Научная статья на тему 'Феномен индивидуализации в современной педагогике'

Феномен индивидуализации в современной педагогике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
432
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ / INDIVIDUALIZATION OF EDUCATION AND UPBRINGING / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ / INDIVIDUAL / ЛИЧНОСТНЫЙ И ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ПЕДАГОГИКЕ / PERSONIFIED AND DIFFERENTIAL APPROACHES IN PEDAGOGICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Комлев И.О., Чернышенко Ю.К.

На сегодняшний день индивидуализация признается педагогической наукой как неотъемлемый системообразующий компонент современного целесообразно организованного воспитания и обучения. Вместе с тем на практике педагоги попадают в ситуацию, когда вся система непрерывного образования построена на массовом обучении, в условиях которого перспективы реализации индивидуализации воспитания и образования в учебных заведениях представляются нереализуемыми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A PHENOMENON OF INDIVIDUALIZATION IN MODERN PEDAGOGICS

At the present time individualization is considered to be the pedagogical science as an inseparable system forming component of the modern education and upbringing which are purposefully organized. However, practically, there can emerge the situation when the whole system of the continuous education has been build he mass teaching. In these conditions it seems impossible for the teachers to realize the perspectives of individualization of education and upbringing in educational institutions.

Текст научной работы на тему «Феномен индивидуализации в современной педагогике»

the level of forming learning motivation in students of the pedagogical college, the department of physical education

Ahmetov S, Doctor of Pedagogics, Professor,

Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar, Badanina G., an Honoured Teacher of Kuban, Eisk Pedagogical College, Eisk.

The problem of learning motivation is analysed in the article from the position of valuable orientation being changed in the society. The data about the psychological constituent of the given phenomenon are represented in the paper. The

results of the researches connected with the problem are also represented and described in the article.

Key words: specialists in the field of physical education, secondary vocational education, learning motivation.

феномен индивидуализации в современной педагогике

Кандидат педагогических наук И. О. Комлев,

доктор педагогических наук, профессор Ю. К. Чернышенко

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар

На сегодняшний день индивидуализация признается педагогической наукой как неотъемлемый системообразующий компонент современного целесообразно организованного воспитания и обучения. вместе с тем на практике педагоги попадают в ситуацию, когда вся система непрерывного образования построена на массовом обучении, в условиях которого перспективы реализации индивидуализации воспитания и образования в учебных заведениях представляются нереализуемыми.

Ключевые слова: индивидуализация воспитания и обучения, индивидуальный, личностный и дифференцированный подход в педагогике.

В последнее время внимание российской педагогической общественности все чаше обращено к проблеме гуманизации образования, декларирующей необходимость ориентации процесса обучения и воспитания на разностороннее развитие личности и эффективное овладение знаниями, умениями и навыками, актуальными в современных условиях. Вместе с тем возникшее противоречие между потребностью общества в творческой личности и существующей системой образования, жестко регламентирующей образовательный процесс, создает значительные трудности для формирования креативного, инициативного, деятельного человека, разносторонне развитой личности, способной осознать себя как гражданина демократического общества.

В современных условиях индивидуализация учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях становится все более актуальной из-за естественного стремления общества к дальнейшей эволюции, движущими силами которой, безусловно, является созидательная деятельность каждого из его членов. В этой связи одним из приоритетов педагогики в настоящее время выступает получение качественно иного образовательного продукта [11].

Для корректного понимания термина «индивидуализация» необходимо, прежде всего, рассмотреть отличительные особенности индивидуального, личностного и дифференцированного подходов.

Индивидуальность понимается как совокупность психических свойств, особенностей и опыта каждого человека, отличающих его от других, как своеобразие психики личности индивида, ее неповторимость, самобытность, высшая ступень развития ее способности воссоздавать и совершенствовать общечеловеческие ценности, как уникальная личность, реализующая себя в творческой деятельности [6].

Б. Г. Ананьев утверждает: «Если личность - «вершина» всей структуры человеческих свойств, то индивидуальность - это «глубина» личности и субъекта деятельности» [1]. С этой точки зрения понятие личности фиксирует социально значимые качества человека, описывает включенность индивида в систему социальных связей и отношений в группах и сообществах. Личность есть персонификация, олицетворение общественных отношений.

Индивидуальность представляет собой не только и не столько включенность индивида в систему общественных отношений, интеграцию их как личностно-значимых, сколько его выделенность из этих отношений. Понятие индивидуальности указывает на то, что человек из всего многообразия социальных ролей и функций, совокупности связей и отношений с другими выделяет свое, собственное; делает их абсолютно ценным содержанием своего подлинного Я [6].

