Научная статья на тему 'Феномен Кейт Мосс: персона и миф в современной британской культуре'

Феномен Кейт Мосс: персона и миф в современной британской культуре Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1269
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БРИТАНСКАЯ МОДА / BRITISH FASHION / ФЭШН-ИНДУСТРИЯ / FASHION INDUSTRY / СУПЕРМОДЕЛЬ / SUPERMODEL / АНТИКУЛЬТУРА / ANTICULTURE / ГРАНЖ / GRUNGE / "ГЕРОИНОВЫЙ ШИК" / ПОДРОСТКОВАЯ СУБКУЛЬТУРА / TEENAGE SUBCULTURE / ЛЮСЬЕН ФРЕЙД / LUCIAN FREUD / ПИТ ДОЭРТИ / PETE DOHERTY / HEROIN ADDICTION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Скрябина Т.Л.

Статья посвящена супермодели и актрисе Кейт Мосс, которая, по мнению аналитиков, является одним из самых значимых культурных феноменов современной Великобритании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is devoted to biography of supermodel and actress Kate Moss who is considered to be the most outstanding figure of modern British cultural environment.

Текст научной работы на тему «Феномен Кейт Мосс: персона и миф в современной британской культуре»

Т.Л. Скрябина

ФЕНОМЕН КЕЙТ МОСС: ПЕРСОНА И МИФ В СОВРЕМЕННОЙ БРИТАНСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Аннотация. Статья посвящена супермодели и актрисе Кейт Мосс, которая, по мнению аналитиков, является одним из самых значимых культурных феноменов современной Великобритании.

Ключевые слова: британская мода; фэшн-индустрия; супермодель; антикультура; гранж; «героиновый шик»; подростковая субкультура; Люсьен Фрейд; Пит Доэрти.

Abstract. This article is devoted to biography of supermodel and actress Kate Moss who is considered to be the most outstanding figure of modern British cultural environment.

Keywords: British fashion; fashion industry; supermodel; anticulture; grunge; heroin addiction; teenage subculture; Lucian Freud; Pete Doherty.

Вряд ли на территории Европы найдется человек, ни разу не видевший лица Кейт Мосс. Карьера британской супермодели продолжается уже более 20 лет - невероятный срок для модельного бизнеса. На счету Кейт Мосс контракты с Gucci, CK, Dolce & Gabbana, Burberry, Versace, Chanel, Dior и др. Единственная из манекенщиц Мосс создала собственный стиль, ее называют эталоном красоты нашего времени, иконой моды и олицетворением современной Британии.

В мир моды британская супермодель вошла в сиротском образе беспризорницы в стиле гранж. Этот образ как нельзя лучше подходил 14-летней Кейт, проблемному подростку из проблемной семьи. Кейт родилась в Кройдене, городке под Лондоном, родители беспрерывно ссорились и, в конце концов, развелись. Подростком Кейт была пре-

доставлена самой себе, с 13 лет пила пиво, курила, под утро возвращалась с вечеринок. «Пока взрослые были на работе, мы шлялись из дома в дом и тырили припрятанное спиртное. Иногда везло - и мы у кого-нибудь находили "косячок". Дома мне ничего не запрещали» (2, с. 43).

