]. Хотя общее универсальное определение выделить достаточно проблематично, не вызывает сомнения факт, что в основе массовой культуры лежит зрелищность и развлечение, она обладает универсальным языком, доступна и понятна различным слоям общества, направлена на коммерцию, а также сокращает дистанцию между потребителем и товаром. Динамика массовой культуры обусловлена
тем, что она подстраивается под постоянно изменяющиеся запросы общества - так Д. Белл видел причины появления массовой культуры в массовом производстве и потреблении, в возникновении особого рода потребности, которую рынок хочет и может удовлетворить [15. Р. 54].
Если противопоставить молодежную культуру доминантной, т.е. той, что принята большинством членов общества, а именно взрослым поколением, то ее понимают как субкультуру, подразумевая под ней культуру молодых людей. Известный отечественный социолог И. С. Кон определяет молодежь как социально-демографическую группу, выделяемую на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения, обусловленных социально-психологическими особенностями [16]. Молодость, как определенная фаза биологического цикла, сама по себе универсальна, но ее конкретные временньш рамки, связанный с ней социальный статус и иного рода особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры, специфики социализации, которые свойственны рассматриваемому обществу. К примеру, в России, на основании Федерального закона «О молодежной политике в Российской Федерации» [17] к молодежи относятся российские граждане в возрасте от 14 до 35 лет включительно. Как мы отмечали в наших предыдущих работах, понятие «современная молодежь» во многом тождественно понятию «поколение 2» [18. С. 71]. Принято считать, что это поколение, рожденное между 1998 и 2012 гг., однако оно не имеет четко сформулированных возрастных границ -возрастные границы удобны для деления общества на поколения, но не отражают саму действительность. Возникающие «поколения пограничников»2 частично сохраняют в себе признаки как предшествующего, так и последующего поколений, что усложняет поиск своей поколенческой идентичности. В этом случае представителей поколения объединяет уже не столько близкая дата рождения, сколько «дух поколения», который определяет в том числе модель поведения. Соответственно, дата рождения не может являться единственным строгим критерием градации поколений. Для того чтобы не генерировать новые пограничные поколения, мы можем предложить дополнительный важный критерий классификации - «поколенческий дух», под которым понимается особое восприятие, ценностное мировоззрение, определяющие установки и поведение людей [19]. Поколенческий дух молодежи - поколения 2 - заключается в привязке к большому количеству цифровых устройств, доверии информации, публикуемой друзьями, рекомендациям блогеров и лидеров мнений, а также в стремлении проводить свободное время и получать новые знания в социальных сетях на честных и конкурентных площадках [20, 21]. Поэтому в качестве дополнительной отличающей характеристики молодежи в рамках нашей работы мы можем выделить полную вовлеченность данного поколения в мир цифровых технологий, где отсутствует граница между реальным миром и его виртуальным проявлением.
По мнению Т. Парсонса, молодежная культура вырабатывает ценности, инверсные по отношению к миру взрослых, ассоциирующиеся у молодых людей с рутиной, работой на производстве, комфортностью и ответственностью. Ш. Айзенштадт отмечал, что молодые люди по-своему стремятся к обретению чувства стабильности, чтобы как-то компенсировать социальный опыт изменений к чувству собственного достоинства. В этом плане молодежная культура представляет собой некий результат таких стремлений, она обеспечивает ясный набор ценностей, поведенческих норм и позиций, которым нужно следовать, независимо от того, что происходит вокруг [22. С. 33]. То есть молодежная культура помогает ее представителю почувствовать себя комфортно и стабильно, вне зависимости от оценки его действий окружающими. Соответственно, «территорию» молодежной культуры можно определить как некое независимое социальное пространство виртуальной, дополненной и смешанной реальности, где молодые люди могут обрести аутентичность, более свободны, раскрепощены, а их взгляды разделены и приняты. Виртуальная реальность при этом дает большую возможность антропологизировать информацию и оперировать виртуальными данными как привычными натуральными вещами [23. С. 38]. Если в реальном мире человек ощущает, что время от времени им манипулируют, то в виртуальной реальности создается ощущение полной свободы, собственных правил и норм поведения и отчасти вседозволенности и независимости. Однако если уровень развития или образованности личности недостаточный, то она оказывается не в состоянии понять, что на самом деле это лишь мнимость свободы и эффективная манипуляция вышестоящих «кукловодов», которые сливаются со стихийной массой индивидов, массовкой, где все манипулируют всеми. Дж. Оруэлл, комментируя свой роман-антиутопию «1894», обозначил, что любую фальшивку можно сделать реальностью, если общество изменит само понятие реальности и воспитает новое сознание [24. С. 48].
