Научная статья на тему 'ФЕНОМЕН ИНФОРМАЦИОННОГО ШУМА'

ФЕНОМЕН ИНФОРМАЦИОННОГО ШУМА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
761
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / ТАРГЕТИНГ / РЕКЛАМА / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОТОК / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ШУМ / INFORMATION / TARGETING / ADVERTISING / INFORMATION FLOW / INFORMATION NOISE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Игнашин А.А., Котлярова В.В.

Статья посвящена рассмотрению явлению информационного шума. Приведены примеры его проявления, определены проблемы, появившиеся в связи с избытком информации. Сформулированы рекомендации по способам борьбы с информационным шумом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION NOISE PHENOMENON

The article is devoted to the phenomenon of information noise. Examples of its manifestation are given, problems that have appeared in connection with the excess of information are defined. Recommendations on ways to combat information noise are formulated.

Текст научной работы на тему «ФЕНОМЕН ИНФОРМАЦИОННОГО ШУМА»

УДК 316.776.22

Игнашин А.А. студент магистратуры 1 курса факультет «Техника и технологии» Котлярова В.В., доктор философских наук

доцент

Институт сферы обслуживания и предпринимательства

филиал

Донской государственный технический университет

Россия, г. Шахты ФЕНОМЕН ИНФОРМАЦИОННОГО ШУМА Аннотация: Статья посвящена рассмотрению явлению информационного шума. Приведены примеры его проявления, определены проблемы, появившиеся в связи с избытком информации. Сформулированы рекомендации по способам борьбы с информационным шумом.

Ключевые слова: информация, таргетинг, реклама, информационный поток, информационный шум.

Ignashin A.A. graduate student 1 course, Faculty of Engineering and Technology Institute of Service and Entrepreneurship (branch) of the Don State

Technical University Russia, Shakhty Kotlyarova V. V., Doctor of Philosophy

associate professor

Institute of Service and Entrepreneurship (branch) of the Don State

Technical University Russia, Shakhty INFORMATION NOISE PHENOMENON Abstract: The article is devoted to the phenomenon of information noise. Examples of its manifestation are given, problems that have appeared in connection with the excess of information are defined. Recommendations on ways to combat information noise are formulated.

Key words: information, targeting, advertising, information flow, information noise

В условиях цивилизационных трансформаций, становления и развития информационного общества, в результате кардинального изменения технологий, стиля и образа жизни человек создает новую культурную среду, новые модели социального поведения [1]. Всё большую роль в жизни людей занимает информация.

Под информацией понимают сведения, воспринимаемые человеком и (или) специальными устройствами как отражение фактов материального или духовного мира в процессе коммуникации [2]. Информация является одним из важнейших ресурсов, при этом, она нематериальна, из чего следует, что при передаче информации, она остается у передающего и появляется у

принимающего, а также устаревает со временем.

Термин «информация» стал активно использоваться в научном дискурсе благодаря развитию кибернетики и искусственного интеллекта. Среди наиболее распространенных дефиниций можно назвать следующие: «последовательность сигналов, передаваемых от передатчика к приемнику, накопляемых в запоминающем устройстве, обрабатываемых и выдаваемых в виде готовых результатов»; «содержание сообщения в отрыве от формы его представления»; «обозначение содержания, полученного от внешнего мира в процессе приспособления к нему» (Н.Винер); «коммуникация и связь, в процессе которой устраняется неопределенность» (К.Шеннон).

Современное общество, ежедневно обменивается большим объёмом информации. Объем информации, который приходится на каждого, очень велик. При этом огромны потоки именно фоновой информации, которая «обрушивается» на нас с экранов телевизора, всемирной сети Интернет. Не всегда эта информация нужна, часто она просто бесполезна.

Как правило, день каждого из нас начинается с просмотра новостей по телевизору или в социальных сетях, и с каждым годом объем информации, приходящийся на человека, возрастает. Об этом также свидетельствует тот факт, что в начале прошлого века темп роста человеческих знаний был намного ниже, количество знаний удваивалось приблизительно за пятьдесят лет, а в наше время - за пять - семь лет. В связи с увеличением общего объема информации, увеличивается и количество информационного шума в нём.

Информационный шум - это сообщения и данные, не представляющие ценности для субъекта информирования.

Информационный шум — прямой синоним слова «несанкционированное распространение информации», а потому идентифицировать его в наше время довольно-таки легко. Собственно, он и называется шумом потому, что действует по логике акустического шума: отвлекает, мешает сосредоточиться, навязывается, вмешивается в привычное течение дел.

Информационный шум - явление, появляющееся при большом потоке информации, от изобилия которого затрудняется её категоризация и фильтрация, что приводит к тому, что большая её часть рассматривается, как неполезная, или исключается до рассмотрения.

По результатам опроса, большинство людей устают от большого объема информации, так же, большинству сложно одновременно заниматься несколькими вещами [3].

Теперь особенно важным является умение находить и отбирать нужную информацию среди огромных информационных потоков, что с каждым днем становится все сложнее. Интернет является наиболее доступным и удобным источником информации. И проблема поиска «нужной» информации в интернете с каждым днем становится все острее. В сфере специализированного знания эта проблема также актуальна. Например, современный учёный вынужден тратить свое основное время не столько на

проведение собственного исследования или эксперимента, сколько на поиск информации о том, не было ли это исследование или эксперимент проведён ранее. По точному замечанию У.Дж. Броада: «Количество научных статей и журналов, публикуемых по всему миру, начинает мешать исследованиям, саботировать контроль над качеством в науке, поощрять мошенничество и обесценивать действительно важные изыскания» [4].

