Научная статья на тему 'Феномен информации: еще одна попытка интерпретации'

Феномен информации: еще одна попытка интерпретации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
718
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Жеребин Всеволод Михайлович

В статье делается попытка рассмотреть и интерпретировать феномен информации в процессе эволюции, начиная с его возникновения и до современных социальных форм. Обосновывается тезис о том, что вопреки распространенному мнению информация не является атрибутом материи вообще, а появляется только с возникновением биологической жизни и представляет собой ее неотъемлемую часть. Исследуется процесс развития информации, информационного обмена и возрастания информационных возможностей общества, вплоть до формирования «информационного общества». Поскольку эволюция информации, развитие представлений о ней и рост информационных возможностей общества взаимосвязаны, они рассматриваются параллельно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Phenomenon of Information: One More Attempt of Interpretation

In this article an attempt is presented to consider and interpret the phenomenon of information in the process of it's evolution, beginning from its rise till the modern social forms. The thesis is substantiated that information in spite of the accepted conception is not an attribute of the matter in general but it appears only together with the animate life and presents it's inherent part. The process of the evolution of information and modern concepts of it from the point of view of the general information theory are considered. As the evolution of information, development of concepts of it and the growth of information possibilities of society are interconnected they are examined in parallel.

Текст научной работы на тему «Феномен информации: еще одна попытка интерпретации»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

ФЕНОМЕН ИНФОРМАЦИИ: ЕЩЕ ОДНА ПОПЫТКА ИНТЕРПРЕТАЦИИ

В.М. Жеребин

В статье делается попытка рассмотреть и интерпретировать феномен информации в процессе эволюции, начиная с его возникновения и до современных социальных форм. Обосновывается тезис о том, что вопреки распространенному мнению информация не является атрибутом материи вообще, а появляется только с возникновением биологической жизни и представляет собой ее неотъемлемую часть. Исследуется процесс развития информации, информационного обмена и возрастания информационных возможностей общества, вплоть до формирования «информационного общества». Поскольку эволюция информации, развитие представлений о ней и рост информационных возможностей общества взаимосвязаны, они рассматриваются параллельно.

ВВЕДЕНИЕ

Несмотря на непрерывно возрастающее значение информации в жизни человеческого общества, само понятие информации с точки зрения ее природы и сущности как явления еще не получило полного и единого толкования. Если говорить об информатике, то по сложившемуся к настоящему времени представлению о ней это прежде всего наука о переработке информации с помощью современных средств и технологий. Информация в связи с этим, как правило, понимается как совокупность хранимых, обрабатываемых и передаваемых сведений или как данные для решения задач и принятия решений. Такие позитивистские представления об информации оставляют слишком мало места для изучения ее как

отдельного феномена и социально-биологической категории. Однако в наши дни, когда человечество, включая и нашу страну, вступает в период формирования информационного общества, неполноту и односторонность представлений об информации уже нельзя считать допустимыми. Некоторые ответы на возникающие в связи с этим вопросы содержатся в работах по общей теории информации - направлении, пришедшем на смену и дополняющем по-прежнему господствующие в данной области шенноновские теоретико-информационные и системно-кибернетические представления об информации.

Сегодня мы без особого труда можем дифференцировать и дать определения различным видам социальной информации. Так, например, под экономической информацией понимаются сведения о процессах производства, воспроизводства, реализации и потреблении продукции, о характеристиках экономических объектов, формировании и использовании капитала, состоянии экономических ресурсов и финансовых систем, движении финансовых потоков, конъюнктуре рынков и курсах валют, а также некоторые другие близкие к названным виды сведений.

Кроме собственно экономической информации в управлении экономическими объектами используется также демографическая, социологическая, политическая и экологическая информация и, кроме того, многие другие виды сведений, которые могут потребоваться в конкретных управленческих ситуациях. Особое место в информации экономического управления занимает собственно управленческая информация, или информация экономического регулирования, - это предпланово-аналитическая, плановая, прогнозная информация, информация оперативного, бухгалтерского учета и статистической отчетности, организационно-распорядительная информация. Информация регулирования отличается от других видов экономической информации, с одной стороны, жесткой смысловой регламентацией, типовыми формами документов и наборами показателей, а с другой - специфич-

ностью содержания, поскольку различные сферы деятельности и разные управляемые объекты имеют свои, только им присущие сферы деятельности и особенности языка управления. В управлении экономическими объектами важно также разделение на внутреннюю управленческую (которая была определена выше) и внешнюю по отношению к экономической системе информацию - это прежде всего сведения, поступающие от суперсистемы, данные об экономической конъюнктуре рынков, а также многие другие перечисленные выше виды информации, входящие в понятие информации экономического управления.

В составе экономической информации необходимо выделить также научную экономическую информацию, т.е. сведения, расширяющие наши представления об экономических процессах, объектах и явлениях, их свойствах и отношениях, а также об открываемых и действующих в пределах этих областей закономерностях. Особенности экономической информации, касающиеся как ее содержания, так и форм представления, были достаточно полно рассмотрены в ряде публикаций (см., например: Кобринский, 1969; Королев, 1965; Немчинов, 1972; Экономическая семиотика, 1970).

Аналогичным образом можно дать определения другим видам социальной информации, используемым и в иных областях жизнедеятельности человека и общества. Сложнее обстоит дело с интерпретацией категории информации в целом, в обобщенном смысле этого понятия.

ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ИНФОРМАЦИИ

Характеризуя информацию в целом, можно начать с того, что информация отражает все происходящее и все процессы и явления жизни в уже познанном человеком или познаваемом мире. Информация в форме открываемых и накопленных знаний определяет науч-

но-технический прогресс человечества. Специалисты, всерьез сталкивающиеся с необходимостью истолкования понятия информации, лучше других ощущают многозначность, широту и трудность познания этого природного явления. Именно от крупных ученых не однажды приходилось слышать высказывания типа: «На самом деле никто не может сказать, что такое информация». Действительно, информация, понимаемая широко, охватывает все существующее от микромира (например, нанопроцессов) до макромира - познания Космоса и Вселенной. Власть информации в обществе сегодня приобретает грандиозные масштабы и все более императивный характер. Все это заставляет воспринимать информацию как явление всеохватывающее, многоликое и имеющее едва ли не мистическую окраску.