Развитие цифровых технологий привело к распространению социальных сетей и приложений, возникновение которых предвидел еще в 1835 г. В. Ф. Одоевский, описывая их следующим образом: «.. .между знакомыми домами устроены магнетические телеграфы, посредством которых живущие на далеком расстоянии разговаривают друг с другом» [25]. Напомним, что одной из отличительных черт поколения «зумеров» является комбинирование двух миров - мира реального и виртуального, вследствие чего мы получаем особый комбинированный вид реальность - медиареальность. Медиареальность - это та реальность, которую конструируют и воспроизводят современные медиаком-муникации. Данный тип реальности порождает сам человек, а современный мир воспринимается через призму медиареальности.
В условиях виртуальной реальности стираются и маскируются рамки обыденной реальности, массы людей уходят в виртуальный мир, замещая реальную действительность виртуальной либо соединяя их. При этом чем моложе поколение, тем сложнее провести четкую
границу между реальным и виртуальным. Но, с другой стороны, для молодежи Интернет становится стандартом потребления жизненного комфорта [26. С. 40]. Интернет формирует виртуальную реальность, которая в определенном роде заменяет молодым людям обыденную реальность, предоставляя комфортную возможность существования и позитивного развития по своим законам. Информационные и телекоммуникационные технологии позволяют молодым людям самим решать, к какому культурному пространству они хотят приобщиться, спокойно жить своей жизнью, подбирая информацию по интересам, не оглядываясь на общепринятые стереотипы.
Попытки манипулятивного воздействия в современной молодежной среде могут осуществляться как непосредственно конкретным субъектом, так и опосредованно через различные каналы коммуникации, доминирующими для которых являются технологии виртуального взаимодействия. Необходимо отметить, что хотя развитие цифрового пространства и привело к переходу манипуляции на иной качественный уровень, но оно также предоставило пользователям и новые механизмы защиты в виде оперативной возможности разноплановой проверки получаемой информации. Примечательно, что при этом проверить с помощью нового инструментария можно как информацию, полученную посредством архаичных «традиционных доинформа-ционных» технологий, так и современные ее виды и формы. Однако данная возможность имеет ряд ограничений, связанных в первую очередь с необходимостью наличия определенного уровня квалификации: умения взаимодействовать с техникой (хотя бы на уровне «продвинутого» пользователя, знающего основные поисковые программы), способность отыскивать требуемую информацию в сети по хеш-тегам, ключевым словам, косвенным характеристикам и т.д. Именно за счет постоянной погруженности в интернет-среду и многократного ежедневного взаимодействия с информационными технологиями молодые люди, в отличие от предыдущих поколений (отдельные представители которых порой не могут даже съемный носитель подключить, не говоря уже о возможности оценить потенциальную угрозу какого-либо сайта и т.д.), неуклонно совершенствуют навыки анализа и фильтрации различного рода контента, распространяемого в глобальном информационном пространстве3. Данная особенность позволяет молодежи прицельно фокусироваться на поиске достоверной информации без слепого потребления всевозможного «информационного мусора».
