ФЕНОМЕН ЛИДЕРСТВА КАК ИНСТРУМЕНТ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ
В СФЕРЕ ТУРИЗМА
Аннотация. На основе системного подхода к формированию организационно-экономического механизма кадрового обеспечения, автором раскрывается сущность и особенности лидерства как инструмента кадровой политики в сфере туризма. Основой для исследования послужили официальные статистические данные, экспертные материалы, работа с периодическими изданиями и собственные изыскания автора.
Ключевые слова. Лидерство; организационно-экономический механизм; кадровое обеспечение; кадровая политика, сфера туризма, сервиса и гостеприимства.
Maslennikova O.A.
THE PHENOMENON OF LEADERSHIP AS AN INSTRUMENT OF PERSONNEL POLICY IN TOURISM
Abstract. Based on a systematic approach to the formation of an organizational and economic mechanism for staffing, the author reveals the essence and features of leadership as a tool ofpersonnel policy in the field of tourism. The basis for the study was official statistical data, expert materials, work with periodicals and the author's own research.
Keywords. leadership; organizational and economic mechanism; staffing; personnel policy, tourism, service and hospitality industry.
Введение
Сегодня туризм в России по праву считается перспективным направлением экономики. Показатели нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства» не только вселяют надежду на развитие отрасли, речь идёт об увеличении количества внутренних туристических поездок в 2,2 раза с 65 млн до 140 млн, а также увеличении в два раза объёма экспорта туристических услуг с 11,0 млрд долл. в 2019 г. до 22,3 млрд долл. к 2030 году [1]. Если говорить о промежуточных результатах реализации нацпроекта по туризму, то в конце 2022 года процент исполнения обязательств по паспорту проекта был зафиксирован на уровне 97% [9], в 2023 году также отмечена удовлетворительная динамика, например, количество поездок туристов по оценке Министерства экономического развития России с января по октябрь 2023 года увеличилось почти на 19% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года. Отмечается также увеличение мер господдержки, связанных, в частности, с освобождением туроператоров от уплаты НДС, льготным кредитование на строительство горнолыжной инфраструктуры, парков развлечений, крупных отелей, а также субсидированием строительства модульных гостиниц [2].
При этом нельзя забывать и о том, что основной критерий устойчивого развития сферы туризма -это не только рабочие места, но и кадры, которые на эти рабочие места приходят. Показатели 2023 года,
ГРНТИ 06.71.57 EDN XDKWGR © Масленникова О.А., 2024
Ольга Александровна Масленникова - старший преподаватель кафедры экономики и управления в сфере услуг Санкт-Петербургского государственного экономического университета. ORCID 0009-0008-5258-8623 Контактные данные для связи с автором: 190005, Санкт-Петербург, ул. 7-я Краснармейская, 6/8 (Russia, St. Petersburg, 7th Krasnoarmeyskaya str., 6/8). Тел.: +7 (812) 458-97-63. Е-mail: [email protected]. Статья поступила в редакцию 30.01.2024.
к сожалению, так же, как и 2022-го, сохраняют тенденцию увеличения количества вакансий при общем сокращении числа кандидатов на рынке труда [3, 4]. Это даёт основание для того, чтобы констатировать следующий факт: механизм формирования кадрового обеспечения, в том числе методы подбора персонала в туристической отрасли в настоящее время не соответствует требованиям этой сферы. В частности, после пандемии падают показатели количества абитуриентов, подающих документы на специальность 43.03.02. «Туризм». А опросы студентов СПбГЭУ, обучающихся по данному направлению, показывают, что около 50% готовы рассмотреть другие отрасли для дальнейшего профессионального развития в случае нестабильности в индустрии или получения ими несоответствующих их ожиданиям оплат [5].