Несмотря на неброскую внешность - худоба, непропорциональное кошачье личико, облик Кейт выделялся в толпе. Этому особому, не всегда связанному с красотой качеству, умению выделяться, Кейт обязана началом своей карьеры. Сара Дукас, агент британского модельного агентства Storm, заметила Кейт в аэропорту JFK (1, с. 1). Она искала новые, непримелькавшиеся лица, типажи внешности. Кейт вместе со своим непутевым семейством возвращалась с Багам. Сара разглядела Кейт и предложила ей подработать моделью во время школьных каникул. Агент Дукас не ошиблась, никому не известная школьница действительно воплощала новый тип женской привлекательности: англосаксонские черты, в которые добавлено немного азиатчины, европейская красота с этнической изюминкой. Первый снимок мисс Мосс сделала фотограф Коринн Дэй, тоже девочка-плохиш, отпрыск неблагополучной семьи. В интервью Коринн говорила, что ее отец грабил банки, а мать содержала бордель - вранье, шитое красными нитками. Романтизация всякого рода неблагополучия - отличительная черта Коринн, на которой Дей и Мосс построили совместную карьеру. Сама в прошлом модель, Коринн находила мир моды невыносимо однообразным и скучным: глянцевые журналы из года в год повторяют одно и то же, модели все на одно лицо. Тогда Коринн взяла камеру и начала снимать изнанку модельной жизни: усталых, изможденных, грустных моделей. Она любила помещать своих персонажей в нереальные, психоделические пейзажи, напоминающие иллюстрации к книге Кэрролла «Алиса в стране чудес». Первое фото 14-летней Кейт появилось на обложке журнала «Face» - подросток в короне из торчащих перьев. Не старлетка, а вождь краснокожих. Огромная улыбка, неровные зубы, чертовщинка в прищуренных глазах. О чем думает эта девочка? Явно не о платье для выпускного вечера. Коринн подписала фото «Третье лето любви», намекая на ностальгию по бунтарским 60-м. Это фото во многом определило имидж Кейт - девочка-аутсайдер, сохраняющая дух эпохи «секс, наркотики и рок-н-ролл». 168

Известность Кейт принес контракт с модным домом Calvin Klein, в 1992-м году предложившим модели 4 миллиона долларов за съемки в рекламе нижнего белья и парфюма (Опе, Obsession). По обочинам американских дорог стоял билборд с гипнотизирующим образом гибнущей красоты - юное создание, почти девочка с острыми, торчащими локтями и темными кругами вокруг глаз. Обычно фото моделей пробуждают примитивные чувства: зависть, сексуальное желание, тягу подражать - в конце цепочки срабатывает потребительский инстинкт, мы идем и покупаем, чтобы «быть, как они». Реклама Obsession рождала совсем иные переживания, она приоткрывала потребителю избыточный, шокирующий и наркотический мир моды. Билл Клинтон выступил с осуждением модного дома СК: «Чтобы продавать духи, они рекламируют наркоманию» (5, с. 16). Никакого намека на наркотики в рекламе Obsession не содержалось, но образ беспризорной Кейт как будто взывал к подсознанию, будил запретные, табуиро-ванные желания. Скульптор Марк Куинн назвал Кейт «массовой галлюцинацией нашего времени» (2, с. 128), а внук Зигмунда Фрейда художник Люсьен Фрейд пригласил в качестве натурщицы. В моде 90-х благодаря Кейт и Дей обозначилось новое направление - «героиновый шик». Подражая Кейт, модели стремились выглядеть истощенными, иметь хмурый взгляд, припухшие губы. Изнанка моды становилась ее лицом, закулисье - авансценой.

Мосс - первая манекенщица, начавшая карьеру модели, не успев окончить школу. После ее появления на подиумы вышли 1415-летние подростки, отрешенные создания с детскими косичками и голодными глазами. Волчий взгляд - вот что Кейт всегда считала самым притягательным в своей внешности. У Клаудии Шиффер, Синди Кроуфорд и Линды Евангелисты Кейт учиться было нечему. Красотки, которым дарят яхты, виллы и жемчуга, Кейт никогда не вдохновляли. Она добьется того, что ее портреты будут писать кровью и высекать из чистого золота.

С Мосс Calvin Klein пережил настоящий взлет, продажи модного дома резко возросли, интерес к Obsession был огромный. Да и не так часто президенты высказываются на тему парфюма. Первый же контракт обозначил сильные стороны Кейт: мисс Мосс приносит прибыль, обладает неженской хваткой и умением заполучить баснослов-

ные контракты. Когда Burberry потребовалось оживить интерес к своим гороховым пальто и консервативной клетке, они пригласили Кейт и привлекли молодых покупателей, увеличив прибыль на 3G%. Сегодня Кейт символизирует обновление этой старейшей британской марки.

