Научная статья на тему 'ФЕНОМЕН КУЛЬТУРНОЙ ГОМОПЛАЗИИ'

ФЕНОМЕН КУЛЬТУРНОЙ ГОМОПЛАЗИИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
120
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНАЯ ГОМОПЛАЗИЯ / КАСТОВОЕ ОБЩЕСТВО / ТЮРЕМНАЯ СУБКУЛЬТУРА / ИНДИЙСКИЕ КАСТЫ / ЭМЕРДЖЕНТНОСТЬ / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Пономарев Сергей Борисович, Пономарев Дмитрий Сергеевич

Статья посвящена проблеме культурной гомоплазии, проявляющейся в генерации сходных признаков культурных явлений, наблюдающихся в различных обществах. Проанализированы процессы кастообразования и самоорганизации социумов с явлением структуризации по типу построения сходных социальных иерархий. Цель исследования: оценить явление культурной гомоплазии, отмечаемое в виде схожести структуры кастового общества древней Индии и неформальной стратификационной организации коллективов осужденных в современной России. Показано, что метаморфозы различных сложных систем протекают по единым правилам, что, в частности, проявляется в наличии феномена культурной гомоплазии, при котором для каждой индийской варны существует свой коррелят в тюремной субкультуре в виде тюремной «масти». Сделанные выводы свидетельствуют о том, что 1) тюремный социум и кастовая система древней Индии имеют сходную структуру. 2) Описанное в статье явление культурной гомоплазии обусловлено стремлением социума выстроить наиболее эффективную систему защиты от внешних воздействий, что проявляется в свойственном любой сложной системе феномене эмерджентности. 3) В индийском обществе мерилом качества варны является понятие чистоты, в тюремной субкультуре - вовлеченность представителя той или иной тюремной страты в криминальную деятельность. 4) Принципиальные блок-схемы взаимодействия различных каст в древнеиндийском обществе и в неформальной социальной организации осужденных сходны и состоят из следующих элементов: 1) решающая (управляющая) подсистема (брахманы - кримнальные авторитеты, «воры в законе») 2) исполняющая подсистема (кшатрии - «блатные», вайшья - «коммерсы») 3) подчиняющаяся подсистема (шудры - «мужики», неприкасаемые - «петухи», «черти»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PHENOMENON OF CULTURAL HOMOPLASIA

The article is devoted to the problem of cultural homoplasia, which manifests itself in the generation of similar signs of cultural phenomena observed in different societies. The processes of caste formation and self-organization of societies with the phenomenon of structuring according to the type of construction of similar social hierarchies are analyzed. The purpose of the study: to evaluate the phenomenon of cultural homoplasia, noted in the form of similarity between the structure of the caste society of ancient India and the informal stratification organization of groups of convicts in modern Russia. It is shown that the metamorphoses of various complex systems proceed according to the same rules, which, in particular, manifests itself in the presence of the phenomenon of cultural homoplasia, in which each Indian varna has its own correlate in the prison subculture in the form of a prison “suit”. The conclusions drawn indicate that 1) the prison society and the caste system of ancient India have a similar structure. 2) The phenomenon of cultural homoplasia described in the article is due to the desire of society to build the most effective system of protection from external influences, which is manifested in the phenomenon of emergence inherent in any complex system. 3) In Indian society, the measure of the quality of a varna is the concept of purity, in the prison subculture - the involvement of a representative of one or another prison stratum in criminal activities. 4) The basic block diagrams of the interaction of various castes in ancient Indian society and in the informal social organization of convicts are similar and consist of the following elements: - decisive (managing) subsystem (brahmins - criminal authorities, “thieves in law”) 2) executing subsystem (kshatriyas - “thieves”, vaishyas - “commerce”) 3) obeying subsystem (shudras - “muzhiks”, untouchables - “roosters”, “devils”).

Текст научной работы на тему «ФЕНОМЕН КУЛЬТУРНОЙ ГОМОПЛАЗИИ»

Феномен культурной гомоплазии

Пономарев Сергей Борисович,

доктор медицинских наук, профессор, главный научный сотрудник, Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний России E-mail: docmedsb@mail.ru

Пономарев Дмитрий Сергеевич,

кандидат технических наук, ведущий научный сотрудник, Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний России E-mail: ponomarev.dmitry1990@mail.ru

Статья посвящена проблеме культурной гомоплазии, проявляющейся в генерации сходных признаков культурных явлений, наблюдающихся в различных обществах. Проанализированы процессы кастообразования и самоорганизации социумов с явлением структуризации по типу построения сходных социальных иерархий. Цель исследования: оценить явление культурной гомоплазии, отмечаемое в виде схожести структуры кастового общества древней Индии и неформальной стратификационной организации коллективов осужденных в современной России. Показано, что метаморфозы различных сложных систем протекают по единым правилам, что, в частности, проявляется в наличии феномена культурной гомоплазии, при котором для каждой индийской варны существует свой коррелят в тюремной субкультуре в виде тюремной «масти». Сделанные выводы свидетельствуют о том, что 1) тюремный социум и кастовая система древней Индии имеют сходную структуру. 2) Описанное в статье явление культурной гомоплазии обусловлено стремлением социума выстроить наиболее эффективную систему защиты от внешних воздействий, что проявляется в свойственном любой сложной системе феномене эмерджентности. 3) В индийском обществе мерилом качества варны является понятие чистоты, в тюремной субкультуре - вовлеченность представителя той или иной тюремной страты в криминальную деятельность. 4) Принципиальные блок-схемы взаимодействия различных каст в древнеиндийском обществе и в неформальной социальной организации осужденных сходны и состоят из следующих элементов: 1) решающая (управляющая) подсистема (брахманы - кримнальные авторитеты, «воры в законе») 2) исполняющая подсистема (кшатрии - «блатные», вайшья -«коммерсы») 3) подчиняющаяся подсистема (шудры - «мужики», неприкасаемые - «петухи», «черти»).

