Научная статья на тему 'Феномен иудаизма современности и его прагматическое влияние на процессы глобализации'

Феномен иудаизма современности и его прагматическое влияние на процессы глобализации Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
274
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ивашина Р. А.

Иудаизм – одна из мировых религий, которая интересовала раньше и не меньший интерес вызывает и в настоящее время у исследователей. По поводу вопросов, связанных с ним также не утихают споры. Книга «Кицур Шульхан Арух», по которой готовят будущих раввинов, дает не мало фактов негативного отношения к тем, кто «неевреи», из чего вытекают далеко не утешительные выводы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Феномен иудаизма современности и его прагматическое влияние на процессы глобализации»

ФЕНОМЕН ИУДАИЗМА СОВРЕМЕННОСТИ И ЕГО ПРАГМАТИЧЕСКОЕ ВЛИЯНИЕ НА ПРОЦЕССЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

© Ивашина Р.А/

Белгородский государственный университет, г. Белгород

Иудаизм - одна из мировых религий, которая интересовала раньше и не меньший интерес вызывает и в настоящее время у исследователей. По поводу вопросов, связанных с ним также не утихают споры. Книга «Кицур Шульхан Арух», по которой готовят будущих раввинов, дает не мало фактов негативного отношения к тем, кто «неевреи», из чего вытекают далеко не утешительные выводы.

Окружающий мир, при всем многообразии сфер деятельности, как никогда очень тесно взаимосвязан. Быстро развивающиеся всеобщая глобализация, средства массовой информации, новейшие технологии очень облегчают жизнь всему человечеству. Границы между культурами становятся все более прозрачными. Культуры и религии других народов становятся все ближе к каждому человеку. Так одна из мировых религий иудаизм становиться как для России, так и для всего мира не чем-то редкостным. Но, не смотря на такие реалии, эта религия была и остается достаточно законспирирована. Существует общедоступная информация о происхождении, истории и учении иудаизма. Но есть и малоизвестные стороны этой религии. К примеру, во вступлении к книге «Кицур Шульхан Арух» председатель Исполнительного Комитета КЕРООР раввин Зиновий Коган делает признание: «Иудаизм в России на самом высшем уровне признан одной из традиционных религий. Исходя из этого, редакционный Совет КЕРООР счел необходимым опустить в этом переводе некоторые галахические указания..., помещение которых в издании на русском языке было бы воспринято населением России, не придерживающимся иудаизма, как неспровоцированное оскорбление».

После непринятия Мессии в иудаизме началась новая история, появились новые положения в вероучении, а с ними и новые книги: Мишна, Гемара, Талмуд, Зогар, Каббала, Шульхан Арух и новейшая - Кицур Шульхан Арух. Следует указать, что в Талмуде приведены мнения около 2000 мудрецов, писавших на протяжении многих веков. Они часто могут не совпадать и даже противоречить друг другу, однако в Талмуде содержатся все мнения - как получившие статус закона, так и мнение меньшинства.

♦ Кафедра Философии

В средние века наибольший подъем иудаизм пережил в Испании. Известным представителем иудаизма того времени был Моше бен Маймон, или Маймонид (1135-1204), который развил иудейскую религиозную мысль на основании философии Аристотеля. Под влиянием Маймонида формируется понятие о двух уровнях смысла в тексте Танаха: буквальном - для большинства и философском - для избранных. Постепенно раввины пришли к идее тайных смыслов, сокрытых в Торе. С этого времени начинает свою историю Каббала.

Правовой кодекс, известный как «Шульхан Арух» («Накрытый стол»), составлены известным сефардским раввином Йосефом Каро в середине XVI века. И до сих пор считается эталонным кодексом норм иудаизма. Эта книга изначально была задумана как максимально полная и подробная хрестоматия еврейской цивилизации. А по прошествии еще трехста лет в середине XIX в. появляется книга рабби Шломо Ганцфрида «Кицур Шульхан Арух», «Малый Накрытый Стол» - тоже хрестоматия еврейской цивилизации, но это уже сокращенный вариант Шульхан Аруха с добавлениями в соответствии с изменениями за последние столетия. Простота изложения материала и удобство пользования сделали эту книгу настольной в большинстве семей ортодоксальных иудеев.