Кейт умеет выглядеть очень по-разному, иногда становясь совершенно неузнаваемой, ей под силу любой образ: беспризорная модель у Calvin Klein, девочка-гарсон у Chanel (духи Mademoiselle), мисс элегантность у Christian Dior, аристократка у Burberry, диковинный цветок у Versace, пылающая сексуальность у Rimmel. Но сколько бы ни снималась Кейт - ее лицо никогда не надоедает.

Появление Кейт Мосс совпало с двумя событиями - волной интереса к британской моде и зарождением стиля гранж. До недавнего времени Британия имела к моде лишь косвенное отношение. В начале ÇG-х в расписании Лондонской недели моды значилось только 15 британских показов. Для сравнения: в прошлом году их было более 5G. Ситуация изменилась с приходом нового поколения дизайнеров: Стеллы Маккартни, Александра Маккуина, Джона Гальяно, Пола Смита. Британская мода перестала быть домашней индустрией, и Соединенное Королевство начало диктовать всему миру стиль уличной одежды. Сейчас Лондон считается главным трендмейкером в области street wear и гордится колледжем Святого Мартина, одной из самых престижных школ моды в мире.

Смит, Гальяно и Маккуин, с их революционными идеями (яркий подкладочный шелк, брюки-бамстеры, сползающие с бедер - а ля рабочий Ист-Энда и др.) появились не на пустом месте. Лондон всегда славился традициями богемной одежды, особенно в области мужского костюма, вспомним хотя бы зеленую гвоздику в петлице у Оскара Уайльда. В Лондоне fashion - не просто бизнес, а особый стиль жизни. Только здесь можно увидеть столь смело и эксцентрично одетых европейцев. Девушки носят мужские вещи - рубашки, пиджаки, шляпы, любят колготки ярких цветов (популярные в России телесные колготки в Лондоне - этнографическая редкость), надевают сапоги на голые ноги и наматывают объемные шарфы поверх легкомысленных платьиц с цветочным принтом. На лондонских улицах много винтажной одежды, отделы винтажа есть во многих британских магазинах, в том

числе и в крупнейшем торговом центре марки Top shop, для которой Кейт на протяжении четырех лет создавала коллекцию городской одежды.

Тогда же, в 90-е годы, в эпоху подъема британской моды, в Америке зародился стиль гранж. В 1993 г. дизайнер Марк Джейкобс показал первую коллекцию гранжа, надев на манекенщиц сарафаны, напоминающие одежду из сиротского приюта, тяжелые армейские ботинки, куртки грязных расцветок, вытянутые свитера-мешки и драные полушубки. Что значат эти чучела? И зачем он напялил на моделей старые коврики от ванной? Гранжеры, одетые в старье, производили на зрителей впечатление бомжей из Гарлема, нарядившихся для поездки на Манхэттен. Но Джейкобс вовсе не фантазировал на тему нью-йоркского дна, он предлагал миру моды новую философию - философию богатой бедности. Он принес на подиум антикультуру уличных подростков, низовой шик, но гранжеры, в отличие от бомжей Гарлема, не носили старые или ветхие вещи, они их имитировали, используя качественные и дорогие ткани. Гранж - стиль высокоразвитой Европы и Америки, мода на новые рваные джинсы и только что сшитые платья из бабушкиных сундуков.

В 1993 г. фланелевые рубашки и жилеты милитари были для высокой моды таким же откровением, как для жителей развалившегося СССР сведения о том, что американские миллионеры ходят в застиранных футболках. Сейчас гранж повсюду: рваные коленки, слишком большие или, наоборот, укороченные свитера, неровные края, необработанные швы и подолы, трикотаж с огромными петлями, юбки, надетые поверх брюк - все эти вещи вошли в повседневность благодаря Джейкобсу.