Сфера туризма как межотраслевого комплекса российской экономики, который сегодня динамично развивается, раскрывает свой мультипликативный эффект, требует привлечения качественно новых специалистов, обладающих определёнными навыками и профессиональными знаниями, готовых к реализации прорывных осознанных решений, настоящих лидеров изменений в условиях дефицита кадров. Изучение изданных работ по вопросу лидерства в туризме позволяет сделать вывод, что вопрос влияния и важности этого феномена в туристической индустрии исследованы недостаточно. Феномен лидерства актуально изучать, прежде всего, как инструмент кадровой политики в сфере туризма. Материалы и методы
Изучение лидерства имеет древние корни и присутствует в работах многих философов и мыслителей различных культур и эпох. Например, Конфуций, Сократ, Платон, Аристотель, Сенека, Марк Аврелий затрагивали тему лидерства и качества хорошего лидера в своих произведениях [6]. Их работы содержат принципы, которые до сих пор актуальны для понимания лидерства. Многие зарубежные авторы изучали этот феномен и писали о лидерстве. Некоторые из наиболее известных в этой области -Дж. Максвелл, П. Друкер, С. Кови, Дж. Хантер [7]. В своих книгах они представляют различные подходы к пониманию и развитию лидерства в различных сферах жизни. Среди отечественных ученых, изучающих лидерство, можно выделить таких авторитетных специалистов, как Н.К. Михайловский, В.М. Бехтерев, Н.А. Витке, А.С. Макаренко, Л.С. Выготский, Р.Л. Кричевский, Л.И. Уманский, А.Л. Уманский, Н. Жеребова и др. [8]. Эти ученые внесли значительный вклад в изучение лидерства и его роли в различных сферах деятельности.
Развитие лидерства в 21 веке связано с изменяющейся социальной, экономической и технологической средой. Глобализация, изменяющиеся структуры организаций, цифровизация и переход к гибким формам работы требуют новых навыков у лидеров. Важными направлениями для развития лидерства в 21 веке являются решение глобальных проблем, управление изменениями, развитие межкультурных навыков, цифровая компетентность и понимание технологических инноваций. В наибольшей степени актуальность изучения феномена лидерства достигла в наше время, время глобальных изменений и адаптивных сложностей, когда для максимально эффективного реагирования на быстро меняющуюся и неизвестную ситуацию необходимо изменение образа мышления и сознания лидера. Кризис лидерства в туризме стал одной из самых обсуждаемых тем на заре 21 века [9], возникла необходимость перехода от традиционного лидерства к лидерству трансформационному, лидерству командному и осознанному [10]. Задача лидера в организации туротрасли сегодня - объединение команды с фокусировкой на общей цели, для того, чтобы каждый при этом мог решить свои задачи и самореализоваться.
Для проведения исследования применялись следующие методы научного анализа: Во-первых, эмпирические исследования: они включают сбор и анализ данных с использованием опросов, интервью, наблюдений и анализа документов для изучения характеристик и поведения лидеров, а также их воздействия на окружающую среду; во-вторых, корреляционно-регрессионный анализ: использование статистических методов для определения связей между лидерскими характеристиками и показателями эффективности и результативности; в-третьих, мета-анализ: синтез результатов множества исследований для обобщения знаний о лидерстве и выявления общих тенденций и закономерностей. На начальном этапе проведено изучение интернет-ресурсов Рунета, а также проанализированы данные, полученные в результате собственного исследования автора среди руководителей туристических компаний, объектов показа, питания и проживания (г. Санкт-Петербург).
Результаты и обсуждение
Данные, полученные в результате изучения и анализа публикаций и статистических источников, дают следующую картину. Эксперты говорят сегодня о кризисе лидерства не только в индустрии туризма, сервиса и гостеприимства, но и во многих других отраслях. Несмотря на множество исследований в области менеджмента, исследования лидерства в индустрии туризма характеризуются разрозненностью и отсутствием системности. В то же время, на первом месте по частоте упоминаний - исследования вопросов лидерства в туризме в контексте изучения критериев эффективности лидера-руководителя. Подчёркивается, что изучение вопросов лидерства обладает невероятной важностью для формирования эффективного руководящего персонала организации [11].
