Научная статья на тему 'Феномен креативности общества как формы массового целенаправленного творчества: на примере поиска инструментов формирования гармоничных межэтнических отношений'

Феномен креативности общества как формы массового целенаправленного творчества: на примере поиска инструментов формирования гармоничных межэтнических отношений Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Ключевые слова
креативность / конфликт / стратегия поведения / креативная личность / межэтнические отношения / межэтнические конфликты / гармонизация межнациональных отношений. / creativity / conflict / behavior strategy / creative personality / interethnic relations / interethnic conflicts / harmonization of interethnic relations.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Волков Юрий Григорьевич, Киселев Данил Александрович

Цель исследования – проанализировать феномен креативности как формы массового целенаправленного на практический результат творчества; рассмотреть существующие креативные стратегии урегулирования межэтнических конфликтов и выявить потенциал креативного подхода для будущей гармонизации межнациональных отношений. Методологической базой исследования послужили выводы и положения из работ как зарубежных, так и отечественных авторов, которые исследовали различные аспекты и раскрыли сущность креативности и её влияния на урегулирование межэтнических конфликтов. В работе были использованы общенаучные методы познания (анализ и синтез, индукция, дедукция, классификация, сравнение), был применен специальный метод (структурно-функциональный), который базируется на использовании общих методологических принципов современной отечественной социологии, а также интегральный научный подход. При анализе характерных для креативных личностей черт и стратегий поведения в конфликте задействованы отдельные положения бихевиоризма. Удалось прийти к выводу о том, что креативное мышление играет важную роль в процессе поиска и обнаружения решений на всех этапах процесса мирного урегулирования. Межэтнические конфликты могут быть разрешены с помощью креативного мышления, которое позволяет увидеть новые возможности и генерировать альтернативные варианты решения, в чём превосходят формальные и стандартизированные стратегии. Несмотря на наличие ряда известных креативных способов урегулирования конфликтов, будущие исследования должны быть направлены на изучение креативного мышления как инструмента, скрывающего в себе безграничный потенциал для урегулирования межэтнических конфликтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PHENOMENON OF SOCIAL CREATIVITY AS A FORM OF MASS PURPOSEFUL CREATIVITY: THE EXAMPLE OF THE SEARCH FOR TOOLS FOR THE FORMATION OF HARMONIOUS INTERETHNIC RELATIONS

Objective of the study is to analyze the phenomenon of creativity as a form of mass creativity focused on practical results; to consider existing creative strategies for resolving interethnic conflicts and identify the potential of a creative approach for the future harmonization of interethnic relations. The methodological basis of the research was the conclusions and provisions from the works of both foreign and domestic authors who investigated various aspects and revealed the essence of migration as a phenomenon. General scientific methods of cognition (analysis and synthesis, induction, deduction, classification, comparison) were used in the work, a special method (structural and functional) was applied, which is based on the use of general methodological principles of modern Russian sociology, as well as an integral scientific approach. When analyzing the characteristics of creative personalities and strategies of behavior in conflict, certain provisions of behaviorism are involved. It was possible to come to the conclusion that сreative thinking plays an important role in the process of finding and discovering solutions at all stages of the peace process. Interethnic conflicts can be resolved through creative thinking, which allows you to see new opportunities and generate alternative solutions, in which formal and standardized strategies are superior. Despite the existence of a number of well-known creative ways of conflict resolution, future research should be aimed at studying creative thinking as a tool that hides unlimited potential for resolving interethnic conflicts.

Текст научной работы на тему «Феномен креативности общества как формы массового целенаправленного творчества: на примере поиска инструментов формирования гармоничных межэтнических отношений»

Феномен креативности общества как формы массового целенаправленного творчества: на примере поиска инструментов формирования гармоничных межэтнических отношений

Волков Юрий Григорьевич,

д.ф.н., профессор, заслуженный деятель науки РФ, научный руководитель Института социологии и регионоведения Южного федерального университета, научный руководитель ЮжноРоссийского филиала ФНИСЦ РАН

Киселев Данил Александрович,

магистрант Института социологии и регионоведения Южного федерального университета, старший лаборант Южно-Российского филиала ФНИСЦ РАН

в себе безграничный потенциал для урегулирования межэтнических конфликтов.

Ключевые слова: креативность, конфликт, стратегия поведения, креативная личность, межэтнические отношения, межэтнические конфликты, гармонизация межнациональных отношений.