Таким образом, молодежная субкультура в меньшей степени подвержена влиянию манипуляционных технологий, так как постоянная погруженность в информационное пространство и непрерывное операцио-нирование с предоставленными данными позволяют молодым людям выработать навыки работы с информационными потоками, необходимые для вычленения достоверной информации и обхода различного рода уловок. Иными словами, представители старшего поколения во многом доверяют информации, полученной как по архаичным, так и по современным каналам,
поскольку в основной массе обладают меньшей, преимущественно технической, способностью оценки достоверности контента, получаемого по любым каналам. Молодежь же пропускает через себя внушительный объем информации посредством современных информационно-коммуникационных технологий, оставляя за порогом своего внимания «традиционные» каналы. При этом она обладает несоизмеримо большими возможностями для проверки объективности и оценки достоверности любой информации.
В результате проведенного анализа мы можем сделать следующие выводы. Во-первых, несмотря на то, что с течением времени манипуляция изменяет свои формы, совершенствует методы, расширяет спектр технологий и адаптируется к изменяющимся социокультурным условиям, социальное основание манипуляции остается неизменным, представляя собой возможность реализации власти. Во-вторых, в результате возникновения виртуальной реальности манипуляция переходит на качественно новый уровень за счет колоссального расширения границ своего применения, степени воздействия и неограниченности использования, трансформируясь в совершенно иной качественный инструмент управления. В-третьих, феномен манипуляции как последовательной деятельности, направленной на достижение определенного результата, не ограничивается контекстом межличностного взаимодействия, а расширяется и усложняется за счет общественной составляющей, в связи с чем манипуляция сознанием становится одним из определяющих факторов современной социальной жизни. И, наконец,
в-четвертых. Информационное поле, пронизывающее жизнь каждого современного человека, окутано множеством манипуляционных технологий, задачей которых является оказать определенного рода воздействие на потребителей транслируемой информации. Массовая культура, в силу своей восприимчивости, масштабности, упрощенности потребления, отсутствия способности критически мыслить, зависимости от зрелищно-сти и эмоциональной лабильности, в большей степени подвержена влиянию манипуляционных технологий, распространяющихся в виртуальной среде. Молодежная субкультура подвержена влиянию манипуляцион-ных технологий и сопутствующим негативным факторам виртуальной реальности в меньшей степени, поскольку аккумулирует в себе навыки: а) избирательности; б) анализа, фильтрации, поиска достоверных источников и способности критически мыслить; в) формирования образа недоверия, присущего молодости; г) мобильности и маневренности в информационной среде. Соответственно, основной группой риска, подверженной влиянию манипуляционных технологий в виртуальном пространстве, может выступать не только молодежь, но в большей степени - представители старшего поколения, не обладающие достаточным уровнем информационно-коммуникационной грамотности. Вместе с тем феномен манипуляции в современном динамично изменяющемся пространстве социальной реальности на данный момент изучен недостаточно подробно и по-прежнему представляет собой широкий пласт для дальнейших исследований с целью выявления новых аспектов и сущностных закономерностей.
Примечания
1 В текущем понимании дополненная реальность (Augmented Reality, AR) представляет собой внесение искусственного изображения в реальную картину мира, независимо от того, придумано оно в творчестве (кино, ТВ-трансляция) либо видимое вживую, за лобовым стеклом авто или самолета. В отличие от нее виртуальная реальность (Virtual Reality, VR) предполагает полностью искусственный мир, в который погружается зритель или участник некоторого шоу, и чем больше иммерсия (глубина погружения), тем достоверней воспринимается такая виртуальность. Совмещение AR и VR в разных пропорциях также называют смешанной реальностью (Mixed Reality, MR), а всю общность виртуальных технологий обозначают аббревиатурой VAMR [1].
2 Е. Шамис, одна из основателей проекта RuGeneration, выделяет в череде поколений пограничные поколения, к которым относятся люди, рожденные в период с 1961-1967 гг., 1982-1988 гг., 1999-2005 гг. Их изучение сопряжено с трудностью, так как представителям данных поколений присущи черты двух поколений сразу [21].
3 По результатам исследований Pew Research Center, большинство представителей молодежи (поколение Z) тратят порядка 25% времени на взаимодействие со смартфоном [27]. Больше половины «зетов» тратит около 10 часов в сутки онлайн с мобильного устройства. В среднем у одного «зумера» 37 мобильных приложений, из них в сутки используются 12. При этом 80% времени тратятся на 5 приложений [28. С. 142].
