Научная статья на тему 'Феномен литературного музея: отражение национальной и региональной идентичности'

Феномен литературного музея: отражение национальной и региональной идентичности Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
211
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
культура / литературный музей / литературный регион / литературная география / региональная идентичность / culture / literary museum / literary region / literary geography / regional identity
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Феномен литературного музея: отражение национальной и региональной идентичности»

Крюкова О. С.

д.ф.н., зав. кафедрой словесных искусств, Факультет искусств МГУ

florin2002@yandex.ru

ФЕНОМЕН ЛИТЕРАТУРНОГО МУЗЕЯ: ОТРАЖЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ И РЕГИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Ключевые слова: культура, литературный музей, литературный регион, литературная география, региональная идентичность.

Keywords: culture, literary museum, literary region, literary geography, regional identity.

Литературный музей - социокультурный феномен, транслирующий культурный опыт; это один из институтов памяти, призванный увековечить наследие писателя в истории того или иного региона. Мемориальная функция - основная, но не единственная для литературного музея, который сохраняет и показывает «не столько то, что литература есть, сколько «быт писателя», в котором она рождается» [4, с. 181]. В России история создания собственно литературных музеев начинается со второй половины XIX в.: «Литературные музеи, появившиеся в конце XIX - начале ХХ в., хотя и были единичны, но могли служить подтверждением начинавшего набирать силу процесса мемориализации. На начальном этапе он не был напрямую связан с созданием музеев, а скорее означал признание права на память и почитание» [5, с. 108]. Так, при Александровском Лицее в Царском Селе в 1879 г. была открыта Biblioteka Pushkiniana, которая через десять лет была преобразована в музей. То есть увековечение памяти писателя начиналось с его мемориа-лизации, что вначале не всегда принимало форму музея. Мемориальная доска, библиотека, именная стипендия, бюст писателя (барельеф, памятник - в некоторой перспективе) - все это первичные формы мемориализации, а собственно литературный музей - уже следующий этап ее: «Становление литературных музеев началось со стремления увековечить память о человеке, сохранив в неприкосновенности обстановку и атмосферу его дома или рабочего пространства, т.е. с мемориального музея» [7, с. 20]. Принцип аутентичности в литературном музее не всегда возможно соблюсти: как правило, подлинность личных вещей писателя, дома, квартиры, утвари и т.п. сохраняется при том условии, если музей был создан «сразу после события или жизни персоналии» [7, с. 20], как в случае Ясной Поляны или Дома Гёте в Веймаре.

В конце ХХ - начале XXI в. литературные музеи могут отходить от мемориальной составляющей и становиться музеями-метафорами (музей В.В. Маяковского в Москве) или музеями, посвященными литературному произведению (музей романа «Братья Карамазовы» в Старой Руссе). Исследователи выделяют также особый тип музея, посвященный «общему процессу развития литературы в историческом контексте», - историко-литературный [7, с. 20].

Функции музея (и, в частности, литературного музея) постоянно расширяются: «В настоящее время музей выступает в роли не только традиционного «хранителя» культурного наследия, непосредственно коммуницирующего с обществом, но и важного элемента изменяющейся социокультурной среды современного города, региона» [8, с. 194]. В этом качестве литературный музей становится одним из компонентов региональной идентичности. Так, Нижний Новгород, в период с 1932 по 1990 гг. именовавшийся городом Горьким, и сегодня воспринимается прежде всего как город, связанный с жизнью и творчеством Максима Горького. Помимо былого названия, памятников Горькому, мемориальных досок в его честь, а также горьковской топонимики, репрезентации региональной идентичности способствует Государственный ордена Почета музей А.М. Горького в Нижнем Новгороде, включающий три музейных объекта: Музей-квартиру, где реализуется историко-бытовой подход, Литературный музей (открыт в 1928 г.), который, задуманный и успешно функционировавший как историко-литературный, в настоящее время концептуально тяготеет к типу музея-метафоры, и Домик Каширина, музей детства М. Горького (открыт в 1938 г.), соединяющий историко-бытовой принцип с концепцией музея литературного произведения (первой части автобиографической трилогии М. Горького - «Детство»). Помимо музейного комплекса в Нижнем Новгороде, существуют также два музея М. Горького в Москве (музей в ИМЛИ РАН и музей-квартира А.М. Горького), а также литературно-мемориальный музей М. Горького в Казани, что, отражая реальные факты биографии писателя, свидетельствует и о репрезентации национальной идентичности, поскольку масштаб личности и творчества Горького не ограничивается Нижним Новгородом. Максим Горький - это писатель общенационального и мирового уровня, чье 150-летие было ознаменовано весьма представительной по составу отечественных и зарубежных участников конференцией «Мировое значение М. Горького» (27-30 марта 2018 г.). Его связи с Италией, мемориализация и музеефикация памяти о его пребывании в Неаполе и Сорренто являются рецепцией общеевропейской идентичности. Аналогичным могут быть рассуждения о литературных музеях И. С. Тургенева в Орле, в усадьбе Спасское-Лутовиново, в Москве и Буживиле (Франция); о музеях Ф.М. Достоевского в Москве, Санкт-Петербурге, Даровом, Старой Руссе, Семипалатинске (Казахстан) и т.п.