С. Л. Рубинштейн отмечал, что человек есть индивидуальность в силу наличия у него особенных, единичных, неповторимых свойств [12].

Исходя из этого, индивидуальный подход предполагает осуществление педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся на основе гибкого использования различных форм и методов воспитания, ориентации на поиск индивидуальных моделей социализации, позволяющих использовать и развивать внутренние сущностные силы и возможности, учитывая интересы, потребности с целью достижения оптимальных результатов по отношению к каждому ребенку [3].

Так, по мнению В. М. Коротова, индивидуальный подход должен учитывать интересы каждого ребенка, особенности характера и темперамента, уровень физического и психического развития, условия его воспитания и развития в семье, отношения с окружающими, в частности со сверстниками в коллективе. Его невозможно считать ни целью, ни задачей, ни содержанием воспитательной работы.

Также он не может являться методом или организационной формой воспитания, т. к. формы и методы меняются в зависимости от изменения задач и содержания воспитательной работы, в то время как учет индивидуальных особенностей школьника в эффективном воспитательном процессе присутствует всегда. Таким образом, В. М. Коро-тов полагает правильным относить индивидуальный подход к принципам воспитания [4, 5].

Личность представляет собой онтогенетическое приобретение человека, результат сложного процесса его социального развития. Личностью человек является во всем многообразии своих социальных связей и отношений: будучи субъектом творчества во всех его формах, рефлексии принятия решений, деятельности, воспроизводящей культуру, всей системы человеческих отношений, самой человеческой деятельности; как представитель общества, определяющий свободно и ответственно свою позицию среди других [6, 8].

Такое понимание личности определяет главный принцип в рассмотрении и решении проблем ее становления - принцип развития.

Развитие личности раскрывается как процесс закономерных диалектических изменений, формирования и преобразования субъекта деятельности, его сознания, системы мотивов и потребностей, взаимоотношений [6, 7].

Личностный подход отражает последовательное отношение педагога к воспитаннику как к сознательному ответственному субъекту собственного развития и воспитания. Реализуя личностный подход, педагог оказывает помощь воспитаннику в осознании себя личностью, выявлении и раскрытии его возможностей, становлении самосознания, самореализации и самоутверждения [2].

В настоящее время большое число занимающихся в учебных группах образовательных учреждений при нехватке квалифицированных педагогических кадров в значительной степени затрудняют, а в некоторых случаях сводят к нулю, реализацию индивидуального подхода в обучении и воспитании. В таких условиях был предложен новый подход - педагогический процесс осуществлять с учетом групповых индивидуальных особенностей детей. Такой подход часто называют индивидуально-дифференцированным, хотя по своей сути он соответствует просто дифференцированному.

Дифференцированный подход - это целенаправленное педагогическое воздействие на группы учащихся, которые существуют в сообществах детей как его структурные или неформальные объединения или выделяются педагогом по сходным индивидуальным качествам учащихся. Данный подход позволяет разрабатывать методы воспитания не для каждого ребенка в отдельности, а для определенных категорий учащихся [2].

Одно из первых определений понятия «индивидуализация» дает Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона - это "выделение индивидуальных особенностей из первоначального безразличия" [14].

В философии под индивидуальностью понимается «своеобразие, совокупность качеств и отличительных свойств, выражающих сущность особенного, отдельного

индивида». Под индивидуализацией понимается «разделение всеобщего на индивиды, на особенное» [13].

С педагогической точки зрения индивидуализация - это система средств, способствующая осознанию растущим человеком своего отличия от других; своей слабости и своей силы для духовного прозрения, для самостоятельного выбора собственного смысла жизни [9].

О. С. Газман считает, что индивидуализация предполагает [10]:

- во-первых, индивидуально ориентированную помощь детям в реализации первичных базовых потребностей, без чего невозможно ощущение природной «самости» и человеческого достоинства;

- во-вторых, создание условий для максимально свободной реализации заданных природой (наследственных) физических, интеллектуальных, эмоциональных способностей и возможностей, характерных именно для данного индивида;

- в-третьих, поддержку человека в автономном, духовном самостроительстве, в творческом самовоплощении, в развитии способности к жизненному самоопределению (экзистенциональному выбору).

Таким образом, индивидуализация есть совместная деятельность взрослого (педагога) и самого учащегося, направленная на выявление и развитие единичного, особого, своеобразного, того, что заложено в данном индивиде от природы или что он приобрел в индивидуальном опыте.

Индивидуальный подход означает своеобразие каждой конкретной личности: сочетание интегративных качеств, задатки, дарования, способности, сильные стороны характера, тип темперамента, самоуправление, поведение и деятельность, отношение к себе.