Ключевые слова: культурная гомоплазия, кастовое общество, тюремная субкультура, индийские касты, эмерджентность, уголовно-исполнительная система.

F7

U

см

см

см

Z

12

Введение

Для обозначения близости характеристик объектов научного исследования в ряде областей человеческого знания используется термин «гомоплазия» (от греческих joio$ -одинаковый, nAaai^ - образование). Под гомоплазией понимается наличие сходства ряда признаков у различных явлений окружающего мира, возникшее, как правило, благодаря их параллельно протекающей эволюции [30, 31]. Например, в биологии гомоплазией называется подобие функций и внешнего вида органов различных животных (т.н. аналогий), произошедшее вследствие конвергентной эволюции. Другими словами при биологической гомоплазии отмечается схожесть строения органов в таксонах, не связанных общим происхождением [30]. В качестве примеров здесь обычно приводятся следующие наблюдения: одинаковая форма тела у акулы (рыбы), дельфина (млекопитающего) и ихтиозавра (рептилии). Также классическим примером гомоплазии являются крыло птицы, похожее на крыло летучих мышей (млекопитающих) и птеродактилей (рептилий) [30,31].

В генетике под гомоплазией понимается возникновение сходных мутаций, приводящих к однотипной изменчивости фенотипических свойств и признаков при параллельных и независимых друг от друга эволюционных процессах (пример: одинаковые генетические и, следовательно, фенотипические признаки у австралийских сумчатых кротов и параллельно эволюционно развивавшихся европейских кротов).

В филологии под гомоплазией понимают появление похожих явлений в разных языках [8]. При этом различают гомоплазию деривационную (от одного праязыкового корня вытекают сходные названия предметов) и гомоплазию семантическую (в этом случае этимологически тождественные слова имеют в языках-потомках сходный сдвиг значения).

Явление культурной гомоплазии [22] отражено в многочисленных примерах из области культурологии и этнографии. Так, в научной литературе описаны сходные обычаи у племен, отделенных друг от друга тысячами километров, имеющих различное происхождение и пребывающих в различных временных эпохах. Д. Фрезером одним из первых рассмотрены сходные (часто копирующие друг друга в мелочах) обычаи, наблюдающиеся у не связанных друг с другом племен Африки, Австралии, Азии и Европы [28]. Феномен подобного сходства объясняется как аналогичными условиями существования членов различных племен, так и их сходной (заметим - характерной для всех представителей вида Homo sapiens) психологической реакцией на внешние воздействия. Основную роль при этом играют общие для всех людей, населяющих Землю, правила организации рассудочной деятельности. Указанное хорошо демонстрируется аналогичными психическими механизмами формирования сходных табу в различных культурах [23].

Теоретические основы исследования

Одним из примеров феномена культурной гомоплазии является иерархизация: спонтанная самоорганизация социума с генерацией связанных между собой страт -элементов социальной структуры, объединенных некими

общими характеристиками. При этом наблюдается структуризация подобных систем по типу сходных иерархии. Причиной указанного является то, что большинство социальных структур относятся к классу самоорганизующихся систем и, следовательно, обладают признаками, характерными для них: внутренней неоднородностью, наличием подсистем и связей между ними, эмерджент-ностью, целеполаганием, самоорганизацией, ингерент-ностью и т.п. [20,25]. При этом метаморфозы различных сложных систем протекают по единым правилам [18]. В качестве примера культурной гомоплазии можно рассмотреть две социальные структуры, характеризующиеся наличием высокоразвитой системой каст. Это древнее индийское общество и российская тюремная субкультура. Из этого вытекает цель настоящей работы: оценить явление культурной гомоплазии, отмечаемое в виде схожести структуры кастового общества древней Индии и неформальной стратификационной организации коллективов осужденных в современной России.

Известная исследовательница проблем тюремной субкультуры Н.В. Тищенко отмечала: «На схожесть между трехкастовостью тюремного сообщества („авторитеты и связанные с ними касты", „мужики - осужденные, не имеющие криминального прошлого", „отвергнутые") и трехуровневой системой первобытного общества („дифференцированная знать", „крестьяне", „рабы и изгои") обратил внимание в очерках о тюремной субкультуре Л. Клейн. Он указывает не только на смысловое и символическое сходство архаичного общества и тюремной субкультуры, но и на наличие внутренних структурных совпадений» [26]. Однако, несмотря на фиксацию факта такой схожести, в трудах ученых-пенитенциаристов данному культурному феномену уделено явно недостаточное внимание. Между тем, существование подобного феномена требует научного и философского объяснения.