В первом приближении информация -это сведения о явлениях, вещах, свойствах, отношениях и закономерностях, которые требуются (или могут потребоваться) и воспринимаются некоторым объектом или объектами и используются для реализации их целей, потребностей, а также для выполнения их функций, решения задач или принятия решений. Само понятие сведений, хотя и в неявном виде, предполагает непосредственную или потенциальную привязку содержания информации (семантический уровень семиотического анализа) к воспринимающему объекту, которому она зачем-то и для чего-то нужна (прагматический уровень).

Сущность информации может быть лучше понята и интерпретирована при рассмотрении последней в процессе эволюции: от информации биологической к социальной, далее к превращению ее в основной ресурс развития общества и в конечном счете в базовую часть формируемой ноосферы. Взгляд на информацию через ее эволюцию необходим, в частности, для выделения тех видов информации, которые явились основой для формирования информации более поздних стадий эволюции, и отделения их от того, что можно назвать лишь псевдоинформацией, прединформацией, до-биологической информацией, только носите-

лем информации, частью процесса информационного обмена или просто непознанным процессом информационного обмена1.

СТАДИИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОНЯТИЯ ИНФОРМАЦИИ

Термин «информация» вошел в обиход науки и общественной жизни в середине XX в. и быстро нашел самое широкое применение, что подтвердило его востребованность и своевременность появления. Однако некоторая размытость очертаний самого этого понятия, многозначность, большая смысловая емкость создали значительные трудности в его единой интерпретации и выработке общей меры или универсальной единицы информации. Достоинства и недостатки подхода К. Шеннона (Шеннон, 1963) и его последователей, свя-

1 В понятие информационного обмена, очевидно, могут быть включены и такие малоизученные и экзотические формы информации, как: парапсихоло-гические явления, информационно-чувственная взаимосвязь между генетически близкими людьми, наблюдаемое у животных предчувствие близкой смерти (вспомним молчание ягнят в одноименном триллере), проявления подсознательной памяти типа воспоминаний с картинами из жизни давно ушедших предков, ксеноглоссия (неожиданно возникающая способность говорить на древних языках), нервные процессы передачи побудительной и запрещающей информации в живых организмах, тканевая память, восприятие сведений, хранящихся в памяти неживой природы, и т.д. Однако мы сосредоточим внимание в первую очередь на тех видах информации, которые в процессе эволюции претерпели преобразование из биологической в социальную и приводят к формированию информационного общества. Исключение может составить лишь генетическая информация, которая хотя и не преобразуется в социальную, но ее значение в жизни человека, его формировании и поведении весьма велико.

зывающих информацию прежде всего с вероятностным методом оценки снижения уровня неопределенности системы, уже многократно обсуждались в научной литературе и не требуют дальнейших разъяснений. Не привели в конечном счете к желаемым результатам и попытки построения на формальной основе семантической теории информации, начатые Р. Карнапом, Дж. Бар-Хиллелом (Сагпар, Ваг-НШе1, 1953) и продолженные рядом других исследователей.

Несомненно, неоценимую роль в развитии информационной теории внесли разработки и представления, опирающиеся на кибернетические идеи, общую теорию систем и их рассмотрение в аспекте управления (Винер, 1958; Эшби, 1964; фон Берталанфи, 1969). Однако и эти подходы, отчасти аккумулировавшие положения К. Шеннона, несмотря на большое теоретическое и прикладное значение, не смогли дать ответы на многие вопросы, касающиеся, в частности, соотношения формы и содержания сообщений, не позволили выработать единую общую меру и дать удовлетворяющее большинство исследователей универсальное определение информации. Так, в таком хорошо развитом разделе научной информатики, как информационный поиск, значительно более широко, чем теоретико-информа-ционные, применяются методы, основанные непосредственно на анализе естественно-языковых элементов и конструкций.

На сегодня наиболее разработанной областью применения этих подходов и представлений является получение, накопление и обмен информацией в технических, рукотворных объектах и системах. Значительное внимание уделено этим вопросам в теории автоматов, в теории управления при оптимизации характеристик каналов связи, в теории распознавания образов и принятия решений, а также во многих других, главным образом технических, приложениях.

Бурно протекающая в наше время электронно-цифровая технологическая революция многократно увеличивает значение информации в жизни человека и общества, ставя и уже

отчасти реализуя задачу построения информационного общества. Это по-новому ставит проблему изучения информации как социального и природного феномена.

Господствовавшие ранее теоретические подходы и толкования понятия информации, как правило, были не в состоянии охарактеризовать последнюю полностью, а позволяли оценить лишь отдельные стороны и качества этой важнейшей категории. Попытки преодолеть эти ограничения были связаны преимущественно с исследованиями в области биологии и философии. Нужно признать, что эти попытки были предприняты еще основоположником кибернетики Н. Винером и в последствии продолжены другими исследователями, в частности Ф. Махлупом. В последние годы такого рода исследования осуществлялись в рамках направления, получившего название общей теории информации. Как пишет известный специалист в области общей теории информации С.Я. Янковский, «в последние десятилетия выявилась необходимость осознанной организации процессов движения и обработки того, что имеет общее название "информация". Между тем, само понятие информации во многом остается интуитивным и получает различные смысловые наполнения в различных отраслях человеческой деятельности» (Янковский, 2000) . Начало разработки этого направления у нас связано прежде всего с именем А.Д. Урсула (Урсул, 1975, 1990). На Западе взгляды биологов на информацию исследовались Ф. Махлупом (МасЫир, 1980), однако во внимание им принимались преимущественно мнения западных представителей биологической науки. К представителям общей теории информации как направления исследований можно, на наш взгляд, отнести и В.И. Вернадского (хотя сам ученый и не утверждал этого). Научные предвидения Вернадского, сформулированные им в положениях о ноосфере - состоянии биосферы, сложившемся в результате взаимодействия ее законов с деятельностью человеческого разума и касающемся глобальных последствий развития процессов информатизациии и роста значения знаний в жизни общества, пол-

ностью согласуются с современными представлениями об информационном обществе как об обществе, которое не только характеризуется высоким уровнем информатизации и значением знаний в экономике и социальной жизни, но и является обществом постиндустриальным, находящимся на качественно новом витке эволюции социально-экономического развития. В разработанном целостном учении о биосфере, живом веществе, организующем земную оболочку, и об эволюции биосферы в ноосферу В.И. Вернадский объединяет в единый процесс и анализирует совместно биологическую жизнь и жизнь человеческого общества. В своей теории, рассматривая взаимосвязь между информатизацией и биосферой, он придает определяющее значение информации и знаниям (Вернадский, 1989)2.

