Научная статья на тему 'ФЕНОМЕН ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИИ NETFLIX'

ФЕНОМЕН ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИИ NETFLIX Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
861
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
NETFLIX / ИННОВАЦИЯ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИДЕИ / СТРИМИНГОВЫЙ ВИДЕОСЕРВИС / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ВИДЕОКОНТЕНТ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Стефанова Наталья Александровна, Дндирякова Олеся Олеговна

В статье рассмотрены основные принципы и методы развития востребованной на рынке медиауслуг компании Netflix. Отмечается, что данная фирма в настоящее время занимает лидирующие позиции на мировом рынке по предоставлению различных развлекательных услуг и является ярким примером инновационной успешной компании. Проанализирован путь развития компании от ее зарождения до настоящего времени, выявлены причины, по которым Netflix можно назвать лидером генерации и внедрения инноваций в быстроразвивающейся сфере видеоконтента. Описаны применяемые действия и средства, с помощью которых сформировался инновационный потенциал компании. Также на основе анализа деятельности корпорации, ее стратегической политики доказана гипотеза о необходимости введения и применения инноваций как инструмента получения конкурентных преимуществ, завоевания лидирующих позиций на любом рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NETFLIX INNOVATION PHENOMENON

The article discusses the basic principles and methods of development of Netflix, which is in demand in the media services market. It is noted that this company currently occupies a leading position in the global market for the provision of various entertainment services and is a vivid example of an innovative successful company. The path of the company’s development from its inception to the present is analyzed, and the reasons why Netflix can be called the leader in the generation and implementation of innovations in the fast-growing field of video content are revealed. The applied actions and means, with the help of which the innovative potential of the company was formed, are described. Also, based on the analysis of the corporation’s activities, its strategic policy, a hypothesis was proved about the need to introduce and apply innovations as a tool for gaining competitive advantages, gaining leading positions in any market.

Текст научной работы на тему «ФЕНОМЕН ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИИ NETFLIX»

DOI 10.47576/2712-7559_2021_4_2_189 УДК 334.726:004

Стефанова Наталья Александровна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры цифровой экономики, Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики, г. Самара, Россия, e-mail: stefna@yandex.ru

Дндирякова Олеся Олеговна,

студент кафедры цифровой экономики, Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики, г. Самара, Россия, e-mail: andiryakova 18@gmail. com

В статье рассмотрены основные принципы и методы развития востребованной на рынке меди-ауслуг компании Netflix. Отмечается, что данная фирма в настоящее время занимает лидирующие позиции на мировом рынке по предоставлению различных развлекательных услуг и является ярким примером инновационной успешной компании. Проанализирован путь развития компании от ее зарождения до настоящего времени, выявлены причины, по которым Netflix можно назвать лидером генерации и внедрения инноваций в быстроразвивающейся сфере видеоконтента. Описаны применяемые действия и средства, с помощью которых сформировался инновационный потенциал компании. Также на основе анализа деятельности корпорации, ее стратегической политики доказана гипотеза о необходимости введения и применения инноваций как инструмента получения конкурентных преимуществ, завоевания лидирующих позиций на любом рынке.

Ключевые слова: Netflix; инновация; инновационный потенциал; идеи; стриминговый видеосервис; цифровизация; цифровая экономика; видеоконтент; стратегия развития; инновационная культура.

UDC 334.726:004

Stefanova Natalia Alexandrovna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Digital Economy, Volga Region State University of Telecommunications and Informatics, Samara, Russia, e-mail: stefna@yandex.ru

Andiryakova Olesya Olegovna,

Student of the Department of Digital Economy, Volga State University of Telecommunications and Informatics, Samara, Russia, e-mail: andiryakova 18@gmail. com

The article discusses the basic principles and methods of development of Netflix, which is in demand in the media services market. It is noted that this company currently occupies a leading position in the global market for the provision of various entertainment services and is a vivid example of an innovative successful company. The path of the company's development from its inception to the present is analyzed, and the reasons why Netflix can be called the leader in the generation and implementation of innovations in the fast-growing field of video content are revealed. The applied actions and means, with the help of which the innovative potential

ФЕНОМЕН ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИИ NETFLIX

THE NETFLIX INNOVATION PHENOMENON

of the company was formed, are described. Also, based on the analysis of the corporation's activities, its strategic policy, a hypothesis was proved about the need to introduce and apply innovations as a tool for gaining competitive advantages, gaining leading positions in any market.