Список источников
1. Иванов Ю. Новая реальность. Дополненная, виртуальная и смешанная // Broadcasting. URL: http://lib.broadcasting.ru/arti-cles2/Oborandteh/novaya-realnost-dopolnennaya--virtualnaya-i-smeshannaya (дата обращения: 14.10.2023).
2. Ефремова Н.Я. Манипулирование сознанием человека в рамках виртуальной реальности // Территория новых возможностей. Вестник ВГУЭС. 2012. № 4. С. 61-68.
3. Осипова Н.Г. Цифровые манипуляции психическим здоровьем современной молодежи // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2023. 29 (3). С.7-27.
4. Доценко Е Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М. : ЧеРо; Изд-во МГУ, 2000. 344 с.
5. Грачев Г.В., Мельник И.К. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия. М. : ИФРАН, 2013. 236 с.
6. Сунь-Цзы. Трактат о военном искусстве. М. : АСТ, 2017. 320 с.
7. Аристотель. О софистических опровержениях // Аристотель. Сочинения в 4 томах. Т. 2. М. : Мысль, 1978. С. 533-593.
8. Ключников С. Краткий исторический обзор манипулятивной философии Востока и Запада. URL: http://kluchnikov.ru/blog/novosti-v-rossii-i-mire-glazami-psixologa/1943-istoriya-manipulyatsii.html (дата обращения: 14.10.2023).
9. Виловатых А.В. Манипулирование социальным поведением в условиях цифровой среды // Дискурс-Пи : научный журнал. 2020. № 2 (39). С. 149-164.
10. Лебон Г. Психология народов и масс. М. : AST Publishers, 2016. 320 с.
11. Канетти Э. Масса и власть. М. : Ad Marginem, 1997. 528 с.
12. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. М. : АСТ, 2016. 256 с.
13. Friedman J. Enseignement et culture de mass // Communications. Paris. 1978. № 11. P. 3-9.
14. Райнов Б. Массовая культура. М. : Прогресс, 1979. 488 с.
15. Bell D. The End of Ideology: On the Exhaustion of Political Ideas in the Fifties. Illinois : Free Press, 1960. 415 р.
16. Кон И.С. Молодежь // Большая советская энциклопедия. 3-е изд. М., 1986. Т. 16. С. 478.
17. Федеральный закон от 30.12.2020 №-489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202012300003 (дата обращения: 19.10.2023).
18. Петров В.В. Цифровая репрезентация личности в виртуальной образовательной среде // Философия образования. 2022. Т. 22, № 3. С. 6981.
19. Куда пропал конфликт отцов и детей // Ведомости. 25.09.2012. URL: https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2018/09/25/782022-kuda-propal-konflikt-ottsov-i-detei (дата обращения: 11.03.2022).
20. Что такое поколение Z и как оно видит свое образование. URL: https://trends.rbc.ru/trends/education/5ef1ddbc9a794733b37dcfff (дата обращения: 11.01.2023).
21. Шамис Е., Антипов А. Теория поколений. URL: https://www.psycho.ru/library/2581 (дата обращения: 19.01.2022).
22. Омельченко Е. Л. Молодежные культуры и субкультуры. М. : Ин-т социологии РАН, 2000. 264 с.
23. Шиповская Л.П. Виртуальная реальность. Потребность в новых информационных технологиях // Сервис plus. 2010. № 4. С. 36-45.
24. Оруэлл Дж. 1984. М. : АСТ, 2021. 320 с.
25. Одоевский В.Ф. 4338-й год. Петербургские письма. Взгляд на будущее. URL: https://www.litres.ru/book/vladimir-odoevskiy/peterburgskie-pisma-645665/chitat-onlayn/page-3/ (дата обращения: 23.12.2023).
26. Гридчин М.М. Проблемы влияния информационных технологий на молодежь // Власть. 2007. № 9. С. 34-40.