ИНФОРМАЦИЯ - АТРИБУТ ЖИВОЙ МАТЕРИИ

В настоящее время человеческое общество настолько насыщено информацией и продолжает ею насыщаться, что создается иллюзия того, что информация - это явление, существующее и всегда существовавшее объективно, как «рассеянное в природе», независимое от человека и не имеющее происхождения, связанного с биологической жизнью. Представляется, что информацию остается лишь извлечь из некоторых хранилищ например позаимствовать ее у знающих людей, получить из книг, снять с электронных накопителей и т.д. (где она уже имеется в полном объеме). Однако это не всегда было так.

Не следует забывать, что информация -это понятие не только социальное, но и биоло-

2 К этому, к сожалению, приходится добавить, что в процессе развития человечество за наращивание потенциала знаний практически как бы расплачивается с природой истощением природных ресурсов Земли и загрязнением окружающей среды.

гическое, причем исторически прежде всего биологическое. Поэтому выяснение природы, сущности информации целесообразно начинать с рассмотрения процесса возникновения и развития форм существования, передачи и обмена информацией в живой природе.

Разделяемое многими учеными мнение о том, что при изучении окружающего нас мира следует прежде всего иметь в виду следующие три суперкатегории: материю, энергию, информацию, требует некоторой корректировки. С нашей точки зрения, под информацией следует подразумевать понятие, которое существует и имеет смысл только в сочетании с биологической жизнью и отсутствует вне ее, в неживой природе. Поэтому в приведенном тройственном сочетании суперкатегорий она не оказывается равнозначной материи и энергии и должна рассматриваться как атрибут только части материи, а именно живой материи. В связи с этим высказывание, например, А.Д. Урсула о том, что «информация - это неотъемлемый атрибут материи, информация - отраженное многообразие» (Урсул, 1975), следует, на наш взгляд, понимать в более ограниченном смысле, а именно что информация - это атрибут лишь живой материи, а не материи вообще.

С нашей точки зрения, было бы также неверно считать, что информация существует независимо от биосферы и существовала в природе до возникновения жизни. Приблизительно так же ставит вопрос биолог В.И. Коро-годин, который пишет: «Наша убежденность в том, информация есть основа жизни, представляет собой, по существу, лишь констатацию факта. Отметим, что в природе не существует ни одной информационной системы, которая бы, не будучи живой, не была сделана руками человека» (Корогодин и др., 2000)3.

3 Это высказывание В.И. Корогодина, как и некоторые другие его суждения, вызвали в свое время непонимание, жесткую критику и обвинения в идеализме (см. Королев В.А. Белая церковь. 2001 // http://www.triz.ua/data/w76.html).

Академик H.H. Моисеев еще более определенно относится к информации как к свойству живой материи. Рассуждая об информации, он пишет: «...это понятие (информации) представляется мне в некотором смысле "историческим". Необходимость его введения возникает лишь при описании довольно поздних этапов развития материального мира, лишь тогда, когда в нем зарождается жизнь. Если описывать последовательное развитие материального мира, опираясь на принцип "лезвия Оккама", то информация появится в нем лишь тогда, когда мы начнем изучать объекты с целеполаганием, т.е. объекты, способные к целенаправленным действиям» (Моисеев, 1990).

Информация формируется вместе с появлением живых существ и пронизывает всю их жизнь. Способность воспринимать и реагировать на информацию есть в первую очередь следствие необходимости для живых организмов подстраиваться под изменения окружающей среды. С помощью информации в природе реализуются механизмы функционирования и развития отдельных организмов (онтогенез) и осуществляется управление развитием (через генетическую информацию и череду поколений) целых их популяций, видов, отрядов и классов (филогенез).

ЗАРОЖДЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ В ПРИРОДЕ

Жизнь возникла в результате сложного сочетания и взаимодействия ряда элементов и веществ, находящихся под воздействием определенных условий: температуры, давления, гравитации, световых и других излучений, а также последовательности и временных режимов этих воздействий. Вполне вероятно, что эти условия и их сочетания оказались уникальными или близкими к таковым.

Неживая материя при критических изменениях условий среды лишь переходит из

одного состояния в другое, например из твердого в жидкое или газообразное, превращается из одного вещества в другое, из материи преобразуется в энергию, «не пытаясь» и «не стремясь препятствовать этим изменениям или приспособиться к ним». Для неживой материи «безразлично», находится ли она в твердом, жидком или газообразном состоянии. Главное отличие живой материи от неживой заключается в том, что она, трудно возникнув, способна существовать лишь в определенных условиях среды. Поэтому живая материя может сохраняться, только обладая способностью к го-меостазу, и для самосохранения вынуждена постоянно «прилагать усилия». В связи с этим, даже с риском быть обвиненным в телеологиз-ме, можно утверждать, что живые организмы исходно наделены «стремлением» к самосохранению и выживанию. Для самосохранения и выживания в живой материи наряду со способностью к получению и использованию энергии развиваются возможности адаптации, изменения и воспроизводства. Реализация этих возможностей порождает потребность в получении сведений об изменениях в условиях среды, возникающих опасностях, об источниках энергии, что и является исходным условием для формирования информации.

Таким образом, значение информации в природе связано прежде всего с необходимостью получения живыми организмами сведений об изменениях во внешней среде и с их способностью к восприятию и использованию этих сведений для приспособления к ним.

ИНФОРМАЦИЯ - ГЛАВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ АДАПТАЦИИ И РАЗВИТИЯ

Ситуацию с возникновением и началом развития живой материи можно отобразить следующей схемой: возникновение живой жизни - стремление к выживанию - необходимость адаптации - потребность в получе-

нии информации о состоянии и изменениях во внешней среде - приспособление к этим изменениям и во многом благодаря этому - осуществление развития с одновременным наращиванием адаптационных возможностей.

