В. Р. Сагитова. Феномен компетенции: понятие, структура, условия формирования УДК 159.99
ФЕНОМЕН КОМПЕТЕНЦИИ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ
Сагитова Виктория Равильевна -
кандидат психологических наук, доцент, кафедра гуманитарных дисциплин, Казанский кооперативный институт Российского университета кооперации (филиал) E-mail: [email protected]
Рассмотрено понятие компетенции в разных научных интерпретациях. Показано, что компетенция проявляется в определенных ситуациях в форме знаний, умений и навыков. По видам компетенции можно разделить на общие и практические. В Федеральном государственном образовательном стандарте РФ компетенции представлены как «способности», «умения» и «владение», а профессиональное сообщество рассматривает их как «знание», «умение», «владение», общепсихологические и культурные составляющие (проактивную позицию, позитивное мышление, способности и т.п.) Установлены социально-психологические условия для развития компетенций - непрерывность образования, самостоятельность в усвоении знаний и многоуровневый мотивационный компонент. Ключевые слова: компетенция, условия, мотивационный компонент, образовательная, профессиональная среда, личность.
Введение
Смена образовательной парадигмы, произошедшая в 2010 г., привела к смене системы взглядов на обучение и формированию новых требований, предъявляемых к учащимся со стороны как образовательного учреждения, так и работодателей. Новые Федеральные государственные образовательные стандарты требуют формирования у студентов компетенций как основных показателей освоения образовательной программы. Весьма существенным является и тот факт, как отмечает большинство исследователей, что значительная часть преобразований общества, в частности закономерности социальных, социально-экономических изменений, касается, прежде всего, социально-психологических особенностей динамики общественных изменений, реформирования, модернизации общества [1-3]. Современная личность является не только результатом, но, прежде всего, непременным условием «старта» модернизации общества. В таком понимании смена образовательной парадигмы предстает как своего рода трансформация гуманитарного порядка, затрагивающая все уровни общества: от личностного до социального [1]. В этом случае компетенция понимается как некая «социальная норма» современной системы образования.
Теоретический анализ проблемы
Компетенция в разных источниках представлена как некая установка на деятельность [4], готовность, способность или требования к знаниям, умениям, навыкам [5], новообразование личности, появляющееся в ходе профессионального образования [6], позволяющее успешно решать профессиональные задачи.
Структуру компетенции можно определять с нескольких позиций - с педагогической и психологической, в данной работе будет сделан акцент на психолого-педагогическом аспекте структуры компетенции. Дж. Равеном [7] выделены две основные сферы: когнитивная и эмоциональная, объединяющие в себе структурные компоненты компетенций. Опираясь на модель коммуникативной компетенции Н. Розова [8], в компетенции можно выделить три компонента: смысловой, проблемно-практический и специализированный, последний зависит от вида дисциплины, по которой производится формирование компетенции. Поскольку эти аспекты более характерны для деятельностного подхода к изучению явления, хочется добавить еще и личностно-психологический аспект, включающий в себя структурные компоненты личности и ценностно-мотивационный компонент.
Проявление компетенции возможно только в определенной ситуации, учебной или профессиональной, так как любая ситуация в своей структуре содержит цель и задачи, вокруг которых она формируется. Учебная ситуация строится на решении предметных, конструктивных и личностно ориентированных задач. Первые напрямую связаны с формированием теоретических и практических знаний, умений и навыков, касающихся отдельно взятого предмета. Вторые позволяют перевести теоретические и знания алгоритма выполнения практических действий в саму деятельность, т.е. практику.
Задача структурно включает следующие уровни: предметный, его содержание напрямую зависит от изучаемой дисциплины, логический и психологический - относительно универсаль-
© Сагитова В. Р., 2015
Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2015. Т. 15, вып. 2
ные уровни, как для учебной, так и для профессиональной среды. Средствами реализации этих уровней являются психолого-педагогические методы и технологии взаимодействия студента и преподавателя. Психологический компонент характеризуется представленностью личности студента и преподавателя в учебной ситуации, а логический - логикой изложения материала и наличием связи между ранее пройденным материалом на других дисциплинах и изучаемым в данный момент по конкретной дисциплине.