Keywords: Netflix; innovation; Innovation potential; ideas; streaming video service; digitalization; digital economy; video content; development strategy; innovative culture.

Компания Netflix была основана в 1997 г. Ридом Хастингсом и Марком Рандольфом, которые заметили на рынке видеопроката свободную нишу, связанную с неудобством использования существующих салонов и сервисов, и, используя инновационный подход в данном бизнесе, создали первый в мире прокат DVD-дисков. В 2021 г. интернет-сервис Netflix представляет собой платный ресурс мультимедиа, предлагающий пользователям доступ к сериалам, фильмам и шоу. Это одна из самых успешных компаний в мире. Согласно исследованию Global Internet Phenomena Report от компании Sandvine 2018 г. на данный стриминговый видеосервис (платформа для просмотра видеоконтента через Интернет) приходилось 15 % потребляемого интернет-трафика во всем мире. В том же году интернет-сервис стал самой дорогой медиакомпанией, обогнав Disney [3; 1].

По данным глобального рейтинга мобильных приложений по потребительским расходам в 2019 г. (табл. 1) среди всех возможных конкурентов, в том числе таких, как Youtube и др., Netflix занял 2 место, уступив только сервису знакомств Tinder, который относится совершенно к иной сфере, а значит, приложение Netflix опережает всех прямых конкурентов и занимает лидирующую позицию в индустрии видеоконтента [8].

Таблица 1 - Глобальный рейтинг мобильных приложений по потребительским расходам

№ Приложение Разработчик приложения

1 Tinder INTERACTIVECORP (IAC)

2 Netflix NETFLIX

3 Tencent video TENCENT

4 iqiyi BAIDU

5 Youtube GOOGLE

6 Pandora music SIRIUS XM RADIO

7 Line LINE

8 Line manga LINE

9 Youku ALIBABA GROUP

10 Google one GOOGLE

Первоначальный успех зависел от того факта, что компания опиралась на новые технологические платформы, которые уже «разрушали» существующие технологии на

данном рынке. Так, в 1997 г. Рид Хастинг создал первый в мире интернет-магазин проката DVD-дисков, имея всего 30 сотрудников и 925 доступных фильмов. Компания отправляла DVD-диски за ежемесячную плату, которая составляла около 8 долларов США. В то время как главный конкурент Blockbuster до сих пор оказывал услуги сдачи в прокат видеокассет. При этом стоимость двух прокатных фильмов равнялась месячной подписке Netflix. Более того, подписка позволяла брать клиентам напрокат столько фильмов, сколько они смогут посмотреть за месяц, без увеличения цены. Помимо этого, Netflix предложил своим пользователям несколько интересных опций, таких как автоматическая отправка следующего эпизода любимого шоу после того, как клиент вернул предыдущую кассету. В данном случае онлайн-прокат оказался очень удобным, благодаря технологическим и экономическим инновациям, так как основывался на том, что покупатель просто пользовался онлайн сервисами, банковскими услугами и услугами почты, не выходя из дома.

Netflix доказал, что они могут адаптироваться к изменяющимся условиям рынка и дальше. В середине 2000-х годов скорость передачи данных значительно повысилась, и стоимость интернет-трафика снизилась настолько, что позволило клиентам загружать фильмы из Интернета. В 2007 г. Netflix перешел к концепции потоковой передачи данных и начал предлагать подписчикам стриминговый контент. Это было большим «ударом» для традиционных фирм видеопроката, таких как Blockbuster, которые, как и прежде, работали по классической схеме. А глобальное распространение Интернета позволило Netflix выйти за пределы рынка США на мировой рынок. Так сервис компании стал доступен в любой точке мира, где есть интернет-соединение. Вместо того чтобы дальше продвигать свою программу рассылки DVD, они увидели, что происходит бурное развитие интернет-технологий, что за ними будущее не только данного рынка, но и многих других, и быстро адаптировались к измене-

ниям, применив технологические и маркетинговые инновации [4].