Тем самым индивидуализация образования предполагает изменение приоритетов, переход от формирующей направленности существующей системы образования к раскрывающей потенциал человека посредством свободы выбора форм обучения и образовательных учреждений, принятия решений.

Основываясь на этих позициях, мы считаем, что индивидуализация должна явиться одним из базисных принципов, на которых должно строиться российское образование в XXI веке.

Однако в современных условиях перед преподавателем возникает противоречие между коллективной формой обучения и индивидуальным характером типа деятельности, способностей, интересов и возможностей каждого ученика.

Распространено мнение о том, что уменьшение коллектива учащихся улучшает возможности индивидуализации. Однако и относительно малое количество учащихся само по себе автоматически не обеспечивает учета индивидуальных особенностей. В повседневной практике довольно часто встречаются случаи, когда при относительно малом числе учащихся возможности индивидуализации не используются.

Исходя из вышеизложенного, актуальной остается необходимость поиска совершенно иных путей организации учебно-воспитательного процесса, которые позволили бы эффективно учитывать индивидуальные особенности учащихся.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. / под ред. А. А. Боданева. - М., 1980. - Т. 2. - 288 с.

2. Гребенюк О. С., Рожков М. И. Общие основы педагогики: учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 160 с.

3. Кирсанов А. А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. - Казань, 1982. - 124 с.

4. Коротов В. М. Самоуправление школьников. - М., 1984.

5. Коротов В. М. Воспитание и молодежь в новых социально-экономических условиях: краткая стенограмма общего годичного собрания АПН СССР. - М., 1991. - С. 29.

6. Краткий словарь системы психологических понятий / под ред. А. В. Петровского. - М., 1990. - 494 с.

7. Кузьмина Н. В. Очерки психологии труда учителя. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности. - Л., 1987. - 183 с.

8. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1977. - 304 с.

9. Педагогика личности: от концепций до технологий: учеб.-практич. пособие для учителей и классных руководителей, студентов, магистрантов и аспирантов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. - Ростов-н/Д.: Творческий центр «Учитель», 2001. - 160 с.

10. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема / О. С. Газман // Новые ценности образования. - Вып. 3. - М., 1995.

11. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. - М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1999. - Кн. 2: Процесс воспитания.- 256 с.

12. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2-х т. -Т. 2 / С. Л. Рубинштейн. - М.: Педагогика, 1989. - 328 с.

13. Философский энциклопедический словарь. - М.: ИНФ-РА-М., 2002. - 576 с.

14. Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза, И. А. Ефрона. - Т. XIII. - СПб., 1894. - С. 66.

a phenomenon of individualization in modern pedagogics

Komlev I, Candidate of Pedagogics,

Chernishenko Yu., Doctor of Pedagogics, Professor,

Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar

At the present time individualization is considered to be the pedagogical science as an inseparable system forming component of the modern education and upbringing which are purposefully organized. However, practically, there can emerge the situation when the whole system of the continuous education has been build he mass teaching.

In these conditions it seems impossible for the teachers to realize the perspectives of individualization of education and upbringing in educational institutions.

Key words: individualization of education and upbringing, individual, personified and differential approaches in pedagogics.

организация профессионально ориентированной языковой подготовки педагогов-психологов

Директор Ейского филиала Адыгейского государственного университета, С. С. Киржинова Ейский филиал Адыгейского государственного университета, г. Ейск

Автор рассматривает процесс языковой (иноязычной) подготовки в системе высшего профессионального образования педагогов-психологов. Профессиональные компетентности рассматриваются через призму освоения иностранного языка. Подчеркивается важность мотивационного аспекта в этом процессе. в качестве конечного результата языковой подготовки определяется освоение иностранного языка на уровне навыков коммуникативного общения.

Ключевые слова: профессиональное образование, языковая подготовка, специалист педагог-психолог.

Целью профессионально ориентированной языковой подготовки является формирование компетентности в области иностранных языков (иноязычной компетентности), обеспечивающей специалистам способность осуществлять международное профессиональное взаимодействие.

К основным факторам формирования профессиональной компетентности (в том числе такого ее содержательного компонента, как компетентность в области иностранных языков) относятся: содержание образования, методики и технологии обучения, активность личности обучающегося и виды деятельности, в которых студенты принимают участие в процессе обучения (3, 6, 7). Формирование профессиональной компетентности осуществляется через содержание образования, которое включает в себя не только перечень учебных предметов, но и профессиональные навыки и умения, формирующиеся в процессе овладения предметом. Все это в комплексе формирует и развивает личность, нацеливая ее на овладение способами саморазвития и самосовершенствования (2, 4, 5). Следовательно, если целью языковой подготовки является развитие способностей будущих специалистов эффективно использовать иностранный язык как средство межнационального про-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.