Научная статья на тему 'Феномен исторической памяти'

Феномен исторической памяти Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2077
374
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАМЯТЬ / КОЛЛЕКТИВНАЯ ПАМЯТЬ / ИСТОРИЯ / ТРАДИЦИИ / МЕСТА ПАМЯТИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Большакова Г. А.

Статья посвящена проблеме взаимосвязи истории и памяти. Раскрываются следующие понятия: историческая память, социальная память, коллективная память. Для анализа сложных взаимоотношений между памятью и историей привлекаются работы таких мыслителей, как Дж. Вико, М. Хальбвакс, П. Нора. Отмечается современная позиция взаимоотношений памяти, истории и времени. Рассматривается роль исторической памяти в современном мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Феномен исторической памяти»

УДК 378

ФЕНОМЕН ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ

Большакова Г.А., студент, [email protected] Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, Россия

Статья посвящена проблеме взаимосвязи истории и памяти. Раскрываются следующие понятия: историческая память, социальная память, коллективная память. Для анализа сложных взаимоотношений между памятью и историей привлекаются работы таких мыслителей, как Дж. Вико, М. Хальбвакс, П. Нора. Отмечается современная позиция взаимоотношений памяти, истории и времени. Рассматривается роль исторической памяти в современном мире.

Ключевые слова: память, коллективная память, история, традиции, места памяти.

Говоря о человеке и истории человечества, мы нередко упоминаем о таких понятиях, как «память», «воспоминания», без которых неосуществимо накопление и сохранение опыта общества. Президент Российской Федерации

B.В. Путин в своем послании к Федеральному собранию в год 100-летнего юбилея события 1917 года подчеркнул, что память об истории Февральской и Октябрьской революции - «повод для объединения, а не размежевания». Историческая память народа не должна допускать причин тех трагических событий, поскольку «уроки истории нужны нам прежде всего для примирения, для укрепления общественного, политического, гражданского согласия» [1].

В современный период все больше гуманитариев активно обращаются к памяти исторической, социальной и коллективной. Взаимоотношения между памятью и историей, а также взаимосвязь общей и личной исторической памяти в последнее десятилетия стали актуальной проблемой. В связи с этим, целью нашего исследования является выявление взаимосвязи памяти и истории через объединяющую их категорию исторической памяти.

В психологии память обычно определяют как отражение сознанием того, что происходило в прошлом опыте путём запоминания, воспроизведения и узнавания. «Без памяти, как писал великий психолог

C.Л. Рубинштейн, - мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания безвозвратно исчезало бы в прошлом» [6, с .302]. Но когда рассматривается философско -социологический анализ, то память как психический феномен, превращается в социально ментальное или социокультурное явление, фокусирующийся на коллективных, культурных и нормативных аспектах памяти.

Одно из определений памяти, важное для истории, состоит в том, что она является создательницей и хранительницей прошлого, у которой отмечается способность находиться во времени. Память - универсальна, она отбирает, хранит и воспроизводит информацию.

Проблема памяти является отнюдь не новой в истории философии и психологии. Еще в Древней Греции взгляды Платона напоминали положение памяти в соотношении со статусом истории. Он считал, что память - это «следы», отпечатки на восковых табличках. Знания человека хранятся в памяти в форме шаблонов, идей, которые душа знала до того времени, как

была извергнута сюда. Но подлинное знание заключается в приведении отпечатков, оставляемых чувствами в соответствии шаблоном. Таким образом, понятие «след» связано с гипотезой отпечатка, которое возникает не только в теории памяти, но и в теории истории [4]. Получается, что главным предметом памяти становится не само событие, а лишь его отпечаток в сознании. Образ -«след» сначала передается непосредственными участниками события, а позже преобразуется по определенным законам последующими поколениями. В этом и отличается память от пережитой истории.