По видам компетенции делятся на общие и практические [9]. Общие в основном представлены способностями студента к участию в общественных процессах - пониманием различий, способностью нести ответственность, участвовать в групповом принятии решений, жить с людьми других культур, языков и религий и др., что отражает психологическую сторону явления. Практические связаны с умениями адаптироваться к конкретным ситуациям и выполнять конкретные виды практической деятельности, например, уметь работать с документами и классифицировать их, самостоятельно заниматься своим обучением.
Автором в ходе пилотажного исследования
[10], нацеленного на сравнение компетенций, формируемых в учебном процессе и требуемых в практических сферах работодателями, было выявлено, что в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) РФ компетенции представлены как « способности», «умения» и «владение» ими на разных уровнях. Для профессионального сообщества важно, чтобы компетенции профессионала содержали в себе такие понятия, как «знание», «умение», «владение» и общепсихологические и культурные составляющие (проактивную позицию, позитивное мышление, способности и т.п.). Формирование компетенций задает и требования к выбираемому преподавателями подходу к студентам. Поскольку уже говорилось, что реализация компетенции возможна только в ситуации, имеющей конкретную цель и задачи, то здесь уместно говорить о компетентностном подходе, в рамках которого формируется компетенция.
Компетентностный подход рассматривается в качестве возможности реализовать представления об учебном процессе как о чем-то целостном, непрерывном, где структурные компоненты связаны между собой. Реализовать этот подход возможно только при наличии личностно ориентированного взгляда на систему образования
[11], ключевым компонентом которого становится мотивационный, представленный в образова-
тельном процессе как его психологическая составляющая. Именно этот компонент отсутствует в составляющих компетенции: от степени его развитости зависит степень осмысленности на когнитивном уровне учебных ситуаций и умений. На базе этого компонента и возникают профессиональные затруднения педагогов, работающих по ФГОС третьего поколения.
Условиями формирования профессиональных компетенций можно считать экономическую, политическую, правовую, научную и конфессиональную среды и саму образовательную систему как объективные социальные условия. Останавливаясь на образовательной системе, следует выделить в ней федеральный компонент, связанный с нормативной документацией и требованиями, предъявляемыми к учебному процессу. Второй компонент - система учебного заведения со структурой образовательного и воспитательного процесса. Первый по новым федеральным стандартам должен иметь прикладной характер при условии выполнения студентами нормативов учебно-познавательной деятельности. Данное требование переводит систему образования на уровень «образование через всю жизнь», когда оно становится непрерывным.
Непрерывность образования и новый подход к нему меняют и базовую составляющую мотивационного компонента компетентностного подхода, он становится многоуровневым:
на первом можно расположить общие требования, предъявляемые к будущему выпускнику высшего учебного заведения, обусловливающие будущий статус выпускника со стороны внешнего мира - друзей, родителей и знакомых. Эти требования формируют обязательность получения образования студентом;
на втором мотивационный компонент приобретает внутреннюю обусловленность и определяется личностной значимостью для обучающегося знаний и требований к ним;
на третьем формируется представление о себе как о профессионале; образ профессионала подтверждается / опровергается умением решать практические задачи;
четвертый уровень мотивации в непрерывном образовании будет характеризоваться желанием внести коррективы в образ профессионала благодаря дообучению, в большинстве своем, самостоятельном;
пятый уровень мотивации в непрерывном образовании будет обусловлен карьерным ростом или сменой сферы деятельности, но не кардинально, а в смежной сфере: два вида деятельности требуют дальнейшего развития и формирования новых компетенций.
60
Научный отдел
В. Р. Сагитова. Феномен компетенции: понятие, структура, условия формирования
Особое значение при усвоении знаний и отработке навыков большинство исследователей придают различным видам самостоятельной работы студентов. Самостоятельное усвоение ими знаний возможно при решении задач дисциплинарного характера (по конкретной учебной дисциплине). Воспитательный компонент учебного процесса на дисциплинарном уровне предполагает взаимодействие преподавателя и студента при решении учебно-профессиональных задач посредством моделей поведения, возможность формирования профессионального и культурного мировоззрения. Конкурентом вуза является семейная образовательная среда с традициями и требованиями к образованию, а также профессиональная среда.
Заключение
Между образованием и профессией находятся понятия личность - студент - профессионал как связующие между теорией и практикой, и одна из составляющих этих понятий - мотиваци-онный компонент, поэтому сложности, связанные с внедрением новых федеральных образовательных стандартов, можно устранить при развитии мотивационного компонента.