Современный иудаизм, после появления Талмуда и дочерних книг -это преимущественно учение о том, как следует жить (а не только о том, как следует верить), и поэтому ни одна сфера жизни религиозного еврея не остается вне ведения его религии. В этом учении существуют четкие предписания о том, в каких рамках разрешается торговать и в каких воевать, на каких принципах следует строить экономику и т. п. Иудаизм зиждется на том, что именно дела, а не вера сама по себе, является, в конце концов, главным критерием, по которому оценивается человек.

Некоторые положения в этих книгах по своей сути прямо противоречат указаниям основы иудаизма - Торе и Танаху (Ветхому Завету). И не смотря на это, противоречия пытаются завуалировать натянутыми объяснениями или просто замалчиваются. К примеру, приблизительно десятая часть книги «Кицур Шульхан Арух» содержит противоречия. Рассмотрим некоторые из них.

«Если он не помолился, пока время еще позволяло, поскольку думал, что у него еще останется время помолиться, когда он закончит то дело, которым он сейчас занят, а, пока он возился, время молитвы прошло; и также если он был занят заботой о своих деньгах, которым грозил ущерб, и из-за этого пропустил время молитвы - хотя и запрещено пропускать время молитвы из-за опасения денежного ущерба, тем не менее, про него можно сказать, что он «не смог» помолиться, и он имеет право восполнить пропущенную молитву. И также если он не мог молиться из-за опья-

нения, все равно считается, что он «не смог», даже если он начал пить, когда это было уже запрещено, поскольку пришло время молитвы».

Здесь с одной стороны все понятно без разъяснений, но с другой стороны совершенно не понятно, что грех, а что не грех. Сначала говориться, что «запрещено пропускать время молитвы из-за опасения денежного ущерба». Казалось бы, все ясно - ни при каких обстоятельствах время молитвы пропускать нельзя. Но тут же говориться совершенно противоположное - «тем не менее, про него можно сказать, что он «не смог» помолиться, и он имеет право восполнить пропущенную молитву». Явное противоречие, даже не надо делать никаких логических умозаключений, чтобы выявить его. Возникает другой вопрос: «что важнее для правоверного иудея - молитва к Богу, общение с Ним, или деньги?» Аналогичный вывод можно сделать, прочитав следующие цитаты:

«И также можно взыскать долг запрещенными в пищу вещами и немедленно продать их, поскольку запрещено держать их у себя с целью наживы. Но человек может задержать их у себя, если он опасается, что в противном случае выручит за них меньше, чем они на самом деле стоят».

«Запрещено смотреть на изображение человека, поскольку оно называется «идолом», и поэтому смотрящий на него нарушает запрет «...и не оборачивайтесь к идолам». Однако смотреть на изображения на монетах разрешено, поскольку к ним взгляд уже привык. Желающий же быть праведником станет избегать и этого».

«Если человек видит, что его имущество может понести ущерб, например, что его бочка с вином прохудилась и т.д., разрешается позвать нееврея, хотя хозяин и знает, что тот наверняка починит эту бочку; и это разрешено, даже если для починки требуется совершить настоящую работу. Только еврею необходимо проследить за тем, чтобы никак не просить и не намекать нееврею, чтобы тот починил ее. Но можно сказать в его присутствии: «Всякий, кто избавит меня от этого ущерба, может рассчитывать на награду». Но так поступают только в том случае, если имуществу грозит значительный ущерб».

В иудаизме закономерности изменений были не такие, как в других религиях. Причина всего, с христианской точки зрения - иудаизм создан был Богом, а не людьми, в отличие от других религий. До обещанного Богом пришествия Спасителя Иисуса Христа, существенных изменений не происходило. Мессия пришел в положенное время и в положенное место, а Его не приняли и убили позорной смертью - распяли на кресте. После чего, как показывает история, и начались бедствия и скитания для еврейского народа, которых не было до этого. Иудеи противились Богу, а Бог не мог посягать на их свободу.... Потому «истина» ушла от иудеев, благодать была отнята от них: «Се, оставляется вам дом ваш пуст». Иудеи

остались одни с мнимым Богом и законом, который им был дан Богом. Божья благодать уже не управляла ими, то есть они были лишены критерия истинности. На место благодати стал закон, и он стал определять истинность. Это привело с одной стороны - к чрезмерной строгости в исполнении законов, а с другой стороны - к умножению количества запретов и предписаний. И каждый закон со всей положенной строгостью требуется исполнить, а законов же очень много. Это привело к появлению обходных путей, создающих противоречия.