Национальные особенности лидерства в туристической отрасли в разные периоды развития страны, начиная с советских времён, также повлияли на облик современной туристической отрасли и важность понимания феномена лидерства, как инструмента кадровой политики в сфере туризма. Хотя с точки зрения правового регулирования и истории развития туризма наиболее полно история туристского права представлена Е.Л. Писаревским, которым предложено выделить два этапа: первый этап (с 1917 до 1991 гг.) и второй этап (с 1991 г. по настоящее время) [12, 13] на взгляд автора, с точки зрения особенностей лидерства в туризме можно предложить несколько иную периодизацию. В таблице представлена краткая характеристика этапов развития туризма в России в периодизации, предлагаемой автором, начиная с советского периода и до сегодняшнего времени и отличительные черты лидерства на каждом из этапов.
Таблица
Этап Краткая характеристика и особенности этапа Отличительные черты лидерства
Советский период (с 1917 по 1991 гг.) Развитие туризма в СССР отличалось от подходов к туризму в других странах из-за уникальных социально-экономических и политических условий. 1. Централизованное управление. Туризм был строго контролируем государством, что привело к централизации управления отраслью. ВАО «Интурист» - единственный туроператор, который осуществлял коммерческую деятельность. 2. Идеологическая ориентация (особенно для иностранных туристов). Туризм в СССР рассматривался как средство пропаганды социалистических идей и показа достижений советской системы. 3. Ограничение доступа. В советское время туризм часто оставался привилегией некоторых общественных слоев, и доступ к определенным направлениям и видам туризма, особенно поездкам за границу, был ограничен. 4. Специфические направления туризма: туризм к местам боевой славы, культурный туризм и туризм в рамках дружбы народов, санаторный отдых, самодеятельный спортивный и пеший туризм, отдых в детских лагерях, отдых в домах отдыха и некоторые другие. Очень сильная школа экскурсоводов и гидов-переводчиков. 5. Низкий уровень обслуживания отчасти был обусловлен сильно развитой системой профсоюзного туризма, а также тем, что рекреационные учреждения не облагались налогами Для данного периода характерно формальное лидерство с решающей ролью должностной власти. Эти особенности развития туризма в СССР оказали большое влияние на формирование инфраструктуры, организацию и управление отраслью, они стали частью уникального исторического фона развития туризма в стране, а также определили важные особенности лидерства в туризме в советском периоде
Продолжение табл.
Этап Краткая характеристика и особенности этапа Отличительные черты лидерства
Конец 1990-х -начало 2000-х годов В 90-х годах 20 века в России туристическая отрасль прошла через значительные изменения в связи с общей политической и экономической трансформацией страны. 1. Практическое отсутствие регулирование отрасли со стороны государства. 2. Нестабильность в условиях новой для страны рыночной экономики. Необходимость эффективного управления ресурсами, рост конкуренции на рынке и умение принимать решения в условиях неопределенности. 3. Низкая профессиональная культура, уровень обслуживания и инфраструктура. 4. Приход иностранного капитала в отрасль. Появление новых возможностей для отрасли. Потребность привлечения компетентных лидеров, способных работать в условиях межкультурного управления и сотрудничества. 5. Бурное развитие выездного туризма. Понимание у населения России колоссальной разницы между сервисом и инфраструктурой за границей и внутри страны Формальное лидерство остаётся в компаниях, которые сохраняют профиль, связанный со сферой сервиса, туризма и гостеприимства или в новых компаниях, которые создаются представителями бывшей советской номенклатуры, обладающими связями; характеризуется бюрократическим стилем руководства и отсутствием теоретических знаний у сотрудников компании. Постепенно появляются новые руководители, обладающие личными лидерскими качествами, но при этом не имеющие опыта и знаний в управлении, маркетинге и других ключевых областях. Российская туристическая индустрия в этот период была недостаточно развитой и не соответствовала мировым стандартам