Каста, как известно, это социально обусловленный слой (страта), замкнутая группа, объединенная общим происхождением, образом жизни, правилами и обычаями, правовым статусом [5]. Это ограничивающий внешние контакты и, как правило, профессионально специализированный эндогамный социум. Одной из функций касты является стремление минимизировать экзогенные влияния, способные разрушить законы и правила, которым подчиняется жизнь индивидуума в касте. Социум, организованный по кастовому признаку относится к т.н. стратификационным обществам [19].

Наиболее показательным примером кастовой системы, как было указано, является древнее индийское общество. Принципиальным отличием от других стратификационных обществ (классовых и сословных) тут является то, что границы между отдельными стратами в этом обществе были практически непроницаемыми [29]. По состоянию на 1949 г., до того, как правительство Индии ввело уголовное наказание за кастовую сегрегацию, в Индии насчитывалось более трех тысяч каст. Все их многообразие можно условно свести к 4 варнам (или, условно, «крупным кастам») - социальным общностям, состоящим из большого числа каст и подкаст (джати) [13]. Три из этих варн (брахманы, кшатрии, вайшья) являлись высшими. Их члены обладали правом изучать священные тексты, были допущены до религиозных церемоний. Члены этих каст считались дважды рожденными - прошедшими ритуал второго рождения «упанаяна». Низшая варна - шудры, не допускаемые до сокровенных знаний, считались единожды рожденными. Их уделом был изнурительный физический труд. Кроме указанных четырех варн в Индии существовали также люди без касты, неприкасаемые и незаконнорожденные (рожденные от представителей разных каст).

Поведение членов варн от рождения до смерти четко регламентировалось в древней Индии религиозными правилами [6]. Законодательно существование варн было закреплено в сборнике правовых и религиозно-нравственных предписаний (законах Ману), написанных неизвестными авторами от имени мифического прародителя человеческого рода царя Ману (время создания свода законов Ману специалисты оценивают в период от 2 века до н.э. до 2 века н.э. [2]). Одним из требований, предъявляемых к человеку, согласно законам Ману, было то, что он ни при каких условиях не может перейти из одной касты в другую [7]. Единственным возможным «социальным лифтом» было движение вниз - лишение человека его касты из-за нарушения законов Ману, перевод в статус неприкасаемого.

Что же касается кастового деления, существующего в российской тюремной субкультуре, то оно полностью оформилось во второй половине ХХ века [12]. Большинством исследователей в социальной структуре сообщества лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, выделяют следующие касты (или т.н. тюремные «масти»): «воры в законе», «блатные», «мужики», «ком-мерсы», «петухи», «черти» [3, 10]. Каждая из этих страт имеет свои опознавательные знаки (татуировки), правила поведения, особенности взаимоотношений с представителями других тюремных каст и с администрацией исправительного учреждения. Основой функционирования всей неформальной тюремной социальной системы является т.н. «тюремный закон» - свод правил, утверждаемый сходками «воров в законе» и распространяемый по исправительным учреждениям с помощью письменных распоряжений - т.н. «прогонов» и «маляв».

Результаты исследования

Анализ российской тюремной субкультуры показывает, что в ней существует система изолированных каст, во многом аналогичная, иногда - в деталях копирующая устройство архаичного индийского общества [21]. Это подтверждает факт наличия феномена культурной гомоплазии при сравнении этих культурных образований: каждая индийская каста имеет соответствующий аналог в российской тюремной субкультуре. Рассмотрим указанное явление более подробно.

Представителями высшей варны в Индии считались брахманы. В течение многих веков они занимались государственным управлением, наставничеством, философией, судейством, научной работой, учительством, жречеством и другими благородными занятиями, недоступными для представителей иных каст [4, 14].

Аналогом касты брахманов в российской тюремной субкультуре является социальная группа, осуществляющая организационную функцию в преступном мире («воры в законе», «смотрящие», «положенцы», «авторитеты») [21]. Это лидеры преступного мира, хранители воровских традиций, толкователи правил, вытекающих из «кодекса вора», идеологи и организаторы противоправной деятельности. Подобно касте брахманов, сплоченное общество «авторитетов» являет собой управляющий центр организованной преступности, выполняет системообразующую роль в социальной структуре криминального сообщества.

Жизнь представителей касты брахманов, как и тюремной касты «воровских авторитетов» была опутана сложной системой правил и табу. Для тех и других является обязательным выполнение целого ряда ритуалов. Так, для ортодоксальных криминальных «авторитетов» до недавнего времени существовал ряд обязательных ограничений: «вор в законе» не должен был

сз о

сг ш

0

1

—I

У

"О ш

сг

со

I_

u

CM

иметь семьи, не должен был работать, обязан был жить без прописки и т.п. Абсолютной преградой к получению титула «вора в законе» являлась служба в армии, работа в государственных органах. Существовал также целый ряд на первый взгляд мелких, но на деле - существенных табу, нарушение которых строго каралось: «вор в законе» не должен был подписывать документы, читать газеты, носить галстук и т.п. Абсолютно недопустимыми являлись: контакт с представителем низшей тюремной касты («пидоры», «петухи»), физическая работа в исправительном учреждении. Наказанием при нарушении данных табу (оно налагается сходкой «воров в законе») может быть: 1) публичная пощечина 2) перевод в низшую тюремную касту 3) смертный приговор.