Список литературы
1. Бочарова Е. Е. Личность как субъект социализации в условиях изменяющегося общества // Перспективы науки. 2012. № 10 (38). С. 27-30.
2. Арендачук И. В. Профессиональные компетенции в структуре профессионализма преподавателей высшей школы // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2009. Т. 9, вып. 4. С. 63-68.
3. Вагапова А. Р. Социально-психологические аспекты сопровождения процессов направленной социализации молодежи // Изв. Сарат. ун-та. Нов сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2013. Т. 2, вып. 2. С. 146-151.
4. ХуторскийА. В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций. Эйдос : интернет-журнал. 2005. № 4. URL: http://www.eidos.ru/journal/2005/ 1212.htm (дата обращения: 12 декабря 2014).
5. Смородинова М. В. Технология формирования предметной компетенции учащихся основного звена общеобразовательной школы // Теория и практика образования в современном мире : материалы II междунар. науч. конф. (Санкт-Петербург, ноябрь 2012). СПб., 2012. С. 93-94.
6. Корчемный П. А. Психологические аспекты ком-петентностного и квалификационного подходов в обучении // Вестн. Моск. гос. обл. ун-та. Сер.: Психологические науки. 2012. № 1. С. 26-35.
7. Равен Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. М., 2002. 396 с.
8. Розов Н. Ценности гуманитарного образования // Высшее образование в России. 1996. № 1. С. 85-89.
9. Харитонова Е. В. Об определении понятий «компетентность» и «компетенция» // Успехи современного естествознания. 2007. № 3. С. 67-68.
10. СагитоваВ. Р. Место компетенций и компетентности в среде образование - практическая деятельность // Вестн. Моск. гос. обл. ун-та. Сер.: Психологические науки. 2014. № 3. URL:. http://evestnik-mgou.ru/ Articles/View/583 (дата обращения: 12.12.2014).
11. Черняева Т. Н., Преображенская Е. В. Высшее профессиональное образование : компетентностно-ори-ентированный контекст // Изв. Сарат. ун-та. Нов сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2014. Т. 3, вып. 2. С. 113-120.
Phenomenon Competence: Concept, Structure, Forming Terms
V. R. Sagitova
Kazan Cooperative Institute Russian Cooperative University (branch) 58, Ershova str., Kazan, 420045, Russia E-mail:[email protected]
In the article the concept of competence in different scientific interpretations. It is shown that its expression competence finds in situations, in the form of knowledge, abilities and skills. On their types of competencies can be divided into General and practical. In the Federal state educational standard of the Russian Federation competence is presented as «ability», «ability» and «possession» and the professional community treats them as «knowledge», «skill», «ownership» and general psychological and cultural components (proactive, positive thinking, abilities, and so on). Set of socio-psychological conditions for the development of competency - based continuing education, independence in learning and multilevel motivational component. Key words: competence, motivational component, educational, professional environment, person.
References
1. Bocharova E. E. Lichnost kak subekt sotsializatsii v us-loviyakh izmenyayushchegosya obshhestva (Personality as subject of socialization in the conditions of changing society). Perspektivy nauki (Science prospects), 2012, no. 10 (38), pp. 27-30.
2. Arendachuk I. V. Professionalnye kompetentsii v struk-ture professionalizma prepodavateley vysshey shkoly (Professional competences in the structure of professionalism of teachers of the higher school). Izv. Saratov Univ. (N.S.), Ser. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2009, vol. 9, iss. 4, pp. 63-68.
3. Vagapova A. R. Sotsialno-psikhologicheskie aspekty soprovozhdeniya protsessov napravlennoy sotsializatsii molodezhi (Socio-psychological aspects of leading the processes of intended socialization of youth). Izv. Saratov Univ. (N.S.), Ser. EducationalAcmeology. Developmental Psychology, 2013, vol. 2, iss. 2. pp. 146-151.
4. Khutorskoy A. V. Tekhnologiya proektirovaniya kly-uchevykh i predmetnykh kompetentsiy (Century design
Психология
61
Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2015. Т. 15, вып. 2
technology key and subject-specific competences). Eydos: Internet-zhurnal (Eidos: e-journal). 2005, no. 4. Available at: http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm (accessed 12 December 2014).