Британский политик Патрик Хаттон напротив, указал, что в современной культуре в результате «дробления традиций» происходит «угасание коллективной памяти». Именно это открыло дорогу к пониманию фундаментальных представлений о прошлых событиях, где главной задачей становится поиск прошлого для оказания помощи индивидам и социальным группам в обретении ими собственной идентичности. В данном контексте П. Хаттон подчеркивает связь памяти с традициями. Также взаимоотношения памяти с традициями рассматривал Дж. Вико, сформировавший историческую модель жизненного цикла коллективной памяти. В его теории «коллективной памяти» искусство памяти заключается в реконструкции воображения, посредством которого формируется восприятие мира.

В своей работе, советский и российский историк Л.П. Репина раскрывает сущность понятия «коллективная память». «Коллективная память понимается как историческая, социальная память или в общем - как совокупность донаучных, научных, и ненаучных знаний и массовых представлений социума об общем прошлом» [4, с. 42]. То есть, историческая память является символичной репрезентацией коллективной памяти.

В науку, идею коллективной памяти впервые ввел Морис Хальбвакс (1877-1945). По Хальбваксу, «коллективная память» рассматривается как общественный феномен, необходимый в социальной практике для выживания общества [7]. Коллективная память — это особые формы «присутствия прошлого», которые формируются и живут в недрах социальных институтов и коллективов. Она хранится в традициях, понятиях, символах, в различных уровнях образования. Предлагая свою концепцию памяти, он исходит из того, что помимо коллективной памяти у индивида также существует и индивидуальная память. Но, несмотря на все вышесказанное, в своей теории он опровергает главный вопрос: «Всё ли прошлое остаётся в нашей памяти?». Ученый считает, что память - за сходство между прошлым и настоящим, но история - за различия. Исследователь также подчеркивает, что у истории критическая позиция по отношению прошлому, и она обычно начинается в тот момент, когда заканчивается традиция, когда затухает или распадается социальная, коллективная память.

В контексте работы М. Хальбвакса французский историк П. Нора издаёт многотомный сборник «Места памяти». По мнению историка, местами памяти являются события, здания, предметы, книги, люди, песни или географические точки, которые окружаются символической аурой и становятся объектами памятного ритуала. «Места памяти» являются хранителями социальной памяти, и с появлением таких явлений как демократизация, интернационализация, социальное нивелирование коллективная память исчезает. Таким образом, в рамках концепта исторической памяти у каждой социальной группы может быть своя история и историческая память. В России яркое проявление исторической

памяти можно увидеть у народов Поволжья. Пример этого явления -возрождение язычества. Однако центром возрождения считается Республика Марий-Эл, где уже несколько лет действует общество "Ошмарий - чимарий" (Белый мариец-Чистый мариец) и проводятся Всемарийские моления. Если сравнить местные традиции других поволжских народов, то марийское язычество проявляет себя в плане традиционности, показывая редкий пример патриархальной культуры, вплотную связанный с местными традициями и обычаями. Что более важно сами марийцы, готовы поддержать представление о своей вере, что говорить о сохранении исторической коллективной памяти.

История свидетельствует, что между общей и личной памятью существует тесная связь, так как коллективная память состоит из множества индивидуальных, но тем временем они не сводятся. Личные памяти пересекаются, не объединяясь в совокупной памяти. Общая память несет в себе все представление об истории, общую оценку исторической судьбы, наций и народов. На современном этапе развития человечества общая память особенно необходима, поскольку она является основой существования народа, рождает чувство единства исторической судьбы. В зависимости от характера судьбы, трагической или триумфальной, историческая память объединяет людей общей травмой или же общим успехом.

Одним из ярких примеров этого явления, является победа Красной армии и советского народа над нацистской Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Каждый год в Российской Федерации проходят парады, шествия, посвященные этому дню.

Главное отличие между памятью исторической и личной заключается в их «камерах хранения». Хранилищами исторической памяти являются музеи, учебники, труды профессиональных историков, документальные и художественные фильмы, литературные произведения, где хранятся информации о национальных героях, о признанных гениях. Из этих хранилищ представления об объектах исторической памяти попадают в ячейки личной памяти. Но в то же время возникает феномен, зафиксированный в термине «участник Великой Отечественной войны», это информация о миллионах незаметных героев, участников или свидетелей событий войны.