Жизнь индийских брахманов также была связана со множеством запретов. Например, им нельзя было принимать еду, приготовленную человеком другой касты, употреблять мясные продукты, ухаживать за лошадьми и т.п. Важными табу для брахманов (которые роднят эту индийскую варну с тюремной кастой воровских авторитетов) являются запрет на занятие любым ручным трудом, и физический контакт с представителями низших каст. В традиционном индийском обществе брахман освобождался от уплаты налогов, а представители других варн должны были бесплатно его содержать. Если брахман запятнал себя нарушением кастовых табу - ему назначалось наказание. Это могло быть: выполнение ритуальных искупительных действий, перевод в низшую страту индийского общества, обречение на голодную смерть [11].

Индийской варне кшатриев (воинов) в тюремной субкультуре соответствует каста «блатных» («воров», «че-ловеков», «бродяг», «черных», «людей», «жуликов», «арестантов»), то есть тех, кто на практике реализует воровские «понятия». Это профессиональные преступники, для которых нахождение в местах лишения свободы является обязательным этапом в их жизненной карьере. Существование в условиях стрессогенного пенитенциарного пространства - это их привычный образ жизни. «Блатные» - это исполнительная структура криминального мира, которая борется с официальной властью, с законными требованиями администрации исправительного учреждения.

Индийской варне вайшья (торговцы) соответствует тюремная группа «комерсы». «Комерсы» - это лица, осужденные за экономические преступления и имеющие возможность откупаться и пользоваться привилегиями в местах лишения свободы с молчаливого согласия некоторых недобросовестных представителей администрации учреждений уголовно-исполнительной системы.

Коррелятом индийской касты шудра (работники, слуги, земледельцы) является тюремная страта «мужики». Это люди, отбывающие наказание в виде лишения свободы, не имевшие ранее криминального опыта, не относящиеся к профессиональной преступности. Их цель -отбыть срок и вернуться к нормальной жизни на воле. Как и шудры в индийском обществе «мужики»- это самая многочисленная группа заключенных (по данным социологических исследований доля шудр составляет в индийском обществе более 70%, доля «мужиков» в коллективах заключенных - около 80%). «Мужики» стараются отбыть срок наказания не участвуя ни в сотрудничестве с администрацией исправительного учреждения, ни в делах «воров». «Ни на какую теневую власть в местах лишения свободы „мужики" не претендуют, в различные,, разборки" не вмешиваются. Их кредо -жить тихо, побыстрее освободиться. Тем не менее мужики обычно придерживаются «правильных понятий», т.е.

не идут на сотрудничество (во всяком случае - открытое) с администрацией» [9].

Как было сказано, в индийском патриархальном обществе три варны являлись чистыми (брахманы, вайшьи и кшатрии). Указанное проявлялось в том, что их представители имели доступ к высшему сакральному знанию - изучению вед. В юности они проходили обряд инициации, которая расценивается как второе, духовное рождение. А низшая варна - шудры - до священных текстов и некоторых религиозных обрядов не допускалась. Тут тоже просматривается аналогия с тюремным социумом. В неформальной стратификационной тюремной структуре «мужики» не имеют права голоса на «разборках», отстранены от управления преступным сообществом. Вмешиваться в дела «бродяг» им запрещено.

Индийской социальной группе неприкасаемых (да-литам, хариджанам, ачхун), а также - незаконнорожденным (париям, outcast) в пенитенциарной субкультуре соответствуют так называемые «черти» («чучки», «чу-ханы») и «петухи» («обиженные», «опущенные», «пидоры»). «Черти» - это деградировавшие, забитые, опустившиеся, потерявшие человеческий облик и достоинство, часто - страдающие психическими заболеваниями люди. «Петухи» - это лица, используемые для гомосексуальных контактов.

В Индии представители касты неприкасаемых были заняты презираемой, грязной работой (уборка отхожих мест, сбор мусора, сжигание трупов, стирка белья и т.п.). Они жили в изолированных кварталах, им запрещалось находиться в общественных местах. Так же, как и в древнем индийском обществе у представителей страты «петухов» самое недостойное с точки зрения тюремных «понятий» занятие - подметание плаца, уборка туалетов. Они подвергаются всяческим притеснениям: «у них отдельные спальные места, в медчасти для них выделяются специальные койки и палаты, в ШИЗО и ПКТ - отдельные камеры, в местах общего пользования - «зачушка-ненные» столы и стулья. Даже в тюремных церквях они причащаются с использованием специальной «зашква-ренной» ложки. Питаются из меченой дырками посуды» [24, с. 50]. Любой физический контакт с «петухом» является в местах лишения свободы абсолютным табу. «Перейти в страту «петухов» можно просто прикоснувшись к «петуху», сев за «петушиный» стол в столовой или на «петушиный» стул в медчасти или парикмахерской и т.п.» [24, с. 51]. Это же относилось и к неприкасаемым в индийской кастовой системе: испачкаться, воспринять «нечистоту» мог представитель любой из каст, просто лотронувшись до парии. «Даже пересечение тени неприкасаемого считалось осквернением представителей высших каст, поэтому утром и вечером, когда предметы отбрасывают самые длинные тени, хариджанам запрещалось находиться в людных местах» [24, с.51]. В местах лишения свободы «петухи» являются объектами постоянных издевательств и унижений, превращающих отбывание наказания в многолетнюю пытку.