История развития живой жизни на Земле демонстрирует неиссякаемые возможности адаптации. Они простираются, например, от инстинктивного стремления живых существ укрыться в тени от палящих лучей солнца до разработки современным человеком проектов эвакуации населения Земли на другие планеты или даже в другие звездные системы в связи с опасностями глобальных и космических катастроф (резкими изменениями климата, суперизвержениями вулканов, столкновениями с кометами, падениями астероидов, поглощением черными дырами и т.д.).

Биологическая жизнь не только во многом связана с адаптацией, но и постоянно демонстрирует наращивание своих адаптационных способностей. Для выживания и развития используются все пути и средства, которые являются ответом на тот карт-бланш, который предоставляет им природа. Это и завоевание всех сфер: земли, воды и воздушного пространства. Это создание огромного разнообразия форм и видов организмов, а также разброс их индивидуальных параметров, осуществление мутаций, в результате чего обеспечивается способность к адаптации и выживанию части из них при значительных изменениях внешних условий. Это, наконец, наследственность, изменчивость и отбор, в реализации которых решающее значение приобретает функция генетического сохранения информации. Главные предназначения этой функции - сохранение программ репродуцирования и развития, а также запечатление наиболее важной информации, содержащей адекватные реакции на возникающие изменения условий среды, разного рода опасности, угрожающие выживанию.

Взаимосвязь информации и адаптации была обнаружена еще Норбертом Винером, который считал, что информация - «это обозначение содержания (сигналов), полученного

из внешнего мира в процессе нашего приспосабливания к нему и приспосабливания к нему наших чувств» (Винер, 1958).

К пониманию информации как инструмента адаптации живой жизни также весьма близко подходит К. Лоренц. Он пишет: «В процессе естественного отбора вырабатывается то, что мы называем приспособлением, это настоящий познавательный процесс, посредством которого организм воспринимает содержащуюся в окружающей среде информацию, важную для его выживания, или, иными словами, знание об окружающей среде. Возникшие в результате приспособления структуры и функций характерны для живых организмов, в неорганическом мире нет ничего подобного». Это чрезвычайно глубокое объяснение процесса становления живой жизни и роли информации в этом процессе. Позволим себе подкорректировать лишь неопределенное выражение «содержащуюся в окружающей среде информацию». По нашему мнению, информация - это те сведения, которые воспринимаются, хранятся и передаются живыми организмами, и только в этом случае они становятся информацией. Во всяком случае, так было до самого последнего времени, когда человек, восполняя генетическую информацию, обладателями которой являются живые организмы, сумел сформировать еще и социальную память.

«Второе понятие, - продолжает К. Лоренц, связывая понятие информации с адаптацией и знанием, - к введению которого вынуждает изучение процессов приспособления,-это понятие знания. Уже в самом слове "приспосабливаться" (anpassen - нем.) неявно заключена предпосылка, что этот процесс устанавливает некоторое соответствие между тем, что приспосабливается, и тем, к чему оно приспосабливается. То, что живая система узнает таким образом о внешней действительности, что в ней "отпечатывается" или "запечатлевается", - это информация о соответствующих данных внешнего мира. Информация буквально и означает "запечатление"!» (Лоренц, 1998).

Приведенные соображения, на наш взгляд, подтверждают, что информация действительно служит важнейшим инструментом адаптации и развития живых организмов, и именно адаптация явилась стартовым условием для запуска процесса формирования информации в природе.

ИНФОРМАЦИЯ И ОБЩАЯ «СТРАТЕГИЯ ЖИЗНИ»

Согласно теории К. Гробстайна «стратегия жизни» заключается в постоянном развитии живой материи, представляющем собой неуклонный, созидательный эволюционный процесс ее противоборства с неживой природой (Гробстайн, 1968). Это означает, что жизнь всегда должна приспосабливаться к большим и малым изменениям внешней среды (температуры, давления, химического состава среды, наличия источников энергии и т.д.) и делает это до того момента, пока эти изменения не приобретают катастрофического и неприемлемого с точки зрения пределов допустимых изменений структуры и свойств живых организмов значений, или, как выразились бы медики, до того момента, когда эти изменения «становятся несовместимыми с жизнью».

Поскольку колебания в характеристиках условий среды неизбежны, для выживания и продолжения существования при этих колебаниях в живые организмы изначально закладывается способность адаптироваться к изменениям. Такая способность в сочетании с развивающимся в них эмоциональным комплексом, обеспечивающим первичную чувственную реакцию на информационные раздражители, и формирует специфические черты живой материи, существенно отличающие ее от неживой. В этом, в частности, уже можно увидеть зачатки целеполагания и субъективизма в позиции и поведении живых организмов.

Таким образом, сами объективные условия формирования и существования живой материи создают предпосылки для придания ей некой общей стратегии поведения. Поэтому термин «стратегия», предложенный К. Гробстайном, здесь не случаен и достаточно продуктивен в познавательном отношении.

Природа со своей стороны награждает живые существа за выполнение ее предначертаний, вызывая чувства удовольствия, радости, счастья, удовлетворения, и наказывает за их невыполнение чувствами боли, горя, печали, неудовлетворенности или полностью отсекая их от эволюции.

Идею о том, что живая материя, развиваясь, реализует некоторую общую стратегию, хотя и несколько в другом плане, поддерживает и К. Лоренц. Он, в частности, утверждает, что информация - это не только один из важных факторов развития жизни, но и ее решающий ресурс. Именно информация обеспечивает живым организмам поступление непрерывного потока энергии и при необходимости наращивание его. Как пишет ученый, «мы подойдем гораздо ближе к подлинной сущности становления органической природы, если скажем: жизнь есть чрезвычайно активное предприятие, преследующее одновременно две цели - приобретение "капитала" энергии и сокровища знания, причем обладание одним из них всегда способствует получению другого. Чудовищная эффективность этих двух функциональных циклов, связанных между собой усиливающим взаимодействием, является предпосылкой - и даже объяснением - того, что жизнь вообще способна победить в борьбе с безжалостной мощью неорганического мира, а при благоприятных обстоятельствах может "разрастаться"». И далее: «Интересно, что аналогичную ситуацию можно наблюдать и в социальной жизни: так, крупное промышленное предприятие вкладывает средства в разработку новых технологий и тем самым с помощью полученных новых знаний стремится в последующем увеличить свои доходы или, по крайней мере, не дать им сократиться» (Лоренц, 1998).