Кому как не лондонским эстетам было оценить новации нью-йоркского модельера? Кейт Мосс взяла достижения британских дизайнеров, смешала их с гранжем, добавила свою изюминку и получила собственный стиль. Стиль Кейт Мосс - это сочетание, казалось бы, несочетаемых вещей. Она надевает шорты с сапогами, джинсы с бриллиантами, носит куртки-косухи поверх шелковых платьиц, к вечернему платью у нее прилагается дорожная сумка, а жилеты милита-ри она накидывает на кружева. Кроме того, Кейт ввела в городской обиход принципиально новые вещи: австралийские валенки из овчины

угги, балетки, обтягивающие джинсы, золотые цепочки в несколько рядов. Свой гардероб Кейт не мыслит без мужских жилетов, которые она носит поверх платьев, мужских футболок или просто надевает на голое тело. Кейт считает, что ничто так не красит женщину, как правильно подобранная сумка (вопреки утверждению, что главное - это обувь и прическа). Понятия дресс-код для Кейт не существует, она может выйти в вечернем платье к завтраку или появиться в коротеньком платье в цветочек на красной дорожке Каннского фестиваля. Три четверти гардероба Кейт - винтаж: «Я люблю все старое, кроме старых мужчин. Прекрасная шелковая блузка всегда останется прекрасной шелковой блузкой, сколько ее не носи» (3, с. 57). Кейт, подписавшая контракты с Versace, Chanel, Dior, любит посещать секонд-хэнды и рыться на развалах винтажных ярмарок. Она никогда не брезгует дешевыми сетевыми магазинами. Многочисленные награды за создание собственного стиля и вклад в индустрию моды Кейт не в последнюю очередь получила за умение сочетать дизайнерские вещи и ширпотреб. Ей ничего не стоит выйти из дома в платье от Гуччи и прихватить с собой сумочку за 20 евро. При этом Кейт - единственная манекенщица, которую называют иконой стиля: манера одеваться у нее так же независима от сиюминутных веяний моды, как костюм британской королевы или шляпка и перчатки Одри Хепберн. По мнению журнала «Harpers bazaar», Кейт «лучше всего воплощает современную Великобританию, как в свое время ее воплощала принцесса Диана» (5, с. 25). Во всяком случае, та эмоциональная встряска, которую Кейт периодически устраивает британцам, сопоставима - пусть не по положительности эмоций, но по их силе - с волной симпатии к всенародно любимой принцессе.

Стилистические эксперименты взбалмошной супермодели остались бы ее личным делом, если бы не неудержимое желание потребителей копировать Кейт Мосс. Стоит ей появиться в штанах-бананах или мужской майке на два размера больше, как спустя три месяца вам хочется купить такую же. Надень это кто-нибудь другой, вы бы сказали: «Ну и вырядилась, пугало огородное...». Но Кейт - человек, которому тянет подражать. Почему-то увидев ее, мы забываем о собственной индивидуальности, превращаемся в мартышек и с мылом влезаем в скинни-джинсы, которые для нашего 48-го размера не то чтобы са-

мое оно, но ведь все уже носят, - так что наплевать на больно врезающуюся талию и невозможность съесть лишний кусочек. В Кейт есть нечто от приторной кока-колы и вредной организму сигареты: что-то нас к ней тянет, а что - непонятно.

«Посмотрите на наших учителей, - говорит школьница из Крой-дена, родного пригорода Кейт, - у них все стены увешаны изображениями Кейт Мосс. Мы все ее фанаты. Я купила черные балетки, когда увидела их на Кейт. Я обожаю жилеты милитари только потому, что она в них так стильно смотрится. Вечером в пятницу мы собираемся и обсуждаем, что наденем в клуб: балетки, мужские жилеты, майки-алкашки - все вещички из ее гардероба» (7, с. 88).

А может, вещи ни при чем? И копировать Кейт хочется вовсе не из-за ее стильности, а по какой-то другой причине? Скажем, потому что она доступна. Клаудия Шиффер и Линда Евангелиста являли собой недостижимый идеал, такими нам не стать никогда - не поможет ни ботокс, ни диета, ни пластическая хирургия. А в Кейт как будто нет ничего особенного, обычная девчонка, зарабатывающая на жизнь показами одежды. Только что неестественная худоба, но это тоже не такая уж большая редкость. «Она ординарна. Ее притягательность - в ее обыкновенности, - говорит британский публицист Морли. - Она маленькая, у нее жесткий взгляд, лицо неправильной формы, и это ее преимущества, потому что люди видят в ней себя. Она выпадает из отчужденного и двуличного мира моды» (7, с. 103). Правда, находятся скептики, утверждающие, что образ Кейт Мосс так легко примерить на себя, потому что за ним - пустота. Режиссер Лоик Прижан: «Когда-то Кейт была, как глоток свежего воздуха, но потом она превратилась в машину для зарабатывания денег. Из аутсайдера стала звездой мейнстрима. В ее взгляде чувствуется пустота, пустота, от которой кружится голова, и как раз это и завораживает» (6, с. 102).