Обсуждение

Приведенные в статье данные свидетельствуют о наличии феномена культурной гомоплазии, отмечаемого при сравнении структуры российского тюремного социума и кастовой системы древней Индии. Для каждой индийской варны (условно - «большой касты») в тюремной субкультуре существует свой коррелят в виде тюремной «масти». Исходя из положений теории систем (в частности - применяя принцип модели «сущность-связь»), можно утверждать, что в обоих случаях совпадает не только строение общественных систем, но и «специализация»

функциональных единиц (каст), соотношение которых можно представить следующим образом:

1) Решающая (управляющая) подсистема (брахманы - кримнальные авторитеты, «воры в законе»). Функция: управление, целеполагание, принятие решений, активизация элементов исполнения.

2) Исполняющая подсистема (кшатрии - «блатные», вайшья - «коммерсы»). Функция: действия по достижению задаваемых управляющей подсистемой целей через активизацию элементов-эффекторов.

3) Управляемая подсистема (шудры - «мужики», неприкасаемые - «петухи», «черти»). Функция: рецепция и исполнение управляющих сигналов.

Именно по описанному принципу может быть представлено единое строение абстрактной модели социальных коммуникаций в рассматриваемых общественных структурах.

Естественно, что должна существовать также и некая универсальная детерминанта, приводящая к возникновению кастового разделения. В качестве возможных причин, ведущих к образованию кастового общества в древней Индии, специалистами рассматриваются: угроза голода, тяжелые условия существования, разрушительные силы природы [27]. В уголовно-исполнительной системе это могут быть: А) специфические пенитенциарные факторы (социальная, двигательная, сенсорная, сексуальная депривации, неудовлетворительная инсоляция, недостаток свежего воздуха и.т.п. [24]), Б) действия администрации исправительного учреждения, направленные на борьбу с пенитенциарной субкультурой [16,24]. Общим для столь разнородных факторов является их энтропийная природа.

Таким образом, можно предположить, что, исходя из положений теории систем, в качестве общего фактора, который приводит к сходным метаморфозам в обоих анализируемых социумах (возникновение кастовых отношений), может рассматриваться энтропия, как явление, ведущее к возрастанию внутренней однородности состояния системы и имеющее различные проявления в каждом случае [18,24]. Здесь требуется особо подчеркнуть, что под энропийными воздействиями разумеется не только хаос и деструкция как таковые, но и любые факторы, несущие потенцию упрощения структуры системы [15,18,24]. Из сказанного вытекает, что чем сильнее действие энтропийного фактора, тем сильнее и ответ самоорганизующейся системы, стремящейся сохранить и упрочить свое сложное иерархическое строение. В какой-то момент (в т.н. «точке бифуркации») указанное строение приобретает вид кастового [24]. Таким образом, не только путем сохранения структуры, но и мерами, направленными на ее усложнение (в виде образования каст), самоорганизующиеся системы (древнеиндийское общество и пенитенциарная субкультура) реагируют на энтропийные факторы, сохраняя и обеспечивая (в соответствии с законами синергетики) свою целостность, структурированность, функциональность, гомео-стазис и аутопоэзис [24].

Вместе с тем, справедливо будет отметить, что не все общества в процессе своей эволюции переходят к кастовому разделению (хотя большинство из них укладываются в описанную в статье схему «управляющая подсистема» - «исполняющая подсистема» - «управляемая подсистема»). Указанное требует проведения дальнейших исследований с целью идентификации и анализа всего комплекса причин, способствующих возникновению кастовых обществ. Подобные исследования проводятся нами в настоящее время в отношении пенитенциарной субкультуры; по их завершению вниманию читателей будут представлены соответствующие материалы.

Нужно отметить также, что для достижения максимально возможной ингерентости в описанном процессе проявляется свойственный самоорганизующимся системам феномен эмерджентности (получение качественно более эффективной деятельности всей совокупности элементов системы, нежели ее каждого элемента по отдельности) [1, 15, 17]. Высказанное суждение подтверждается устоявшимся мнением о генезисе кастовой системы Индии. Как отмечает Е.Н. Успенская, в древней Индии ни для одной из варн было невозможно в одиночку поддерживать функционирование дееспособной экономики [27]. И только разделение труда и кастовое, иерархическое строение общества смогли обеспечить многовековое существование индийского государства [27]. Это же относится и к господствующей в местах лишения свободы тюремной субкультуре: ее удивительная живучесть во многом обусловлена кастовым строением коллективов осужденных [24]. При этом многочисленные попытки руководства ФСИН искоренить неформальные отношения между заключенными, в частности - ликвидировать такое отвратительное явление как «опетуше-ние», встречает яростное, подчас - фанатичное и иррациональное сопротивление осужденных, вовлеченных в тюремную субкультуру [16].