ИНФОРМАЦИЯ В ПРОЦЕССАХ ОНТО- И ФИЛОГЕНЕЗА

Для реализации общей стратегии и выполнения своих жизненных функций живым организмам необходимо располагать сведениями о состоянии и изменениях в условиях внешней среды, что приводит к развитию у них аппарата для восприятия, переработки и хранения этих сведений - органов чувств, нервной системы и мозга. Запоминание необходимых реакций на поступающие сообщения необходимо как в целях выживания и адаптации отдельных организмов в период их жизни (онтогенез), так и для актуализации долговременных популяционных, видовых и более общих механизмов наследственности и адаптации (филогенез).

Информация может быть воспринята непосредственно самим живым организмом при жизни из окружающей среды или получена от других организмов. Важную роль играет также информация, формируемая за счет самообучения и обучения, роль которых по мере развития живых существ и их поколений непрерывно возрастает. Кроме того, к информации следует отнести данные, которые поступают, могут быть получены или так или иначе оказывают влияние на поведение и развитие организмов: это данные, хранимые в естественных накопителях — собственной памяти, включая генетическую. Понятно, что в современном человеческом обществе неизмеримо возрастает роль внешних накопителей за счет рукотворных, созданных человеком, воспринимающих, передающих, запоминающих и обрабатывающих информацию устройств, программ и систем.

С течением времени все большее значение приобретают также механизмы обмена текущей информацией и приобретаемым опытом между отдельными живыми существами.

Развитие живой материи - это, конечно, не только результат ее противостояния неживой природе и заложенных и формируемых программ развития, это также и следствие ее

взаимодействия с биосферой. «Гетерогенность биомассы есть результат ее длительного взаимодействия с биосферой - взаимодействия, сущностью которого является самоудвоение составляющих биомассу единиц, основанное прямо или косвенно на репликации заключенной в молекулах информации...» (Гробстайн, 1968).

Для успешной борьбы за выживание между отдельными особями и разными видами живых существ последние должны снабжаться как текущей ситуационной информацией, так и хранимой долговременной информации, также способствующей выбору рациональных вариантов реагирования на поступающие сигналы и сообщения. Долговременная информация здесь - это накапливаемый в течение жизни, а также передаваемый из поколения в поколение на уровне генетических наследственных признаков и вырабатываемых инстинктов жизненный опыт.

Между долго живущими и мало живущими видами как бы происходит соревнование, природа и здесь обеспечивает надежность развития биосферы за счет применения различных способов адаптации. Долго живущие организмы за период жизни способны накопить больший опыт, чем мало живущие, зато организмы с коротким периодом жизни имеют возможность более быстрыми темпами обеспечить передачу накопленной информации последующим поколениям по генетической линии.

В процессе развития нервная система и интеллект живых существ усложняются, и они приобретают новые возможности. В то же время суммируется и их жизненный опыт, отчасти передаваемый из поколения в поколение, что находит свое выражение в усложнении и нарастании численности их инстинктов. Сформировавшийся с накоплением опыта поколений живых организмов по образному выражению К. Лоренца «парламент инстинктов» и совершенствующаяся нервная система вместе с накопленной генетической информацией стали, по-видимому, главными составляющими той базы, на которой, в особенности после возникновения естественного языка, начался

процесс формирования логического и абстрактного мышления.

ЭНЕРГОИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕОРИЯ

Естественно, что формирование физической субстанции живых организмов, реализация их двигательной и других жизненных функций требуют получения и затрат определенного количества энергии. Поэтому роль информации в развитии живой жизни просматривается лучше всего в контексте положений современной энергоинформационной теории. Содержание этой теории состоит в следующем: каждый организм, каждый объект природы имеет физическую и энергоинформационную структуры. «Энергоинформационная структура содержит программу развития организма, которая определяет его поведенческие, физиологические, психологические реакции в тех или иных условиях. Эта программа по принципу голографии содержится в хромосомном аппарате на полевом уровне. Программа развития организма, содержащаяся в хромосомном аппарате, является энергоинформационным кодом для развития последующих поколений. Субстратом кода являются хромосомы, а каждая часть хромосомы - это часть энергоинформационного кода развития организма. Пока еще не известна физическая природа энергоинформационных структур и полевого кода наследственности, однако действие их определяется достаточно простыми экспериментами. Хромосомный аппарат ответствен за сохранение в потомстве признаков рода (вида), т.е. за формирование структуры тканей, органов, систем» (Репьев, Баулин, 1998).

Исходя из сказанного выше можно заключить, что жизнь - это существование объектов, сочетающих в себе наряду со способностью к репродукции также способности воспринимать, поддерживать и направленно использовать поток энергии и адаптироваться

к изменениям окружающей среды. Адаптация осуществляется за счет восприятия и хранения информации о них и выработки соответствующих эмоциональных и двигательных реакций, а также протяженных во времени структурно-функциональных и вещественных преобразований самих объектов. Информация используется также для выполнения жизненных функций живых объектов, связанных, в частности, с энергетической подпиткой, уклонением от опасности, выбором и отстаиванием жизненного пространства и т.д. Именно таким образом живые организмы реализуют свою стратегию противостояния неживой природе.

ПЕРЕХОД ОТ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ К СОЦИАЛЬНОЙ

Можно выделить несколько стадий в развитии форм существования, восприятия и использования информации. Это, во-первых, первичная природная образная информация, непосредственно воспринимаемая с помощью органов чувств. Затем это признаковая информация, т.е. информация, связывающая какие-либо явления, например сверкание молнии - признак следующих за ним раскатов грома. Для восприятия признаковой информации требуется уже регистрация такого рода связей в памяти живых организмов. На основе таких регистрации, а в особенности при их повторяемости и высокой интенсивности эмоциональной окраски при их восприятии начинают формироваться рефлексы, связанные с запоминанием адекватных реакций на те или иные возникающие ситуации, которые, по-видимому, могут переводиться в долговременную генетическую память и превращаться в инстинкты, передаваемые из поколения в поколение.