Цель исследования - проанализировать феномен креативности как формы массового целенаправленного на практический результат творчества; рассмотреть существующие креативные стратегии урегулирования межэтнических конфликтов и выявить потенциал креативного подхода для будущей гармонизации межнациональных отношений. Методологической базой исследования послужили выводы и положения из работ как зарубежных, так и отечественных авторов, которые исследовали различные аспекты и раскрыли сущность креативности и её влияния на урегулирование межэтнических конфликтов. В работе были использованы общенаучные методы познания (анализ и синтез, индукция, дедукция, классификация, сравнение), был применен специальный метод (структурно-функциональный), который базируется на использовании общих методологических принципов современной отечественной социологии, а также интегральный научный подход. При анализе характерных для креативных личностей черт и стратегий поведения в конфликте задействованы отдельные положения бихевиоризма.Удалось прийти к выводу о том, что креативное мышление играет важную роль в процессе поиска и обнаружения решений на всех этапах процесса мирного урегулирования. Межэтнические конфликты могут быть разрешены с помощью креативного мышления, которое позволяет увидеть новые возможности и генерировать альтернативные варианты решения, в чём превосходят формальные и стандартизированные стратегии. Несмотря на наличие ряда известных креативных способов урегулирования конфликтов, будущие исследования должны быть направлены на изучение креативного мышления как инструмента, скрывающего

5

Введение

В настоящее время наблюдается рост интереса к изучению креативности с учетом различных факторов, в числе которых социально-экономические и культурные. Однако наибольший интерес в силу недостаточной изученности представляет фактор влияния этнической принадлежности на креативность. В связи с этим, наиболее адекватным представляется понимание креативности как социокультурного феномена, объединяющего в себе как результативную, так и процессуальную стороны.

Современная креативная личность не просто является первооткрывателем во многих сферах благодаря тому, что занимается активным освоением новых форм социального общежития, активно ищет неординарные альтернативные варианты дальнейшего развития общества [4, с. 67]. Такие люди, всё активнее формируясь в отдельный новый класс, требуют качественного переосмысления самого понятия «творчества», на смену которому приходит более массовая и целенаправленная креативность. Последнюю следует понимать как навык, способность к поиску, осмыслению и анализу уникальных и ранее неизвестных массовых социальных практик, берущую своё начало из личного опыта субъекта. Информационное общество особенно остро нуждается в людях «нового типа», мыслящих креативно и способных вести социум к инновациям, прогрессу, удовлетворению потребности в познании и модернизации. В числе сфер, нуждающихся в обновлении подходов - мирное урегулирование конфликтов разного масштаба (в том числе и межэтнические конфликты).

Существуют ли специфические способы мирного урегулирования, ориентированные конкретно на разрешение межэтнических конфликтов? Насколько велика роль креативности в выработке таких специфических стратегий? Эти вопросы, безусловно, являются актуальными и нуждаются во внимательном изучении. Исследование особенностей креативности и её потенциала в сфе-

ре урегулирования межэтнических конфликтов представляется возможностью не только расширить эмпирическую базу в этой области, но и выполнять практическую функцию, то есть способствовать более эффективной гармонизации межнациональных отношений, взаимной интеграции, укреплению продуктивного всестороннего взаимодействия путём снижения межгрупповой напряжённости, урегулирования развёртывающихся конфликтов и предотвращения потенциальных.

Методологическая база исследования (теоретические основы)

В большинстве случаев творчество характеризуется как синоним свободы, ухода человека от повседневности. В общепринятом употреблении данный термин имеет позитивные коннотации, используясь как антипод скуке, бессодержательности, формализму. Можно сказать, что «творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью» [10]. Для творческого процесса характерен ряд специфических черт. Так, Барышева Т.А. и Шекалов В.А. указывают в своих работах на бессознательность, частую спонтанность, отсутствие контроля со стороны разума и воли личности [2]. Примечателен также подход к творчеству как к явлению широкому и фундаментальному, затрагивающему сами основания существования общества. Именно поэтому творчество достаточно абстрактно и представляет собой не столько конкретный практический навык, сколько основу для развития, то, благодаря чему человек может выработать инструментарий для дальнейшей созидательной деятельности. Этот тезис подтверждают три основополагающих момента в понимании творчества, которые были заложены в эпоху Модернизации:

- творчество как подтверждение автономности, независимости человека, его способности действовать экспан-

6

сивно, расширять жизненные горизонты;

- как свидетельство его уверенности и незаброшенности в современном мире;

- как способность к самосовершенствованию.