Нужно отметить, что в индийском обществе мерилом качества варны являлось понятие чистоты. Уровни иерархической пирамиды общества напрямую были связаны с долей чистоты, свойственной представителям той или иной касты (максимально «чистые»- брахманы, самые «грязные» - неприкасаемые). В российской тюремной субкультуре таким мерилом является вовлеченность представителя той или иной тюремной страты в криминальную деятельность, его приверженность установкам «воровского закона» [24].

Заключение

В статье впервые проанализирован феномен культурной гомоплазии при сравнении двух достаточно далеко отстоящих друг от друга (по времени и территориально) кастовых социальных систем. Приведенные материалы позволяют сделать следующие выводы:

1. Тюремный социум и кастовая система древней Индии имеют сходную структуру. В этом проявляется описанный в статье феномен культурной гомопла-зии. При этом коррелятом варны брахманов являются т.н. «авторитетные» лидеры преступного мира («воры в законе», «смотрящие», «положенцы», «авторитеты»), варне кшатриев соответствуют т.н. «блатные», варне вайшьев - «коммерсы». Аналогом варны шудр выступает тюремная страта т.н. «мужиков». Существовавшей в индийском обществе социальной группе «неприкасаемых» в тюремном социуме соответствуют «масти» «петухов» и «чертей».

2. С позиции теории систем кастовое общество древней Индии и российская тюремная субкультура являются самоорганизующимися системами, для которых свойственно поддержание гомеостазиса и ауто-поэзиса за счет сопротивления энтропийным факторам [24]. При этом в качестве таковых могут выступать различные виды внешних воздействий. В указанном процессе проявляется свойственный любой сложной системе феномен эмерджентности [17].

3. В индийском обществе мерилом качества варны является понятие чистоты, в тюремной субкультуре -вовлеченность представителя той или иной тюремной страты в криминальную деятельность.

4. Принципиальные блок-схемы взаимодействия различных каст в древнеиндийском обществе и в не-

сз о

сг ш

0

1

—I

У

"О ш

сг

формальной социальной организации осужденных сходны и состоят из следующих элементов: 1) решающая (управляющая) подсистема (брахманы - крим-нальные авторитеты, «воры в законе») 2) исполняющая подсистема (кшатрии - «блатные», вайшья -«коммерсы») 3) управляемая подсистема (шудры -«мужики», неприкасаемые-«петухи», «черти»).

5. Изучение описанного в статье феномена культурной гомоплазии требует проведения дальнейших исследований с целью идентификации и анализа всего комплекса детерминант, ведущих к возникновению кастового строения социума.

Литература

1. Алексеев В. В., Яковлев А.В. Эмерджентность как основа организации систем// Инженерная физика. -2009. - № 2. - С. 42-45.

2. Арутюнов Э.К., Алиева А.Ф. Законы Ману как правовой источник в древней Индии // Приоритетные модели общественного развития в эпоху модернизации: экономические, социальные, философские, политические, правовые аспекты. Материалы международной научно-практической конференции. -2016. - С. 53-55.

3. Афиногенов В.А. Субкультура осужденных и ее влияние на их поведение в условиях изоляции: дис. ... канд. юрид. наук. - Саратов, 2016. - 156 с.

4. Балаболина А.В. Проблемы кастового строя Индии в освещении отечественной историографии XIX-XX вв.: дис. ... канд. ист. наук. - Казань, 2006. -333 с.

5. Воскресенская Н.О. Индуизм, касты и эзотерический тантрический культ. Культура средневековой Индии //Культурология. История мировой культуры. - Москва, 2013. - С. 310-321.

6. Ермолаева Е.Л., Илюшина Е.С., Масленникова А.С., Федосеева Л.А., Юрина В.М. Сословное деление древней Индии//Вестник современных исследований. - 2018 - № 8.1 (23) - С. 43-44.

7. Законы Ману / М.: Наука, 1992. - 212 с.

8. Касьян А.С. К формальной генеалогической классификации лезгинских языков (Северный Кавказ)// Вопросы языкового родства. - 2014. - № 11. - С. 63-80.

9. Клейменов М.П. Криминология/ М.: НОРМА, 2018. -400 с.

10. Клейменова Е.Г. Тюремная субкультура как особый вид социального взаимодействия // Вестник Удмуртского университета. Сер. «Философия. Социология. Психология. Педагогика». - 2012. - № 3. - С. 33-37.

11. Козлова Е.А. Наказание по законам Ману // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - 2006. -№ 56. - С. 308-314.

12. Корецкий Д. А., Тулегенов В.В. Криминальная субкультура и ее криминологическое значение/ М.: Изд-во Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2006. -243 с.

13. Курочкина Т.А., Калашникова Е.Б. Особенности варно-кастовой системы древней Индии/ZModem Science. -2019. - № 3. - С. 167-170.

14. Куценков А.А. Из истории изучения индийской касты // Народы Азии и Африки. - 1980. - № 4. -С. 383-420.

15. Луценко Е.В. Эффективность объекта управления как его эмерджентное свойство и повышение уровня системности как цель управления//Научный журнал КубГАУ. - 2021. - № 1 (165). - С. 1-21.