27. What We Know About Gen Z So Far. URL: https://www.pewresearch.org/social-trends/2020/05/14/on-the-cusp-of-adulthood-and-facing-an-un-certain-future-what-we-know-about-gen-z-so-far-2/ (дата обращения: 20.01.2023).
28. Петров В.В. Поколение «Z»: теория и практика коммуникации в образовательном пространстве // Профильное образование и специализированное обучение: стратегия, тактика и технология развития в поликультурном пространстве. Новосибирск : ИПЦ НГУ, 2023. С. 140-144.
References
1. Ivanov, Yu. (2023) Novaya real'nost'. Dopolnennaya, virtual'naya i smeshannaya [New reality. Augmented, virtual and mixed]. [Online] Available from: http://lib.broadcasting.ru/articles2/Oborandteh/novaya-realnost-dopolnennaya--virtualnaya-i-smeshannaya (Accessed: 14.10.2023).
2. Efremova, N. Ya. (2012) Manipulirovanie soznaniem cheloveka v ramkakh virtual'noy real'nosti [Manipulation of human consciousness in virtual reality]. Territoriya novykh vozmozhnostey. Vestnik VGUES. 4. pp. 61-68.
3. Osipova, N.G. (2023) Tsifrovye manipulyatsii psikhicheskim zdorov'em sovremennoy molodezhi [Digital manipulation of the mental health of modern youth]. VestnikMoskovskogo universiteta. Seriya 18. Sotsiologiya ipolitologiya. 29 (3). pp. 7-27.
4. Dotsenko, E.L. (2000) Psikhologiya manipulyatsii: fenomeny, mekhanizmy i zashchita [Psychology of manipulation: phenomena, mechanisms and protection]. Moscow: CheRo; MSU.
5. Grachev, G.V. & Mel'nik, I.K. (2013) Manipulirovanie lichnost'yu: organizatsiya, sposoby i tekhnologii informatsionno-psikhologicheskogo vozdeystviya [Manipulating a person: organization, methods and technologies of information and psychological influence]. Moscow: Institute of Philosophy, RAS.
6. Sun-Tzu. (2017) The art of war. Moscow: AST. (In Russian).
7. Aristotle. (1978) Sochineniya v 4 tomakh [Writings in 4 vols]. Vol. 2. Moscow: Mysl'. pp. 533-593. (In Russian).
8. Klyuchnikov, S. (2023) Kratkiy istoricheskiy obzor manipulyativnoy filosofii Vostoka i Zapada [Brief historical review of the manipulative philosophy of the East and the West]. [Online] Available from: http://kluchnikov.ru/blog/novosti-v-rossii-i-mire-glazami-psixologa/1943-istoriya-manipulyatsii.html (Accessed: 14.10.2023).
9. Vilovatykh, A.V. (2020) Manipulirovanie sotsial'nym povedeniem v usloviyakh tsifrovoy sredy [Manipulation of social behavior in the digital environment]. Diskurs-Pi. 2 (39). pp. 149-164.
10. Le Bon, G. (2016) The Crowd: A Study of the Popular Mind. Moscow: AST Publishers. (In Russian).
11. Canetti, E. (1997) Crowds and power. Moscow: Ad Marginem. (In Russian).
12. Ortega y Gasset, J. (2016) The revolt of the masses. Moscow: AST. (In Russian).
13. Friedman, J. (1978) Enseignement et culture de mass. Communications. 11. pp. 3-9
14. Raynov, B. (1979)Massovaya kul'tura [Mass Culture]. Moscow: Progress.
15. Bell, D. (1960) The End of Ideology: On the Exhaustion of Political Ideas in the Fifties. Illinois: Free Press.
16. Kon, I.S. (1986) Molodezh' [Youth]. In: Bol'shaya sovetskaya entsiklopediya [Great Soviet Encyclopedia]. 3rd ed. Vol. 16. Moscow: Bol'shaya sovetskaya entsiklopediya. p. 478.