Личность творческая независима и ценна для социума, прежде всего, своими навыками, нацеленными на совершение нетипичных действий. Её деятельность обусловлена индивидуальными паттернами поведения и критериями, на основе которых творческий человек стремится к саморазвитию, для чего контактирует с обществом, исследует развивающиеся в нём проблемы, и вырабатывает стратегии для их решения. В этом смысле такая личность в значительной мере превосходит личность исполнительную, ограниченную необходимостью стандартизированного воспроизводства, репродукции, равнозначной замены элементов системы.

Творческая личность не должна быть такой, как другие, чьим главным стимулом является монетаризм, достижение прибыли или славы. Цель творческой личности - самодостаточность, самовыражение и сопутствующее последующее общественное признание. Ей необходимо создавать условия для того, чтобы направлять свою энергию, деловитость и предприимчивость для блага общества. В связи с этим творчеству нередко приписывается статус самопожертвования, самоограничения или противостояния бездумному общественному конформизму и давлению государства и общественного мнения. Таким образом, мы очерчиваем границы творческой личности в служении общественным идеалам.

Можно также проследить несовпадение творческой и социальной сущности человека. В отличие от социальности, творчество не раскрывает общую модель и необходимый порядок в развитии человека и общества. Творчество связывается и ассоциируется с периодами изменений, открытий, сломом привычных стереотипов. И, хотя творческая личность зарождается и существует в рамках общества, учитывая его особенности

и законы, она всё же стремится к тому, чтобы покинуть пределы социума, выйти за его границы. Происходит описанный процесс не для удовлетворения базовых человеческих потребностей, но для целей более высоких-достижения когнитивной гармонии, преумножения социального доверия, диалога с другими людьми.

Переход общества на постиндустриальный этап развития ознаменовался трансформацией творчества в состояние креативности, которое по-прежнему в своём ядре сохраняет стремление личности к самовыражению, базируясь на определённой спонтанности и вдохновении. При этом креативности приобретает и новые отличительные черты, запрос на которые продиктован современностью: массовость, прагматичность, практическая ориентированность на решение повседневных задач не для создания продукта жизнедеятельности, но ради достижения конкретных реальных целей [4, с. 31].

По мнению Р. Гвардини, переход творческой личности в состояние креативной невозможен без концентрации человека на окружающей его реальности, понимания сложных процессов, происходящих в ней, проблем и запросов общества в данный момент. Креативная личность должна не просто генерировать новое знание и быть профессиональной, но и брать на себя всю полноту социальной ответственности. Дж. Гилфорд, чья сфера научных интересов распространялась, в том числе, и на феномен творчества, в своих работах определял креативность как «способность человека отказываться от стереотипных способов мышления» [13]. По мнению Е. Торренса, это «способность к порождению оригинальных идей и использованию нестандартных способов интеллектуальной деятельности» [14]. Золотарев С.П. пишет, что под «креативностью» в современном мире подразумевают «использование научных открытий и инноваций, которые могут избавить человечество от различных катастроф и угроз общественной стабильности как внутреннего конфликта интересов раз-

7

личных социальных групп, так и между государствами» [7].

Эти определения показывают, что креативность включает в себя не только способность находить новые идеи, но также умение преодолевать трудности, быть гибким и открытым для новых подходов. Отличительными чертами креативной личности можно считать деловитость, напористость, энергичность, умение идти на риск. Может ли креативная личность стать двигателем общественного прогресса, субъектом стратегии социального развития? Мы думаем, что это вполне возможно при ряде условий. Во-первых, личность креативная, несмотря на присущие ей целеполагание и прагматизм, не должна полностью утрачивать те традиции творчества, благодаря которым и была сформирована. Речь идёт о переводе неординарных идей на современный язык, защите и отстаивании уникальности независимо от вызовов, с которыми человечество сталкивается в тот или ной момент своего существования. Во-вторых, необходим гармоничный синтез образованности, отзывчивости, нравственности с инициативностью, ответственностью, умение защищать личные интересы. В-третьих, существование креативной личности неразрывно связано с дивергентным мышлением. Это значит, что когнитивные качества произрастают из мотивации постматериалистической, базирующейся на стремлении к самовыражению и раскрытии собственного потенциала [4, с. 33].