Но даже самые большие охотники представить Кейт Мосс как чудище заурядности, не могут отказать ей в загадочности и энигматичности. И это притом что Кейт никогда не отказывается позировать обнаженной и вряд ли может похвастаться большой приватностью телесного существования. А ведь модели - не кинозвезды, они не могут окружить себя флером таинственности, скрыть изъяны, их тела постоянно разглядывают, полируют миллионы взглядов.

«Кейт - современная версия сфинкса», - говорит нидерландский скульптор Марк Куинн (6, с. 40), создавший несколько изображений супермодели в натуральную величину. Одно из них из чистого золота, весом 50 кг и ориентировочной стоимостью 3 млн долларов, самое крупное золотое изваяние со времен Древнего Египта. Кейт сидит в йоговской позе, закинув ноги за голову, и напоминает многорукого Шиву, золотого идола, божка, протягивающего к вам конечности-щупальцы. Другая Кейт из выкрашенной в белое бронзы изогнулась в акробатической позе, привстала на носочках, уподобившись тарантулу. Многие сочли скульптуру непристойной и даже порнографической. Британский музей выставил золотую статую Марка Куинна по соседству с античными богинями: Кейт современное божество, идеал красоты наших дней. В золотой Мосс, в отличие от мраморных Афродит, нет никакой внутренней жизни, да и позировала Куинну не сама супермодель, а приглашенная натурщица, Мосс лишь пришла в студию, чтобы сделать слепки. Отчего же мы считаем эту женщину красивой? Почему человечество вдруг стало находить прекрасным непропорциональное лицо, плоское тело, широкий нос, большой рот, косо посаженные глаза, мужские скулы? Ведь всего 30-40 лет назад к пластическим хирургам обращались с просьбой сделать аккуратный носик и тонкие губы. «Персона и миф в ней срослись, - говорит Марк Куинн. - Мы ей восхищаемся, потому что ее не знаем, ее образ обращается к нашему коллективному бессознательному. Совершенство, золото, деньги. Кейт это то, чего люди хотят сегодня» (6, с. 41).

Несомненно, что на сегодняшний день мисс Мосс не просто влиятельная фигура мира моды, но и явление британской культуры. «Она не манекенщица, - считает кутюрье Эди Слиман, - это для нее слишком узко. Мода, искусство, поп- и рок-культура - все у ее ног. Она занимается всем и ничем конкретно - именно поэтому она так современна» (4, с. 44).

«В личной жизни Кейт подобна кошке, которая всегда приземляется на четыре лапы», - говорит о своей бывшей подруге актер Джонни Депп (3, с. 105). Вероятно, это качество быстро восстанавливаться после очередного разрыва с мужчиной позволяет Кейт не бояться «опасных связей». В ее огромном донжуанском списке нет ни одного «просто миллионера» или «хорошего мальчика». Кейт окружает себя 174

людьми искусства, сложными и противоречивыми, как она сама: рокерами, актерами, музыкантами, поэтами. Свою духовную родословную Кейт ведет от прославленных рокеров 60-х годов. Не так давно британская пресса опубликовала сообщение о том, что парижская полиция задержала Кейт и ее бой-френда, гитариста Джимми Хинса, за нарушение тишины и спокойствия на кладбище Пер-Лашез. Парочка целовалась, танцевала рок-н-ролл и горланила песни на могиле Джима Моррисона. Пляски на могиле лидера «Doors» для Кейт - жест естественный и символичный: нарушение кладбищенской тишины - лучший реквием по Джиму Моррисону.