17. Russian Federation. (2020) Federal Law of 30.12.2020 No. 489-FZ "On Youth Policy in the Russian Federation". [Online] Available from: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202012300003 (Accessed: 19.10.2023). (In Russian).
18. Petrov, V.V. (2022) Tsifrovaya reprezentatsiya lichnosti v virtual'noy obrazovatel'noy srede [Digital representation of a person in a virtual educational environment]. Filosofiya obrazovaniya. 22 (3). pp. 69-81.
19. Vedomosti. (2012) Kuda propal konflikt ottsov i detey [Where did the conflict between fathers and children disappear]. 25 September. [Online] Available from: https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2018/09/25/782022-kuda-propal-konflikt-ottsov-i-detei (Accessed: 11.03.2022).
20. RBC. (2023) Chto takoepokolenie Z i kak ono vidit svoe obrazovanie [What Generation Z is and how they see their education]. [Online] Available from: https://trends.rbc.ru/trends/education/5ef1ddbc9a794733b37dcfff (Accessed: 11.01.2023).
21. Shamis, E. & Antipov, A. (2022) Teoriya pokoleniy [Theory of generations]. [Online] Available from: https://www.psycho.ru/library/2581 (Accessed: 19.01.2022).
22. Omel'chenko, E.L. (2000)Molodezhnyekul'tury i subkul'tury [Youth cultures and subcultures]. Moscow: Institute of Sociology, Russian Academy of Sciences.
23. Shipovskaya, L.P. (2010) Virtual'naya real'nost'. Potrebnost' v novykh informatsionnykh tekhnologiyakh [Virtual reality. The need for new information technologies]. Servis plus. 4. pp. 36-45.
24. Orwell, G. (2021) 1984. Moscow: AST. (In Russian).
25. Odoevskiy, V.F. (2023) 4338-y god. Peterburgskie pis 'ma. Vzglyad na budushchee [The Year 4338. Petersburg Letters. A Look at the Future]. [Online] Available from: https://www.litres.ru/book/vladimir-odoevskiy/peterburgskie-pisma-645665/chitat-onlayn/page-3/ (Accessed: 23.12.2023).
26. Gridchin, M.M. (2007) Problemy vliyaniya informatsionnykh tekhnologiy na molodezh' [Problems of the Influence of Information Technologies on Young People]. Vlast'. 9. pp. 34-40.
27. Pewresearch.org. (2020) What We Know About Gen Z So Far. [Online] Available from: https://www.pewresearch.org/social-trends/2020/05/14/on-the-cusp-of-adulthood-and-facing-an-uncertain-future-what-we-know-about-gen-z-so-far-2/ (Accessed: 20.01.2023).
28. Petrov, V.V. (2023) Pokolenie "Z": teoriya i praktika kommunikatsii v obrazovatel'nom prostranstve [Generation Z: Theory and Practice of Communication in the Educational Space]. In: Profil'noe obrazovanie i spetsializirovannoe obuchenie: strategiya, taktika i tekhnologiya razvitiya v polikul 'turnom prostranstve [Profile Education and Specialized Training: Strategy, Tactics and Technology of Development in a Multicultural Space]. Novosibirsk: NSU. pp. 140-144.
Информация об авторе:
Петров В.В. - канд. филос. наук, старший научный сотрудник отдела социальных и правовых исследований Института философии и права Сибирского отделения Российской академии наук (Новосибирск, Россия); доцент кафедры социальной философии Новосибирского национального исследовательского государственного университета (Новосибирск, Россия). E-mail: [email protected]. ORCID: 0000-0003-0511-857X
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Information about the author:
V.V. Petrov, Cand. Sci. (Philosophy), senior research fellow, Institute of Philosophy and Law of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences (Novosibirsk, Russian Federation); associate professor, Novosibirsk State University (Novosibirsk, Russian Federation). E-mail: [email protected]. ORCID: 0000-0003-0511-857X
The author declares no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 05.04.2024; одобрена после рецензирования 28.05.2024; принята к публикации 30.06.2024.
The article was submitted 05.04.2024; approved after reviewing 28.05.2024; accepted for publication 30.06.2024.