Зачастую осмысление информации становится невозможным, мешают потоки разноплановой отвлекающей рекламы, которая находится везде; всплывают ссылки, не имеющие отношения к поисковому запросу. Она представляется не логичной, со всевозможными интерактивными эффектами, её сложно структурировать. Попытаемся выделить некоторое категории «информационно шума»:

- Различные ненавязчивые виды рекламы: контекстную, поисковую, и другую, основанную на таргетировании. Таргетинг (англ. target — цель) — рекламный механизм, позволяющий выделить из всей имеющейся аудитории только ту часть, которая удовлетворяет заданным критериям (целевую аудиторию), и показать рекламу именно ей. Она появляется при поисковых запросах, на большинстве интернет порталов и на крупных сайтах. Её легко опознать, она отнимает немного времени, занимает мало места, и часто не мешает основному поиску информации, а при правильной оценке целевой аудитории рекламодателем и правильных поисковых запросах пользователя, может быть полезна.

- Информацию, которая несет открытый рекламный характер, без привязки к поисковому запросу, направленности сайта и действиям пользователям. Сюда включены броские баннеры и картинки, за их счёт осуществляется монетизация у большинства сайтов. Такая реклама отвлекает, чаще всего не полезна, но часто люди к ней привыкают, и она не особо им мешает.

- Отдельного внимания заслуживает спам, сообщения, не несущие полезной информации, чаще рекламного характера, приходящие на электронную почту и в социальные сети. В последнее время во многих почтовых службах и мессенджерах появились smart-фильтры, отсеивающие спам, однако, у них всё ещё есть недостатки, например, часто в спам попадают письма, оформленные пользователем как подписки.

- Ложную рекламу, которая является сильным отвлекающим фактором, причем информация, которая в ней содержится, неверна. Такая реклама способна ввести в заблуждение, так как в ней содержатся заведомо ложные (преувеличенные или преуменьшенные) данные, часто пользователи переходят по этим рекламным ссылкам, но информация, к которой они приходят отличается от указанной в рекламе. Сюда же можно отнести различные сайты и форумы, специализирующиеся на ложных, паранаучных и псевдонаучных взглядах, часто пользователь невнимательно изучает сам ресурс, с которого берет информацию, что часто приводит к недоразумениям.

- Можно отдельно рассмотреть различные всплывающие окна, ложные

и зараженные ссылки, фишинговые сайты, агрессивную рекламу программного обеспечения и услуг и так далее. Всё это сильно отвлекает и мешает пользователям в поиске информации, или, что хуже, ведет к заражению компьютера и доступу к данным злоумышленника. Стоит заметить, что зачастую ведется расчет на то, что пользователь случайно перейдет по этим ссылкам, или щелкнет на баннер, что, в свою очередь, даст команду на загрузку нежелательного или вредоносного программного обеспечения.

Незаметно для человека, подобные факторы информационно перегружают его, что сказывается на способности усваивать информацию, обрабатывать и искать её. Бороться с информационным шумом, конечно, сложно, особенно в наше время, но все же представляется возможным. Например, желательно ввести различные стандарты, которые будут обязывать выделять рекламные ссылки и баннеры из основного контекста цветом, надписью, специальным логотипом или водяным знаком, а также вводить подтверждение о переходе по рекламной ссылке. Это приведет к повышению качества рекламы, что снизит интенсивность основного источника информационного шума. Чтобы предупредить перегрузку информацией, стоит ограничить источники информации - телевидение, радио, интернет.

Однако, грамотная таргетированная реклама, по сути, не является информационным шумом для человека. Вся информация, представленная в ней, является полезной и, таким образом, данный вид рекламы зачастую даже помогает правильно сориентироваться в информационном пространстве. Поэтому, широкое использование таргетированной рекламы может являться одним из способов борьбы с информационным шумом, одновременно помогая рекламодателю найти целевую аудиторию, а пользователям быстро получить доступ к нужной информации, сэкономив время.

Также желательно развивать навыки поиска информации, научиться работать с ней, развивать аналитическое мышление. Это поможет яснее видеть причинно-следственные связи и делать более взвешенные выводы, что поможет избежать информационной перегрузки и сократит время поиска нужных сведений.

Использованные источники:

1. Руденко А.М., Воденко К.В., Котлярова В.В., Шестаков Ю.А. Философия безопасности человека в пространстве виртуальной реальности // Гуманитарий Юга России. 2016. Т. 17. № 1. С. 131-141.

2. ГОСТ 7.0-99 Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения

3. Горбаткова А. Ф., Котлярова В. В. Проблема информационного шума в жизни человека XXI века // Научно-методический электронный журнал «Концепт» - 2017 - №57.

4. Цит. По: Davison J. "Overworked Americans" or overwhelmed Americans? //Business Horizons, 2004. Р. 2. - URL: http://findartieles.eom/p/art icles/mi_m 1038/is_n1_v37/ai_14922924/pg_2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.