С 2009 по 2019 гг. (до периода пандемии) 1. Усовершенствование законодательной базы в сфере туризма, сервиса и гостеприимства. 2. Сильная зависимость отрасли от экономической ситуации в мире и в стране. 3. Укрепление иностранного капитала в туристической отрасли. 4. Рост теоретической подготовки персонала и переподготовки по западным образцам управления бизнесом по сравнению с началом 2000-х гг. Но при этом российский менеджер в сфере индустрии туризма является скорее практиком, пренебрегающим теорией. 5. Рост конкуренции в отрасли. Внедряются стандарты ЮНВТО. Формируется отечественная школа Проблема соотношения эффективности управления и лидерства является в этот период ключевой, а само лидерство начинает переживать кризис. Кризис лидерства заключается в том, что именно в туристической отрасли в силу быстрых изменений и необходимости максимально оперативного управления менеджер не может реализовать свои личные качества. Ему часто приходится «тушить пожар», решая сиюминутные проблемы
Период ограничений в сфере туризма, связанный с пандемией 2019-2022 гг. и изменением политической ситуации в мире 1. Максимально быстрое реагирование изменений законодательной базы в сфере туризма, сервиса и гостеприимства в поддержку отрасли и максимальное внимание со стороны государства (налоговые послабления, программа кешбека). 2. Полная зависимость отрасли от экономической ситуации в мире и в стране. 3. Уход большей части иностранного капитала из туристической отрасли. 4. Кардинальное изменение рынка. Множество компаний закрываются. 5. Отрасль переживает сильнейший кризис У менеджмента нет готовых и эффективных ответов на вызовы времени. Многие сотрудники меняют работу в сфере туризма на более стабильную. Формальное лидерство, отсутствие лидерских качеств приводит к неэффективному управлению. Кризис лидерства заключается в необходимости выстраивать максимально доверительные отношения с персоналом
Период 20222023 гг. 1. Максимальное внимание и поддержка со стороны государства к внутреннему туризму (в том числе субсидии, гранты, федеральные программы и т.д.). Наиболее успешны в российском менеджменте туризма харизматические лидеры. Лидерами становятся универсальные специалисты, которые могут совмещать несколько
Окончание табл.
Этап Краткая характеристика и особенности этапа Отличительные черты лидерства
2. Зависимость отрасли от экономической ситуации в мире и в стране. 3. Укрепление российского капитала в туристической отрасли. 4. Внимание к новым видам туризма, например, глэмпинг, строительство лыжных курортов, развитие пляжного туризма, креативной индустрии. Развитие детского туризма и потребность в соответствующих кадрах. 5. Продолжается формирование отечественной школы в условиях сложившегося политического контекста должностей, особенно в небольших и средних компаниях. Часто это небывалая ранее уникальная свобода при возрастающей скорости перемещения по видам туристской деятельности. Формальное лидерство больше не работает
Необходимо отметить, что СОУГО-19 кардинально изменил конкурентный профессиональный туристический рынок не только России, но и мира. Жёсткая конкуренция и максимально клиентоориен-тированный туризм уступают место партнёрству и сотрудничеству между компаниями туротрасли. Тот, кто умеет договариваться, а не только думает о прибыли, и задумывается об общем благе развития данного направления экономического развития страны, становится лидером отрасли. На декабрьском всероссийском форуме «Туризм - детям» 2023 года среди туркомпаний, лидеров отрасли (около 120 человек более чем из 20 регионов страны) был проведён опрос. Одним из вопросов был: «Считаете ли Вы, что Ваша компания не имеет проблем с кадрами?» 100% опрошенных ответили, что проблемы с кадрами, с персоналом существуют, а уровень этих проблем очень высок. Начиная от набора персонала с требуемой квалификацией, навыками и знаниями, умением быть гибким и принимать быстрые и эффективные решения до глубочайшей приверженности отрасли.