Эти виды исторической памяти выполняют важную функцию -воспитание в гражданине дух ответственности за свою землю перед прошлыми поколениями и перед потомками. Хорошо известно, что человек становится гражданином своей страны, если ему известно не только огромная хронология событий в государстве, страны или цивилизации, но и вехи истории своей малой родины, то есть обладает индивидуальной исторической памятью на фоне общей коллективной, исторической памяти.

На современном этапе развития общества возникает парадокс исторической памяти. В связи с ростом источников актуализации памяти, вовлечением все новых каналов информации историческая память вовсе не консолидируется. Таким образом, чем разнообразнее источники информации, тем труднее создать целостную картину, закрепить историческую память. Данное явление прослеживается в молодых поколениях, хотя казалось, они больше проинформированы по сравнению с прежними поколениями. Многие преподаватели истории и обществознании отмечают, что у молодежи слабо дифференцированное «кашеобразное» историческое сознание.

Необходимо указать и положительные стороны. На основе многих трагичных или победных исторических событий в науке развивается новое

направление, это прогнозирование. Главное значение, которого состоит в том, что в основе ее цели лежит важная, но недостаточно изученная категория времени [3]. Именно история связана в первую очередь с понятием время. Благодаря сохранению коллективной, исторической памяти, то есть сохранению знаний прошлом, можно предвидеть многие события, что необходимо в современном мире.

Ученый А.И. Арнольдов отмечает: «Быть прорицателем дело трудное и неблагодарное. Но думать об идее целенаправленного исторического развития для того, чтобы творить историю и новую картину мира, необходимо» [1, с. 5]. Высказывание подчеркивает, что для создания новой картины мира знать историю своего народа особенно необходимо.

Таким образом, несмотря на отрицание некоторых исследователей взаимосвязи памяти и истории, данный концепт исторической памяти позволяет найти актуальные формы взаимодействия с прошлым. Это позволяет установить, что историческая память является опорной точкой национального самосознания, а разного рода события приобретают символическую значимость для новых поколений.

Литература

1. Российская Федерация Президент ( В. В. Путин) Послание Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному собранию Российской Федерации: 1 декабря 2016 года. Президент России. Официальный сайт. URL: http://www.kremlin.ru/events/ president/transcripts/messages/53379, свободный. Загл. с экрана.

2. Арнольдов А.И. Цивилизация грядущего столетия (культурологические размышления). М.: Грааль, 1997. 328 с.

3. Морова Н.С. Интеграции психологии и социальной педагогики в пространстве времени. Образовательный кластер региона: синтез обучения и личностного развития. Материалы международной научной конференции. Ижевск, 2017. С. 97-108.

4. Репина Л .П. Историческая память и современная историография. Новая и новейшая история. 2004. № 5. С. 33-45.

5. Рикёр П. Память, история, забвение. Пер. с франц. М.: Изда-во гуманитарной литературы, 2004. 728 с. (Французская философия XX века).

6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 - х т. Т. 1. М.: Педагогика, 1989. 488 с.

7. Хальбвакс М. Коллективная и историческая память. Неприкосновенный запас. 2005. N° 2-3. С. 8-27.

THE PHENOMENON OF HISTORICAL MEMORY G.A. Bolshakova, student, [email protected] Mari State University, Yoshkar-Ola, Russia

The article is devoted to the problem of the interrelation between history and memory. The following concepts, historical memory, social memory, collective memory are disclosed. To analyze the complex relationships between memory and history, the works of such thinkers as J. Vico, M. Halbwachs, P. Norah are involved. The modern position of the relationship between the memory of history and time is noted. The role of historical memory in the modern world is considered. Keywords: collective memory, memory, history, traditions, places of memory.

Дата поступления статьи в редакцию 16.10.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.