Связь творчества и креативности неразрывна, подтверждение чему мы видим в работах многих отечественных авторов и их зарубежных коллег. Творчество первично, креативность же является его логическим продолжением, новой прагматичной формой, зародившейся в эпоху постиндустриализации и не имеющей возможностей для полноценного развития без должной творческой основы. Погорелая Т.С. в своих работах заключает, что «Без творчества креативность бесплодна, а без креативности творчество не сможет добиться популярности» [11]. Феномен креативной

личности обусловлен синтезом традиционных творческих черт и привнесением новых социально значимых характеристик - ответственности, эффективности, стремления к ежедневному преумножению социального блага путём выработки и реализации нестандартных моделей для решения ординарных задач. К последним относятся и конфликты всех уровней: от межличностных и межгрупповых до межгосударственных и межэтнических, проблема которых в настоящее время стоит особенно остро.

Результаты

Существует достаточно большое количество трактовок понятия «межэтнический конфликт», но в контексте данной работы обратимся к определению А.А. Адиса-новой, учитывающий социологический аспект явления. Исследователь обозначает межэтнический конфликт так: «Это тип социального конфликта, выражающийся в противоречии интересов, взаимной неприязни, эмоциональной вражде, противоречивом состоянии и действиях этносов по отношению друг к другу» [1].

Учитывая долгую историю межэтнический конфликтов, необходимо отметить, что были выработаны и применены на практике некоторые стратегии мирного урегулирования [9]. Самая общая типология включает деление их на две категории.

Первая базируется на использовании определённых регламентированных механизмов, подразумевающих формальные меры воздействия. К ним преимущественно относится правовое воздействие: применение негативных санкций, модернизация законодательных актов или социальных структур с учётом сложившейся ситуации, общественного запроса, возможных рисков и последствий.

Вторая категория требует более активной роли в урегулировании, основывается на непосредственном участии третьих лиц. В первую очередь, данный подход может быть реализован при помощи переговоров с опцией привлечения посредника. Им может быть как профессиональный дипломат, так и психолог, конфликтолог, медиатор.

8

Однако важно отметить, что описанные выше способы являются достаточно формальными и стандартизированными, подходят не для всех ситуаций и, несмотря на широкое применение, лишены определённой гибкости.

Чем могут быть вызваны регулярно проявляющиеся проблемы национального развития в регионах того или иного государства или между народами разных стран? Э.Г. Вартаньян в качестве ответа на этот вопрос предлагает обратить внимание на крайне низкий уровень межэтнической культуры коммуникации. Автор подчёркивает: «Назрела жизненная необходимость реального функционирования и развития этой культуры, повышения её уровня. Особенно это важно в свете развивающихся миграционных процессов и демографических проблем, как текущих, так и будущих» [3]. Оперативное решение данной назревшей проблемы может стать долгосрочной стратегией для урегулирования межэтнических конфликтов, пишет Вартаньян. Более того, данную инициативу можно считать в некоторой степени проявлением креативного подхода, имеющим свою специфику, которую необходимо рассмотреть для понимания преимуществ креативности перед формальными стратегиями.

Особый интерес представляет подход Тевосян М., которая предложила концепцию двухфазового процесса задействования креативного мышления в процессе урегулирования конфликта [12].

I фаза проходит в два основных этапа. Первый включает мобилизацию творческого ресурса с целью рассмотрения и детального анализа проблемы, ставшей причиной зарождения конфликта. Этот процесс анализа и синтеза очень важен, поскольку не только позволяет выделить ряд ключевых аспектов, но и в значительной мере расширяет представление о сложившей конфликтной ситуации, что впоследствии способно привести к переосмыслению положения конфликтующих, запустить процесс поиска нестандартных решений проблемы. Несмотря на наличие общих стандартизированных черт, благодаря чему

у антагонистичных субъектов имеется некоторое представление о конфликтах, их стадия и возможных путях урегулирования, этот опыт никогда не может быть достаточным и исчерпывающим. Конфликтные ситуации имеют свойство модифицироваться и приобретать уникальные черты, поэтому первоначальные стратегии и подходы не могут быть универсальными. Данный факт подчёркивает значение поиска новых подходов, мобилизации ранее не затрагиваемых ресурсов, необходимости креативного подхода. Полученные входе первого этапа данные осмысляются уже на втором этапе с привлечением таких инструментов как интуиция и вероятностное мышление. В результате первой фазы субъект обнаруживает аспекты конфликтной ситуации и взаимосвязи между ними, которым ранее не было уделено должного внимания, а после вырабатывает новую модель для потенциального урегулирования конфликта с минимальными издержками.