Сигнально-коммуникационная информация возникает уже в биологических социумах - выводках, стаях, табунах, племенах. По-

началу это могут быть тревожные предупреждающие крики, возгласы боли или, наоборот, удовлетворения. Моделирующее значение таких сигналов (необходимые реакции на них) также регистрируются в памяти животных, вначале в оперативной, а затем и в долговременной. Превращение получаемых сигналов в знаки означает уже переход на более высокий уровень коммуникации и во многом является следствием роста численности и одновременно интеллекта членов социума. Знаками можно считать определенные сигналы или объекты с закрепленными за ними и принятыми социумом значениями.

По мере развития животного мира значение информации постепенно возрастает, поскольку сопровождается увеличением способности как ее восприятия (совершенствование органов чувств), так и использования, т.е. не только непосредственного реагирования на нее, но и ее интеллектуальной переработки -вначале только запоминания, а затем и сопоставления, способности делать выводы и принимать решения. Соревнование в этих способностях становится решающим фактором выживания и развития.

С ростом численности живых организмов и формированием разного вида социумов, осуществлением их взаимных действий, учащением контактов между ними, с совершенствованием их способностей к восприятию, запоминанию и переработке сообщений развиваются также и способы информационного взаимодействия. Осуществляется постепенный переход от преимущественно сигнальной, примитивно знаковой формы коммуникации к формированию и использованию для этого все более развитых знаков и целых знаковых систем.

«Эволюция социумов связана именно с развитием средств информационного взаимодействия его членов, и особенно средств построения и использования их совокупной памяти. Скорость этой эволюции значительно выше скорости эволюции организмов. Это связано с тем, что средства информационных взаимодействий, используемые социумом, могут

включать в себя не только средства, органически присущие его членам, но и средства привносимые в него извне. Высокоразвитые социумы могут целенаправленно развивать используемые ими внешние средства информационного взаимодействия» (Репьев, Баулин, 1998).

Построение настоящих естественных языков, явившихся аналогом и развитием других семиотических систем, которые можно наблюдать у животных (Иванов, 1962), у человека стало возможным только с достаточно высоким ростом интеллекта и появлением абстрактного мышления. Информационный обмен стал осуществляться преимущественно средствами естественного языка. Дальнейшее развитие абстрактного мышления человека происходило под влиянием языка, с одной стороны, и увеличением значения общественной жизни для существования человека -с другой.

Как показали исследования в области теоретической лингвистики, естественный язык представляет собой систему, включающую словарь и правила построения высказываний и по выражению Н. Хомского, «порождающую грамматику» (Хомский, 1962). Причем собственно язык следует отличать от его конкретных реализаций в виде речи и текстов, генерируемых в связи с текущими потребностями информационного обмена.

Основной вид информации, используемый в человеческом обществе, - информация, выражаемая на естественном языке. Такая информация может анализироваться на трех семиотических уровнях: синтактическом, семантическом и прагматическом (Моррис, 1983; Черри, 1964).

В конечном счете именно формирование и использование языка делают информацию воспринимаемой всеми членами социума, достаточно свободно передаваемой во времени и пространстве, пригодной для употребления в разного рода социумах и обществе в целом, т.е. превращает ее в социальную информацию.

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ И ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

С появлением и все более широким использованием естественного языка и прогрессирующим ростом объемов и значения социальной информации начался быстро ускоряющийся процесс развития форм и методов хранения, передачи и обработки информации, накопления знаний, нарастания возможностей и роли обучения в жизни человека и общества. Этот процесс должен был привести и уже приводит к информатизации общества, а в дальнейшем - к формированию информационного общества. Жизнедеятельность человека во многом так или иначе сводится к переработке информации. Информатизация постепенно освобождает его от множества как интеллектуальных, так и физических операций. Более масштабное понимание информатизации формулируется следующим образом: «Под информатизацией общества понимается процесс все более полного овладения обществом информацией как ресурсом развития с помощью средств информатики с целью кардинального повышения интеллектуального потенциала цивилизации и на этой основе - гуманистической перестройки всей жизнедеятельности человека» (Урсул, 1990, с. 174).

Сегодня под информатизацией подразумевается прежде всего интенсификация процессов передачи, хранения и обработки информации с помощью передовых электронных и цифровых средств и информационных технологий. Однако если понимать процесс информатизации более широко, то приходится признать, что он начался гораздо раньше, в частности, с изобретения бумаги и книгопечатания, счетов, телеграфа, радио и телефона, табуляторов, арифмометров и только затем -компьютеров.

Информационное общество - это такое постиндустриальное общество, в котором, во-первых, услугами занята большая часть работающих, и, во-вторых, именно производство информационных продуктов и услуг охваты-

вает большую часть занятых, что находит свое отражение в высокой доле в ВВП.

Мы говорим об информационном обществе, когда имеем в виду социальные и социально-экономические аспекты развития человечества, и называем этот этап развития обществом знаний, если подчеркиваем информационно-интеллектуальную насыщенность общества. Под экономикой знаний понимается прежде всего такая экономика, в которой доля стоимости знаний в составе общей стоимости производимой продукции значительно превосходит то соотношение, которое в целом имеет место в настоящее время.

ВИДЫ ИНФОРМАЦИИ И ЕЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Понятие информации, как уже подчеркивалось, многозначно и многогранно. В зависимости от решаемых задач, научных направлений, сферы человеческой деятельности ему могут быть даны различные определения. В Интернете, например, приводится список из 34 таких формулировок (Unet innovation company) и он, без сомнения, может быть продолжен.

В исходном биологическом смысле, как это было показано выше, получение информации - это прежде всего процесс сканирования и восприятия объектом состояния внешней среды и его изменений, с выделением элементов, значимых с точки зрения реализации заложенных в него природой стратегий. Сведения, получаемые в результате этого процесса, и являются информацией. Эти сведения могут воздействовать на воспринимающий объект различным образом: вызывать только эмоциональную реакцию, требовать в ответ физических действий, способствовать структурно-функциональным перестройкам объекта, а также могут накапливаться и передаваться по наследству. Биологическая информация послужила основой для формирования социаль-

ной информации, поэтому для исследования последней большой интерес представляют взгляды на информацию, предложенные специалистами-биологами.