Ни один из романов Кейт еще не заканчивался браком и семейной идиллией. Недавно облетевшее британские таблоиды известие о свадьбе Кейт и Джимми Хинса на Сицилии было опровергнуто Мосс. Читатели светских хроник и желтой прессы опять не дождались: гламурный хэппи-энд откладывается. Сама же Кейт, скупая на интервью и публичные откровения, неоднократно признавалась только в одном -больше всего в жизни она любила Джонни Деппа. Он и Кейт составили стильную пару: оба с резко очерченными скулами, растрепанной гривой волос, жаждой денег, бессмертия и красоты. Папарацци бегали за ними следом, ища сравнение - бесполезное занятие. Если пару Депп - Мосс с кем-то и можно сравнить, то только с Куртом Кобей-ном и Кортни Лав. После Джонни Деппа Кейт меняла мужчин, как перчатки, в обойму ее кавалеров ненадолго попал Ди Каприо, затем ее часто стали видеть с Джефферсеном Хэком, издателем и редактором популярного журнала «Dazed and Confused». От него Кейт родила дочку Лилу Грейс, но совместной жизни у них не получилось, слишком спокойный Хэк раздражал Кейт своей положительностью.

Незадолго до беременности Кейт высказала желание позировать Люсьену Фрейду, самому дорогостоящему художнику современной Британии. Среди манекенщиц подобная мысль могла прийти, наверно, только Кейт: внук родоначальника психоанализа Фрейд изображает то, что табуировано современными канонами красоты - мешки под глазами, целлюлит, воспаленную кожу, редкие волосы. Британскую королеву Елизавету II Фрейд написал с мужланской челюстью. Вообще-то знаменитостей Фрейд не любит. После королевы Мосс - самый известный персонаж, написанный Фрейдом: «Я пишу портреты лю-

дей, а не изображения, похожие на них. Пишу то, что вижу, а не то, что вы хотели бы, чтобы я видел» (8). «Изображения, похожие на Кейт» видел каждый, ну а как она выглядит на самом деле? Какова Кейт по Фрейду? Беременная обнаженная Кейт облокотилась на белую больничную подушку, у нее непропорциональная маленькая голова, уродливое изможденное лицо, торчащее ухо. Большая шоколадная нога, на которую, как на русалочий хвост, насажено длинное вывернутое тело. Кейт сидит в позе, удобной для беременной, но выглядит рептилией, распластанной на песке. Самое красивое в портрете -ладонь с длинными пальцами. Портрет был продан на аукционе за 7,32 млн долларов.

Если отношения с Джонни Деппом, по всей видимости, глубоко затронули внутренний мир Кейт, то связь с рокером Питом Доэрти чуть было не стоила ей карьеры. Пит вовлек свою подругу в кокаиновый скандал, после чего многие компании, такие, как H&M, Roberto Cavalli и др., расторгли контракт с супермоделью. Хулиган и скандалист Пит Доэрти, лидер групп «Libertines» и «Baby shambles», всегда выглядит так, как будто только что вышел из комы. Британцы устали острить на тему: «когда же наконец умрет Пит Доэрти?». Двойственность глубоко противна лидеру «Libertines» («Распутников»), поэтому с самого начала Пит «жил, как писал, писал, как жил» (9). После школы возлюбленный Кейт устроился могильщиком на кладбище и, сидя на надгробных камнях, читал де Квинси и Бодлера - готовился к карьере «проклятого» поэта. Его несколько раз арестовывали за кражи, дебоши и хранение наркотиков, героин находили даже в крови у его котят. На вопрос, кем он все-таки себя считает - рокером, поэтом, музыкантом, Пит обычно отвечает: «Я ниоткуда и никто никогда не знает куда» (9). По правде сказать, вокал у Пита, в отличие от поэтического дара, слабоват, и когда он в одиночестве исполняет композиции «Libertines» и «Baby shambles» со сцены, остается только вслушиваться в тексты. На своих выступлениях Доэрти застилает сцену британским флагом и усыпает лепестками роз. Как и Кейт, Пит любит эксплуатировать образ беспризорника. В фотосессии для журнала NME он снялся в костюме Оливера Твиста - в лохмотьях под фонарем, в руках баночка ваксы. В стихах Пита то и дело появляются упоминания о злодеях и преступниках, участвовавших в громких лондонских

скандалах XIX в. Но по существу Пит, конечно, не такой уж негодяй, каким хочет казаться, скорее, он - городской эстет, избалованный и инфантильный бездельник. Конечно, он значимая фигура в жизни современного Лондона. Об этом может свидетельствовать такой факт: когда Пит приезжал с концертом в Москву, его выступление посетил Роман Абрамович. Российский олигарх неоднократно слушал Доэрти в Лондоне и решил не упускать шанс посмотреть на актуального британского рокера в московском клубе.