II фаза проходит в три последовательных этапа. Первый плавно перетекает из завершения предыдущей фазы, расширяя вариативность спектра возможных решений проблемы и завершая процесс их генерации. Этому способствуют позитивные характеристики творческого мышления: гибкость, оригинальность и быстрота. Их симбиоз позволяет оперативно принимать решения даже в состоянии сложного или масштабного конфликта, чем ознаменуется второй этап данной фазы. Решение при этом должно базироваться на таких параметрах, как нестандартность, практичность, пригодность для конкретного случая. Завершающий третий этап ведёт к практической апробации выработанной модели, её реализации, что впоследствии позволит выделать преимущества и недостатки, обогатить индивидуальный конфликтный опыт субъекта.

Резюмируя, можно отметить два важных аспекта в отношении роли креативного мышления в рамках урегулирования конфликтной ситуации. Во-первых, сложно отрицать важную роль, которую играет творческое начало на протяжении

9

всех этапов поиска оптимального решения в мыслительном процессе субъекта конфликтного взаимодействия. Во-вторых, креативное мышление обладает рядом важных преимуществ в сравнении с человеческим интеллектом: первое способствует новому и уникальному восприятию окружающей действительности и происходящих в ней процессов, позволяет переосмыслить и истолковать их нестандартно; интеллект же функционально отвечает за создание адекватных представлений о происходящем, которые бывают достаточно ограниченными и стандартизированными.

Кашапов М.М. выделяет восемьдесят семь способов творческого разрешения конфликта, которые могут быть использованы креативной личностью [8]. Часть из них может быть эффективна использована не только для повышения конфликтологической компетентности в целом, но и для урегулирования межэтнических конфликтов в частности следующее.

1. Одним из вариантов творческого разрешения конфликта является применение техники аналогии. Она заключается в поиске общего между элементами системы, в которой оказался субъект, и сравнением с другими системами из прошлого опыта человека.

2. Вторым инструментом творческого воздействия на конфликтную ситуацию может стать ассоциирование через стимулы. Эта техника тесно связана с предыдущей и помогает в установлении взаимосвязи между элементами и явлениями.

3. Открытие новых возможностей -это процесс изменения угла зрения для поиска способов улучшения текущей ситуации в зависимости от требований.

4. Генерация альтернатив - процесс просмотра различных вариантов решения проблемы для выбора наилучшего, учитывая различные потребности, ценности и ограничения.

5. Децентрация мышления - это способность рассматривать вопросы с точки зрения разных людей с контрастными мнениями.

6. Интеграция полярностей. Многие конфликты возникают из-за противоборствующих позиций: «Я должен делать это, но мне не хочется». С точки зрения креативного подхода важно двигаться от одного к другому, осознавая и переживая каждую сторону конфликта более полно, вместо того чтобы оставаться в напряженном и неоднозначном состоянии.

7. В тех случаях, когда возникает потребность в фундаментальной перестройке опыта индивида на ментальном уровне, креативная личность может прибегнуть к кристаллизации опыта. Данная техника позволяет кардинально изменить восприятие того или иного явления или области, в том числе конфликтов. Результатом этого творческого процесса станет закономерная генерация уникальных, ранее неиспользовавшихся идей.

8. Поиск точек соприкосновения. Ошибочно полагать, что состояние аффекта полностью купирует в человеке навык анализа поведения, не позволяет ему прогнозировать разрушительные последствия развернувшейся конфликтной ситуации. Несмотря на внешние раздражители, важно сохранять ясность ума и видеть то, что объединяет людей, а не то, что их разделяет. Проявление интереса к пониманию проблемы с точки зрения оппонента, возможность оказать эмоциональную поддержку и умение учитывать эмоциональное состояние соперника помогают более продуктивно управлять конфликтом.

9. Способность к творческому переносу способствуют более быстрому урегулированию конфликтов, особенно если уже имеется опыт решения аналогичных ситуаций. Учитывая прошлый опыт, можно более осознанно вести себя в текущей ситуации, уделяя должное внимание всем аспектам и находя более креативные решения.

10. Творческая визуализация. Она позволяет перевести информацию на уровень образов и работать с ними, что может быть достаточно эффективно при развитом абстрактном мышлении.