Вернемся к литературной географии Нижнего Новгорода и Нижегородской области. Биография писателя - фактор, меняющий как границы литературного региона [1], так и рамки регионального туризма. Например, при участии

Государственного ордена Почета Музея М. Горького в Нижнем Новгороде был разработан новый туристический межрегиональный маршрут, частично повторяющий странствия писателя «по Руси».

Литературный регион не всегда совпадает с административными границами географического региона, но преобразует региональную идентичность в общенациональную. Нижегородский край связан не только с писателем Максимом Горьким, но и с А.С. Пушкиным. Музей-заповедник «Большое Болдино» находится на территории Нижегородской области, в самом Нижнем Новгороде есть его филиал - память о посещении Пушкиным Нижнего Новгорода. Географические истоки «всемирной человечности» Пушкина - в Болдине, где были написаны «Маленькие трагедии» и «Повести Белкина», персонажам которых посвящен специальный музей - музей литературных героев «Повестей Белкина», открытый в селе Львовка (9 км от Большого Болдина) в 2005 г.

Таким образом, музеи Горького и Пушкина в Нижнем Новгороде и Нижегородской области выполняют не только функцию мемориализации и музеефикации памяти о великих писателях - они являются средством репрезентации и региональной, и национальной, и даже общеевропейской идентичности.

Однако литературная география Нижегородского края не ограничивается именами Пушкина и Горького. В Нижнем Новгороде родился и учился в духовной семинарии будущий литературный критик Н.А. Добролюбов, которому посвящен литературный музей историко-бытового плана, в городе Арзамасе Нижегородской области прошло детство советского писателя Аркадия Гайдара, а в районном центре Семенове Нижегородской области родился советский поэт Борис Корнилов. Память об этих писателях также увековечена в литературных музеях, которые являются маркерами региональной идентичности. На очереди - создание в Нижнем Новгороде музея писателя Е.Н. Чирикова, который пока не имеет постоянного адреса и существует благодаря усилиям потомков писателя.

Литературные музеи, дополняя свои социокультурные функции, вносят определенный вклад и в региональную экономику, становятся субъектом и объектом событийного туризма (Блоковский день поэзии в Шахматове, фестиваль искусств «Над миром Болдинская осень» в Нижегородской области и т.п.): «отвечая на вызовы современности, музею приходится изменяться, встраиваться в динамику развития региона, расширять свои границы за пределы экспозиционных форм работы, предоставлять свои ресурсы для креативного самовыражения современных людей с учетом региональной специфики» [8, с. 194].

Маркером региональной идентичности в конце ХХ в. стало также создание «новых музеев, посвященных истории литературы определенного региона» [5, с. 110]. В качестве примера музеев подобного типа можно привести Музей писателей-орловцев (1957) и Объединенный музей писателей Урала (1980). Их созданию способствовали «расцвет литературного краеведения, инициативы деятелей культуры на местах» [5: с. 110]. Литературное краеведение оперирует такими понятиями, как «провинциальный текст», «нижегородский текст», «орловский текст» и т.п., что восходит к «петербургскому» и «московскому» текстам в русле идей московско-тартуской семиотической школы. Подобные литературоведческие исследования провинциального текста русской литературы подводят научный фундамент к существованию различных литературных музеев.

Итак, литературные музеи выполняют не только мемориальные, социокультурные, воспитательные, просветительские, рекреационные, но и экономические функции, являясь маркером региональной идентичности, которая может, в зависимости от масштаба личности и творчества того или иного писателя, сочетаться с национальной и даже общеевропейской идентичностью.

Список литературы

1. Калуцков В.Н., Морозова М.М. Литературный регион и вопросы его изучения // География искусства: расширение горизонтов: сборник статей. - М.: ГИТР, 2019. - С. 15-25.

2. Климов Л.А. Воображение как припоминание: феномен прошлого в литературном музее // Вопросы музеологии. 2010. - № 1(1). -С. 9-18.

3. Кузькин Д.С. История создания литературных музеев в России // АСТиАЬБСШКСЕ. 2016. - Т. 2, № 2. - С. 12-13.

4. Майоров А.В., Климов А.В. Литературные музеи - хранители нематериального культурного наследия // Вестник СПбГУ. Сер 2: История. 2011. - Вып. 4. - С. 181-182.

5. Мастеница Е.Н. Литературные музеи России: генезис и эволюция // Вестник СПбГУКИ. 2017. - № 2 (31), июнь. - С. 108-111.

6. Мастеница Е.Н. Литературный музей как модус современной культуры // Вестник СПбГУКИ. 2017. - № 3 (32), сентябрь. -С. 88-90.

7. Новохатько К.И. Художественно-экспозиционные концепции российских литературных музеев: формирование и эволюция // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГАХА. 2014. - № 1. - С. 19-32.

8. Родина И.В. Литературный музей как способ описания социокультурного пространства // Человек в мире культуры: культурологическое описание территории. Материалы Х Международного философско-культурологического симпозиума / Отв. ред. А.В. Соловьев. 2015. - С. 194-197.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.