Руководящим принципом инновационной культуры компании стали технологии больших данных, которые определили направление, в котором развивались предложения и технологии для потокового гиганта. По данным The Wall Street Journal, Netflix использует аналитику больших данных для оптимизации качества, стабильности своих видеопотоков. Применяемая ими технологическая новация - умная нейросеть, которая помогает видеохостингу решить, какие программы будут интересны пользователям, тоже основана на применении технологии больших данных. Система рекомендаций фактически влияет на 80 % контента, который подписчики смотрят на Netflix. Таким образом, компания эффективно использовала такие инновации как большие данные, аналитику и умную нейро-сеть, чтобы позиционировать себя как явного лидера в сфере видеосервисов [5-7].

Создание собственного контента также уже много лет является частью инновационного портфеля Netflix. Компания впервые

В табл. 2 описаны эффективные применяемые компанией средства, методы организации производства, управления кадрами и финансами. Все рассмотренные показатели создают базу для формирования инновационного потенциала, который является основой для успешного развития компании.

Во время пандемии также доказал

свое преимущество в развлекательной среде (рис. 1), что было бы невозможно без дальнейшего применения стратегии развития, включающей в себя использование инноваций.

попробовала свои силы в производстве оригинального контента в 2013 г., а в 2018 г. внедрила маркетинговую и технологическую инновацию, представив видение интерактивного телевидения, в частности выпустив фильм «Черное зеркало: Брандашмыг», в ко -тором зрителям предлагается в определённые моменты сделать выбор, который влияет на сюжет. Инновационная форма сериала сразу привлекла внимание общественности, а создателям принесла премию «Эмми» за лучший телевизионный фильм в 2017 и 2018 гг. [2]

Анализируя всестороннюю инновационную деятельность компании, необходимо рассмотреть совокупный потенциал предприятия (табл. 2) в сфере нововведений. В статье А. И. Николаева «Инновационное раз -витие и инновационная культура» представлены его основные элементы. По словам автора, инновационный потенциал компании достигается посредством совокупного воздействия производственно-технологического, научно-технического, финансово-экономического и кадрового потенциалов.

Корпорация Netflix, в отличие от многочисленных компаний, которые терпят крах при масштабных изменениях в отрасли, плодотворно осилила четыре «тектонических сдвига» в развлекательной индустрии и деловой среде с помощью активного внедрения в свою деятельность новшеств. Netflix изменил всю сферу видеоконтента своим инновационным подходом к организации бизнеса, предлагаемым услугам и технологиям их оказания, благодаря которому до сих пор сохраняет лидирующие позиции на рынке. А ин-

Таблица 2 - Инновационный потенциал компании Netflix

Производственно-технологический Научно-технический Финансово-экономический Кадровый

Облачная платформа является основой и технологическим стеком для большинства сервисов Netflix, а большие данные являются основой для умной нейро-сети и аналитики. Кодирование мультимедиа решает проблему управления многочисленными видеоматериалами компании. Netflix использует технологию адаптивного вещания, которая позволяет регулировать качество звука и видео, чтобы соответствовать скорости загрузки пользователя Использование ограниченной машины Больцмана ^ВМ) - нейронной сети, настроенной на работу с совместной фильтрацией Бизнес-модель компании предполагает платную подписку на просмотр всего контента, подписка неактивных аккаунтов отключается автоматически. В своей нише эта компания является крупнейшей в мире Создание рабочей атмосферы, а не контроль за сотрудниками. Существует строгий отбор персонала, компания старается обеспечить высокую концентрацию таланта. Netflix выбрал модель профессиональной спортивной команды. Доверительные и товарищеские отношения помогают добиться общей цели

Рисунок - Доля мирового спроса среди стриминговых площадок, 2021 г.