«Пит талантливый и очень опасный, - признается Кейт, - и поэтому меня к нему влечет» (3, с. 48). Многие сочли, что отношения с Доэрти наносят урон иконическому образу Кейт. Среди озабоченных репутацией Кейт оказался и «добрый папочка» Хэк. Он убеждал Кейт одуматься и посмотреть на вещи здраво: с Доэрти она теряет свой лоск и сходит с пьедестала, ее жизнь стала напоминать мыльную оперу. Однако союз с Питом повысил популярность Кейт в среде подростков, тинейджеры обожали эту расхристанную парочку; Кейт даже записала композицию для «Baby shambles».

В 2005 г., в период отношений с Питом, Кейт запечатлела себя на холсте: обезьянка с дымящейся сигаретой, нервный профиль, зыбкий силуэт, в лицо как будто дует сильный ветер. Автопортрет мисс Мосс ушел с аукциона за 67 тыс. долларов. На продажу его выставил Пит, которого к тому времени Кейт уже выгнала из своего дома, поменяв все замки и наняв охранников. В описании говорится, что портрет сделан на холсте губной помадой с добавлением капель крови. Помада, принадлежала Кейт, а кровь - Доэрти.

Скандал грянул в сентября 2005 г., когда папарацци сняли 45-минутное видео, в котором Кейт в студии Пита нюхает кокаин. Разумеется, это не Доэрти приобщил супермодель к наркотикам, Кейт уже лечилась в 1998 г. от зависимости, но публично сообщала, что проблем с наркотиками у нее больше нет. Кейт с Доэрти потеряла бдительность, хотя и знала, что охота на нее напоминает слежку, устроенную в 90-е годы за принцессой Дианой. Фото с подписью «Кокаиновая Кейт» поместил британский таблоид Daily Mirror, у которого с Кейт были особые счеты. За два месяца до скандала Sunday Mirror выплатил Мосс громадную компенсацию за ложное сообщение о «кокаиновом уик-энде супермодели в Барселоне».

Конечно, известие о том, что модели нюхают кокаин для расслабления, не явилось большим откровением. Наркотики - часть мира моды, за кулисами дефиле следы белого порошка можно увидеть на всех эмалированных поверхностях. Но ведь Кейт - лицо последнего десятилетия, и вряд ли кому-то будет приятно признать, что он считал эталоном красоты женщину с наркотической зависимостью. Кейт припомнили и ее высказывания об алкоголе: «Перед показом я обязательно выпиваю, хотя бы бокал шампанского. Даже если это происходит в 10 утра. Кроме того, я никогда не расстаюсь со своей верной спутницей - фляжкой водки» (5, с. 28).

На Кейт посыпались известия о расторжении контрактов. Шведская компания H&M не захотела, чтобы ее вещи, ориентированные на подростков, ассоциировали с моделью-наркоманкой. Вместо Кейт лицом марки стала итальянская модель Мариякарла Босконо, особо подчеркивалось, что Босконо ведет здоровый образ жизни. Christian Dior после некоторых колебаний выступил с заявлением, что прекратит сотрудничество с Мосс, которая являлась лицом коллекции осень-зима 2005-2006 гг. (рекламу коллекции в разгар скандала можно было видеть по всей Европе). Chanel также заявил, что Кейт больше не может представлять парфюм Mademoiselle. Кейт заинтересовался Скотланд-Ярд, пожелавший разобраться, насколько «кокаиновая Кейт» влияет на британских подростков. Заговорили о том, что ее могут лишить прав на воспитание дочери.