10

Упомянутые методы могут послужить основой для разработки собственных уникальных эвристических приемов путем адаптации или модификации существующих. Однако всегда важно четко понимать, когда и какой метод разрешения конфликта использовать, поэтому, несмотря на творческий базис креативного подхода, понимание механизмов конфликта принципиально важно для продуктивного поиска ключевых точек для его разрешения. В результате плодотворным становится сам процесс разрешения конфликта, который может принести выгоду обеим сторонам, то есть, не выходящий за рамки конструктива.

Обсуждение

В настоящее время изучение креативности с учетом социально-экономических, культурных и других факторов актуально, как никогда. Этот факт обусловлен, прежде всего, тем, что креативную личность отличают характеристики, запрос на которые в обществе возрастает с каждым годом. Главная из них - решение сложных, порой общественно значимых проблем при помощи нетривиального инструментария, включающего непрекращающийся процесс саморазвития с целью преумножения социального блага. Достигать результата креативному человеку позволяет способность к ежедневному творчеству, подразумевающему обоснованное использование личностного социального, когнитивного, эмоционального потенциала, реализация которого влечёт за собой выработку неординарных решений для ординарных ситуаций. Креативность не распространяется на массовые индустриальные профессии, в которых требуются исполнительские дисциплинирующие навыки. Тем не менее, в целом развитие способностей к целенаправленному массовому творчеству, ориентированному на достижение общественно важного результата, становится всё более актуальным. В частности, когда речь идёт о таких современных профессиях, как конфликтолог.

Межэтнические конфликты, как и любые другие, могут быть разрешены с по-

мощью креативного мышления, которое позволяет увидеть новые возможности и генерировать альтернативные варианты решения, в чём превосходит формальные и стандартизированные стратегии, не все из которых могут в должной мере отвечать современным вызовам. Всё чаще предпринимаются попытки выделить определённый ряд стратегий, позволяющих достичь урегулирования межэтнических противоречий (в частности, речь идёт о таких нестандартных способах как «повышение культуры межэтнического общения», «интеграция опыта», «кристаллизация полярностей» и т.д.). Тем не менее, если рассматривать креативность как ключевой фактор для построения конструктивного решения конфликта и достижения выигрыша для всех сторон, число потенциальных эффективных стратегий мирного урегулирования может быть бесконечным. Первостепенной задачей должно стать развитие креативного мышления в целом - инструмента, скрывающего в себе безграничный потенциал, раскрыть который в полной мере человечеству только предстоит в будущем.

Литература

1. Адисанова А.А. Межэтническая напряженность и конфликты в современном обществе // Теория и практика управления в системе рыночных отношений: сборник научных статей по материалам II Международного кадрового форума. 2017.

2. Барышева, Т. А., Шекалов, В.А. Креативный ребенок: Диагностика и развитие творческих способностей./ Сост. Т.А. Барышева, В.А. Шекалов. Ростов н/Д.: Феникс, 2004. -416 с.

3. Вартаньян Э.Г. Межэтнические отношения и пути урегулирования межнациональных конфликтов// ИСОМ. 2014. № 3. С. 155-158.

4. Волков, Ю.Г. Креативность: исторический прорыв России. М.: Социально-гуманитарные знания, 2011. - 328 с.

5. Волков, Ю.Г. Креативная личность в культурно-историческом контексте. Ростов н/Д.: Изд-во Антей, 2011. -36 с.

11

6. Волков, Ю.Г. Творческая личность: бытие в российском социокультурном пространстве. Ростов н/Д.: Антей, 2011.-36 с.

7. Золотарев, С.П. Понятие креативности инноваций - современный философский анализ // Kant. 2022. №2 (43). С. 110-115.

8. Кашапов, М.М. Основы конфликтологии: учебное пособие для вузов / М.М. Кашапов. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2022.-116 с.

9. Майга Сори Ибрагим. Способы урегулирования межэтнических конфликтов// Социально-гуманитарные знания. 2018. № 11. С. 189-194.

10. Перерва, О.Ю. Понятие «творчество» и его сущность // Успехи современного естествознания. 2004. № 7. С.126-128.

11. Погорелая, Т.С. Соотношение понятий «творчество» и «креативность»: сходства и различия // Достижения науки и образования. 2018. № 8 (30). С. 83-85.

12. Тевосян, М. Творческое мышление в конфликтной ситуации // Wisdom. 2014. № 1 (2). С. 126-135.