Для современных биологических исследований в области информации характерна следующая система понятий. Прежде всего это уже упомянутое информационное взаимодействие, т.е. взаимодействие с существующими независимо от объекта явлениями, в которых он участвует как элемент среды (средо-вого пространства), но результат которого отражается во внутреннем пространстве объекта как автономной (относительно самостоятельной) системы. Это понятие информационного оператора (см. ниже). Далее это формы, с помощью которых передается информация, называемые информационными кодами (ИК). Восприятие или невосприятие информации определяется свойствами принимающего объекта. Комплекс свойств, позволяющих объекту воспринимать получаемые коды как информацию, называются аппаратом интерпретации (АИ) информационных кодов. Следовательно, в принимающем ИК объекте информация реализуется благодаря АИ через определенное изменение его состояния - трансформацию внутренних или средовых свойств (ноосферная парадигма информации).

Концепция информационного

взаимодействия

С.Я. Янковский определяет категорию информации через понятие информационного взаимодействия. Он пишет: «Любое взаимодействие между объектами, в процессе которого один приобретает некоторую субстанцию, а другой ее не теряет, называется информационным взаимодействием. При этом передаваемая субстанция называется информацией. Из этого определения следует два наиболее общих свойства информации. Первое -информация не может существовать вне взаимодействия объектов. Второе - информация не теряется ни одним из них в процессе этого

взаимодействия. Собственно, основным понятием здесь является информационный процесс. Сама же информация - это концентрированное выражение состояния этого процесса на некотором условно завершенном его этапе. Информация появляется во время взаимодействия и исчезает вместе с ним». Это достаточно общее и близкое к универсальному определение, но оно нуждается в конкретизации и разъяснениях, которые и дает автор в своей книге «Концепция общей теории информации» (Янковский, 2000).

Понятие информационного оператора

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как уже говорилось, большой интерес представляют определения, предложенные представителями телеологического направления, связывающие информацию с понятием оператора. Строя свою телеологическую теорию информации, В.И. Корогодин (Корогодин, 1991) исходит из ситуации достижения некоторого события в качестве цели, из понятия целенаправленного действия и его комплексных характеристик, а также оператора информации, построенного с учетом цели на основании некоторой информации. Информация определяется как совокупность правил, приемов и сведений, необходимых для построения оператора информации, формируемого ради достижения данной цели. Понятие оператора информации используется и другими специалистами, работающими в области информатики. Так Э. Соснин пишет: «Информация (/) - это совокупность приемов, правил или сведений, необходимых для построения оператора. Другими словами, информация - это руководство к действию. Оператор информации (0,) - любой механизм, построенный по указаниям некоторой предсуществующей ему информации, применение которого в условиях 5 приводит к желаемому результату I. Оператор информации создается или организуется так, чтобы его вмешательство в спонтанный ход событий приводило к увеличению вероятности достижения некоторой фиксированной цели 2. Та-

ким образом, оператор всегда устроен целесообразно. Оператор похож на реализующее устройство, но с одним существенным отличием. Будучи материализованным, он далее не нуждается для своей работы в контакте с информацией» (Соснин, 1999).

Важнейшие виды информации

В качестве наиболее важных и принципиально различающихся в биологической науке Г.Б. Жданов выделяет три вида информации: генетическую, логическую и образную. Генетическая информация дает возможность осуществлять особый, характерный только для живой материи способ ее самоорганизации, в частности обеспечивать сохранение и передачу во времени данных и программ адаптации, реагирования и развития живых организмов. Логическая информация позволяет строить рассуждения, сопоставления и выводы. Образная информация воспроизводит характерные черты различных объектов без расчленения их на элементы. Последняя получила широкое распространение в трех областях человеческой культуры, а именно: она служит основным источником научной интуиции как догадки; является основным инструментом в искусстве с характерной для него метафоричностью общения между людьми; наконец, образная информация весьма важна для религии, которая систематически доводит до массового сознания основные черты созданных признанными авторитетами представлений (Жданов, 2003).

Выходя за рамки чисто биологических представлений и переходя к социологической информации, необходимо, на наш взгляд, из предложенных трех основных видов информации выделить генетическую информацию и добавить к этому списку информацию управления, а также информацию, воспринимаемую как знание.

Информация управления - это прежде всего импульсы или сообщения, осуществляю-

щие управляющие воздействия на другие объекты, а также на сам объект, генерирующий их в качестве ответной, целесообразной в конкретных условиях реакции на поступающие сообщения, или порождаемые им в соответствии с его целями. Информация управления предполагает интуитивное или осознанное обоснование и выбор содержания таких воздействий.

Что касается знаний, то сегодня знания, как бытовые, так и научные, - это получаемые и хранимые сведения об объектах, процессах, явлениях, закономерностях природы, а также об их наличии, свойствах и отношениях, позволяющие получить или усовершенствовать наши представления о них. Обычно знания рассматриваются как долговременная потенциальная информация, однако в ряде случаев (например, некоторые научные открытия) она может использоваться сразу же после ее получения. Значение знаний в жизни человеческого общества и биосферы в целом весьма полно представлено в работах В.И. Вернадского (см., например, (Вернадский, 1989)). Научные знания - результат процесса познания окружающей действительности. Они хорошо определены Гербертом фон Клаусом, который писал о познании как о «совершенствовании структурной модели мира» (Клаус, 1967). Именно научные знания - это тот вид информации, которая, как известно, составляет основу научно-технического и социального прогресса человечества. Интересный подход к знанию как к ресурсу был продемонстрирован Ф. Махлу-пом, М. Поратом и М. Рубиным. Ими была предложена методология оценки вклада знания в общую стоимость производимой в стране (США) продукцию (Machlup, 1980; Porat, Rubin, 1977). При этом использовались таблицы «затраты - выпуск» и технологические коэффициенты В. Леонтьева4.

4 Основные моменты этой методологии были представлены в статье «Информационное хозяйство как объект исследования» {Жеребин В.М., Вертинская О.Н. Экономика и математические методы. 1988. XXIV. № 5).