16. Мокрецов А. И., Новиков В.В. Личность осужденного: социальная и психологическая работа с различ-

ными категориями лиц, отбывающих наказание/ М.: НИИ ФСИН России, 2006. - 220 с.

17. Муратов А.С., Поварич И.П. Синергизм и эмерджентность: генезис их гармонизации в экономике и управлении// Вестник Кемеровского государственного университета. - 2012. -№ 1 (49). - С. 271-275.

18. Николис Г. Пригожин И.Р. Самоорганизация в неравновесных системах: От диссипативных структур к упорядоченности через флуктуации/ М.: Мир, 1979. - 512 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Панов Е.Н. Эволюция социальной организации / Этология человека на пороге XXI века: новые данные и старые проблемы/ М.: Старый Сад, 1999. -С. 322-372.

20. Пономарев Д.С. Актуальность применение методов системного анализа для предотвращения влияния тюремной субкультуры в обществе // Научные труды ФКУ НИИ ФСИН России. М.: ФКУ НИИ ФСИН России, 2020. - С. 450-453.

21. Пономарев С. Б., Пустовалов А.Р. Кастовое общество средневековой Индии и российская криминальная субкультура: социокультурные параллели// Правовая культура. - 2017. - № 3 (30). - С. 38-44.

22. Пономарев С.Б. Исследование феномена культурной гомоплазии при анализе тюремной субкультуры// Научные труды ФКУ НИИ ФСИН России. М.: ФКУ НИИФСИН России, 2021. - № 4. - С. 231-234.

23. ПономаревС.Б.Анализтриады«архетип-тотем-табу» в пенитенциарной субкультуре/ Ижевск: Изд-во ИжГТУ им. М.Т. Калашникова, 2021. - 160 с.

24. Пономарев С.Б. Криминальная субкультура с позиции этологии человека и теории систем/ Ижевск: Изд-во ИжГТУ им. М.Т. Калашникова, 2017. - 146 с.

25. Тарасенко Ф.П. Прикладной системный анализ (наука и искусство решения проблем)/ Томск: Издательство Томского университета, 2004. - 314 с.

26. Тищенко Н.В. Интерпретация тюремной субкультуры в отечественной художественной культуре/ Саратов: ООО «Издат. центр «Наука», 2012. - 184 с.

27. Успенская Е.Н. Этнокастовые общности в контексте формирования и функционирования индийской традиционной социальной организации: автореф. дис. ... д-ра ист. наук / СПб., 2010. - 25 с.

28. Фрезер Д.Д. Золотая ветвь/ М.: Изд-во политической литературы, 1984. - 702 с.

29. Яковлева В.Я. Государство в древней Индии / Право и государство: история и современность, перспективы развития. - Стерлитамак, 2020. - С. 117-120.

30. Hall B.K. Descent with Modification: the Unity Underlying homology and Homoplasy as Seen through an Analysis of Development and Evolution // Biological Reviews. -2003. - Vol. 78. - P. 409-433.

31. Pozdnyakov А. Leibniz principle of continuity and the concept of homology in biology// Epistemology & philosophy of science. - 2015. - I. XLVI. - № 4. - рр. 193-212.

THE PHENOMENON OF CULTURAL HOMOPLASIA

Ponomarev S.B., Ponomarev D.S.

Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia

The article is devoted to the problem of cultural homoplasia, which manifests itself in the generation of similar signs of cultural phenomena observed in different societies. The processes of caste formation and self-organization of societies with the phenomenon of structuring according to the type of construction of similar social hierarchies are analyzed. The purpose of the study: to evaluate the phenomenon of cultural homoplasia, noted in the form of similarity between the structure of the caste society of ancient India and the informal stratification organization of groups of convicts in modern Russia. It is shown that the metamorphoses of various complex sys-

tems proceed according to the same rules, which, in particular, manifests itself in the presence of the phenomenon of cultural homopla-sia, in which each Indian varna has its own correlate in the prison subculture in the form of a prison "suit". The conclusions drawn indicate that 1) the prison society and the caste system of ancient India have a similar structure. 2) The phenomenon of cultural ho-moplasia described in the article is due to the desire of society to build the most effective system of protection from external influences, which is manifested in the phenomenon of emergence inherent in any complex system. 3) In Indian society, the measure of the quality of a varna is the concept of purity, in the prison subculture - the involvement of a representative of one or another prison stratum in criminal activities. 4) The basic block diagrams of the interaction of various castes in ancient Indian society and in the informal social organization of convicts are similar and consist of the following elements: - decisive (managing) subsystem (brahmins - criminal authorities, "thieves in law") 2) executing subsystem (kshatriyas -"thieves", vaishyas - "commerce") 3) obeying subsystem (shudras -"muzhiks", untouchables - "roosters", "devils").

Keywords: cultural homoplasia, caste society, prison subculture, Indian castes, emergence, penitentiary system.

References

1. Alekseev V. V., Yakovlev A.V. Emergence as a basis for organizing systems // Engineering Physics. - 2009. - No. 2. - P. 4245.

2. Arutyunov E.K., Alieva A.F. Laws of Manu as a legal source in ancient India // Priority models of social development in the era of modernization: economic, social, philosophical, political, legal aspects. Materials of the international scientific and practical conference. - 2016. - P. 53-55.