Вторая причина чрезмерной, зачастую до абсурда, строгости - это обособление, выделение и отличие иудеев их и от других народов и культур, что привело к презрительному отношению ко всем, кто не еврей. Не будет лишним еще раз привести некоторые цитаты на данную тематику из книги «Кицур Шульхан Арух»:

«Пусть всегда человек отдаляется от милостыни и живет в страданиях, лишь бы не прибегать к материальной помощи других. И так заповедали нам мудрецы наши благословенной памяти: «Сделай свой Шаббат будним днем, но не одалживайся у людей». И даже почитаемый мудрец, обеднев, должен заняться ремеслом, даже презираемым, но не просить милостыни у других».

Касательно покоя в Шаббат более ранняя, а точнее, первая книга еврейского народа Тора говорит совершенно противоположное. При сочетании данного факта с закономерностью: с возрастанием доходов - возрастают и потребности, почти каждый человек может считать себя обедневшим. В итоге, для достижения прибыли можно работать без законом установленных праздников (выходных). Неясен, или не уточнен момент с «ремеслом, даже презираемым», потому разновидностям сфер и родов деятельности нет границ вплоть до криминала в прямом смысле слова.

«Компаньоны, которые должны взять у нееврея ссуду под проценты, должны спросить раввина, как это сделать».

Это положение еще раз показывает обособленное до призрения к другим народам положение евреев и, соответственно, свои законспирированные хитрости для более успешной и продуктивной выкачки денег из «неевреев».

«Кормят и одевают нееврейских бедняков вместе с еврейскими, чтобы между нами и не евреями был мир».

Напрашивается логический вывод, что если бы не необходимость мирной жизни с «неевреями», даже к самым беззащитным «неевреям» отношение было бы далеко отстоящее от общепринятых норм и правил морали и нравственности.

Исходя из вышесказанного, становиться понятным безграничное стремление к деньгам по иезуитскому принципу «цель оправдывает сред-

ства». Вышеприведенные цитаты из параграфов книги «Кицур Шульхан Арух» достаточно ясно иллюстрируют довольно высокое привилегированное положение евреев по отношению к другим нациям. В первую очередь страсть к финансовой наживе можно считать причиной, по которой большинство руководящих должностей в политических, финансовых, банковских и других структурах занимают представители еврейского народа по всему миру. Связывает их всех довольно строгая, внутренне законспирированная религия с большим количеством предписаний и хитроумных советов, объединяющих их для достижения известных целей. Такое положение, таким образом, образует свою «мировую глобальную сеть», состоящую из евреев. Через эту «мировую глобальную сеть» они имеют возможность влиять на процессы глобализации, в соответствии с правилами и положениями своего идеологического вероучения. Если учесть негативное отношение ко всем, кто «неевреи», то следует не безосновательно предположить повороты глобализационных процессов не в пользу «неевреев». Возможно, некоторым читателям представиться большим преувеличением, на основании нескольких вышеприведенных цитат, делать такие спорные выводы. В ответ следовало бы заметить, что здесь приведена всего лишь малая часть того, что содержит в себе книга «Кицур Шульхан Арух».

Во избежание возможных обвинений в антисемитизме, автор этих строк просит читателей с полной серьезностью обратить особое внимание на характер источников. В подтверждение вытекающего вывода следует привести слова из Корана: «Ты, конечно, найдешь, что более всех людей сильны ненавистью к уверовавшим иудеи и многобожники, и ты, конечно, найдешь, что самые близкие по любви к уверовавшим те, которые говорили: «Мы - христиане!» Это - потому, что среди них есть иереи и монахи и что они не превозносятся» [5 Сура, 85 аят].

Список литературы:

1. Кицур Шульхан Арух. С краткими примечаниями на основе Мишна Брура. Пер. с иврита А. Кутуков. Предисл. р. 3. Коган. - 2-е изд. - М.: Конгресс Еврейских Религиозных Организаций и Объединений в России (КЕРООР), 2001.

2. Раби Йосеф Телушкин Еврейский мир. - М.: Мосты культуры, 2005.

3. «И сказал Господь Моисею...». - Переиздание. - М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2002.

4. Коран / Пер. И.Ю. Крачковского. Изд. 8-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.