По мнению руководителей, сотрудник должен быть готов проявлять инициативу и выходить за рамки решения своих прямых задач. При этом сами сотрудники зачастую считают, что у них не хватает определённого уровня полномочий для решения некоторых вопросов. Кроме того, демографическая ситуация конца 90-х годов прошлого века и миграция 2022 года также частично повлияли на кадровый состав отрасли. Среди причин была также названа и неконкурентная заработная плата в отрасли, что подтверждается проведенными исследованиями компании HeadHunter. В секторе «Туризм, гостиницы, рестораны» с 2021 года наблюдается существенная разница количества резюме и вакансий, и численность последних при этом только увеличивается, а в 2023 году она стала больше показателей соответствующего периода 2022 года на 40% [14].
Заключение
Проведенное исследование показывает, что даже несмотря на пристальное внимание к сфере туризма, сервиса и гостеприимства и финансовую поддержку со стороны государства, для прорывных решений, которые сегодня требуются в данном направлении экономического развития России, требуется системный комплексный подход с точки зрения формирования организационно-экономического механизма кадрового обеспечения индустрии гостеприимства. Выращивать лидеров изменений и приверженцев отрасли необходимо последовательно, начиная со школьной скамьи. Мировой кризис лидерства начала 21 века, национальные особенности лидерства в России требуют дополнительного изучения для максимального использования этого феномена и его потенциала как инструмента кадровой политики в сфере туризма.
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ
1. Паспорт Национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.economy.gov.ru/material/directions/turizm/nacionalnyy_proekt_turizm_i_industriya_gostepri-(дата обращения 18.01.2024).
2. Решетников рассказал о стратегии развития туристической отрасли. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://iz.ru/1620784/2023-12-14/reshetnikov-rasskazal-o-strategii-razvitiia-turisticheskoi-otrasli (дата обращения 18.01.2024).
3. КруминаА.А. Кризис нехватки кадров в сфере гостеприимства: как и почему люди решают сменить работу. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.hr-director.ru/artide/68068-krizis-nehvatki-kadrov-v-sfere-gostepriimst:va-kak-i-pochemu-lyudi-reshayut-smenit-rabotu (дата обращения 18.01.2024).
4. Сергачев В.Я. Туриста встретить некому. Сфера гостеприимства Петербурга ощущает растущий дефицит кадров. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://spbvedomosti.ru/news/gorod/turista-vstretit-nekomu-sfera-gostepriimstva-peterburga-oshchushchaet-rastushchiy-defitsit-kadrov (дата обращения 18.01.2024).
5. Масленникова О.А. Современные подходы к формированию организационно-экономического механизма кадрового обеспечения в сфере туризма в контексте реализации национальных проектов // Рекреация и туризм. 2020. № 2 (6).
6. Сергеева С.А. Эволюция философских идей и концепций лидерства // Армия и общество. 2013. № 1 (33).
7. Ануфриенко Л.В. История изучения лидерства в мировой психолого-педагогической науке // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия Е. Педагогические науки. 2012. № 7.
8. Бадулина О. В. Лидерство в туризме: на основе исследований западных ученых. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://scienceforum.ru/2013/article/2013006347 (дата обращения 08.11.2023).
9. Официальный сайт Комитета Государственной Думы по туризму и развитию туристической инфраструктуры. Итоги 2022 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://komtour.km.duma.gov.ru/ Novosti/item/28489124/www.council.gov.ru (дата обращения 18.01.2024).
10. Долина Н.В. Я - лидер нового поколения. М.: Просвещение, 2020. 208 с.
11. АбульянЮ.И., СтаростинаЛ.А. Современные модели лидерства туристских предприятий в России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ksei.rUneteat_files/ffle/NAUKAjourmШ2-2014/КСТ-исправленньIЙ.pdf (дата обращения 19.01.2024).
12. Основы туризма / под ред. Е.Л. Писаревского. М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. 384 с.
13. Протченко Ю.В. Лидерство в туристических организациях с различными структурами в свете новых теоретических представлений. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ш/article/n/liderstvo-v-turisticheskih-organizatsiyah-s-razlichnymi-strukturami-v-svete-novyh-teoreticheskih-predstavleniy (дата обращения 19.01.2024).
14. Рынок труда в HoReCa: аналитика и ключевые тренды. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://spb.hh.ru/article/31990 (дата обращения 19.01.2024).