3. Afinogenov V.A. Subculture of convicts and its influence on their behavior in isolation: dis. ... cand. legal Sciences. - Saratov, 2016. - 156 p.

4. Balabolina A.V. Problems of the Indian caste system in the coverage of Russian historiography of the 19th-20th centuries.: dis. . cand. ist. Sciences. - Kazan, 2006. - 333 p.

5. Voskresenskaya N.O. Hinduism, castes and the esoteric tantric cult. Culture of Medieval India // Culturology. History of world culture. - Moscow, 2013. - P. 310-321.

6. Ermolaeva E.L., Ilyushina E.S., Maslennikova A.S., Fedosee-va L.A., Yurina V.M. Class division of ancient India // Bulletin of Modern Research. - 2018 - No. 8.1 (23) - P. 43-44.

7. Laws of Manu / M.: Nauka, 1992. - 212 p.

8. Kasyan A.S. Toward a formal genealogical classification of the Lezgi languages (Northern Caucasus)// Issues of linguistic kinship. - 2014. - No. 11. - P. 63-80.

9. Kleimenov M.P. Criminology / M.: NORMA, 2018. - 400 p.

10. Kleymenova E.G. Prison subculture as a special type of social interaction // Bulletin of the Udmurt University. Ser. "Philosophy. Sociology. Psychology. Pedagogy. - 2012. - No. 3. - S. 33-37.

11. Kozlova E.A. Punishment according to the laws of Manu // Bulletin of the Volga University. V.N. Tatishchev. - 2006. - No. 56. -S. 308-314.

12. Koretsky D.A., Tulegenov V.V. Criminal subculture and its criminological significance / M .: Publishing House of R. Aslanov "Legal Center Press", 2006. - 243 p.

13. Kurochkina T.A., Kalashnikova E.B. Peculiarities of caste system of ancient India//Modern Science. -2019. - No. 3. - S. 167170.

14. Kutsenkov A.A. From the history of the study of the Indian caste // Peoples of Asia and Africa. - 1980. - No. 4. - S. 383420.

15. Lutsenko E.V. The effectiveness of the control object as its emergent property and increasing the level of consistency as the goal of management//Scientific journal of KubGAU. -2021. - No. 1 (165). - P. 1-21.

16. Mokretsov A. I., Novikov V.V. Personality of the convict: social and psychological work with various categories of persons serving sentences / M .: NII FSIN of Russia, 2006. - 220 p.

17. Muratov A.S., Povarich I.P. Synergy and emergence: the genesis of their harmonization in economics and management // Bulletin of the Kemerovo State University. - 2012. - No. 1 (49). -P. 271-275.

18. Nicolis G. Prigogine I.R. Self-organization in non-equilibrium systems: From dissipative structures to orderliness through fluctuations / M.: Mir, 1979. - 512 p.

19. Panov E.N. The evolution of social organization / Ethology of a person on the threshold of the XXI century: new data and old problems / M .: Stary Sad, 1999. - S. 322-372.

20. Ponomarev D.S. Relevance of the use of system analysis methods to prevent the influence of prison subculture in society // Scientific works of FKU Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia. M.: FKU NII FSIN of Russia, 2020. -S. 450-453.

21. Ponomarev S. B., Pustovalov A.R. Caste society of medieval India and Russian criminal subculture: socio-cultural parallels// Legal culture. - 2017. - No. 3 (30). - P. 38-44.

22. Ponomarev S.B. Study of the phenomenon of cultural homoplasia in the analysis of the prison subculture// Scientific works of the FKU Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia. M.: FKU NIIFSIN of Russia, 2021. - No. 4. - S. 231234.

23. Ponomarev S.B. Analysis of the triad "archetype-totem-taboo" in the penitentiary subculture / Izhevsk: Publishing House of Izh-GTU im. M.T. Kalashnikova, 2021. - 160 p.

24. Ponomarev S.B. Criminal subculture from the standpoint of human ethology and systems theory / Izhevsk: Publishing House of IzhGTU im. M.T. Kalashnikova, 2017. - 146 p.

25. Tarasenko F.P. Applied System Analysis (Science and Art of Problem Solving) / Tomsk: Tomsk University Press, 2004. -314 p.

26. Tishchenko N.V. Interpretation of the prison subculture in the domestic artistic culture / Saratov: LLC "Izdat. Center "Nauka", 2012. - 184 p.

27. Uspenskaya E. N. Ethno-caste communities in the context of the formation and functioning of the Indian traditional social organization: author. dis. ... Dr. ist. Sciences / St. Petersburg, 2010. -25 p.

28. Fraser D.D. Golden branch / M .: Publishing house of political literature, 1984. - 702 p.

29. Yakovleva V. Ya. State in ancient India / Law and state: history and modernity, development prospects. - Sterlitamak, 2020. -P. 117-120.

30. Hall B.K. Descent with Modification: the Unity Underlying homology and Homoplasy as Seen through an Analysis of Development and Evolution // Biological Reviews. -2003. - Vol. 78. -P. 409-433.

31. Pozdnyakov A. Leibniz principle of continuity and the concept of homology in biology// Epistemology & philosophy of science. -2015. - I. XLVI. - No. 4. - pp. 193-212.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.