5. Smorodinova M. V. Tekhnologiya formirovaniya pred-metnoy kompetentsii uchashchikhsya osnovnogo zvena obshcheobrazovatelnoy shkoly (Technology of forming students' subject competence at primary level of secondary school). Teoriya i praktika obrazovaniya v sovremennom mire: materialy IImezhdunar. nauch. konf. (St.-Peterburg, noyabr 2012). (Theory and practice of education in modern world). St.-Petersburg, 2012, pp. 93-94.
6. Korchemnyy P. A. Psikhologicheskie aspekty kompetent-nostnogo i kvalifikatsionnogo podkhodov v obuchenii (Psychological aspects of competence and qualification approaches in education). Vestn. Moskovskogo gos. obl. un-ta. Ser. Psikhologicheskie nauki (MRSU magazine. Ser. Psychological Science), 2012, no. 1, pp. 26-35.
7. Raven Dzh. Competence in modern society: Its identification, development and release Unionville. New York, 1984. 380 p. (Russ. ed.: Kompetentnost v sovremennom obshchestve. Vyyavlenie, razvitie i realizatsiya). Moscow. 2002. 396 p.
8. Rozov N.Tsetnnosti gumanitarnogo obrazovaniya (Values of liberal education). Vysshee obrazovanie v Rossii (Higher Education in Russia), 1996, no. 1, pp. 85-89.
9. Kharitonova E. V. Ob opredelenii ponyatiya «kompetentnost» i «kompetentsiya» (About definition of notions «competence» and «competency»). Uspekhi sovremen-nogo estestvoznaniya (Advances in Current Natural Sciences), 2007, no. 3, pp. 67-68.
10. Sagitova V. R. Mesto kompetentsiy i kompetentnosti v srede obrazovanie - prakticheskaya deyatelnost (Place of competences and competence in environment education - practical activities). Vestn. Moskovskogo gos. obl. un-ta. Ser. Psikhologicheskie nauki (MRSU Magazine. Ser. Psychological Science), 2014, no. 3. Available at: http://evestnik-mgou.ru/Articles/View/583 (accessed 12 December 2014).
11. Chernyaeva T. N., Preobrazhenskaya E. V. Vysshee professionalnoe obrazovanie: kompetentnostno-orien-tirovannyy kontekst (Higher professional education: a competency-oriented context. Izv. Saratov Univ. (N.S.), Ser. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2014, vol. 3, iss. 2, pp. 113-120.
УДК 159.9
СООТНОШЕНИЕ КАЧЕСТВ ТЕМПЕРАМЕНТА И ЭФФЕКТИВНОСТИ ОПОЗНАВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СХЕМ
Хрисанфова Людмила Аркадьевна -
кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и социальной психологии, Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского E-mail: [email protected]
В данном исследовании ищется взаимосвязь порогов опознавания различных эмоциональных схем с качеством темперамента нейротизмом. Обнаружено, что при низком уровне нейротиз-ма распознавание эмоциональных схем «радости», «грусти» и «гнева» достаточно эффективно и стабильно. При средних и высоких уровнях нейротизма эффективность распознавания этих эмоциональных схем различна у разных испытуемых. Эффективность опознавания эмоциональной схемы «удивление» не зависит от уровня нейротизма. При опознавании эмоциональной схемы «удивление» при любых уровнях нейротизма наблюдается два типа опознавания: низкопороговый и высокопороговый. Эмоциональные схемы «страха» и «отвращения» в данном эксперименте опознавались плохо. Ключевые слова: эмоциональные схемы, нейротизм, чувствительность, пороги опознавания.
Проблема исследования
В статье исследуется вопрос глубинных взаимосвязей качеств темперамента (в данной публикации представлен только нейротизм) с процессом восприятия эмоциональных стиму-
лов. Согласно основным принципам системного подхода (Б. Ф. Ломова), такая взаимосвязь, безусловно, есть. Нахождение закономерностей, описывающих это взаимодействие, позволит решить ряд теоретических и практических задач. В частности, в настоящее время актуально стоит вопрос о нахождении альтернативных самоопросникам методов диагностики эмоциональных черт человека и качеств его темперамента. Исследуя процесс взаимодействия особенностей восприятия эмоциональных стимулов и эмоциональных качеств личности, можно продвинуться в решении этого вопроса.
Исследование этих взаимосвязей предполагает изучение вышеназванных феноменов. Согласно устоявшимся психологическим воззрениям, формирование качеств темперамента происходит в процессе развития ребенка под влиянием социальных условий на основе развертывания по определённым законам врожденных
© Хрисанфова Л. А., 2015