Philosophy
УДК 740
йй! 10.21661/Г-469517
Н.Э. Кукушева, Г.Р. Шерьязданова
Феномен идентичности: специфика и аспекты понимания
Аннотация
В статье авторы осмысляют феномен идентичности, исследуя процессы формирования современной казахстанской нации и новой национальной идентичности на гражданской и политической основе, актуализируют уникальный национальный состав казахстанского общества.
I Ключевые слова: идентичность, идентификация, индивид, личность, социальная идентичность, национальная идентичность.
N.E. Kukusheva, G.R. Sheriazdanova
Identity phenomenon: specificity and aspects of understanding
Abstract
In the article the authors comprehend the phenomenon of identity, examining the processes of formation of a modern Kazakhstani nation and a new national identity on a civil and political basis, actualizing the unique ethnic composition of the Kazakhstani society.
| Keywords: identity, identification, individual, personality, social identity, national identity.
Понятие идентичности в XXI веке является одной из центральных проблем в социально-гуманитарном знании, изучаемой комплексно в срезе многих смежных дисциплин. Анализ научной литературы свидетельствует, что существует множество определений понятия идентичности и единства в вопросе о том, что такое идентичность и в чем ее сущность среди исследователей до сих пор не существует, причем не только в постсоветской, но и в западной научной литературе, где это понятие первоначально появилось.
«Понятие идентичности многогранно, многоаспектно и даже амбивалентно» [1, с. 127]. Идентичность определяют как качество, являющееся результатом индивидуального или коллективного самовосприятия в виде определенного социального субъекта. Идентичность, в сущности, есть процесс отождествления индивида с конкретной социальной группой, культурной общностью, помогающей ему успешно овладеть различными видами социальной деятельности, усвоить нормы и ценности данного сообщества.
Идентичность обнаруживает себя в процессах ее установления, т. е. в процессах идентификации. В пси-
хологическом плане под идентификацией понимается процесс самоопределения, самосознания человека как индивида, индивидуальности и личности. Как известно, человек, по определению Аристотеля является общественным существом, которое не может существовать без общества себе подобных. Без общения человек как социальное существо страдает, как и без свободы. Поэтому отождествление себя с какой - либо социальной группой является для человека естественным и более того, необходимым, т.к. при этом он не чувствует себя одиноким. Последователь основателя психоанализа З. Фрейда, Э. Фром в своей книге «Бегство от свободы» указывал, «что человеку не нужна полная свобода от других людей, так как он нуждается в понимании, любви и чувстве причастности к определенной культуре, обществу, традиции. Человек должен иметь возможность отнести себя какой - то системе, которая бы направляла его жизнь, придавала ей смысл [2, с. 10].
Среди видов личностной самоидентификации человека можно выделить понятия индивид, индивидуальность и личность. Под индивидом понимается наиболее общая характеристика человека как представителя
Interactive science | 3 (25) • 2018
77
Философия
человеческого рода вообще; индивидуальность определяет неповторимые отличительные черты человека, его личные таланты и способности; личность означает социальную характеристику человека, которая проявляется в общении с другими людьми.
Среди видов социальной идентичности выделяют ее наиболее устойчивые формы, такие как этническая, национальная, культурная, религиозная идентичности и те виды социальной идентичности, изменяющиеся в соответствии с социальными переменами в жизни человека, такие как классовая, гражданская, социальная, политическая.
В соответствии с теорией английского психолога Генри Тэджфела, процесс идентификации обуславливает все формы социального поведения и состоит из двух подсистем: личностной идентификации, отвечающей за самоопределение личности и групповой идентичности, основывающейся на чувстве причастности к какому-либо этносу, нации, религии, культуре.
Наиболее стойкими видами идентичности являются этническая, культурная и национальная. Устойчивость этнической идентификации предопределяется рождением человека и его кровными, родственными связями. Культурная идентичность предопределяется культурной средой, в которой человек социализировался и традициями, которые он в себя впитал. Национальная идентичность есть чувство принадлежности составляющих нацию индивидов к единому политическому сообществу, признание символов, ценностей и моральных установок данного сообщества. В целом, под социальной идентичностью понимается отождествление себя с определенной социальной группой людей, общностью. Это может быть этнос, нация, религия, социальный и экономический класс, идеология, пол и т. п.
Актуальной проблемой социально - гуманитарного знания является исследование особенностей формирования национально-культурной и гражданской идентичности современной казахстанской нации.
Будучи утверждающимся независимым государством, Казахстан находится в процессе активного на-
ционального и государственного строительства. Перед республикой с полиэтническим составом населения, встала задача формирования нации и новой национальной идентичности на гражданской, политической основе [3, с. 9].
Процесс образования уникального национального состава казахстанского общества осуществлялся длительное время и протекал в различных исторических условиях. Представители многих народов обрели в Казахстане свою судьбу, и волею истории наша республика стала им Родиной: в годы установления советской власти, коллективизации, массовых политических репрессий, Великой Отечественной войны, в годы целины и освоения залежных земель Северного Казахстана. В 60-х и 70-х годах ХХ века Казахстан был обозначен «лабораторией дружбы народов», реализуя уникальный эксперимент по созданию интернационального советского общества и формированию наднациональной советской идентичности.
Безусловно, многонациональный состав казахстанского общества является нашим достоянием, но одновременно это большая ответственность каждого гражданина за судьбу своей Родины. С первых лет независимости в построении общеказахстанского дома политическое руководство страны стремилось проводить сбалансированную национальную политику, основанную на гуманном и толерантном отношении к тем, кто волею истории обрел свою судьбу на казахской земле, пустил здесь корни, разделил тяжелые испытания с казахским народом, исконно проживающим в Великой Степи. В Республике Казахстан была реализована собственная модель межэтнического мира и согласия, созданная на базовых ценностях казахстанского общества - общенациональное единство и согласие, толерантность и патриотизм.
В настоящее время можно констатировать, что процесс гражданской идентификации медленно, но все, же закрепляется на уровне массового сознания, большинство граждан республики ощущают себя частью единого народа независимого Казахстана.
Литература
1. Бейсенова Г.А. Проблемы глобализации и идентичности [Текст] / Г.А. Бейсенова. - Алматы, 2009. - 201 с.
2. Фромм Э. Бегство от свободы / Пер. А. Лактионова. - М.: Аст Москва, 2009. - 135 с.
3. Кадыржанов Р.К. Этнокультурный символизм и национальная идентичность Казахстана. - Алматы: Институт философии, политологии и религиоведения КН МОН РК, 2014. - 168 с.
References
1. Beisenova, G.A. (2009). Problemy globalizatsii i identichnosti. Almaty, 201.
2. Fromm, E. (2009). Begstvo ot svobody. per. A. Laktionova, 135. M.: Ast Moskva.
3. Kadyrzhanov, R.K. (2014). Etnokul'turnyi simvolizm i natsional'naia identichnost' Kazakhstana. KN MON RK.
78
Интерактивная наука | 3 (25) • 2018