новационный потенциал, достигнутый Netflix, иначе как феноменом не назвать, ведь он помог стать этой компании единственным в своем роде уникальном явлением на рынке по предоставлению развлекательных услуг.

Отметим, что на успешном примере использования различного рода инноваций компанией Netflix в сфере развлекательных услуг в очередной раз доказывается гипотеза о необходимости и важности их применения для любого предприятия независимо от сферы деятельности.

Список литературы

1. Вся статистика интернета на 2020 год - цифры и тренды в мире и в России. - URL: https://www.web-canape.ru/business/internet-2020-globalnaya-statistika-i-trendy (дата обращения: 01.09.2021).

2. Доминирование Netflix начинает замедляться по мере усиления конкурентов. - URL: https://www.nytimes. com/2021/04/20/business/media/netflix-subscribers-earnings.html#:~:text = Netflix%E2%80%99s%20 Dominance%20Starts%20to%20Slow%20as%20 Rivals%20Gain (дата обращения: 01.09.2021).

3. История Netflix: как компания по онлайн-прока-ту дисков стала крупнейшим поставщиком потокового мультимедиа. - URL: https://vc.ru/story/11739-netflix-story (дата обращения: 01.09.2021).

4. Креативные Технологические Инновации Netflix. - URL: https://www.chrisbell.com/SNHU/IT-515-Innovations-in-Information-Technology/creative-technological-innovation-netflix.php (дата обращения: 01.09.2021).

5. Эрин Мейер, Хастингс Рид. Никаких правил. Уникальная культура Netflix. - URL: https://kngnator.com/ reader/nikakikh-pravil-unikalnaya-kultura-netflix?page=4 (дата обращения: 01.09.2021).

6. Стратегия NETFLIX: Становление медийного ги-

ганта. URL: https://cinematograph.media/journal/articles/ netflix-strategy/ (дата обращения: 01.09.2021).

7. Центр программного обеспечения с открытым Исходным Кодом Netflix. - URL: https://netflix.github.io/ (дата обращения: 01.09.2021).

8. NETFLIX, 10 инновационных шагов, которые изменили мир. - URL: https://le-vpn.com/ru/10-netflix-innovations/ (дата обращения: 01.09.2021).

References

1. All Internet statistics for 2020 - figures and trends in the world and in Russia. URL: https://www.web-canape. ru/business/internet-2020-globalnaya-statistika-i-trendy (data obrashheniya: 01.09.2021).

2. Netflix's dominance starts to slow as rival gain. URL: https://www.nytimes.com/2021/04/20/ business/media/netflix-subscribers-earn-ings. html#:~:text=NetfMx%E2%80%99s%20Dominance%20 Starts%20to%20Slow%20as%20Rivals%20Gain (data obrashheniya: 01.09.2021).

3. The history of Netflix: how the online disc rental company became the largest provider of streaming media. URL: https://vc.ru/story/11739-netflix-story (data obrashheniya: 01.09.2021).

4. The arcticle «Creative Technological Innovation -Netflix». URL: https://www.chrisbell.com/SNHU/IT-515-Innovations-in-Information-Technology/creative-technological-innovation-netflix.php (data obrashheniya: 01.09.2021).

5. Erin Meyer, Reed Hastings. No Rules Rules: Netflix and the Culture of Reinven-tion. URL: https://kngnator.com/ reader/nikakikh-pravil-unikalnaya-kultura-netflix?page=4 (data obrashheniya: 01.09.2021).

6. NETFLIX Strategy: Becoming a media giant. URL: https://cinematograph.media/journal/articles/netflix-strategy/ (data obrashheniya: 01.09.2021).

7. Netflix Open Source Software Center. URL: https:// netflix.github.io/ (data ob-rashheniya: 01.09.2021).

8. NETFLIX, 10 innovative steps that changed the world. URL: https://le-vpn.com/ru/10-netflix-innovations/ (data obrashheniya: 01.09.2021).

_I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.