Определение информации

Если говорить о сегодняшнем общем восприятии понятия «информация», используемого в жизнедеятельности человека, то приходится признать, что интуитивно выводимое определение информации как сведений о чем-либо и необходимых для чего-либо оказывается совсем не таким уж неудачным, во всяком случае с точки зрения его универсальности. Поэтому, учитывая сказанное выше об основных видах информации, используемых в человеческом обществе, мы можем следующим образом сформулировать ее определение, включающее несколько составляющих. Информация - это сложный понятийный конгломерат, объединяющий: сведения о текущей ситуации, в том числе о состоянии и изменениях среды, ее отдельных объектов и явлений; сведения, формируемые и используемые для организации наших действий и управления; сведения, получаемые и накапливаемые в качестве знаний; а также сведения и программы, заложенные в нас природой и обеспечивающие наше биологическое развитие и в значительной степени определяющие наше поведение.

В ряде случаев целесообразно различать информацию первичную, т.е. воспринимаемую из окружающей среды впервые, имеющуюся или уже зафиксированную ранее и хранимую в настоящее время, и вторичную, или производную, т.е. полученную в результате переработки информации первых двух видов. Кроме того, важно разделять информацию на индивидуальную, полученную и имеющуюся в распоряжении индивидуума, и социальную, т.е. значимую для всего социума или какой-либо его части, характеризующую или ориентированную на него и в общем случае потенциально доступную для его членов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изложенное выше можно резюмировать следующим образом:

• рассуждая об информации, нельзя иметь в виду только социальную информацию, информация - это общебиологическая категория;

• вопреки распространенным представлениям информация не является атрибутом материи вообще, а появляется только с возникновением биологической жизни и становится ее неотъемлемым атрибутом;

• главную роль в формировании информации как таковой сыграла необходимость адаптации живых организмов к изменяющимся условиям внешней среды;

• информация является одновременно потребностью, инструментом и результатом существования живой материи;

• возникнув в биосфере, информация с прогрессом человечества становится решающим фактором его развития, а в дальнейшем и всей биосферы.

В процессе эволюции, со времени возникновения примитивных живых организмов и до наших дней, виды, формы, роль и значение информации, а также диапазон сфер и направлений ее использования изменились и расширились настолько, что в настоящее время практически невозможно дать этому понятию единое, универсальное и строгое определение, объединяющее, с одной стороны, его биологический, а с другой - социальный и технический смысл. Попытки выработать такое определение либо приводят к слишком абстрактному и бессодержательному толкованию информации, либо требуют большой дополнительной интерпретации и расшифровки.

Литература

Берталанфи Л. фон. Общая теория систем: Критический обзор // Общая теория систем. М., 1969.

Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера / Отв. ред.

Б .С. Соколов. М.: Наука, 1989. Винер Н. Кибернетика или управление и связь в животном и машине. М.: Сов. радио, 1958.

Гробстайн К. Стратегия жизни / Пер. с англ. И.Б. Бух-валова; Под ред. A.A. Нейфаха. М., 1968.

Жданов Г.Б. Выбор естествознания: 8 принципов или 8 иллюзий рационалима. Российская академия наук / Философские науки. Проблемы рациональности. 2003 // http://www.agnuz.in-fo/book.php?id=447&urI=index.htm

Иванов В. В. Язык в сопоставлении с другими средствами передачи и хранения информации // Прикладная лингвистика и машинный перевод. Киев, 1962.

Клаус Г. Сила слова. М.: Прогресс, 1967.

Кобринский Н.Е. Основы экономической кибернетики. М.: Экономика, 1969.

Корогодин В.И. Информация и феномен жизни. Пу-щино: Пущинский научный центр АН СССР, 1991.

Корогодин В.И., Соснин Э.А., Пойзнер Б.Н. Рабочая книга по социальному конструированию (междисциплинарный проект, часть I). Томск: изд-во Томск, гос. ун-та, 2000.

Королев М.А. Обработка экономической информации на электронных вычислительных машинах. М.: Экономика, 1965.

Лоренц К. Оборотная сторона зеркала: Пер. с нем. / Под ред. A.B. Гладкого. М.: Республика, 1998.

Моисеев H.H. Человек и ноосфера. М.: Молодая гвардия, 1990.

Моррис Ч. Основания теории знаков // Семиотика. М., 1983.

Немчинов B.C. Экономическая информация // Системы экономической информации. М.: Изд-во ГК СМ СССР по науке и технике, 1972.

Ноосферная парадигма информации (7 лекций) // www.niss.gov.ua/crimea/files/noosphera.htm

Репьев С.И., Баулин В.Н. Человек: информация, системы взаимодействия, наследственность. СПб.: ИНТАН, 1998.

Соснин Э.А. Информационный оператор и рекламная деятельность // Экономика рекламы. Томск: Томск, гос. ун., 1999.

Урсул А.Д. Проблема информации в современной науке. М.: Наука, 1975.

Урсул А.Д. Информатизация общества. Введение в социальную информатику. М.: Академия общественных наук, 1990.

Хамский Н. Синтаксические структуры // Новое в лингвистике. Вып. 2. М.: Наука, 1962.

Черри К. О логике связи // Инженерная психология. М.: Прогресс, 1964.

Шеннон К. Работы по теории информации и кибернетике: Пер. с англ. М.: Изд-во иностр. лит., 1963.

Экономическая семиотика / Под ред. акад. Н.П. Фе-доренко. М.: Наука, 1970.

Эшби У.Р. Система и информация // Вопросы философии. 1964. № 3.

Янковский С.Я. Концепция общей теории информации. М.: Бета-Издат, 2000.

Carnap R., Bar-HUlel J. An Outline of theory of semantic Information. M.I.T. Research Lab. Electronic, Techn., Rept. 247, 1953.

Machlup F., Mansfield U. (editors). The studies of information: Interdisciplinary messages. N.Y.: Wiley, 1983.

Machlup F. Knowledge and Knowledge Production. New Jersey, 1980.

Porat M„ Rubin M. The Information Economy. Wash., 1977.

Unet innovation company (определения информации) // http://www.nextnet.ru/index.shtml.

Рукопись поступила в редакцию ¡4.03.2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.