В этот момент Кейт действительно висела на волоске, ей пришлось выступить с публичными извинениями и лечь в наркологическую клинику. Но вскоре Мосс нашла способ обратить случившееся себе на пользу: «Наркотики и алкоголь - проблема почти всех фотомоделей. Ты все время должна что-то изображать, не имеешь права даже заболеть. В один прекрасный момент твоя психика ломается, и ты ищешь разгрузки. Когда мозги затуманены, гораздо легче высиживать все эти скучные ужины» (2, с. 11). Ранее Кейт никогда не позволяла себе таких откровений, предпочитая декадентскую иронию на тему погибающей красоты (например, на вечеринку в честь своего тридцатилетия она попросила гостей одеться в костюмы героев новеллы Фицджеральда «Проклятые и прекрасные»).

Депп сравнивал Кейт с кошкой, которая прыгает на все четыре лапы: то, что для других означало бы полный крах, ей только пошло на пользу. Во время скандала мир моды сочувствовал Кейт. Главный редактор французского «Vogue» Оливье Лалани не спешил отрекаться от порочной модели (Кейт появлялась на обложке «Vogue» 30 раз): «Эти фото не могут поставить под угрозу то, что она представляет -икону и модель, у которой за 15 лет работы не было ни одного срыва в карьере» (6, с. 57). Публично вступилась за Кейт и Катрин Денёв: «Кейт - замечательная манекенщица, и если она разрушает свою жизнь кокаином, то это ее личное дело» (6, с. 57).

Но, как это ни парадоксально, больше всего Кейт выиграла в глазах рядовых британцев. Чем, по их мнению, занималась мисс Мосс до того, как разразился скандал? Она просто хорошо проводила время. Прожигала жизнь в клубах и на бесчисленных светских пати. Меняла бойфрендов. Время от времени снималась в рекламе и выходила на подиум. Никакой благотворительности или усыновления африканских детей. А после кокаинового скандала образ Кейт как будто очеловечился, выяснилось, что и супермодели тоже плачут.

После публичных извинений и разрыва с Доэрти доходы Кейт не только не упали, но и увеличились. Всего через полгода после скандала Nicon выбрал Кейт лицом рекламной компании нового аппарата: в ролике только камера и обнаженная Кейт. К 2007 г. она получила контрактов больше, чем потеряла. Кроме того, Кейт заявила о себе как дизайнер одежды. Четыре года она создавала коллекции для марки Top shop, повсюду появляясь в придуманных ей самой легких платьицах и туниках. Кейт занимается и парфюмерным бизнесом, выпуская духи Kate by Kate, Velvet Hour, говоря, что на создание ароматов ее вдохновляют самые неожиданные запахи - например, запах бензина, который любит ее дочь Лила Грейс и без которого Кейт не представляет себе современный Лондон. Сегодня Кейт Мосс занимает второе место (после Жизель Бундхен) в списке самых высокооплачиваемых моделей мира. Она умеет остаться на вершине, дойти до грани и не переступить.

Список литературы

1. Kate Moss на Fashion Model Directory com. - Mode of access: http://www.fashionmodeldirectory.com/models/Kate_Moss/

2. Robert C. Kate Moss. - L.: Carlton Books, 2014. - 143 p.

3. Kate: The Kate Moss book. - N.Y.: Fabien Baron, 2012. - 448 p.

4. Buttolph A. Kate Moss style. - L.: Random house, 2008. - 208 p.

5. Kate Moss by Mario Testino. - Berlin: Taschen, 2014. - 232 p.

6. Salmon Ch. Kate Moss: The making of an icon. - N.Y.: Harper Collins Publishers, 2012. - 128 p.

7. Stegemeyr A. Who is who in Fashion. - N.Y.: Fairchild Books, 2003. - 384 p.

8. Cuddling up, Lucian Freud and Kate Moss, his model muse. - Mode of access: http://www.dailymail.co.uk/news/article-2089647/Lucian-Freud-Kate-Moss-model-muse-cuddling-up.html

9. Singer Pete Doerty jailed. - Mode of access: http://www.bbc.com/news/uk-england-london-13451440

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.