13. Guilford J.P. The nature of human intelligence. NI: Me Gaw Hill, 1967.

14. Torrance E. The nature of creativity as manifest in the testing // The nature of creativity. Cambridge, 1988.

THE PHENOMENON OF SOCIAL CREATIVITY AS A FORM OF MASS PURPOSEFUL CREATIVITY: THE EXAMPLE OF THE SEARCH FOR TOOLS FOR THE FORMATION OF HARMONIOUS INTERETHNIC RELATIONS

Volkov Y.G., Kiselev D.A.

Southern Federal University, South Russian branch of the FNISC RAS

Objective of the study is to analyze the phenomenon of creativity as a form of mass creativity focused on practical results; to consider existing creative strategies for resolving interethnic conflicts and identify the potential of a creative approach for the future harmonization of intereth-nic relations. The methodological basis of the re-

search was the conclusions and provisions from the works of both foreign and domestic authors who investigated various aspects and revealed the essence of migration as a phenomenon. General scientific methods of cognition (analysis and synthesis, induction, deduction, classification, comparison) were used in the work, a special method (structural and functional) was applied, which is based on the use of general methodological principles of modern Russian sociology, as well as an integral scientific approach. When analyzing the characteristics of creative personalities and strategies of behavior in conflict, certain provisions of behaviorism are involved. It was possible to come to the conclusion that creative thinking plays an important role in the process of finding and discovering solutions at all stages of the peace process. In-terethnic conflicts can be resolved through creative thinking, which allows you to see new opportunities and generate alternative solutions, in which formal and standardized strategies are superior. Despite the existence of a number of well-known creative ways of conflict resolution, future research should be aimed at studying creative thinking as a tool that hides unlimited potential for resolving interethnic conflicts.

Keywords: creativity, conflict, behavior strategy, creative personality, interethnic relations, in-terethnic conflicts, harmonization of interethnic relations.

References

1. Adisonova A.A. Interethnic tension and conflicts in modern society. Teoriya i praktika upravleniya v sisteme rynochnyh otnosh-enij: sbornik nauchnyh statej po materialam II Mezhdunarodnogo kadrovogo foruma = Theory and practice of management in the system of market relations: a collection of scientific articles based on the materials of the II International Personnel Forum. 2017.

2. Barysheva, T. A., Shekalov, V.A. Creative child: Diagnosis and development of creative abilities. Rostov n/D.: Feniks = Rostov-on-Don.: Phoenix; 2004. 416 p.

3. Vartanyan E.G. Interethnic relations and ways of resolving interethnic conflicts. ISOM = HSET. 2014; 3. 155-158. (In Russ.).

4. Volkov, Yu.G. Creativity: a historical breakthrough of Russia. Moskva: social'no-gu-manitarnye znaniya = Moskow: Socio-hu-manitarian knowledge; 2011. 328 p.

5. Volkov, Yu.G. Creative personality in a cultural and historical context. Rostov n/D.: Iz-

12

datel'stvo Antej = Rostov-on-Don: Antey Publishing House; 2011. 36 p.

6. Volkov, Yu.G. Creative personality: being in the Russian socio-cultural space. Rostov n/D.: Izdatel'stvo Antej = Rostov-on-Don: Antey Publishing House; 2011. 36 p.

7. Zolotarev, S.P. The concept of innovation creativity - a modern philosophical analysis. Kant; 2022. 2 (43). 110-115.

8. Kashapov, M.M. Fundamentals of conflic-tology: a textbook for universities. Moskwa: Izdatel'stvo Yurajt = Moscow: Yurait Publishing House; 2022. 116 p.

9. Maiga Sori Ibrahim. Methods of settlement of interethnic conflicts. Social'no-gumani-tarnye znaniya = Socio-humanitarian knowledge. 2018; 11. 189-194.

10. Pererva, O.Y. The concept of "creativity" and its essence. Uspekhi sovremennogo estestvoznaniya = Successes of modern natural science. 2004; 7. 126-128.

11. Pogorelaya, T.S. Correlation of the concepts of "creativity" and "creativity": similarities and differences. Dostizheniya nauki i obrazovaniya = Achievements of science and education. 2018; 8 (30). 83-85.

12. Tevosyan, M. Creative thinking in a conflict situation. Wisdom. 2014; 1 (2). 126-135.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Guilford J.P. The nature of human intelligence. NI: Me Gaw Hill. 1967.

14. Torrance E. The nature of creativity as manifest in the testing. The nature of creativity. Cambridge. 1988.

13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.